Судебная дорожно транспортная экспертиза. Независимая техническая экспертиза транспортных средств

Под понятием транспортной экспертизы могут подразумеваться кардинально различающиеся процессуальные и исследовательские процедуры. В частности, техническая экспертиза транспортного средства обеспечивает расчет причиненного отдельными повреждениями ущерба автомобилю. Транспортно-трасологическая же экспертиза обеспечивает расследование причин и предпосылок ДТП, определение виновников аварийной ситуации, а также автомобилей, скрывшихся с места происшествия.

Оглавление:

Техническая экспертиза транспорта – определение и порядок проведения

Правовое регулирование обязательности технической экспертизы транспорта в случае возникновения страховой ситуации регулируется положениями Федерального закона от 25.04.2002 №40. При этом данный закон, в первую очередь, посвящён вопросам обязательного автострахования ответственности. Тем не менее, вопросы проведения экспертизы прямо затрагивают правоприменительную площадь такового закона, соответственно, она является одним из ключевых элементов контрольно-исследовательских процедур для определения , и, как следствие – , подлежащих уплате.

Обратите внимание

Транспортно-техническая экспертиза не определяет виновника ДТП, а исключительно рассчитывает стоимость причинённого ущерба.

Проведение технической экспертизы транспортных средств – это задача квалифицированных техников-экспертов и экспертных организаций, которые имеют в своём штате не менее, чем одного специалиста означенного профиля. Требования, каковые предъявляются к экспертам, полностью раскрываются в положениях Приказа Минтранса РФ №277 от 22.09.2016. Правовое же регулирование непосредственных правил проведения означенного комплекса исследовательских процедур и порядка проведения необходимых проверок, а также ведения расчётов лежит на Банке России в соответствии с положениями вышеупомянутого ФЗ.

В ходе экспертизы устанавливается возможный ущерб с учётом всех основных влияющих на размер выплат факторов, к которым относится:


В целом, таковая экспертиза является обязательной для получения страховых выплат. При этом порядок определения экспертов и экспертных организаций может быть предусмотрен условиями договора об обязательном страховании автотранспорта.

Понятие транспортно-трасологической экспертизы и её проведение


Экспертиза транспортно-трасологического характера – это комплекс практических исследований, предназначенный для определения всех обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. Заключение таковой экспертизы позволяет определить предполагаемого виновника ДТП в спорных ситуациях, получить информацию относительно причин происхождения аварии или аварийной ситуации, а также определить параметры автомобилей по оставшимся на месте ДТП следам, в случае, если виновники или .

Как таковыми, отдельными российскими законами порядок проведения транспортно-трасологических экспертиз не регулируется. В то же самое время к данным процедурам применяются все нормативы процессуальных кодексов, если необходимость проведения таковых исследований возникает во время отправления правосудия по административному, гражданскому или уголовному процессу. Так, данная экспертиза может проводиться как по ходатайству одного из участников процесса в судебном порядке, так и по инициативе самого суда.

Важный факт

Транспортно-трасологические экспертизы применяются и используются не только в судебном порядке. Получать их заключение и выводы можно и до начала судебных мероприятий, и во внесудебном формате.

Экспертиза такового характера обычно проводится непосредственно в виде обследования места ДТП, а также участвовавших в нём автомобилей. Однако при невозможности обеспечить сохранность такового места происшествия, допускается ознакомление экспертов с информацией касательно состоявшегося ДТП в формате протоколов, видеозаписей, фотоснимков, свидетельских показаний, чертежей и зарисовок.

Другие виды возможных транспортных экспертиз в России


Под транспортной экспертизой могут также подразумеваться мероприятия санитарно-гигиенического характера, направленные на установление уровня безопасности ввозимого на территорию РФ или иных государств Таможенного Союза автомобиля.
При этом нарушение установленных нормативов может служить причиной отказа для ввоза такового транспортного средства. Однако само по себе обязательное прохождение таковых экспертиз предусматривается исключительно для экспортёров новых транспортных средств, до этого не проходивших таковую проверку.

