Нелегальная миграция плюсы и минусы. Минусы миграции

Сегодня как никогда актуальны поездки в другие страны в поисках работы. Причины в основном заключаются в том, что люди не могут в своей стране найти работу с достойной оплатой труда из-за высокого роста безработицы, отсутствия места работы для определенных профессий и тому подобное. Конечно, самый большой минус для людей, которые вынуждены уезжать в другую страну, это то, что они покидают свои семьи на долгое время. Трудовая миграция имеет минусы и плюсы как для вынужденных мигрантов, так и для стран, которые их принимают.

Трудовая миграция: плюсы

Преимуществом работы в другой стране является большой заработок . Так как в другие страны в основном едут граждане третьего мира, заработная плата, которую они получают за месяц работы, может превышать в 3-4 раза среднюю оплату труда на их последнем месте работы. Кроме того трудовые мигранты получают возможность увидеть другую страну, пожить в ней, познакомиться с новыми людьми, изучить чужую культуру.

Получение навыков работы в другой сфере также является полезным, нередко люди ездят в другую страну на работу в течении нескольких лет, после получают вид на жительство и остаются в чужой стране навсегда. Трудовая миграция – неплохой вариант для тех людей, кто хочет перебраться жить в другое государство. Имея работу, зарабатывая деньги, проще найти жилье, выучить незнакомый язык и устроить свою жизнь.

Для стран, которые принимают мигрантов также немало плюсов. Нередко в развитых странах существует дефицит рабочей силы, нужны дворники, слесаря, строители, а благодаря тому, что из других стран приезжают люди, готовые приступить к любой работе, эта проблема исчезает. Когда в стране высокий уровень занятости, это дает толчок развитию экономики, появляются новые рабочие места и открываются новые производства. Кроме того быстро развивается инфраструктура – строятся дома, торговые центры, обустраиваются улицы и жилмассивы. Так как рабочие места занимают приезжие, происходит интеллектуальный рост местного населения, люди поступают в университеты, получают высшее образование, чтобы позже иметь возможность устроиться в крупные корпорации.

Трудовые мигранты улучшают качество жизни местных жителей, так как в основном заняты в сферах услуг, строительства и сельского хозяйства, соглашаясь на работу, которую граждане страны считают низкооплачиваемой.

Дешевая рабочая сила играет на руку производителям товаров, так как они становятся более конкурентоспособными, не секрет, что более дешевый товар всегда будет пользоваться повышенным спросом. За счет увеличения продаж продукции растут доходы государства, появляются деньги в бюджете, которые можно потратить на улучшение качества жизни населения, развитие инфраструктуры на финансирование различных направлений социальной политики.

Трудовая миграция улучшает демографические показатели, так как многие мигранты остаются жить в стране, в которой им удалось найти работу. Положительно миграция действует и на культуру страны, принимая иностранцев, граждане становятся более терпимыми и толерантными по отношению к другим националистам.

Трудовая миграция: минусы

Несмотря на многочисленные плюсы, миграция имеет и минусы, основным среди которых является перенаселение страны и появление в ней безработицы. Так как население увеличивается, не всегда удается обеспечить всех работой, жильем, из-за чего падает уровень жизни жителей. Так, к примеру, после того как в Германию начало ездить большое количество мигрантов, в стране появилась безработица, которая ныне составляет 7 %.

Низкая оплата труда чужестранцев приводит к падению заработных плат местных жителей, из-за повышения конкуренции на рабочие места люди остаются без работы и вынуждены жить за счет пособий.

Миграция касается не только рынка труда, так как часто приезжая в другую страну, чтобы устроиться на работу, люди берут с собой семьи, из-за чего создается нагрузка на социальную инфраструктуру страны. Большим спросом начинают пользоваться детские сады, школы и больницы. В связи с этим появляется необходимость расширения инфраструктуры, строительства коммунальных учреждений и муниципального жилья, что требует значительных расходов с государственного бюджета.

Использование дешевой рабочей силы приводит к тому, что замедляется процесс развития высоких технологий, останавливается технический прогресс, что негативно влияет на становление и развитие экономики. Этот же фактор приводит к тому, что эффективность и производительность труда значительно снижается.


Из-за трудовой миграции значительно страдает и экономика страны, которая принимает мигрантов. Дело в том, что основную часть заработанных денег приезжие отправляют своим семьям, потому происходит отток средств, которые могли бы остаться в экономике страны и пойти на благо общества.

