Кто осуществляет ведомственный контроль по 44 фз. Контроль в сфере закупок: контрольный орган, виды контроля и их особенности

Контрольный орган в сфере закупок , его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее.

Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов. Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

Один из главных принципов сферы закупок - это прозрачность. На практике она обеспечивается контролем, проводимым на нескольких уровнях сразу. Расскажем подробнее, что это за контроль, и как он осуществляется.

Кто осуществляет ведомственный контроль

При закупках по 44-ФЗ, если проводится ведомственный контроль, проверяют всех: от контрактного управляющего и всех членов контрактной службы и комиссии по закупкам до операторов ЭТП и сотрудников уполномоченных учреждений.

Полный перечень субъектов, в отношении которых осуществляется проверка при ведомственном контроле, приведен в ст. 99 Закона №44-ФЗ, в части 2. Контроль осуществляют не только контрольные органы. Вышестоящие организации следят за тем, чтобы находящиеся в их ведомственном подчинении заказчики корректно соблюдали порядок планирования и проведения закупок.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В числе лиц, которые наделены полномочиями осуществлять ведомственный контроль , сотрудники госорганов и госкорпораций («Росатом» и «Роскосмос»), а также сотрудники муниципальных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.

Как регулируется проведение ведомственного контроля

Правительство РФ утвердило правила, согласно которым проводится ведомственный контроль, в своем № 89 от 10.02.2014, детализировав общие требования к тому, как проводить ведомственные проверки. Все профильные министерства и ведомства к настоящему моменту уже утвердили и ввели в действие свои собственные регламенты закупочного контроля. Такие документы утвердили Минкомсвязь, Минкультуры, Росстат, и другие государственные ведомства и учреждения, вплоть до МЧС.

В документах, которые были утверждены госучреждениями и ведомствами, регламентирован в деталях каждый этап проверки, как его следует проводить, в какие сроки и по какому алгоритму. Помимо регламента самой процедуры, в таких документах учреждения указывают состав комиссий, которые осуществляют проверки, сколько туда должно входить сотрудников, и какие к ним предъявляются требования. Права сотрудников проверочных комиссий, полномочия, которыми они наделены, а также то, как следует оформлять их отчеты и результаты проверки - все это также указано в таких документах.

Сущность ведомственного контроля

Следует особо отметить, что ведомственный контроль проводят только в отношении заказчика и контрактной службы заказчика , но не поставщика. Предметом проверки при ведомственном контроле является соблюдение норм законодательства о контрактной системе. А именно: соблюдает ли заказчик все ограничения и запреты Закона №44-ФЗ, правильно ли обосновывает закупки, верно ли определяет НМЦК, не ограничивает ли конкуренцию и.т.д.

Какие бывают проверки при ведомственном контроле

Проверки при ведомственном контроле бывают двух видов: документарные и выездные (проводятся по приказу главы ведомства). Перед тем, как осуществить проверку, проверяющие обязаны по закону уведомить о ней заказчика.

Заказчик, впрочем, в соответствии с постановлением Правительства РФ №89, не может ни отказать проверяющим в доступе на территорию организации, ни препятствовать фото- и видеосъемке, копированию документов. Заказчик также по закону обязан предоставить либо устно, либо письменно, пояснения на любые вопросы проверки.

Выездные проверки осуществляются в случаях, которые указаны в регламентах ведомственного контроля, утвержденных учреждениями. Например, чтобы проконтролировать реальное соответствие выполненной работы условиям госконтракта (здесь и далее рассматривается пример по регламенту Минобрнауки).

Выездные проверки также осуществляются по поручению министра (или уполномоченного должностного лица). Во всех остальных случаях, не подпадающих под регламент, проверки Министерство осуществляет только документальным образом.

В вышеупомянутом Постановлении №89 срок проведения ведомственного контроля определен как "не дольше 15 дней". Однократно по специальному решению главы ведомства этот срок может быть увеличен на те же 15 дней. В качестве итога ведомственной проверки составляют акт с фиксацией всех найденных нарушений, о которых проверяющие обязаны сообщить соответствующим ведомствам (например, ФАС).

