Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вопрос: О применении законодательства о закупках муниципальными казенными учреждениями при осуществлении закупочной деятельности Казенное

В 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления централизованных закупок 1 . Их общая суть заключается в том, что закупки для нужд отдельных заказчиков (органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов местных администраций, государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений) осуществляются не самими этими заказчиками, а одним уполномоченным государственным или муниципальным органом (уполномоченным казенным учреждением). Смысл таких закупок может состоять, во-первых, в экономии бюджетных средств (например, при централизованной закупке могут закупаться продукты питания для нужд сразу всех детских садов муниципального района, что обеспечивает более низкие цены, предлагаемые поставщиками, чем если бы проводилось много более мелких закупок самими садами), а во-вторых, в снижении административной нагрузки на заказчиков (например, тем же самым детским садам не нужно самим осуществлять все сложные административные процедуры закупок). Отметим, что на практике именно второй мотив чаще всего является главной причиной организации централизованной закупочной деятельности.

Централизация возможна в разных вариантах. Первый вариант, который можно условно назвать «базовым», предполагает, что уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) отвечает за реализацию процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), однако, при этом обоснование закупок, определение НМЦК, определение условий контракта и его подписание осуществляется самими заказчиками. Для наглядности рассмотрим в качестве примера, как регламентируется его применение в Клинском районе Московской области 2 .

Уполномоченным органом в этом примере является муниципальное казенное учреждение «Центр проведения торгов». Совместно с заказчиками (муниципальные органы, муниципальные казенные и бюджетные учреждения) данный орган ежемесячно с 1 по 10 число месяца согласовывает план закупок и планы-графики закупок, а также совместно с ними выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Самостоятельно же этот орган осуществляет следующие действия:

  1. осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках;
  2. организует работу и осуществляет подготовку протоколов заседаний единой комиссии на основании решений, принятых членами комиссии;
  3. размещает в ЕИС извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов, протоколы;
  4. обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупках, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в закупках и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в закупках только после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
  5. предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
  6. обеспечивает возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
  7. обеспечивает осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
  8. обеспечивает хранение в сроки, установленные законодательством, протоколов, составленных в ходе проведения закупок, заявок на участие в закупках, документации о закупках, изменений, внесенных в документацию о закупках, разъяснений положений документации о закупках и аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;

В свою очередь в полномочия заказчиков включены:

  1. Формирование плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, утверждение плана закупок, размещение в ЕИС плана закупок и внесенных в него изменений.
  2. Формирование плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, утверждение плана-графика, размещение в ЕИС плана-графика и внесенных в него изменений.
  3. Организация обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги в установленных случаях.
  4. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  5. Обоснование закупок.
  6. Описание объекта закупки.
  7. Определение предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта.
  8. Определение начальной (максимальной) цены контракта.
  9. Определение размера обеспечения заявок и размера обеспечения исполнения контракта, принятие на свои счета денежных средств в качестве данного обеспечения.
  10. Направление в уполномоченный орган ответов на запросы участников закупок.
  11. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений, разработанной уполномоченным органом.
  12. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений - за исключением определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися.
  13. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе размещение в ЕИС в установленных случаях расчета и обоснования цены контракта, извещения об осуществлении такой закупки, уведомление контрольного органа в сфере закупок о такой закупке или согласование с контрольным органом в сфере закупок такой закупки.
  14. Подписание контракта.
  15. Направление информации в Федеральное казначейство для включения сведений в реестр контрактов.
  16. Исполнение контракта, привлечение экспертов, экспертных организаций в установленных случаях.
  17. Формирование и размещение в ЕИС отчетов, предусмотренных в 44-ФЗ.
  18. Осуществление иных полномочий заказчиков, предусмотренных в 44-ФЗ, за исключением полномочий, возложенных на уполномоченной орган.
  19. Но не все эти действия заказчики осуществляют полностью самостоятельно. Как было указано выше, план закупок и план-график закупок подлежат согласованию с уполномоченным органом. Кроме того, на основании плана-графика закупок заказчики готовят и направляют в уполномоченный орган заявку на осуществление закупки, решение об осуществлении закупки, представляют для согласования документацию о закупке, техническое задание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты размещения информации об осуществлении закупки в ЕИС. В случае получения от уполномоченного органа уведомления о необходимости устранения замечаний в представленных документах заказчики устраняют замечания, в случае необходимости вносят изменения в план закупок и в план-график закупок, и в течение 3 рабочих дней с момента получения уведомления повторно направляют в уполномоченный орган. В случае необходимости отмены закупки заказчики представляют в уполномоченный орган решение об отмене закупки не позднее 1 рабочего дня до планируемой даты отмены закупки. Заказчики представляют в уполномоченный орган информацию о поступлении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке. Также в течение рабочего дня, следующего за днем получения запроса на разъяснение положений документации о закупке, представляют в уполномоченный орган соответствующее разъяснение для размещения уполномоченным органом в ЕИС. Наконец, не позднее дня, следующего за днем получения жалобы на положения документации о закупке, но не позднее дня, предшествующего дню рассмотрения данной жалобы, представляют в уполномоченный орган заверенные копии и оригиналы документов, необходимые для рассмотрения данной жалобы, а также подписанную работником контрактной службы (контрактным управляющим) позицию заказчика по жалобе.

