Эмоциональная компетентность – что это? Проблема профессионального становления, в том числе и управленцев, деятельность которых связана с экстремальными ситуациями, актуальна, так как от уровня их профессионализма зависит укрепление общественного порядка .

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Французова О.Е.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

[email protected]

При всей важности познавательного развития человека, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивид явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Важной функцией эмоций является регуляция поведения человека. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что без эмоций немыслим ни один активный шаг, ни одно решение. Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружающей обстановки . Одной из главных функций эмоций является и то, что с их помощью мы можем лучше понимать друг друга, и, не используя речь, судить о состояниях другого человека. Люди могут узнавать эмоциональные состояния друг друга, независимо от культур, национальностей и других различий.

В настоящее время в психологии начинает активно использоваться такое понятие, как «эмоциональный интеллект», понимаемый как совокупность интеллектуальных способностей человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции, умение управлять ими. Или другими словами, это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ можно частично найти в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает: как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе значительный пласт информации, используя которую, человек можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Американский психолог Д. Гоулман подчеркивал, что эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии личности человека, и предложил термин - EQ (эмоциональный показатель интеллекта - коэффициент EQ). Ученый объяснял, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность мыслить логически .

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для понимания контексте. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением распознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея, «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни .

Личностный и профессиональный рост современного педагога невозможен без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих - наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия. Эмоциональный интеллект позволяет педагогу относиться к каждому обучаемому как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает педагогу развивать и поддерживать высокую самооценку каждого ученика, а также создавать атмосферу доверия и уважения.

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об эм оциональной компетентности, которая и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения будущего педагога конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек (учащийся), дает возможность развить такие компетенции, как способность влиять на других людей и мотивировать их. У людей, которые лучше умеют управлять своими эмоциями, легче развиваются такие компетенции, как инициативность и способность работать в кризисной ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в практической деятельности. Таким образом, можно констатировать, что, если эмоциональный интеллект – это способность, то эмоциональная компетентность – это скорее умение, который можно и нужно формировать и развивать.

Проблема эмоциональной компетентности - одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Эмоциональная компетентность - это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют педагогу рассматривать свои эмоции и эмоции обучаемых как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

Можно выделить основные составляющие эмоциональной компетентности:

    самосознание;

    самоконтроль

  • навыки отношений.

Самосознание – главный элемент эмоциональной компетентности. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.

Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоциональной компетентности. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств». Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Если первые две составляющие эмоциональной компетентности – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) – относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии . Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность – способность не столь простая, ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Развитая эмоциональная компетентность – важнейшее качество хорошего педагога или руководителя. Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным педагогом, управленцем. Ведь работа педагога или руководителя состоит из общения, успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта, на котором основывается эмоциональная компетентность.

Данные научных исследований в США и Европе в области эмоциональной компетентности говорят о том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека! Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ. Часто человек затрудняется описать словами те чувства, которые испытывает. Существуют сотни эмоций, у каждой – много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность – нелегкая задача. Чем четче человек научится определять каждую свою эмоцию, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.

Развитие данной компетентности – сложная работа, но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность. Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг. Но также стоит помнить, что высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. По мнению М. Рейнольдса, «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным» .

Таким образом, проблеме эмоциональной компетентности личности уделяется большое внимание, как со стороны психологии, так и со стороны педагогики, так как в настоящее время значимость данной компетентности особенно в образовании, значительно возрастает.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009.

4. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.

Какие качества делают человека преуспевающим руководителем? В первую очередь на ум приходит эрудиция и развитие умственных способностей. Многие и не подозревают, что на успешность человека в большей степени влияет его эмоциональный интеллект. Если говорить о лидерских качествах, то упустить из виду эмоциональный интеллект просто невозможно. Многие компании уже используют знания о нем для достижения своих целей и повышения эффективности. Что же представляет собой эмоциональный интеллект?