Также, под транспортной экспертизой могут подразумеваться и иные следственно-оперативные мероприятия, выступающие в виде криминалистической или инженерно-технической экспертизы. В частности, при подозрении на наличие изменения номеров кузова или двигательного аппарата транспортного средства может проводиться инженерная или иная экспертиза по решению суда с целью установления присутствия или отсутствия факта внесения таковых изменений в конструкцию транспортных средств.

Кроме этого, под экспертизой часто может подразумеваться технический осмотр транспортных средств перед рейсами в случае осуществления перевозок на постоянной основе. Однако, так как по результатам такового осмотра не выдаётся экспертного заключения, к проводящему осмотр лицу не предъявляется строгих требований по аттестации, а результатам осмотра является смотровой листок, данные процессуальные мероприятия нельзя называть экспертизой транспорта.

Наш экспертный центр предоставляет такую услугу, как независимая техническая профессиональная экспертиза ТС. Все работы выполняются опытными профессионалами.

Независимая техническая экспертиза автомобилей включает:

  • Оценку самого транспорта.
  • Оценку места происшествия.

Независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится только опытными автоэкспертами с применением специального оборудования и выбранной методики.

Актуальность проведения экспертизы (технической) автомобилей

Необходимость в проведении экспертизы ТС обычно возникает при:

  • Отстаивании законных интересов в суде.
  • Разрешении споров в досудебном порядке.

Транспортная независимая экспертиза автомобиля может быть заказана вами в следующих ситуациях:

  • При определении качества ремонта автомобиля или иного транспорта.
  • При установлении причины возникновения дефекта.
  • При выявлении отношения определенного дефекта к страховому случаю.
  • При оценке ущерба в результате ДТП.
  • При выявлении производственных дефектов автомобиля.
  • При подборе транспорта.
  • При необходимости в получении заключения о техническом состоянии транспорта.
  • При обнаружении скрытых повреждений и др.

Независимую техническую экспертизу заказывают:

  • Лица, ТС которых получило повреждения во время ДТП.
  • Покупатели автомобилей.
  • Лица, которые выполнили ремонт своих ТС, но остались не удовлетворены полученными результатами.

Для экспертизы транспортного средства к нам обращаются и другие категории потребителей.

Независимая экспертиза транспортных средств: основные особенности

Техническая экспертиза автомобиля или иного транспорта представляет собой комплекс исследований. Она заключается в установлении причин и последствий повреждающих действий, произведенных в отношении транспортных средств. Также независимая техническая экспертиза автомобиля позволяет выявить наличие или отсутствие в транспортном средстве дефектов производителя.

Предметом исследования являются фактические данные о:

  • техническом состоянии транспортного средства,
  • дорожной обстановке на месте происшествия,
  • возможностях и действиях участников ДТП,
  • механизме дорожно-транспортного происшествия.

Информацию эксперт получает на основе своих специальных знаний и навыков, а также материалов дела.

Объектами экспертизы автомобиля или иного транспорта являются:

  • узлы,
  • системы,
  • механизмы.

Также экспертиза вашего автомобиля подразумевает оценку таких объектов, как:

  • дорожное полотно,
  • место ДТП,
  • следы,
  • материалы уголовного дела и др.

К разряду инженерно-транспортных экспертиз относится экспертиза технического состояния транспортных средств (технико-диагностическая), где следует выделить независимую автоэкспертизу, трасологическую экспертизу вашего ТС, заключающуюся в установлении картины дорожно-транспортного происшествия (ДТП) по его следам, кроме того, проводится экспертиза состояния дороги и дорожных условий. Отдельно следует выделить экспертизы по определению арбитражных и районных судов Москвы и других городов России.

Как проводится независимая экспертиза транспортных средств?

Экспертиза транспортных средств заключается в:

  • Осмотре ТС или поврежденной детали.
  • Фотофиксации видимых повреждений.
  • Оценке скрытых повреждений.
  • Составлении подробного акта осмотра автомобиля.
  • Подготовке экспертного заключения доказательного характера.

Независимая техническая экспертиза транспортных средств: действия заказчика

Независимая техническая экспертиза автомобилей является объективной методикой оценки.