    В общем, как мы видим в данном примере, благодаря наличию уполномоченного органа заказчик «разгружается» не так уж и сильно - забот у него хватает, да еще и имеется необходимость согласовывать с этим органом свои решения. Правда, дополнительно в обязанности уполномоченного органа входит оказание методической помощи заказчикам при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и закупке товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, так что если эта помощь оказывается качественно и своевременно, то заказчик от такой конструкции может все равно оставаться в выигрыше.

    Но уполномоченный орган (учреждение) может наделяться как менее, так и более широким кругом полномочий, чем в вышерассмотренном случае. Например, в Козловском районе Чувашской республики полномочие по обеспечению хранения закупочных документов (в том числе аудиозаписей вскрытия конвертов) закреплено не за уполномоченным органом, а за заказчиками 3 . А в г. Новодвинске (Архангельская область) полномочие по приему и возврату денежных средств обеспечения заявок возложено не на заказчиков, а на уполномоченный орган (городская администрация в лице контрактной службы управления экономического развития и конкурентной политики) 4 .

    Также обратим внимание, что в примере Клинского района Московской области проведение запроса предложений «с нуля» - это единственный случай, когда заказчик осуществляет конкурентные закупочные процедуры без участия уполномоченного органа. Но вообще, решение вопроса о том, в каких случаях определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется уполномоченным органом (учреждением), а когда - самим заказчиком, может быть различным. Например, в г. Новодвинске уполномоченный орган занимается таким определением при применении всех конкурентных способов кроме запроса котировок (запрос котировок заказчики проводят самостоятельно), а в Калининградской области, где уполномоченным органом является областное конкурсное агентство (исполнительный орган государственной власти), государственные заказчики и государственные бюджетные учреждения вне зависимости от способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вправе самостоятельно осуществлять определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупках товаров, работ, услуг на сумму НМЦК, не превышающую 500 тыс. руб. 5 . А вот в Волгоградской области централизовано только определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов в электронной форме с НМЦК до 250 тыс. рублей и запросов котировок 6 .

    Отдельного внимания заслуживает вопрос о формировании уполномоченными органами (учреждениями) комиссий по осуществлению закупок. Здесь возможны два основных варианта - либо данный орган не привлекает представителей заказчика для участия в работе таких комиссий, либо привлекает. Например, в той же самой Калининградской области заказчик по требованию уполномоченного органа обязан направить лицо, обладающее специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, для включения в состав единой комиссии 5 . А в г. Твери состав комиссии формируется уполномоченным органом (управлением муниципального заказа городской администрации) на каждую закупку отдельно на основании предложений заказчиков о включении в состав комиссии своих представителей, при этом сведения о представителях, в том числе информацию о профессиональной подготовке или повышении квалификации в сфере закупок, а также информацию об обладании такими представителями специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, указываются заказчиком в заявке на проведение закупки или отдельно в письменном виде 7 .

    Выбор тех заказчиков, закупки которых осуществляются централизованно, тоже может быть различным. Например, в Саратовской области централизованные закупки проводятся Государственным агентством по централизации закупок для нужд всех областных исполнительных органов власти, а также всех областных казенных и бюджетных учреждений (за исключением представительства области при Правительстве РФ, управления делами областного правительства и подведомственных этому управлению учреждений) 8 . Но круг этих заказчиков может быть и очень небольшим. Например, в г. Кушва (Свердловская область) централизованные закупки осуществляются таким уполномоченным учреждением как муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунальной сферы» только для нужд 4 заказчиков: 1) городская дума; 2) городское управление муниципального контроля; 3) сама городская администрация (аппарат) и 4) городское финансовое управление 9 . В г. Твери централизованные закупки осуществляются уполномоченным органом только для нужд муниципальных органов и муниципальных казенных учреждений 7 .

