Коррупция в сфере ЖКХ: кто и как борется с нарушениями управляющих компаний. Коррупционные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Выходные данные сборника:

КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, зав.кафедрой частного права Филиала Российского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Великий Новгород

CORRUPTION RELATIONS IN THE SPHERE OF HOUSING AND PUBLIC

Andreeva Lybove

candidate of juridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian University, head.the Department of private law branch of Russian state University for Humanities, Russia, Veliky Novgorod

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам противодействия коррупционным проявлениям в жилищно-коммунальной сфере, системам организации управления жилищным фондом, финансированию учреждений и предприятий, оказывающих коммунальные услуги населению.

ABSTRACT

The article is devoted to problems of anti-corruption in housing and communal services, systems management housing Fund, financing institutions and enterprises providing public services to the population.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; учреждение; организация; муниципальное образование; органы государственной власти; коммунальные услуги.

Keywords: housing and utilities; establishment; organization; municipality; public authorities; utilities.

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс является одним из определяющих развитие экономики России. Отраслевой анализ показывает, что сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является наиболее коррумпированной отраслью экономики страны. Совершенствование управления жилищно-коммунальной сферой является одной из важнейших проблем. Однако внедрение новых форм и методов управления осложняется специфическими особенностями экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, а также социальной направленностью сферы экономики. Одним из достижений реформы ЖКХ стал переход на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг, однако, несмотря на это инвестиционная активность в отрасли остается низкой, возрастает физический износ объектов коммунальной инфраструктуры, учащаются аварии систем жизнеобеспечения городов и регионов страны.

Управление жилищной сферой испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и жилищных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями. Особое значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций.

Вместе с тем, проблемы в области ЖКХ в России связаны с коллизиями гражданского и жилищного законодательства, что приводит к увеличению коррупционных рисков.

Во-первых, борьба с коррупцией в сфере ЖКХ заключается в том, чтобы выявить нормы жилищного и гражданского законодательства, которые используют коррупционеры и связанные с ними лица с целью нанесения ущерба правам граждан.

Например, в статье 36 ЖК РФ указаны нормы, которые имеют одну из ключевых ролей в борьбе с коррупцией в ЖКХ. С одной стороны нормы статьи 36 ЖК РФ содержат положительные аспекты, с другой - негативные. В частности законодатель определил понятие «считать собственников помещений собственниками общего имущества в многоквартирном доме» . Вместе с тем понятия «собственник помещений» и «участник общей собственности на общее имущество» не равнозначны. Собственник помещения является, согласно своему наименованию, только собственником помещения. Не собственник помещения, а физическое лицо, может быть участником общей собственности. Законодатель попытался заставить граждан становиться собственниками общего имущества для того, чтобы потом отнять право на жилье. Собственность граждане должны приобретать на добровольной основе и зная заранее то, что за этим последует. Вместе с тем, все общее имущество в многоквартирных домах и право на земельный участок находится в муниципальной собственности, а также существует механизм бесплатной передачи муниципального имущества в собственность граждан, которые хотят стать участниками общей собственности. Таким образом, не установлены виды и границы общего имущества в домовладении и его свойства, не определена возможная доля владельца помещения в праве общей долевой собственности. Никаким договором и актом передачи имущество и долевая собственность владельцам жилья не передана и никаким государственным свидетельством о праве собственности не подтверждена. Собственники помещений «объявлены» участниками общей долевой собственности, но таковыми участниками общей собственности не являются.

Например, в статье 37 ЖК РФ, определяя понятие «долевой собственности» и указывая, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, не определено понятие «доля».

Во-вторых, коррупционные преступления, совершенные в сфере ЖКХ, носят выраженную социальную окраску, так как похищенные или нецелевым образом использованные средства включаются в затратную часть управляющих компаний и увеличивают размер тарифов на коммунальные услуги. Вместе с тем, следует учесть, что значительная часть ЖКХ переведена в негосударственный сектор, в связи с чем, работники не являются чиновниками, но активно используют свои должностные полномочия для того, чтобы извлекать незаконный доход.

В-третьих, коррупционная схема выявляется на этапе подключения к коммуникациям. Проявления коррупции очевидны, когда энергоснабжающие организации не подключают к сетям тех граждан, которые отказываются платить взятку, в то время как другие жители получают подключение коммуникаций и ЖКХ в полном объеме.