Именно поэтому вам нужно:

  • Максимально честно ответить на все вопросы эксперта.
  • Предоставить документы на транспортное средство.

Также передайте эксперту документы, полученные от страховой компании и сотрудников правоохранительных органов.

Это позволит специалисту объективно оценить техническое состояние авто или другого ТС.

От чего зависит стоимость услуг?

Стоимость экспертизы зависит от ряда факторов:

  • Какая именно техническая экспертиза автомобилей проводится?
  • Какие сведения вы можете предоставить?

Учитываются и другие факторы ценообразования. В любом случае транспортная экспертиза автомобиля выполняется нами на выгодных для клиента условиях.

Работа в регионах

Экспертиза техническая может быть проведена не только для заказчиков из Москвы и Воронежа. Мы работаем и с клиентами из регионов.

Для проведения экспертизы ТС вы можете:

  • Пригласить сотрудников нашего центра в ваш город. Техническая экспертиза ТС будет выполнена в указанном населенном пункте.
  • Приехать в наше отделение в Москве или Воронеже. Транспортная экспертиза будет выполнена на основании предоставленных документов и материалов фотофиксации.
  • Предоставить документы по почте.

Детальную информацию о том, как специалисты проводят независимую техническую экспертизу в регионах, вы получите у менеджеров. С интересующими сведениями можно ознакомиться и на сайте.

Преимущества обращения в нашу организацию

  • Гарантированное качество выполняемых работ. Любая техническая экспертиза автомобилей проводится в соответствии с действующими требованиями и установленными нормами. Наши специалисты располагают всеми знаниями и навыками. Независимая техническая экспертиза автомобиля будет выполнена ими безошибочно. Для повышения точности всех исследований профессионалы используют современный измерительный и иной инструмент, тщательно изучают все аспекты происшествия.
  • Оптимальная стоимость услуг. Независимая экспертиза транспортного средства доступна многим. Важно понимать, что она может помочь вам сократить расходы, получить компенсацию и др. Вы не переплачиваете!
  • Объективная оценка. Независимая техническая экспертиза ТС полностью соответствует своему названию. Она выполняется на основании полученных документов и проведенных осмотров. Транспортная экспертиза автомобиля может стать весомым аргументом в спорах со страховыми компаниями, иными организациями. Отчеты наших экспертов являются важной доказательной базой даже в судах.
  • Оперативность решения задач. Транспортная экспертиза не может быть проведена за несколько минут. Тем не менее мы стараемся максимально сократить ее продолжительность. Техническая экспертиза ТС выполняется достаточно быстро.

Возникли вопросы? Хотите уточнить, как именно производится экспертиза различных транспортных средств? Позвоните по указанным номерам. Специалисты расскажут о том, как выполняется транспортная экспертиза.

За время вождения любой автолюбитель, так или иначе, сталкивался с опасностью ДТП или даже являлся его непосредственным участником. Даже при соблюдении всех правил дорожного движения ни один водитель не может быть полностью защищен от подобных происшествий. И далеко не всегда виновником обязан быть один из водителей.

Только что же делать в тех случаях, когда и целостность дорожного полотна в целом. Уже на месте происшествия это может быть очевидным, однако не всегда можно так просто доказать собственную правоту. Именно для этого и назначаются дорожно-транспортные экспертизы. А в нашей статье мы расскажем о ней подробнее и о тех вопросах, которые можно с помощью нее решить.

Дорожно-транспортная экспертиза – это одна из разновидностей расследования, проводимого экспертами, на основе имеющихся данных о требуемом предмете выяснения. В данном случае изучению подлежат причины, которые повлекли за собой ДТП, связанные непосредственно с дорожными условиями.

Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки. Однако все это представляет собой выяснение одинаковых по факту . Так же проводится и судебная дорожно-транспортная экспертиза, когда ведется разбирательство по происшествию.

Дорожно-транспортная экспертиза является одной из многочисленных разновидностей инженерных экспертиз. Все они характеризуются тем, что помимо оценки общего состояния объектов, так же они производят диагностику составляющих. По этому принципу производится диагностика дорожного полотна, обустройства и общих условий.