Может ли контролер быть членом комиссии заказчика

Да, закон №44-ФЗ не содержит запрета на то, чтобы специалист ведомственного контроля (ст. 100 44-ФЗ) принимал участие в комиссии по закупкам. Таким образом, контролер теоретически при ведомственном контроле может проверять сам себя и комиссию, в которой он работает.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок предполагает действие одного из механизмов надзора в сфере закупок. Этот механизм направлен, в первую очередь, на повышение эффективности торговой процедуры. Также стоит отметить, что данный процесс полезен и в целях снижения нарушений в области проведения тендеров. Предметом этого процесса является как стадия планирования, так и стадия непосредственного осуществления торгов.

Порядок ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

Итак, данная процедура осуществляется в соответствии со . На основании этой статьи принято Постановление Правительства РФ № 89 (от 10.02.2014), в котором закреплен порядок проведения наблюдения в сфере торгов для федеральных нужд. Мероприятия по торгам на федеральные нужды осуществляют:

Форма осуществления подобного рода процесса может быть как выездная, так и документарная. О проведении мероприятия направляется уведомление в адрес проверяемого лица. Срок проведения процедуры составляет не более чем 15 календарных дней (может быт продлен, но не более чем на 15 календарных дней). Результатом проверки является акт по ведомственному контролю в сфере закупок, который отражает наличие (отсутствие) нарушений.

Скачать пример акта ведомственного контроля

В случае наличия нарушений орган, проводящий проверку, разрабатывает и утверждает план исправления выявленных нарушений.

Если же проверяемыми лицами выявлены нарушения, которые содержат признаки административного нарушения в соответствии с нормами КоАП РФ, то материалы направляются в орган государственной власти, уполномоченный на возбуждение дела об

Аналогично проходят проверки в сфере закупок регионального характера. То есть субъектом РФ разрабатывается и утверждается порядок осуществления проверки, а также определяются органы власти, наделяемые полномочиями по проведению подобных процедур. Ведомственный контроль в сфере муниципальных закупок проводится аналогично региональному.

Порядок осуществления ведомственного контроля 223-ФЗ

Итак, ведомственный контроль по 223-ФЗ осуществляется на основании ст. 6.1 закона № 223-ФЗ.

Как и в рамках ФЗ № 44, проверка закупочной деятельности по 223-ФЗ осуществляется исходя из деления уровней на федеральный, региональный и местный (муниципальный). Таким образом, на каждом уровне органами власти принимается соответствующий акт, регламентирующий осуществление такого рода мероприятий.

с 20.11.2018 вступило в силу постановление правительства № 1335 от 08.11.2018. Оно утвердило правила проведения ведомственного контроля, а так же обязало ФОИВ до 01.01.2019 разработать регламент контрольных мероприятий.

Правоотношения в области государственных и муниципальных закупок регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В данном нормативном акте есть целая глава, посвященная контролю в сфере закупок – это глава №5.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

Согласно статье 99 , контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

  1. , имеющий полномочия на осуществление контроля в области .
  2. Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа .
  3. Исполнительные органы субъектов РФ .
  4. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях , обладающие правами на осуществление в области закупок.
  5. Исполнительный орган федерального уровня , реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
  6. Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
  7. Органы управления федеральными внебюджетными фондами .
  8. Органы внутреннего финансового контроля , управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.

Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

  1. Контроль, осуществляемый .
  2. Общественный контроль .
  3. Ведомственный контроль .
  4. Казначейский контроль .

Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения , закрытой электронной процедуры.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

  • требований к обоснованию и обоснованности закупок ;
  • нормирования ;
  • обоснования начальной (максимальной) контракта , а также цены контракта, заключаемого с ;
  • применения при нарушениях;
  • соответствия результата закупки его в контракте;
  • надлежащего учета товара, работы или услуги ;
  • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

Ведомственный контроль

Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

Внутренний контроль

Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

  • исполнения условий исполнителем ;
  • привлечения субподрядчиков от субъектов и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данный вид контроля направлен не только на фиксацию нарушений, но и на их профилактику, так как в процессе закупки заказчик и исполнитель обязаны тесно сотрудничать.

Общественный контроль

В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

  • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
  • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;
  • осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;
  • обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков , а также в правоохранительные органы и суды.

Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом.

