Служба аварийных комиссаров при ДТП — как вызвать и оформить происшествие. Аварийный комиссар в случае ДТП: как его вызвать и стоит ли это делать? Аварийные комиссары г

Аварийный комиссар – это специальный сотрудник, оказывающий помощь на дороге участникам при ДТП. Основной целью их является помощь в правильности оформления всех документов без вызова сотрудников ГИБДД. Присутствие аваркома на месте происшествия не является обязательным. Но если кто-либо из участников сомневается в своей компетентности, то он может обратиться за услугами такого специалиста.

Я и сама недавно обращалась к его помощи пару месяцев назад, когда попала в ДТП. Визуально я не могла оценить размер ущерба, причиненного мне другим автовладельцем. И для того чтобы правильно записать все повреждения я вызвала аварийного комиссара. Он полностью помог нам с оформлением ДТП. И у нас это заняло совсем немного времени. В этой статье я хочу рассказать вам, какое значение аваркомы оказывают в дорожном происшествии, и почему стоит к ним обращаться.

Это опытный сотрудник, специализирующийся на оформлении транспортных происшествий на дороге. Он помогает участникам, вне зависимости от их вины в случившейся аварии. К его основным обязательствам относятся:

  • осмотр места происшествия;
  • объективное фиксирование всего произошедшего на фото, видеосъемку;
  • поиск и дальнейший опрос свидетелей по факту происшествия, а также сохранение их контактных данных;
  • техническая помощь при необходимости;
  • предоставление медицинской помощи, если человек в ней нуждается;
  • оказание психологической поддержки;
  • предварительная визуальная оценка ущерба;
  • помощь при оформлении обязательных документов;
  • вызов медицинских работников, услуг эвакуатора, ГИБДД (в зависимости от ситуации);
  • оформление аварийного сертификата;
  • содействие ГИБДД при составлении обязательных бумаг о ДТП;
  • фотографирование документов каждого водителя для возможного дальнейшего разбирательства при необходимости;
  • консультирование по поводу выявления виноватого участника и порядка обращения к страховщику.

То есть по своей сути комиссар выполняет обязанности участников ДТП. Законом не запрещено оказание посторонней помощи участником аварии в правильной регистрации произошедшего случая.

В случае невыполнения одним из участников обязательных действий, на него накладывается административное наказание. Незнание закона не освобождает никого от его выполнения.

Поэтому если участник ДТП сомневается в своих знаниях и правильном алгоритме всех действий, он должен обратиться к помощи компетентных лиц.

Кто им может быть?

Для выполнения всех функций аваркома этот человек должен иметь необходимые знания и опыт. К такому сотруднику предъявляются следующие требования:

  • отличное знание ПДД, в том числе со вступившими последними поправками;
  • наличие знаний законодательства и основ страхового дела;
  • опыт и знания по предоставлению медицинской помощи (а также психологической);
  • основные знания и опыт экспертной оценки автомобилей.

Аваркомы могут быть сотрудниками:

  • страховой компании (и представлять ее интересы в первую очередь);
  • юридической компании (действовать в интересах заказчика услуг аваркома).

Страховые компании были первыми, кто организовал данный вид деятельности. Но к функциям таких комиссаров относились только действия, связанные с правильной оценкой повреждений транспортного средства, а также с определением виновника ДТП. Многие водители были недовольны работой таких сотрудников, так как они работали в интересах компании и зачастую занижали реальный ущерб.

С тех пор, как вступил в действие закон, позволяющий участникам ДТП оформлять происшествие без вызова сотрудников ГИБДД, потребность в помощниках для правильного оформления всех документов очень возросла. И появилось множество частных фирм, предоставляющих услуги аваркомов. Эти компании заинтересованы в положительных отзывах своих клиентов, так как конкуренция в последнее время очень возросла. Поэтому эти сотрудники работают в интересах обычных граждан .

Работу аваркомов страховых служб обычно оплачивают страховые компании. А работу частных аваркомов оплачивают сами граждане. Именно поэтому работа частных аваркомов считается наиболее направленной на интересы участника ДТП. Хотя иногда полис КАСКО содержит информацию о том, что стоимость аваркома не включена, и за его вызов придется платить. Для полиса ОСАГО выезд аваркома является платным. Данная услуга входит только в пакет расширенной страховки. Чтобы убедиться в бесплатности вызова этого специалиста лучше предварительно проконсультироваться по телефону со страховщиком.

Важно знать, что существует Единая служба аваркомов. И звонок им с любого мобильного телефона будет бесплатным. Их номер телефона 8-800-500-49-34 . Если у вас есть вопросы относительно работы специалиста, либо его вызова, вы можете смело звонить по этому номеру. Вам предоставят всю необходимую информацию.

Преимущества аваркома

Если вы сомневаетесь в необходимости вызова данного специалиста, то вам нужно знать, какие преимущества его работы есть для вас. Оценив все «за» и «против» вы примете правильно решение. Основной проблемой при ДТП является стресс, который испытывает водитель в этой ситуации. Даже знающие порядок действий люди зачастую теряются и забывают, как надо действовать.

К тому же законодательство в данной сфере часто меняется, и вы можете упустить что-то важное. В любом случае, аварийный комиссар вам поможет:

  1. Успокоиться , так как нахождение рядом с вами опытного человека, знающего свое дело, даст вам дополнительной уверенности в себе.
  2. Решить все проблемы , связанные с оформлением ДТП, эвакуацией транспортного средства.
  3. Определить дальнейший порядок действий. Человек очень часто начинает паниковать от того, что он не знает, что дальше делать. А если ему объяснить всю процедуру оформления произошедшего, то он поймет, что это не конец света, и все проблемы легко решаемы.
  4. Произвести предварительную оценку ущерба. Это очень важный этап, от которого будет зависеть дальнейшая выплата. При оформлении всех документов надо правильно оценить ущерб, причиненный транспортному средству. Есть очень много моментов, которых может не знать и не замечать обычный человек. А специалист сможет увидеть возможные скрытые повреждения, записать их в нужные документы, благодаря чему страховая выплата будет намного больше.
  5. Отпугнуть мошенников, с которыми нередко сталкиваются неопытные водители. Если вас решили подставить, то аварком легко поймет, что здесь что-то не так. Да и сами мошенники скорее всего не захотят с ним связываться.
  6. Заполнить все необходимые бумаги.