Что именно помогает узнать

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

Помните, что для успешного проведения дорожно-транспортной экспертизы Вам потребуется предоставить максимально полную информацию. В данном случае будут полезны все фото и видео материалы, которые было сделаны в момент ДТП. Чем более исчерпывающей будет информация, тем более точной будет сама дорожная экспертиза.

Как и когда производится

В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения экспертизы и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет. То есть можно условно разделить проводимые дорожно-транспортные экспертизы на два вида :

  1. Частные независимые экспертизы. Подобная дорожная экспертиза может быть проведена в самое ближайшее после аварии время. Услуга не бесплатна, включая и сам вызов эксперта по факту происшествия. Оплата производится обычно тем участников аварии, кто заказывает процедуру. Следует помнить, что проведение дорожно-транспортной экспертизы не запрещено. То есть Вы можете собрать необходимые доказательства своей невиновности предварительно. Помимо прочего, эксперту будет проще восстановить ситуацию «по горячим следам»;
  2. Судебные дорожно-транспортные экспертизы. Подобная дорожная экспертиза назначается исключительно в суде, после подачи соответствующего ходатайства (прошения) о ее необходимости. Она довольно часто используется в судебном процессе для происшествия, если ранее точное определение не было возможным. Судебную экспертизу имеет право проводить только определенный назначенный специалист, который является экспертом-автотехником требуемого разряда.

Если у частной больше возможностей собрать требуемую информацию самостоятельно, то специалист судебной экспертизы вынужден будет в основе своей опираться на имеющиеся документы. Именно для этого потребуется предоставить информацию в полном объеме.

Так же мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться бесплатной консультацией автоюриста. Подобные дела рассматриваются довольно часто, и он сможет подсказать, как лучше поступить в Вашей ситуации. Судебная практика отлично поможет Вам сориентироваться в ситуации, чтобы выйти победителем из процесса.

Предпосылок возникновения аварии несколько, это могут быть: техническая неисправность автомобиля, несоблюдение ПДД, отсутствие специальных дорожных знаков, несоответствующее государственным стандартам дорожное покрытие. В ситуации, когда определить настоящую причину аварии довольно сложно назначается дорожно-транспортная экспертиза. Данное мероприятие может проводиться экспертами МВД, или же автоэкспертами независимых структур.

Аварийная ситуация порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей и инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, однако, в любом случае виновная сторона должна быть установлена. Для более четкого отображения картины ДТП на место происшествия вызываются эксперты. Сама экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит непосредственно от ситуации.

Все ДТП условно делятся на виды:

  • Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
  • Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
  • Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.

Все вышеперечисленные вариации могут в той или иной степени стать причиной аварии. Касаемо технической невозможности, то к данному термину относят ДТП, возникшие из-за опасных дорожных условий.

Как правило, дорожно-транспортная экспертиза назначается в суде, целью ее проведения является установка виновных лиц в результате действий которых произошло ДТП.

Важно! Судебная дорожно-транспортная экспертиза проводится уполномоченными работниками МВД.

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Объектом изучения экспертизы выступают:

  1. Анализ обстановки на месте ДТП. Исследуется состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины и участков, расположенных в непосредственной близости у дороги.
  2. Определение параметров движения автомобилей пострадавших в ДТП. Эксперт, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна масла и т.д), определяет с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили.
  3. Исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной возникновения аварии.
  4. Анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке. Проверяется нанесена ли дорожная разметка, присутствуют ли специальные знаки, светофоры и т. д.

Безопасность движения полностью зависит от структуры дорожного покрытия. Так, причиной аварийной ситуации могут стать сдвиги, выбоины, расколы, ямы, гребенки и впадины на дорогах. Ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и районное управление ГИБДД. Аварийные ситуации, возникающие в результате дефектов асфальтного покрытия, случаются также нередко. В данном случае объектом изучения экспертизы выступает дорога. Ответственность за подобные ДТП несут городские власти, которые собственно и обязаны возмещать ущерб пострадавшему.