Эмоциональная компетенция как фактор оценки ситуации

Любой из нас ежедневно переживает массу эмоций и решает умственные задачи. Кажется, что эти два процесса неразделимо связаны. Но не бывали ли с вами ситуации, когда вы достигали поставленной цели и осознавали, что это событие принесет только положительное в вашу жизнь, но при этом вы почему-то не ощущали радости? Часто мы радуемся или огорчаемся только «рационально», а на эмоциональном уровне остаемся безразличны или, наоборот, мы испытываем эмоцию, но не может толком понять, что это за чувство и чем именно оно вызвано. Способность осознавать и понимать переживаемые эмоции и уметь управлять этими эмоциями и есть эмоциональный интеллект . Эмоциональный интеллект поможет вам оставаться спокойным и сосредоточенным в любой ситуации и не подвергаться состоянию стресса. Вы сможете правильно понимать ситуацию и, следовательно, влиять на нее. Также вы сможете истолковывать эмоции других людей и понимать, что именно они хотят. Эмоциональный интеллект также поможет вам при процессе набора кадров в ваш салон. Вы сможете воспринимать личностные черты как профессиональные компетенции. Вы сможете определить, обладает ли потенциальный работник эмоциональной компетенцией, которая будет делать его труд более продуктивным.

ВАЖНО!
Эмоциональный интеллект – это умение понимать и управлять своими эмоциями.

ФАКТ!
Термин «эмоциональный интеллект» ввели в научный обиход психологи Питер Саловей и Джек Майер в 1990 году.

Эмоциональный интеллект на практике: эмоциональная компетенция

Эмоциональный интеллект предоставляет потенциальную возможность применять на практике навыки определения и управления эмоциями. В основе этих навыков лежат самоосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия. Способность успешно применять эти навыки, в частности, во время рабочего процесса, называется эмоциональной компетенцией . В основе каждой компетенции лежит свой уровень. Например, навык успешной работы с клиентом – это эмоциональная компетенция, в основе которой лежит эмпатия. Ответственность работника определяется саморегуляцией.

Но важно помнить, что наличие эмоционального интеллекта не предполагает обязательного наличия эмоциональной компетенции . Однако если человек обладает эмоциональным интеллектом, то он обладает потенциальной возможностью приобрести эмоциональную компетенцию . Например, человек может быть чутким и способным понять переживания человека, но он не уметь применить этот навык при работе с клиентом. Он понимает обстановку, но не может стать наставником или справиться с разногласиями в коллективе. Или человек чувствует, что нужно коллективу, генерирует идеи, но не может «заразить» ими коллектив и стать лидером. В таком случае ему стоит работать над своей компетенцией, чтобы его способности можно было использовать в практических целях. Представьте человека, который от природы хорошо двигается, чувствует ритм, имеет гибкое тело. Но без специальных тренировок ему никогда не стать профессионалом бального танца. Способности вкупе с тренировкой дают положительный результат.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Составляющие эмоциональной компетенции

Эмоциональные компетенции можно разделить на группы. В основе каждой группы лежит какая-либо функциональная возможность эмоционального интеллекта, знание этих функций поможет выработать компетенцию. Например, социальные компетенции крайне важны для любой профессии, связанной с работой с клиентом. Обладая социальной компетенцией, сотрудник сможет убеждать, вдохновлять, направлять коллектив, быть лидером. Самосознание помогает трезво оценивать свои способности и следить за своим эмоциональным состоянием. Первые четыре параметра отвечают за наши личные компетенции, тогда как эмпатия лежит в основе компетенций социальных.

Эмоциональная компетенция подразделяется на четыре группы, в основе которых лежат параметры эмоционального интеллекта, о которых мы говорили выше: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия. Каждой группе соответствуют свои конкретные компетенции.

Один человек не может обладать всеми компетенциями , но для достижения успеха в работе достаточно обладать лишь определенным количеством этих компетенций. Чтобы преуспеть по всем параметрам эмоционального интеллекта, достаточно обладать шестью компетенциями.

1 группа: Самоосознание

Отвечает за умение понять собственные эмоции, предпочтения и возможности.

Компетенции:

  • Эмоциональная эрудированность: способность понять свои эмоции и последствия, к которым они могут привести.
  • Адекватная самооценка: осознание своих способностей и границ возможностей.
  • Вера в себя: чувство собственной значимости.

2 группа: Саморегуляция

Отвечает за способность регулировать свои эмоции и способность справляться с любым эмоциональным состоянием.

  • Стрессоустойчивость: умение справляться с негативными эмоциями, пагубно влияющими на рабочий процесс.
  • Ответственность: соблюдение этических и моральных норм, честное отношение к работе.
  • Осознанность: способность адекватно воспринимать свою работу и готовность нести за нее ответственность.
  • Гибкость: легкая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Новаторство: умение переработать новую информацию, предложить новый, альтернативный путь решения задачи.

3 группа: Мотивация

Отвечает за умение поставить перед собой цель и неуклонно к ней идти.

