Читатель и ребенок в библиотеке нормы обслуживания. Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований

Дополнительные показатели

Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

По = А: Ч х 100.


В массовых библиотеках охват в 70-80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

В библиотеках образовательных учреждений - 100 % вполне реальная цифра.

Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

Рассчитывается Ки следующим образом:

сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

Например:

фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

Экономические показатели работы библиотеки

Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы


Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

Путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

Путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):



Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год
(Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):


Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П):


Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

Показатели времени


Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

  • со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;
  • со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;
  • со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;
  • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.
Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.
7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. - М., 1973. - 70 с.

8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой - М., 1985. - 192 с.

10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. - М., 1985.-302 с.

11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

14. Суслова И.М. Библиотечная статистика - современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. - М.,1996. - 35 с.

15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. -74 с.

18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. - № 2. - С. 14-22.

19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. – С. 17-20.

Обоснование
составления проекта типовых штатов Централизованной библиотечной системы
города Липецка

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. администрация городского поселения должна обеспечить организацию библиотечного обслуживания населения (пункт 16 статья 16). Президент РФ в своем Послании Федеральному собранию 26.04.2007 г. особое внимание уделил модернизации библиотечной отрасли.
В настоящее время в муниципальных библиотеках требует решения целый комплекс проблем: укрепление материально-технической базы, систематическое формирование информационных ресурсов, оптимизация сети. Но самая главная из них — это кадровая проблема.
Действующее штатное расписание МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка» составлено на основании Временных типовых штатов Министерства культуры СССР, утвержденных приказом Министерства культуры СССР 29 января 1979 г. N 53.
Вместе с тем, социально-экономические и политические реформы в нашем обществе, стремительное развитие информационных технологий привели к повышению социальной роли и усложнению функций публичных библиотек. Библиотекари стали выполнять не присущие ранее виды работ: создают электронные базы данных собственной генерации (120 тыс. записей), ведут активную просветительскую работу (1500-1700 массовых мероприятий в год), работают на открытых городских площадках, в организациях, учреждениях, готовят документы для проведения котировок и торгов и прочее.
Вся эта деятельность ведется без дополнительной оплаты, так как эти виды работ никак не отражены в Типовых штатах. Объем и характер выполняемых работ не соответствует количеству штатных сотрудников.
Несоответствие объема и характера выполняемых работ количеству сотрудников отчетливо просматривается при сопоставлении нормативного фонда рабочего времени и расхода рабочего времени МУ «ЦБС» в 2007 году: 424554,5 часов при нормативном — 286480,8. (при условии, что ряд работ не был обсчитан, т.к. отсутствуют нормы времени, например, на создание полнотекстовых баз данных, сайта, поиску в Интернет и т.д..) (см. Приложение N1).

В 2007 году текучесть кадров составила более 25% от числа библиотекарей. Все специалисты (всего 8% от общего числа библиотекарей) преимущественно старше 45 лет, со средним специальным образованием — только 2%.Сорок процентов специалистов достигли пенсионного и предпенсионного возраста. Количество молодых библиотекарей (до 30 лет) составляют всего лишь 15% от общего числа.
Нестабильность коллектива, отсутствие специалистов сказывается на качестве библиотечных услуг.
Утверждение типовых штатов Централизованной библиотечной системы города Липецка позволит обеспечить реализацию полномочий местных органов власти и нормативную потребность в штатных работниках, исходя из количества населения. А так же повысит социальную защищенность сотрудников, обеспечить стабильность кадрового состава и сохранность библиотечных фондов, привлечь молодых специалистов в муниципальные библиотеки, улучшить качество предоставляемых услуг, повысить востребованность муниципальных библиотек.
Проект Типовых штатов составлен на основании «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований», «Модельного стандарта публичной библиотеки», «Временных типовых штатов Министерства культуры СССР» с учетом нормативных документов других муниципальных образований и потребности муниципальных библиотек на современном этапе.

Типовые штаты
Централизованной библиотечной системы города Липецка

Наименование должностей

С числом читателей от 1 0 до 25 тыс. в год, среднегодовым количеством книговыдач от 2 1 0 до 525 тыс. экз.

С числом читателей от 25 до 50 тыс. в год, среднегодовым количеством книговыдач от 525 до 1050 тыс. экз.

С числом читателей свыше 50 тыс. в год, среднегодовым количеством книговыдач свыше 1050 тыс. экз.

Администрация

Директор
Заместитель по библиотечному развитию
Заместитель по информационным ресурсам
Заместитель по административно-хозяйственной части и капитальным ремонтам
Бухгалтерия ЦБС.
Главный бухгалтер
Бухгалтер
Кассир

Отдел кадров ЦБС

Начальник отдела
Инспектор по кадрам
Секретарь — машинистка

Хозяйственный отдел

Начальник отдела
Переплетчик
Слесарь-сантехник
Электромонтер
Рабочий по комплексному обслуживанию зданий
Водитель
Кладовщик

Центральная городская библиотека

Заведующий библиотекой
Методико-инновационный отдел
Заведующий отделом
Методист
Оператор множительной техники

Отдел маркетинга ЦБС

Заведующий отделом
Заведующий сектором по социальному партнерству и связям с общественностью
Библиограф
Заведующий сектором библиотечного дизайна и издательской продукции
Художник

Информационно-библиографический отдел ЦБС

Заведующий отделом
Главный библиограф
Библиограф

Центр правовой информации и профориентации

Заведующий сектором
Юрист
Психолог
Библиотекарь

Интернет — центр

Заведующий сектором
Библиограф

Отдел организации и использования единого фонда, внестационарных форм обслуживания, внутрисистемного обмена, межбиблиотечного абонемента

Заведующий отделом
Заведующий сектором репозитарного хранения
Библиотекарь

Отдел комплектования и обработки документов

Заведующий отделом
Старший редактор
Редактор
Главный библиотекарь
Библиотекарь

Отдел автоматизации

Заведующий отделом
Программист
Электронник

Отдел обслуживания пользователей

При числе пользователей свыше 600 и 12000 книговыдач в год

Абонемент

Заведующий отделом
Главный библиотекарь
Библиотекарь

Читальный зал

Заведующий читальным залом
Главный библиотекарь
Библиотекарь

Специализированные структурные подразделения

В библиотеках дополнительно могут быть созданы специализированные структурные подразделения (например: юношеский абонемент, сектор искусств, отдел массовой работы, сектор периодики, отдел информационных технологий и т.д.)