Помните, что услуги аваркомов возможны при любых ДТП, так как он третье лицо, которое может оказывать помощь. Однако он не может выполнять функции ГИБДД в тех случаях, когда присутствие такого сотрудника обязательно.

Оформление ДТП

Ожидание сотрудников ГИБДД в некоторые загруженные дни может составлять практически целый день. В отличие от них аваркомы приезжают за 20 минут после вызова. А само ДТП оформляется обычно за 30 минут. Получается, на всю процедуру у вас уйдет не более часа, при условии, что вызов ГИБДД в этом случае не обязателен.

Порядок действий обычно бывает такой:

  1. Аварком прибывает на место, выслушивает версию случившегося от водителей, осматривает местоположение транспортных средств.
  2. Далее он составляет схему ДТП, фотографирует само место аварии, все поврежденные детали, лежащие на дороге.
  3. Фотографирует права, СТС и другие бумаги участников происшествия.
  4. Автомобилисты пишут объяснительную, где каждый высказывает свою версию случившегося.
  5. Водители оформляют заявление, оно должно быть составлено на имя начальника ГИБДД того района, где произошло дорожное событие.
  6. Далее эти документы передаются в ближайший пост, где сотрудники ГИБДД оформляют происшествие, составляют протокол, выдают справку участникам.
  7. Водитель, который не виноват, собирает все бумаги для страховщика. По законодательству он должен подать заявление в первые 5 рабочих дней после аварии.

Такая процедура называется упрощенной. Ее можно использовать только в тех случаях, которые установлены законодательством.

Когда можно оформить без ГИБДД

С 1 июня текущего 2019 года вступили в силу новые поправки, согласно которым сумма ущерба была изменена с 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. Таким образом, если ущерб причинен в пределах этой суммы, то участники вправе воспользоваться упрощенной схемой оформления. Помимо этого условия есть и некоторые другие требования, которые обязательно должны быть соблюдены:

  • никто из самих участников не пострадал и им не требуется медицинская помощь;
  • в происшествии участвовали не больше 2 транспортных средств;
  • каждый водитель имеет актуальный полис ОСАГО, распространяющий свое действие на эту ситуацию;
  • между участниками нет спорных вопросов относительно обстоятельств случившегося.

Если водители не договорились о том, кто из них виноват, либо есть какой-либо факт, вызывающий у них спор, вызов сотрудника ГИБДД обязателен.

Но есть регионы, которые являются исключением из этого правила. К ним относятся Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. В этих субъектах вызов ГИБДД не обязателен даже при наличии разногласий.

При других обстоятельствах всегда осуществляется вызов участников ГИБДД, которые обязаны выехать на место, а также оформить все обязательные бумаги по поводу происшествия.

Аварийный сертификат

Он является подтверждением проделанной работы сотрудником. Его составление обязательно для получения сотрудником оплаты за свой труд. Также он потребуется застрахованному лицу при обращении к страховщику в качестве пострадавшей стороны. Кроме этого этот документ может быть использован в суде, если у сторон возникли какие-либо разногласия.

Это особая форма отчета аваркома. В нем содержится следующая информация:

  • схематичное изображение всего происшествия на бумаге;
  • фотографии всего произошедшего;
  • информация об участниках события, а также о свидетелях;
  • дополнительная информация от аваркома;
  • подписи водителей и специалиста.

Услуги комиссара всегда платные, только иногда они могут оплачиваться страховой компанией, потому что эта услуга бывает включается в полис. Средняя стоимость услуг специалиста 2000 рублей.

Оформление с ГИБДД

Если ваша ситуация не подходит под те требования, когда ее можно оформить по упрощенной схеме без вызова ГИБДД, то обязательно надо вызвать этих сотрудников. Порядок действий в этом случае будет следующий:

  1. Остановиться сразу на месте происшествия, не изменяя траектории движения.
  2. Включить аварийную сигнализацию на машине для оповещения других участников движения.
  3. Установить аварийный знак на определенном расстоянии от места происшествия. Для населенных пунктов эта дистанция должна составлять не менее 15 м, а для других трасс не менее 30 м.
  4. Определить пострадавших, оказать им первую медицинскую помощь. Если законодательство требует, поможет вызвать сотрудников ГИБДД и врачей.
  5. Определить возможность проезда других водителей. Если дорога полностью перекрыта, то необходимо сделать как можно больше фотографий, видео, а затем освободить проезжую часть.
  6. Дождаться приезда ГИБДД для оформления бумаг.

Далее надо забрать все документы о происшествии (справку, постановление), составить извещение страховщику, написать заявление. На основании этих документов страховщик выдает направление на проведение экспертной оценки ущерба транспортного средства.

Я рекомендую, производить не только обычную оценку, но и делать сразу независимую экспертизу, так как большинство компаний всегда занижают реальную стоимость ущерба. Несмотря на то, что сейчас применяются единые стандарты для расчета убытков, эксперты находят способы, как занизить полученный ущерб.

Помните, автомобиль нельзя ремонтировать первые 15 суток, так как страховая компания может потребовать проведения повторной оценки в случае необходимости. Но обычно никто это правило не соблюдает, и ремонт начинают сразу после проведения экспертизы.