  • Ориентация на достижение цели: стремление к успеху и совершенствованию достигнутого.
  • Идейность: поддержка ценностных ориентиров своей компании
  • Инициативность: желание брать на себя новые задачи.
  • Положительная установка: умение сохранить позитив даже при столкновении с препятствиями и проблемами.

4 группа: Эмпатия

Отвечает за истолкование эмоций и потребностей других людей. Этой группе присущи социальные компетенции.

  • Чуткость: способность принять суждение другого человека, заинтересованность в состоянии других людей.
  • Заинтересованность в развитии другого: умение относиться к человеку как к уникальному существу, помогать в его развитии.
  • Внимательность к нуждам другого: умение предугадать и удовлетворить потребность другого. Незаменимое качество при работе с клиентами.
  • Разносторонний подход: умение использовать разные качества разных людей для достижения положительного результата.
  • Чуткость к настроению коллектива: умение вовремя заметить и истолковать процессы в коллективе.

Социальные навыки

Социальные навыки можно выделить в отдельную подгруппу. Они отвечают за умение использовать ресурсы и качества других для достижения цели.

  • Влияние на людей: умение убеждать и добиваться желаемого.
  • Навыки успешного общения: умение выслушать и передать информационное сообщение.
  • Разрешение конфликта: умение предотвратить конфликт или сгладить ущерб, нанесенный им.
  • Первенство: умение быть лидером и вести за собой.
  • Генератор идей: умение убедить коллектив разделить вашу идею, нововведение.
  • Создание и укрепление связей: налаживание полезных контактов.
  • Кооперация: умение успешно работать с членами коллектива.
  • Работа в команде: налаживания работы коллективного механизма.

Характеристика эмоциональных компетенций

  1. Автономность

Параметры эмоционального интеллекта не заменяют, а дополняют друг друга.

  1. Взаимодействие

При взаимодействии компетенции помогают быстрее достичь более успешного результата. Например, саморегуляция и эмпатия не могут существовать без самосознания.

  1. Базовый характер

Параметры эмоционального интеллекта лежат в основе компетенций. Но без особых усилий человек не сможет обрести ту или иную компетенцию.

  1. Общий характер

Вышеперечисленные параметры и компетенции пригодятся для социальной, профессиональной, бытовой и прочих сфер. Однако каждая профессия имеет свой состав самых важных компетенций. Весь список в какой-то степени применим ко всем профессиям. Однако разные профессии все же вносят различия в требования к тем или иным компетенциям. Например, для работника салона красоты буду необходимы компетенции группы эмпатия. Хотя для разных ситуаций буду требоваться определенные компетенции. Поэтому следует определить ваши сильные стороны и развивать навык владения компетенциями, основываясь на этих сторонах.

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Широкую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США 10 лет назад, в 1995 году. Как журналист, он сумел донести до общественности научную новинку с помощью своих книг и статей на эту тему.

На данный момент книга только в США продана тиражом свыше 5 млн. экз. и переведена на большинство языков мира. Чем же вызвана столь огромная популярность этой, казалось бы, тысячной книги типа «Как стать успешным»?

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры - "звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ -- делаете карьеру).

Концепция эмоционального интеллекта -- пожалуй, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман доступно объясняет, как миндалевидное тело -- эмоциональный центр мозга -- оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление.

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Необходимо признать, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами», и в двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, в последние годы компании все большее внимание уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными. В этом контексте эмоции рассматриваются как часть интеллектуального капитала организации.

Что принципиально новое содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»?

В первую очередь, ответ кроется, собственно, в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». В бизнесе рациональная и аффективная сферы деятельности традиционно разделялись. Тем не менее, «эмоциональный интеллект» не является оксюмороном. Он подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Вторым принципиально важным новым моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе.

В 1995 году американский психолог и журналист Даниэль Гоулман заявил, что эмоциональный коэффициент (EQ) играет большую и важнейшую роль, чем коэффициент интеллекта (IQ).

Ознакомьтесь с результатами исследований в западных компаниях:

  • 27% сотрудников компаний чувствуют себя настолько плохо, что саботируют работу и мешают другим;
  • 60% сотрудников не заботятся ни о чем, кроме зарплаты.
  • и всего лишь 13% счастливы в своей работе и прекрасно справляются со своими обязанностями.