Фролова Ирина Александровна, кандидат экономических наук,

директор Института высшего профессионального образования

ГАОУ ВПО «Московский городской университет

управления Правительства Москвы»

В соответствии со статьей 100 Закона о контрактной системе государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы (далее также – органы ведомственного контроля) осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В указанной статье содержится нововведение о ведомственном контроле в сфере закупо к. В данной новелле видится аналогия с положением подпункта 11 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающим (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ), что главный распорядитель бюджетных средств обладает таким бюджетным полномочием, как организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.
Во исполнение статьи 100 Закона о контрактной системе постановлением Правительством Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 для федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждены Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
Данные правила содержат лишь основы осуществления такого контроля без детальной его регламентации.
В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также утверждены соответствующие нормативные правовые акты. Однако единообразная практика по данному вопросу отсутствует.
В Москве разработан проект соответствующего постановления Правительства Москвы, который в настоящее время находится на завершающем этапе согласования и подготовке для утверждения Правительством Москвы.
Основной причиной непринятия до настоящего времени такого акта в Москве является длительный процесс согласования, вызванный сложностями с пониманием органами исполнительной власти города Москвы организации ведомственного контроля в сфере закупок, отсутствием достаточных и квалифицированных кадров в органах исполнительной власти города Москвы для его осуществления на постоянной основе, недостатком необходимой практики в России в целом, а также методических рекомендаций.
При установлении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок возможно применение двух подходов:
1) установить общие положения осуществления данного контроля, возложив основную подробную регламентацию на органы ведомственного контроля путем издания соответствующих локальных актов;
2) детально регламентировать ведомственный контроль правовым актом, соответственно, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Оба указанных подхода имеют свои преимущества и недостатки.
1 подход дает широкие правомочия органу ведомственного контроля по регламентации данного процесса с учетом количества подведомственных заказчиков, наличия необходимых кадровых ресурсов, позволяет в полной мере учитывать специфику соответствующей отрасли государственного управления. Вместе с тем, при недостаточно четкой и полной регламентации контрольной деятельности актом органа ведомственного контроля, обусловленной разными причинами (невысокая квалификация разработчиков акта, незаинтересованность в обеспечении конкуренции, неотвратимости ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок и другим причинам), существуют риски неосуществления данного контроля в необходимом объеме и качестве, что противоречит самой идеи создания контрактной системы в сфере закупок и может стать причиной роста коррупционных проявлений в данной сфере.
К 1 подходу можно отнести, прежде всего, Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 , и ряд актов, утвержденных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, основанных на данном постановлении Правительства Российской Федерации и практически полностью с ним совпадающих.
2 подход позволяет обеспечить единство правоприменения при реализации ведомственного контроля , что особенно важно, учитывая особый характер деятельности по контролю, установить в качестве императивных большинство норм регулирующих данную функцию, что позволяет, в том числе, снизить коррупционные риски. С другой стороны, используя 2 подход при наличии большого количества органов ведомственного контроля, на которых распространяется акт, возникают сложности в связи с различной спецификой данных органов и подведомственных заказчиков, их количеством, объемом закупок и т.п.
Более детальную регламентацию ведомственного контроля содержат акты, утвержденные до вступления в силу указанного выше постановления Правительства Российской Федерации, которые в свою очередь основаны на размещенном в открытом доступе еще в 2013 году проекте Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разработанного Минэкономразвития России.

В связи с тем, что ведомственный контроль в сфере закупок является новеллой Закона о контрактной системе, можно прогнозировать возникновение сложностей у органов ведомственного контроля при его осуществлении, в том числе в его нормативном регулировании.
Поскольку соответствующий правовой акт субъекта Российской Федерации должен содержать общие для всех императивные нормы, а остальная детальная регламентация должна быть осуществлена самим органом ведомственного контроля, необходимо обратить внимание на закрепление в соответствующих локальных актах следующих положений.
Формирование службы ведомственного контроля должно исходить из целей и задач контроля, количества подведомственных заказчиков и специфики их деятельности или возложенных полномочий.
Основой ведомственного контроля должно быть планирование контрольной деятельности.
Для обеспечения наиболее эффективной и объективной деятельности по ведомственному контролю необходимо создание системы стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников службы ведомственного контроля, а также обеспечение независимости, профессиональной компетентности и контроля качества деятельности службы ведомственного контроля.
При большом количестве подведомственных заказчиков целесообразно предусмотреть возможность проведения как тематических, так и комплексных проверок.
План проверок должен содержать наименование органа ведомственного контроля, перечень планируемых к проведению проверок с указанием подведомственных заказчиков, в отношении которых принято решение о проведении проверки (наименование, ИНН, адрес местонахождения), формы и предмета проверки, проверяемого периода, месяца начала проведения проверки.
Планирование осуществления ведомственного контроля должно учитывать следующие критерии отбора подведомственных заказчиков и предметов контроля:

