Учет дорожно транспортных происшествий рф осуществляется. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации

2. Федеральным органам исполнительной власти привести ведомственные нормативные акты по вопросам учета дорожно-транспортных происшествий в соответствие с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными настоящим Постановлением.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации разработать и до 1 марта 1996 г. утвердить Положение о порядке предоставления информации о дорожно-транспортных происшествиях юридическим и физическим лицам, в том числе на договорной основе.

4. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по статистике изучить в течение 1996 года возможность применения в государственной статистической отчетности порядка отнесения лиц к числу пострадавших, используемого в статистике Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 1995 г. N 647

ПРАВИЛА
УЧЕТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

от 01.12.97 N 1513 , от 31.07.98 N 866 , от 02.02.2000 N 100 , от 01.02.2005 N 49 , от 19.11.2008 N 859 , от 14.02.2009 N 106 , от 04.09.2012 N 882)

I. Общие положения

1. Правила учета дорожно-транспортных происшествий обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах:

"дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;

"дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

"транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);

"владельцы транспортных средств" - юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке;

"погибший" - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток; от 19.11.2008 N 859)

"раненый" - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

3. Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

4. Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

органами внутренних дел;

владельцами транспортных средств;

государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

5. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

6. В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;

при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);

в результате стихийных бедствий;

вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке - расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);

в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;

в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

7. Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

8. Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

9. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

II. Учет дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел

10. Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

11. На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

12. Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

13. Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.

14. Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, организуют сверку с медицинскими организациями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, государственным органам управления автомобильными дорогами, владельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.07.98 N 866 , от 19.11.2008 N 859 , от 14.02.2009 N 106)

III. Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

15. Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

16. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

17. Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

18. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 106)

IV. Учет дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог

19. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

20. Форма учета дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог определяется Российским дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.2000 N 100)

21. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно сообщать в управление (отдел) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, о каждом дорожно-транспортном происшествии, совершенном на дорогах, находящихся в их ведении. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 106)

22. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных на дорогах, находящихся в их ведении. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 106)

V. Учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в медицинских организациях (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

23. Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

26. Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

27. Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 859)

28. Медицинские организации обязаны представлять органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи. (в ред. Постановления Правительства РФ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1513 (Российская газета, N 238, 10.12.97);
(Российская газета, N 162, 25.08.98);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 года N 100 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 07.02.2000);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации N 7, 14.02.2005);
(Российская газета, N 245, 28.11.2008) (вступило в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 31, 25.02.2009);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012).

____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила учета дорожно-транспортных происшествий и ввести их в действие с 1 января 1996 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести ведомственные нормативные акты по вопросам учета дорожно-транспортных происшествий в соответствие с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными настоящим постановлением.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации разработать и до 1 марта 1996 г. утвердить Положение о порядке предоставления информации о дорожно-транспортных происшествиях юридическим и физическим лицам, в том числе на договорной основе.

4. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по статистике изучить в течение 1996 года возможность применения в государственной статистической отчетности порядка отнесения лиц к числу пострадавших, используемого в статистике Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Правила учета дорожно-транспортных происшествий

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июня 1995 года N 647

I. Общие положения

1. Правила учета дорожно-транспортных происшествий обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах:

"дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;

"дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

"транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);

"владельцы транспортных средств" - юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке;

"погибший" - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 ;

"раненый" - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

3. Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

4. Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

органами внутренних дел;

владельцами транспортных средств;

государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

5. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

6. В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;

при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);

в результате стихийных бедствий;

вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);

в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;

в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

7. Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

8. Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики (пункт в редакции .

9. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

II. Учет дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел

10. Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

11. На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

12. Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

13. Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.

14. Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, организуют сверку с медицинскими организациями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, государственным органам управления автомобильными дорогами, владельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях (пункт в редакции, введенной в действие со 2 сентября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 866 постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 ; в редакции, введенной в действие с 5 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 106 .

III. Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

15. Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

16. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

17. Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

18. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 106 .

IV. Учет дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог

19. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

20. Форма учета дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог определяется Российским дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 года N 100 .

21. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно сообщать в управление (отдел) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, о каждом дорожно-транспортном происшествии, совершенном на дорогах, находящихся в их ведении (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 106 .

22. Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных на дорогах, находящихся в их ведении (пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 106 .

V. Учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях в медицинских организациях

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 , -

23. Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

24. Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 ; в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 882 .

25. Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 :

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях:

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

26. Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

27. Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

28. Медицинские организации обязаны представлять органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

По Постановлению Правительства № 647 от 29.06.95 «Правила учета дорожно-транспортных происшествий»:

  • - учету подлежат все ДТП;
  • - в государственную статистическую отчетность включаются сведения о ДТП, в которых погибли или были ранены люди;
  • - не включаются в отчетность ДТП, возникшие: во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту; при выполнении технологических операций, не связанных с перевозкой людей или грузов; в результате стихийных бедствий; в связи с нарушением правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств; в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством; в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба. В органах внутренних дел учет ведут на основе нормативных документов: Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995г. № 647 и приказа МВД № 328 от 18 июня 1996г. «Организация учета ДТП в органах внутренних дел». Приложением к этому приказу является Карточка учета ДТП, которая является главным документом для учета и дальнейшего анализа ДТП, и заполняется на каждое ДТП с погибшими или ранеными, сотрудником ГИБДД, оформляющим материалы по ДТП.

Карточка учета ДТП содержит 7 разделов, состоит из 66 позиций. Каждая позиция графически выделена в отдельную область, в которой отведено место для написания текстовых значений или приведены перечни цифровых значений показателей. Используются кодификаторы из «Инструкции по учету ДТП в органах внутренних дел».

Разделы карточки учета ДТП:

  • 1. Общие сведения.
  • 2. Место совершения ДТП.
  • 3. Вид и схема ДТП.
  • 4. Дорожные условия.
  • 5. Сведения о транспортных средствах, участвовавших в ДТП.
  • 6. Участники ДТП.
  • 7. Дополнительные сведения.

Раздел 1 «Общие сведения» заполняется в управлении (отделе) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, осуществляющем передачу информации на федеральный уровень. Время ДТП ставится местное, первые два знака - часы, другие - минуты. Если время совершения неизвестно ставится 0000. При совершении в 00 час. 00 мин. проставляется 0001.

Раздел 2 «Место совершения ДТП» указывается дорога, на которой

произошло ДТП из кодификатора федеральных дорог, расстояние (километр и метры) дороги, указывается значение дороги, категория дороги из паспорта дороги по СНиП 2.05.02-85.

Раздел 3 «Вид и схема ДТП» указывается номер соответствующего вида ДТП (по «Инструкции…», схема ДТП той же инструкции. Также в этом разделе указывается количество транспортных средств, участвовавших в ДТП, а также количество участников ДТП, на которых затем заполняются сведения в разделе 6.

Раздел 4 «Дорожные условия» указываются цифровые данные по плану и профилю дороги, сооружения и инженерные устройства дороги, проставляются: ширина проезжей части (в метрах), а ширина обочин, тротуаров, разделительной полосы - в дециметрах. Заносятся данные о виде покрытия проезжей части и его состоянии, об освещении. Немаловажным для анализа ДТП являются дорожные условия, сопутствующие ДТП (от 1 до 3 видов, по 2 графоклетки на каждое).

Раздел 5 «Сведения о транспортных средствах, участвовавших в ДТП. Заносятся сведения обо всех транспортных средствах, участвовавших в ДТП, при этом указываются следующие сведения: тип транспортного средства («Инструкции…», номера двигателя, шасси и кузова, код завода - изготовителя, технические неисправности (допускается указать две неисправности одновременно), номер регистрационного знака, места наибольших повреждений транспортного средства (по схеме в карточке учета). Также указываются сведения о принадлежности, наличии лицензии.

