Правовой статус беженцев в международном праве. Право убежища и правовое положение беженцев и других категорий вынужденных мигрантов Международно правовое определение понятия беженец содержится

Миграционный кризис, настигший европейские страны, был спровоцирован с апреля 2015 г. военными действиями на территории регионов Ближнего Востока и Северной Африки. Однако в Европу направляются не только вынужденные мигранты из зон с нестабильной военно-политической обстановкой, но и так называемые «экономические мигранты», т.е. лица, добровольно покинувшие свое место жительства в следствие неблагоприятных социально-экономических условий.

В связи с этим крайне необходима международно-правовая регламентация миграционных процессов и разграничение понятий «беженец» и «мигрант».

Международно-правовое определение «беженец» содержится в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. (далее - Конвенция 1951 г.) и включает в себя следующие признаки (п. 2 ч. «A» ст. 1):

  • индивид пересек международные границы и находится вне пределов страны своего гражданства или обычного местожительства;
  • он не может или не желает прибегнуть к защите со стороны своего государства;
  • индивид обоснованно опасается стать жертвой преследования;
  • преследование может осуществляться по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • индивид не может или не желает, вследствие указанных причин, вернуться в свою страну.

Согласно определению ООН, беженец – это лицо, имеющее обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических взглядов. Но в 90-х гг. принимающие государства стали называть таких людей «лицами, ищущими убежище», а статус «беженцев» получали только после того, как их заявления подтверждались. Эта терминология появилась в связи с тем, что очень многие мигранты являются «экономическими беженцами», которые ищут убежище потому что не обладают достаточной квалификацией для того, чтобы считаться рабочими мигрантами.

Право беженца на политическое убежище в иностранном государстве закреплено в Женевской конвенции, и является одним из основополагающих прав человека. Также, это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Конвенции о статусе беженце 1951 г. и Протоколе 1967 г. Согласно п. 33 Конвенции 1951 г. был впервые установлен запрет на принудительное возвращение беженцев в страны, из которых они прибыли. Далее это важнейшее правило дублируется в декларации ООН от 1967 г.

Для реализации международно-правовой защиты беженцев первостепенное значение имеют обстоятельства их бегства из своей страны. Главное отличие беженцев от обычных иностранных граждан состоит в том, что они не находятся под защитой государства своего гражданства или постоянного местожительства. Преследование лица может выражаться как в определенных действиях властей страны, так и в их бездействии или попустительстве в случаях, когда они должны были пресечь нарушения прав человека, совершаемые иными силами (повстанцами, вооруженными эскадронами, сепаратистскими движениями). Обоснованные опасения лица, покидающего свою страну, объективно связаны с возможным преследованием. Признание лица беженцем осуществляется на индивидуальной основе, с учетом событий, имеющих место в государстве исхода, и приведенных заявителем фактов, подтверждающих его опасения.

Правовое положение беженцев подразумевает их дальнейшее возвращение на родину после завершения конфликта. Тем самым изначально не предполагается их интеграция в общество принимающей страны. Тем не менее беженцы пользуются социально-экономическими благами, а именно социальными пособиями и жилищами.

Следует отметить, что до сих пор в международном праве не существует унифицированного понятия «мигрант». Считается, что этот термин охватывает все случаи, когда решение о миграции человек принимает свободно по причинам личного удобства и без вмешательства внешнего принудительного фактора.

Россия и современный мир / Отв. ред. М.А. Неймарк. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2016. // Т.Н. Мозель. Миграционная политика ЕС и проблема беженцев в современном мире. – С. 253.

Беженцы - люди, которые по политическим, расовым или идеологическим причинам, либо в результате таких катаклизмов, как голод или бедствие, вынуждены бежать из родной страны .

Беженцы – вынужденные мигранты, появляющиеся вследствие экономической нестабильности, национально-этнических конфликтов, углубления процессов государственности. Беженцы наделены определенными психологическими особенностями, находящими выражение в специфическом мировосприятии, угнетенности психики, повышенной чувствительности к несправедливости.

Беженцы – лица, добровольно или по распоряжению властей покинувшие свою страну в результате военных действий, насилия, преследование по признаку своей расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, а также других чрезвычайных обстоятельств; либо лицо не имеющее определенного гражданства и находящееся вне страны своего прежнего обычного место жительства, которое не может или не желает вернуться в эту страну вследствие таких обстоятельств.

Понятие «беженец» вошло в международное право с Первой мировой войны. Оно было выработано на Конференции по проблемам русских и армянских беженцев, проходившей в Женеве в 1926 г. В соответствии с определением, зафиксированным в принятом Конференцией Соглашении о выдаче удостоверений личности указанным выше беженцам, таковыми признавались лица соответствующего происхождения, которые более не пользовались защитой своего правительства и не приобрели другого гражданства. В других международных соглашениях, принятых в 20-30-х гг. XX в., для установления статуса беженца содержались аналогичные критерии.

