Незаконный отказ в предоставлении земельного участка. Какие существуют основания для отказа в предоставлении земельного участка? Как обжаловать решение администрации

Дело №а-3185/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ года

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.

при секретаре ФИО6,

с участием адвоката Севрюковой Д.О., представившей удостоверение № № и ордер №,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района о признании незаконным решения, содержащегося в письме от №/ОЗО об отказе в предоставлении ей в собственность за плату земельного участка, площадью 1400 кв.м., по адресу: , участок 1 с кадастровым номером №:1218 для ведения личного подсобного хозяйства и обязании в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка, заключив с ней договор купли-продажи участка, направив в адрес заявителя соответствующий проект.

Заявленные требования мотивирует тем, что рабочей комиссией по вопросам землепользования на территории муниципального района принято содержащееся в протоколе № от решение о предоставлении ей в аренду земельного участка, площадью 1400 кв.м., по адресу: , участок 1. постановлением МУ «Администрация муниципального района» № утверждена схема расположения земельного участка по указанному адресу на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, участок был поставлен на кадастровый учет. Постановлением МУ «Администрация муниципального района » от № указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №:1218 был предоставлен ей в аренду сроком на 10 лет, был заключен договор аренды указанного земельного участка №, зарегистрированный. На земельном участке расположена одноэтажная нежилая хозяйственная постройка (хозблок), на которую зарегистрировано право собственности. В года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей указанного участка в собственность за плату, но оспариваемым ответом ей было отказано в предоставлении земельного участка по основаниям ст. ЗК РФ и поскольку хозблок является строением, объектом, сопутствующим основному объекту. Считает отказ незаконным, противоречащим ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение" target="_blank">39.20 Земельного кодекса РФ.

Определением городского суда от производство по делу в части административных исковых требований ФИО3 к Администрации муниципального района об обязании в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу заключить с ним договор купли-продажи участка, направив в адрес заявителя соответствующий проект прекращено.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, и дело, с учетом участия в судебном заседании ее представителя, рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца адвокат ФИО8, действующая на основании ордера и доверенности, иск поддержала, подтвердив доводы и требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального района ФИО9, действующая на основании доверенности от, имеющая диплом о высшем юридическом образовании, представила поддержанные ею в судебном заседании возражения на административное исковое заявление ФИО3, в которых указывает, что анализ положений ст. ч.1 Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что предоставление прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему в собственность расположенное на участке строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов по назначению. Предоставленный ФИО3 в аренду земельный участок имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства и категорию земель-земли населенных пунктов. Жилой дом на участке не возведен, и цель предоставления земельного участка в аренду на землях населенного пункта не достигнута, возведение заявителем на земельном участке хозблока общей площадью 6 кв.м. не может являться основанием к передаче земельного участка в арендатору в собственность по основаниям п.1 ст. ЗК РФ. Считает, что права и законные интересы ФИО3 действиями Администрации муниципального района не нарушены. Считает, что наличие у административного истца права собственности на строение, площадью 6 кв.м. не может автоматически повлечь передачу в собственность земельного участка, площадью 1312 кв.м., то есть существенно превышающего площадь объекта.Считает, что возведение на земельном участке строений, не обусловленных целями их предоставления, либо только вспомогательного характера, не дает права на приобретение таких земельных участков в собственность в соответствии с пю.1 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение" target="_blank">39.20 Земельного кодекса РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего:

Судом установлено, что на основании постановления МУ «Администрация муниципального района » от № (л.д.15) между МУ «Администрация муниципального района » и ФИО3 был заключен договор аренды №, по которому ФИО3 в аренду сроком на 10 лет был предоставлен земельный участок, площадью 1400 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №:1218 по адресу: , участок 1 (л.д.16-18). Границы земельного участка, согласно копии кадастрового паспорта на земельный участок (л.д.13-14), установлены в соответствии с требованиями закона. Копией свидетельства о государственной регистрации права от (л.д.22) подтверждается, что на спорном земельном участке расположен принадлежащий административному истцу ФИО3 на праве собственности одноэтажный нежилой хозблок, общей площадью 6 кв.м.

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Администрации муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату удовлетворить.

Признать отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 1400 кв.м., по адресу: , участок 1 с кадастровым номером №:1218 для ведения личного подсобного хозяйства, содержащийся в сообщении заместителя начальника управления земельно-имущественных отношений-начальника отдела земельных отношений администрации муниципального района ФИО10 от №/ОЗО на имя ФИО3 не соответствующим Земельному кодексу РФ, нарушающим право ФИО3 на приобретение в собственность за плату указанного земельного участка.

