Естественное право и гражданское общество. Современные концепции естественных прав

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств (социальных рисков) получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.
На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Принцип всеобщности служит базой для реализации права на медицинскую помощь и лечение, на государственную помощь в содержании и воспитании детей.
Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.
При анализе принципа всеобщности большое значение имеет вопрос о круге лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В советский период государственное социальное страхование распространялось только на рабочих и служащих, работавших по трудовому договору, и не охватывало лиц, выполнявших работы и услуги по гражданско-правовым договорам. Поэтому они не имели права на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.
В статье 1 ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование предназначено для компенсации или минимизации «последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными...и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков…».
Обязательное социальное страхование распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на соответствующие виды обязательного социального страхования. Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и др. Но они могут зарегистрироваться в территориальных отделениях ПФР и ФСС, уплачивать взносы в добровольном порядке и в этом случае будут иметь право на указанные пособия. Лица, выполняющие работы или оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, могут быть застрахованы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с указанным договором (ст.5 ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Граждане РФ, работающие за границей, могут добровольно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и, таким образом, приобрести право на трудовую пенсию (ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Работа по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности ведется постоянно.
В частности, федеральные законы от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не предусматривают возможности приостановления выплаты назначенной пенсии лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, что допускалось прежним законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П в стаж профессиональной деятельности должны засчитываться периоды педагогической, лечебной и творческой деятельности, проходившей не только в государственных или муниципальных учреждениях, как это установлено в ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но и в частных организациях. Необходимые изменения должны быть внесены в Списки соответствующих учреждений (организаций).
Федеральным законом от 03.06.2006 г. №77 во исполнение Определения Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231 установлено право отцов инвалидов с детства, воспитавших их до восьмилетнего возраста без матери, на досрочное трудовую пенсию. Ранее такое право имели только матери.
Еще одним примером развития данного принципа может служить совершенствование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1995 г. право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет имеют не только матери, но и отцы, бабушки, дедушки и другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и подлежащие государственному социальному страхованию.
Принцип всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущими лицами. Но при этом во внимание принимается уровень индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи
Порядок социального обеспечения неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах пенсий, пособий и услу г. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» право на пособие по безработице имеют и граждане, ранее не работавшие и впервые ищущие работу.

ВСЕОБЩНОСТЬ

Или универсальность, - характеристика некоторых императивных и ценностных (в т.ч. моральных) суждений в нормативной теории и этике. Заслуга последовательного этико-философского обоснования В. моральных форм принадлежит И.Канту, хотя осознание единства нравственных законов человечества и понимание В., по крайней мере некоторых ценностных и императивных представлений, складывается значительно раньше - в рамках антич. космополитизма (Демокрит, Сократ, Еврипид, Исократ); идею В. твердо отстаивали ранние стоики.
В истории этико-философской мысли прослеживаются различные трактовки В. моральных феноменов (общих принципов, требований, мотивов, решений). Одна заключается в том, что у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном. Содержательно эти представления могут варьироваться, но само их наличие воспринимается как свидетельство обусловленных природой или данных Богом нравственных начал. Такое понимание В. отражает действительный факт общераспространенности форм поведения и взаимоотношений. Под В. понимают также безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам и ситуациям. В. в этом контексте выражается 1) в беспристрастности: равном отношении ко всем в определенной ситуации, 2) в надситуативности: в равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах, что обобщается 3) в принципе универсализуемости: принимая и осуществляя решение в отношении другого, я имею в виду, что такое же решение я бы принял в отношении любого другого в данной ситуации, и предполагаю, что любой другой в такой же ситуации принял бы такое же решение в отношении меня. Принцип универсализуемости рассматривается философами 20 в. (Ч. Стивенсон, Р. Хэар, О.Г. Дробницкий) в качестве одного из основополагающих критериев морали.
В моральной философии Хэара универсализуемость (наряду с прескриптивностью и приоритетностью) является существенным (критериальным) свойством моральных суждений и состоит в том, что они включают тождественные суждения обо всех случаях, тождественных в их универсальных качествах. Здесь по-своему обнаруживается золотое правило нравственности: из универсализуемости вытекает, что если я сейчас говорю, что я должен поступить определенным образом по отношению к определенному лицу, я обязан считать, что то же самое должно быть совершено в отношении меня, будь я в точно такой же ситуации, включая то, что я обладал бы теми же личностными качествами и теми же мотивами. Некоторые авторы трактуют В. как генерализацию (М. Сингер, Дж. Ролз), что встречает возражение методологического порядка: не все общие (в логическом смысле слова) суждения являются универсализуемыми (в этическом смысле слова) суждениями (Хэар). Надситуативность морали проявляется и в том, что она может пронизывать все иные формы нормативной регуляции, быть в конечном счете критерием их оценки и основанием их принятия личностью.
Идея В. моральных форм критикуется с позитивно-правовых и социологических позиций. Так, по Г.В.Ф. Гегелю, законодательные суждения, которым приписывается В., сформулированные как всеобщие, лишены в действительности всеобщего содержания: критерий В., или всеобщего законодательства, делает невозможными максимы, соотнесенные с действительным содержанием, т.е. с определенностью. Иного рода критика указывает на то, что В. - не уникальная и не универсальная характеристика морали, она сама исторична и возникает в ответ на изменения в социальной структуре и сознании общества; с этой т.зр. декларация общечеловеческой морали может скрывать и чьи-то намерения утвердить частные интересы в качестве всеобщих и ведет к подавлению индивидуальных моральных усилий (К. Маркс, Э. Дюркгейм).