В наших компаниях ситуация, по моим наблюдениям, не лучше, а местами еще хуже. Я мало встречал наёмных сотрудников, которые счастливы на своём рабочем месте.

Эмоциональный показатель интеллекта это:

  1. Способность распознавать свои эмоции;
  2. Контроль над собственными эмоциями;
  3. Понимать свои намерения, желания и потребности;
  4. Способность правильно воспринимать чужие эмоции, мотивацию и намерения других людей.

Эмоциональная компетенция это — когда Я МОГУ ! Иными словами — я умею это и делаю это без усилий.

Таблица эмоций

Чем полезно развивать эмоциональный интеллект или свою эмоциональную компетенцию ?

Ещё раз, Эмоциональная компетенция – это способность или могущество. Если вы что-то можете, значит, вы компетентны в этом.

Способность осознавать и признавать собственные чувства и чувства других людей нам нужна для само-мотивации, для управления своими эмоциями, как для себя, так и по отношению к другим людям. И прежде всего, на 90%, это нужно для эффективного общения, влияния на коммуникации .

Доказано, что эффективность любой работы , а также цена любого успеха (или неудачи) зависит на 85% от наличия у вас эмоциональной компетенции и ее развития, и только на 15% — от IQ.

Вывод: эмоциональная компетенция – это огромный ресурс для управления своей жизнью и достижения ваших целей!
Нужно различать эмоциональную компетенцию и темперамент. Это разные вещи.

4 главных составляющих эмоциональной компетенции:

  1. Самоосознание;
  2. Самоконтроль;
  3. Эмпатия;
  4. Навыки коммуникабельности, т.е. умение строить гармоничные и эффективные взаимоотношения.

Развитие Эмоциональной Компетенции в Кемерово

Пройдите личную сессию по эмоциональной компетенции за 2500 1000 рублей онлайн , получите результат или я верну Вам деньги.
Звоните или пишите: Телефон/WhatsApp:

  • Самоосознание – это глубокое понимание себя, своих чувств, потребностей, своих мотивов, побуждений. Это способность понимать чего я хочу, или не хочу, зачем мне это нужно, и при этом делать это на автомате.
  • Самоконтроль – это следствие самоосознания, второй шаг. Когда вы умеете осознавать себя – вы умеете управлять собой (или у вас это получается уже более эффетивно). Представьте, что эмоции — это тройка лошадей, а вы – кучер. Если вы не умеете управлять лошадьми, то они вас понесут туда, куда они хотят, а вы просто будете сидеть и ничего не делать. Но если же вы умеете с ними справляться, то вы сможете доехать туда, куда вам угодно.
  • Эмпатия – это умение ставить себя на место другого, учитывать, в процессе принятия решения, чувства, эмоции, желания и потребности других людей. Она помогает нам строить успешные взаимоотношения с другими людьми, понять, чего хотят люди, как они себя чувствуют, зачем им это нужно. Эмпатия помогает эффективно договариваться с людьми.
  • Коммуникабельность – проявление дружелюбия с определенной целью. Это умение наладить взаимоотношения таким способом, чтоб это было выгодно и вам и другой стороне.
    90% нашей жизни занимает общение.

По данным исследований специалистов из США, Европы и России эмоциональный интеллект или эмоциональная компетенция – это навык, который может развить у себя каждый .

Развитие эмоционального интеллекта помогает человеку стать лучше и эффективнее как профессионалу , а профессионалу становится более человечным .

Для того чтобы добиться успеха в бизнесе, недостаточно быть образованным и высокоинтеллектуальным человеком

Профессор Гарвардского университета Дэвид Макллеланд в изданной еще в 1973 г. книге "Testing for Competence Rather than Intelligence" утверждал, что базовое образование и интеллект мало что могут сказать о том, как человек будет справляться с работой и как сложится его карьера. По мнению Макллеланда, есть другие параметры, с помощью которых можно установить, кто добьется успеха, - это способность понимать других, самодисциплина и инициативность.

Насколько успех в бизнесе зависит от "классического", умственного интеллекта? На этот счет ученые имеют различные мнения, но большинство согласны, что интеллект обеспечивает "не менее 4 и не более 25%" успеха. Одно исследование в Гарварде вообще дало курьезный результат: зависимости карьерного роста от интеллекта нет вообще, а если таковая и наблюдается, то может быть как положительной, так и отрицательной. Так где же недостающие 75-96%?