Обязать Администрацию муниципального района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда принять решение о предоставлении в собственность ФИО3 за плату земельного участка площадью 1400 кв.м., по адресу: , участок 1 с кадастровым номером №:1218 для ведения личного подсобного хозяйства, о чем сообщить в Воскресенский городской суд и ФИО3 в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через городской суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья: подпись Е.В.Севастьянова

Копия верна.

Судья: Секретарь:

Решение не вступило в законную силу:

Судья: Секретарь:

Подлинник решения находится в гражданском деле №а-3185/15 на л.д.__________

Суд:

Воскресенский городской суд (Московская область)

На сегодняшний день земельные участки, которые находятся в собственности у государства или муниципалитета, могут быть переданы физическим и юридическим лицам на праве бесплатного или же возмездного пользования. В частности, законодательством предусмотрено несколько вариантов наделения субъектов правоотношений земельными наделами.

Одним из таких механизмов считается выдел определенной территории без проведения торгов. Это закреплено в Земельном кодексе РФ, а именно, в ст. 39.14.

Однако, несмотря на то, что граждане наделяются возможностью получения в безвозмездное пользование земли, предусмотрен земельным законодательством и определенный перечень оснований, которые становятся причиной отказа в осуществлении подобного права.

Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.

Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.

Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:

  • Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
  • Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
  • Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.

При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.16 действующего Земельного кодекса РФ. Всего предусмотрено 25 различных детерминант подобного решения со стороны государственных органов, остановимся на самых важных из них:

  • С заявлением в уполномоченный на то орган обратилось лицо, которое не может претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов.
  • Обращение гражданина на предоставление земельного участка подразумевает выдел территории, которая принадлежит иному субъекту правоотношений на праве бессрочного или возмездного пользования, договора найма или аренды.
  • Территория, которая указана в заявлении, принадлежит на различных основаниях некоммерческой организации, которая подразумевает использование данной земли для огородничества, садоводства, облагораживания участка и пр. Исключением из данной ситуации считаются участки земли, которые причисляются к категории имущества общего пользования.
  • На площади земельного участка находится строение, недостроенное здание, которое принадлежит физическому или юридическому лицу на праве собственности. При этом во внимание могут быть приняты сведения о том, что сооружение расположено на территории в соответствии с сервитутом. Это является основанием для удовлетворения заявления о предоставлении земли со стороны заинтересованного лица.
  • Если интересуемый участок находится на территории, которая стала предметом заключения договора о благоустройстве или застройке участка. Исключением из общего правила будет считаться ситуация, когда с заявлением обратилось лицо, с которым был заключен контракт на комплексное освоение территорий, подразумевающее использование земли для строительства федеральных или региональных объектов.
  • Не может быть предоставлен земельный участок из муниципальной или государственной собственности без осуществления торгов и в том случае, если надел выступает в качестве предмета аукциона, причем постановление о проведении торгов было опубликовано в свободном доступе в Интернете.
  • Основанием для отказа в выделе интересуемой территории последует и в том случае, если заявитель намерен использовать участок не по его целевому назначению.
  • Кроме того, со стороны уполномоченного органа будет отказано в удовлетворении заявления и по причине того, что территория земельного надела будет превышать максимальный размер, который закреплен федеральным законодательством РФ.
  • Детерминантой для отказа в удовлетворении иска является и тот факт, что предоставить заявленный участок гражданину невозможно на том виде прав, которое его интересует.
  • Кроме того, выделение территории невозможно, если земельный надел не был причислен к какой-либо конкретной категории земель.

Перечисленные основания для отказа в предоставлении земельного участка не являются исчерпывающими. Полный перечень детерминант зафиксирован в ЗК РФ и иных нормативно-правовых актах, которые принимаются во внимание со стороны уполномоченных на то органов государственной или же региональной власти.

Обжалование отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

В юридической практике стали распространены процессы, в рамках которых отказ в предоставлении земельного участка подлежит обжалованию со стороны участников сделки. При этом обжаловать решение уполномоченного органа, который отказал в предоставлении участка земли, можно независимо от целей, которые преследовал субъект правоотношений при подаче заявки на выдел участка. Это является его законным правом, другое дело, будет ли удовлетворен подобный иск или же нет.

Следует отметить, что обжалование решения госорганов и органов местного самоуправления может быть осуществлено гражданином только посредством направления искового заявления в суд.