В-четвертых, как показывает практика, коррупции «подвержены» садоводческие объединения. Коммунальная инфраструктура, находящаяся в собственности садоводческих хозяйств, является инструментом давления на собственников дачных участков и домов. Отсутствие прозрачности и государственного контроля за деятельностью коммунальной инфраструктуры садоводческих товариществ приводит к массовым хищениях и злоупотреблениям. При этом коррупционной составляющей является то, что представители садоводческих объединений являются, фактически, посредниками между собственниками и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Хищения возникают за счет разницы цены поставщика и тарифа, устанавливаемого в садоводческом объединении. Граждане указывают, что строительство трансформатора, водопровода оплачивались ими несколько раз, однако в реальности никакие работы не выполнялись вовсе, а для членов товариществ выработана система воздействия путём штрафов, отключения от коммуникаций, исключения из товарищества, запугивания судами, иные угрозы.

В-пятых, коррупция проявляется при введении в эксплуатацию жилых объектов. Суть схемы заключается в том, что на стадии строительства объектов строительные компании, как правило, осуществляют закладку коммуникаций, строительство подъездных путей, когда при продаже многоквартирных домов, домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм, безусловно, без подкупа чиновников невозможно обойтись для осуществления данной схемы. Помимо оплаты взяток за перевод земель в иную категорию, разрешения на строительство компании-застройщики, существует негласное правило, обеспечивающее безвозмездно чиновников недвижимым имуществом в строящемся объекте: это могут быть руководители администрации, правоохранительных органов различного уровня. Квартиры, дома, как правило, оформляются на членов семьи. Таким образом, после завершения строительства компании-застройщики получают гарантированное покровительство практически на всех уровнях власти. Затем, компания-застройщик реорганизуется в управляющую компанию и предоставляет жителям услуги ЖКХ по собственным тарифам, что приводит к массовым злоупотреблениям правами жителей.

В-шестых, самая простая система бытовой коррупции представляет способ нажиться в сфере ЖКХ, используется работники обслуживающих организаций. Вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ, кажется чем-то из ряда вон выходящим. По закону ни одного дополнительного рубля жильцы не обязаны платить за ремонтные услуги. В договоре с управляющей компанией, который жильцы чаще всего не представляют, указан достаточный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает жильцов, которые более-менее осведомлены о своих возможностях, но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в домах может течь крыша, подвалы наполняются отходами, не убираются от грязи подъезды.

В-седьмых, в России нет централизованной тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, что приводит к коррупции в тарифах на услуги. Цены формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте на свое усмотрение. Тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники их утверждают. «Тарифная» проблема заключаются в том, что жильцы часто платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены все необходимые для нормального содержания дома коммунальные услуги, но половина из них порой не выполняется, а счета приходят исправно. Монополизм предоставления услуг - коррупционная проблема сферы ЖКХ. Например, управляющие компании, которые являются посредниками между организацией предоставляющей услуги и жильцами домов выбираются по субъективным признакам, в том числе по родственным связям, работать на рынке управляющих компаний без «кумовства» не представляется возможным. Например, на практике, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договоры на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. Право выбирать будущим жильцам не предоставляют, а предлагают подписать договор с одной конкретной фирмой, в некоторых случаях, оплатить услуги за полгода вперед. Вместе с тем, порядок выбора управляющей компании указан в Жилищном кодексе России . Таким образом, решение общего собрания жильцов и протокол фальсифицируется. При этом договор на обслуживание составляется для тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи - и формально действовать по закону, вместе с тем, именно в этой схеме закладываются коррупционные механизмы.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 3.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, - 05.12.1994, - № 32, - ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, - 29.01.1996, - № 5, - ст. 410.
  3. Жилищный Кодекс Российской Федерации // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.14)
  4. Конституция Российской Федерации// [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.14)
  5. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный Закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ / Собрание российского законодательства РФ. - 2007. - № 30 - Ст. 3799; 2012. - № 31 - Ст. 4322.
  6. О федеральной целевой Программе «Жилище» на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050-ПРФ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 5 - Ст. 739.

