Проверка ФАС (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться. Фас россии Проверка уфас могут ли обыскивать

ФАС России будет вести контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с новым регламентом. Документ установил порядок и периодичность проведения проверок.

Федеральная антимонопольная служба России определила, как она будет следить за соблюдением антимонопольного законодательства. Новый административный регламент утвержден приказом ФАС. Документ определяет порядок проведения проверок, права и обязанности сторон, основания для обжалования действий сотрудников ведомства. ФАС будет проверять, как соблюдают антимонопольное законодательство государственные органы, государственные внебюджетные фонды, коммерческие и некоммерческие организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Планы проверок структурные подразделения ведомства будут составлять ежегодно. Сводный план утверждает центральный аппарат ФАС. Кроме того, документ согласовывает Генеральная прокуратура РФ. Окончательная редакция размещается на сайте антимонопольного ведомства. Плановая проверка проходит раз в три года. Проверяемое лицо должны предупредить об инспекции не позднее чем за три рабочих дня. О внеплановой проверке оповестят за 24 часа. Регламент определяет основания для неожиданного визита. В частности, выделяются следующие поводы для инспекции:
  • материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений;
  • сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщений средств массовой информации;
  • истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • поручение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Организация должна обеспечить должностным лицам ФАС беспрепятственный доступ на территорию или в помещение. Инспекторы вправе потребовать документы, объяснения в письменной или устной форме, а также информацию, составляющую коммерческую и служебную тайну. Кроме того, проверяющие могут запросить сведения, cоставляющие государственную тайну. В этом случае член инспекции должен предъявить документ, предоставляющий ему доступ к секретной информации. Осмотр территорий, помещений и знакомство с документами должно проходить в присутствии двух понятых. Проверяемое лицо или его представитель также могут участвовать в осмотре. Создание препятствий для работы должностных лиц ФАС может обернуться штрафом. Наказание за неповиновение органу, осуществляющему государственный надзор, предусмотрено в статье 19.4 КоАП РФ. Штрафы по этой статье достигают 4 тысяч рублей. По результатам проверки инспекторы составляют акт. Причем если один из членов инспекции не согласен с содержанием акта, он может письменно в произвольной форме изложить свое мнение. Материалы дела направляются заместителю руководителя антимонопольного органа, который делает итоговое заключение. В частности, он может составить докладную записку о необходимости проведения правовой экспертизы и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Материалы проверки могут передаваться в другие государственные органы. Также бумаги могут приобщить к ранее начатому делу. Если нарушений не выявлено, документы вернут в структурное подразделение ФАС. Действия и решения должностных лиц можно обжаловать в досудебном и судебном порядке. После вступления в силу нового административного регламента прекратит действие прежняя версия документа, утвержденная приказом антимонопольного ведомства от 24.02.2010 N 89. Напомним, ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, госзакупок, конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий. Полномочия Службы определены законом "О защите конкуренции" и Положением о Федеральной антимонопольной службе. Добавим, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и ИП в ходе контрольно-надзорных мероприятий регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В нём прописаны, в частности, основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора), полномочия органов власти, осуществляющих контроль, ответственность органа контроля при проведении проверки, а также права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки. Согласно документу, результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут служить доказательствами несоблюдения требований законодательства. Результаты такой проверки подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя. Административный регламент вступит в силу через 10 дней после дня официального опубликования. Пока документ опубликован не был.

Федеральная антимонопольная служба - контролирующий орган в сфере закупок. Ее задача заключается в том, чтобы пресекать нарушения закона о защите конкуренции, а если таковые допущены - требовать от нарушителей их устранения. Ведь именно обеспечение равных условий доступа к исполнению государственных контрактов для всех заинтересованных лиц является одним из основополагающих принципов системы закупок.

Основными инструментами, применяемыми ФАС для осуществления своих функций, являются проверки . Рассмотрим, какие они бывают, а также их специфику.

Виды проверок ФАС по 44-ФЗ

Антимонопольные органы осуществляют проверки двух типов :

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Плановые . Максимально возможная частота - 1 раз в 3 года. План проверок составляется заранее и публикуется на сайте системы госзакупок.
  2. Внеплановые . Основанием служит любой сигнал - , информация в СМИ, обращение органов охраны правопорядка и так далее. Не имеют определенной законом частоты проведения.