При этом для решения данной конфликтной ситуации привлекается не только сам заявитель, но и уполномоченный орган, который вынес постановление об отказе в предоставлении земельного участка из государственной или же муниципальной собственности.

Судья при обжаловании решения принимает во внимание следующие обстоятельства:

  • имеет ли орган правомочия в предоставлении или, наоборот, в отказе на выдел земельного участка;
  • были ли соблюдены основные условия принятия решения, в том числе сроки, законодательный порядок, форма и пр.;
  • соответствует ли решение, которое оспаривается в суде, требованиям, установленным законам и др.

Если органом юстиции будет выявлено хоть один факт нарушения законодательного порядка, то исковое заявление гражданина об обжаловании постановления может быть удовлетворено. Это накладывает на госорган обязательства предоставить заявителю интересуемые его земельные участки.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Аренда земли под ИЖС.

Здравствуйте. Купил 6% фундамента незавершенного строительства ИЖС. Подал заявление на аренду земли для завершения строительства. Получил отказ. Ссылаются на то. Что прежний владелец уже брал в аренду этот участок для завершения строительства этого объекта ИЖС и не построил за три года. А мне согласно ст.ЗК.РФ. 39.16 пункт 1., нет прав на приобретения участка без торгов. Земля имеет кадастровый номер. Незавершенка в собственности. Разрешение на строительство есть. Я же прошу аренду а не приобретения участка. Почему отказ.? Мне что теперь, незавершенку в карман положить и идти в лес. Они говорят что только через торги. Подскажите пожалуйста что делать. Спасибо.

Сергей 29.09.2018 01:06

Добрый день! Можно попробовать оспорить данное решение через суд, но для этого надо знать все нюансы. Наши юристы имеют большой опыт ведения подобных дел. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП-Консультация".

Предоставление земельных участков для личного пользования, под застройку, с целью последующего развития территории, в аренду, под приватизацию и для любых других целей регламентируется Земельным Кодексом РФ. Участок может быть передан физическому или юридическому лицу после проведения аукциона или без передачи земли на аукцион, в случаях, когда согласно законодательству, возможна передача земельного участка без дополнительных процедур. В случае отказа органа самоуправления или руководящего юридического лица в предоставлении надела, возможно обжалование отказного решения в судебном порядке.

Случаи, когда решение не подлежит обжалованию

ЗК РФ предусмотрен ряд законных оснований для препятствования в получении участка при наличии определенных обстоятельств. Не подлежит обжалованию решение об отказе в таких случаях:

  • Если на требуемую территорию наложен официальный запрет на проведение приватизации;
  • Если участок содержит собственность других лиц или пребывает в собственности других лиц;
  • Если на земле есть незавершенное строительство, осуществляемое на законных основаниях;
  • Когда надел был изъят из общего оборота;
  • Если участок признан неделимым и относится к долевой собственности нескольких физических или юридических лиц;
  • Когда территория относится к государственным резервным участкам;

В случае подачи нескольких заявлений на получения одного и того же участка, заявители могут получить отказ-отсрочку, до проведения аукциона. При этом лица, право на получение надела получает один из участников аукциона, остальные получают отказ, в связи с результатами аукциона.

Когда отказ на предоставления участка считается незаконным

Незаконным отказ считается в случае, если не подтвержден соответствующими фактами, свидетельствующими о невозможности передачи земли в пользование. В судебном порядке может быть обжаловано решение об отказе, если земельный участок не выставлен на аукцион, не имеет на своей территории неоконченных застроек или имеет застройки, но возведены они на незаконных основаниях. Подлежит обжалованию земля, выданная ранее для личного пользования, в случае если отказывают в праве на приватизацию, а также подлежат обжалованию отказы на участки, для которых границы неиспользуемой территории и ее место положения определены неактуально. Незаконным считается отказ на предоставление участка под предлогом воспрещающих факторов форм использования участка заявителем, если данные факторы не являются документально подтвержденными. То же касается и земель, зарезервированных для муниципальных целей, если документация о резервировании отсутствует.

Сложным моментом при борьбе за предоставлении земельного участка состоит в том, что четких правил данной процедуры не существует, по этой причине, в первую очередь, следует ознакомиться с законодательными актами относительно предпочитаемого участка, правильно оформить заявление, а в случае отказа, попытаться разрешить вопрос земли в судебном порядке, что сделать без помощи специалистов фактически невозможно.

