Контрактная система с чего начать. Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

Участие в госзакупках - это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах.

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — . Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • , если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить .

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью . Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — .

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru . Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться . Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье . Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено , участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье . Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • штрафные санкции.

Если нужно внести правки, один раз можно отправить . Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера , ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов . Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Расходы на эксплуатацию
  2. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  3. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Контракт по 44-ФЗ

Условиям контракта, порядке его заключения, изменения и расторжение в 44-ФЗ посвящено несколько статей. Ст. 34 устанавливает общие принципы. Контракт (договор) заключается на условиях, предусмотренных извещением, приглашением, документацией, заявкой и окончательным предложением участника.

Срок заключения контракта по 44-ФЗ составляет в среднем от 10 до 20 дней с момента публикации протокола. Одновременно поставщик вносит обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ . Самый популярный способ — банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта .

Увеличение цены контракта возможно по инициативе заказчика не более чем на 10%, если увеличивается количество поставляемого товара. Порядок заключения контракта описан отдельно для каждого вида определения поставщика.

Тендеры по 44-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе не использует понятие «тендер» широко применяемое среди поставщиков и в деловой среде.

Тендер является синонимом определения поставщика на конкурсной основе, которое в законодательстве именуется «закупка». 44-ФЗ поставщики иногда называют закон о торгах или федеральный закон о тендерах и аукционах.

Анализ тендеров по 44-ФЗ — необходимый шаг перед принятием решения об участии в закупке. Изучите извещение, документацию, техническое задание, проект контракта. Для участия в тендерах по 44-ФЗ потребуется внести обеспечение заявки .

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Ст. 48-55 определяют условия проведения открытого конкурса (ст. 48), требования к документации, порядок подачи, рассмотрения заявок, заключения контракта. Участие в открытом конкурсе представляет основные сложности для поставщиков. Заказчик оценивает конкурсные заявки по множеству критериев (ст. 53).

Заявка на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ подается в бумажном виде в запечатанном конверте.

Заявки могут содержать тысячи страниц, весить десятки килограмм и требовать нескольких недель на подготовку. Чаще всего именно конкурс называют тендером.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок , где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) , утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Запрос котировок по 44-ФЗ

Ст.72-79 описывают определение поставщика путем проведения запроса котировок (ст. 72). Устанавливается требования к проведению запроса котировок (ст. 73), порядок проведения (ст. 74), подачи, рассмотрения и оценки заявок (ст. 78).

Запрос котировок представляет собой самый доступный формат участия в госзакупках. Для подготовки котировочной заявки по 44-ФЗ не требуется ЭЦП для электронных торгов

Заявки подаются в бумажном виде в конвертах и заверяются традиционным способом с помощью подписи уполномоченного лица и печати организации.

4-7 параграфы 44-ФЗ содержат в общей сложности 14 статей. В них устанавливается определение поставщика путем проведения запроса предложений, закрытые способы определения поставщиков, закупки у единственного поставщика и особенности исполнения, изменения, расторжения и обеспечения контракта .

Запрос предложений по 44-ФЗ

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Помощь по 44-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 44-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам.

  • на втором этапе подал окончательную заявку с предложением лучших условий исполнения контракта.

Такой порядок установлен частью 1 статьи 57 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) - это система формирования, обработки и хранения всей информации о с помощью баз данных, информационных технологий и технических средств. Система должна обеспечивать доступ к информации о закупках на официальном сайте в Интернете (п. 9 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

ЕИС содержит следующую информацию:

  • планы закупок;
  • планы-графики;
  • сведения о реализации планов закупок и планов-графиков;
  • данные об условиях, о запретах и об ограничении доступа иностранных товаров;
  • сообщения о закупках, об исполнении контрактов;
  • реестр контрактов;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • реестр банковских гарантий;
  • перечень международных финансовых организаций;
  • результаты мониторинга закупок, аудита, контроля в сфере закупок;
  • отчеты заказчиков;
  • каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок;
  • данные о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • иные сведения и документы.