Генпрокуратура выявила 318 тыс. нарушений в сфере ЖКХ в 2016 году. По фактам прокурорских проверок возбуждено 790 уголовных дел. К ответственности привлечены 63 тыс. должностных и юридических лиц. О том, какие коммунальные преступления были выявлены в 2016 г., AиФ.ru рассказал Александр Куренной, официальный представитель Генпрокуратуры РФ .

— В ЖКХ крутятся миллиарды рублей. Причём это живые деньги, которые ежемесячно каждый из нас платит за коммунальные услуги, содержание дома и капитальный ремонт. А ещё есть масса федеральных и местных программ, под которые выделяются миллиарды бюджетных средств. Нет ничего удивительного в том, что самыми распространёнными ЖКХ-преступлениями в прошедшем году, по данным Генпрокуратуры, были хищения денег, собираемых с населения и получаемых из бюджетов различного уровня. Другие популярные нарушения закона — завышение тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг.

Модернизация офшоров

К примеру, вот какую схему незаконного выкачивания денег у населения пресекли прокуроры Твери. В городе была принята программа «по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения на 2008-2015 гг.». Платежи с жильцов все эти годы собирали с учётом установленной инвестиционной надбавки (то есть повышенные), однако выполнена была только часть работ, а 275 млн руб. ушли не на улучшение качества питьевой воды в Твери, а в офшор на Британские Виргинские острова. Сейчас по данным фактам возбуждено уголовное дело по статьям «злоупотребление полномочиями» и «присвоение».

Платим за лечение сотрудников УК?

В Красноярском крае в 2016 г. прокуратура проверила крупнейшие коммунальные предприятия региона (поставщиков тепла и горячей воды) и обнаружила не только невыполнение инвестиционных программ, но и включение в тарифы для населения экономически необоснованных расходов. Компании закладывали в тарифы аренду своих помещений, медицинское обслуживание персонала, охрану и т. д. В результате при утверждении новых тарифов на 2017 г. эти траты энергетиков были исключены, а в некоторых муниципалитетах расценки на тепло пересмотрены в сторону уменьшения. Скажем, в Курагинском районе с 1 июля стоимость 1 Гкал тепла будет на 919,55 руб. меньше и составит 3382,66 руб./Гкал.

В г. Волжский Волгоградской области прокуроры также пресекли незаконное выкачивание денег из карманов простых людей. На протяжении 3 лет энергетики делали «корректировку» платы за тепло, в результате которой собственники 308 многоквартирных домов переплатили 32 млн руб. Сейчас городская прокуратура взяла под контроль возврат денег жильцам.

Дома новые, аварийные

В 2016 г. прокуратура выявила многочисленные нарушения и при реализации госпрограммы по переселению из аварийного жилья. В Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областях зафиксированы факты неправомерного использования и хищения бюджетных денег. В Тыве в октябре-ноябре 2016 г. было возбуждено сразу 3 уголовных дела по статье «мошенничество» за причинение ущерба государству на 501 млн руб.

В Адыгее, Калининградской, Омской, Саратовской и других областях были случаи, когда должностные лица одобрили введение в эксплуатацию «новых аварийных домов», непригодных для проживания. Некоторые из них даже не были подключены к газо- и водоснабжению.

Конечно, чаще всего прокуратуре приходится отстаивать права граждан на переезд из развалюх в новое жильё. Но бывают и обратные ситуации. Например, в Уфе прокуроры вскрыли факты фиктивного признания аварийными 3 многоквартирных домов, степень износа которых не превышала 50 %. Их хотели снести просто потому, что надо было освободить лакомые земельные участки для новой перспективной застройки.

Золотой капремонт

Во всех регионах страны есть примеры несоблюдения сроков выполнения работ по капремонту. К примеру, к 1 августа региональный фонд Ставропольского края завершил ремонт только в 1 доме, а к работам в 453 других, запланированных на 2016 г., даже не приступал.

В Ленинградской, Новосибирской, Тульской и др. областях выявлены факты некачественного выполнения работ, а также хищения средств, выделяемых на капремонт.

В Республике Мордовия одна из управляющих компаний сфальсифицировала протокол собрания жильцов одного из домов, в результате чего сумма на капремонт была завышена на 400 тыс. руб. А в Чувашии прокуратура привлекла к административной ответственности председателя ТСЖ, который самовольно увеличил размер взноса на капремонт с 5,5 руб. до 16,5 руб. за м 2 .