Стоит также отметить, что с ростом миграции увеличивается и рост преступности. Это не только уголовные преступления, нередко иностранцы занимаются контрабандой, в том числе незаконной торговлей наркотиками, торговлей людьми. Что скрывать местные жители всегда с настороженностью и негативом относятся к мигрантам, что приводит к появлению межэтнических конфликтов.

Выводы

Трудовая миграция помогает развиваться социальной инфраструктуре и рынку труда, люди получают рабочие места, которые по каким-либо причинам не пользуются спросом у местного населения. Вместе с тем, когда происходит массовый приток чужестранцев, это приводит к тому, что появляется безработица, так как увеличивается конкуренция на рабочие места. Из-за невозможности обеспечить всех мигрантов работой и жильем, нередко начинают происходить экономические и уголовные преступления, как следствие могут возникать межэтнические конфликты, способствующие появлению раскола в обществе.

Что такое миграция? По определению, миграция (лат. migratio – переселение) – процесс территориального перемещения населения с целью улучшения условий своей жизни. Это сухая информация, которая не отражает положительных и отрицательных сторон миграции, причин и последствий. А между тем, это очень распространенное явление, которое в большинстве стран мира активно набирает обороты.

Рассматривая это явление на российском примере, можно найти массу причин того, что россияне активно покидают свою страну. Это и трудовая неустроенность, и так называемая «брачная миграция», когда граждане РФ выезжают за пределы страны с целью заключения брачного союза и последующего проживания по месту жительства партнера, и просто неизменное желание русских людей изменить свою жизнь кардинальным путем.

Тем не менее, до сих пор основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Межстрановая трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира.

Для россиян возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в заработной плате. Естественно, не в пользу РФ. Это общеизвестный факт и, на первый взгляд, все гладко и ровно. В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению валового мирового продукта.

В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы непросто, так как не все они поддаются количественному учету. Они складываются из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах. Стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем они получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем население в среднем, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

Иммигранты обычно используются в рамках так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжелыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста.

У нас в России есть такое понятие, как «гастарбайтер». И все мы знаем, что это человек, приехавший в нашу страну «на заработки», так как в его родной стране возможность работать и зарабатывать либо отсутствует совсем, либо доступна лишь узкому кругу «избранных». Также мы знаем, что такой человек вынужден проживать и работать в ужасающих и в целом неприемлемых условиях по той причине, что он практически не имеет стоимости на нашем рынке труда. Ему доступен лишь физический труд, а он, как известно, крайне редко сопровождается в нашей стране достойной оплатой.

Так вот, на Западе ситуация носит примерно такой же характер, разница в том, что там в роли «гастарбайтеров» выступают люди, имеющие возможности для карьерного роста и неплохую зарплату у себя на родине, но которые хотят большего. Как правило, в результате их ожидает полное разочарование, возвращение в свою родную страну с потерей нескольких лет, потраченных на благо чужого государства.

А как быть с «брачной миграцией»? Вообще-то она ненамного отличается от трудовой: страна-«донор» тоже несет убытки. Ухудшается демографическая ситуация, страна опять-таки лишается трудовых ресурсов, опытных профессионалов и специалистов. А в другой стране эти люди выполняют роль дешевой рабочей силы, большинство из них так и не находит там «светлого будущего» ни для себя, ни для своих детей. Более того, россияне, как правило, не имеют в других странах никаких социальных гарантий, у них нет никаких прав, они не защищены ни от кого и ни от чего.

Но, тем не менее, количество желающих найти свое счастье «за холмом» увеличивается с каждым днем. И, возможно, это объяснимо тем самым необъяснимым влечением к авантюрам. Ну скажите, какой русский человек хоть раз не мечтал в один прекрасный день «собрать чемоданчик и рвануть куда-нибудь туда»? Да все мечтали. Просто у некоторых, особо «везучих», появляется такая возможность, за которую они цепляются, словно за соломинку и держатся, пока не поймут, наконец, что никакая это не соломинка, а самая настоящая тарзанка. От берега к берегу, как говорится. А коли решишь отпустить, так она еще и по лицу съездит, уж простите за сравнение.

Вот, кажется, и все. «А где же плюсы?» – спросите вы. Ну, плюсы в том, что есть определенный процент людей, которые все-таки прижились на новом месте, наладили жизнь, и эта жизнь протекает лучше, чем это было бы на родине. Но этот процент так ничтожно мал, что приводить его в качестве аргумента бессмысленно. Так что лично я плюсов в этом явлении не вижу. И в названии я написала слово «плюсы» только с той целью, чтобы хоть как-то облагородить такое неприглядное явление, как миграция.