  • - или универсальность, - характеристика некоторых императивных и ценностных суждений в нормативной теории и этике. Заслуга последовательного этико-философского обоснования В. моральных...

    Философская энциклопедия

  • - ВСЕО́БЩИЙ, -ая, -ее; -о́бщ. Относящийся ко всем, распространяющийся на всё, всех. Всеобщее избирательное право. Всеобщее среднее образование. В. закон природы...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВСЕО́БЩНОСТЬ, всеобщности, мн. нет, жен. . отвлеч. сущ. к всеобщий...

    Толковый словарь Ушакова

  • - всео́бщность ж. отвлеч...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - все"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь антонимов

"ВСЕОБЩНОСТЬ" в книгах

Социальные революции: всеобщность и поступательность

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Социальные революции: всеобщность и поступательность Социальные революции носят всеобщий характер. Это означает, что переход от одной общественно-экономической формации к другой всегда представляет собой социальную революцию. Подчеркиваем это потому, что в литературе

Из книги Эдмунд Гуссерль в контексте философии Нового Времени автора Незванов Андрей

§ 6. Некоторые из основных понятий. Всеобщность и необходимость Этот параграф Гуссерль начинает с называния нескольких видов сущностных суждений, то есть пытается выстроить особую «эйдетическую», или сущностную логику:«Явным образом сопринадлежны теперь такие идеи:

Всеобщность: «конкретная» versus «абстрактная»

Из книги Интерпассивность. Желание: Влечение. Мультикультурализм автора Жижек Славой

Всеобщность: «конкретная» versus «абстрактная» В таком случае каким образом эта мультикультуралистская идеологическая поэзия вписывается в сегодняшний глобальный капитализм? За этой проблемой скрывается еще одна - проблема универсализма.Этьен Балибар выделил три

2. Всеобщность совести

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

2. Всеобщность совести Это чистое знание есть непосредственно бытие для другого; ибо как чистое равенство себе самому оно есть непосредственность или бытие. Но это бытие в то же время есть чистое всеобщее, самостность всех; иными словами, поступки признаны и потому

§ 6. Некоторые из основных понятий. Всеобщность и необходимость

автора Гуссерль Эдмунд

§ 6. Некоторые из основных понятий. Всеобщность и необходимость Явным образом сопринадлежны теперь такие идеи: вынесение эйдетического суждения, эйдетическое суждение, или эйдетический тезис, эйдетическая истина (или истинное положение); в качестве коррелята последней

§ 126. Полнота состава и всеобщность выражения

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 126. Полнота состава и всеобщность выражения Следует, далее, подчеркнуть различие между полным и неполным выражением. Единство выражающего и выражаемого в феномене отличается, правда, известным их наложением, однако верхний слой не обязан простираться над всем