20 августа 1948 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ), в Уставе которой были использованы положения всех предыдущих международных соглашений при определении категории лиц, которым МОБ оказывала помощь. Деятельность этой организации оказалась подверженной политическому влиянию. В 1951 г. МОБ была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

В данное время одновременно действуют три универсальных международно-правовых акта, регулирующих статус беженцев. К этим там относятся Устав УВКБ ООН, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.

Согласно определениям этих ключевых международных соглашений для признания беженцем лицо должно соответствовать трем следующим критериям: а) находиться за пределами страны своего происхождения или гражданства; б) испытывать вполне обоснованные опасения преследования; в) эти опасения должны основываться на одном из следующих признаков: расы, религии, гражданства, принадлежности к какой-либо определенной социальной группе или на политических убеждениях.


Различают две категории беженцев: а) «мандатные беженцы» - лица, которые рассматриваются УВКБ ООН таковыми на основе положений Устава управления и подпадают только под его защиту; б) «конвенционные беженцы» - лица, за которыми признан статус беженцев государством убежища, являющимся участником Конвенции 1951 г. или Протокола 1967 г. С точки зрения эффективной защиты прав вынужденных мигрантов категория «мандатные беженцы» менее благоприятна, нежели категория беженцев, признаваемых таковыми Конвенцией о статусе беженцев 1951 г.

Собственно Конвенция 1951 г. первоначально содержала два ограничения: а) временное - право считаться беженцем не распространялось на лиц, ставших таковыми в результате событий, произошедших после 1 января 1951 г.

; б) географическое - упомянутые события означают события, произошедшие только в Европе. Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. снял упомянутые ранее временное и географическое ограничения Конвенции 1951 г. Протокол является самостоятельным международно-правовым актом, к которому любое государство может присоединиться, не являясь участником Конвенции 1951 г. Государство - участник Протокола берет на себя обязательство применять положения Конвенции 1951 г. в отношении беженцев, подпадающих под ее определение, однако без ограничений во времени и пространстве.

Из-под действия Конвенции и Протокола изъяты палестинские беженцы, они рассматриваются в качестве отдельной категории, и помощь в отношении их обеспечивается через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, учрежденное ООН в 1949 г.

Что касается региональных аспектов правового регулирования по делам беженцев, отметим прежде всего немаловажный фактор помощи беженцам со стороны Европейского Союза. Под его эгидой и на основе Конвенции 1951 г. страны Европы заключили в 1990 г. два соглашения: Дублинскую и Шенгенскую конвенции. Их цели: определить, какое государство-участник отвечает за принятие решений по ходатайству об убежище, поданному тем или иным лицом на территории действия конвенций; при необходимости обеспечить обратный прием (реадмиссию) такого лица и обмен информацией; подтвердить ответственность государства за удаление заявителей, ходатайства которых отклонены на территории Европейского Союза либо в зоне действия Шенгенской конвенции.

В Африке в 1969 г. была принята специальная Конвенция, учитывающая региональные особенности проблем этой категории лиц. С учетом определений Конвенции 1951 г. африканская Конвенция определяет беженца как «любое лицо, которое вынуждено покинуть страну своего происхождения «в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок в какой-либо части или на всей территории его страны происхождения или гражданства»». В рамках продолжающейся реформы африканской региональной системы безопасности (Организация африканского единства в 2001 г. была заменена Африканским союзом) поставлена задача адаптировать Конвенцию о беженцах 1969 г. к изменившейся ситуации в данной сфере. В частности, требуется четкое разграничение между вооруженными элементами и беженцами из числа мирного населения.

24 сентября 1993 г. государствами СНГ было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение определяет беженца как «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами» (ст. 1). Вынужденным переселенцем данное Соглашение признает лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны по тем же причинам, что и лицо, признаваемое беженцем (ст. 2).

Из этого следует, что Соглашение СНГ 1993 г. придало понятию «вынужденный переселенец» международно-правовой характер.

Что же касается определений понятия «беженец» в международном праве, то оно содержится в двух основных документах: Конвенции ООН (1951 г.) «О статусе беженцев» и Протоколе к ней (1967 г.).

Существуют некоторые расхождения в частности в Конвенции ООН (1951 г.), предусматривающей временное географическое ограничение. Т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до января 1951 г.

Что касается Протокола, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникает проблема беженцев.

В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку РФ является соучастником обоих документов, то в соответствии с 24 ст. Конституции РФ и п.3 ст. 18 комментируемого документа, эти акты обладают прямым действием на территории РФ, и в случае, если внутренне законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов.

Попытки дать определение «беженцев» в международных документах предпринимались еще до создания ООН, в частности, в договорах и соглашениях, заключенных под эгидой Лиги Наций. В них использовался так называемый «групповой подход». Необходимым условием при этом является следующее:

Лицо должно было находиться за пределами страны своего происхождения;

Не пользовались защитой правительства этой государства. Например, русские беженцы в 1926 году определялись как «любые лица» русского происхождения, которые не пользуются защитой правительства СССР и не приобрели иного гражданства.