Обретая новые корни

Миграция, подчеркнул Сергей Корепанов, это сфера, которая связана со многими правами человека: трудовыми, жилищными, культурными и иными. Об их реальном воплощении призвано заботиться государство. Именно когда есть высшая согласованная воля, как подчеркнул Геннадий Чеботарев, вопросы решаются. В подтверждение своего тезиса профессор привел конкретный факт. Закон о правовом положении иностранных граждан порой не позволяет организации заполучать к себе иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста, так как он не «вписывается» в квоту. Внесенные по поручению Президента РФ поправки, которые начнут действовать со следующего года, дают возможность выдавать разрешение на работу в России таким профи вне квот Федеральной миграционной службы. Причем не на год, как сейчас, а на срок действия трудового договора.

Тщательно проработанная миграционная политика, отвечающая долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития, стала велением времени. Насущной необходимостью. Реализует ее федеральное правительство в тесном контакте с субъектами РФ, которые, в свою очередь, стараются улучшить у себя социально-экономическую ситуацию, а значит, повысить миграционную привлекательность. В процессе - в границах своих полномочий - активно участвует и тюменский региональный парламент, помогая людям обрести новые корни на тюменской земле, «встроиться» в жизнь.

К этому, как подчеркнул заместитель председателя областной Думы Геннадий Корепанов, обязывает поток мигрантов, который не сокращается, несмотря на кризис. Так, по данным управления Федеральной миграционной службы по Тюменской области, если в 2004 году на территорию нашего региона въехала 41 тысяча человек, то в 2008-м и 2009-м - по 53 тысячи. Основная часть прибывших (97,4%) - это выходцы из стран СНГ. Из них 72,6% - это граждане Казахстана, 11,7 - жители Узбекистана, 8,8% - из Таджикистана.

Наибольшей миграционной подвижностью обладают люди трудоспособного возраста, чей удельный вес среди всех прибывших к нам мигрантов равен 80%. При этом отмечается заметный уровень внутренней миграции. Если говорить непосредственно о внутрирегиональных процессах, то их характерная черта - переселение сельчан в города, а жителей юга области - в автономные округа.

Ситуация стабильна

Явления последних десятилетий, по мнению вице-спикера, создали в Тюменском регионе уникальную миграционную ситуацию. Проведенное осенью 2009 года по заказу областной Думы масштабное социологическое исследование «Проблемы социокультурного развития Тюменской области» выявило, что только для трети нынешних жителей региона Тюменская земля является родиной. 30% - это внешние мигранты.

74,2% опрошенных считают: в Тюменской области ситуация в сфере межнациональных отношений совершенно и практически стабильная, в то время как по России в целом положительную оценку положению дел дали лишь 47,8% респондентов.

И это фактическое подтверждение того, что миграция при всех ее положительных моментах приносит с собой множество проблем. И прежде всего тех, которые угрожают безопасности государства. Речь, конечно же, идет о нелегальной миграции.

Нелегалы, как подчеркнул Геннадий Корепанов, не занимая официально рабочих мест, негативно влияют на российский рынок труда, вовлекаются в теневую экономику и выводят из-под налогообложения, по разным оценкам, от 5 до 8 млрд долларов в год. Кроме того, незаконная миграция способствует росту организованной преступности, незаконному обороту наркотиков, терроризму и прочим общественным язвам. К этим бедам можно добавить и межэтнические конфликты, и так называемую мигрантофобию местного населения, которая порождается повышающейся конкуренцией, монополизацией рыночной торговли, нарочитым игнорированием норм нашей жизни, что нередко позволяют себе мигранты.

Вернулся он на родину...

Однако надо признать: миграция несет нашей стране не только негатив, но и позитив. Это один из основных и реальных источников пополнения и трудовых ресурсов, и численности населения. Демографическая картина современной России дает мало шансов для оптимизма.

Не случайно была принята государственная программа по оказанию содействия нашим соотечественникам, переселяющимся в РФ. Апробация проекта идет с 2007 года в 12 пилотных территориях, в их числе - Тюменская область. В нашем регионе, как подчеркнул заместитель губернатора Тюменской области Олег Заруба, программа реализуется в восьми территориях: в Ишиме, Тобольске и Тюмени, а также в Викуловском, Ишимском, Сладковском, Уватском и Ялуторовском районах. Участниками программы стали уже 175 соотечественников (вместе с членами их семей это 459 человек). На 1 июня 2010 года решение о согласии на участие в проекте принято в отношении еще 253 человек (вместе с домочадцами - 699).