Данный перечень приведен в части 3 статьи 4 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик - государственный орган (в т. ч. орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, которые проводят закупки товаров (работ, услуг). При этом госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, муниципальные органы власти и муниципальные казенные учреждения - от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения - от своего имени. Такой порядок определен в пунктах 5-7 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это действия заказчика по обеспечению государственных и муниципальных нужд, предусмотренные правилами контрактной системы в сфере закупок. Закупка начинается с и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если законодательство о контрактной системе не требует извещать о проведении закупки или приглашать к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Запрос котировок - способ , при котором информацию о потребностях в товарах (работах, услугах) заказчик доводит через единую информационную систему до неограниченного круга лиц. Победителем признается тот, кто в своей заявке на участие в выборе поставщика укажет самую низкую цену контракта. Об этом сказано в части 1 статьи 72 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Запрос предложений - это способ , о проведении которого заказчик сообщает неограниченному кругу лиц с помощью единой информационной системы. Победителем признается тот, кто направит заявку на участие в нем и сделает окончательное предложение, наилучшим образом отвечающее требованиям заказчика (ч. 1 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Конкурс с ограниченным участием - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о проведении которого заказчик сообщает неограниченному кругу лиц. Победителем признается участник, который прошел предквалификационный отбор и предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 1 ст. 56 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд бюджетного учреждения. Контракты заключаются от имени России, субъектов РФ или муниципальных образований либо бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Контрольный орган в сфере закупок - это федеральный или региональный орган власти или орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать сферу закупок. На федеральном уровне - это ФАС России, на региональном и местном уровнях - аналогичные региональные и муниципальные ведомства. ФАС России контролирует закупки, в том числе в рамках гособоронзаказа, а также закупки, сведения о которых составляют гостайну.

Об этом сказано в пункте 13 статьи 3, части 3 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - действия заказчика по правилам контрактной системы, которые начинаются с размещения в извещения о проведении закупок на государственные и муниципальные нужды либо с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Открытый конкурс - способ , который должен применяться во всех случаях, если законодательством не установлено иное. Информацию о закупке заказчик доводит до неограниченного круга лиц с помощью единой информационной системы, а до ее ввода в эксплуатацию размещает на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . Победителем признается участник, который с первого раза предложит лучшие условия исполнения контракта и заявка которого отвечает требованиям, установленным документацией о закупке (ч. 1 ст. 48, ч. 8 ст. 53 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Совокупный годовой объем закупок - это все средства учреждения, предусмотренные на закупки в текущем году (в соответствии с бюджетной сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности). Важно: средства на оплату контрактов, которые были заключены до начала года, но подлежат оплате в текущем году, также входят в состав совокупного объема. Об этом сказано в пункте 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. А средства, предусмотренные по видам расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (например, элементы вида расходов группы 100), в состав совокупного годового объема не входят.

Специализированная организация - это организация, привлекаемая заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на конкурсе или аукционе.

Специализированная организация вправе разрабатывать документацию для конкурса или аукциона, размещать извещение о закупке в и выполнять иные функции, связанные с . Но ей нельзя поручать:

  • создание комиссии по проведению закупок;
  • определение начальной (максимальной) цены контракта и его существенных условий;
  • утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе;
  • подписание контракта.

Об этом сказано в пункте 11 статьи 3, части 1 статьи 40 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Уполномоченный орган - орган, который наделен полномочиями для заказчиков. Этот орган создается для централизации закупок, и в его функции не входят обоснование закупки, определение ее условий (в т. ч. НМЦК) и подписание . Подписывать контракты должны сами заказчики, для которых был определен поставщик (подрядчик, исполнитель). Уполномоченным органом может быть:

  • государственный орган;
  • муниципальный орган;
  • казенное учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • автономное учреждение.

Создание уполномоченного органа оформляется решением. В решении должен быть указан порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков.

К деятельности уполномоченных органов в рамках полученных ими полномочий применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют:

  • права и обязанности заказчика;
  • контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок.

В части полученных полномочий сотрудник уполномоченного органа привлекается к административной ответственности как должностное лицо заказчика.

Об этом сказано в пункте 10 статьи 3, части 6 статьи 15, частях 1, 10, 11 статьи 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 27 июля 2015 г. № ОГ-Д28-10117.

Эксперт, экспертная комиссия - это гражданин (в т. ч. предприниматель) или сотрудник (сотрудники) , которые по договору проводят работы по изучению и оценке предмета закупки, а также в случаях, предусмотренных законодательством, готовят экспертные заключения по вопросам заказчика (п. 15 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Практикующий бухгалтер

Что нужно знать «упрощенцу»
как участнику закупок по Закону № 44-ФЗ?

«Упрощенец» может успешно поставлять товары и оказывать услуги государственной или муниципальной организации. Поэтому ему важно знать, как стать поставщиком
для государства.

Новый Закон о контрактной системе в сфере закупок (далее – Закон № 44-ФЗ) направлен на урегулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности их осуществления, а также предотвращения коррупции и других злоупотреблений в рассматриваемой сфере.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большая часть положений Закона № 44-ФЗ вступила в силу с 01.01.2014, некоторые вступят в силу только с 01.01.2017.