Аналогично было и содержание понятия «армянский беженец». Указанное определение содержалось в Соглашении от 12 мая 1926 года, касающемся выдачи удостоверения личности русским и армянским беженцам.

В данном случае пребывание лица за пределами страны происхождения не требовалось, но оно подразумевалось, поскольку целью соглашения была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и переселения. Удостоверения утрачивали силу, если их владельцы возвращались в страну происхождения. В последствии аналогичный подход использовался в Соглашениях 1936 года «О лицах, бежавших из Германии».

После Второй мировой войны были сформулированы более четкие критерии определения понятия «беженец». Об этом наглядно свидетельствует Устав Международной организации по делам беженцев (МОБ) и принятые позднее Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев».

Устав МОБ воспроизвел положения предшествующих документов, указывая категории лиц, которым следовало предоставлять помощь. Так к числу беженцев были отнесены жертвы нацистского, фашистского или квислинсковского режима (Норвегия), некоторые лица еврейского происхождения, иностранцы или лица без гражданства, оказавшиеся жертвами нацистского преследования; а также лица, которые признавались беженцами до начала войны по признаку расы, религии, национальности или политическим убеждениям. Кроме того, Устав МОБ относил к числу беженцев тех, кто не мог или не хотел воспользоваться защитой того государства, гражданином которого являлся и в котором жил прежде.

УВКБ сменило МОБ в роли основного учреждения, занимающегося беженцами. С этого момента основы международно-правового подхода к понятию «беженец» начали закрепляться в документах ООН, Устава УВКБ и Межгосударственных договорах.

Устав впервые подчиняет компетенции УВКБ беженцев, которые подпадали под действие различных ранее заключенных договоров и соглашений. Кроме того, он указывает на беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года находились вне страны своего происхождения страны, гражданином которой являлся беженец. А в случае отсутствия гражданства - страны его прежнего постоянного проживания и не могли, либо не желали воспользоваться ее защитой в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований.

К ним также относят лица, которые из-за уже пережитых преследований не могут вернуться, хотя обстоятельства, ставшие основанием для предоставления им статуса беженцев, более не существует.

И, наконец, Устав распространяется на все другие лица, которые находятся вне страны своей гражданственной принадлежности, или, если они не имеют определенного гражданства, вне страны своего прежнего местожительства вследствие испытываемых или испытанных опасений преследований по причинам расы религии. Гражданства, политических убеждений, или не могут или не желают по причине указанных опасений воспользоваться защитой правительства страны своей гражданской принадлежности, а если они не обладают определенным гражданством - возвратиться в страну своего прежнего постоянного местожительства.

Это определение универсально по сфере применения, поскольку не содержит каких-либо временных или географических ограничений. Оно является важной отправной точкой при выяснении того, кто имеет право на защиту и помощь ООН, поскольку именно отсутствие защиты со стороны собственного государства отличает беженцев от обычных иностранцев.

В ст. 1 Конвенции дано общее определение термина «беженец». Это лицо, которое в результате событий, происшедших 1 января 1951 года, может в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы. Вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности или не может, воспользоваться защитой этой страны, или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений; или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий не может, или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В дальнейшем оказалось, что потоки беженцев являются не только результатом войны, но и ее последствий.

В связи с этим возникла необходимость принятия дополнительного документа, который устранил бы указанное ограничение. Таким документом стал Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев. Протокол распространил действие Конвенции и на «новых беженцев», т.е. лиц, которые, попадая под определение, содержащиеся в Конвенции, стали беженцами в результате событий января 1951 года.

Определение понятия «беженец» в рассматриваемом Федеральном законе воспроизводит Конвенцию ООН 1951 года и Протокол 1967 года. Исключение составляет один момент - указание на национальность в ст.1 Закона в числе признаков, по которым лицо подвергается преследованию.

Следует отметить, что определение понятия «беженец» в прежней редакции Закона РФ «О беженцах» (1993 г.) не в полной мере соответствовало Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О беженцах» в РФ беженцем признается лицо, подпадающее под следующие основные признаки: это лицо, не являющееся гражданином РФ, им может быть как зарубежный гражданин (иностранец), так и лицо, не имеющее определенного гражданства (апатрид); находящееся вне страны своей гражданской принадлежности, либо вне страны своего прежнего обычного местожительства из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы. Вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, не имеющее возможности или не желающее пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности вследствие имеющихся у данного лица опасений. Для иностранных граждан); не имеющее возможности или не желающее вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства в результате вышеназванных опасений (для лиц, не имеющих определенного гражданства.