По статистике, внеплановые проверки являются более эффективными, то есть в большинстве случаев в их ходе выявляются нарушения, выносятся предписания и налагаются штрафы.

Правовая основа

Проводя проверки в сфере госзакупок, антимонопольные органы руководствуются такими документами :

  • законом 44-ФЗ;
  • приказом ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14;
  • методическими рекомендациями из письма ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325.

Предметом проверки может стать все, что связано с закупками и .

Плановые проверки

Итак, плановые проверки ФАС, как следует из их названия, проводятся на основании заранее утвержденного плана. Его составляют на полгода, утверждают приказом и размещают в ЕИС. Изменения в план вносятся и публикуются в том же порядке.

Перед конкретной процедурой проверки выпускается отдельный приказ о ее проведении . В таком документе непременно должны быть следующие данные:

  • наименование органа, который будет проводить проверку;
  • наименование проверяемого субъекта;
  • имена и должности специалистов ФАС (не менее 2-х человек), которые вошли в проверочную комиссию;
  • что и за какой период будет проверяться;
  • сроки проверки (даты начала и окончания).

Важно! Проверка органами ФАС должна длиться не более 30 дней . Продлить этот срок можно на основании отдельного приказа, но лишь в исключительных случаях.

Не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала проверки, проверяемая организация должна быть уведомлена об этом. Информация должна быть доведена до субъекта вовремя - это обязан обеспечить антимонопольный орган.

Вместе с уведомлением о проверке в организацию направляется перечень документов, которые нужно будет предоставить инспекторам, а также условий, необходимых для их работы. В частности, проверяющим может понадобиться место, оргтехника, телефон.

Сам процесс проверки делится на два этапа:

  1. Рассмотрение документов и информации.
  2. Проведение заседания инспекции, по итогам которого выносится решение . В нем содержатся выводы о наличии либо отсутствии правонарушений.

Помимо решения, проверяющие могут выдать:

  • протокол об административном нарушении (последует административное дело и );
  • предписание об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, орган ФАС по результатам проверки может обратиться с иском в суд, дабы признать отдельные процедуры закупки недействительными.

Внеплановые проверки

Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта , так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче - до 5 дней . В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ , то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» - вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет .

Видеозапись внеплановой проверки ФАС:

Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации , которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении . Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.

Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим - отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи .

Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста - он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

О проверках ФАС по картельным сговорам:

Плановые проверки ФАС на 2019 год - это способ контролировать, как соблюдаются требования 44-ФЗ. Из-за нарушений заказ могут признать необоснованным, а определение поставщика - недействительным. Виновные при этом понесут административную ответственность. Расскажем, что именно проверяют и когда ждать ФАС в 2019 году.

Кого проверяет ФАС

Порядок контроля госзакупок отражен . Одним из контрольных органов является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления.

Проверка ФАС происходит в отношении действий следующих субъектов:

  • заказчика;
  • уполномоченного органа или учреждения;
  • оператора торговой площадки;

Проверки бывают двух видов:

  1. Плановые. Осуществляются на основании заранее утвержденного документа.
  2. Внеплановые. Случаются в результате либо неисполнения ранее выданного предписания.

Главное отличие состоит в том, что плановая процедура не подразумевает нарушений, а проводится, чтобы проверить деятельность госзаказчиков на соответствие нормам законодательства. Внеплановая же предполагает нарушение: возникла конфликтная ситуация, нарушены права и интересы участников закупки. Актуальный план проверок ФАС на 2019 год обязательно выкладывается .

Что проверяет ФАС

Антимонопольной службой не утвержден регламент проведения проверок в сфере контрактных отношений. Однако она руководствуется ранее изданными правовыми актами, к чему обязывает Приказ ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14. Порядок проведения плановых проверок (ПП) при размещении заказов отражен в Методических рекомендациях от 25.05.2007 № АЦ/8325.

Проверке подлежит вся информация о закупке, в том числе:

  • выбор способа определения поставщика;
  • установленные требования к участникам;
  • требования к составу заявки;
  • или допуск участников;
  • порядок размещения информации в ЕИС;
  • нарушение порядка заключения контракта.

Не подлежат контролю результаты оценки заявок, для рассмотрения которых предусмотрен только судебный порядок.