Управдомы-миллионеры

Финансовые махинации руководителей управляющих компаний — отдельная тема. Тут и подделки протоколов общих собраний, и фиктивные банкротства, и воровство... Чаще всего мошенники собирают деньги с жильцов, а поставщикам услуг не перечисляют, тратят на себя. Недавно в Ульяновске прокуратура направила в суд уголовное дело по обвинению двух руководителей УК. По их указанию часть денег, поступавших от жильцов, бухгалтерия отправляла не на счёт энергетиков, а подконтрольным им фирмам по фиктивным договорам на выполнение неких строительно-ремонтных и подрядных работ. В результате ушлыми управдомами было похищено 11,8 млн руб.

В Волгограде был похожий случай: по указанию директора одной из УК деньги поставщику энергоресурсов перечислялись не в полном объёме. В результате 17,6 млн руб. осели у него в кармане. Кроме того, он ежемесячно по фиктивным договорам перечислял деньги от коммунальных платежей подконтрольным фирмам за якобы проведённые ремонтные работы. Однако фактически ничего не делалось, а средства директор обналичивал и тратил по своему усмотрению. Ущерб в этом случае превысил 5,4 млн руб. В 2016 г. директор был приговорён к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

2017 год только начался, а прокуроры страны выявили уже не одно новое коммунальное преступление.

Уже мало для кого является новостью тот факт, что большинство действий жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих компаний производится вне правового поля. Последнее рассчитано на элементарную правовую безграмотность и невнимательность населения. Даже когда дело доходит до суда, представители компаний, зачастую наемные или кадровые юристы, предпринимают попытку исказить сложившуюся ситуацию таким образом, что собственники жилья попадают в крайне невыгодное положение. Происходит сие по причине того, что граждане не в состоянии правильно и грамотно защитить себя, многие просто не замечают искажения фактов, а тот принцип, что суд обязан учитывать положение юридически слабой стороны, в рамках судопроизводства, зачастую игнорируется. Многочисленные интернет-ресурсы, частные каналы и блоги раскрывают все нюансы того, как бороться с управляющей компанией, описывая ситуации и схемы обмана жильцов, посредством манипуляций с действующим законодательством.

Чтобы знать, как защититься, нужно понять суть обмана

Построение линии защиты и того, как бороться с ЖКХ, в основной массе случаев кроется в самой ситуации, которая собственнику видится обманной, не логичной, не обоснованной. Сегодня управляющие компании разработали для себя серию лайф-хаков о том, как обмануть жильцов или полулегальных схем получения дополнительной прибыли с собственников жилья. В качестве примера приведем наиболее распространенные из них.

«Мудреные квитанции» и как их понимать

Общей формы квитанций для оплаты коммунальных услуг не установлено, благодаря этому пробелу УК часто обманывает своих абонентов. Несмотря на требование Президента в связи с многочисленными обращениями, сделать их наиболее понятными для абонентов, отреагировали не него, не многие УК.

В квитанции за коммунальные платежи должны быть отражены данные или сведения для расчетов. Последнее для многих жильцов вызывает сложность, но тщательная проверка документа позволит понять, где внесена недостоверная информация, повлекшая увеличения размера оплаты услуг и начисление лишних платежей. Так, часто «ошибки» допускают в следующих строках:

  • Число жильцов фактически или юридически – здесь следует проверить правильность указания числа лиц, зарегистрированных в пределах вашей собственности;
  • Непонятные услуги – это плата за обслуживание общедомовых приборов учета и сетей. В ряде регионов доказана неправомерность такого вида оплаты, так как доказали, что по факту не каких работ по обслуживанию не велось, а введение такой строки связано с установкой внутридомовых учетных приборов;
  • Непонятные пени и штрафы – последние вполне законны, если потребитель нарушает сроки оплаты, например, вместо 25 числа, платит 30, так просрочка составляет 5 дней и по закону за каждый из них допускается начисление пени в размере ставки рефинансирования (сегодня 8,25%) за каждый день, но если сумма внесена в срок, что подтверждается чеком, такой строки быть в квитанции вовсе не должно, а оспорить ее можно посредством претензии;
  • «Странный перерасчет» — это наиболее труднообъяснимая строка в квитанции, так как обоснования под собой она не имеет. Так, перерасчет должен быть инициирован компанией, например, при допущенных ошибках, по требованию потребителя. На практике, причиной перерасчета является попытка компании распределить на всех собственников дебиторскую задолженность в виде неоплаченных иными собственниками счетов или превышение лимита потребления ресурсов;
  • ОДН – или расход на нужды общедомового характера. Данная графа расходов вызывает наибольшее недоумение со стороны владельцев квартир. А между тем, рассчитывается она пропорционально квадратным метрам собственника жилья.

