Жилищный кодекс российской федерации законы. Раздел V
Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) - кодифицированный нормативный акт , регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан Российской Федерации .
Редакции Жилищного кодекса
- Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ
- Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 250-ФЗ
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 251-ФЗ
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ
- Федеральный закон от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ
- Федеральный закон от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ
- Федеральный закон от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ
Структура Жилищного кодекса
Жилищный кодекс состоит из восьми разделов, четырнадцати глав и 165-ти статей.
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников
Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
Глава 8. Социальный наем жилого помещения
Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
Раздел VI. Товарищество собственников жилья
Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
31 декабря 2017 года были внесены изменения в и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами. Большинство поправок вступило в силу 11 января 2018 года, однако для некоторых положений установлены иные сроки (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ).
Отметим некоторые из нововведений.
- Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) теперь будет выдаваться не бессрочно, а на 5 лет. Причем указанное нововведение о сроке действия лицензии применяется к ранее выданным лицензиям: в этом случае срок исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого закона. Порядок продления срока действия лицензии определит Правительство РФ.
- Перечень лицензионных требований дополнен новым требованием – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Лицензиаты, не соответствующие данному требованию на 11 января 2018 года (день вступления в силу рассматриваемого закона), в течение 6 месяцев обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
- В появилось положение, позволяющее управляющим организациям сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ. Предусмотрено, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о его выполнении фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. Необходимое условие: полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ. Иное распределение полученной экономии может быть предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
- Введено понятие "грубых нарушений лицензионных требований", совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.
- Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
- Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
- Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД теперь обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом – в орган государственного жилищного надзора, не копию решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они, в свою очередь, обязаны передавать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.
- Установлен ряд дополнительных обязанностей, которые должна выполнить "старая" управляющая организация при прекращении договора управления многоквартирным домом.
- В теперь прямо закреплено, что управляющие организации, ТСЖ либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
30 июня 2015 года начала действовать новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменение стало одним из самых масштабных за всю историю документа. Всего в кодекс внесено 120 поправок.
Вступление в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ изменило сразу целый ряд новелл Жилищного кодекса РФ. Поправки касаются как вопросов управления многоквартирными домами, так и оплаты коммунальных услуг и капитального ремонта. Кроме того, законодатели впервые предусмотрели возможность привлечения кредитных средств товариществами собственников жилья. В первую очередь нужно отметить изменения, которые законодатели внесли в , которая определяет проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, теперь общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно проводиться в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции собрания законодатели отнесли принятие решении о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией или правлением товарищества собственников жилья общего собрания, а также принятие решений о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества. Кроме того, именно общее собрание собственников имеет право принять решение о необходимости привлечения кредитных средств. Председатель совета многоквартирного дома наделяется полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ , за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Принципиальные изменения произошли с формами проведения общего собрания собственников. Этому вопросу посвящена новая . Согласно нормам статьи, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:- очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);
- заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 ЖК РФ);
- очно-заочного голосования.
С понедельника вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса. Она вводит новые требования к руководителям региональных операторов, расширяет перечень вопросов, принимаемых общим собранием собственников помещений в многоэтажках, обязывает региональные власти утверждать краткосрочные планы по осуществлению капремонта.
Новые права собственников помещений в многоквартирном доме
Согласно поправкам, в Жилищном кодексе РФ уточняются вопросы, которые может принимать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ на таких собраниях должны будут обсуждаться решения относительно:
- выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
- размера взноса на капитальный ремонт, если он больше установленного минимума;
- выбора лица, уполномоченного на открытие специального счета;
- заключения договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (депозите);операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете в российской кредитной организации.
При этом указано, что решения по вопросам о взносах, а также о расходовании средств фонда капитального ремонта принимаются только в том случае, если за них проголосовало не менее двух третей всех собственников многоэтажки. Что касается выбора способа формирования фонда капремонта, то он должен быть согласован с половиной и больше владельцев квартир.
Если собственник помещений не может сам участвовать в голосовании, он имеет право отправить своего представителя. Но в таком случае доверенность на голосование, составленная в письменном виде, должна быть удостоверена нотариально или оформлена согласно нормам пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ . Раньше требовалось, чтобы доверенность соответствовала нормам пунктов 4 и 5 статьи 185 ГК РФ .
Учитывая, что финансовую сторону капитального ремонта многоэтажных домов переложили на собственников помещений, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений больше не должны будут определять порядок привлечения кредитных и (или) иных заемных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Это предусмотрено поправками в .
Плата за коммунальные услуги и взносы на капремонт
Региональные операторы
В новой редакции Жилищного кодекса РФ также уточняется, что специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в дальнейшем будут называться региональными операторами. В связи с этим по всему тексту ЖК РФ внесены технические поправки. Например, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие жилищный надзор, должны будут контролировать деятельность региональных операторов, а не специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В то же время меняется порядок назначения руководителя регионального оператора. Ранее в статье 178 ЖК РФ было указано, что руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и должен соответствовать обязательным квалификационным требованиям, установленным Минстроем. С 4 июля появилась новая , в которой уточняются требования к кандидату на эту должность. Среди возможных препятствий для ее замещения значатся:
- нахождение на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
- наличие неснятой или непогашенной судимости;
- наличие неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности;
- работа в качестве депутата любого уровня.
Руководитель регионального оператора должен будет как и раньше проходить конкурсный отбор. Содержание квалификационного экзамена, порядок его проведения и определения его результатов позже утвердит Минстрой. Проходить подобные проверки на соответствие квалификационным требованиям придется не реже одного раза в три года с момента назначения.
Еще больше обновлений кодексов и обзоров законодательства в специальном на Петербургском правовом портале.