Книга II. ВСЕОБЩНОСТЬ ОТЧАЯНИЯ (Almindelighed)

Из книги Болезнь к смерти автора Кьеркегор Серен

Книга II. ВСЕОБЩНОСТЬ ОТЧАЯНИЯ (Almindelighed) Поскольку, как говорят врачи, нет ни одного вполне здорового человека, то, хорошо зная людей, можно также сказать, что никто не свободен от отчаяния; нет никого, в ком глубоко внутри не пребывало бы беспокойство, тревога, дисгармония,

Глава VII. Необходимость, общеобязательность и всеобщность знания

Из книги Обоснование интуитивизма [ёфицировано] автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава VII. Необходимость, общеобязательность и всеобщность знания Знанию подлежит наличный объект. Так как нет ничего обсуждаемого, что бы не было в том или ином смысле слова наличным, то знанию подлежит не то, что предмет существует, а то, как он существует, не quod sit, a quid

8.3. Всеобщность воскресения

Из книги Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы автора Сысоев Даниил

8.3. Всеобщность воскресения Вероучение Свидетелей Иегову радикальным образом противоречит догмату священного Писания, утверждающего факт всеобщего воскресения. По их мнению существует четыре разновидности людей, участь которых будет различна:1. 144000 небесных

Всеобщность греха

Из книги Основание Христианства автора Стотт Джон

Всеобщность греха Библейские авторы дают ясно понять, что грех носит всеобщий характер. «Нет человека, который не грешил бы», - сказал Соломон в добавление к своей великой молитве при посвящении Храма. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил

ВСЕОБЩНОСТЬ ВЕРЫ

Из книги История религии автора Зубов Андрей Борисович

ВСЕОБЩНОСТЬ ВЕРЫ Уже в глубокой древности человек обратил внимание на тот факт, что религия, вера в Бога или богов – явление всеобщее. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» – говорит как о само собой разумеющемся Гомер [Од. 3, 48]. «Ты можешь видеть государства

Глава седьмая Всеобщность характера Иисуса

Из книги Иисус Христос – величайшее чудо истории. Опровержение ложных теорий о личности Иисуса Христа и собрание свидетельств о высоком достоинстве характера, автора Шафф Филип

Глава седьмая Всеобщность характера Иисуса Одна из дальнейших черт в характере Христа, на которой мы можем остановить свое внимание, – это его нравственная и религиозная всеобщность и всеобъемлющая полнота. Тогда как все другие люди, даже самые лучшие из них,

1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер:«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм,

Всеобщность

Из книги Одна минута мудрости (сборник медитативных притч) автора Мелло Энтони Де

Всеобщность Обычно Мастер отговаривал людей идти в

Глава пятнадцатая. Знание и всеобщность

Из книги Время, пространство и знание автора Тулку Тартанг

Глава пятнадцатая. Знание и всеобщность Критический анализ и ведущие упражнения, подобные изложенным в предыдущих главах, можно объединить так, чтобы предельно сжать понятие «ума», «раскрыть его», ничего не повреждая. При этом процессе возникает другая картина

Естественные права человека – это совокупность определенных принципов и привилегий, которые он получает от рождения. Такие категории являются неотъемлемыми. В философии естественные права противопоставляются позитивным. Второе понятие обозначает совокупность привилегий каждого человека, закрепленных законодательно. Итак, в этой публикации мы поговорим про права естественные и позитивные. Понятия, виды, концепции и значение представлены ниже.

Что такое естественное право?

Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.

Можно выделить 3 главных признака естественного права:

  1. Неотъемлемость. Естественные права и свободы человека не могут быть отняты или ограничены. Государство призвано лишь регулировать воплощение этих ценностей и гарантировать их осуществление.
  2. Принадлежность человеку с рождения.
  3. Значимость. Естественные права воплощают наиболее значимые социальные ценности.

Виды естественных прав

В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.

Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:

  • Право на жизнь. Эту категорию часто относят к естественно-биологическим правам. Сегодня жизнь человека является высшей социальной ценностью, охраняемой государством.
  • Право на свободу. В данном случае понятие «свобода» означает возможность делать то, что не противоречит законодательству и не нарушает определенные правила, установленные в обществе.
  • Право на достоинство личности. Эту категорию также относят к морально-нравственным ценностям. Достоинство личности – это право на уважение и самооценку, а также обязанность уважать других.
  • Право на собственность. Каждый человек может владеть имуществом.
  • Право на личную неприкосновенность. Принцип, согласно которому человек не может быть лишен свободы без веских на то оснований (например, совершение уголовного преступления).

Что такое позитивное право?

Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.

Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.

Особенности позитивного права

  1. Официальность. Это правовые акты, издаваемые государством в установленном порядке. Такие постановления обязательно фиксируются в нормативно-правовых актах.
  2. Общеобязательность. Позитивное право призвано регулировать общественные отношения в том или ином государстве.
  3. Истинность. Нормы права, записанные в законах, могут использоваться для урегулирования общественных конфликтов и решения житейских проблем.

Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.

Понятие «естественное право» в античную эпоху

Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.

Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.

Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.

Эта мысль ранее также была развита в трудах Демокрита. Философ утверждал, что естественные законы, т. е. божественные, существуют «по правде». Позитивные права рассматривались как те, которые установлены согласно «общему мнению».

В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.

Естественно-правовые теории в Средние века

В Средние века теория естественного права, выдвинутая древнегреческими философами, продолжает развиваться.

Фома Аквинский (итальянский философ) в своем труде «Сумма теологии» рассматривал понятие «вечный закон». Он выделил два вида «вечного закона»: божественный и человеческий. Первая категория рассматривалась как средство божественного управления миром. Человеческий закон признавался необходимым. Однако Фома Аквинский считал, что он обязательно должен ограничиваться совестью.

Теория естественного права Г. Гроция

Расцвет теории естественного права происходит на рубеже XVII-XVIII вв. Ее основоположником считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Он является автором трактата «О праве войны и мира. Три книги».

Гуго Гроций в своем труде выделил два основных вида права: естественное и волеустановленное. Первое определялось им как «предписание здравого ума». Согласно Гроцию права естественные имели один источник – человеческий разум. Волеустановленные законы он разделил на три категории: установленные богом, государством и народом.

Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Кроме того, Г. Гроций утверждал, что государство – это договорной союз свободных людей, заключенный ради соблюдения установленных порядков.

Рационалистическая школа естественного права, созданная Г. Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.

Теории естественного права в XVII-XVIII вв.

Характеристика естественного права, разработанная Г. Гроцием, была принята многими учеными эпохи Просвещения. Вслед за этим стали появляться новые концепции, которые нередко использовались для критики феодальных порядков.

Шарль Луи Монтескье – один из самых ярких представителей эпохи французского Просвещения. Он является автором трактата «О духе законов». В своем труде Ш. Л. Монтескье привел свою рационалистическую интерпретацию права. Естественные права логично вытекают из устройства человека. Соответственно, законы – это не что иное, как человеческий разум.

Еще одним видным деятелем эпохи Просвещения, разрабатывавшим теорию естественных прав, стал Жан-Жак Руссо. Он ввел новое понятие – «общая воля». Каждый закон государства является актом общей воли. Естественное право рассматривалось Ж.-Ж. Руссо как абсолютная и неотчуждаемая власть всего народа. Философ утверждал, что отдельные граждане государства не должны наделяться такими привилегиями.

Концепции естественного права в Новое время

Томас Гоббс – английский философ, политолог. Его самое знаменитое произведение «Левиафан» основано на исследовании природы и страстей человека. Томас Гоббс утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Эти характеристики определяют «естественное состояние» человека и приводят к бесконечным войнам, взаимному уничтожению. Выходом из такой ситуации Томас Гоббс видел заключение общественного договора и установление государством законов, контролирующих деятельность граждан.

Еще одним видным теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Он занимался разработкой таких философских понятий, как «субстанция», «атрибут», «мышление», «причинность», «аффекты» и т. д. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события. Он утверждал, что свобода – это подчинение равному и справедливому для всех людей закону.