При числе пользователей до 600 и до 12000 книговыдач в год

При числе пользователей свыше 600 и свыше 1 2000 книговыдач в год

Заведующий отделом
Заведующий сектором
Библиотекарь
Главный библиограф

Центральная городская детская библиотека

Заведующий библиотекой
Заведующий отделом обслуживания

Абонемент

Заведующий отделом
Главный библиотекарь
Библиотекарь

Читальный зал

Заведующий отделом
Главный библиотекарь
Библиотекарь

Сектор информационной культуры

Заведующий сектором
Главный библиограф
Библиограф

Библиотечно—информационные центры

С числом пользователей до 4000 и документовыдач до 80 тыс. экз.

С числом пользователей свыше 4000 и документовыдач свыше 80 тыс.

Руководитель БИЦ — зав. библиотекой
Зам. руководитель БИЦ — зав. библиотекой
Главный библиотекарь
Библиотекарь
Библиограф

Городская библиотека — филиал

С числом пользователей до 1500 и документовыдач до 30 тыс.

С числом пользователей свыше 1500 и документовыдач свыше 30 тыс.

Заведующий библиотекой
Главный библиотекарь
Библиотекарь
Библиограф

Примечания:

1. Сверх должностей, предусмотренных настоящими Типовыми штатами, могут вводиться, при необходимости, дополнительные штатные единицы для выполнения целей и задач, предусмотренных Уставом учреждения.

2. В центральных библиотеках и библиотеках-филиалах могут быть созданы специализированные отделы: абонементы, читальные залы, отдел массовой работы, отдел информационных технологий, отдел искусств и т.д. В библиотечных отделах могут быть выделены секторы (сектор периодики, редкой литературы, информационной культуры и т.д.).

3. Нормативная потребность в штатных работниках рассчитывается исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки на основе конкретных расчетов.
За основу берутся расчеты:

  • Нагрузка на одного библиотекаря — 600 читателей и 12000 книговыдач в год. При увеличении количества книговыдач более, чем на 50% вводятся 10% дополнительных штатных единиц.
  • Количество библиографов устанавливается из расчета 1 единица на каждые 4 тысячи читателей, обслуживаемых ЦБС.
  • Количество главных библиотекарей, главных библиографов составляет 10% общего количества библиотечных работников.

4. Нормативы нагрузки по числу пользователей, документовыдач и посещений не устанавливаются на директора, заместителей директора, специалистов центра правовой информации и профориентации, отдела комплектования и обработки, методико-инновационного, информационно-библиографического отдела, отдела организации и использования единого фонда, отдела маркетинга, автоматизации, отдела кадров, хозяйственного отдела.

5. В отдел комплектования и обработки документов Центральной библиотеки сверх должностей, предусмотренных Типовыми штатами, могут вводиться дополнительно штатные единицы библиотечных работников (главные библиотекари (библиографы), библиотекари (библиографы). При этом общее количество библиотекарей устанавливается из расчета 0,7 штатных единиц на 1000 томов.

6. В методико-инновационный отдел сверх должностей, предусмотренных Типовыми штатами, могут дополнительно вводиться штатные единицы библиотечных работников. При этом общее количество штатных единиц методистов устанавливается из расчета 1 единица на каждые 14 публичных библиотек.

7.Должность заведующего сектором вводится в тех случаях, когда работник наряду с выполнением порученных обязанностей осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Указанные должности в виде исключения устанавливаются также и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если он ведет самостоятельный участок работы.

8. Инспектор по кадрам вводится из расчета 1 единица на каждые 100 сотрудников среднесписочного состава и 0,5 единицы на каждые 65 человек.

9. Общее количество штатных единиц программистов устанавливается из расчета 1 единица на каждые 20 единиц компьютерной техники; количество электроников — из расчета 1 штатная единица на 30 единиц компьютерной техники.

10. Расчет численности работников бухгалтерии производится из расчета:
Бухгалтер по расчету с рабочими и служащими — 1 должность на 320 работников;
Бухгалтер по учету основных средств — 1 должность на 7 учреждений и на каждые 5 учреждений сверх 7;
Бухгалтер по финансовым расчетам — 1 должность на 2,5 млн.руб. годового объема смет бюджетных и внебюджетных;
Старший экономист по финансовой работе — 1 должность от 6 до 12 млн.руб.
Старший экономист по контролю за целевым использованием средств — 1 должность от 6 до 12 млн.руб.
Количество штата обслуживающего и технического персонала определяется следующим образом:
1. Норматив численности рабочих, занятых обслуживанием гардероба:
- 1 штатная единица на каждые 200 мест в гардеробе при работе в 1 смену (8 часов).
2. В каждом структурном подразделении, находящемся в отдельном помещении и имеющий отдельный выход, вводятся штатные единицы дневных сторожей из расчета 1 сторож на данное помещение.
3. Норматив численности рабочих, занятых уборкой служебных и производственных помещений:
- 1 штатная единица — на каждые 300 кв. м убираемой площади и на каждые последующие 150 кв.м. — 0,5 единицы.
4. Норматив численности сторожей (вахтеров).
Норматив численности сторожей (вахтеров) устанавливается в зависимости от количества постов: 1 единица в смену на 1 пост.
5. Норматив численности машинистов (кочегаров) и рабочих, занятых обслуживанием отопительных систем:
При газовом отоплении — 1 единица машиниста (кочегара) в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, — 2 должности в смену.
При централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеваторный узел, — 1 должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов — 1 должность рабочего в смену.
6. Норматив численности водителей: |
При наличии на балансе учреждения транспортных средств, используемых для обеспечения деятельности, устанавливается 1 единица должности водителя на каждую единицу транспортного средства, но не более 2-единиц на учреждение.
7. Штатные единицы слесаря-сантехника и слесаря-электромонтера вводятся из расчета
1 единица на каждые 9 муниципальных библиотек; рабочего по комплексному обслуживанию зданий — 1 единица на помещение при наличии элеваторного узла;
8. Исходя из характера, объема и конкретных условий работы и при наличии средств, в штате общедоступной библиотеки муниципального образования с разрешения учредителя могут быть введены дополнительные должности специалистов, рабочих, обслуживающего персонала в соответствии с учрежденными должностными обязанностями и размерами должностного оклада.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сухобузимского района «Межпоселенческая центральная библиотека»

Нам - 110 лет

(1903-2013)


Памятка

сельского библиотекаря

с. Сухобузимское, 2014

Привлечение населения в библиотеку


  • Изучение ситуации по посещению библиотеки как населением в целом, так и отдельных его категорий (по возрасту, образованию, социальному статусу и т.д., анализ мнения населения о библиотеке.