Очередной раз узрев на улицах людей неславянской внешности, россияне продолжают недовольно ворчать, мол: «понаехали тут всякие», «Москва нерезиновая» и т.д. Однако изрыгая проклятия в сторону приезжих, мы забываем, что именно они обеспечили столице и многим другим городам массовую застройку, порядок на улицах, рост сферы услуг и выполнение многих работ. Самим россиянам не особо нравится вкалывать на дорожных работах, заниматься уборкой улиц или месить бетон на стройках, поэтому те, кто «понаехали», представляются весьма выгодной и дешевой рабочей силой. Но сам факт того, что «понаехали» вызывает агрессию.

Но все может измениться – в условиях нависающего над Россией кадрового дефицита, гражданам России в скором времени придется посмотреть на неквалифицированных экспатов ближнего зарубежья по-другому. Нехватка рабочих рук наверняка повысит лояльность даже к нелегальным трудовым мигрантам, а тем, кому это не нравится, придется потерпеть. Обусловлено это двумя негативными демографическими явлениями: снижение численности экономически активного населения, которое уже к 202о году, по оценкам Минтруда, уменьшится на 3,5 млн человек, и сокращение трудовой миграции. В первую очередь из стран ближнего зарубежья – работать в Россию все меньше едут украинцы, узбеки, белорусы, таджики и многие другие.

Потоки тают

Украинцы до недавних пор были одними из самых массовых трудовых мигрантов России, на них приходилось около 60% всей рабочей силы, приезжающей в нашу страну. Сегодня поток трудовых мигрантов из Украины тает, на что есть множество причин. Во-первых, кто хотел, тот уже давно приехал – сказывается нагнетаемая внутри страны антироссийская истерия. Во-вторых, на заработках мигрантов существенно отразилось падение рубля и стремительно взлетевшие цены. В-третьих, Украине дали «безвиз» в Европу. И хоть данный режим не дает украинцам права на работу в ЕС, многие пренебрегут подобного рода запретами и все же поедут на нелегальные заработки. Или, по крайней мере, воспользуются режимом для поиска официального работодателя, что также достаточно широко распространено. А там, между прочим, куда более высокие зарплаты, чем в РФ, да и соцобеспечение присутствует . В России же, максимум, на что могут надеяться мигранты – нелегальная работа и сравнительно невысокая зарплата.

Падает количество рабсилы и из других стран, но темпы снижения потоков куда менее стремительные. И тут, вполне логично, что действуют совершенно другие причины. Сказывается жесткая миграционная политика российского правительства по отношению к соседям. Раньше ее вполне можно было оправдать: граждане близлежащих стран выстраивались в очередь, лишь бы попасть на работу в Россию, поскольку на родине кроме безработицы и нищеты их ничего не ждало. Но экономика стран-соседей постепенно восстановилась, появилась потребность во внутренней рабочей силе и как итог, мигранты стали куда более привередливыми.

Теперь, чтоб привлечь внешнюю рабочую силу, мигрантам нужно пообещать не только более-менее стабильный доход и койку в подсобке. Теперь им нужна белая зарплата, возможность переехать вместе с семьей, шанс на легализацию и прочие «плюшки», доступные, в лучшем случае, лишь высококвалифицированным экспатам . Но даже при наличии всего этого, многих трудовых мигрантов откровенно настораживает угроза негативных взаимоотношений между «понаехавшими» и коренными россиянами. Но при всем этом, дабы быть объективным, нужно откровенно признать, что мигранты сами часто провоцируют подобного рода конфликты, игнорируя местные культурные и бытовые традиции и обычаи. А ведь без этого интегрироваться невозможно ни в одно общество.

Яма на яме

То, что Россия вплотную подошла к демографической яме, обсуждают на протяжении последних нескольких лет достаточно активно. Но для нашей страны, как ни странно, такое явление возникает не впервые – провалы рождаемости наблюдались на протяжении всего XX века. Хотя еще каких-то 100 лет назад российских женщин считали чуть ли не рекордсменками по рождаемости – в крестьянских семьях не в диковинку вовсе было иметь по 5-6 детей. Но потом последовали революции, голод, гражданские и мировые войны, политические репрессии и т.д. Последним из таких событий стал распад Советского Союза, в результате которого вначале 90-х население было растеряно и не понимало, что ждет страну дальше. Куда там рожать в этот период детей, там и себя-то прокормить было нечем. А ведь для поддержания демографического равновесия мало даже одного ребенка в семье – чтоб избежать ямы, нужно было «производить» по 2-3 ребенка.