О признании понятия «беженец», использованного в Конвенции «О статусе беженцев», свидетельствует и практика его применения в ряде Международных региональных актов, а также в законодательных актах большинства зарубежных стран и некоторых стран СНГ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Глобальная проблема беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, - это один из самых сложных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Он является предметом активного обсуждения в Организации Объединенных Наций, которая продолжает поиск более эффективных средств защиты этих весьма уязвимых групп населения и оказания им помощи. Статус беженца с точки зрения международного права занимает правовое пространство, характеризуемое, с одной стороны, принципом суверенитета государств и связанными с ним принципами территориального верховенства и самосохранения, а с другой -- конкурирующими гуманитарными принципами, вытекающими из общего международного права (включая цели и принципы Организации Объединенных Наций) и из договоров. Тем не менее, нормы международного права, регулирующие положение беженцев, еще не вполне сформированы как система правовой защиты, поскольку не обеспечивают необходимого регулирования ситуаций, которые следует считать чрезвычайными. В известной мере они облегчают положение лиц, пострадавших от нарушений норм в области прав человека или в результате развала существовавшего ранее общественного порядка вследствие революций, гражданской розни или агрессии, но они не являются законченными, поскольку беженцам и лицам, ищущим убежища, по-прежнему может быть отказано даже в предоставлении временного убежища или временной защиты, в безопасном возвращении в свои дома или в компенсации.

Цель работы рассмотреть правовой статус беженцев в международном праве. Задачи работы определить понятие «беженец» и правовой статус беженцев, а также рассмотреть процедуру признания беженцем на примере России.

1. Понятие беженца

Термин «беженец» является строгим термином, т.е. его содержание определяется в соответствии с принципами общего международного права. При обыденном употреблении он более широк и менее ограничен, обозначая любого, кто бежит, кто стремится спастись от обстоятельств естественного или личного характера, которые он считал нетерпимыми.

Определение понятия "беженец" в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года "О статусе беженцев" и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев.

Попытки дать определение "беженцев" в международных документах предпринимались еще до создания Организации Объединенных Наций, в частности, в договорах и соглашениях, заключенных под эгидой Лиги Наций. В них использовался так называемый "групповой подход".

Необходимыми условиями при этом являлись следующие: а) лицо должно было находиться за пределами страны своего происхождения и б) не пользовалось защитой правительства этого государства. Например, "русские беженцы" в 1926 году определялись как "любые лица русского происхождения, которые не пользуются или более не пользуются защитой правительства Союза Социалистических Советских Республик и не приобрели иного гражданства". Аналогичным было и содержание понятия "армянский беженец". Указанное определение содержалось в Соглашении от 12 мая 1926 г., касающемся выдачи удостоверений личности русским и армянским беженцам. В данном случае пребывания лица за пределами страны происхождения прямо не требовалось, но оно подразумевалось, поскольку целью соглашения была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и переселения. Удостоверения утрачивали силу, если их владельцы возвращались в страну происхождения.

Впоследствии аналогичный подход использовался в соглашениях 1936 года о лицах, бежавших из Германии. Гай С. Гудвин-Гилл. Статус беженца в международном праве. - М.:, 1997. - с. 16-17

После второй мировой войны были сформулированы более четкие критерии определения понятия "беженец". Об этом наглядно свидетельствуют Устав Международной организации по делам беженцев (МОБ) и принятые позднее Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) и Конвенция ООН 1951 года о статусе беженцев.

Устав МОБ воспроизвел положения предшествующих документов, указывая категории лиц, которым следовало предоставлять помощь. Так, к числу "беженцев" были отнесены жертвы нацистского, фашистского или квислинговского режимов; некоторые лица еврейского происхождения; иностранцы или лица без гражданства, оказавшиеся жертвами нацистского преследования; а также лица, которые признавались беженцами до начала второй мировой войны по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений. Кроме того, Устав МОБ относил к числу беженцев тех, кто не мог или не хотел воспользоваться защитой того государства, гражданином которого являлся и в котором жил прежде.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев сменило МОБ в роли основного учреждения, занимающегося беженцами. С этого момента основы международно-правового подхода к понятию "беженец" начали закрепляться в документах ООН, Уставе УВКБ и межгосударственных договорах.

Устав впервые подчиняет компетенции УВКБ беженцев, которые подпадали под действие различных ранее заключенных договоров и соглашений. Кроме того, он указывает на беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., находились вне страны своего происхождения и не могли либо не желали воспользоваться ее защитой "в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований". К ним также относятся лица, которые из-за уже пережитых преследований не могут вернуться. И, наконец, Устав распространяется на всех других лиц, которые находятся вне страны своей гражданской принадлежности или, если они не имеют определенного гражданства, вне страны своего прежнего постоянного местожительства вследствие испытываемых или испытанных ими вполне обоснованных опасений преследований по признаку расы, религии, гражданства, политических убеждений или не могут, или не желают по причине указанных опасений воспользоваться защитой правительства страны своей гражданской принадлежности, а если они не обладают определенным гражданством, - возвратиться в страну своего прежнего постоянного местожительства.