Исходя из того, как нас обманывает ЖКХ или УК, стоит изучить и нормативно-правовые акты, регламентирующие данные вопросы. Одновременно стоит помнить, что получать и информацию о том, как начисляются платежи – это право жильца и прямая обязанность жилищно-коммунального хозяйства предоставить сию информацию.

Бесплатно-платные услуги

По истине, коррупция – это предоставление на платной основе априори безвозмездных услуг, обозначенных законодательно. Причина в том, что не всем жильцам известен их перечень, на чем, собственно и основан обман УК и ЖЭК. Такие действия наказуемы, именуются мошенничеством и для них предусмотрена статья закона, с определением соответствующего наказания.

Услуги, которые компании должны оказывать на безвозмездной основе, нередко находят свое отражение в счетах за коммуналку.

К таковым относятся:

  • Оплаты за лифт, который не работает или еще не запущен в эксплуатацию;
  • За неработающий мусоропровод;
  • За замену электрощитов, а также стоимость отключения и подключения электроэнергии, пока велись работы по замене;
  • За вызов мастеров, за отключение стояков при ремонтных работах;
  • За содержание систем дымоудаления, пожаротушения;
  • Дополнительные услуги.

Представленный выше перечень — это услуги, включенные в строку расходов «содержание общего оборудования и его текущий ремонт». Бесплатными их модно назвать условно, но многие УК пытаются сделать их самостоятельными, что влечет за собой двойную оплату.

Для понимания того, за что мы платим в рамках содержания общедомового имущества, следует обратиться к перечню услуг, обозначенных в 290 Правительственном Постановлении.

По мнению юристов, все виды работ, не вошедшие в сей нормативный акт, имеют право обозначаться в качестве дополнительных, а значит, могут быть включены в квитанцию. При этом, имея не обобщенное название «дополнительные», а быть конкретизированными.

«Хитрый» договор и подложный протокол, как основа коррупции

Обман жильцов в сфере ЖКХ обслуживания начинается еще на стадии заключения договора с компанией. В него вносятся положения, априори противоречащие законодательству. Так, коррупционная деятельность одной из УК Челябинска заключалась в незаконном повышении тарифов за коммунальные платежи на том основании, что такой пункт присутствует в тексте договора.

  1. Хитрость и нелогичность заключена в том, что, коли жильцы многоквартирного дома на общем собрании решили установить норму оплаты, вместо того, чтобы рассчитывать ее по тарифу, то и отменить ее может только общее собрание.
  2. Последнее подтверждается протоколами общих собраний, которые нередко являются подложными, а собраний по факту не проводилось. Такие действия можно назвать не просто коррупционными, а мошенническими.
  3. Нередко в договора включаются пункты, в силу которых осмотры состояния коммуникаций, кровли, состояния систем пожарной безопасности, становятся платными. Последние находят отражение в платежках.
  4. Очень часто жильцы пытаются бороться с незаконно начисленными коэффициентами. С точки зрения бухгалтерии, обнаружить их в квитанции не так просто, да и увидеть в расчетах также сможет не каждый. Хотя в наличии такого обмана сознаются сами коммунальщики, списывая последнее на человеческий фактор в виде ошибок сотрудника.

Таким образом, в своем стремлении получить прибыль, даже если придется обмануть, потребителя, УК не страшится нарушить закон.

Спасение утопающих или как бороться правильно

Поход в суд с иском о том, что Вас обманывает управляющая компания, в корне нецелесообразен. Борьбу с компанией всегда легче вести на «своей территории», кстати сказать, это правило установлено законодательно и выражается в той норме, что определяет право суда отказать в рассмотрении иска, равно, как и Роспотребнадзор в рассмотрении жалобы, если не соблюден досудебный порядок или не направлена претензия в саму компанию. Борьбу следует начинать с направления письменных претензий в УК. Если начисление лишних платежей по вине конкретного сотрудника – пишем жалобу. Не получаем ответ, пишем в прокуратуру о его неполучении. Одним словом, собираем доказательную базу – компромат. Борьбы с нарушениями в сфере ЖКХ должна подтверждаться документально.