Раздел 6 «Участники ДТП». В данный раздел заносятся сведения обо всех лицах - участниках ДТП, к которым относятся пострадавшие, водители всех транспортных средств, участвовавших в ДТП. Вписывается Ф.И.О (текстом), номер водительского удостоверения, указывается водительский стаж, время за рулем (в часах), степень тяжести последствий ДТП, место жительства (указывается текстом), нарушения ПДД (до 3 видов допущенных нарушений ПДД). Если число транспортных средств, участвовавших в ДТП более 4, то составляется дополнительная карточка, где они будут пятым, шестым и т.д.

Раздел 7 «Дополнительные сведения». Сведения из карточек учета передаются из территориальных ГО - РОВД в вышестоящие подразделения, а затем на федеральный уровень. Эти сведения необходимы для анализа ДТП в масштабах региона и страны целом.

Территориальные ОВД выполняют анализ ДТП по видам ДТП, по времени суток, по причине, по дням недели, отдельно учитывают ДТП с участием детей.

Медицинские учреждения участвуют в учете ДТП следующим образом. Они регистрируют в журнале людей, доставленных с мест ДТП, а также погибших.

Нормативной базой для медицинских учреждений является Постановление Правительства РФ от 29.06.95 г. № 647. Сведения о пострадавших и погибших передают в органы внутренних дел.

В частности, Правилами учета предусматриваются обязательный учет ДТП в автопредприятиях и в гаражах, обязательная простановка шифра министерства, ведомства в путевых листах, ежемесячная сверка данных о ДТП с органами внутренних дел и некоторые другие требования.

В то же время Правилами не регламентируются форма журнала учета ДТП, порядок простановки шифров министерств в путевых листах, форма донесения о ДТП, конкретные сроки передачи сведений и т. п. Эти требования должны устанавливаться ведомственными нормативными актами - приказами, распоряжениями, отраслевыми стандартами, руководящими техническими материалами.

При этом иногда излишне усложняются форма донесения и журнал учета ДТП, организуется централизованный по министерству сбор донесений параллельно со сбором сведений по установленной форме отчетности.

Не предусматривается учет ДТП без пострадавших и сверка сведений о них с данными органов внутренних дел. Все это снижает эффективность деятельности ведомственных служб БДД, отвлекает их от непосредственной работы по предупреждению ДТП.

Ниже перечисляются основные требования и рекомендации по организации учета ДТП в министерствах и ведомствах.

  • 1. Предприятия, учреждения и организации, имеющие транспортные средства, должны вести учет всех ДТП с участием их транспортных средств независимо от места происшествия, его причин и последствий. Это требование является принципиальным и необходимым, поскольку учет данных только о происшествиях по вине водителей не позволяет получить статистически достоверных выводов.
  • 2. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях в суточный срок с момента поступления сообщения необходимо регистрировать в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий. Журнал должен быть прошит, пронумерован и хранится в течение 3 лет с даты последней записи. Ответственность за заполнение журнала возлагается на работника службы безопасности или иное лицо, назначенное приказом по предприятию, организации.
  • 3. Руководители предприятий, учреждений и организации обязаны немедленно сообщать в местные органы внутренних дел о всех ДТП с участием их транспортных средств, а также о возвращении в гаражи транспортных средств с внешними повреждениями. Передача сообщений в органы внутренних дел фиксируется в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий.
  • 4. Предприятия, учреждения и организации должны изготовлять специальные штампы для путевых листов с указанием шифра. Исходя из установленной формы путевого листа целесообразно изготовить штампы в виде прямоугольника размером 50 X 80 мм и разделить его на несколько полей в зависимости от числа звеньев управления в министерстве, ведомстве. Выдача путевых листов без указания шифра предприятия запрещается.
  • 5. О всех дорожно-транспортных происшествиях с участием собственных транспортных средств предприятии, учреждения и организации должны направлять в вышестоящую организацию донесение согласно подчиненности в течении 7 дней с момента наступления сообщения о ДТП. Для автотранспортных предприятий, имеющих в своем составе свыше 100 ед. транспортных средств, может быть предусмотрено направление в вышестоящую организацию донесений только по дорожно-транспортным происшествиям, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность.
  • 6. Предприятия, учреждения, организации ежемесячно должны проводить сверку своих данных учета ДТП с городскими (районными) подразделениями ГАИ по всем дорожно-транспортным происшествиям, имевшим место на территории города (района). В крупных городах, имеющих внутригородское административно-территориальное деление, допускается проводить сверку только по тем происшествиям, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность.