    Решение о централизации закупок может приниматься и в рамках какой-то отдельной отрасли. Например, в Челябинской области областное казенное учреждение Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Челябинской области, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов и аукционов по заявкам таких учреждений с НМЦК в размере 500 тыс. руб. и более 10 . А в Республике Хакасия в сфере здравоохранения тоже имеет место централизация закупок, но касается она только закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для республиканских медицинских учреждений, работающих в системе ОМС 11 .

    Законодательство допускает реализацию так называемой «вертикальной» централизации, когда уполномоченный орган одного уровня власти осуществляет закупки для нужд заказчиков другого уровня власти 12 . В частности, здесь имеется в виду ситуация, когда уполномоченный орган муниципального района проводит определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд, входящих в состав района поселений. Например, в Козловском районе Чувашской республике действует правило, согласно которому органы местного самоуправления городского и сельских поселений района на основе соглашения с районным уполномоченным органом вправе передать ему функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках осуществления закупок для муниципальных нужд 3 .

    В заключение, стоит упомянуть о том, что законодательством предусматривается вариант, при котором роль уполномоченного органа в осуществлении закупок может быть более широкой, чем реализация процедур по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, осуществление закупок для нужд органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, казенных учреждений моет возлагаться на уполномоченный государственный или муниципальный орган (уполномоченное казенное учреждение) в полном объеме, то есть включать в себя все этапы закупки: планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты 13 . Иными словами, уполномоченный орган выступает здесь в роли полноценного заказчика и стороной по контракту, а орган или казенное учреждение, для нужд которого проводится такая закупка, является просто неким «грузополучателем». Отметим, что данная норма не распространяется на нужды бюджетных учреждений - в отношении закупок для их нужд может централизованно проводиться только определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Также отметим, что с 01.01.2017 централизация закупок может распространяться и на закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий, в логике 44-ФЗ они приравниваются здесь к бюджетным учреждениям 14 .

    1 В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области от 21.12.2015 № 2822 «Об определении уполномоченного органа по осуществлению полномочий на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд заказчиков Клинского муниципального района».

    3 Постановление администрации Козловского района Чувашской республики от 31.12.2013 № 799 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Козловского района Чувашской Республики».

    4 Постановление Мэрии г. Новодвинска от 24.06.2014 № 534-па «Об утверждении Порядка взаимодействия администрации муниципального образования «Город Новодвинск», муниципальных казенных и бюджетных учреждений при осуществлении администрацией муниципального образования «Город Новодвинск» полномочий уполномоченного органа при проведении централизованных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд».

    5 Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 № 1013 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области».

    6 Постановление Администрации Волгоградской обл. от 10.02.2015 № 71-п «Об отдельных мерах по централизации закупок товаров, работ, услуг в Волгоградской области».

    7 Постановление администрации города Твери от 24.05.2016 № 889 «О централизации закупок».

    8 Постановление Правительства Саратовской области от 07.04.2014 № 212-П «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Саратовской области».

    9 Постановление Администрации Кушвинского городского округа от 05.08.2016 N 1088 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Кушвинского городского округа».

    10 Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 31.12.2015 № 2059 «О централизации закупок в сфере здравоохранения в Челябинской области».

    11 Приказ Минздрава Республики Хакасия № 67, Минэкономики Республики Хакасия № 050-13-п, Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия № 240-3-пр, ТФОМС Республики Хакасия № 51-п от 09.02.2010 «О Порядке организации централизованных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для медицинских учреждений Республики Хакасия, работающих в системе обязательного медицинского страхования». Данный нормативный акт принят до вступления в силу 44-ФЗ, однако, он остается действующим, а его достаточно общее содержание позволяет работать по нему и в рамках 44-ФЗ.

    12 Ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    13 Ч. 2 и 3 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2016 N Д28и-2546.

    14 В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

Произошедшее в 2014 году усовершенствование общефедеральной политики закупок изменило деятельность, в первую очередь, бюджетных организаций. В соответствии с нормами Федерального Закона №44, государственная структура имеет право выступать в качестве заказчика по государственному контракту, придерживаясь оснований и положений данного нормативного акта.

Одним из наиболее жестких правил, касающихся участия государственных организаций, является создание соответствующего внутреннего положения, в котором прописываются механизмы, порядок и ряд нормативных процедур, связанных с реализацией закупки.