  • Приближение библиотечной книги к месту жительства и работы потенциальных читателей: библиотечные пункты, книгоношество, библиотерапия.

  • Удобный режим работы библиотеки для населения.
Формирование привлекательного образа библиотеки: удобный для читателей график работы, наглядное оформление библиотеки, актуальные выставки, интересная массовая работа, высокая культура обслуживания.

  • Формирование престижа чтения: бенефисы лучших, старейших читателей, конкурсы на лучшего читателя, на лидера по числу прочитанных книг, на самую читающую семью и т.п.

  • Популяризация библиотеки и чтения среди различных категорий населения: экскурсии по библиотеке, по фонду библиотеки, по выставкам для учащихся выпускных классов школы; торжественная передача читательских формуляров с детского отделения библиотеки во взрослое; акции по привлечению к чтению отдельных возрастных категорий населения, семей.

  • Создание комфортных условий для организации любительских и клубных объединений библиотеки.
Нормативы по количеству привлечения читателей

  • Город – 40% населения;

  • Районный центр – 60%;

  • Село – 70%.
Режим работы

  • ЦБ и библиотеки, где работают 2 человека, должны работать без обеда. Библиотека должна работать 30% свободного времени населения. В ЦБ – рабочий день составляет 7 часов 5 дней в неделю. Библиотека должна быть открыта до 18.00 или 19.00.

  • Сельские библиотеки работают с разорванным графиком: утром и вечером. Рабочий день длится 6 часов 6 дней недели. Например, утром 10.00 - 13.00, после обеда 16.00 - 19.00, допускается режим работы 12.00 - 18.00, или 13.00 - 19.00. Общий выходной день – суббота.
Читательские формуляры

  • Формуляр читателя – это документ, в котором имеются конфиденциальные сведения. Их нельзя разглашать, поэтому никто, кроме библиотекаря и читателя не имеет права брать в руки формуляр.

  • На формулярах указывать все сведения о читателе: ФИО, год рождения, образование, кем работает, где работает, домашний адрес (смотреть в паспорте), с какого года состоит читателей библиотеки. После знакомства с правилами пользования библиотекой читатель ставит свою подпись. Беседуя с читателем, выяснить, что он любит читать, и темы записать в «Заметках библиотекаря» на обороте читательского формуляра, чтобы впоследствии предлагать новинки литературы.

  • В семейных формулярах должны быть доверенности от других читающих членов семьи.

  • При записи литературы на основного читателя приходится 5 книг, на других формулярах должны повторяться не все книги, а только 2 экземпляра и 3 новых экземпляра.

  • Регистрационный номер в семейных формулярах должен идти подряд, например №12, 13, 14.

  • В январе каждого года при перерегистрации необходимо указывать год на свободной строке.

  • Выдавать читателю не более 2-х книг одного автора, когда он сдаст их, выдать еще 2 экземпляра.

  • Энциклопедии не выдаются, ответственность за них несет библиотекарь, а не читатель.
Картотека читателей

  • Если в библиотеке 200-300 читателей, формуляры расставляют по срокам возврата;

  • Если меньше 100 расставляют по алфавиту.

  • Выделить разделы «Задолжники» и «Свободные», для того, чтобы ликвидировать задолжность у одних читателей или привлечь к чтению других.

  • Форма бланка-напоминание о возврате задержанных книг:
«Уважаемый _____________________

Прошу возвратить взятые Вами книги: (перечислить)_________________________

______________________________________________________________________

в библиотеку, так как срок пользования ими истек _________20__ г.

В случае, если эти книги Вам еще нужны, просим зайти или позвонить по тел.____________ и продлить срок пользования ими.

20__г. Подпись библиотекаря».

Дневники библиотеки

При записи массовых мероприятий учитывать их эффективность: сколько человек посетило, сколько записалось.

При записи книжных выставок учитывать, сколько представлено изданий, сколько выдано. Выданных книг может быть больше.

Учет читателей в библиотеке

Пользователем библиотеки является физическое или юридическое лицо, пользующееся любыми библиотечными услугами.

Единицами учета пользователей библиотеки являются:


  • читатель, зарегистрированный в единой регистрационной картотеке и формуляре читателя. На момент перерегистрации у него должна быть записана хотя бы одна книга, газета или журнал. В течение года должны быть 2 записи.

  • посетитель мероприятий, зарегистрированный в формуляре или указанный в списке учащихся класса, детей из детского сада или др.
Пользователь библиотеки, пришедший впервые в новом году только для сдачи книг, не перерегистрируется и читателем не является. Учету подлежит только посещение.
Учет посещений

Посещение – это приход пользователя в библиотеку, зарегистрированный в формуляре читателя или списке посещений на мероприятии.

Если пользователь библиотеки, пришел только для сдачи книг, учету подлежит только посещение (указать дату, слово «посещение» и поставить подпись библиотекаря).

Посещения на массовых мероприятиях в Дневнике библиотеки записывать через косую черту или в отдельной графе, к концу года их должно быть 10% , не более, от общего числа посещений читателей.

Если мероприятие прошло за пределами библиотеки, то эти посещения не входят в общее число посещений. Исключение составляют мероприятия, проведенные в одном здании с библиотекой.

Учет выдачи документов

Единицей учета выдачи документов и их копий является экземпляр, полученный читателем по его запросу.

Единицей учета выдачи периодических изданий является экземпляр или подшивка газет. Например, газ. Сел. жизнь, 2013, подш. – 1 экз.; журнал Сел. новь, 2014, №1,4,6,9,12 – 5 экз.

Не подлежат учету копии с документов, не относящихся к библиотечному фонду.
Учет мероприятий

План мероприятий вывешивать в «Уголке читателя» ежемесячно, где необходимо обозначить группу читателей, дату, время и место проведения.