Это определение универсально по сфере применения, поскольку не содержит каких-либо временных или географических ограничений. Оно является важнейшей отправной точкой при выяснении того, кто имеет право на защиту и помощь Организации Объединенных Наций, поскольку именно отсутствие защиты со стороны собственного государства отличает беженцев от обычных иностранцев.

Устав предполагает двойственный подход к определению понятия "беженец". С одной стороны, оно распространяется на группы и категории беженцев, с другой - на отдельных лиц.

Данное определение практически полностью было воспроизведено в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и Протоколе 1967 года, касающемся статуса беженцев.

В Конвенции о статусе беженцев под термином "беженец" подразумевается лицо, которое:

1) рассматривалось как беженец в силу соглашений от мая 1926 года и 30 июня 1928 года или же в силу Конвенций от 28 октября 1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокола от 14 сентября 1939 года или же в силу Устава Международной организации по делам беженцев;

постановления об отказе в праве считаться беженцами, вынесенные Международной организацией по делам беженцев в период ее деятельности, не препятствуют тому, чтобы статус беженца предоставлялся лицам, которые удовлетворяют условиям, установленным в пункте 2 настоящего раздела;

2) в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений Конвенция ООН 1951 года «О статусе беженцев» (Женева, 28 июля 1951 г.). // СПС Гарант. - п.А ст.1 .

В тех случаях, когда какое-либо лицо является гражданином нескольких стран, выражение "страна его гражданской принадлежности" означает любую из стран, гражданином которой оно является, и такое лицо не считается лишенным защиты страны своей гражданской принадлежности, если без всякой действительной причины, вытекающей из вполне обоснованных опасений, оно не прибегает к защите одной из стран, гражданином которой оно является.

Положениями Конвенции могли воспользоваться только лица, которые стали беженцами в результате событий, имевших место до 1 января 1951 г. Однако в дальнейшем оказалось, что потоки беженцев являются не только результатом второй мировой войны и ее последствий.

В связи с этим возникла необходимость принятия дополнительного документа, который устранил бы указанное ограничение. Таким документом стал Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев. Протокол распространил действие Конвенции на "новых беженцев", т.е. лиц, которые, подпадая под определение, содержащееся в Конвенции, стали беженцами в результате событий, происшедших после 1 января 1951 г.

В пункте 2 ст. 1 Протокола к конвенции о беженцах говорится, «под термином "беженец", за исключением случаев, касающихся применения следующего пункта, имеется в виду любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции с опущением слов "В результате событий, происшедших до 1 января 1951 года..." и слова "...в результате подобных событий" в статье 1А» Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 г// СПС Гарант. - ч.2 ст.1 .

Совет Безопасности подтверждая свои резолюции 1269 (1999) от 19 октября 1999 года и 1368 (2001) от 12 сентября 2001 года согласно п.f ч.3 Резолюции Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. N 1373 (2001) призывает все государства «принимать, до предоставления статуса беженца, надлежащие меры согласно соответствующим положениям внутригосударственного законодательства и международного права, включая международные стандарты в области прав человека, с целью удостовериться в том, что лица, ищущие убежище, не планировали террористических актов, не содействовали им и не участвовали в их совершении» Резолюция Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. N 1373 (2001) // СПС Гарант. - п.f ч.3 .

2. Приобретение статуса беженца на примере России

По общему правилу личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания.

Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, должны соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, лично или через уполномоченного на то представителя может обратиться с ходатайством в письменной форме в следующие органы: в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (если лицо еще не прибыло на территорию РФ); в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе (при его отсутствии в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе в пункте пропуска через Государственную границу РФ); в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе или в территориальный орган миграционной службы (при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы РФ); в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ.

Лицо, желающее приобрести статус беженца, может обратиться с ходатайством в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Ходатайство о признании беженцем можно подать также в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти. Лицо, желающее приобрести статус беженца, также может подать ходатайство в территориальные органы миграционной службы.

Процедура приема ходатайства о статусе беженцев регламентируется в Положении о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1021 (в редакции постановления от 16 декабря 1994 г. N 1382). В этом Положении указывается, что работа с ходатайством является одной из частей процедуры определения правового статуса иммигранта, которая включает в себя:

Подачу и принятие ходатайства о признании иммигранта беженцем в РФ, анкетирование иммигранта и прибывших с ним членов его семьи;

Принятие решения о рассмотрении ходатайства о признании иммигранта беженцем в РФ по существу;

Индивидуальное собеседование с иммигрантом и членами его семьи с оформлением опросного листа;

Проверку достоверности сведений и причин прибытия, сообщенных иммигрантом;

Принятие решения о признании иммигранта беженцем в РФ;

Выдачу иммигранту удостоверения беженца в РФ Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1021 (в редакции постановления от 16 декабря 1994 г. N 1382). // СПС Гарант. .

При этом рассмотрение ходатайства иммигранта, равно как и процедура признания его беженцем в России, может быть прекращено на любом этапе, если установлено, что он сообщил о себе ложные сведения.

Основанием для начала процедуры признания иммигранта беженцем в Росси является его письменное ходатайство.