Очень много (конечно, не все) зависит от так называемого "эмоционального" интеллекта. Даниэль Големан дал ему такое определение: это способность понять собственные и чужие чувства, и на основе этого мотивировать себя и других, а также использовать в положительном плане контроль над собственными чувствами в отношениях с другими. Немного туманно. Мне больше нравится более краткое определение - "рамки эмоциональной компетенции".

Эмоциональный интеллект, по мнению специалистов, состоит из следующих элементов:

  1. Личностная компетентность (определяет, как мы "управляем" собой):
    • Осознание самого себя
      • эмоциональное осознание: понять свои чувства и то, как они на нас влияют;
      • точная самооценка: знать и понимать свои сильные и слабые стороны;
      • уверенность: развитое чувство собственного достоинства, высокая оценка своих возможностей.
    • Способность управлять собой
      • самоконтроль: не допускать всплеска эмоций, агрессии;
      • честность: держать высокие стандарты порядочности и достоинства;
      • ответственность: всегда понимать, что только вы должны отвечать за результаты своей работы;
      • способность приспосабливаться: гибкость в периоды перемен;
      • новаторство: быть открытым к новым идеям, решениям, информации.
    • Заинтересованность
      • стремление к высшим достижениям: все время поддерживать высокие стандарты в работе;
      • преданность: "близко к сердцу", заинтересованно воспринимать задачи команды или компании, участвовать в делах "без остатка";
      • инициатива: готовность использовать (и создавать) возможности;
      • оптимизм: добиваться поставленной "цели" несмотря на трудности, не падать духом.
  2. Социальная компетентность (определяет, как строить отношения):
    • Сочувствие
      • понимать других: "распознавать" их чувства и взгляды, активно интересоваться их заботами;
      • развивать других:
      • понимать потребности их роста, создавать им для этого новые возможности;
      • предугадывать, понимать и удовлетворять потребности других;
      • уважать различные мнения: уметь извлечь пользу из того, что мы окружены совершенно разными людьми.
    • Социальные навыки
      • умение влиять на других: способность убеждать окружающих;
      • умение общаться: внимательно слушать и четко формулировать ответы;
      • умение управлять конфликтами: вести переговоры и разрешать конфликтные ситуации;
      • способность понимать политическую ситуацию: где центры власти, что хотят те или иные группы, как они относятся друг к другу;
      • лидерство: способность воодушевлять и вести за собой отдельных людей и группы;
      • умение инициировать перемены и управлять процессом перемен;
      • умение строить формальные отношения, придавая им атрибуты, которые могут их улучшить и упорядочить;
      • умение работать в команде: способность сотрудничать с другими на пути к достижению общих целей.

Многие знают вошедшую в историю фразу Мартина Лютера Кинга, который боролся (и погиб в этой борьбе) против расовой дискриминации в США. Когда он начал речь со слов "мне вчера приснился сон...", его слова, мысли, чувства дошли до всех, затронув и разум, и сердца людей.

Когда Джон Ф. Кеннеди стал президентом США, на церемонии инаугурации он сказал соотечественникам: "Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите у себя, что вы можете сделать для своей страны". Это тоже пример сообщения "от сердца к сердцу".

Когда шутят над президентом Рейганом (он путал Швецию со Швейцарией, назвал кетчуп самым любимым из овощей: соус из него прекрасный), я спрашиваю, а что в нем было такого, что его избирали дважды? Наверное, в том числе и эмоциональный интеллект.

как утверждают некоторые исследователи (Райбак, Големан и другие), элементы эмоционального интеллекта можно оценить, измерить и изменить в лучшую сторону. Если человек - приверженец теории "вот я такой, и ничего тут не поделаешь", это одно. Но если мы не хотим использовать это "алиби" для оправдания наших слабых сторон, то мы со временем можем сделать так, что их у нас будет меньше.

Итак, каков уровень вашего эмоционального интеллекта? Чтобы ответить на этот вопрос, оцените каждое из приведенных ниже утверждений* по следующей шкале: 5 - всегда, 4 - обычно (чаще всего), 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.