В статье упоминается очередное «мудрое» решение Государственной Думы (состоящей преимущественно из спортсменов, людей искусства и прочих дилетантов) по поводу работы управляющих компаний.

В статье говорится: «В октябре Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность управляющих организаций за нарушения правил обслуживания многоквартирных домов. Коррупцию в жилищно-коммунальном хозяйстве в ближайшие годы победить не удастся, уверены эксперты: и частные, и государственные управляющие компании слишком тесно связаны с муниципальными властями, из-за чего их фактически невозможно контролировать. Их обязанности могли бы взять на себя товарищества собственников жилья, но коррупции подвержены и они. А рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО) неудобно ни гражданам, ни самим РСО»

Тут что не фраза, то перл.

Почему рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями гражданам не удобно? А как же тогда граждане умудряются напрямую оплачивать счета за электроэнергию и телефон? Единой платежкой платят за все ресурсы меньшинство граждан. В советское время, например, за газ, электричество и телефон платили отдельно. И никто не страдал. Неудобство тут минимальное: подписать не одну, а несколько платежек. К тому же все большее число граждан переходят на оплату через терминалы, а не банки. Точно также нет никаких проблем по оплате отдельно водоснабжения и водоотвода. Будет 4-5 платежек. Ничего страшного. Зато задолженность будет адресной. Не дом в целом будет должником, а конкретные квартиры, с которыми пусть ресурсники и разбираются напрямую. Им этим заниматься не хочется? А кого это в конце-концов волнует. Почему ресурсникам не хочется заниматься непосредственно с теми, кто им не платит, а вот управляющие компании должны заниматься с неплательщиками за поставку ресурсов, хотя эти деньги не принадлежат УК.


Второй вопрос, злоупотребления. Все думают и гадают, как сделать так, чтобы нечистые на руку руководители УК не задерживали деньги ресурсников, которые поступают на их счета. Какими же надо быть альтернативно одаренными, чтобы разводить руки и говорить, что другого способа, кроме ужесточения уголовного наказания, не существует. Такое ощущение, что в Госдуме сидит дурак на дураке и дураком погоняет. Почему некоторые руководители некоторых УК (как упомянутый в статье Мурад Гечебаев) мухлюют с деньгами, которые принадлежат ресурсникам? Да потому, что жильцы переводят деньги не на счета ресурсников, а на счета управляющих компаний. Ну так сделайте так, чтобы жильцы переводили деньги напрямую на счета ресурсных организаций. И вопрос снят. После этого ни одна управляющая компания не станет задерживать перевод денег ресурсникам и мухлевать ими, потому что эти деньги на ее счета поступать не будут. Управляющая компания будет получать только плату за жилье.

Журналист пишет: «За девять с половиной месяцев этого года прокуроры по всей России выявили 116 тыс. преступлений в сфере ЖКХ - такие данные опубликованы на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. В коррупционных преступлениях обвиняются 23 тыс. чиновников и бизнесменов, укравших в общей сложности 33 млрд. рублей.». 33 миллиарда! А весь вопрос решается элементарно: раздельными платежками. Но додуматься до этого нашим депутатам не судьба. А может просто не хотят лишать местных чиновников такого жирного куска дохода?

Или вот еще перл: «По данным полицейских сводок, чистоплотностью не отличаются главы не только частных, но и государственных управляющих организаций». Это вообще уже курам на смех. Журналистка хотя бы поглубже вникла в проблему, прежде чем писать свою статью. Как раз разные нарушения характерны в первую очередь для всех этих ГУП ДЕЗ. А если их мало ловят, то только потому, что они имеют поддержку в управе или префектуре. Да и т.н. частные управляющие компании в сфере ЖКХ (кроме коммерческой недвижимости), это чаще всего тем же самые бывшие ГУП ДЕЗ, только акционированные, сменившие вывеску и теперь считающиеся вроде частными, но на самом деле продолжающие сохранять прямые связи с чиновниками из управ. Эта схема между прочим чиновникам даже выгоднее. Потому что частную управляющую компанию очень просто признать банкротом, создать новую, а на долги старой «забить». Одна их схем воровства, кстати. Про что журналистка похоже даже не слышала.