Концепция естественного права Ж. Маритена

Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Ж. Маритена. Жак Маритен – один из самых видных представителей неотомизма, французский богослов, профессор Вашингтонского университета. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского. Жак Маритен утверждал, что естественное право образовано от вечного закона. Он рассмотрел это понятие с двух точек зрения: онтологической и гносеологической.

Следует отметить, что Жак Маритен противопоставлял свою концепцию рационалистической теории. В его понимании естественное право – идеальный порядок действий человека, которому должны соответствовать позитивные законы и введение их в жизнь.

Современные концепции естественных прав

Современная естественно-правовая теория права признает существование наряду с позитивным правом идеального порядка человеческих отношений. По сути, законы государства могут быть легитимны только тогда, когда они не противоречат идеальным (естественным) правам. К ним относятся все неотъемлемые свободы.

В целом современные концепции права можно условно разделить на три группы:

  • социологические;
  • католические;
  • философские.

Социологические теории основаны на научном подходе к обоснованию естественных прав. Ведущие представители этой школы занимаются анализом фактов для обобщения знаний о стремления и свободах человека. Социологические теории наибольшее развитие получили в США и странах Западной Европы.

Католические концепции естественных прав развиваются в тех государствах, где ведущее положение занимает католическая церковь. В основе этих теорий лежат идеи Фомы Аквинского и других теологов эпохи Средневековья.

Философские концепции развиваются в западноевропейских странах. Как правило, они носят неокантианский характер. Представители философской школы права разрабатывают свои идеи на основе взглядов Канта на сферу морали и закона.

ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Рубрика (тематическая категория) Политика

1. Современные представления о правах человека.

2. Структура прав человека.

1. В современной политической литературе можно выделить несколько подходов (парадигм) к изучению прав и свобод человека. Основными среди них являются: либерально-консервативный, или естественно-исторический, коммунитаристский и теоцентрический, или исламский.

Представители либерально-консервативной парадигмы (Бентам, Гоббс, Локк, Монтескье и др.) трактуют права человека в качестве естественных, неотъемлемых и священных норм человеческого существования. Естественность прав воспринимается как их принадлежность человеку от рождения; неотъемлемость - как неправомерность их отчуждения; священность - как уважение и почитание прав человека.

В либерально-консервативной парадигме права и свободы человека являются высшей ценностью и основной целью государства. Оно обязано не только их признавать и уважать, но и принимать всœе меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление прав своих граждан. При этом либералы и консерваторы разошлись в вопросœе объёма властных полномочий государства. Либералы считали, что человек по своей природе существо разумное и ответственное. По этой причине государство не должно ограничивать его личные и политические права. В отличие от либералов консерваторы исходили из положения, что человек по природе своей, напротив - существо ограниченное и порочное. По этой причине содержание прав и свобод человека, их объём, способы реализации определяются государством.

Вторая парадигма прав и свобод человека - коммунитаристская. Её основные идеи, отражающие стремление всœех людей к благополучию, социальному равенству и социальной справедливости, зародились ещё в античные времена. В целостное научно обоснованное учение коммунитаризм складывается в 40-е гᴦ. XIX в., как реакция угнетённых слоёв общества и их идеологов на негативные проявления капиталистического способа производства.

Исторически сложились различные формы коммунитаризма: марксизм, позитивизм, анархизм и др.
Размещено на реф.рф
Все они имеют как общие черты, так и существенные различия. Среди общих черт следует назвать: стремление коммунитаристов радикально преобразовать общество в интересах трудящихся масс; осуществить принципы социального равенства и социальной справедливости; приверженность коммунитаристов общинным, коллективистским формам организации всœех сфер жизнедеятельности общества и др.
Размещено на реф.рф
Коммунитаристы, в отличие от либералов, приоритет отдают не правам индивида, а правам сообществ (группы, объединœения, классы, нации, государство).