В итоге «дно» было нащупано в 1999 году, когда россиянки родили меньше всего детей за всю современную историю . В правительстве тех времен были уверены, что негативные демографические тенденции компенсируются за счет вернувшихся на родину русских. И ради справедливости отметим, что многие таки вернулись – до начала 00-х в Россию приехало около 8 млн человек, которых, однако, было недостаточно для компенсации снижения рождаемости 90-х. Потом, правда, многие из «возвращенцев» вернулись обратно, на вторую родину – достижения в вопросах демократии и повышения благосостояния населения их не порадовали.

После нулевых, власть решилась на отчаянные меры – материальное стимулирование рождаемости. Тут тебе и разовые выплаты при рождении ребенка, и материнский капитал, за счет которого можно попытаться решить жилищный вопрос, и много других возможных региональных программ. Но рожать никто не спешит – за потерянные 20 лет у молодых семей изменились представления о семейном быту. Теперь мало кто заводит семьи лишь для воспроизводства и решения демографических проблем страны. Теперь семьи, это и свое собственное гнездо – комнаты в общежитии уже давно недостаточно даже студентам. Теперь семьи, это собственный автомобиль и ежегодный отдых хотя бы в Турции или Египте. Детей оставляют «на потом», пока молодые, будущим папам и мамам не до них.

Надежда на мигрантов

Трудоспособное население, как мы уже сказали, продолжает снижаться, по самым скромным оценкам к 2020 году падение составит 3,5 млн человек. Даже если правительство придумает что-то новое и таки сможет стимулировать рождаемость, новое поколение российских тружеников «засучит рукава» не раньше, чем через 18-20 лет . По идее, компенсировать такую численность трудоспособных граждан за счет мигрантов не так уж и сложно – по данным МВД, в Россию ежегодно приезжает работать 3,5-3,8 млн иностранцев, причем большинство из них – граждане безвизовых стран. Однако, только за первые 6 месяцев 2017 года их поток снизился на 27%, что серьезно бьет по надеждам российской власти. Но еще больше сомнений в этой связи вызывает новая миграционная политика, концепцию которой на будущие 7 лет разработали в МВД.

Согласно ей, основные потоки мигрантов будут каким-то странным образом распределяться по всей территории РФ, препятствуя их сосредоточению в столице и прочих центрах. Наиболее приоритетными направлениями для них выбрана, прежде всего, Сибирь и Дальний Восток. Но такие желания правоохранителей не подкреплены официальными цифрами: сколько туда планируют направить мигрантов, куда девать коренное русское население, проживающее там, не вызовет ли это серьезных межнациональных конфликтов и вообще не превратят ли эти регионы в потенциальные миграционные зоны отчуждения?! Но больше всего интересует вопрос, учтены ли будут потребности указанных регионов в рабочей силе и ее квалификации?

Вообще среди россиян бытует стереотип, будто «понаехали» в основном необразованные «чурбаны», имеющие крайне слабые представления о высокой квалификации и умственном труде. Такие себе Равшаны и Джамшуты из известного всем скетч-шоу. Но все не так просто – до 20% из приехавших в Россию трудяг имеют высшее образование . Естественно, что по специальности они не работают, пополняя армию дворников, работников супермаркетов и кафе, строителей и даже курьеров. В целом приезжие повышают образовательный уровень российской нации, но какого-либо вклада они не делают, так как работают не по специальности. Основные сферы их трудоустройства – это торговля, ЖКХ и строительство, в то время как специализация имеющегося у них образования – это медицина, инженерия, юриспруденция, педагогика, металлургия и т.д.

При наличии образованных кадров остро встает вопрос рационального использования имеющегося у мигрантов потенциал а – они могут помочь избежать кадрового кризиса и разогнать отечественную экономику, получив шанс легализоваться в российском обществе. Но для реализации таких планов нужен как минимум комплексный подход к проблеме. Вместо него, мы видим лишь халатность системы, которая в итоге работает лишь в пользу необразованных гастарбайтеров.

Никто не знает, сколько мигрантов находится в России. Политика РФ в отношении гастарбайтеров не последовательна.

В России живут и работают предположительно около 12 млн трудовых мигрантов, 70% которых планируют остаться здесь. Главная проблема при подсчете трудовых мигрантов в России – отсутствие внятной статистики. Очень ярко это иллюстрирует казус с украинскими трудовыми мигрантами. Раньше в нашей стране их не учитывали, поскольку для граждан Украины действовали правила «90 суток без регистрации». Многие приезжали в Россию, работали эти 90 дней, затем выезжали за границу на пару дней, после чего возвращались работать. В итоге специалисты сошлись на том, что в стране «примерно один миллион украинцев». Однако после того, как в январе 2014 года вступило в силу так называемое «правило 90/180» (согласно этому правилу, граждане безвизовых стран могут легально находиться в России 90 дней, затем должны выехать за пределы страны и приехать повторно можно через 90 дней), выяснилось, что в России больше 3,5 млн человек с украинским гражданством, причем многие из них успели обзавестись семьями.