Далее приводятся слова зампреда Всероссийского совета местного самоуправления Светланы Разворотневой: «Решением проблемы недобросовестных УК могли бы стать прямые договоры на поставку и отвод воды, электричества и тепла с ресурсоснабжающими организациями». Не знаю как в самоуправлении, но в ЖКХ эта Светлана Разворотнева не понимает вообще ничего. Она предлагает, чтобы с ресурсниками начали общаться напрямую ТСЖ, то есть группа дилетантов, которые не знают кучу всевозможных нюансов и пока их узнают, могут заключить такой кабальный договор, что жильцы в осадок выпадут. Журналисты почему-то говоря про ЖКХ видят только нарушения управляющих компаний и чиновников, а ресурсники по их мнению видимо это такие честные порядочные организации, которые никого не обманывают а только предоставляют ресурсы и страдают от неплатежей. Три ха-ха. Приведу конкретный пример.

Знает ли Светлана Разворотнева, где заканчивается зона ответственности обслуживающей организации при получении ресурсов для МКД? Думаю не знает. И большинство собственников квартир, создающих ТСЖ этого не знают. А зона ответственности заканчивается (ну или начинается) от «первого колодца». Ближайший к дому колодец это граница, с которой начинается зона ответственности обслуживающей организации (ДЕЗ, УК, ТСЖ, общество любителей домино и т.д.), получающей воду для дома. Что это значит? Это значит, что до этого первого колодца воду поставляют ресурсники и все что случится с трубами до этого колодца исправляет ресурсная организация (аварии, плановая замена и т.п.). Но после первого колодца ответственность уже несет обслуживающая организация. В чем тут засада?

Если подписывающие договор люди этого не знают, то ресурсники могут так составить договор, что их зона ответственности закончится не у первого от дома, а хоть от сто первого колодца. И я не очень сгущаю краски. Мне известен случай, когда ничего не понимающий в этом деле ТСЖ подписал договор так, что стал нести ответственность чуть ли не от десятого колодца. Сколько этому ему стоило дополнительно можно посчитать. А это только одна из множества деталей, которую надо знать при заключении договора с ресуропоставляющей организацией.

Вот и хочется спросить: откуда берутся эти журналисты, которые не умеют или не хотят понять проблему ЖКХ до конца. Ну и полностью убивает финал статью, когда журналистка приводит мнение о ЖКХ кого бы вы думали? Перечислю:

Амаяк АКОПЯН, артист эстрады, фокусник-иллюзионист:,
Полина ДАШКОВА, писательница,
Эдгар ЗАПАШНЫЙ, дрессировщик,
Ярослав ЕВДОКИМОВ, певец
Василий ГОЛОВАЧЕВ, писатель-фантаст

Как говорится, слов нет. Я обращаюсь ко всем журналистам, которые хотят писать о ЖКХ: консультируйтесь со специалистами, учитывайте их мнение. Я готов ответить на вопросу по управлению домами, представители управляющей компании МАТОРИН-УН, в которой я работаю, тоже всегда ответят на любой вопрос. Есть и другие профессионалы, которые помогут разобраться в такой не простой вещи, как ЖКХ. Иначе ваши статьи получают однобокими и вместо того, чтобы прояснить проблему, только запутывают ее еще больше.

Коррупция - это пагубное и довольно неприятное злодеяние, которое может совершаться в различных сферах деятельности. Все страны мира пытаются бороться с данным преступлением, которое негативно влияет на уровень благоустройства жизни граждан.

Что такое коррупция?

Слово "коррупция" происходит от древнего слов "corrumpere", что значит "портить", и "corruptio", расшифровывающееся как "продажность". Данный термин обозначает уголовное преступление, основывающееся на превышении своих должностных прав уполномоченными лицами, которые используют свое служебное положение с целью получения личной прибыли при оказании нарушающих закон услуг.

Кто может быть коррупционером?

Заниматься коррупцией может любое должностное лицо, наделенное какой-либо властью:

  • чиновник;
  • сотрудник правоохранительных органов;
  • депутат;
  • политик;
  • судья;
  • адвокат;
  • администратор какого-либо заведения;
  • врач;
  • учитель;
  • экзаменатор и т.д.