Третья парадигма прав и свобод человека - теоцентрическая, или исламская. Её авторы - мусульманские политики, учёные, религиозные деятели. Представители этой парадигмы считают, что ключевой конфликт между Западом и исламским миром состоит в разном подходе к проблеме природы и содержания прав человека. Западная точка зрения основана на антропоцентричности прав человека, предполагающей, что индивид от рождения обладает правами. При этом она чужда исламской религиозной традиции и идеологии. Вот почему отдельные мусульманские страны по-прежнему продолжают оспаривать стандарты в области прав человека, признанные Организацией Объединённых Наций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исламский подход к правам и свободам человека, их принципам отличается от подхода, закреплённого в международных документах. С другой стороны, в серединœе ХХ в. наметилось сближение ранее отчётливо противостоящих между собой либерализма, консерватизма и коммунитаризма.

2. В истории формирования прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации можно выделить три волны или поколения. Первое поколение включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII-XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и прежде всœего отражало социально-политические интересы зарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение сформировалось к серединœе ХХ в. Оно характеризуется широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны в первую очередь гарантировать защиту интересов тех, кто работает по найму, ᴛ.ᴇ. трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности. Но в данном заинтересованы и другие слои населœения.

Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половинœе ХХ в. и было обусловлено научно-технической революцией, обострением глобальных проблем современности, подъёмом освободительного движения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям - народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям и т.д.

Формирование этих поколений придало правам и свободам человека всœеобщий и универсальный характер, ибо они в настоящее время касаются всœех групп населœения и всœех сфер жизнедеятельности людей. Этот исторический процесс укрепил взаимосвязь неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека. Их классификация носит относительный характер, но в рамках мирового сообщества принято выделять три основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (публичные) и социально-экономические и культурные. Οʜᴎ образуют единое целое, ибо человек должна быть свободен только тогда, когда он защищён и от репрессий и от нищеты.

Гражданские права. Своеобразие этих прав состоит по сути в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных органов, общественных организаций, других лиц, которые явились бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права формулируются в конституциях государств и конкретизируются в текущем законодательстве. В структуре гражданских прав основными являются:

Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: "Каждый человек вправе на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". В Пакте о гражданских и политических правах (ст.6) сказано: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не должна быть произвольно лишён жизни". Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 ᴦ.), государства должны принять всœе необходимые меры, чтобы отменить смертную казнь. Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе.

Право на безопасность. Одно из важнейших неотъемлемых прав человека. В то же время одно из актуальнейших с точки зрения его обеспечения, так как ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различного рода преступных акций.

Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телœефонных переговоров и телœеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов.

Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст.23) записано: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и вправе на защиту со стороны общества и государства". В соответствии с Пактом "государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всœех детей". Законы государства обязаны регулировать взаимоотношения между родителями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителœей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами. Вместе с тем, важно строго соблюдать принцип воссоединœения семей.

Право на свободу убеждений и совести. Демократическое сознание включает уважение к людям с другим мнением и желание самому разобраться во всём. В уголовном кодексе и других законах любой страны должно быть чётко сформулировано: уголовное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы.

Свобода совести - это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос: руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно содержать два базовых положения: свободу религиозных убеждений и возможность не принимать во внимание религиозные догматы.

Право на честь и достоинство. Уважение прав человека в обществе неотделимо от признания права на честь и достоинство. Достоинство личности - это не только внутреннее осознание своей социальной значимости, но и общественное признание её ценности. По этой причине достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством.

К гражданским (личным) правам, кроме базовых, также относятся и процедурные права: право на гражданство, право на презумпцию невиновности, право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела, право на восстановление в правах.

Политические права и свободы. Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции 1952 ᴦ. о политических правах женщин, а также в Международной конвенции о ликвидации всœех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают право каждого человека на участие в решении государственных и общественных проблем.

Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права значительную роль играют выборы и "избирательное право", а также характер и сущность избирательной системы.

Известно, что в жизни любого общества важную роль играют общественные организации, которые являются неотъемлемым звеном политической системы. Это профсоюзные и молодёжные организации, клубы избирателœей и др.
Размещено на реф.рф
И хотя участие в политической жизни не является главным для них, игнорирование политических вопросов невозможно. В этом смысле право на создание общественных организаций и участие в их работе есть политическое право.

Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными среди них являются: свобода слова и печати, свобода информации, свобода митингов, уличных шествий и демонстраций.

Свобода слова. Речь в данном случае идёт о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, выражать и отстаивать собственные убеждения. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, ᴛ.ᴇ. со свободой прессы.