Таким образом, комиссар является посторонним лицом, выступающим в качестве помощника при оформлении дорожного происшествия за определенную сумму денег. Иногда эта услуга может быть включена в страховку. Лучше пользоваться услугами независимых аваркомов, потому что имеют целей в занижении ущерба для страховщиков. Этот специалист не выполняет функций сотрудников ГИБДД, поэтому если по закону их вызов обязательный, то им надо позвонить. Пользуйтесь услугами аваркомов, если вы сомневаетесь в своей компетенции. Удачи на дорогах!

Редко когда удается сохранять спокойствие, попадая в серьезную аварию. В результате возникает масса ненужных действий либо наоборот — бездействие как следствие шока. Благодаря аварийному комиссару удается избежать неприятных разборок, однако данные услуги не бесплатны.

Следует заранее узнать, сколько может стоить вызов аварийного комиссара и как его найти, чтобы иметь полную картину о действиях при ДТП.

Кто такой аварийный комиссар

Каждый владелец страхового полиса, заключивший договор страхования, заинтересован в том, чтобы его права в рамках данного договора были полностью соблюдены. Аварийный комиссар, которым может быть как частное лицо, так и крупная организация, призван взять на себя заботы по регулированию ситуации по конкретному страховому случаю.

Следует понимать, что работать бесплатно специалист данного профиля не будет. Включение в полис такой опции, как безвозмездный вызов аваркома, в любом случае безвозмездной не будет — его услуги уже заложены в стоимость страховки, а на выезде такой сотрудник будет, скорее всего, представлять интересы страховщика, а не страхователя. По этой причине, не стоит слепо полагаться на действия комиссара, а проверять на соответствие все детали фиксируемых событий.

Дорожного комиссара вызывают, когда водителю требуется:

  • проведение оперативного разбирательства;
  • детальное изучение обстоятельств аварии с подробной фиксацией повреждений на фото и видео;
  • составление аварийного сертификата, содействие сотруднику автоинспекции при заполнении бумаг;
  • вызов всех необходимых на месте аварии служб (ГИБДД, скорая, эвакуатор);
  • работа по сбору свидетельских показаний, их фиксация, взятие контактных данных;
  • разбор происшествия и определение виновной стороны;
  • психологическая помощь водителю;
  • содействие при обращении в страховую компанию за выплатой.

Аварком возьмет на себя большинство проблем своего клиента, однако оправданность затрат иногда может вызвать сомнения.


На самом деле аварком – одна из дополнительных услуг, возникшая в результате потребности в профессиональной помощи во время аварии. Потребовать выезда сотрудника могут лишь те страховщики, в чьих договорах указано данное требование для получения возмещения на ремонт автомобиля после страхового случая. Чаще всего подобная услуга оплачивается при покупке КАСКО и уже является предоплаченной. В таком случае дополнительных затрат на аваркома не последует.

Сколько стоят услуги аваркома

Решать вопрос оплаты довольно просто, если она уже заложена в стоимость полиса, как это происходит с КАСКО. Если оба водителя, пострадавших в столкновении машин, обладают только обязательными страховками, остается решить вопрос, кто будет оплачивать услугу, так как в данном случае вызов комиссара оформляется отдельно и оплачивается согласно установленному тарифу. Оптимальным вариантом станет разделение стоимости выезда на двоих, что гарантирует максимальную объективность комиссара при разборе ситуации.

На стоимость услуг будет влиять множество факторов – от степени профессионализма и выполняемого спектра работ до особенностей региона, в котором потребовался аварком. Москва, как известно, относится к региону с наиболее высокими тарифами в сфере услуг. Расценки будут также зависеть от компании, в которую обращается водитель. Оптимальным вариантом станет приобретение годового договора, что позволит не задумываться о расходах на комиссара, попав и без того в сложную ситуацию на дороге.


Если на руках имеется полис КАСКО на транспортное средство, стоимость аваркома может быть заложена в страховые услуги, однако уровень сервиса будет отличаться. Для более дорогих страховок предусматривается весь спектр действий в компетенции комиссара, страховки со средней суммой покрытия предполагают выезд и сбор документов для СК. Наиболее дешевые полисы не предполагают такой функции.

Для держателей полиса ОСАГО расценки будут другие, как и порядок оформления вызова. Это может быть:

  1. Заблаговременная покупка годового пакета услуг в компании отдельно от полиса ОСАГО.
  2. Оплата однократного выезда на место.

Если есть риск попадания в аварию, или опыт за рулем недостаточен, рекомендуется оформить сразу годовое обслуживание, однако расходы в связи с этим вырастут по разным расценкам на несколько тысяч рублей. Однако если риск дорожно-транспортного происшествия минимален, возникают сомнения в оправданности затрат.

Существенный недостаток данной программы – ее действие только в случае невиновности автомобилиста, т. е. в рамках действия полиса ОСАГО. В то же время услуги по КАСКО производятся независимо от того, какая сторона была признана виновной.

Альтернативой программному подключению к услугам аваркома станет простой вызов на место аварии по факту произошедшего события. Выезд специалиста в разных регионах и компаниях оценивается от 1 тысячи рублей и более. Так, в Москве, оплата вызова составляет около 2 тысяч рублей за 1 случай.


Следует учитывать, что в данную стоимость входят только непосредственно выезд и помощь в оформлении. Остальной сервис потребует дополнительной оплаты — за сбор документов и эвакуатор доплачивают не менее 2 тысяч рублей. При подборе программы, следует помнить, что аварийный комиссар, действующий от страховщика, будет защищать интересы компании.

Выгодны ли услуги аваркома

Стоит ли вызывать дорожного комиссара, необходимо решать, оценивая ситуацию непосредственно на месте. В некоторых особо сложных случаях, когда виновность кого-либо вызывает сомнения, а величина ущерба значительна, лучше прибегнуть к помощи независимого профессионала, максимально защищая себя от дальнейших рисков при разбирательстве с ГИБДД и пострадавшей стороной.