С 1989 по 2015 год, по данным Росстата, Российскую Федерацию покинуло около 4,5 млн человек. Однако в докладе «Эмиграция из России в конце ХХ – начале ХХI века», подготовленного для «Комитета гражданских инициатив», доктор экономических наук Ольга Воробьева и кандидат экономических наук Александр Гребенюк ставят эти данные под сомнения и рекомендуют «корректировать их в три-четыре раза в сторону увеличения». Бывший замдиректора ФМС России, президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин подтверждает – по их данным из страны за это время выехали приблизительно 12 млн человек. И поскольку природа пустоты не терпит, то примерно столько же в России сейчас трудовых мигрантов.

Откуда едут
По данным Мирового банка, Россия входит в десятку ведущих стран назначения миграции, как и Соединенные Штаты, Саудовская Аравия, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, Франция, Канада, Испания и Австралия. По их же подсчетам в 2014 году мигранты перевели из России $33 млрд – страна была в тройке крупнейших источников денежных переводов в мире, уступая только Соединенным штатам и Саудовской Аравии. Позже ситуация с финансами изменилась, сказалось практически двукратное падение курса рубля, но факт очевиден – Россия была и остается одним из крупнейших мировых реципиентов трудовых мигрантов.

Основной поток идет из стран постсоветского пространства, за исключением Прибалтики. В 2015 году существовало расхожее мнение, что потоки мигрантов резко снизились из-за падения рубля. Однако спустя два года можно с уверенностью сказать, что это не так. Тогда количество приезжающих мигрантов просело из-за ряда законодательных инициатив: взамен квотирования появилась патентная система и теперь для безвизовых иностранных граждан, если они хотят работать в России, необходимы трудовые патенты, а годом ранее ввели вышеупомянутое «правило 90/180». Никто не понимал, насколько строго работает эта система, поэтому решили переждать.

Со временем стало ясно, что система не столь сурова, как могла быть. Например, из 2 млн трудовых мигрантов, живущих в Москве, на сегодняшний день трудовые патенты получили чуть больше 417 тыс. человек. Даже если взять в расчет, что из этих двух миллионов 380 тысяч граждан Евразийского экономического сообщества не должны оформлять патенты, все равно необходимое разрешение для работы в столице получили 32,8% мигрантов, лишь каждый третий. Поэтому уже к концу 2014 года показатели миграционной активности начали возвращаться на прежний уровень.

Сейчас поток трудовых мигрантов растет и все дело в демографии. Например, в прошлом году годовой прирост населения в Узбекистане составил более полумиллиона человек. Всего по итогам 2016 года в стране родились 726,8 тыс. детей и было зарегистрировано 154,5 тыс. смертей. Узбекистан и Украина – основные поставщики трудовых мигрантов в Россию. Причем узбекские рабочие до падения рубля отправляли в свою страну, по подсчетам журналистов РБК, примерно 12% от общего ВВП страны, правда в 2015 году эта цифра снизилась до 5%. Многие украинские трудовые мигранты после кризисных событий на Востоке Украины стали перевозить в Россию семьи из районов, где шли боевые действия. Дальше в порядке убывания идут следующие страны: Таджикистан, Белоруссия, Кыргызстан, Молдова, Азербайджан, Армения. Немало трудовых мигрантов из Северной Кореи – 32 тысячи человек.

Кто едет: «старое» и «новое» поколения
Большая часть мигрантов останавливаются в двух столицах и близлежащих регионах: в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях работают более 50%. Также они предпочитают селиться в регионах, которые сейчас активно развиваются и привлекают инвестиции. Среди них Екатеринбург, Самарская и Калужская области, Ханты-Мансийский автономный округ и Краснодарский край.

Поток трудовых мигрантов условно делят на два типа. Поначалу работать в Россию ехали специалисты, воспитанные советской системой образования. Это были люди со средним специальным и высшим образованием. Тогда на низкооплачиваемых должностях нередко можно было встретить высокообразованных специалистов. Председатель комитета «Гражданское содействие» (общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам) Светлана Ганнушкина рассказывает, что она знала двух кандидатов филологических наук из Узбекистана, работавших дворниками. По оценкам специалистов, таких среди трудовых мигрантов около 30%. Еще 40% – это люди с начальным профессиональным и средним образованием. Оставшиеся 30%, это представители так называемого «нового поколения», которое в ближайшее время будет все активнее пополнять ряды разнорабочих в стране.