Положение казенных учреждений по 44-ФЗ

Возможность реализовывать закупки путем участия в электронных аукционах в качестве заказчика для государственных учреждений прописана во 2 части 15 статьи Федерального Закона "О контрактной системе". В ней же указано, что главнейшее условие этого участия - наличие соответствующего Положения, содержащего в себе:

  • состав и порядок мероприятий, направленных на подготовку нормативной процедуры государственной закупки;


  • перечень способов определения поставщика ;

  • условия и основания, на которых применяются конкретные процедуры;

  • процедуры исполнения, заключения и расторжения договоров , а также контроль над ходом их исполнения;

  • ряд иных мероприятий и процедур, связанных с закупочной деятельностью.

Для того чтобы участвовать в закупках в соответствии с Положением, его необходимо разместить на едином информационно портале - после этого организация получает право легитимно проводить закупки в течение всего отчетного периода.

Средства для закупок казенных учреждений по 44-ФЗ о контрактной системе

Закупки могут осуществляться только на средства, полученные от:

  • грантов, выданных безвозмездно в адрес юридических и физических лиц, по государственным программам;

  • государственных субсидий;

  • исполненных контрактов и оплат за проведенные услуги или поставки

  • от оказания услуг на коммерческой основе физическим и юридическим лицам.

После принятия Федерального закона №44-ФЗ государственные структуры в сфере образования получили возможность совершать закупки у единственного поставщика при условии, что:

  • закупка проводится в целях сохранения и популяризации культурного наследия и развития системы образования;

  • сумма договора не более 400 тысяч рублей;

  • годовая сумма закупок данной организации у единственного поставщика не превышает 20 млн руб. и 50% от общего объема одновременно.

Вы хотите получить еще больше информации о 44-ФЗ для казенных учреждений? Посетите обучающие семинары-практикумы Учебного центра «Бико»..

Материал является собственностью сайт.

Вопрос : О применении законодательства о закупках муниципальными казенными учреждениями при осуществлении закупочной деятельности.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 марта 2016 г. N Д28и-774

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и сообщает.

Правовой статус унитарных предприятий регламентирован положениями статей 113 – 115 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”. Такие предприятия представляют собой коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное имущество.

В зависимости от особенностей закрепления за унитарным предприятием имущества они дифференцируются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (в том числе муниципальные предприятия), и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (в том числе муниципальные казенные предприятия).

Согласно положениям пунктов 6 и 7 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) под муниципальным заказчиком понимается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки, а также муниципальное казенное учреждение, осуществляющее закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

В то же время положения частей 4 и 6 статьи 15 Закона N 44-ФЗ предусматривают, что в случаях предоставления бюджетных средств, в том числе унитарным предприятиям, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности и передачи заказчиком своих полномочий на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений), в том числе муниципальными унитарным предприятиям, соответственно на такие унитарные предприятия распространяются отдельные положения Закона N 44-ФЗ. Дополнительно обращаем внимание, что согласно части 26 статьи 112 указанного Федерального закона требования части 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ обязательны для применения унитарными предприятиями лишь с 1 января 2017 года
В свою очередь, пункт 1 части 2 статьи 2 Закона N 233-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе – муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, муниципальные казенные предприятия являются заказчиками по смыслу Закона N 223-ФЗ и обязаны его применять при осуществлении своей закупочной деятельности, кроме случаев, указанных в Законе N 44-ФЗ.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке , установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

А) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 2 и подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в

Дмитрий Соколов,
генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru Дмитрий Соколов .

Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Мы являемся заказчиками. Финансирование нашей деятельности производится за счет средств федерального бюджета. Возможна ли оплата мобильной связи по ранее заключенному договору об оказании услуг (от 20 июня 2006 года) наличными средствами в свете вступления в силу Закона № 44-ФЗ?

Ирина Тугаринова

Вступление в силу с 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных договоров, о чем отдельно замечено в : "Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу".

Положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " (далее – Закон № 94-ФЗ) распространяются на все процедуры, извещение о которых было размещено на официальном сайте в период его действия, то есть вплоть до 1 января 2014 года.

Данная позиция нашла свое отражение в совместном Минэкономразвития России и ФАС России от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28И, АД/53811/13.

Необходимо ли казенному учреждению разрабатывать положение о закупочной деятельности в соответствии с Законом № 44-ФЗ и публиковать его в Интернете или достаточно положения о контрактной службе? И может ли появиться последнее положение в январе или мы должны были принять его до 31 декабря 2013 года?