Плановую проверку в отношении каждого субъекта контрольный орган проводит не чаще чем один раз в 6 месяцев либо не более 1 раза за период проведения процедуры, если проверяется деятельность спец. организации или комиссии (не единой).

Как проверяет

Прежде всего ФАС создает приказ о проведении. В документе отражаются наименование проверяемой организаций, а также цель и основания мероприятия.

После этого организациям направляются уведомления, содержащие требование о предоставлении необходимого пакета документов.

Ознакомиться с организациями, в отношении которых проводятся проверки ФАС на 2019 год, можно на официальном сайте антимонопольной службы .

Проводится комиссия. Руководитель проверяемой организации должен обеспечить условия для работы инспекции. Комиссия систематизирует выявленные нарушения путем составления акта. Документ с результатами направляется заказчику и публикуется в .

В ЕИС доступна система поиска с использованием различных критериев, в том числе по наименованию или ИНН организации (правила ведения реестра ПП, принятые по ним решения, предписания утверждены Постановлением от 27.10.2015 № 1148).

План проверок ФАС в 1 полугодии 2019 года

Кого проверяют ИНН Когда начнется проверка Сколько продлится проверка, дней
Центральный аппарат ФАС России
Федеральное дорожное агентство 7717509757 Апрель 22
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 7707780887 Август 22
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 7708525167 Октябрь 24
Территориальные органы ФАС России
Адыгейское УФАС
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Адыгея 105047422 01.04.2019 12
Алтайское краевое УФАС — не запланировано
Алтайское республиканское УФАС
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай» 408006785 20.05.2019 20
Амурское УФАС
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» 2810000348 13.05.2019 21
Архангельское УФАС
Государственное учреждение — отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области 2901038317 Февраль 20
Государственное учреждение — управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) 2901099535 Февраль 20
Астраханское УФАС — не запланированы
Башкортостанское УФАС
ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан» 274167900 Апрель 2019 30
Белгородское УФАС
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области 3123116900 Февраль 21
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области» 3126007779 Март 21
Белгородская таможня 3125016361 Апрель 21
Брянское УФАС
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Брянский» (реализующий задачи функции органов внутренних дел на территории городского округа город Сельцо и Брянского муниципального района) 3207004938 25.02.2019 20
Бурятское УФАС
Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству 326043666 15.04.2019 20
Владимирское УФАС — не запланированы
Волгоградское УФАС — не запланированы
Вологодское УФАС
Федеральное государственное казенное учреждение «Арктический спасательный учебно-научный центр "Вытегра"» 3508009707 15.04.2019 20
Воронежское УФАС
Государственное учреждение — Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 3666016915 03.2019 20
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» 3661011208 04.2019 20
Дагестанское УФАС — не запланированы
Еврейское УФАС — не запланированы
Забайкальское УФАС
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» 7536129908 04.03.2019 20
Читинская таможня 7536030497 09.09.2019 20
Ивановское УФАС — не запланированы
Ингушское УФАС
Государственная инспекция труда в Республике Ингушетия 602026310 04.03.2019 14