Прием ходатайств о признании беженцем в Российской Федерации проводится государственными служащими постов иммиграционного контроля, ФМС России и ее территориальных органов.

Для получения наиболее полной информации государственные служащие федеральных органов исполнительной власти, осуществляя работу с иммигрантами, проводят с ними собеседование с целью выявления обоснованности причин их прибытия и права на получение статуса беженца.

После предварительного рассмотрения ходатайства по его результатам принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в его рассмотрении. Порядок оформления, выдачи и обмена этого свидетельства определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 г. N 523 "О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу".

Решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу в Российской Федерации принимается ФМС России и ее территориальным органом на основании соответствия сведений, сообщенных иммигрантом, положениям пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах" в срок, не превышающий пяти дней со дня его подачи.

В случае, когда причины подачи ходатайства о признании иммигранта беженцем в Российской Федерации являются обоснованными (или явно необоснованными) и не требуется дополнительное разбирательство, решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу по возможности принимается в день его подачи.

Выдача соответствующего свидетельства производится ФМС России или ее территориальным органом и является актом правового характера, устанавливающим законность временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации.

Документы, удостоверяющие личность иммигранта и членов его семьи, сдаются им в ФМС России или в ее территориальный орган, выдавший вышеназванное свидетельство. Свидетельство, выданное иммигранту, заменяет на срок его действия документ, удостоверяющий личность иммигранта.

3. Лица, которые не могут быть признаны беженцами

Положения Конвенции о беженцах не распространяются на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Положения Конвенции не распространяются на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны.

Положения Конвенции не распространяются на всех тех лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

b) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну в качестве беженцев;

с) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Согласно уставам международных военных трибуналов к преступлениям против человечества отнесены: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

Преступления против мира. Под ними подразумевается планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из указанных действий.

Военные преступления. К их числу относятся нарушения законов и обычаев войны, а именно: убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания военнопленных; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень и другие преступления.

Вместе с тем сегодня "военные преступления" должны трактоваться более широко. Принципы уставов международных военных трибуналов были подкреплены Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами 1977 года. В результате к числу военных преступлений относят "серьезные нарушения" Женевских конвенций, которыми в Уставе Международного трибунала по Югославии 1993 года считаются следующие деяния: умышленное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; умышленное причинение тяжких страданий или серьезного увечья или нанесение ущерба здоровью; незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; умышленное лишение военнопленного или гражданского лица прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство; незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; взятие гражданских лиц в качестве заложников.

В Дополнительном протоколе I упоминаются также нападение, в том числе неизбирательного характера, затрагивающее гражданское население; нападение на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях; перемещение населения (ввоз государством собственного населения на оккупированную территорию либо вывоз местного населения с оккупированной территории); применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации, и нападение на необороняемые местности и демилитаризованные зоны.

Преступления против человечности. Сюда относятся такие преступления, как убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения как до, так и во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Международного трибунала, независимо от того, являются ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Заключение

Проблема беженцев продолжает оставаться вызовом для международного сообщества. В то время как государства, принимающие беженцев, должны и впредь выполнять свои обязательства по обеспечению их защиты и способствовать созданию обстановки терпимости по отношению к представителям других народов государства происхождения беженцев обязаны предотвращать действия порождающие массовый уход их населения.

В то же время мировое сообщество должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых потоков беженцев.

Тем не менее, в системе защиты, установленной Конвенцией 1951 г. / протоколом 1967г. и общим международным правом, имеются определению пробелы, как и между статусом беженца и решением проблем беженца Беженцы защищены принципом non - refoulement , а статус беженца, часто, хотя и не обязательно) является достаточным условием предоставления постоянного или долговременного убежища. Но не существует обязательной связи между принципом non-refoulement и приемом либо предоставлением убежища. И в практике государств, и в международном праве свобода усмотрения государства при предоставлении убежища и обязательство соблюдать принцип non - retoulement остаются разделенными, хотя их и связывает общий стандарт определения: вполне обоснованные опасения преследований или риск пыток или иного значительного вреда.

На практике государства не только предоставляют постоянную защиту, но понятие убежища в целом не рассматривают в отрыве от понятия беженца и от нормативного принципа non-refoulement. Государства обязаны защищать беженцев и, следовательно, соблюдать принцип non-refoulement. Время его соблюдения не ограничено и не может быть ограничено никакими принципами международного права.

Список литературы

1. Конвенция ООН 1951 года «О статусе беженцев» (Женева, 28 июля 1951 г.). // СПС Гарант.

2. Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 г// СПС Гарант.

3. Резолюция Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. N 1373 (2001) // СПС Гарант.

4. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изм. и доп. от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // СПС Гарант.

5. Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1021 (в редакции постановления от 16 декабря 1994 г. N 1382). // СПС Гарант.

6. Гай С. Гудвин-Гилл. Статус беженца в международном праве. - М.:, 2001.