Единицей учета является каждое самостоятельное мероприятие, к которому относятся: громкое чтение, библиографический обзор, литературный вечер, книжная выставка, экскурсия, конкурс, интеллектуальная игра и т.д.

Комплексное мероприятие (День информации, тематический вечер), включающее различные формы массовых мероприятий (книжная выставка, беседа и т.д.), учитывается как одно мероприятие, но его составляющие перечисляются в учетных документах (дневник работы, отчеты, планы, программы).

При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячники) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.

Одно и то же мероприятие, проведенное в нескольких аудиториях, учитывается как самостоятельное, отдельно.

Учет мероприятий ведется в ч.3 Дневника библиотеки, где фиксируется дата проведения, название, составные части (для комплексных мероприятий) или разделы (для книжных выставок), число посетителей мероприятия, количество экспонируемых и выданных документов, место проведения и ответственный.

Учет справок

Учет выполненных запросов по справочно-информационному обслуживанию читателей отражается в специальной «Тетради учета справок», где фиксируются следующие типы запросов читателей:


  • адресно-библиографическая справка – установление наличия и местонахождения известного читателю определенного документа в фонде библиотеки: «Есть ли в библиотеке книга _______(автор, заглавие)»? или «Какие книги __________(автор, заглавие) есть в библиотеке?»;

  • уточняющая библиографическая – уточнение библиографического описания или ее отдельных элементов: «Кто автор книги________(заглавие)?», или «В каком году была издана книга ___________(автор, заглавие?», или «Как называется книга Тургенева об отношениях детей с их родителями?».

  • тематическая – подбор литературы по определенной теме, предмету, отрасли знания, сфере производства и т.д. (Найдите литературу по теме «Когда и кем было основано село Сухобузимское?», или Подберите литературу для реферата «Проблемы современной экологии»);

  • фактографическая – получение конкретных сведений хронологического, статистического, топографического, технического характера: «Когда началась Великая Отечественная война?» или «Что означает слово сепаратизм?».

Учет новых поступлений

При получении новой литературы из отдела комплектования и обработки литературы необходимо поставить печать своей библиотеки на титульном листе и странице 17, инвентарный номер перенести с титульного листа на страницу 17.

Полученная литература учитывается в «Книге суммарного учета» и «Инвентарной книге».

Учет отказов

Отказы фиксируются в специальной картотеке или «Тетради учета отказов». По итогам года составляется список литературы, получившей наибольшее количество отказов, и предпринимаются меры для их приобретения.
Рекомендуемый состав книжного фонда


  • Общественно-политическая литература – 19%;

  • Естествознание, математика, медицина – 6,5%;

  • Техника – 6%;

  • Сельское хозяйство – 6%;

  • Искусство и спорт -6,5%;

  • Художественная литература – 48%;

  • Прочие – 8%.
Расстановка документов

Книги расставляются в соответствии с «Таблицей библиотечно-библиографической классификации» по разделам. Внутри разделов расположены в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий книг.


  • Полное собрание сочинений;

  • Собрание сочинений,

  • Сочинения. Избранные произведения.

  • Отдельные произведения по алфавиту авторов и заглавий.

Сроки хранения документов


  • До ликвидации библиотеки хранятся:

  1. Инвентарные книги,

  2. Ведомости учета библиотечного фонда,

  3. Учетные каталоги библиотечных фондов,

  4. Книги учета изданий, принятых взамен утерянных,

  5. Каталоги: алфавитный, систематический,
краеведческий, систематическая картотека статей.

  1. Тетради учета справок и использования
информации.

  • Формуляры читателей хранятся 3 года.

  • Периодические издания:
газеты – 3 года,

журналы 5 лет.

Справочно-информационный аппарат библиотеки


  1. Алфавитный каталог;

  2. Систематический каталог;

  3. Краеведческая картотека;

  4. Систематическая картотека статей (ЦБ);

  5. Картотека «Новые книги»;

  6. Справочно-информационный фонд;

  7. Картотека групповой и индивидуальной информации.

Плюсы методики

В чем видятся положительные стороны предложенной методики по составлению региональных минимальных норм организации сети, основного ресурсного обеспечения и деятельности муниципальных библиотек?**

Во-первых, содержащиеся в них предложения по формированию минимального стандарта базируются на проверенной в отечественной практике системе нормативов, а также на заимствованных из международной практики рекомендациях по организации библиотечной сети.

Представляется особенно важным определение (на основе прежней практики расчета штатов, объема фондов и типового проектирования библиотечных зданий) комплекса минимальных требований к библиотеке как базовой единице сети библиотечного обслуживания и введение показателя допустимого территориального сближения библиотек.

Во-вторых, для практического использования предложены нормы деятельности, позволяющие реализовать требование повышения экономической эффективности работы библиотек.

В-третьих, предложенная система нормативов позволяет более дифференцированно, более гибко подойти к обеспечению деятельности библиотек, работающих в разных условиях, чем создается основа для более равномерного распределения библиотечных ресурсов по территории и лучшего их использования.

И, наконец, методика предлагает новые принципы формирования финансовых норм по муниципальным библиотекам на базе требований к минимальному материальному и кадровому обеспечению.

Приложение

Проект регионального минимального социального стандарта обслуживания муниципалитетов общедоступными библиотеками

1. Общие положения

1.1. Минимальный стандарт библиотечного обслуживания включает в себя, наряду с общими требованиями, минимальные нормы обеспечения материальными ресурсами и нормы деятельности библиотек. Он дает общие усредненные нормы, которые, при определенных условиях и по общим для региона требованиями методикам, могут уточняться в применении к конкретным поселениям и библиотекам.

1.2. Составление минимального социального стандарта на библиотечное обслуживание предусматривает достижение следующих основных целей:

• предоставление всем гражданам примерно равных возможностей в получении обслуживания через муниципальные общедоступные библиотеки; • экономически эффективное использование ресурсов, выделяемых на библиотечное дело, за счет оптимального соотношения затрат на библиотеки и результатов библиотечной работы; • создание для этого необходимых условий, в т. ч. за счет развития или оптимизации сети муниципальных общедоступных библиотек, обеспечения их помещениями, оборудованием, техническими средствами, персоналом, формирования и ежегодного пополнения библиотечных фондов, справочного аппарата, развития взаимодействия библиотек в распределении библиотечных ресурсов и в библиотечном обслуживании потребителей; • дифференциацию минимума материального ресурсного обеспечения библиотек с учетом условий и особенностей их работы; • установление и дифференциацию требований к работе (нагрузке) библиотечного персонала, обеспечивающих оптимальный уровень ее эффективности и позволяющих частично реализовать принцип оплаты труда с учетом достигнутых результатов.

1.3. Наличие минимального социального стандарта не исключает экономически оправданного превышения минимума ресурсного обеспечения библиотек, в т. ч. технического оснащения, при наличии у муниципалитета дополнительных финансовых возможностей.

1.4. Нормы стандарта позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы.

1.5. Отличительная особенность предлагаемого проекта стандарта- включение нормативов нагрузки на библиотечного работника, что должно будет обеспечить эффективное использование трудовых ресурсов библиотек, более справедливую оплату труда библиотечного персонала, защиту библиотечных работников от чрезмерных требований учредителей.

1.6. В стандарте, наряду с нормами для обычных сельских и городских библиотек, предусматриваются также нормы минимального ресурсного обеспечения для центральных муниципальных библиотек, отражающие особенности их работы.

2. Обязательный минимальный набор услуг, оказываемых библиотеками бесплатно

2.1. Населению области гарантируется получение обязательного минимума услуг, которые должны оказываться общедоступными библиотеками бесплатно. Перечень этих услуг включает в себя:

• предоставление населению возможности пользования общедоступными библиотеками, расположенными не далее чем в 3 км, или организованными ими пунктами обслуживания, находящимися не далее чем в 2 км от места жительства потенциальных пользователей; • предоставление на время книг и других документов для работы с ними на дому (через абонемент)или в библиотеке; • предоставление посетителям возможности пользоваться справочным аппаратом к фондам библиотеки, а при его временном отсутствии находить нужные источники непосредственно в библиотечном фонде; • получение помощи от библиотекаря по поиску нужных пользователю документов в фонде библиотеки или фондах других библиотек.

2.2. Перечисленный выше набор минимальных требований касается всех без исключения общедоступных библиотек.

3. Базовые нормы организации сети муниципальных общедоступных библиотек и их ресурсного обеспечения

3.1. Каждое сельское поселение должно иметь как минимум одну муниципальную общедоступную библиотеку, расположенную в административном центре поселения, располагающую универсальным фондом книги других документов, отраженных в справочном аппарате, помещением, оснащенным минимумом оборудования и мебели для размещения книг, работы персонала и читателей, средствами связи, противопожарной защиты, а также имеющую в штате как минимум одного библиотечного работника с образованием не ниже среднего.

В сельских поселениях с числом жителей свыше 2 тыс. могут быть еще одна или несколько подобных общедоступных библиотек при условии, что на каждую из них будет приходиться не менее 1 тыс. жителей и расстояние между ближайшими общедоступными библиотеками одного вида (обслуживающими одни и те же возрастные группы) будет не менее 3 км.

3.2. Если в районе обслуживания сельской библиотеки насчитывается более 2 тыс. жителей, допускается наличие в нем второй – детской – библиотеки.

3.3. В виде исключения допускается сохранение библиотеки, имеющей в районе обслуживания от 500до 1 тыс. жителей, при условии, что ее работник будет дополнительно к библиотечной вести клубную работу или совмещать свою основную работу с выполнением обязанностей, к примеру, социального работника, почтальона или вести другую работу по поручению администрации поселения. Если потребности в таком совмещении нет, для библиотеки устанавливается 0,5 ставки библиотекаря.

3.4. При наличии в сельском поселении нескольких общедоступных библиотек та из них, которая находится в административном центре поселения, может быть утверждена в качестве опорной библиотеки.

3.5. Минимальная норма ресурсного обеспечения для каждой из библиотек сельского поселения определяется базовыми нормами с учетом количества потенциальных читателей () или льготными нормами, установленными для данного поселения в связи с наличием факторов, позволяющих применить корректирующие поправочные коэффициенты. При наличии водном районе обслуживания библиотеки для взрослых и библиотеки для детей общая для района обслуживания норма делится между ними пропорционально числу обслуживаемых читателей.

В основные базовые минимальные нормы выделены затенением, производные от них, не выделенные показатели приводятся для того, чтобы лучше показать принципы и закономерности формирования базовых норм и облегчить расчет величины ресурсного обеспечения и объемов деятельности в границах групп библиотек, выделенных по числу жителей в районе обслуживания.

3.7. В каждом городском поселении должна быть как минимум одна библиотека, расположенная в административном центре поселения, располагающая универсальным фондом книг и других документов, отраженных в справочном аппарате библиотеки, помещением, оснащенным минимумом оборудования и мебели для размещения книг, работы персонала и читателей, средствами связи, противопожарной защиты,3 также имеющая в штате как минимум одного библиотечного работника со специальным образованием.

3.8. В городском поселении могут быть и другие муниципальные библиотеки, при условии, что каждая из них обслуживает отдельный участок городской территории с населением не менее 2 тыс. чел. и расстояние от каждой из библиотек до близлежащей общедоступной библиотеки одного и того же вида составит более 2 км.

3.9. В каждом районе обслуживания городской библиотеки с населением более 4 тыс. жителей могут быть созданы две библиотеки: библиотека для обслуживания взрослых и библиотека для обслуживания детей.

3.10. Минимальная норма ресурсного обеспечения для каждой из библиотек городского поселения определяется базовыми нормами () с учетом количества потенциальных читателей. При наличии в одном районе обслуживания библиотеки для взрослых и библиотеки для детей общая для района обслуживания норма делится между ними пропорционально числу читателей.

3.11. В административном центре каждого муниципального района в общем числе общедоступных библиотек выделяются межпоселенческие библиотеки: центральная районная библиотека для взрослых и центральная детская библиотека в виде самостоятельных (автономных) учреждений или библиотек, выполняющих функции центральных в централизованной библиотечной системе района.

3.12. При наличии в городе (городском округе), не являющемся центром муниципального района, нескольких муниципальных общедоступных библиотек одна из них выделяется в качестве центральной, а при наличии в городе нескольких детских библиотек одна из них должна выполнять функции центральной для всех остальных детских библиотек.

3.13. В городах, где, наряду с администрацией города, находится администрация сельского района, расположенные здесь районные библиотеки, по совместному решению этих администраций, могут выполнять функции городского обслуживания, в т. ч. в небольших городах – функции центральных городских библиотек (для взрослых и для детей).

3.14. Ресурсное обеспечение центральных библиотек района, города будет определяться на основе базовых нормативов (). а других, расположенных в районном центре, городе общедоступных муниципальных библиотек, – по базовым или льготным нормам для обычных сельских, поселковых, городских библиотек.

3.15. В дополнение к нормам ресурсного обеспечения центральных муниципальных библиотек, данным в , в качестве обязательного минимума предусматривается оснащение их компьютером, принтером, ксероксом. Для центральной библиотеки ЦБС количество компьютеров должно быть достаточным, чтобы обеспечивать выполнение функций по централизованному комплектованию, обработке новых поступлений, учету их распределения и перераспределения по филиалам, формированию сводного электронного каталога, также функций по управлению всей системой.

4. Базовые нормы деятельности библиотек

4.1. Для каждой из муниципальных общедоступных библиотек, за исключением центральных, определяются базовые нормы деятельности:

• минимальный объем работы и максимальная норма нагрузки на библиотечного работника выражаются в «условной услуге» и зависят от количества населения в районе обслуживания (); • минимальные требования по качеству обслуживания, определяемые по проценту отказов к общему объему книговыдачи за год. Требования к качеству одинаковы для всех библиотек: не более 15% отказов при нормальном ресурсном обеспечении библиотеки и не более 20% – для других случаев.

4.2. Общий объем работы библиотеки и нагрузка на библиотечного работника на год для каждой конкретной библиотеки должны соотноситься с уровнем фактического обеспечения основными ресурсами и, соответственно, снижаться при их недостаточности.

4.3. Для вновь открываемых библиотек предусматриваются заниженные (на 50%) нормы нагрузкина библиотечного работника в первые три года работы.

4.4. Базовой основой формирования обобщающего показателя конечных результатов деятельностимуниципальной библиотеки – «условной услуги» – является фактическая выдача документов, составляющаясегодня основную часть работы библиотеки с пользователем и требующая наибольших затрат труда всегоколлектива. Другие наиболее важные виды конечного результата этой деятельности переводятся в показатель"условной услуги» с помощью следующих коэффициентов:

Коэффициенты перевода результатов некоторых основных видов работы с потребителями в «условную услугу»


4.5. Возможно, что предлагаемые значения коэффициентов, после проведения дополнительных исследований и учета опыта их применения, будут уточнены, однако очень важно, чтобы они был и едиными для всей страны и позволял и корректно сравнивать между собой как отдельные библиотеки, так и различные их совокупности.

4.6. Перевыполнение ежегодно устанавливаемых учредителем норм обслуживания без снижения его качества должно, в принципе, поощряться материально в соответствии с порядком, установленным учредителем, например, из расчета сложившихся средних – на одну условную книговыдачу – затрат основной зарплаты.

5. Поправочные коэффициенты к базовым нормам

5.1. При установлении поправочных коэффициентов к привязке региональных норм к условиям муниципалитетов должны учитываться следующие факторы:

• суровый климат, отнесение территории к северным и приравненным к ним районам, что влияет и на ресурсное обеспечение, и на интенсивность пользования библиотеками; • сложность рельефа местности, отнесение территории к горным районам, где затруднено общение между частями поселения и требуются дополнительные усилия и затраты для поддержания библиотечной работы на оптимальном уровне; • большая протяженность района обслуживания, связанная обычно либо с наличием в составе поселения мелких населенных пунктов, что не позволяет набрать оптимальную норму числа жителей для создания компактного по территории поселения, либо территориальной удаленностью части их от центра поселения в местах слабой заселенности. Этот фактор влияет на норму книгообеспеченности, требует дополнительных затрат труда на организацию библиотечного обслуживания удаленных населенных пунктов; • многонациональный состав обслуживаемого населения.

Наличие последнего фактора требует повышения книгообеспеченности и уменьшения нагрузки.

Поправочные коэффициенты для библиотек сельских и городских поселений


5.2. Для центральных библиотек районов и округов могут учитываться факторы, связанные с климатом и наличием многонационального населения. Кроме того, при децентрализации численность персонала бывших центральных библиотек ЦБС должна уменьшаться с учетом сокращения объемов ранее централизованных процессов комплектования, обработки и т. д.

5.3. Состав набора факторов и размеры поправочных коэффициентов утверждаются каждые пять лет после проведения исследований, уточняющих условия организации сети и функционирования библиотек в регионе.


Приложение 1

к Проекту регионального минимального
социального стандарта обслуживания муниципалитетов
общедоступными библиотеками

Главная > Документ

Каждый вид библиотечной работы можно конвертировать в конкретных единицах через библиотечную услугу. Коэффициенты перевода устанавливаются на основе учета трудовых затрат: одну библиографическую справку можно приравнять к 1,3 условной единице библиотечной услуги (на выполнение одной справки - в среднем 20 мин.); одно досуговое мероприятие - к 4-5 условным единицам и т.д.

Чем крупнее библиотека, разнообразнее ее функции, структура, перечень услуг (библиографических, информационных, справочных, досуговых, методических и др.), тем ниже показатель процентного соотношения книговыдачи к другим видам библиотечной деятельности. Но этот показатель, как правило, не может превышать 60% от общих трудозатрат, выраженных в принятой единице учета - библиотечной услуге.

По итогам анализа деятельности библиотек Пермского района объем библиотечных процессов, не связанных непосредственно с библиотечным обслуживанием (книговыдачей), составляет 22% от общих трудозатрат.

Расчеты финансовых затрат также выполняются исходя из расходов на одну условную единицу - библиотечную услугу.

Плановые показатели объема деятельности ЦБС потребовали конвертирования трудозатрат на все виды библиотечных работ (см. Таблицу) и создания нового методического документа «Нормы труда в муниципальных библиотеках Пермской области».

Таблица Новые нормативы деятельности библиотек

Количество книговыдач

Обновление фондов (экз.) не менее

Внестационарное обслуживание (библиобус)

Не производится

Внестационарное обслуживание (библиобус или пункт выдачи на 0,5 ставки)

50 (в фонд базовой библиотеки)

7 500 – 10 000

Внестационарное обслуживание (пункт выдачи на 0,5 ставки)

100 (в фонд базовой библиотеки)

10 000 – 15 000

Стационарная библиотека на 1 ставку

15 000 – 20 000

Стационарная библиотека на 1,5 ставки

Стационарная библиотека на 1,75 ставки

Стационарная библиотека на 2 ставки

30 000 – 35 000

Стационарная библиотека на 2,25-2,5 ставки

35 000 – 40 000

Стационарная библиотека на 2,5-2,75 ставки

40 000 – 45 000

Стационарная библиотека на 3 ставки

45 000 – 50 000

Стационарная библиотека на 3 - 3,25 ставки

50 000 – 55 000

Стационарная библиотека на 3,25-3,5 ставки

55 000 – 60 000

Стационарная библиотека на 3,5 ставки

60 000 – 65 000

Стационарная библиотека на 3,5-3,75 ставки

65 000 – 70 000

Стационарная библиотека на 3,75-4 ставки

70 000 – 75 000

Стационарная библиотека на 4 ставки

75 000 – 80 000

Стационарная библиотека на 4 – 4,25 ставки

80 000 – 85 000

Стационарная библиотека на 4,25 – 4,5 ставки

85 000 – 90 000

Стационарная библиотека на 4,5 ставки

90 000 – 95 000

Стационарная библиотека на 4,5 – 4,75 ставки

95 000 – 100 000

Стационарная библиотека на 4,75- 5 ставки

100 000 – 120 000

Стационарная библиотека на 5 ставки

За каждые дополнитель-ные 10 000 услуг

0,25 ставки

Нормы труда в муниципальных библиотеках

Пермской области

В предыдущие годы для расчета количества штатных единиц определенных должностей были использованы следующие методики:

1. Согласно «Временным типовым штатам централизованных библиотечных систем Министерства культуры СССР» (от 29.01.79) ставка методиста устанавливалась из расчета 1 единицы на 20 массовых и школьных библиотек, в том числе и библиотеки-филиалы, количество штатных единиц библиографов, исходя из расчета 1 единицы на 8 тыс. читателей, количество штатных единиц в отделе комплектования - из расчета 1 единица на 6 тыс. новых поступлений.

В процессе проведенного исследования анализа для расчета количества штатных единиц (методист, библиограф, комплектатор) приняты не формальные признаки (количество библиотек, поступлений и др.), а количество книговыдач, как интегрированный показатель деятельности библиотек: один методист на каждые 300 тыс. книговыдач, один библиограф - на 162 тыс.; один работник отдела комплектования - на каждые 160 тыс. С учетом предлагаемого норматива в Пермской районной ЦБС штат работников возрастет на 6 единиц.

2. Более обоснованным подходом при определении числа специалистов функциональных отделов можно считать использование «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» (М., 1997).

Обоснование каждой штатной единицы производится путем умножения объема трудозатрат специалиста на все виды выполняемых работ (процессов) в течение года, что должно быть равно годовому объему рабочего времени сотрудника.

Общие трудозатраты складываются из суммы нормируемых и ненормируемых работ по каждой выполняемой операции.

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ БИБЛИОТЕЧНОЙ УСЛУГИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

(Пермский район, Пермская область)

Для определения эффективности работы библиотечного учреждения была использована условная библиотечная услуга, выраженная в выдаче документов библиотечным учреждением.

В ходе проведения анализа были использованы следующие нормативные документы:

    «Модельный стандарт деятельности муниципальной публичной библиотеки Пермской области» (далее - Модельный стандарт), 2004 г.

    «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках» (далее - Нормы времени), 1977 г.

По результатам исследования было установлено, что Модельный стандарт соответствует требованиям эффективности работы публичной библиотеки (по результатам анализа деятельности муниципальных библиотек Пермского района) и рекомендуется к применению для муниципальных публичных библиотек Пермской области.

Нормы времени не учитывают эффекта от масштаба в деятельности библиотеки (размер фондов, количество работников и использование разделения труда) и не могут быть рекомендованы как обеспечивающие эффективную работу библиотеки. Для расчета нормативов была взята ве-личина в 10-15 мин. на одну выдачу документов для библиотеки с одним сотрудником. Учитывая эффект от масштаба, наблюдаемый в библиотеках района, предлагается ввести прогрессивную шкалу по нормативу выдачи документов на 1 ставку библиотечного сотрудника.

Для анализа себестоимости библиотечной услуги в разрезе сети учреждений были использованы данные по муниципальному образованию ЦБС Пермского района. Для анализа были взяты библиотеки, расположенные в сельской местности (из анализа исключены центральные и детские библиотеки).

Модельный стандарт был рассчитан, используя средние значения по району:

    ставка 1 работника (средняя) 2300 руб. (включая уральский и сельский коэффициент);

    стоимость 1 документа 50 руб.;

    норматив на прочие расходы 10% от фонда заработной платы (включая выплаты в социальные фонды).

Финансирование библиотек составило от 23,5% до 250% (по району - 70%) к Модельному стандарту. Себестоимость услуги от 1 руб. 40 коп. до 22 руб. 34 коп (по району - 4 руб. 75 коп.)

По результатам анализа было выделено три группы учреждений.

1. С населением в зоне обслуживания до 1000 жителей,

Данные учреждения самые затратные в расчете на 1 жителя и на 1 услугу. Некоторые из библиотек расположены в зданиях с высокими затратами на содержание, что значительно повышает себестоимость услуги. Финансирование превосходит расчетное по модельному стандарту.

    С населением в зоне обслуживания от 1000 до 2000 жителей.

Учреждения с себестоимостью услуги обслуживания выше средней по району, но менее Модельного стандарта.

    С населением в зоне обслуживания свыше 2000 жителей.

Себестоимость услуги ниже средней по району.

Определение факторов, влияющих на себестоимость библиотечной услуги

Для исследования состава себестоимости библиотечной услуги все расходы были разделены на 4 категории.

1. Оплата труда сотрудников "

2. Коммунальные платежи

Современная система бюджетного финансирования не позволяет получить роспись коммунальных затрат по сети учреждений данного типа. Для некоторых учреждений коммунальные затраты не выделены из общих затрат на содержание здания их расположения, если данное здание находится в муниципальной собственности. Для оценки коммунальных платежей в данных учреждениях используется средняя стоимость содержания 1 кв. м. по Пермскому району (200 руб.).

3.Формирование фондов

Современные методики обновления фондов предусматривают два подхода к обновлению фондов:

0,25 документа на одного жителя.

Данная норма прописана в Модельном стандарте, как минимальный норматив для обновляемости фондов. Не обеспечивает обновление фондов за 10 лет.

3,8% от книговыдачи.

Данный норматив учитывает как замещение фондов, так и закупку новых наименований единиц хранения.

4. Прочие затраты

Прочие затраты, необходимые для обеспечения деятельности библиотеки. В данную статью включены затраты на товары и услуги, необходимые для обеспечения текущей деятельности библиотеки. Норматив составляет 10% от совокупного фонда оплаты труда.

Список литературы

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 16.02.03 №131 // Собрание законодательства РФ.- 2003.- №40.- Ст.3822; Парламентская газ.- 2003.- 8 окт.; Рос. газ.-2003.- 8 окт.; Библиотека и закон.-2005.- №1(18).- С.19-96

Библиотека в условиях реформы местного самоуправления: Методические рекомендации / Красноярская краевая научная библиотека, методический отдел.- Красноярск, 2005.- 27 с.

Бойко О.Ф. Библиотеки и местное самоуправление // Библиотека и закон.- 2005.- №1(18).- С. 3-11

Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (Рабочие материалы в помощь руководителям библиотек) / РБА, РНБ; Сост.: Л.В.Куликова.- СПб, 2005.- 96 с.

Библиотечные фонды

Уважаемые коллеги!

В настоящее время в России назрела необходимость освоения комплектаторами публичных (общедоступных) библиотек маркетинговых технологий формирования библиотечных фондов.

По ряду объективных причин, таких как: разрушение системы книгоснабжения библиотек и государственной системы информации о книжном рынке, зачаточное состояние книжной логистики, дефицит бюджетного финансирования на комплектование библиотечных фондов, несформированность региональных книжных рынков, начальный этап формирования цивилизованных рыночных отношений в книжном деле - комплектаторы этих библиотек оказались в достаточно сложной ситуации.

Одна из причин психологического стресса комплектаторов – не владение современными технологиями формирования библиотечных фондов.

Данной статьей (см. ниже) редколлегия «Библиотечной жизни Кузбасса» открывает цикл публикаций, цель которых - дистанционное обучение комплектаторов публичных библиотек современным маркетинговым технологиям текущего комплектования библиотечных фондов. В качестве преподавателей любезно согласились выступить ведущие специалисты РНБ, которые для обмена опытом и обсуждения наиболее важных практических вопросов, возникающих у комплектаторов на местах, оказания комплектаторам практической консультационной помощи планируют открыть на страницах нашего сборника форум для комплектаторов.

В курсе дистанционного обучения предполагается освещение следующих вопросов:

    стратегия и тактика формирования фондов публичных библиотек в эпоху перемен;

    менеджмент и маркетинг в управлении формированием библиотечных фондов;

    маркетинговый аудит (изучение внешней и внутренней среды библиотеки в целях текущего комплектования); общие и специальные методы анализа (SWOT анализ, 5С, 4 P и др., статистический анализ состава и использования фондов, анализ неудовлетворенного спроса);

    структура документного рынка в России и за рубежом; современные тенденции развития документного рынка в России;

    «Единая информационная платформа в книжном деле». Форматы и проекты стандартов электронного обмена данными между участниками книжного рынка в России;

    информационное обеспечение текущего комплектования; системы “Books in print”, российская национальная система “Книги в наличии и печати”, механизм участия библиотек в ее работе;

    ресурсы Интернет как источник информационного обеспечения и средство текущего комплектования (универсальные сетевые ресурсы для комплектаторов, книжные магазины on-line, серверы книжных дилеров и подписных агентств, серверы издательств, специализированные БД и др.);

    библиотека как полноправный субъект документного рынка. Современное состояние системы документоснабжения библиотек. Источники комплектования библиотечных фондов. Методика оценки эффективности источников текущего комплектования библиотек; Взаимодействие библиотек с издательствами и книготорговыми фирмами. Легитимные способы и формы комплектования библиотек в условиях дефицита бюджетного финансирования на комплектование;

    технология подготовки политики формирования фонда публичной библиотеки;

    разработка маркетинговых программ формирования фондов.

Предлагая свои публикации, специалисты РНБ надеются на совместное обсуждение предложенных материалов: - «Это не значит, что у нас уже есть готовые ответы на все вопросы. Только обсуждая их вместе с Вами, публикуя и анализируя Ваши размышления, обобщая и комментируя практический опыт библиотек, мы сможем найти на них ответы» - присоединяясь к этому призыву, редколлегия сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса» ждет от коллег – «фондовиков» библиотек Кузбасса отзывов и рассуждений по заявленной тематике. Ниже мы публикуем первую статью из цикла «Дистанционное обучение комплектаторов публичных библиотек».

Эйдемиллер И.В.

Стратегия и тактика формирования фондов публичных библиотек в эпоху перемен

Объективные факторы, неизбежно влияющие на современную технологию комплектования библиотечных фондов сегодня настолько серьезны, что мы говорим о комплектовании в эпоху перемен.

Вот ее основные черты:

1.Кардинальные социально-экономические изменения в России, переход к правовому, демократическому государству, формирование гражданского общества.

2. Переход к рыночным отношениям. Формирование документного рынка в России

3. «Бархатная» революция в книгоиздании и полиграфической индустрии, переход от технологии книгопечатания Гутенберга к современным компьютерным издательским технологиям.

  1. Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Государственное учреждение (2)

    Документ

    Библиотечная жизнь Кузбасса: Периодический сборник / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Отв.

  2. Экологические проблемы Кемеровской области: информационное издание. 2011. Вып. 11 / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области

    Документ

    Экологические проблемы Кемеровской области: информационное издание. 2011. Вып. 11 / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровская областная научная библиотека им.

  3. Доклад начальника департамента культуры и национальной политики Кемеровской области 25. 12. 2006 г на расширенной коллегии департамента

    Доклад

    и любимого праздника - НОВОГО ГОДА. И сегодня мы собрались с вами для того, чтобы подвести итоги уходящего 2006 года и наметить задачи на следующий 2007 год.