Свобода информации. Во Всеобщей декларации прав человека сказано: каждый человек вправе на свободу убеждений, на свободное выражение их. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.19) также признано право каждого человека свободно "искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору". Государства-участники пакта обязаны создать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Вместе с тем в пакте подчёркивается, что свобода информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, в случае если они установлены в законодательном порядке и вызваны крайне важно стью обеспечения прав и репутации других лиц и охраны государственной безопасности, общественного порядка или нравственности населœения.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Ядро этих свобод - право всœех граждан на всœеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всœем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает также свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них избрать - решают сами граждане. Для обеспечения доступности данного права для всœех крайне важно закрепить эту свободу в конституциях стран, издать законодательные акты, устанавливающие порядок и условия пользования правом на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Экономические, социальные и культурные права. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека, без их обеспечения традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают свой смысл. При этом к осознанию этого мировое сообщество пришло лишь в ХХ в. До этого экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт развития гражданских прав.

ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" 2017, 2018.

1. Современные представления о правах человека.

2. Структура прав человека.

1. В современной политической литературе можно выделить несколько подходов (парадигм) к изучению прав и свобод человека. Основными среди них являются: либерально-консервативный, или естественно-исторический, коммунитаристский и теоцентрический, или исламский.

Представители либерально-консервативной парадигмы (Бентам, Гоббс, Локк, Монтескье и др.) трактуют права человека в качестве естественных, неотъемлемых и священных норм человеческого существования. Естественность прав рассматривается как их принадлежность человеку от рождения; неотъемлемость - как неправомерность их отчуждения; священность - как уважение и почитание прав человека.

В либерально-консервативной парадигме права и свободы человека являются высшей ценностью и основной целью государства. Оно обязано не только их признавать и уважать, но и принимать все меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление прав своих граждан. Однако либералы и консерваторы разошлись в вопросе объёма властных полномочий государства. Либералы считали, что человек по своей природе существо разумное и ответственное. Поэтому государство не должно ограничивать его личные и политические права. В отличие от либералов консерваторы исходили из положения, что человек по природе своей, наоборот, существо ограниченное и порочное. Поэтому содержание прав и свобод человека, их объём, способы реализации определяются государством.

Вторая парадигма прав и свобод человека - коммунитаристская. Её основные идеи, отражающие стремление всех людей к благополучию, социальному равенству и социальной справедливости, зародились ещё в античные времена. В целостное научно обоснованное учение коммунитаризм складывается в 40-е гг. XIX в., как реакция угнетённых слоёв общества и их идеологов на негативные проявления капиталистического способа производства.

Исторически сложились различные формы коммунитаризма: марксизм, позитивизм, анархизм и др. Все они имеют как общие черты, так и существенные различия. Среди общих черт следует назвать: стремление коммунитаристов радикально преобразовать общество в интересах трудящихся масс; осуществить принципы социального равенства и социальной справедливости; приверженность коммунитаристов общинным, коллективистским формам организации всех сфер жизнедеятельности общества и др. Коммунитаристы, в отличие от либералов, приоритет отдают не правам индивида, а правам сообществ (группы, объединения, классы, нации, государство).

Третья парадигма прав и свобод человека - теоцентрическая, или исламская. Её авторы - мусульманские политики, учёные, религиозные деятели. Представители этой парадигмы считают, что ключевой конфликт между Западом и исламским миром заключается в разном подходе к проблеме природы и содержания прав человека. Западная точка зрения основана на антропоцентричности прав человека, предполагающей, что индивид от рождения обладает правами. Однако она чужда исламской религиозной традиции и идеологии. Вот почему отдельные мусульманские страны по-прежнему продолжают оспаривать стандарты в области прав человека, признанные Организацией Объединённых Наций.


Таким образом, исламский подход к правам и свободам человека, их принципам отличается от подхода, закреплённого в международных документах. С другой стороны, в середине ХХ в. наметилось сближение ранее отчётливо противостоящих между собой либерализма, консерватизма и коммунитаризма.