Подобные документы

    Международно-правовое регулирование статуса беженца. Правовой статус личности. Проблемы международной миграции. Правовое регулирование статуса беженца в Российской Федерации. Правовая регламентация статуса беженца в российском законодательстве.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2011

    Характеристика понятия международно-правовой защиты прав человека, принципы уважения прав и основных свобод человека, их правовое содержание. Особая защита прав отдельных категорий физических лиц (беженцев и рабочих-мигрантов) в международном праве.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2011

    Признание лица беженцем по российскому праву. Права и обязанности беженцев в РФ. Лишение статуса беженца. Гарантии лица, получившего статус беженца. Законные основания для пребывания на территории Российской Федерации.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Международно-правовые способы приобретения гражданства. Правовой статус иностранных граждан, апатридов, бипатридов и беженцев в современном международном праве. Принципы и основания осуществления дипломатической защиты. Предоставление убежища населению.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2015

    Права человека на международную защиту или убежище. Законодательное определение и характеристика беженцев. Причины существования беженцев. Статус беженцев. Права и обязанности беженцев. Признание человека беженцем. Основания прекращения статуса беженца.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Правовой статус беженцев. Лица, ходатайствующие о признании беженцами. Временное убежище. Место временного содержания. Правовой статус вынужденных переселенцев. Утрата либо лишение статуса вынужденного переселенца.

    реферат , добавлен 03.08.2007

    Конституционно-правовое регулирование статуса беженцев и проблемы правоприменения в России. Разработка государственной миграционной политики. Изучение способов приобретения, утраты и лишения статуса беженцев. Права и обязанности иностранных граждан.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Теоретические основы и история становления конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев. Порядок признания и утраты данного правового статуса.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

    реферат , добавлен 27.12.2011

    Общая характеристика и источники правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве, понятие брачно-семейных отношений. Порядок заключения и прекращения брака, правовой статус детей. Общие положения о мусульманском браке.

Проблема беженцев существует давно, но в XX веке она стала приобретать столь массовый характер, что международное сообще­ство было вынуждено приступить к поиску ее решения. Первые международно-правовые акты, посвященные проблеме беженцев, были заключены уже в 20-е годы нашего столетия.

После Второй мировой войны в рамках ООН для решения про­блемы беженцев в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Его функции заключаются в обеспечении международной защиты беженцев и нахождении окон­чательного или долгосрочного решения их проблем посредством добровольной репатриации или ассимиляции в других государствах.

Под мандатом или под защитой УВКБ ООН находятся любые лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жерт­вой преследований по признаку расы, вероисповедания, граждан­ства или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасностей, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства.

В последующем к этому определению вводились дополнительные критерии с целью приспособить мандат УВКБ ООН к изменяющемуся характеру причин увеличения потока беженцев. Это, например, касалось беженцев, являющихся жертвами не только преследований, но и вооруженных конфликтов и массовых нарушений прав челове­ка. Поэтому в практике появился термин «лица, нуждающиеся в международной помощи».

В настоящее время существует несколько категорий беженцев. Категория беженцев, входящая в компетенцию УВКБ ООН, получи­ла название «мандатные» беженцы. Этот термин применяется к ли­цам, которые рассматриваются УВКБ ООН в качестве беженцев в соответствии с Уставом этой организации. «Мандатные» беженцы могут получать помощь непосредственно от УВКБ ООН в результате проводимых ею программ оказания помощи. «Конвенционные» бе­женцы пользуются правами и льготами, предоставляемыми государст­вом убежища в соответствии с Конвенцией 1951 года и Протоколом 1967 года.

Конвенция о статусе беженцев 1951 года (вступила в силу 22 ап­реля 1954 г.) - это международный договор, разработанный одно­временно с созданием УВКБ ООН. Он является основным универ­сальным соглашением между государствами по проблеме беженцев, а также правовым фундаментом международной системы защиты беженцев. Конвенция содержит общее определение понятия «бе­женец», не привязанное к определенным национальным группам. Согласно ст. 1 Конвенции, беженец - это лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, веро­исповедания, гражданства, принадлежности к определенной со­циальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследований; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Одно из важных положений, заложенных в Конвенции, заключа­ется в утверждении принципа невысылки, в соответствии с которым любое лицо, ищущее убежище, не может быть насильно возвращено в государство, где может подвергнуться преследованиям. Конвенция определяет правовой статус беженца, решает вопросы социального и медицинского обеспечения и ряд других.

В то же время в Конвенции содержится ряд ограничений времен­ного и географического характера, не позволяющих на современном этапе охватить всех беженцев, нуждающихся в правовой и полити­ческой защите.

В 1967 году вступил в силу Протокол, касающийся статуса бежен­цев. Он отменил ограничение действия Конвенции 1951 года во вре-

мени и пространстве. Конвенция стала носить универсальный харак­тер. По состоянию на 1 января 1999 г. около 140 государств являются участниками Конвенции или Протокола. Россия присоединилась к Конвенции и Протоколу 2 февраля 1993 г.