После того, как образованные люди, приехавшие в Россию из стран бывшего СССР, были вынуждены идти на низкооплачиваемую работу, стало понятно, что для работы здесь не нужны специальные знания, следовательно, нет смысла тратить время в учебных заведениях. Поэтому большая часть вновь прибывающих трудовых мигрантов имеет в лучшем случае законченное школьное образование и плохо говорит на русском языке (или вовсе его не знает). Их и принято называть «новым поколением». При этом в докладе «Эмиграция из России в конце ХХ – начале ХХI века» отмечают, что по данным официальной российской и зарубежной статистики, эмиграционный поток уезжающих из страны «имеет высокие показатели качества человеческого капитала – высокий образовательный и профессиональный уровень, молодой возрастной состав».

Как интегрируются
Если вкратце, то интеграция мигрантов, пожелавших остаться в России, на государственном уровне совершенно не налажена. В фонде «Миграция XXI век» рассказали историю Александры Волковой, чья семья еще во времена СССР переехала в Узбекистан из-за бабушкиного заболевания. С 2012 года Александра живет в Самарской области, закончила местный ВУЗ, получила диплом, после чего начались проблемы. «Я хотела получить разрешение на работу для специалиста, но выяснилось, что для этого нужно иметь большую официальную заработную плату», – пишет девушка в своем письме. По ее словам, ей не удалось получить ни разрешение на временное проживание, ни российский паспорт. «У меня есть все возможные документы, но нет паспорта и возможности месяцами обивать пороги местных ФМС», – заключает Александра.

Главная проблема интеграции в том, что сейчас ею никто не занимается, а главный институт для работы с мигрантами – полиция, которая по своей природе скорее репрессивно-карательный орган, чем агентство социальной поддержки.

Светлана Ганнушкина уверяет, что ситуация с интеграцией мигрантов, которая и раньше была не очень хорошей, изменилась в худшую сторону после указа президента №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», подписанном в 2016 году. Согласно ему в состав МВД вошли Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба. «И если для ФСКН переход в состав МВД был до некоторой степени естественным, этого нельзя сказать о ФМС. У ФМС имелись такие функции, как предоставление убежища, прием и размещение ищущих убежища лиц, интеграция мигрантов и беженцев, а также организация трудовой деятельности иностранцев. Очевидно, что теперь, когда миграционными проблемами займутся в МВД, акценты миграционной политики сместятся на борьбу с нелегальной миграцией», – говорит правозащитница. Кроме того, этот указ по ее словам полностью разрушил систему управления миграцией, потому что теперь руководители миграционных органов на местах непосредственно подчиняются не ФМС, а местным полицейским. Причем в истории страны уже было нечто подобное – в 2001 году миграцию отдавали на откуп МВД, но позже это решение назвали неправильным.

При этом после перехода функций миграционной службы к полиции права мигрантов стали нарушать в четыре раза чаще. Исполнительный директор международной некоммерческой организации «Тонг Жахони» Валентина Чупик рассказала, что к ним в год обращаются 15 тыс. пострадавших мигрантов. И 75,1% пострадавших испытывают проблемы с государственными органами, по большей части это незаконное задержание полиции и произвол со стороны полицейских. Причем охотнее задерживают граждан России кыргызстанского происхождения, чем граждан Молдовы или Украины. В условиях, когда в стране практически нет гражданского общества, в том числе местных сообществ в регионах, трудовые мигранты, которые приезжают в страну, зависят только от работодателя и полиции.

Прогноз на будущее: возможно, будет хуже
Кроме России на территории бывшего СССР есть лишь один реципиент, Казахстан, на территории которого работают около 2 млн трудовых мигрантов. В ближайшем будущем ситуация с мигрантами вряд ли изменится. Будет постепенно расти поток низкоквалифицированной рабочей силы. Единственная возможная перемена – украинские мигранты переориентируются на работу в Европе. Но здесь многое зависит от позиции Евросоюза и его готовности к подобному сценарию.

По очевидным причинам нужно упомянуть, влияет ли этот поток трудовых мигрантов на уровень террористической угрозы стране. Есть расхожее мнение, что террористы проникают в страну вместе с мигрантами. Однако все опрошенные нами эксперты этот тезис не подтверждают – большинство терактов в стране совершают люди, рожденные и выросшие в России, поскольку терроризм – явление идеологическое, а не социальное. Но есть сценарий, при котором возможен рост криминогенной обстановки.