При проведении сверки следует обращать внимание на следующие основные причины расхождений данных о ДТП:

  • а) неправильное определение принадлежности транспортных средств из-за отсутствия шифров министерств и ведомств в путевых листах. Ошибки в определении принадлежности транспортных средств, участвовавших в ДТП, являются основным источником расхождения в данных. Поэтому в Правилах учета предусмотрено, что предприятия и организации обязаны в путевых листах и в талонах технического паспорта указывать название и шифр министерства, ведомства, которому они подчиняются.
  • б) ошибка в определении принадлежности транзитных транспортных средств. Проблема учета ДТП с транзитным транспортом возникает из-за того, что ведомственный учет организуется по месту регистрации транспортных средств, а учет в органах Внутренних дел по месту совершения ДТП.

Рассмотрим конкретный пример. За год на территории области Водителями предприятия было совершенно 16 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Из них 3 происшествия были совершены водителями того же предприятия, но прибывшими из других областей.

В свою очередь, водителями транспортных средств областного управления на территории других регионов совершено 1 ДТП. Таким образом, число ДТП по вине водителей транспортных средств, зарегистрированных на территории области, будет равно 14 (16 - 3 + 1).

  • в) ошибки в определении принадлежности транспортных средств, сданных в аренду или привлеченных на временное выполнение работ. Согласно гражданскому законодательству, владельцем источника повышенной опасности признается организация либо гражданин, эксплуатирующий источник повышенной опасности в силу принадлежащего ему права собственности или права оперативного управления, так и по другим основаниям (например, по договору аренды, проката или по доверенности), а также в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование источника повышенной опасности. В соответствии с этим определением происшествие должно быть отнесено к тому министерству (ведомству), предприятие которого несет гражданскую ответственность за последствия ДТП.
  • г) неправильное определение вины водителя. В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РСФСР и союзных республик вина водителя или иного лица в совершении ДТП может быть признана только в судебном порядке. Однако при учете ДТП понятие вины водителя трактуется более широко: виновным считается водитель, допустивший нарушение Правил дорожного движения, в результате которого произошло ДТП. При этом не учитывается мера ответственности водителя за совершенное ДТП. В частности, при отнесении ДТП к тому или иному министерству (ведомству) водитель считается виновным, даже если уголовное дело не возбуждалось, но он допустил нарушение Правил дорожного движения и был привлечен к административной или дисциплинарной ответственности.

При аварии на месте ДТП составляется первичная документация, водителям, участвующим в ДТП выдаются справки об участии в ДТП и составляются следующие протоколы:

  • - Протокол осмотра ДТП - составляется на месте ДТП, сотрудниками государственной автомобильной инспекцией, по форме Утвержденной МВД на специальном бланке. В нем указываются права, обязанности, схема ДТП. Протокол имеет 3 части: вводную, описательную, заключительную.
  • - Протокол осмотра ТС - составляется с указанием исправности не исправности по системам и узлам автомобиля.
  • - Административный протокол - об административном правонарушении в котором обязательно указываются пункты ПДД нарушенные водителями транспортных средств.

Документация по учёту и анализу ДТП и нарушений ПДД:

  • - Журнал учёта ПДД - ведется на предприятии инженером по безопасности дорожного движения. Содержит информацию о процессе работы с водителями и их подготовке по вопросам ПДД.
  • - Журнал учёта ДТП. В нем фиксируются все дорожно-транспортные происшествия произошедшие с участием транспорта предприятия.
  • - Анализ аварийности - использует удельные и относительные показатели позволяющие произвести оценку состояния безопасности и выявить причины и условия возникновения ДТП с последующей разработкой необходимых профилактических мероприятий.