Если ущерб от ДТП незначителен, имеет смысл действовать самостоятельно, не вызывая инспектора ГИБДД, и составив Европротокол.

Оплата аваркома отнюдь не гарантирует полную защиту от финансовых последствий, если вина водителя доказана. Однако его помощь поможет избежать каких-либо проблем в дальнейшем при согласовании выплаты компенсации в страховой, если все документы будут оформлены верно.

Искать автоюристов далеко не нужно: сегодня практически у каждой страховой компании есть свои аварийные комиссары. Это преподносится клиенту как дополнительная услуга, а их визитки выдаются клиентам вместе с полисом. Кто и как обманывает автомобилистов при оформлении ДТП, разбирался «АиФ-Челябинск».

Ради выплат выкупают автомобили

«Таким образом, страховые сами подстраховываются от мошенничества, - рассуждает адвокат по вопросам гражданского права и защите прав автомобилистов Александр Щербинин . - Их комиссар выезжает на ДТП, осматривает авто, делает фото, убеждается, что авария не создана искусственным образом, и оформляет несложные ДТП с незначительными повреждениями без участия сотрудников ГИБДД . Но бывает и так, что аварийный комиссар работает сразу на две стороны - на страховую и на себя, или ещё на кого-нибудь. Он предлагает участнику ДТП переуступить ему право требования выплаты от страховой за определённую сумму. Непрофессионал никогда не подсчитает, каков размер ущерба, сколько элементов пойдёт под покраску, а сколько под замену. Ущерба может быть на 100 тыс. рублей, а ему предложат вдвое меньше, зато эти деньги он получает наличными уже через два-три дня. От страховой возмещения ущерба пришлось бы ждать гораздо больше. И автовладелец соглашается, полагая, что названной суммы на ремонт вполне хватит. В принципе ему хватает, потому что он едет ремонтировать машину в каких-нибудь гаражах. А комиссар в реальности получает гораздо большую сумму себе в карман. Некоторые даже выкупают у участников ДТП по достаточно низкой цене их автомобили, а потом получают от страховой выплаты за причинённый им ущерб. Чем выше класс авто - тем солиднее выплата».

«Месяц назад я попал в аварию, - рассказал челябинец Станислав С. - За мной в пробке ехал парень и немного зазевался, чуть поцарапал мне бампер. Я вызвал аварийного комиссара из своей страховой, он всё оформил и предложил мне обратиться в некий так называемый центр страховых выплат, чтобы ускорить процесс возмещения ущерба. Я так и сделал. Там провели независимую экспертизу, за которую я заплатил 1 тыс. рублей. Ущерб оценили в 25 тыс. рублей. Мне предложили 15 из них и меня это устроило. Деньги дали уже через два дня, как только была готова справка из ГИБДД».

«Уверен, что аварийных комиссаров и автоюристов, занимающихся подобными делами, называют «чёрными автоюристами» совершенно огульно, - поделился мнением челябинский правозащитник, автоюрист Юрий Панченко . - Никакие они не чёрные, потому как работают на законных основаниях. Неужели страховые компании у нас белые и пушистые? Я в 2005 году сам попал в ДТП и пробовал разобраться с методиками расчёта ущерба. На ту пору их существовало порядка пяти и все разные. Что интересно, по любой из методик можно было завысить или занизить сумму ущерба. И до 2010 года много было таких случаев, когда страховые занижали суммы выплат не то что вдвое, а в десять раз! Очень много было волокиты. Всё делалось для того, чтобы участники ДТП вообще не обращались за мелкими выплатами. И даже хорошо, что появилась сила, противодействующая страховщикам!»

Нечистые на руку

Справедливости ради стоит заметить, что не все автоюристы и аварийные комиссары работают чистоплотно.

«Есть юристы, которые заявляют виновному участнику ДТП, что помогут доказать ему его невиновность и добиться выплаты ущерба от страховой, - говорит замначальника УГИБДД Челябинска Алексей Горшков . - Клиент, уверовав во всемогущего автоюриста, заключает с ним договор, платит и ждёт. Тот же подаёт жалобу в ГИБДД, мы её рассматриваем, понимаем, что решение не меняется, и отказываем в удовлетворении жалобы. Дальше юрист идёт в суд. Изначально зная, что проиграет это дело, он демонстрирует клиенту бурную деятельность. Суд жалобу не удовлетворяет, участник ДТП остаётся ни с чем. Получается, что юрист своё дело делал, подавал жалобы. Мошенничества как такового здесь нет, это просто способ зарабатывания денег. Хорошо, если автовладелец юридически заранее почитает судебные решения по аналогичным ДТП и сделает вывод, стоит обжаловать заключение ГИБДД или нет».

Участникам ДТП, попавшим в руки недобросовестных автоюристов и введённым в заблуждение, помочь крайне затруднительно, а чаще всего невозможно. Важно внимательно читать договор, который предлагается заключить.

«Обычно в договоре на оказание юридических услуг есть пункт, который обязывает заказчика в случае расторжения договора в одностороннем порядке оплатить неустойку, а это, как правило, серьёзные деньги - от 7 до 30 тыс. рублей, - констатирует факт директор службы аварийных комиссаров Павел Кошкин . - То есть подписал договор и уже должен. Должен в любом случае. Между тем не всегда обязательства, наложенные автоюристом на гражданина, правомерны, иной раз встречаются совсем абсурдные вещи. Так, однажды, к нам обратился клиент, который был виновником ДТП. Юрист, работающий с ним, запудрил ему мозги, заставил поверить, что ему, виновнику, должны. Тот оплатил независимую экспертизу и пришёл в страховую за выплатой. А над ним, получается, просто посмеялись. Хотя, не исключено, что юрист был просто неграмотный, действовал непрофессионально».