Откуда берется коррупция?

Прежде всего, коррупция относится к человеческим порокам. Если человек готов брать или давать взятки, а значит нарушать закон, то это говорит об отсутствии у него моральных и нравственных устоев. Совестливый человек никогда себе не позволит заниматься подкупом. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что коррупция берет свое начало в детстве, в неправильном моральном воспитании в семье.

Виды коррупции

Взяточничество может затрагивать обширные области человеческой деятельности.

Коррупция бывает:

  1. Индивидуальная. Это самый мелкий вид коррупции, который обычно имеет несистематический характер и относится к бытовому виду. Чаще всего такое взяточничество затрагивает небольшие суммы обмена.
  2. Мелкая. Это маломасштабный вид коррупции, который имеет тенденцию совершаться повседневно. Мелкая коррупция относится к бюрократическо-общественному типу. Часто имеет внешне законный вид, основывающийся на путях обхождения законов. При мелком взяточничестве также фигурируют не очень большие суммы, а предметом нарушения закона является решение обыденных вопросов, в таких местах, как: больницы, школы, местные налоговые и правоохранительные органы.
  3. Политическая. Такой вид коррупции относится к большому или "грандиозному" уровню. Обычно взяточничество такого типа касается незаконного превращения государственных активов в частные. Одна из сторон, нарушающая закон, будет являться политическим деятель. Этот вид коррупции считается наиболее пагубным для народа и ведет к становлению правительства клептократическим.

Борьба с коррупцией

С взяточничеством можно бороться совершенно разными методами:

  • Главным, из которых является обязанность граждан сообщать о фактах коррупции, свидетелями которых они стали.
  • Также государство может бороться с подкупами посредством увеличением зарплат населению.
  • Одним из действенных методов борьбы с подлогами является строгое оперативное наказание.
  • Победить коррупцию поможет упрощение бюрократических процедур.
  • Еще одним способом борьбы является предотвращение коррупции с помощью правового и этического воспитания населения.

Кому сообщить о коррупции?

Взяточничество, подкупы и подлоги ухудшает благосостояние и уровень жизни не только страны в целом, но и каждого гражданина в отдельности. Поэтому очень важно проявлять бдительность и сообщать о коррупции органам власти. Делать это стоит даже при малейших подозрениях о ее совершении. Но куда сообщить о коррупции?

Борьбой с коррупцией занимается в нашей стране Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), которое подразделяется на Главное управление экономической безопасностью и противодействие коррупции (ГУЭБиПК) и Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ.

Чтобы доложить о вымогательстве взятки служебным лицом или о злоупотреблении своими полномочиями чиновника, следует обратиться в ГУЭБиПК МВД РФ по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3. Также можно обратиться в региональные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК (работают данные службы круглосуточно).

Найти контакты нужного подразделения всегда можно на официальном сайте регионального ОВД.

Когда гражданин становится свидетелем вымогательства взятки сотрудниками правоохранительных органов (включая работников ОВД), ему следует обратиться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения.

Чтобы избежать утечки информации при донесении на сотрудников ОВД, следует обратиться в подразделение собственной безопасности. Адрес ГУСБ МВД РФ: г. Москва, ул. Пионерская Б., д. 6/8.

Как можно сообщить о коррупции анонимно?

Согласно закону, уполномоченные структуры обязуются сохранять в тайне имя человека, который сообщил о факте нарушения действующего законодательства, связанного с коррупционной деятельностью.

Если же свидетель взяточничества настаивает на анонимности заявления ввиду обеспокоенности за собственную безопасность, он может попробовать воспользоваться услугами почты, электронными анонимными сервисами или же общественной телефонным аппаратом. Вне зависимости от пути получения все заявления принимаются во внимание соответствующими службами.

Напрямую к Президенту

Воспользовавшись услугами интернета, можно напрямую отправить письмо Президенту РФ, должностному лицу Администрации Президента РФ или же в Администрацию Президента РФ. Сделать это можно на официальном сайте.

По желанию можно воспользоваться помощью антикоррупционных СМИ.

Также есть возможность анонимно обратиться в межрегиональную общественную организацию. Адрес: 123007, Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7/1.