Мария Железова

Давайте попробуем разобраться по порядку.

1. Положение о закупках. Закон № 44-ФЗ не предусматривает разработки заказчиком каких-либо положений о закупках.

Необходимость разработки и утверждения Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " ". Однако его необходимо разрабатывать, утверждать и размещать на Портале госзакупок лишь при наличии внебюджетных средств, возможности ими самостоятельно распоряжаться и желания осуществлять закупки за счет этих средств по иным, в сравнении с установленными Законом № 44-ФЗ, правилам и процедурам.

Разработка положения ведется на основе , утвержденного приказом Минэкономразвития России № 631 от 29 октября 2013 года.

Сроки создания таких служб в 2014 году определены в : "До 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона".

Имеет ли право организация размещать заказы, если ее специалист еще не прошел обучение, необходимое для получения статуса контрактного управляющего, но планирует сделать это в марте 2014 года?

Анастасия Боброва

"3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов".

Становится очевидно, что без контрактного управляющего осуществлять закупки не представляется возможным.

Если бюджетное учреждение сэкономило по платежам за коммунальные ресурсы, то можно ли за счет данной экономии установить пожарную сигнализацию? Как включить данный вид закупок (за счет экономии) в план-график размещения заказов?

Елена Лопатко

Распределять бюджетные средства, в том числе полученные за счет экономии, имеет право лишь главный распорядитель бюджетных средств. Без его согласия такое перераспределение бюджетных средств и закупка невозможны.

После согласования действий с главным распорядителем следует внести изменение в план-график (добавить закупку).

В качестве обоснования внесения изменений в утвержденный план-график (столбец 14) необходимо указать следующее: "Достижение экономии от использования бюджетных ассигнований в текущем финансовом году" (пп. 4 п. 15 , утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20Н).

Не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений необходимо разместить обновленный план-график на Портале госзакупок.

При этом размещение измененного плана-графика на Портале госзакупок должно быть проведено не позднее чем за 10 календарных дней до размещения извещения о проведении добавленной закупки или той, в которую внесены коррективы.

Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместными актами Минэкономразвития и Федерального казначейства – от 27 декабря 2011 г. №761/20Н и от 20 сентября 2013 г. № 544/18Н.

Можно ли использовать в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта банковскую гарантию, которая выдана банком, не включенным в список Минфина России [ , отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, закреплен в . – Ред. ]?

ООО "Техград-Фарм"

Однако следует помнить, что для каждой закупки необходимо обосновывать способ ее проведения. Проводить закупку у единственного поставщика, если при этом будет превышен лимит в 5%, нельзя – необходимо выбрать иной способ определения поставщика.

Ответственность же за выбор неверного способа определения поставщика предусмотрена и – в первом случае сумма штрафа для должностного лица составляет 30 тыс. руб., во втором – 50 тыс. руб.

Могут ли государственные и муниципальные заказчики осуществлять закупки через интернет-магазины? Какие существуют особенности при осуществлении закупок таким образом и каков их алгоритм?

Екатерина Курилович

Интернет-магазины являются лишь одной из форм торговли и не подвергаются специальному регулированию. Вы можете заказать товар, сформировать счет на сайте магазина и оплатить его. Но стоит помнить, что такие закупки производятся в рамках , с учетом всех указанных в нем ограничений. Также потребуется обосновать выбор способа проведения и начальной (минимальной) цены закупки.

Подскажите каким образом Закон № 44-ФЗ регламентирует документальное оформление авансовых отчетов сотрудников (например по расходованию командировочных или покупке каких либо материалов)?

Тимофей Князьков

Специальных требований к документальному оформлению авансовых отчетов Закон № 44-ФЗ не предъявляет. Авансовые отчеты оформляются по обычным правилам установленными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " " (далее – закон о бухгалтерском учете) и учетной политикой каждого предприятия.

При исполнении контракта в реестре контрактов на портале госзакупок необходимо прикрепить:

  • документ о приемке поставленного товара, выполненной работе, оказанной услуге;
  • информацию о стране происхождения или информация о производителе товара.

Где можно посмотреть формы данных документов?

ЮБИЛЕЙНЫЙ центр спортивной подготовки

Акты приемки выполненной работы, оказанной услуги составляются в свободной форме с учетом требований .

Страну происхождения товара Вы можете посмотреть в счет-фактуре, сертификате соответствия.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на e-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " "
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 " "
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н " "