Так же необходимыми документами являются:

  • - Личная карточка водителей - содержит сведения о водителе.
  • - Журнал учёта инструктажей - контролирует ознакомление водителей с особенностью выполнения различного вида перевозок в различных дорожных и климатических условиях на определенном маршруте движения.
  • - Стажировочные листы - имеют сведения о процессе и результате прохождения водителем стажировки.
  • - Допуски к эксплуатации - документ дающий право водителю приступить к эксплуатации установленного транспортного средства.
  • - Составление организационного плана по БД - план работы по безопасности дорожного движения, нацеленный на сокращение аварийности.
  • - Приказы по предприятию.
  • - Инструктажи при эксплуатации - позволяют осуществить достижение осознанного понимания водителями необходимости поддержания навыков безопасного выполнения автомобильных перевозок пассажиров и грузов.
  • - Журнал учёта нарушений.
  • - Журнал учёта заседательной комиссии по наказаниям.
  • - Положение об отделе - Положение об отделе БДД на предприятии с численностью автотранспортных средств более 50, действующими с 29 июня 1995 года.
  • - Акты.
  • - Обследование дорог городской комиссией - содержит данные и общую характеристику технического состояния дорожного покрытия на маршрутах.
  • - Выездные медицинские комиссии для контроля за водителями автобусов.

Для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по их устранению организован учет ДТП. В соответствии с действующими правилами ведут учет следующие организации:

территориальные органы внутренних дел (ГИБДД) - проводят учет ДТП на территории обслуживания;

органы управления автомобильными дорогами - учитывают все ДТП, происшедшие на обслуживаемой ими дороге;

владельцы транспортных средств - учитывают все ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.

Все ДТП делятся на три группы:

ДТП, в которых погибли или получили ранения люди. Сведения о них заносятся в специальную карточку учета ДТП и включаются в госстатотчетность.

ДТП с материальным ущербом без пострадавших. Сведения о них в госстатотчетность не включаются, а обобщаются и анализируются на уровне районов, городов, областей.

ДТП, которые по формальным признакам могут быть квалифицированны как ДТП, но в госстатотчетность не включаются:

а) происшествия с сельхозмашинами во время выполнения ими основных операций;

б) происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на причинение того или иного ущерба (умышленность действий должна быть признана в судебном порядке);

в) происшествия, возникшие в результате стихийных бедствий (удар молнии, падение деревьев, камней);

г) происшествия в результате нарушения правил техники безопасности, если водитель в это время не находился за рулем;

д) происшествия на охраняемых территориях предприятий;

е) происшествия во время спортивных соревнований.

Из общей группы ДТП следует выделить дорожно-транспортные преступления - это уголовно наказуемые ДТП. К ним относятся ДТП, повлекшие уголовные наказания виновных по последствиям ДТП.

Хотя обстоятельства, при которых возникают дорожно-транспортные происшествия, весьма разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработке мероприятий по предупреждению. Кроме того, классификация происшествий приводит к единообразию учета и возможности проведения анализа на его основе. Различают следующие виды ДТП.

Столкновение - движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

Опрокидывание - механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.

Наезд на препятствие - механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора, мост, столб, дерево, ограждение и т. п.).

Наезд на пешехода - механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.

Наезд на стоящее транспортное средство - механическое транспортное средство наехало или удари­лось о стоящее механическое транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных, верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными.

Наезд на животных - механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая вьючных, упряжных, верховых).

Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся сходы трамваев с рельс (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и др.

Анализ ДТП заключается в определении причин и условий их возникновения, выявлении опасных участков дороги. Различают количественный, качественный и топографический методы анализа,

Количественный анализ ДГЛ дает оценку аварийности по месту (АТП, город, регион, страна, дорога, перекресток) и времени их совершения (день, месяц, год).

Различают абсолютные показатели (общее число ДТП, число убитых или раненых, суммарный ущерб от ДТП, как правило за год) и относительные (число ДТП, приходящихся на 1 тыс. жителей; на 1 тыс. транспортных средств; на 1 тыс. водителей, на 1 км протяженности дороги; на 1 млн. км пробега и пр.).

Абсолютные показатели дают общее представление о масштабах аварийности, показывают тенденции изменения уровня аварийности по времени. Однако более объемными являются относительные показатели, позволяющие проводить сравнительный анализ уровня аварийности различных стран, регионов, городов, магистралей, АТП и пр.

Из перечисленных показателей наиболее распространенным и объективным является показатель К а относительной аварийности, определяемый как отношение числа ДТП за рассматриваемый период к суммарному пробегу транспортных средств
, км) за тот же период:

,

В связи с различной степенью тяжести последствий ДТП для сравнительной оценки и анализа различных ДТП применяют коэффициент тяжести ДТП Т ), определяемый как отношение числа погибших
к числу раненых
за определенный период времени:

.

По данным официальной статистики, показатель тяжести ДТП колеблется в различных странах от 1/5 до 1/40. Следует учитывать, что на Кт оказывает большое влияние полнота охвата ДТП с легкими телесными повреждениями, что, в свою очередь, в значительной степени зависит от правовых положений по страхованию. Тяжесть последствия от ДТП может быть охарактеризована, кроме того, отношением числа погибших
или раненых
к общему числу ДТП.

;

.

Качественный анализ ДТП служит для установления причинно-следственных факторов и степени их влияния на возникновение ДТП. Этот анализ позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП по каждому из составляющих системы «Дорожное движение».

В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов организации дорожного движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках участников движения (водителей, пешеходов). Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что 9 из 10 дорожно-транспортных происшествий происходят по вине человека, остальная часть также зависит от него в какой-то степени.

При анализе ДТП наиболее просто отнести его причину к водителю, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации и компенсировать несовершенство составляющих системы ВАДС необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения. Однако такая постановка вопроса недостаточно обоснованна. Многие ДТП происходят из-за недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц, например, дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за дефектов транспортных средств, неудовлетворительных дорожных условий, некачественной организации управления дорожным движением и т. п.

В отличие от систем автоматического регулирования водитель не имеет запрограммированной системы ответов на бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допустить ошибки, число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными причинами ДТП, как невнимательность, превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода, неисправность транспортных средств (ТС) и пр., во многих случаях обнаруживается, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся дорожно-транспортной ситуации, чтобы возникла опасность ДТП.

Анализ большого числа дорожно-транспортных происшествий позволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих им факторов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, в процессе его развития, влияние каждой из причин неодинако­во. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортных происшествий необходимо выявить все причинно-следственные связи. В противном случае установить первопричины происшествий затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующее:

из-за неправильных действий водителя 60.. .70%;

из-за неудовлетворительного состояния дороги или несоответствия дорожных условий характеру движения 20...30%;

из-за технических неисправностей автомобиля 10-20%.

Топографический анализ ДТП предназначен для выявления мест их концентрации в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.

Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на который условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причем в зависимости от цели проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде «проявляются» очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.

Линейный график, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изоб­ражения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных обозначений на график. Очаги ДТП на графике подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.

Масштабная схема дорожно-транспортных происшествий представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП. Кроме того, могут быть нанесены даты, время суток, номер учетной карточки. Схема позволяет при­нимать решения о необходимости совершенствования организации движения на конкретном участке дорожно-уличной сети.

Общие положения

  • 1.1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок учета дорожно-транспортных происшествий (в дальнейшем - ДТП) и обязательны для выполнения на всей территории Республики Беларусь.
  • 1.2. Учет ДТП осуществляется в целях оценки состояния безопасности дорожного движения, анализа причин и условий их совершения, тяжести последствий, выработки управленческих решений по их предупреждению и устранению.
  • 1.3. Дорожно-транспортное происшествие - это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства (в дальнейшем - транспортное средство), в результате чего погибли или ранены люди, либо повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Примечания:

  • - в число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте ДТП или в течение тридцати суток с момента происшествия при наличии документально подтвержденной причинно-следственной связи между наступлением смерти и дорожно-транспортным происшествием;
  • - в число раненых при ДТП включаются люди, которые получили телесные повреждения при происшествии, вызвавшие потерю трудоспособности или необходимость госпитализации, либо назначение амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи на срок не менее одного дня. Назначение амбулаторного лечения в необходимых случаях подтверждается документами (справками) медицинских учреждений. Не считается раненым лицо, если оно после ДТП направлено на обследование, по результатам которого расстройство его здоровья не выявлено, что должно подтверждаться справкой медицинского учреждения;
  • - категории и виды ДТП, их определения даны в приложении к настоящим Правилам;
  • - к механическим транспортным средствам относятся транспортные средства, приводимые в движение двигателем.
  • 1.4. Учет ДТП и их последствий, в том числе и материального ущерба, причиненного в результате их совершения, ведется органами внутренних дел.

В государственную статистическую отчетность включаются сведения органов внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших гибель или ранение людей.

  • 1.5. В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о ДТП, совершенных:
    • - на огороженных и охраняемых территориях предприятий, организаций, аэродромов, воинских частей, строящихся и других объектов с пропускной системой въезда и выезда;
    • - вне дорог (в лесу, на лугу, на поле и т.п.).
  • 1.6. Ведомственный учет ДТП ведется министерствами, другими центральными органами управления, предприятиями, организациями, учреждениями и прочими юридическими лицами, владельцами транспортных средств, а также автомобильных дорог, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
  • 1.7. Медицинские учреждения Министерства здравоохранения, других центральных органов управления, а также принадлежащие частным лицам ведут учет пострадавших при ДТП.
  • 1.8. Не подлежат учету как дорожно-транспортные:
    • - происшествия во время проведения мероприятий по автомобильному, мотоциклетному или велосипедному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали водители - спортсмены, судьи или другой персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
    • - происшествия с тракторами, другими самоходными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены (пахота, прокладка траншей, скирдование, уборка сельскохозяйственной продукции на полях, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, производимые с помощью автокранов или методом самосвала, установка мачт, опор и т.п.);
    • - происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни, причинение вреда здоровью людей или имуществу, которые установлены следствием (судом);
    • - происшествия, явившиеся следствием попытки пострадавшего окончить жизнь самоубийством, которые установлены следствием (судом);
    • - происшествия, возникшие в результате стихийных бедствий;
    • - происшествия, возникшие в результате нарушения техники безопасности и правил эксплуатации транспортных средств при отсутствии водителя за рулем (запуск двигателя с помощью заводной рукоятки или пуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств с прицепами, тракторными санями, сельскохозяйственными орудиями и т.п.);
    • - пожары на движущихся транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

Учет дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел

  • 2.1. Учет ДТП проводится по месту их совершения и месту регистрации транспортных средств.
  • 2.2. Устные или письменные сообщения о ДТП, пострадавших при них людей регистрируются в дежурных частях органов внутренних дел, строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ, Участков дорожной милиции в установленном порядке.

После проверки сообщений и принятия неотложных мер сведения о ДТП, подлежащих учету в соответствии с настоящими Правилами, регистрируются в журнале (книге) учета установленной формы.

2.3. На каждое ДТП, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета ДТП и делается соответствующая отметка в журнале (книге) учета. Второй экземпляр карточки направляется в соответствующий отдел ГАИ УВД облисполкома.

Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий с материальным ущербом без пострадавших осуществляют гор - райорганы внутренних дел, строевые подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ, Участки дорожной милиции.

В отделы ГАИ УВД ежемесячно (до 5-го числа) направляются обобщенные сведения о количестве ДТП без пострадавших и о сумме материального ущерба от них. Аналогичные сведения ежемесячно (до 10-го числа) из отделов ГАИ УВД представляются в Управление ГАИ МВД.

Порядок сбора и обобщения статистических данных устанавливаются Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Ответственность за полноту учета и правильность включения сведений о ДТП в государственную статистическую отчетность несут начальники отделов ГАИ УВД, а также начальники гор - райорганов внутренних дел.

Контроль за полнотой учета и правильностью включения сведений о ДТП в государственную статистическую отчетность осуществляют вышестоящие подразделения Госавтоинспекции.

2.4. На ДТП по вине водителя транспортного средства, зарегистрированного на территории другой области (города, района), повлекшее гибель или ранение людей, составляется дополнительный экземпляр карточки, который высылается в орган внутренних дел по месту регистрации транспортного средства.