  • существенность и значимость мероприятий государственных программ, направлений и объемов бюджетных расходов, в том числе объемов субсидий, предоставленных из бюджета города Москвы, осуществляемых подведомственными заказчиками, в отношении которых предполагается проведение контрольных мероприятий;
  • период, прошедший с момента проведения, и результаты проведения предыдущих проверок (в случае, если указанный период превышает 3 года, данный критерий должен иметь наивысший приоритет);
  • информацию о наличии признаков нарушений, поступившую от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушения законодательства, а также по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.

В акте органа ведомственного контроля следует предусмотреть срок проведения проверок и порядок его продления. Например, срок проведения проверки не может превышать тридцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз, на основании приказа (распоряжения) руководителя органа ведомственного контроля или уполномоченного им должностного лица срок может быть продлен не более одного раза и общий срок проведения проверки не может составлять более шестидесяти рабочих дней, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований по предоставлению запрашиваемых документов и сведений. В последнем случае срок проведения проверки не может составлять более шести месяцев.
Целесообразно определить особенности проведения проверок различных форм.
Так, камеральная проверка, осуществляющаяся по месту нахождения службы ведомственного контроля на основании представленных по ее запросу контрактов, отчетности и прочей документации, касающейся предмета контроля, должна начинаться с запроса (служебного письма), который должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, а также срок их представления.
Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике, или представляются их копии, заверенные подведомственными заказчиками в установленном порядке.
Информация также может быть получена посредством использования автоматизированных информационных систем, официальных сайтов в сети Интернет и официальных печатных изданий.
Запросы о представлении документов и информации вручаются руководителю, иным уполномоченным представителям подведомственного заказчика либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Срок представления документов и информации устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса.
При проведении камеральной проверки в срок ее проведения не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса до даты представления подведомственным заказчиком документов и материалов.
В ходе выездных проверок проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности подведомственного заказчика. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам о планировании и осуществлении закупок, финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, касающимся исполнения контрактов и использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг, иным документам подведомственного заказчика в сфере закупок, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц подведомственного заказчика и другими действиями по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных обмеров и другими действиями по контролю.
Выездная проверка может быть приостановлена руководителем органа ведомственного контроля на основании мотивированного обращения руководителя службы ведомственного контроля:

  • при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у подведомственного заказчика на период восстановления им документов, необходимых для проведения выездной проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
  • на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы;
  • в случае непредставления подведомственным заказчиком документов и информации или представления неполного комплекта истребуемых документов и информации и (или) при воспрепятствовании проведению проверки или уклонению от проверки;
  • при необходимости исследования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг и (или) документов, находящихся не по месту нахождения подведомственного заказчика;
  • при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, независящим от инспекции;
  • на время приостановления выездной проверки течение ее срока прерывается.

В срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении проверки руководитель органа ведомственного контроля или уполномоченное им должностное лицо:

  • письменно извещает подведомственного заказчика о приостановлении проверки и о причинах приостановления;
  • может принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации и способствующие возобновлению проверки меры по устранению препятствий в проведении проверки.

В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления проверки руководитель Органа ведомственного контроля или уполномоченное им должностное лицо:

  • принимает решение о возобновлении проведения выездной проверки;
  • информирует подведомственного заказчика о возобновлении выездной проверки.

Также целесообразно установить следующие обязанности подведомственного заказчика во время проведения проверки:

  • не препятствовать проведению проверки, в том числе обеспечивать право беспрепятственного доступа инспекции на территорию, в помещения с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
  • по письменному запросу инспекции представлять в установленные в запросе сроки необходимые для проведения проверки оригиналы и (или) копии документов и сведений;
  • обеспечивать необходимые условия для работы инспекции, в том числе предоставлять помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование, указанные в приказе (распоряжении) о проведении проверки.