«У нашего сотрудника одна задача - объективная фиксация всех обстоятельств ДТП, - продолжает замдиректора службы Константин Кошкин . - Некоторые считают, что с аварийным комиссаром можно договориться и совершить подлог, добавить машине повреждений при оформлении ДТП или вообще оформить несуществующее ДТП, найти свидетелей, которые якобы что-то видели… Многим такие аварийные комиссары даже более понятны и предпочтительны. Ещё на этапе обучения мы предупреждаем своих будущих сотрудников, что со стороны виновников ДТП обязательно будут попытки подкупить. За 12 лет существования фирмы я помню два случая, когда комиссары пошли на сговор с клиентами. В первом случае человек не работал уже через сорок минут, во втором обман был раскрыт не сразу, но с теми же последствиями».

Способы заработать

Оказывается, способов построить бизнес на ДТП великое множество.

«Есть такие дельцы, которые покупают авто, страхуют его, а затем машина начинает попадать из аварии в аварию, - рассказывает Щербинин. - Владелец же то и дело получает страховые возмещения. Собственно, тем и живёт. Некоторые повреждения, словно грим у актёра, наносятся искусственно, наклеиваются царапины, трещины. Иногда владельцы двух одинаковых авто действуют в сговоре: переставляют с машины на машину битые элементы, подстраивают ДТП, идут в страховую и получают страховые выплаты. От таких схем мошенничества должно избавить натуральное возмещение ущерба по ОСАГО, когда по новым полисам вместо денежных выплат будет предложен ремонт в автомастерской. Но, полагаю, и тут дельцы найдут способ заработать. Например, автосалон, с которым заключен договор у страховой, будет находить в ходе ремонта дополнительные повреждения и выставлять дополнительные счета страховщику. Полученные же дополнительные средства будут делиться между автовладельцем и автомастерской».

Другие умудряются зарабатывать на постановлении Конституционного суда.

«Не так давно Конституционный суд решил, что разницу между суммой страховой выплаты и суммой, которую потерпевший участник ДТП должен получить, чтобы полностью покрыть ущерб, должен выплачивать виновник аварии, - объяснил Юрий Панченко. - Срок давности по таким делам - три года. Некоторые автоюристы находят способ получить от страховщиков сведения о таких неполностью покрытых ДТП, приходят к пострадавшим и по договору уступки выкупают у них право взыскания разницы с виновника. Поэтому сейчас те, кто три года назад стал виновником ДТП, вынуждены доплачивать пострадавшим. Грубо говоря, авария случилась три года назад, ущерб пострадавшего был оценён в двести тыс. рублей, а страховая заплатила сто. Автоюрист приходит к пострадавшему, предлагает ему 50 тыс. рублей, предлагает подписать договор уступки, а сам потом идёт в суд и взыскивает в виновника 100 тыс. рублей. То есть получает прибыль двести процентов».

Реально ли вернуть права?

Некоторые автоюристы зарабатывают на возвращении водительских прав лишённым. При этом в объявлениях они обычно пишут, что всё делается «на законных основаниях». Стоит это недёшево - как минимум 10 тыс. рублей. Плюс 1,5 тыс. рублей за оформление доверенности у нотариуса, чтобы делом занимался только юрист. Занимает процесс возврата прав порядка двух месяцев. Первым делом юрист уточняет у водителя, которого лишили прав, был ли он уже в ГИБДД. Если был, это существенно осложняет дело. Если нет, то шансов вернуть права гораздо больше.

«Прав лишают за управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования, превышение скорости, выезд на встречную полосу или если скрылся с места ДТП, - перечисляет Алексей Горшков. - Кроме того, лишается прав водитель, ставший виновником ДТП с пострадавшими. Кто и каким образом за все перечисленные прегрешения может вернуть права, да ещё и на законных основаниях, мне не известно. Не исключаю, что используются мошеннические схемы. Скорее всего, это уже поле для работы ОБЭП».

«Права можно вернуть, если удастся доказать, что нарушения не было как такового, - комментирует челябинский автоюрист Лев Воропаев . - Сегодня нередки ситуации, когда при незначительном ДТП два водителя полюбовно решили расстаться, один признал свою вину, дал второму какую-то сумму наличкой за царапины-вмятины, получил расписку, и они разъехались. Однако впоследствии потерпевший заявляется в ГИБДД, жалуется, что попал в ДТП, а второй участник с места аварии скрылся. Самое досадное, что расписка не является доказательством того, что водители урегулировали ДТП в рамках ПДД. Обязательно нужно составлять либо европротокол, либо документ, где оба водителя подтверждают, что в оформлении данного ДТП они не нуждаются, у них нет такой необходимости. Только тогда ДТП считается урегулированным».

В ГИБДД подтвердили, что прецеденты, когда участники ДТП обращаются повторно, действительно случаются.

«Бывает, что люди сначала были согласны со своей виной, а потом передумали и пишут нам жалобы, - признаётся Горшков. - Тогда мы рассматриваем схему ДТП еще раз. А может вдруг объявиться очевидец с видеозаписью, подтверждающей невиновность обратившегося. И, конечно, это будет иметь значение».

Как вести себя, попав в аварию?

По наблюдениям автоюристов, после введения ОСАГО в 2004 году участники ДТП стали вести себя намного спокойнее. Все понимают, что есть независимый регулятор - Закон об ОСАГО, и есть страховые компании, которые обеспечивают выплаты. Даже если между участниками ДТП разгорелся конфликт, сгладить его как раз помогает прибывший на помощь аварийный комиссар.

«Да, бывает, что комиссар оформляет ДТП неправильно, идя на поводу у одного из участников и явно защищая его интересы, - подтверждает Лев Воропаев. - Мне известен случай, когда действуя в сговоре со знакомым комиссаром, автовладелец, спровоцировавший аварию, умудрился снять с себя вину, приписав её невиновному. Если вы понимаете, что виноваты не вы и что второй участник ДТП с аварийным комиссаром пытаются вас «подставить», вызывайте сотрудников полиции. Принимайте меры для обстоятельной фиксации аварии, записывайте телефоны свидетелей, ищите очевидцев с видеорегистраторами. Если не сделаете этого на месте, потом это будет сделать крайне затруднительно или вообще невозможно. Попал в ДТП - приготовься тратить время!»

Сказать легко, но для большинства автовладельцев авария - огромный стресс. Что делать, попав в ДТП? Как себя вести?

«Первым делом нужно успокоиться и принять ситуацию, которая уже произошла, - советует Александр Щербинин. - Затем, даже если всё очевидно, нужно максимально зафиксировать все обстоятельства и последствия произошедшего. И не торопитесь переуступать кому-либо своё право требования страховой выплаты или продавать авто. Лучше посоветоваться со знающими людьми и принять решение в течение двух-трёх дней в спокойной обстановке. Может быть, лучше немного подождать и получить в два раза больше, чем согласиться на предложение обманщиков и получить лишь малую толику того, что причитается по праву. Обращаясь за помощью к кому бы то ни было, не теряйте бдительности. Будьте крайне осторожны при подписании любых документов».

Профессия аварийного комиссара (аварком) появилась в конце 90-х годов. С развитием рынка автострахования стали все чаще встречаться случаи мошенничества. Недобросовестные автовладельцы фальсифицировали ДТП и получали «левые» выплаты. Тогда страховые компании стали привлекать бывших сотрудников Госавтоинспекции, благо у тех богатый опыт по оформлению аварий. Работали поначалу аваркомы, лишь когда предполагалась серьезная страховая выплата.

На такие ДТП и выезжали аварийные комиссары, чтобы убедиться в реальности столкновения. Основной их задачей была фиксация столкновения и расположения автомобилей, а также подробная опись повреждений машин. Если комиссарам удавалось на месте обнаружить признаки мошенничества, они направляли свои отчеты в страховую компанию, где уже принималось решение об отказе в выплате возмещения.

Для того чтобы клиенты страховой компании сразу после аварии вызывали комиссаров, на последних, помимо прочего, возлагалась и обязанность сбора всех необходимых документов для пострадавшего, чтобы быстро получить страховую выплату. Такая услуга стала весьма востребованной. Со временем на рынке появилось множество коммерческих структур, которые стали предлагать аналогичные услуги. Правда, акцент в их деятельности сместился. Если изначально аваркомы работали исключительно в интересах страховых компаний, то сейчас, как правило, комиссары действуют в интересах пострадавших автовладельцев. Причем перечень услуг, предлагаемых аваркомами, серьезно расширился.

Сейчас любой автовладелец может купить абонемент, в стоимость которого входит не только помощь в оформлении ДТП (включая заполнение бланка европротокола), но и составление экспертизы о стоимости ремонта автомобиля, а также представление интересов пострадавшего в страховой компании. Причем речь идет не только о добровольном страховании, но и об ОСАГО. Некоторые компании не стали останавливаться на стандартных услугах. Многие выступают в роли финансовых посредников, выкупая у пострадавших сразу после аварии право требования по ОСАГО к страховой компании виновника, заключая договор цессии. Речь идет о так называемых автоюристах.

Но основной сегмент - это все же услуги по оформлению аварий, заполнению и сбору документов (справки о ДТП, объяснения, приобщение фото- и видеодоказательств).

Профессиональный минимум

Итак, работа аваркома сродни специалистам служб спасения. Комиссар дежурит в специальном центре (диспетчерской) и ждет вызова. Работа круглосуточная, поэтому для любителей стандартной пятидневки вряд ли подойдет. Как только поступит обращение от пострадавшего, аварком выезжает на место аварии.

Так как работа аваркома связана с техникой, предпочтение работодатели отдают технарям, а также, как я уже отмечал, бывшим сотрудникам ГАИ, военным. Кроме этого, для работы аваркомом важно иметь хотя бы начальные навыки в работе с фото- и видеотехникой. В идеале комиссар должен знать и азы трасологии. Как правило, перед началом работы с новичками проводят краткосрочное обучение, где объясняют, как фиксировать следы типовых аварий и на что обращать внимание. От взгляда опытного аваркома, например, не скрыть несоответствие повреждений на автомобилях, участвующих в аварии. Обратит внимание комиссар и на следы коррозии на якобы свежем повреждении.

Помимо техники аваркому нужно быть еще немного психологом. Ведь после аварии большинство водителей находятся в стрессовом состоянии. Аварком поможет и тут. Даст ответы на вопросы по ПДД и правилам страхования, поможет дать объяснения, зафиксирует следы аварии, поможет найти свидетелей.

Кстати, если вы обладаете перечисленными навыками и знаниями, вас не напрягают круглосуточные дежурства, можно присмотреться к этой профессии. Даже если у вас не хватает определенных знаний, не стоит расстраиваться. Во-первых, у разных работодателей свои требования к новичкам. Одни требуют высшее или среднее специальное образование, другие предлагают обучить сами. Есть множество разных курсов, где за несколько дней научат азам. А дальше все зависит уже от вас.

Как я уже отмечал, график работы сменный: два через два, три через три, четыре дня работаете - два отдыхаете или, если оговорено, иное. При сменной работе ожидайте двенадцатичасовой рабочий день, при классической схеме - полный восьмичасовой.

Как правило, работодатели отдают предпочтение кандидатам со своим автомобилем. При использовании личного транспорта компенсируются затраты на бензин, иногда встречается и компенсация по ремонту автомобиля. Понятно, что при использовании общественного транспорта, аваркому компенсируются затраты на проезд.

Оплата труда

Диапазон зарплат большой - от 20 до 60 тысяч рублей. Все зависит от региона и серьезности компании. В Московском регионе средний ценник на эту работу составляет около 40 тысяч рублей. При этом почти везде существуют разные премии и бонусы. В общем, и условия работы и уровень оплаты по сегодняшним временам неплохие. Да и «порог входа» в профессию достаточно низкий. Ведь, по сути, устроиться можно и не имея какого-либо образования. Нет тут и особых возрастных ограничений. Хотя, как по мне, так это все же работа в большей степени для молодых.

За что платим аварийным комиссарам?

Как правильно оформить аварию, заполнить бланк европротокола, сфотографировать повреждения и подготовить документы для страховой компании? Ответы на эти вопросы знают комиссары. Аварийные.

За что платим аварийным комиссарам?

Фото: Марина Лысцева, Юрий Смитюк (ТАСС)

Словосочетание родом из французского языка. В мире более широкое распространение имеет английский термин «сюрвейер» (что можно перевести как инспектор, обозреватель). Институт аварийных комиссаров получил широкое распространение в нашей стране после введения в 2003 г ОСАГО. В отечественном законодательстве расшифровки этого термина нет, но есть упоминание о нём в НК РФ (ст.294, п.9). Аварийные комиссары перечислены в нем, как специалисты (наряду с юристами сюрвейерами и пр.), связанные с урегулированием вопросов, возникающих в связи с возмещением ущерба по ОСАГО. Данная деятельность не является лицензируемой.

Таким образом, физическое или юридическое лицо, которое оказывает участнику ДТП услуги по оценке ущерба, оформлению документов при аварии и другую помощь, — это и есть аварийный или дорожный комиссар.

Закон не лимитирует эту сферу деятельности. Поэтому аварком может быть как представителем юридического лица (страховой или юридической компании), так и индивидуальным предпринимателем, действующим полностью самостоятельно. При этом, поскольку его сфера деятельности находится на стыке 3 отраслей он должен хорошо разбираться (иметь опыт работы) в:

  • юриспруденции (иметь соответствующее образование и стаж практической деятельности);
  • организации дорожного движения (бывшие сотрудники ГИБДД – часто выбирают работу аварийным комиссаром);
  • страховом деле (сотрудник страховой компании).

Только человек, одинаково хорошо владеющий всеми этими направлениями, сможет осуществлять данную услугу на высоком уровне. Поэтому, перед тем как стать аварийным комиссаром, надо наработать соответствующий опыт.

Именно на это (опыт предыдущей деятельности) обращают особенное внимание при заключении договора о соответствующем обслуживании.

Основная задача аваркома — грамотное составление аварийного сертификата. Документа, на основании которого, в последствие, будет приниматься решение о страховой выплате по КАСКО и ОСАГО. От того на сколько он правильно заполнен (и в чью пользу), будет зависеть размер страховой выплаты.

Для решения этой задачи, аварийный комиссар по прибытии на место ДТП, осуществляет следующие действия:

  1. Осмотр места ДТП (параллельно с сотрудниками ГИБДД, или вместо них, если авария без пострадавших и сумма ущерба невелика). При необходимости вызывает медицинскую помощь и эвакуатор.
  2. Осуществляет фиксацию картины происшествия фото и видео средствами. С целью их возможного предъявления в ГИБДД и суд в качестве материалов дела.
  3. Выявляет возможных очевидцев и записывает их контактные данные.
  4. Собирает всю имеющуюся информацию об участниках ДТП (водители и их контакты, регистрационные данные а/м, наличие и срок действия страховки и т.п.).
  5. Помогает водителю грамотно заполнить объяснительную (для ГИБДД).
  6. Определяет степень повреждения автомобилей, участвовавших в столкновении. Определяет приблизительный размер ущерба.
  7. Оказывает психологическую помощь клиенту, помогает ему противостоять давлению противоположной стороны.
  8. Определяет, является ли происшествие страховым случаем. То есть, может ли водитель рассчитывать на получение компенсации от страховщика.

Таким образом, он помогает водителю, участнику ДТП, исполнить его обязанности в соответствии с ПДД (п.2.6). Консультирует его по юридическим вопросам и оказывает морально-психологическую поддержку.

Человек, выезжающий по вызову на место происшествия, может быть:

  • сотрудником компании, в которой застрахован автомобиль клиента;
  • специалистом юридической фирмы, которая занимается оказанием подобных услуг;
  • индивидуальным предпринимателем.

В зависимости от этого существуют разные варианты, поскольку заказчиком (и соответственно плательщиком) может являться либо страховая компания, либо водитель. Если автомобиль застрахован по КАСКО, стоит тщательно изучить договор. Возможно его (комиссара) услуги уже входят в стоимость полиса. Тогда надо звонить в страховую компанию, сообщать о происшествии, вызывать аваркома и следовать его инструкциям.

Звонок страховщику (при наличии КАСКО) – обязателен. Во избежание последующих проблем с оформлением выплаты.

В случае с полисом ОСАГО, выезд комиссара осуществляется на платной основе.

Есть ещё службы аварийных комиссаров, что это такое – коммерческие организации (не страховые, но связанные с автобизнесом), оказывающие услуги по оформлению ДТП и соблюдению интересов автовладельца при общении с органами ГИБДД.

Договор на обслуживание можно заключить заранее (приобретя абонемент), либо осуществлять разовые платежи. Компанию или частника, оказывающего подобные услуги легко найти в интернете. Обычно, комиссар (если речь идёт о сетевых компаниях, которые имеют своих сотрудников во всех районах) подъезжает в течение получаса. Естественно, всё зависит от дорожной ситуации.

В 2020 году достаточно объёмный процесс и занимает довольно продолжительное время. А норматив по сроку, в течение которого сотрудники ГИБДД должны прибыть на место аварии без пострадавших, вообще отсутствует. Так что аварийный комиссар всегда приезжает раньше и имеет возможность успокоить и подготовить водителя к оформлению.

Для начала, надо включить аварийную сигнализацию и обозначить место аварии знаком аварийной остановки. Его размещают на расстоянии 15 м от аварийного автомобиля в населенном пункте и 30 на трассе. Если вы за городом, в вечернее время на вас должен быть светоотражающий жилет.

Порядок последующих действий таков:

  • осмотр места на предмет повреждений автомобилей и грузов, а также состояние здоровья водителей и пассажиров, фото-видео фиксация;
  • определение ущерба (предварительное);
  • обсуждение с другим участником аварии, кто виноват.

В случаях, когда причина аварии и вопрос о виновности не вызывают у сторон споров (и, главное, пострадавших нет), возможно полюбовное решение вопроса. При этом нет необходимости дожидаться прибытия сотрудников ГИБДД. Можно самостоятельно доехать до ближайшего поста ГИБДД. Или, если ущерб менее 50000 рублей оформить ДТП по «Европротоколу».

Для оформления происшествия обычным способом потребуется:

  • схема ДТП (все аваркомы хорошо умеют это делать), подписанная всеми участниками происшествия;
  • фото места аварии и повреждений автомобилей;
  • объяснительная на имя местного начальника ГИБДД (с изложением фактов);

С этими документами, участники инцидента направляются на пост, для регистрации события. Пострадавшая сторона получает комплект документов (постановление, протокол и справку о ДТП) на подачу в страховую компанию для получения возмещения по ОСАГО.

— самый простой способ оформить аварию, не требующий обращения в силовые органы. Опытный комиссар тратит на оформление необходимого пакета документов не более 20 минут

Обязательными условиями, при которых возможен данный вид оформления ДТП, являются:

  • отсутствие вреда здоровью;
  • только два участника (автомобиль с прицепом считается одним ТС);
  • оба имеют действующий полис ОСАГО;
  • разногласия по поводу причин ДТП отсутствуют;
  • максимальный ущерб 100 000 рублей (до 1 июня 2018 г – 50 000 руб.).

Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (в связи с обилием в них дорогих иномарок), максимальный ущерб приравнен к пределу выплаты по ОСАГО (400 тысяч на данный момент). Но! Только при условии наличия видео-фото фиксации обстоятельств аварии, а также навигационных устройств, использующих ГЛОНАСС, GPS и прочие спутниковые системы.

Для оформления аварии надо будет заполнить бланк извещения (который обычно прилагается к полису ОСАГО). Извещение заполняют оба водителя (каждый свою колонку) и заверяют двумя подписями.

Заполненный европротокол, вместе с заявлением о возмещении, необходимо передать в офис страховой компании в течение 5 дней.

На что надо обратить внимание водителю?

Необходимо понимать, что неверно заполненные, но подписанные на месте аварии документы в дальнейшем будет очень сложно (а скорее невозможно) исправить. А от этого может зависеть виновность в ДТП и получение или неполучение выплаты по страховке. Поэтому надо тщательно контролировать действия комиссара. Тщательно проверять правильность указания в документах различных данных. Не стесняться задавать вопросы. Помнить, что если аварком предоставлен вам компанией-страховщиком и является её сотрудником, то он, в принципе, может быть заинтересован в занижении ущерба (как следствие – снижения выплаты).

В случае несогласия с чем-то, сразу заявляйте об этом, не откладывая на потом.

Аварийный сертификат составляется комиссаром по итогам проделанной им работы и содержит следующие сведения:

  • детализированную схему происшествия;
  • фото и видео материалы;
  • сведения о сторонах-участниках ДТП;
  • свои комментарии.

Сертификат подписывается пострадавшей стороной. Документ имеет большое значение при решении страховой компании об определении размера выплаты.

Чьи интересы представляет комиссар?

Комиссар представляет интересы заказчика. Заказчиком является тот, кто оплачивает услуги аварийного комиссара. Если этот специалист сотрудник страховой компании (получает там зарплату), то, естественно, он представляет интересы работодателя в рамках действующего законодательства.

Если заказчиком является водитель, то представляются интересы водителя. Именно поэтому есть большой спрос на услуги независимых аварийных комиссаров. Существует несколько крупных сетевых компаний, оказывающих услуги независимых аварийных комиссаров в большинстве регионов РФ. Активно развиваться эта тема начала сразу после введения полиса ОСАГО. Эти организации, как правило, предлагают абонементное обслуживание, но возможна и оплата разовых обращений.

Стоимость услуг аваркома

Стоимость на услуги аварийного комиссара сильно зависит от региона его деятельности. В столицах она колеблется в пределах 2 — 3 тысяч за разовый вызов. Это небольшие деньги по сравнению с размером страховой выплаты, которой можно лишиться, если неправильно оформить происшествие. Не говоря о нервном здоровье. А если скооперироваться? Согласитесь аварийный комиссар ценой всего лишь 1000 (одну тысячу) рублей – это супервыгодное предложение.

Иногда участники ДТП совместно решают вызвать аварийного комиссара и совместно оплачивают его услуги. Законом это не возбраняется. Обязанность комиссара в такой ситуации — просто все грамотно и максимально прозрачно отразить в документах. А также проконсультировать участников инцидента о порядке их дальнейших действий.

Итак, перечислим ещё раз преимущества вызова аварийного комиссара, которые делают эту услугу востребованной:

  • быстрый приезд к месту аварии (значительно быстрее сотрудников ГИБДД);
  • психологическая помощь;
  • тщательный осмотр места аварии глазами специалиста (ещё до приезда ГИБДД), фотографирование, опрос свидетелей и составление схемы ДТП;
  • детальное описание всех повреждений (в отличие от инспекторов, которые делают только укрупнённый обзор);
  • помогут противостоять давлению мошенников, если вдруг авария окажется инспирированной;
  • в дальнейшем (если возникнет такая необходимость) этот человек сможет квалифицированно представлять ваши интересы в суде.

Именно эти преимущества позволяют услугам различных служб аварийных комиссаров динамично развиваться, делая жизнь автолюбителей спокойнее и увереннее.