2. В истории формирования прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации можно выделить три волны или поколения. Первое поколение включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII-XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и прежде всего отражало социально-политические интересы зарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение сформировалось к середине ХХ в. Оно характеризуется широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны в первую очередь гарантировать защиту интересов тех, кто работает по найму, т.е. трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности. Но в этом заинтересованы и другие слои населения.

Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине ХХ в. и было обусловлено научно-технической революцией, обострением глобальных проблем современности, подъёмом освободительного движения, которое привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям - народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам,
детям и т.д.

Формирование этих поколений придало правам и свободам человека всеобщий и универсальный характер, ибо они в настоящее время касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей. Этот исторический процесс укрепил взаимосвязь неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека. Их классификация носит относительный характер, но в рамках мирового сообщества принято выделять три основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (публичные) и социально-экономические и культурные. Они образуют единое целое, ибо человек может быть свободен только тогда, когда он защищён и от репрессий и от нищеты.

Гражданские права. Своеобразие этих прав заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных органов, общественных организаций, других лиц, которые явились бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права формулируются в конституциях государств и конкретизируются в текущем законодательстве. В структуре гражданских прав основными являются:

Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". В Пакте о гражданских и политических правах (ст.6) сказано: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни". Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.), государства должны принять все необходимые меры, чтобы отменить смертную казнь. Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе.

Право на безопасность. Одно из важнейших неотъемлемых прав человека. В то же время одно из актуальнейших с точки зрения его обеспечения, так как ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различного рода преступных акций.

Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов.

Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст.23) записано: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". В соответствии с Пактом "государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей". Законы государства обязаны регулировать взаимоотношения между родителями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами. Кроме того, важно строго соблюдать принцип воссоединения семей.

Право на свободу убеждений и совести. Демократическое сознание включает уважение к людям с другим мнением и желание самому разобраться во всём. В уголовном кодексе и других законах любой страны должно быть чётко сформулировано: уголовное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы.

Свобода совести - это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос: руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно содержать два основных положения: свободу религиозных убеждений и возможность не принимать во внимание религиозные догматы.

Право на честь и достоинство. Уважение прав человека в обществе неотделимо от признания права на честь и достоинство. Достоинство личности - это не только внутреннее осознание своей социальной значимости, но и общественное признание её ценности. Поэтому достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством.

К гражданским (личным) правам, кроме основных, также относятся и процедурные права: право на гражданство, право на презумпцию невиновности, право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела, право на восстановление в правах.

Политические права и свободы. Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции 1952 г. о политических правах женщин, а также в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают право каждого человека на участие в решении государственных и общественных проблем.

Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права значительную роль играют выборы и "избирательное право", а также характер и сущность избирательной системы.

Известно, что в жизни любого общества важную роль играют общественные организации, которые являются неотъемлемым звеном политической системы. Это профсоюзные и молодёжные организации, клубы избирателей и др. И хотя участие в политической жизни не является главным для них, игнорирование политических вопросов невозможно. В этом смысле право на создание общественных организаций и участие в их работе есть политическое право.

Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными среди них являются: свобода слова и печати, свобода информации, свобода митингов, уличных шествий и демонстраций.

Свобода слова. Речь в данном случае идёт о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, выражать и отстаивать собственные убеждения. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, т.е. со свободой прессы.

Свобода информации. Во Всеобщей декларации прав человека сказано: каждый человек имеет право на свободу убеждений, на свободное выражение их. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.19) также признано право каждого человека свободно "искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору". Государства-участники пакта обязаны создать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Вместе с тем в пакте подчёркивается, что свобода информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, если они установлены в законодательном порядке и вызваны необходимостью обеспечения прав и репутации других лиц и охраны государственной безопасности, общественного порядка или нравственности населения.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Ядро этих свобод - право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает также свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них
избрать - решают сами граждане. Для обеспечения доступности данного права для всех необходимо закрепить эту свободу в конституциях стран, издать законодательные акты, устанавливающие порядок и условия пользования правом на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Экономические, социальные и культурные права. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека, без их обеспечения традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают свой смысл. Однако к осознанию этого мировое сообщество пришло лишь в ХХ в. До этого экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт развития гражданских прав.