Требования к оформлению результатов проверок можно установить в следующем объеме.
Акт проверки состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть акта проверки должна содержать:
а) наименование органа ведомственного контроля;
б) номер, дату и место составления акта проверки;
в) дату и номер приказа (распоряжения) о проведении проверки;
г) основания, предмет и сроки осуществления проверки;
д) период проведения проверки;
е) фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей членов инспекции, проводивших проверку;
ж) наименование, адрес местонахождения подведомственного заказчика, в отношении закупок которого принято решение о проведении проверки.
В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:
а) обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы инспекции;
б) нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при квалификации наличия/отсутствия нарушений в сфере закупок;
в) сведения о нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, последствиях этих нарушений.
Резолютивная часть акта проверки должна содержать выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок со ссылками на конкретные нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок, нарушение которых было установлено в результате проведения проверки.
Акт проверки подписывается всеми членами инспекции.
Копия акта проверки направляется подведомственному заказчику в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания.
Подведомственный заказчик в течение десяти рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в орган ведомственного контроля письменные возражения по фактам, изложенным в акте, которые приобщаются к материалам проверки.
По результатам проверки руководитель службы ведомственного контроля не позднее десяти рабочих дней с момента представления подведомственным заказчиком письменных возражений по фактам, изложенным в акте проверки, представляет руководителю органа ведомственного контроля или уполномоченному им должностному лицу отчет о проведенной проверке. В случае отсутствия письменных возражений по фактам, изложенным в акте проверки, отчет о проведенной проверке представляется не позднее десяти рабочих дней со дня получения подведомственным заказчиком копии акта.
Отчет о проведенной проверке представляет собой документ, содержащий информацию об основных итогах проверки, и должен включать следующее:
1. Сведения о подведомственном заказчике.
2. Сроки проведения проверки и проверяемый период.
3. Метод, форму и способ проведения проверки.
4. Результат проверки, в том числе сведения о должностных лицах (работниках) подведомственного заказчика, действия (бездействие) которых повлекли нарушения в сфере закупок, наличии признаков административных правонарушений либо преступлений, а также предложения о мерах по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, рассмотренные основные аспекты организации ведомственного контроля в сфере закупок тесно связаны с положениями теории организаций и организационного поведения.

Список источников:

Нормативные источники (федеральный уровень)

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
3. Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 7. – Ст. 683.
4. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/project/7882.html?point=view_project&stage=2&stage_id=4361.
5. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 68702-6 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.

Нормативные источники (уровень субъектов Российской Федерации)

6. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.02.2014 № 40 «О Порядке осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея» // Собрание законодательства Республики Адыгея. – 2014. – № 2.
7. Постановление Правительства Республики Коми от 08.04.2014 № 144 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Коми» // Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации». – http://law.rkomi.ru/. – 08.04.2014.
8. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20.01.2014 № 4 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл» // Официальный интернет-портал Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru. – 20.01.2014.
9. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2014 № 259 «Об утверждении Порядка осуществления органами исполнительной власти Краснодарского края ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении подведомственных им заказчиков» // Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru. – 02.04.2014.
10. Постановление Правительства Республики Тыва от 28.12.2013№ 760 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Тыва» // Официальный портал Республики Тыва http://gov.tuva.ru. – 31.12.2013.
11. Постановление Правительства Ставропольского края от 31.12.2013 № 539-п «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
12. Постановление Правительства Амурской области от 10.01.2014 № 1 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Амурской области» // Амурская правда. – 2014. – № 8 и другие.

Литература:

13. Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 11. – С. 3 – 16; Андреева Л.В. Реформа государственных и муниципальных закупок: основные нововведения // Право и экономика. – 2013. – № 8. – С. 4 - 10.
14. Беспалов М.В. Контрактная система в сфере закупок бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. – № 1. – С. 22 - 26.
15. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2013. – 592 с.
16. Гусев А. Ведомственный контроль госзаказа // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. – 2013. – № 11. – С. 71 - 77.
17. Заболонкова О. Особенности осуществления отдельных видов закупок и контроль в сфере закупок // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. № – 12. – С. 46 - 54.
18. Королева Я.Ю. Законопрогноз: о контроле, отпусках и культурном развитии // Руководитель бюджетной организации. – 2014. – № 1. – С. 23 - 30.
19. Лобов А.Ю. Сравнительная характеристика Закона о размещении заказов и Закона о контрактной системе // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс.
20. Соболь О.С. Контроль антимонопольного органа в сфере закупок товаров для обеспечения публичных нужд: новации нормативного регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 11. – С. 42 - 47.
21. Трефилова Т.Н. Федеральные законы № 44-ФЗ и № 94-ФЗ: сравнительный аналитический обзор // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс.