Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной россии (в контексте гуманистической парадигмы образования). Рассмотрим различные взгляды на категории "детство", "гарантии детства", существующие традиции и отношения к толкованию этих


32
Теоретические основы деятельности муниципального образования по обеспечению социальных гарантий детства
Содержание
    2. Анализ нормативных документов по проблемам детства

1. Сущность понятий "детство", "социальные гарантии детства" в современной психолого-педагогической литературе

Рассмотрим различные взгляды на категории "детство", "гарантии детства", существующие традиции и отношения к толкованию этих понятий.

Исследованию понятий "дети", "детство" уделяет большое внимание Н.Н. Суртаева. Ею исследованы позиции таких авторов, как И.И. Будницкая, А.А. Катаев, К. Девис, Дж. Гарбарено, Е.Б. Бреева и др. Рассмотрим некоторые из них.

Так, И.И. Будницкая, А.А. Катаев отмечают, что наиболее распространенным является определение категории "дети" как группы населения, находящейся в переходном периоде, цель которого - интеграция и социализация детей в общество "на равных" со взрослыми.

К. Девис, Дж. Гарбарено считают, что дети не являются равноправной частью общества, они лишь готовятся для этого.

Е.Б. Бреева считает, что не следует противопоставлять детей и взрослых как две группы населения, так как каждая из них имеет свои достоинства, свои функции. Дети, как и взрослые, имеют собственное мнение, собственные взгляды, но отличаются жизненным опытом, уровнем знаний, умений. Они могут принимать различного рода решения, не прибегая к помощи взрослых, но им нужна их поддержка (экономическая и моральная).

В словаре по психологии отмечается, "детство" - термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Отмечается, что детство, будучи социокультурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной периодизации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и, в первую очередь, система общественного воспитания.

В психологическом словаре категория "детство" рассматривается как этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребенка и заканчивающийся его непосредственным включением во взрослую жизнь. Исторически возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.

Д.И. Фельдштейн пишет, что детство - это хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятное явление социального мира. Термин "детство" используется широко, многопланово и многозначно. Как особый социальный феномен детство исторично. На разных этапах развития общества оно имело разное содержание и структуру. Как особое явление социального мира детство имеет свои определенные характеристики. Функционально детство представлено как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества. В своем содержательном определении - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся, усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом. Сущностно детство представляет собой особую форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями, в значительной степени проявляют свое действие.

Автор отмечает, что главной, внутренне заложенной целью детства в целом и каждого ребенка в частности, является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Эта же цель - взросление детей, - субъектно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление, - выступает главной для взрослого мира.

Нормальное развитие детства предполагает субъектный принцип построения отношений между взрослыми и детьми как субъектами взаимодействия. Однако в современном обществе прослеживается иная картина - деформированные взаимоотношения взрослых и детей. Автор выделяет причины сложившейся ситуации. К ним он относит следующие:

Слабо структурированная, сложная система отношений общества, государства и конкретных взрослых с детьми, т.е. взаимоотношения на общественном, государственном и индивидуальном уровнях. Очевиден серьезныйдефицит внимания, уважения к ребенку.

В характеристике реальной позиции современного детства и его отношений с взрослым миром важнейшее значение имеют особенности социального статуса детства в обществе и внутренние связи в нем самом, которые в настоящее время, по существу, блокированы обществом, где рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. В нашей стране"легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений". Однако дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой, в организации особых социальных структур, которые несут определенную нагрузку как в детском социуме, так и во взрослом мире.

Во взрослом мире реально не выработано отношение к детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания. Это проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего

человека не подчеркиваются, не фиксируются, атрибутно не обозначаются. Сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, что затормаживает, осложняет социальное созревание подростков и юношей.

Серьезную психологическую роль в характеристике отношений взрослого мира и детства играет отсутствие доверия к растущим людям, выведение их за пределы социально значимых дел. Так, в школах до сих пор не создаются условия для включения детей в ситуации, требующие проявлениями социальной ответственности.

В организации отношений взрослого мира и детства нарушен принцип непрерывности характера воспитания и не реализованы возможности поступательного процесса развития личности. "Второстепенность" воспитания привела к непростительным просчетам в важнейших областях развития личности, в частности, к разным формам противодействия взрослым.

Фельдштейн Д.И. подводит к пониманию того, что забота о детях, их росте, взрослении проявляется взрослым миром на двух уровнях отношений:

1) эмоциональном - объективно имеющаяся и проявляющаяся любовь и симпатия к младшим;

2) на моральном - социальная ответственность за будущие поколения, включающая осознание и своего будущего, обязанности по отношению к детству и формирование будущих обязанностей детей по отношению к взрослым.

До XXI века детство находилось на периферии общественных интересов; оно, в основном, воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В современной цивилизации детство отделено от взрослости специальными переходными этапами - отрочеством и юностью.

О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Многие ученые отмечают, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

Свои лекции в Московском университете Д.Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.

Человек, появляющийся на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе.

Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Детство - период, продолжающийся от новорожденное до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Исторически понятие "детство" связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Арьесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования Ф. Арьеса признаны классическими.

Ф. Арьеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие "детство" и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать.

Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это - ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если в произведениях искусства и появились дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, например, в средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом понятия "дурак".

Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в

XVI веке портретов умерших детей. Он писал, что их смерть переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по мнению Ф. Арьеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV - XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI - XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелось, старость, сенильность (глубокая старость). Но современное значение этих слов не соответствует их первоначальному смыслу. В старину периоды жизни соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства природы.

Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе детства, по мнению Ф. Арьеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества. Так, раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением - "нежением" и "балованием" маленького ребенка. Ребенок для родителей - просто хорошенький, забавный малыш, с которым можно развлекаться, с удовольствием играть и при этом учить его и воспитывать. Такова первичная, "семейная" концепция детства. Стремление "наряжать" детей, "баловать" и "нежить" их могло появиться только в семье.

Однако такой подход к детям, как к "очаровательным игрушкам", не мог долго оставаться неизменным.

Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению. Для того чтобы исправить поведение ребенка, прежде всего, необходимо понять его. Научные тексты конца XVI и XVII веков полны комментариев относительно детской психологии. Отметим, что глубокие педагогические идеи, советы и рекомендации содержатся и в произведениях русских авторов XVI-XVII веков.

Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникает в семейную жизнь в XVII веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение - школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Именно школа, по мнению Ф. Арьеса, вывела детство за пределы первых 2-4 лет материнского, родительского воспитания в семье. Школа, благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре, способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом "детство". Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал "класс". Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства или отрочества.

Таким образом, согласно концепции Ф. Арьеса, понятия "детство" и "отрочество" связаны со школой и классной организацией школы как теми специальными структурами, которые были созданы обществом для того, что-

бы дать детям необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности.

Следующий возрастной уровень также связывается Ф. Арьесом с новой формой социальной жизни - институтом военной службы и обязательной воинской повинностью. Это подростковый или юношеский возраст. Понятие "подросток" привело к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значение форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебрегали. Новая ориентация сразу же отразилась в искусстве, в частности, в живописи: "Новобранец теперь более не представляется плутоватым и преждевременно состарившимся воякой с картин датских и испанских мастеров XVII века - он теперь становится привлекательным солдатом, изображенным, например, Ватто" (Ф. Арьес).

Позже, в XX веке, первая мировая война породила феномен "молодежного сознания", представленного в литературе "потерянного поколения". "Так, на смену эпохе, не знавшей юности, - пишет Ф. Арьес, - пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценным возрастом... Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше". Каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни: "Молодость - это привилегированный возраст XVII века, детство - XIX, юность - XX".

Как видим, исследование Ф. Арьеса посвящено возникновению понятия о детстве или, говоря иначе, проблеме осознания детства как общественного феномена. Но, анализируя концепцию Ф. Арьеса, необходимо помнить психологические законы осознания. Прежде всего, как говорил Л.С. Выготский , "чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано". Детально изучая процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, что существует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлективным отражением.

Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей внимание и изображать их на своих полотнах. Если даже признать бесспорным суждение Ф. Лрьеса о том, что искусство есть отраженная картина нравов, художественные произведения сами по себе не могут дать всех необходимых данных для анализа понятия детства, и не со всеми выводами автора можно согласиться.

Исследование Ф. Арьеса начинается со Средневековья, ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты с изображением детей. Но забота о детях, идея воспитания, разумеется, появились задолго до средних веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. К тому же работа Ф. Арьеса ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев общества вне связи с социально-экономическим уровнем развития общества.

На основе изучения этнографических материалов Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и владения примитивными орудиями. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению Д.Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Арьес), а путем своеобразного вклинивания нового периода "развития", приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства. Д.Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста.

B. C. Мухина в своём исследовании говорит о том, что детство, детский возраст - период жизни человека от рождения до отрочества (от рождения до 11 - 12 лет). В этот период ребенок проходит величайший путь в своём индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

"Дети - это нечто большее, чем просто механическая совокупность взаимодействующих людей. Они выступают как стабильная общность, как система".

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций: общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается в содружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки к самостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческих отношений.

В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья - источник трепетных, эмоциональных переживаний. В ретроспективе жизни каждый человек, обладавший в детстве семейным очагом, бескорыстной любовью близких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.

Именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а, следовательно, и выбор жизненного пути.

Возрастные этапы психического развития не тождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеет исторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя из традиционно сложившихся возрастных периодов человека.

Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (А.Н. Гвоздев, М. Кечки, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, В Прейер, Н.А. Рыбников, B. C. Мухина, В. Штерн, Д.И. Фельдштейн и др.). Н.А. Рыбников в работе "Детские дневники как материал по детской психологии" (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения ребенка, анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1876).

Путь, который проходит ребенок в ходе своего превращения во взрослого, не обходится без препятствий, разветвлений и извилин. Наличие ведущих ориентиров на этом пути не исключает в отдельных случаях неуверенности и колебаний. Но сколько существует других случаев, когда ребенок стоит перед необходимостью выбирать между действием или отказом от него. Такие случаи создает окружающая среда - как люди, так и вещи: мать ребенка, его близкие, его обычные или необычные встречи, школа - ведь существует столько связей, столько различных ситуаций и положений, под влиянием которых происходит вхождение ребенка в общество. Речь ребенка выступает как посредник между ним и объектами его желаний, между ним и людьми - и в силу этого может являться как препятствием, так и средством, способствующим достижению целей, тем, чем можно владеть и что можно совершенствовать.

Понимание ребенка как социального субъекта и понимание множественности детства и детских миров выдвигает на первый план наиболее острые социальные проблемы, такие как детская бедность, беспризорность, преступность, наркомания и т.д. "Другие" дети, требующие к себе повышенного внимания, постоянно "создаются" не только на макросоциальном уровне, но и микроуровне, в процессе повседневного развития и общения со сверстниками. Поэтому возникает необходимость выделения различных групп детей.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Выделены следующие категории детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях:

дети, оставшиеся без попечения родителей;

безнадзорные и бездомные дети;

дети - инвалиды;

дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;

дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети - жертвы насилия;

дети, отбывающие наказание в воспитательных колониях в виде лишения свободы;

дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

дети, проживающие в малоимущих семьях.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по различным причинам. К основным причинам относятся:

отсутствие родителей или лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах;

признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявление их умершими;

нахождение родителей в лечебных учреждениях или местах лишения свободы;

уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и прочие.

Дети, подростки " группы риска " - дети, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.

Дети - сироты - дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя. Основные категории детей - сирот: отказный, подкидыш, отобранный, подопечный.

Дети с особыми нуждами - те дети, которые имеют отклонения от нормы. К ним относятся: умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, поведения, эмоционального развития, с комплексными дефектами, с проблемами развития.

Дети улицы - дети, результат воспитания которых определен улицей, она для них является родным домом.

Типы детей улицы :

дети, воспитанием которых занимаются не родители, а те, кто окружает их на улице;

дети, периодически уходящие из семьи на короткое время и возвращающиеся домой;

дети, пребывающие вне семьи от нескольких недель до полугода;

дети, живущие на улице длительный срок;

воспитанники сиротских учреждений.

Демографическая ситуация в России характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено, главным образом, низким уровнем рождаемости.

На начало 2008 г. численность детей в возрасте до 18 лет составила 31,6 млн. человек, число родившихся несколько увеличилось (на 3,5% больше, чем в 2006г) - Несмотря на это в целом демографические процессы имеют крайне неблагоприятные для будущего страны сочетания: высокую смертность, низкую рождаемость, рост числа разводов, увеличение числа рожденных вне брака детей.

Особенную тревогу вызывает тот факт, что среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня были зарегистрированы в 58,4% семей, получавших пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной причиной бедности населения. В целях усиления государственной поддержки этих семей необходимы специальные меры по обеспечению роста реальных доходов населения, роста реальной заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.

Сохраняющийся низкий уровень здоровья современных подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью поведенческих факторов риска, что говорит об особой актуальности профилактических программ и формировании здорового образа жизни детей и подростков.

Актуальной проблемой остается обеспечение прав детей на образование, нарушение которых начинается уже на ступени дошкольного образования. При приеме детей в 1 класс требуют незаурядных способностей, применяют конкурсный отбор. От так называемых "трудных" детей и подростков школы стараются избавиться путем "отсева".40% опрошенных детей связывают свой уход из школы из-за конфликтов с учителями, примерно столько же считают, что их из школы выгнали.

Защита права – особая проблема государства и общества в целом. Признание прав человека государством необходимо, чтобы любое государство взяло на себя обязанности обеспечить эти права в определенном объеме. Минимальные стандарты закреплены в Международном Билле о правах, составными частями которого являются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и два факультативных протокола к ним.
Признание государством прав человека осуществляется закреплением их в конституциях государств. Государства – участники международных договоров о правах человека должны признать и закрепить в национальном законодательстве права человека в полном объеме не ниже международных стандартов. Осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия. Все права и свободы человека могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе (Конституция РФ, ст. 1). И наоборот: осуществление прав человека – необходимое условие формирование гражданского общества и правового государства. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка. Дети – наше будущее. От степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества. С одной стороны, права ребенка есть права человека. Так, Конвенция о правах ребенка (1989) утверждает, что дети в государствах-участниках договоров пользуются правами наравне с взрослыми. Однако ребенок – это лицо, которому оказывается особое покровительство. В отношении ребенка государства – участники принимают на себя обязательства исходить из принципа, что осуществление прав ребенка не может зависеть от его физического и психического, национального и социального происхождения. В декларации о правах ребенка (1959) упоминается о специальной охране ребенка «как до, так и после рождения». Следовательно, содержание прав человека не может распространяться на ребенка автоматически, а должно быть скорректировано с учетом его психико-возрастных особенностей.
Прежде чем говорить о проблеме прав человека, необходимо дать определение понятию «ребенок». В Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Однако существуют разные подходы в понимании совершеннолетия. В ряде стран это связывается с периодом достижения половой зрелости. В других странах совершеннолетие наступает в 21 год. В Конвенции о правах ребенка встречаются только два термина, относящиеся к совершеннолетию ребенка, - «Дети» и «ребенок», в то время как в национальных законах государств – участников используются различные термины в отношении лиц в определенных возрастных рамках: «дети» (до 12 – 15 лет), молодежь, юноши, подростки (старше 12 – 15 лет). Таким образом, данный документ не дает точного понятия совершеннолетия, намеренно оставляя эту задачу на решение государств – участников, что позволяет им самостоятельно решить этот вопрос в национальном законодательстве. В России с совершеннолетием связывается полная гражданская дееспособность, которая наступает с 18 лет. Неполная гражданская дееспособность раньше определялась с 15 лет, по новому Гражданскому кодексу РФ – с 14 лет. Дети 6 – 14 лет имеются только элементы гражданской дееспособности. Полная уголовная ответственность наступает с 16 лет, досрочная с 14 лет только по особо тяжелым преступлениям.
Осуществление прав ребенка – проблема всех государств. Все права ребенка трудно осуществить в мирное время, но особенно сложно гарантировать их реализацию в период вооруженных конфликтов. Ребенок в этом случае становится основной жертвой боевых действий. В условиях активизации деятельности террористических организаций проблемы обеспечения безопасности детей вызывают особенную тревогу, так как они все чаще становятся объектами террористических актов, печальные события Беслана – тому свидетельство. Такие факты представляют собой грубейшее нарушение международного гуманитарного права.
Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся в центре внимания общества и государства, СМИ и правоохранительных органов, политологов и социологов, историков и юристов, теоретиков и практиков нашей страны и за рубежом. Голод, болезни, детское рабство, наркомания, сексуальная и экономическая эксплуатация, физическое и психологическое насилие над детьми стали реалиями постсоветской России. Вопросы современного образования, физического и морального здоровья детей, уменьшение уровня девиантности в поведении несовершеннолетних, устранение безнадзорности и беспризорности детей, нарушение законных прав приобретают в современной России характер общенациональных проблем, требующих незамедлительного решения.
Анализ фактических данных, характеризующих положение детей России, позволяет выделить несколько их категорий, находящихся в сложных условиях: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (приблизительно 483 тыс. чел.); дети из социальных семей; дети, нарушающие закон (992 тыс. чел.); дети-инвалиды (453 тыс. чел.); дети-беженцы (282 тыс. чел.) и дети из семей мигрантов; дети из семей безработных и вынужденные трудиться; дети-жертвы экологических катастроф; безнадзорные, в том числе бездомные; дети-наркоманы и злоупотребляющие алкоголь. Это те несовершеннолетние, в отношении которых существует наибольший риск появления девиантных отклонений в действиях и поступках, что чревато нестабильностью для общества. Учреждения для самых маленьких граждан России, наряду с общими направлениями социальной политики государства, должны реализовывать особые мероприятия в отношении отдельных групп детей, находящихся в особо сложных условиях и трудных жизненных ситуациях.
Дети как социальная группа не могут самостоятельно противостоять угрозам, поэтому требуется их защита со стороны многих институтов и прежде всего государства. Концептуальному осмыслению воспитательной работы детских дошкольных учреждений по защите детства, выявлению механизмов ее реализации негативного воздействия социальных рисков ребенка, роли социальных институтов в этом процессе необходимо придать приоритетных характер.

Личные права ребенка выделены особо в нормативно-правовых законах и актах, а именно:
- право жить и воспитываться в семье предусмотрено п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ;
- право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками определено ст. 55 Семейного кодекса РФ;
- право на защиту своих прав и законных интересов определяют ст. 56 Семейного кодекса РФ, ст. 121 – 123 Гражданского кодекса РФ;
- право выражать свое мнение определено ст. 57 Семейного кодекса РФ: ребенок с 10 лет имеет право выражать своё мнение в суде, с 14 лет участвовать в имущественных сделках;
- право на имя, отчество и фамилию предусмотрено ст. 58 семейного кодекса РФ.
Защита прав ребенка на образование предполагает выбор дошкольного образовательного учреждения по усмотрению родителей. Основные нарушения прав ребенка в образовательных учреждениях, как правило, следующие:
- отсутствие специальных медицинских групп и занятий на улице;
- несоблюдение санитарно-гигиенических норм в организации образовательного процесса;
- высокая оплата различных видов проведения досуга;
- ограниченное количество в регионах театров, музеев и других культурных учреждений;
- отсутствие профилактических мероприятий среди детей и родителей, направленных на сохранение здоровья ребенка.
Права маленького гражданина страны можно объединить в три основные составляющие.

1. Образование
Конституция РФ, ст. 43
Всеобщая декларация прав человека, ст. 26
Международный пакт об экономических, социальных правах ст. 13
Закон «Об образовании»
2. Жить и воспитываться в семье
Знать своих родителей
Совместно проживать с родителями
Право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка, его всестороннего развития и уважение человеческого мнения.
3. Имущественные права
Получение содержания от родителей
Собственность – полученные ими доходы; дарственное имущество; любое имущество, приобретенное на средство ребенка
Суммы (Алименты, пенсии, пособия и т.д.)
В целом семья, как и прежде, остаётся одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов и стереотипов поведения ребенка. Однако влияние носит сложный и опосредованный характер. Процесс социализации в семье усугубляется всем комплексом социально-политических, социально-экономических и духовных проблем, с которыми сталкивается современная семья. Защита прав и законных интересов детей должна начинаться с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.

Используемая литература
Журнал/ Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005

-- [ Страница 4 ] --

В первой главе «Теоретико – методологические основы социальной защиты детства» проведено исследование генезиса представлений о феномене детства в европейской и российской научной мысли, выявлены проблемы детства в современной социокультурной ситуации и проведен анализ концепций социальной защиты детства в аспекте гуманистического подхода, позволившие определить проблемные области диссертационного исследования.

Изучение эволюции представлений о детстве в европейской и российской научной мысли показало, что генезис представлений о детстве в России был аналогичным общеевропейской теории и соответствовал характеру каждой эпохи – от полного отсутствия представлений о детстве (вплоть до эпохи Средневековья) через формирование его социальной (XVI – XVIII вв.) (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев и др.), затем биосоциальной (конец XIX – середина XX вв.) (Г. Гегель, З. Фрейд и Э. Эриксон, Э. Кей, Я. Корчак, А. Ферьер, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.) и до социально-правовой концепций (вторая половина XX вв. – по настоящее время) (П. Боукауд, Л.А. Ричети, С. Огата, В.А. Варывдин, И.П. Клемантович, А.А. Лиханов, Е.М. Рыбинский и др.). Причем, формирование концепции детства в европейской научной мысли происходило гораздо ранее, что во многом объясняется социально-экономическими условиями. В главе на основе междисциплинарного интегративного анализа рассматриваемой проблематики в рамках смежных областей знания (философии, этнографии, социологии, психологии, педагогики культурологии, права) анализируются и современные подходы к феномену детства (табл.1).

Таблица 1

Понятие детства и производных от него понятий в различных отраслях знания

Отрасль знания Представители Содержание понятий
Фило-софия Т.В. Карсавская, Б.Д. Мура-нов, Н.В. Савенко, Н.А. Ма-чинская, Т.Д. Попкова и др. Детство – начальный этап развития личности, индивидуального жизненного пути, на котором происходит равновесное взаимодействие социальных и биологических факторов.
Этно-графия И.С. Кон, И.П. Суханов, В.В. Долгов и др. Детство рассматривается с точки зрения «возрастного символизма», включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста; возрастные стереотипы; символизация возрастных процессов; возрастные обряды и возрастная субкультура. Дети – объект заботы и попечения со стороны взрослых, творцы и носители собственной субкультуры.
Демо-графия
Детство не является объектом самостоятельного изучения. Термин «ребенок» используется при определении статистических показателей (коэффициент брачности, разводимости, рождаемости, смертности, средней предстоящей продолжительности жизни, возрастной состав), при исследовании репродуктивных функций семьи, анализе положения женщины в обществе.
Эконо-мика
Детство не является объектом самостоятельного изучения. Детство рассматривается при определении показателей уровня жизни семей с детьми, соотношения среднедушевых доходов, размеров детских пособий, производства товаров детского ассортимента, дополнительных механизмов стимулирования деторождения.
Социо-логия Л.В. Касава, А.И. Ковалева, И.С. Кон, Л.Л. Мехришви-ли, А.В. Мудрик, Н.П. Пе-трова, А.П. Платонова, Л.С. Рубан, А.А. Журавлева и др. Дети – самостоятельный социально-демографический компонент социальной структуры общества. «Мир детства» – «...автономная социокультурная реальность, своеобразная субкультура, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями» (И.С. Кон). «Пространство детства» – «место, где протекает процесс постоянного физического роста, психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков» (А.А. Журавлева).
Психо-логия Э. Эриксон, З. Фрейд, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухо-ва, А.В. Запорожец, А.Н. Ле-онтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, Ж. Пиаже, Л. Колберг, А.В. Петров-ский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др. Детство – сложный, самостоятельный организм, неотъемлемая часть общества, начальная стадия становления человека как субъекта и как личности. На первый план выдвигаются вопросы периодизации детства, развития познавательных способностей ребенка, взаимоотношения с окружающим миром.
Педаго-гика Отечественная педагогика (XVIII-XIX вв.)
В.Г. Белинский, А.И. Гер-цен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушин-ский, Л.Н. Толстой, П.Ф.Лесгафт, К.Н. Вентцель Детство – системное качество личности, которое формируется на ранних ступенях жизненного развития и сохраняется в течение всей жизни.
Педагогика советского периода
А.С. Макаренко, Н.К. Круп-ская, С.Т. Шацкий, В.А. Су-хомлинский, Ю.К. Бабан-ский, В.С. Ильин. Дети – объект воспитания, передачи накопленного человеческого опыта, знаний.
Современная педагогика
Личностно-ориентирован-ный подход (Н.И. Алексеев, Е.В. Бонда-ревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) Ребенок – субъект, способный к личностному саморазвитию, адекватной самооценке и обладает предельной индивидуальностью.
Культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.А. Греков, Р.М. Чумичева) Детство – особая субкультура жизни человека; ребенок - субъект культуры, способный к культурному саморазвитию и самоизменению, которому необходимо обеспечить условия для его социализации и культурной идентификации.
Антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянов, В.Н. Горовая, Л.В. Лидак, Л.Ф. Савинова, Е.Г. Пономарев, В.И. Мак-сакова и др.) Детство – феномен жизни человека и культуры, открытая система с многообразными «перетекающими» друг в друга явлениями (социальных в культурные, культурных в образовательные и т.п.).
Культу-рология Е.Н. Мухранова, А.А. Щер-бакова, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко, О.О. Масло-ва, В.В. Савицкая и др. Детство – феномен культуры. Детство – начало превращения человека из биологической в биосоциальную систему (Е.Н. Мухранова). «Субкультура детства» – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества (А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко).
Право Ребенок – лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет.

Анализ современных исследований позволил выявить многогранность феномена «детства» – философского, психологического, социологического, культурологического, педагогического. В различных отраслях знания понятие детства трактуется по-разному, что порождает трудности при комплексном исследовании проблем детей с позиций их социальной защиты. Предметом изучения являются не дети, а определенные стороны их жизнедеятельности, тем самым разрозненность информации не позволяет воссоздать целостную картину феномена детства. Детство рассматривается как целостное специфическое социальное явление, находящееся во взаимосвязи со многими другими явлениями социального мира. С учетом специфики исследования, опираясь на проведенный подробный анализ феномена детства в рамках различных областей знания, был определен единый подход в трактовке понятия детства.

Под детством мы понимаем пространственно-временной феномен (от рождения до 18 лет), период формирования и развития важнейших функций организма ребенка, его социализации, становления как личности (происходит активное усвоение знаний, навыков, умений, ценностей, социального опыта), а поэтому нуждающийся в особой заботе и помощи государства. Феномен детства понимается нами как целостное, интегративное социокультурное явление, отношение к которому определяет адекватная социальная политика государства и ее практическая реализация на всех уровнях; это отношение социальных институтов (семьи, образования и т.д.) к детям через создание необходимых условий для индивидуального личностного развития, защиты прав каждого ребенка. Детство в нашем исследовании представлено как основная ценность человеческой жизни, требующая к себе особого подхода, заботы и защиты. В связи с этим считаем целесообразным понятие детства рассматривать в пяти аспектах.

Первый аспект связан с рассмотрением детства без каких-либо ограничений применительно ко всем детям страны (Семейный кодекс РФ). Каждому ребенку принадлежат общепризнанные права на жизнь и воспитание в семье, на защиту, выражать свое мнение, право на имя, отчество, фамилию, ряд имущественных и других прав, которые необходимо защищать. Второй аспект связан с возрастными этапами развития: младенчество (до 1 года), дошкольное детство (1 – 6–7 лет), младший школьный возраст (6–7 – 10 лет), средний школьный возраст (11–15 лет), старший школьный возраст (16–18 лет). Третий аспект определяет приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, дети с ограниченными возможностями, дети-жертвы насилия, дети семей вынужденных мигрантов, дети из малообеспеченных, асоциальных семей, социально дезадаптированные и другие категории детей). Четвертый аспект – это те социальные условия, в которых протекает процесс социализации ребенка: уровень материального благосостояния общества и семьи, в частности, медицинского обслуживания, образования; принадлежность ребенка к тем или иным социальным группам, конфессиям. Пятый аспект касается детей, выдвигающихся из общего ряда (например, одаренные дети). Государство должно быть заинтересовано в поддержании, стимулировании развития одаренности, детских талантов с целью формирования прогрессивного общества. Очевидно, что с этих позиций должны решаться проблемы социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования.

Изучение проблем детей в современной социокультурной ситуации позволило нам выделить основные тенденции положения детей в России и ее регионах: резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детства, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к миру детства; демографическая ситуация в настоящее время характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено низким уровнем рождаемости, связанным, главным образом, с социально-экономической ситуацией в стране; низкие основные качественные показатели жизнеобеспечения детей: расширение масштабов бедности российских семей с детьми, ухудшение здоровья детей и подростков, рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний среди детей (наркоманией, ВИЧ-инфекцией, а также инвалидизации детского населения); снижение охвата детского населения учреждениями дополнительного образования в связи с их частичной коммерциализацией; особо трудное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей семей вынужденных мигрантов и др.; высок уровень социальной патологии в детской среде (рост детской преступности, безнадзорности и беспризорности, широкое распространение детского труда, в т.ч. вовлечение детей в проституцию, противоправные виды деятельности); большие масштабы приобретает проблема насилия и жестокого обращения с детьми. В процессе исследования выявлены и осмыслены в контексте гуманистических и социокультурных идей проблемы детства в современной социокультурной ситуации (отсутствие адекватной государственной политики по вопросам детства, снижение нравственных критериев и ответственности по отношению к ребенку и детству, несформированность системы целей и ценностей современного российского общества, отсутствие компетентных специалистов, в полной мере владеющих технологиями социальной защиты детей и др.), решение которых выступает основным ориентиром при разработке концептуальных основ региональной модели социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования.

В работе рассмотрены различные концепции социальной защиты детства в аспекте гуманистического подхода: философские (Аристотель, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, М. Монтень, Т. Мор, М.И. Несмеянова, Т.В. Карсавская, О.Н. Крутова, Б.Д. Муранов, Н.В. Савенко, Н.А. Мачинская, Т.Д. Попкова и др.), психологические (Л.С. Выготский, Э.М. Александровская, И.В. Дубровина, В.И. Кожарская, М.И. Лисина, В.С. Мухина), социологические (Л.В. Касава, Л.Л. Мехришвили, А.П. Платонова, Е.М. Рыбинский), политологические (Г.В. Замычкина, В.Ю. Краснова), правовые (В.В. Кулапов, О.В. Соколова). Особое значение уделено формированию гуманистических концепций защиты детства в рамках педагогической парадигмы, истоки которой мы находим в работах выдающихся отечественных педагогов прошлого: Н.И. Новикова, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., основанных на прогрессивных философских идеях человеческой свободы, смыслотворчества, и заложивших своего рода фундамент развития гуманистически ориентированной отечественной педагогической мысли. Современная гуманистическая концепция образования базируется на идее саморазвития, самореализации субъекта и призвана обеспечить становление индивидуальности ребенка. Исходя из этого нами осуществлен анализ сложившихся сегодня в педагогической науке концептуальных подходов к исследованию проблемы педагогической поддержки и защиты детства: социально-педагогический подход (В.Г. Бочарова, А.В. Иванов, О.С. Газман, Т.В. Лодкина, Р.А. Литвак, П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, Л.Я. Олиференко и др.), личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, А.Г. Бермус, О.В. Гукаленко, П.П. Пивненко, В.Я. Михайлов, Н.Н. Михайлова, С.И. Юсфин, И.С. Якиманская и др.), реабилитационный подход (Е.А. Горшкова, Р.В. Овчарова, М.Г. Хоменко, Л.М. Шипицына, Н.В. Вострокнутов, И.Н. Денисова, А.А. Романов и др.), психолого-педагогическая помощь (Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, А.С. Ткаченко и др.). Оценивая вышеуказанные подходы к проблеме социальной защиты детства, мы заключили, что при всем многообразии мнения остается общей ее направленность на благополучие мира детства, предоставление каждому ребенку защищенного пространства, интеграция образовательных сил в решении проблем подрастающего поколения. В целом, предметом социальной защиты детства является целенаправленный процесс взаимодействия общественных институтов и ребенка по оказанию ему помощи и поддержки с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Анализ концептуальных подходов к рассматриваемой проблеме позволил определить собственную позицию к проблеме социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования. Под социальной защитой детства следует понимать осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка. Педагогические аспекты социальной защиты заключаются в обеспечении социальной защищенности мира детства, удовлетворении потребностей и интересов каждого ребенка, содействии его социализации и оптимальной жизнедеятельности средствами образования. Главнейшей методологией социальной защиты детства является гуманистическая обусловленность образования, направленная на создание условий для полноценного личностного развития, базирующаяся на ценностно-смысловом единстве действий педагога и ребенка, ориентиром которого является ребенок как наивысшая ценность и субъект собственного саморазвития.

Вторая глава «Зарубежный опыт социальной защиты детства» раскрывает современные международные тенденции социальной защиты детства, содержит краткий обзор социальной защиты детства в европейских государствах, США, странах Латинской Америки и государствах СНГ в современных условиях.

Специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не соз­дано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социально-педагогичес­кому явлению.

Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрас­тной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изу­чение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на пе­риферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психоло­ги считают концом детства и началом молодости тот период, когда в орга­низме подростка завершаются психофизиологические изменения, связан­ные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «моло­дежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статисти­ка учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.

Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как соци­ально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения.

Учитывая наличие разноречивых точек зрения, уточним ключевые понятия. Итак, ребенок - это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста. Дети - это объект особой социальной забо­ты общества. Детство - это этап в развитии человека, предшествующий взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма и фор­мированием высших психических функций.

Е.М. Рыбинский, анализируя феномен детства в России, дает следующее определение. Детство - это стадия жизненного цикла человека, когда про­должается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая в себя усвоение опре­деленной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полно­ценного члена общества.

Социализация - сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны - процесс обретения собственного социального опыта и активного самоопределе­ния личности.

Детство как социальный феномен - это социальное явление, опреде­ляющее роль, место и положение детей в целом в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для вы­живания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.

Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество...» Ребе­нок в детстве приобщается к богатству духовной и материальной культу­ры, созданной обществом, приобретает специфические для человека спо­собности и нравственные качества личности.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физиче­ского и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью этого периода, отличающей его от других, после­дующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно об­щее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов дея­тельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его от­ношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразова­ниях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.

Реализация специфических возрастных возможностей психической развития происходит благодаря участию дошкольника в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании конструировании, музыкальной деятельности и др.

Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об и: совершенстве, о приобретении (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов, психологов и родителей.

В отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Эти периоды называются сензитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям. Например, для развития речи сензитивный период, от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков - младший школьный возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие свойства и качества психики развиваются с трудом и не достигают совершенства.

Таким образом, детство выступает особой субкультурой жизни чело века. Совершенно очевидно, что мир ребенка и мир взрослого не совпадают в едином пространстве, но между ними возникают особые связи I взаимодействия, которые взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.