На ДТП по вине водителя транспортного средства, зарегистрированного на территории другого государства-участника Содружества Независимых Государств, повлекшее тяжелые последствия, согласно Соглашению Министерств внутренних дел государств-участников СНГ о сотрудничестве в сфере безопасности дорожного движения высылается информация в орган внутренних дел по месту регистрации транспортного средства

2.5. Органы внутренних дел при получении сообщений о ДТП с гибелью или ранением людей с участием зарегистрированных на обслуживаемой территории транспортных средств передают сведения о них владельцам транспортных средств с обязательной регистрацией в журнале (книге) учета. Об участии в ДТП военнослужащих информируется Военная автомобильная инспекция.

При оформлении материалов о ДТП, где явно усматривается причинная связь в его совершении с неудовлетворительными дорожными условиями, на место происшествия вызываются владельцы дорог, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, с регистрацией вызова в журнале (книге) учета.

Дорожным и коммунальным организациям передаются сведения о всех дорожно-транспортных происшествиях, совершению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия. При необходимости указанные условия определяются лабораторными исследованиями или следственным экспериментом.

  • 2.6. Органы внутренних дел предоставляют возможность сверки статистических данных о ДТП представителям министерств, других центральных органов управления, предприятий, организаций, учреждений и прочих юридических лиц, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, владельцам транспортных средств. При необходимости сведения о дорожно-транспортных происшествиях, совершению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия, подтверждаются письменно (но только по тем ДТП, разбирательство по которым закончено).
  • 2.7. Руководители подразделений ГАИ не реже одного раза в месяц организуют сверку сведений о ДТП с данными медицинских учреждений.

Учет ДТП, выявленных в результате сверки, и включение сведений о них в государственную статистическую отчетность осуществляются в соответствии с настоящими Правилами.

Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

3.1. Министерствами, другими центральными органами управления, предприятиями, организациями, учреждениями учитываются все ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей.

Примечание:

Под владельцем транспортного средства следует понимать предприятие, организацию, учреждение, независимо от формы собственности, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства как в силу принадлежащего ему права собственности или права оперативного управления, так и по другим основаниям (аренда, прокат, доверенность и т.п.), а также в силу распоряжения компетентного органа о передаче организации во временное пользование транспортного средства.

  • 3.2. Учет ДТП на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется работниками службы безопасности дорожного движения или уполномоченными на то лицами в журнале установленной формы (приложение №2).
  • 3.3. Предприятия, организации, учреждения (владельцы транспортных средств), независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязаны немедленно сообщать в органы внутренних дел о всех известных ДТП с участием их транспортных средств, а также о возвращении в гараж транспортных средств с внешними повреждениями.
  • 3.4. Предприятия, организации, учреждения сверяют с органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими.

Учет дорожно-транспортных происшествий в дорожных и коммунальных организациях

4.1. В дорожных и коммунальных организациях подлежат учету все ДТП, возникшие на обслуживаемых участках улиц и дорог, с объемом сведений, достаточных для разработки мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению происшествий.

Учет сведений о пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях в медицинских учреждениях

  • 5.1. В медицинских учреждениях подлежат учету все лица, обратившиеся или доставленные для оказания медицинской помощи в связи с ДТП, а также погибшие в результате происшествия.
  • 5.2. Медицинские работники обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел о лицах:
    • - обратившихся за помощью по поводу телесных повреждений, полученных ими в результате ДТП или характерных для ДТП;
    • - скончавшихся от ранений, полученных в ДТП, в течение тридцати суток после происшествия при наличии причинно-следственной связи между наступлением смерти и дорожно-транспортным происшествием;
    • - о доставленных погибших с мест ДТП.
  • 5.3. Сведения о лицах, пострадавших при ДТП, учитываются по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел.
  • 5.4. Медицинские учреждения обязаны по запросам работников органов внутренних дел выдавать документы (справки) о госпитализации пострадавших при ДТП, потере ими трудоспособности или назначении амбулаторного лечения после оказания медицинской помощи, а также о результатах обследования пострадавшего, согласно которым расстройства его здоровья не выявлено.