  1. Я предпочитаю держать людей под контролем и не позволяю им "прыгать высоко".
  2. Я дорожу своей профессиональной объективностью.
  3. Я готов переложить на других ответственность за свои ошибки.
  4. Я стараюсь избегать влияния на других, уговоров.
  5. На каждую проблему я реагирую гневно.
  6. Я стараюсь не заниматься конфликтами и разногласиями, так как верю, что они "рассосутся" без моего участия.
  7. Я стараюсь не реагировать эмоционально, когда другие проявляют свои чувства.
  8. Я показываю, когда я сердит.
  9. Я отделяю свою жизненную философию (касающуюся меня как личности) от моего подхода к бизнесу.
  10. Я открыто обсуждаю свои чувства с другими.
  11. Я предпочитаю общий подход к деталям и специфике.
  12. Я сосредоточен на главных вопросах, позволяя другим заниматься деталями.
  13. Я избегаю проблем в надежде, что со временем они решатся без меня.
  14. Я делегирую первоочередные проблемы другим.
  15. Я стараюсь, чтобы ни в одном моем публичном выступлении не проявлялись эмоции и чувства.
  16. Я стараюсь "держать карты в руке так, чтобы никто не мог заглянуть в них".
  17. Я слушаю других, когда они хотят что-то сказать.
  18. Я с уважением отношусь к чувствам других.
  19. Оценивая других, я учитываю их поведение в прошлом.
  20. Когда я выслушиваю конфликтующие стороны, то стараюсь, чтобы на меня не слишком влияли эмоции других.
  21. Я хочу делать другим добро.
  22. Я чувствую, что мои спонтанные поступки мешают мне как руководителю.
  23. Я уверен в своих способностях.
  24. Я склоняю других к тому, чтобы брать на себя больше риска.
  25. Мне присуще использовать власть, принадлежащую мне по праву руководителя.
  26. Я открыто обсуждаю с другими свою личную жизненную философию.
  27. Когда я приступаю к разбору проблемных ситуаций, внутреннее спокойствие и сдержанность для меня важны больше, чем спонтанность.
  28. Я получаю удовольствие от того, что умею влиять на других и убеждать их.
  29. Борьбу с конфликтами и проблемами надо начинать сразу.
  30. Я обращаю внимание на разногласия и стараюсь заняться ими сразу же, как я их обнаруживаю.
  31. В кризисных ситуациях я прячу все отрицательные эмоции.
  32. Я люблю вызывать других на дискуссию, но при этом я корректен и знаю меру.
  33. Я предлагаю свою помощь всегда, когда это возможно, - и в личной беседе, и при людях.
  34. Мне удается контролировать свои чувства, когда я сердит или агрессивен.
  35. Я чувствую грань дозволенного при общении с другими и не перехожу ее.
  36. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своим уникальным вкладом в общее дело.
  37. Я стараюсь не вмешиваться и не занимать какую-либо позицию, если вокруг меня происходит что-то, в чем я не принимал участия сначала.
  38. Я готов делиться своим личным мнением и ощущением.
  39. Во всех ситуациях я прямой и открытый.
  40. Я позволяю другим взять на себя руководящую роль и при этом их не контролирую.
  41. Я всегда стараюсь учитывать все мнения, даже противоположные.
  42. Готов рассматривать идеи своих оппонентов.
  43. Я сосредоточен на самых главных составляющих проблемы.
  44. Готов взять на себя личную ответственность, если дело кончилось провалом.
  45. Я прямо обсуждаю с персоналом и те факты, которые оцениваются неоднозначно.
  46. Когда мне нужна важная информация, я могу сделать исключение из общих правил.
  47. Я делегирую важные задачи каждый раз, когда это возможно.
  48. Я готов понять чужие чувства, даже в ходе дискуссии на повышенных тонах.
  49. Для меня самое главное понять, какие чувства привели к конфликту.
  50. Мне очень важно, как люди отреагируют, если я обнаружил свои чувства.
  51. Я открыто и прямо выражаю свои чувства.
  52. Я легко могу заручиться чужой поддержкой и помощью.
  53. Я четко излагаю свои намерения.
  54. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях.
  55. Я внимательно отношусь к чужим чувствам и намерениям.
  56. Я помогаю другим лучше понять самих себя.
  57. Я подбадриваю других, чтобы они сделали работу лучше.
  58. Я получаю удовольствие от сложных задач и очень доволен, когда, анализируя факты, могу прояснить ситуацию.
  59. Мне по душе сложные задачи, и я получаю удовольствие от работы.
  60. Я в равной степени осознаю свою ранимость, свои возможности и силу.

Ответы с оценкой уровня вашего эмоционального интеллекта читайте в следующем номере.

Связаться с Радмило Лукичем и получить дополнительную информацию можно по электронной почте
[email protected]

* Из книги Дэвида Райбака «Как использовать эмоциональный интеллект в работе».