Статистика деятельности нашей компании свидетельствует о том, более 83% истцов выигрывают подобные земельные споры и решения органов, отказавших в выдаче участка, признаются незаконными. Для того чтобы не столкнуться с проблемой отказа со стороны представителей органов самоуправления, процедуру получения надела или его искового оспаривания лучше доверить квалифицированному специалисту. Наша компания помогла отстоять право на получение земельного участка сотням людей и имеет большой опыт в разрешении земельных вопросов любой степени сложности.

Depositphotos.com / selitbul

Отказ предоставления земельного участка. Признание отказа незаконным.

Возможность получения земельного участка для строительства определена в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Если уполномоченный орган отказывает в предоставлении соответствующего земельного участка, то подобный отказ обычно является мотивированным со ссылками на основания для отказа, предусмотренными в пункте 4 статьи 28 ЗК РФ. Между тем, встречаются и немотивированные отказы в предоставлении участка, которые впоследствии обжалуются заявителями в суд. Так произошло и в описываемом нами ниже деле.

Мэрия г. Новосибирска отказала в предоставлении земельного участка строителям не утруждая себя особыми объяснениями, и только суд кассационной инстанции догадался выяснить причины.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.04.2013 г. по делу № А45-25129/2012.


Фабула дела.


ООО «Брест» обратилось в Мэрию г. Новосибирска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по ул. Станционной в Ленинском районе г. Новосибирска в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства гостиницы и оптового рынка. Постановлением Мэрии г. Новосибирска в согласовании места размещения указанных объектов было отказано.

В суде первой инстанции представитель Мэрии г. Новосибирска пояснил, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах участка, выделенного другому лицу.

Однако Мэрия г. Новосибирска, в нарушение действующего законодательства, не проинформировала об этом население и не предприняла мер к определению нескольких вариантов размещения объектов строительства на указанном земельном участке.

Суды первой и апелляционной инстанции посчитали постановление законным и обоснованным.

Мнение кассации.


Суд кассационной инстанции не согласился с мнением судов, отметив, что данное постановление нарушает ч. 3 ст. 8, п. 3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», противоречит имеющимся в деле доказательствам и не содержит информации об оформлении органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка, который должен предшествовать решению об отказе в согласовании размещения объекта. Также суды не дали правовой оценки соотношению испрашиваемой заявителем площади земельного участка и площади участка уже предоставленного третьему лицу, не определено их взаимное местоположение.

Как было указано, только в суде первой инстанции заявитель узнал - почему ему отказали, хотя причины отказа должны быть представлены заявителю не в судебном заседании, а в самом постановлении.

Комментарии.


1. Любой отказ предоставления земельного участка должен содержать конкретные мотивы такого отказа. Мотивами отказа не являются ссылки на нормативные правовые акты. К причинам отказа могут, например, относится: несоответствие поданного заявления требованиям ч.1 ст. 31 ЗК РФ, несоответствие предполагаемого места размещения объекта градостроительным и иным условиям использования территории и недр в ее границах, нахождение предполагаемого места размещения объекта в охранной зоне объектов культурного наследия, запрещающей строительство в соответствии с федеральным законодательством и пр.

2. Квалификация отказа предоставления земельного участка может быть перенесена на любые иные отказы любых органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. В связи с изданием незаконных ненормативных правовых актов, стоит рассматривать вопрос о взыскании убытков и судебных расходов. Возможно, что подобное материальное стимулирование будет способствовать большей прозрачности в работе органов.

4. Ст. 30 Земельного кодекса РФ не содержит четких оснований для отказа в размещении объекта. Cуды в качестве оснований отказа трактовали ст. 30 ЗК РФ следующим образом, если подано заявление без соблюдения требований к заявлению, установленных ч.1 ст. 31 ЗК РФ, но в качестве законных оснований также назывались и фактические обстоятельства, такие как то, что при строительстве необходимо будет возвести объект частной собственности, что не может быть сделано на землях общего пользования в силу противоречия закону (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2012 по делу №А21-5838/2011).

5. Также стоит принимать во внимание положения региональных актов. Например, на территории города Новосибирска - Постановление Мэрии г. Новосибирска от 29 июня 2012 г. N 6453 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта».

Итак, после получения отказа предоставления земельного участка, советуем внимательно его изучить и проанализировать с точки зрения мотивировочной части. Орган местного самоуправления не вправе отказать в предоставлении земельного участка для того же строительства без указания конкретных причин и ссылок на предусмотренные законом основания для отказа. В случае выявления подобных нарушений со стороны уполномоченного органа, следует незамедлительно обжаловать подобный незаконный отказ в суд.

Зоя Левашева