Согласно ст. 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с названным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

«Упрощенцы» участвуют в торгах (конкурсы, аукционы) на общих основаниях, т. е. никаких льгот для них не предусмотрено ни в плане предоставления документации, ни в плане налогов, ни в сроках. Более того, возможны торги, когда заказчик не знает поставщика, т. е. ему предоставляется заявка с указанием всех необходимых условий поставки товара или оказания услуг, кроме названия организации. Очевидно, что организационно-правовая форма организации поставщика никакой роли для заказчика или организаторов торгов не играет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Участниками закупок могут быть любые юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.

Важной особенностью участия в торгах для «упрощенца» является уплата НДС и невозможность его возмещения: когда «упрощенец» подает заявку на участие в госзакупке, ему следует быть готовым к тому, что с суммы закупки, в случае его победы на торгах, он будет вынужден уплатить НДС в бюджет. В остальных вопросах «упрощенцы» выступают «на равных» с организациями, применяющими общую систему налогообложения, т. е. так же изучают конкурсную документацию, подают те же документы и в те же сроки, что и остальные участники торгов.

Способы осуществления закупок

Согласно Закону № 44-ФЗ существуют следующие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;
  • закупка у единственного поставщика.

Наиболее популярными формами проведения госзакупок на сегодняшний день являются открытый конкурс, запрос котировок и электронный аукцион. Однако наиболее простой формой является закупка у единственного поставщика. Именно к этой процедуре стремятся как заказчики, так и участники закупок.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанности участника закупки – субъекта малого предпринимательства при участии в процедурах по определению поставщика, проводимых только среди СМП, представлять документы, подтверждающие наличие у него статуса субъекта малого предпринимательства.

Процедура проведения госзакупок осуществляется следующим образом: госорганизация проводит тендер – регистрируется на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru, где указывает необходимость покупки какого-либо товара или приобретения услуги. Далее тендер может проходить следующим образом. Он может быть одноэтапным, когда первоначальные условия госзакупки не меняются, или двухэтапным, когда на первом этапе проводятся переговоры с поставщиками, а на втором формируются точные требования к поставкам. По итогам проведенного тендера его организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Федеральным законодательством не предусмотрено ведение реестра СМП. В соответствии с ним ведутся только реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Действия «упрощенца» по пути к заключению контракта с заказчиком

Рассмотрим, как стать участником тендера. Например, организация-«упрощенец» оказывает юридические услуги. Для того чтобы стать участником тендера, необходимо выяснить, какие госорганизации зарегистрировались на сайте госзакупок с информацией о необходимости поставки названных услуг. Для этого в поисковике сайта http://zakupki.gov.ru вводится нужный запрос, после чего появляется список госорганизаций, участвующих в тендере. Каждый заказчик «выставляет» на сайте конкурсную документацию, в которой изложены все условия поставки, например, сроки проведения конкурса, начальная цена (это цена максимум), объем поставки, требования к поставщику. Также в информации о закупке будет описано, в какие сроки принимаются заявки поставщиков, причем сроки установлены не просто по датам, а с указанием времени окончания приема заявок, указаны контактные лица, место приема заявок, дата и время вскрытия конвертов поставщиков, реквизиты для уплаты госпошлины, если таковая необходима.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Организация, подавшая заявку более одного раза, неважно, по какой причине, исключается из конкурса как организация, нарушившая правила тендера. Если организация подала документы дважды, т. к. первоначально поданные документы содержали ошибки, то их необходимо исправлять путем внесения изменений в уже поданные документы.

Компания-поставщик, решившая участвовать в конкурсе, подает заявку на участие с предоставлением документов, подтверждающих соответствие требованиям, указанным в конкурсной документации.

Также необходимо учитывать, что заказчик в силу закона обязан предусмотреть обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе, а в определенных случаях и обеспечение исполнения контракта. В частности, обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Таким образом, для участия «упрощенца», например, в электронном аукционе необходимо внести денежные средства в качестве обеспечения. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обес-печения заявок, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования в соответствии с положениями настоящей статьи на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.

Что касается размера обеспечения исполнения контракта, то он должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Эти денежные средства перечисляются уже на расчетный счет заказчика, открытый, как правило, в учреждениях Казначейства, после чего заключается контракт. В случае непредоставления «упрощенцем» обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Есть ли у «упрощенца» необходимость регистрации на сайте госзакупок?

Процедура госзакупок предусматривает две формы подачи заявок для участия в торгах. Документы можно принести лично по адресу (письменная форма), указанному организаторами торгов, или подать документы через сайт (электронная форма). Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте (электронная торговая площадка, например сбербанк).

ПОЗИЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Документами, которыми возможно подтвердить привлечение исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее.

Письмо от 08.11.2013 № Д28и-2183.

Поскольку электронная подача документов предусматривает подписание всей документации ЭЦП, то необходимо оформить в соответствующем удостоверяющем центре и ее. Причем ЭЦП выдается на конкретное должностное лицо, которое будет непосредственно работать на сайте закупок и которое утверждено руководством. Как правило, для оформления ЭЦП требуются следующие документы: все учредительные документы, выписка из ЕРГЮЛ, приказ на должностное лицо, которое будет работать с сайтом, заявление о предоставлении ЭЦП, доверенность на лицо, которое будет получать сертификат ЭЦП, и его удостоверяющие личность документы. Организация, оформляющая сертификаты ЭЦП, готовит договор оказания услуг удостоверяющего центра, непосредственно сертификат и всю соответствующую документацию (акты, счета-фактуры и т. д.). Как правило, сертификат ЭЦП действует 12 месяцев. Надо отметить, что процедура оформления сертификата ЭЦП является платной. В стоимость включаются: изготовление ЭЦП, носитель ЭЦП, лицензия на программное обеспечение, необходимое для работы с ЭЦП, сертификат ЭЦП на бумажном носителе.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На сайте госзакупок в разделе «Поставщикам» / «Материалы для обучения» есть пошаговая инструкция получения ЭЦП и регистрации на сайте.

Как быть с НДС по госконтрактам?

Что касается налогов, то госконтракт включает в себя все налоги. Поэтому «упрощенцы» – победители торгов вынуждены выставлять счет-фактуру госорганизации и начислять НДС с реализации. При этом на основании ст. 174 НК РФ при выставлении счета-фактуры лицом, находящимся на УСН, вся сумма НДС должна быть уплачена в бюджет (письмо Минфина России от 07.09.2009 № 03-07-11/219). Право на вычет по НДС по поставленным товарам или услугам возникает только у тех организаций, которые являются плательщиками НДС в соответствии со ст. 171 НК РФ. Таким образом, «упрощенец» не может принять к вычету НДС по товарам, поставленным госорганизации, несмотря на уплату НДС при реализации данных товаров или услуг. Такую точку зрения поддерживают суды. Примером может служить постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 14315/10, в котором суд признал доначисление НДС правомерным. Суд исходил из того, что лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателям товара счетов-фактур с выделением суммы налога должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога, к которым лица, названные в п. 5 ст. 173 НК РФ, не относятся.

Напомним, что «упрощенец», выставивший покупателю счет-фактуру, обязан сдать декларацию по НДС за период, в котором был выставлен счет-фактура. Однако ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС для «упрощенцев» не предусмотрено. Могут быть предприняты попытки привлечь организацию к ответственности по ст. 119 НК РФ. В таком случае стоит обратиться к постановлениям Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 4544/07 и от 14.11.2006 № 7623/06, в которых санкции по ст. 119 НК РФ могут быть предусмотрены только для плательщиков НДС. «Упрощенец» таковым не является, а значит, под действие данной статьи не подпадает.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Нормами об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса, электронного аукциона и запроса котировок предусмотрена обязанность участника закупки в составе заявки представлять документы, подтверждающие право участника на получение предусмотренных законом преимуществ, или копии таких документов (пп. «ж» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 5 ч. 5 ст. 66, п. 3 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).

В заключение отметим, что «упрощенец», как любая другая организация (ИП), может стать поставщиком товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных организаций. Это имеет свои плюсы и минусы. Положительным моментом является то, что в случае победы на торгах «упрощенец» получает гарантированного заказчика и, как правило, гарантированную и своевременную оплату товаров (либо по оказанным услугам). Отрицательным же моментом является отвлечение денежных средств из оборота организации в размере НДС по данной поставке. Более того, госорганизации должны предоставлять преимущества по закупкам для субъектов малого предпринимательства, каковыми, как правило, и являются организации (ИП) на УСН. При этом не стоит предполагать, что под преимуществами можно подразумевать послабления, нет – речь идет только о том, что заказчики обязаны заключать контракты с СМП на сумму, не превышающую 15% от общего объема. Это одна из норм, предусмотренных законодательством для поддержки малого бизнеса. Тем не менее, «упрощенцы» могут участвовать в торгах на равных условиях с другими организациями, а участвовать или нет – каждая организация решает для себя самостоятельно.

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Кто заказчик?

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Электронные платформы

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Система отчетности

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

Обжалование действий

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.