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия

603278359 08.04.2019 14
Иркутское УФАС
Сибирский тыловой таможенный пост 3808130077 01.03.2019 20
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» 3811024304 01.04.2019 22
Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства» 3800000140 06.05.2019 18
Кабардино-Балкарское УФАС
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр изучения, использования и охраны водных ресурсов КБР» 713000878 04.02.2019 20
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по КБР» 726006115 15.04.2019 20
Калининградское УФАС
Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» 3903010414 11.03.2019 20
Калмыцкое УФАС
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия 814162917 04.02.2019 20
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия 814055873 01.04.2019 20
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия» 814167270 04.03.2019 20
Федеральное государственное казенное учреждение «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия» 816022584 06.05.2019 20
Калужское УФАС
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по калужской области» 4029047288 Апрель 20
Камчатское УФАС — не запланированы
Карачаево-Черкесское УФАС
МИФНС № 3 по Карачаево-Черкесской республике 15.05.2019 20
Карельское УФАС — не запланированы
Кемеровское УФАС
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кемеровской области 7703381225 01.02.2019 20
ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний Кемеровской области» 4207007095 01.05.2019 20
Кировское УФАС
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентства» 4346007656 Май 2019 20
Коми УФАС
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми 1101486237 3 20
Костромское УФАС
ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Костромской области» 4424001380 11.03.2019 20
ФКУ «Исправительная колония № 3 УФСИН по Костромской области» 4414007390 08.04.2019 20
Краснодарское УФАС — не запланированы
Красноярское УФАС — не запланированы
Крымское УФАС — не запланированы
Курганское УФАС
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Курганской области 4501104600 01.03.2019 20
Управление Федерального казначейства по Курганской области 4501031247 03.06.2019 20
Курское УФАС
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области 4632048460 15.04.2019 20
Ленинградское УФАС — не запланированы
Липецкое УФАС
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Липецкой области» 4825010487. 15.10.2019 10
Магаданское УФАС
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области 4909008188 2 10
Марийское УФАС
Государственное федеральное бюджетное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марий Эл 1215057016 4 20
Мордовское УФАС
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» 1326043499 01.04.2019 20
Московское УФАС — не запланированы
Московское областное УФАС — не запланированы
Мурманское УФАС — не запланированы
Ненецкое УФАС
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу 2983011634 Maрт 2019 20
Федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу» 8301150011 Maй 2019 18
Нижегородское УФАС
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области 5260147237 Апрель 21
Новгородское УФАС
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новгородской области 5321185200 Март 20
Новосибирское УФАС
ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России 5406011563 01.03.2019 20
ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России 5408106348 03.06.2019 20
Омское УФАС
Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области» 5503235880 Апрель 20
Оренбургское УФАС
ФГКУ «9 Отряд Федеральной противопожарной службы по Оренбургской области» 5609046018 Апрель 28
Орловское УФАС
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново"» 5717010065 18.02.2019 22
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области 5752006960 15.04.2019 22
Пензенское УФАС
Государственное учреждение — Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 5836110830 18.02.2019 20
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области 5834007500 13.05.2019 20
Пермское УФАС
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 5902293114 18.02.2019 20
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю 5902290650 29.04.2019 20
Приморское УФАС
Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю» 2538015939 11.02.2019 30
Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 2540130230 13.05.2019 30
Псковское УФАС
Государственное учреждение — отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области 6027005423 13.05.2019 10
Ростовское УФАС — не запланированы
Рязанское УФАС
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Скопинский» 6233000759 Май 2019 20
Самарское УФАС — не запланированы
Санкт-Петербургское УФАС
ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» 7812029408 20.05.2019 21
Саратовское УФАС
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области 6449973616 02.2019 20
Сахалинское УФАС — не запланированы
Свердловское УФАС
Федеральное казенное учреждение «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» 6672273994 01.02.2019 20
Северо-Осетинское УФАС
Государственная инспекция труда в Республике Северная Осетия — Алания 1502016648 03.2019 24
Смоленское УФАС — не запланированы
Ставропольское УФАС
ФГБУ «Центр медицинской реабилитации "Луч" Министерства здравоохранения РФ» 2628055277 29.05.2019 21
ФГБУ «Национальный парк "Кисловодский"» 2628057919 29.05.2019 21
ГКУ «Санаторий "Электроника" ФТС России» 2628050110 23.01.2019 21
Тамбовское УФАС
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовский областной кожно-венерологический клинический диспансер» 6832006809 20.05.2019 20
Татарстанское УФАС
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан 1660077844 Февраль 15
Управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому Федеральному округу 1655256510 Март 15
Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 1657051250 Апрель 15
Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан 1654002946 Май 15
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 1654004615 Июнь 15
Тверское УФАС
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверская государственная сельскохозяйственная академия» 6902016151 04.03.2019 20
Томское УФАС
Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области 7017042210 Февраль 20
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области 7017107837 Март 20
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 7018013613 Март 20
Тульское УФАС
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 71 Федеральной службы исполнения наказаний» 7107057531 04.02.2019 20
Тывинское УФАС
Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва» 1701050869 Июнь 2019 20
Тюменское УФАС — не запланированы
Удмуртское УФАС
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» 1831102821 22.04.2019 20
Ульяновское УФАС
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО «УлГТУ») 7325000052 Февраль 2019 20
Хабаровское УФАС
Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» 2725022365 01.04.2019 22
Хакасское УФАС
Отдел Министрества внутренних дел Российской Федерации по городу Саяногорску 1902025020 04.02.2019 12
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Хакасия» 1901036678 20.05.2019 12
Ханты-Мансийское УФАС — не запланированы
Челябинское УФАС
Войсковая часть 6830 745101001 04.10.2019
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий "Лесное озеро" Министерства внутренних дел Российской Федерации» 7413003260 02.04.2019
Чеченское УФАС
Войсковая часть 3761 2008491001 09.01.2019 17
Государственное бюджетное учреждение «Республиканский кожно-венерологический диспансер» 2016001275 01.02.2019 20
Государственное бюджетное учреждение «Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» на 90 мест 2001000529 01.03.2019 20
Государственное бюджетное учреждение «Гудермесская центральная районная больница» 2020002296 01.04.2019 22
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чеченской Республике» 2015039935 06.05.2019 18
Государственное бюджетное учреждение «Аргунская городская больница № 1» 2020002948 03.06.2019 19
Чувашское УФАС
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области 2127019687 05.02.2019 14
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии № 29 Федерального медико-биологического агентства » 2124017579 05.03.2019 13
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике 2128700200 02.04.2019 13
Управление федеральной службы судебных приставов по в Чувашской Республике 2129056035 07.05.2019 12
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» 2129009412 04.06.2019 13
Чукотское УФАС
Департамент социальной политики Чукотского автономного округа 8709008854 Февраль 20
Якутское УФАС
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) 1435155241 11.03.2019 19
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) 1435157898 09.09.2019 19
Ямало-Ненецкое УФАС
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу 8901016096 12.03.2019 5
Ярославское УФАС
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля 7602017692 01.03.2019 20

Полный план проверок со всей дополнительной информацией можно скачать в отдельном файле.

Результаты контроля

При выявлении нарушений ФАС вправе:

  • составлять протоколы об административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений;
  • обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.

Невыполнение в установленный срок законного предписания повлечет (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — в размере 500 000 руб.

Результаты контрольных мероприятий могут быть обжалованы в судебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

N 175/13 ,

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.02.2010 N 89 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства" (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.2010 N 16935).

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

И.Ю.АРТЕМЬЕВ

Приложение

к приказу ФАС России

от 25.05.2012 N 340

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов ФАС России от 21.03.2013 N 175/13 ,

I. Общие положения

Наименование государственной функции

1.1. Государственная функция по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - государственная функция).

Наименование федерального органа исполнительной власти,

исполняющего государственную функцию

1.2. Исполнение государственной функции осуществляется ФАС России и его территориальными органами (далее вместе - антимонопольный орган).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих

исполнение государственной функции

1.3. Антимонопольный орган исполняет государственную функцию в соответствии с:

Федеральным

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.

Что проверяет ФАС

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Виды проверок

Проверка антимонопольной службой может быть:

1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой . Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

  • Физических или юридических лиц;
  • Правоохранительных органов;

Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.

Этапы проверки

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства - ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Штрафы

Наиболее распространенные штрафы ФАС:

Нарушение Штраф для руководителя или ИП Штраф для юридического лица
Нарушение законодательства о рекламе 4 000 - 20 000 рублей 100 000 — 500 000 рублей
Проявление недобросовестной конкуренции 12 000 — 20 000 рублей 100 000 — 50 000 рублей
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей)
Игнорирование предписания ФАС 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет 100 000 — 500 000 рублей

На что имеют право сотрудники ФАС

Служащим антимонопольного органа разрешено:

  1. Проходить на территорию проверяемого лица (кроме его жилища).
  2. Получать документы и необходимую информацию (например, электронную переписку). Даже если информация содержит коммерческую или другую тайну.
  3. Осуществлять осмотр территории, объектов, документов. Присутствовать на осмотре должны как минимум два понятых, а по окончании осмотра обязательно должен быть составлен протокол.
  4. Проводить фото- и видеосъемку, копировать бумаги и электронные документы.
  5. Забирать документы, составив акт приема-передачи.

Как подготовиться к проверке

Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.

Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:

  1. Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
  2. Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
  3. Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
  4. Проведите антимонопольный аудит на предприятии - он поможет заранее выявить и исправить слабые места.

Как себя вести во время выездной проверки ФАС

Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  2. Проверяющих должно быть минимум двое.
  3. Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.

    Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.

  4. Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
  5. Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
  6. Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте - не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
  7. Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
  8. Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается - обязательно должен быть составлен .
  9. Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
  10. Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.