Дорожно-транспортная экспертиза обстоятельств ДТП должна разрешать такие вопросы:

  • Какая обстановка на месте аварии. Какое состояние дорожного покрытия, обочины, прилегающих участков к магистрали?
  • Может ли эксперт путем расчета коэффициентов определить параметры движения автомобиля?
  • Есть ли уклоны на дороге (если есть, то какие размеры)?
  • Какой обзор и видимость дороги был у водителей ТС, которые участвовали в аварии?
  • Где возникло и как столкнулись ТС?
  • Как располагались ТС относительно дорожного участка на момент аварии?
  • Была ли техническая возможность у участников аварии избежать происшествия?
  • Какое состояние дорожного полотна и придорожного обустройства?
  • Могли ли неправильное дорожное обустройство (ямы, расколы, отсутствие знаков) повлиять на управление ТС попавшее в ДТП?
  • Какими нормативными актами регламентируются эксплуатационные параметры данного дорожного участка?
  • Какие дефекты были обнаружены на дорожном участке где возникла авария? Какой вид дефекта (размер выбоин и т.д)?
  • Соответствует ли исследуемый участок эксплуатационным параметрам по нормативной документации?
  • Кто должен отвечать за соблюдение требований, перечисленных в нормативно-технической документации на данных автодорожных участках?

Важно! Дорожно-транспортная экспертиза может иметь один или несколько объектов исследования. Так, может быть назначена только трассологическая или автотехническая экспертизы. Если спорные моменты касаются большинства перечисленных вопросов, тогда необходима комплексная экспертиза.

Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.

Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.

Для проведения экспертизы требуется предъявить:

  • схему ДТП;
  • задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
  • видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
  • акт осмотра ТС;
  • справка о ДТП;
  • постановление об административном правонарушении;
  • протокол административного правонарушения (копия);
  • заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.

Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.

Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.

Стоимость экспертизы дорожно-транспортного происшествия

Судебная экспертиза должна быть бесплатной. Независимая экспертиза проводится за счет заказчика. Истец имеет право требовать с виновника аварии или страховщика возместить затраты на проведение экспертных работ. Стоимость зависит от вида процедуры, например, комплексная экспертиза может обойтись от 5000 до 7000 рублей. Стоимость автотехнической экспертизы в зависимости от состояния автомобиля вследствие ДТП может обойтись от 1500 до 4000 рублей.

Оригинал заключения выдается на руки заказчику экспертизы. Если человек намерен взыскать ущерб с виновника аварии либо судится со страховой, тогда необходимо уведомить ответственное лицо о дате и месте проведения экспертизы. Копии документов могут быть предоставлены сразу же всем заинтересованным лицам на месте проведения диагностики. В случае подачи иска в суд копия заключения предоставляется вместе с заявлением в качестве дополнительного документа.



Видео - дорожно-транспортная экспертиза


Дорожно-транспортная экспертиза проводится в ходе разбирательства в арбитражном суде при:

  • взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • возмещении ущерба выявленной виноватой стороной, в том числе к дорожной организацией;
  • при разрешении вопросов, связанных с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, при изучении наличия технических возможности у его участников избежать столкновения, при определении соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия ПДД РФ;
  • определении размера ущерба;
  • выявлении причинных связей между дорожно-транспортным происшествием и причиненным ущербом.

Дорожно-транспортная экспертиза , проводимая по назначению суда, является комплексным процессом, в который входит ряд научно-технических исследований обстоятельств определенного дорожно-транспортного происшествия. Такие экспертные исследования должны проводиться специалистами, имеющими специальную подготовку и опыт практической работы.

Предметом исследования такой независимой экспертизы являются:

  • установление на основе специальных познаний фактических обстоятельств, связанных с дорожно-транспортным происшествием;
  • следы на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
  • техническое состояние дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств; оценкой транспортного средства.

В ходе проведения дорожно-транспортной экспертизы составляется официальное заключение эксперта, позволяющее суду выносить те или иные заключения по ходу расследования ДТП. Суду для вынесения решения требуются тщательно изучить все обстоятельства ДТП. Только проведение независимой дорожно-транспортной экспертизы позволяет получить нужную информацию.

При назначении такого экспертного исследования судье нужно точно определить эксперту задачу его исследовательской работы. Зачастую судье сложно установить для эксперта предмет и условия, в которых он должен проводить экспертизу транспортного средства, участка дороги и всех обстоятельств аварии.

Судья должен указать в специально выписанном определении список задач, которые должна решить дорожно-транспортная экспертиза . Также в качестве дополнения к определению прилагаются материалы дела. Эксперт не должен сам осуществлять сбор материалов. Он должен только проанализировать с точки зрения технического эксперта собранные уже правоохранительными органами материалы дела.

Эксперт может выбирать сам только:

  • справочные данные;
  • научно-техническую информацию;
  • технические нормативы;
  • методики ГОСТа;
  • инструкции и материалы для проведения технического анализа.

Эксперт не может заниматься решением правовых вопросов. В ходе оформления судебного определения для проведения независимой дорожно-транспортной экспертизы судья указывает независимую экспертную компанию, которая будет заниматься экспертным анализом. Если назначается повторная или дополнительная экспертизы, требуется также прилагать к судебному определению результаты предыдущих экспертных оценок дорожно-транспортной аварии.

В ходе проведения экспертного анализа специалисты должны выяснить:

  • техническое состояние транспортных средств;
  • состояние дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок;
  • механизм дорожно-транспортного происшествия;
  • психофизиологическое состояние водителя и других участников дорожно-транспортного происшествия.

Виды дорожно-транспортной экспертизы

Дорожно-транспортная экспертиза , которая назначается по предписанию арбитражного суда, делится на:

  • автотехническую, направленную на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;
  • транспортно-трасологическую, которая занимается на исследованием следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
  • автотовароведческую, определяющую стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости;
  • технико-диагностическую, исследующую техническое состояние транспортных средств;
  • автодорожную, устанавливающую техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия;
  • инженерно-психофизиологическую, которая проводится как самостоятельный вид экспертизы с целью установления состояния и действий водителей транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия.

Объект дорожно-транспортной экспертизы

Проведение дорожно-транспортной экспертизы направлено на исследование конкретных материальных объектов, имеющих непосредственное отношение к дорожной аварии, в которых содержится нужная суду информация об обстоятельствах происшествия.

Объектами экспертного исследования являются:

  • транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии числе и их агрегаты, детали;
  • материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии) которых запрашиваются судом в ГИБДД или органе дознания;
  • схема дорожно-транспортного происшествия;
  • письменные объяснения лиц ― участников дорожно-транспортного происшествия;
  • ориентирующие, обзорные, узловые, детальные и панорамные фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие общую обстановку места происшествия и показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте дорожно-транспортного происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
  • протоколы осмотра поврежденного транспортного средства;
  • справки об участии в дорожно-транспортном происшествии;
  • сведения о водителях и транспортных средствах;
  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление о привлечении к административной ответственности;
  • заключение о стоимости восстановительного ремонта.

Цели экспертизы арбитражный суд должен формулировать, учитывая все конкретные обстоятельства происшествия. Каждый вид дорожно-транспортной экспертизы находит ответы на конкретные вопросы. В ходе проведения автотехнического экспертного исследования устанавливается:

  • скорость движения транспортного средства перед столкновением;
  • расстояние, на котором находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
  • длина тормозного пути транспортного средства;
  • наличие возможности у водителя транспортного средства избежать столкновения при применении вовремя экстренного торможения в момент возникновения опасности;
  • наличие технической возможности у водителя выехать за пределы полосы движения другого транспортного средства, если бы оно, двигаясь с разрешенной скоростью;
  • пункты Правил дорожного движения, которыми должен был руководствоваться водитель транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации;
  • техническая причина данного происшествия и ее связь с действиями водителя транспортного средства;
  • безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля при заданных исходных данных и ряд других вопросов.