Личный статус беженца определяется законами страны его доми­цилия, а в случае его отсутствия - законами страны его пребывания. Конвенция о статусе беженцев подробно регулирует следующие во­просы: право беженца в отношении собственности, авторские и про­мышленные права, вопросы трудоустройства, социального и меди­цинского обеспечения и др. В отношении некоторых прав беженцы пользуются национальным режимом (право на обращение в суд, авторские права, образование и т.д.), а в отношении других прав (право собственности, право ассоциаций, работа по найму и др.) - режимом не менее благоприятным, чем тот, которым при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранные граждане.

Конвенция о статусе беженцев 1951 года содержит положение о том, что государства-участники будут «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев». Одним из способов этого является предоставление им гражданства государства убежища. Например, в России Законом РФ «О гражданстве Российской Феде­рации» 1991 года предусмотрено, что обычным условием приема в гражданство является ценз оседлости в пять лет всего или три года перед обращением с ходатайством. Для беженцев существуют льго­ты - эти сроки сокращены вдвое (ст. 19).

Отдельную категорию беженцев составляют палестинские бежен­цы. После арабо-израильской войны 1948 года 3,5 млн. палестинцев оказались за пределами Палестины. Для решения их проблем ООН учредила Ближневосточное агентство ООН для помощи палестин­ским беженцам и организации работ (БАПОР). В результате палес­тинские беженцы не подпадают под действие мандата УВКБ ООН, Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протокола к ней.

Существует также ряд международных договоров по проблеме беженцев регионального характера (например, Конвенция по кон­кретным аспектам проблем беженцев в Африке 1969 г.), на основе которых создаются международные органы как временного, так и постоянного характера. Важно отметить, что в этих документах по­нятию «беженец» часто придается более расширительное толкова­ние, чем в Конвенции 1951 года, Протоколе 1967 года и Уставе УВКБ ООН.

В России приняты два закона, регулирующих правовое положение беженцев, - Федеральный закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 28 июня 1997 г. и 21 июля 1998 г. и Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 20 декабря 1995 г.

Определение понятия «беженец», сформулированное законом, идентично определению Конвенции 1951 года. Беженцем не может признаваться любое лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление. Закон подробно регламентирует процедуру признания за лицом, ищущим убежище, статуса беженца; правовой статус беженца; регулирует вопросы международного сотрудничества в данной области; устанав­ливает систему государственных органов (в России проблемой бе­женцев занимается Федеральная миграционная служба России), обеспечивающих выполнение положений закона и т.д.

Вынужденный переселенец - правовая новелла в международном праве. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О вынужденных пересе­ленцах», - это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реаль­ной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для про­ведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Помимо граждан РФ вынужденными переселенцами могут быть признаны граждане РФ, вынужденные покинуть место жительства на террито­рии иностранного государства, на территории одного субъекта Рос­сии и прибывшие на территорию другого субъекта РФ; иностранцы или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ на основании вышеперечисленных причин, а также граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории одной из республик бывшего СССР, получившие статус беженца в России и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших им в период действия статуса бе­женца в обустройстве на территории России.

В связи с тем что проблема беженцев и вынужденных пересе­ленцев охватила все пространство бывшего СССР, важное место в ее решении занимает международное сотрудничество стран - участниц СНГ. Для координации действий в этой области 24 сентяб­ря 1993 г. в Москве было подписано Соглашение о помощи бе­женцам и вынужденным переселенцам, дополненное 10 февраля 1995 г.

Россия тесно сотрудничает с УВКБ ООН и Международной орга­низацией по миграции (MOM). В 1992 году между УВКБ ООН и Россией было подписано Соглашение об учреждении Бюро регио­нального представителя Верховного комиссара ООН по делам бе­женцев, которое имеет право регистрировать беженцев и выдавать

им соответствующие документы. Аналогичное Соглашение о сотруд­ничестве заключено с MOM в 1992 году.

Перемещенные лица - это лица, насильственно вывезенные во время Второй мировой войны с оккупированных немецкими войсками и их союзниками территорий для использования в качестве рабочей силы. После окончания войны вопросами возвращения перемещен­ных лиц в страну их постоянного местожительства занималась со­зданная в 1946 году Международная организация по делам беженцев. Советский Союз заключил ряд международных соглашений о репат­риации своих граждан, насильственно перемещенных в ходе войны.

В современных международно-правовых документах термин «перемещенные лица» не используется, хотя в практике УВКБ ООН и других международных организаций, занимающихся проблемой миграции, встречаются термины «лица, перемещенные за пределы страны» и «лица, перемещенные внутри страны».

В последние десятилетия международное сообщество сталкивает­ся с фактами перемещения населения, получившими название «массо­вый исход», или «массовый приток», населения, характеризующийся перемещением населения с территории одного государства на терри­торию другого государства в силу определенных обстоятельств.