Вячеслав Поставнин уверен, что неумелая интеграция трудовых мигрантов, которую отдали на откуп полиции, периодически может приводить к вспышкам конфликта, подобным той, что была 13 октября 2013 года в Западном Бирюлево. «Все будет зависеть от социально-экономического положения в стране, – говорит президент фонда «Миграция XXI век». – Если будет работа и оплата, то все будет идти своим чередом. Но если денег не станет, могут возникнуть проблемы – интеграцией этих людей в наше общество никто не занимается, они живут отдельно. А возвращаться трудовым мигрантам некуда, примерно 70% из них хотят остаться здесь, где есть хоть какие-то перспективы».

В экономическом, культурном, научном развитии почти любого государства миграция играет важную роль. Более того, она сегодня является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Миграционные процессы характеризуются множеством спорных моментов, которые могут трактоваться одновременно и положительно, и отрицательно. Поэтому далее рассмотрим плюсы и минусы миграции, а также ее роль в изменении экономического положения людей.

Анализ последствий миграции

Рассматривая последствия миграции, можно отметить, что они носят достаточно противоречивый характер.

Плюсы миграции для страны (региона), принимающей мигрантов:

Отрицательное влияние миграции

Проблемы миграции, или, другими словами, минусы данного процесса, заключаются в следующем:

  1. Демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, из-за чего снижается заработная плата местных работников.
  2. Осложнение ситуации на рынке рабочей силы, усиление конкуренции за рабочие места.
  3. Массовый приток мигрантов может спровоцировать рост безработицы в стране.
  4. Мигрантами оказывается дополнительная нагрузка на социальную инфраструктуру страны: школы, детские сады, медицинские учреждения.
  5. Проблемы с внедрением трудосберегающих технологий, возникающие из-за использования дешевой рабочей силы, приводят к снижению производительности и эффективности труда.
  6. Львиную долю своих сбережений мигранты отсылают на родину, что означает отток средств из экономики принимающей страны.
  7. Массовые экономические (незаконные финансовые операции, контрабанда) и уголовные правонарушения.
  8. Негативное отношение местных жителей к мигрантам в целом.
  9. Большие скопления мигрантов могут пытаться навязать свою собственную культуру, категорически отрицая взгляды принимающей страны. Как следствие, это будет приводить к межэтническим конфликтам.

Проблемы миграции в аспекте нелегалов дополняются и тем, что приехавшие, пользуясь местной инфраструктурой, не уплачивают государству налоги, что дополнительным бременем ложится на плечи коренного населения.

Преимущества и недостатки миграции: видео

Роль миграции на мировом уровне

Оценивая последствия миграции населения на мировом и национальном уровнях, стоит отметить преимущественно позитивное влияние ее процессов на состояние качества жизни людей и мировой экономики:

  • снижение безработицы;
  • выравнивание уровня жизни и уровня оплаты труда;
  • устранение дефицита рабочей силы в отдельных регионах и отраслях;
  • взаимообогащение этнокультурного потенциала.

Международная миграция также способствует культурной интеграции народов, выступает фактором, снижающим социальную напряженность в государствах, нуждающихся в экспорте рабочей силы.

Трудовая миграция на международном уровне выступает важнейшим инструментом повышения валютных доходов стран, экспортирующих рабочую силу.

Основные составляющие этих поступлений: налоги с прибыли компаний-посредников, валютные переводы иностранцев на родину, инвестирование мигрантами личных средств в отечественную экономику и проч. Вместе с тем, отток квалифицированных работников из стран-экспортеров приводит к снижению уровня научно-технологического потенциала государств, усугубляя и заметно закрепляя дифференциацию национальных экономик по качеству и уровню жизни населения.

В целом соотношение плюсов и минусов миграции населения определяется взаимным балансом интересов государств-участниц обмена населением, соотношением оптимальных и реальных параметров миграционных процессов и возможностями целенаправленного контроля за ними со сведением к минимуму масштабов нелегальной миграции.

В заключение стоит отметить, что наиболее успешно государство может построить свою миграционную политику при определении оптимального сочетания следующих условий:

  • стратегические программы социально-экономического развития страны должны согласовываться с текущими задачами миграционной политики;
  • при определении средств и целей миграционной политики необходимо придерживаться ориентации на гармоничное сочетание потребностей и интересов личности и общества в целом.

Как и где проще всего получить гражданство: видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса