Города-банкроты сша. Список наиболее крупных городов-банкротов сша

Алиса Сковородина

"This is a great, rich city. It never has defaulted upon a debt – and it never will"

Фрэнк Мёрфи, мэр Детройта (1930-33)

Детройт, расположенный в штате Мичиган, на границе с Канадой, - некогда процветающий город, «Париж Запада», центр автомобильной промышленности - сейчас ассоциируется совсем с другими словами: «упадок» и «банкротство». Ни один из городов США не переживал таких ужасающих изменений, в частности, такого оттока населения, заброшенности и экономического спада.

В первой половине 20 века в Детройте проживало около 2 млн. человек, он был одним из самых густонаселенных городов США. Начиная с конца 19 века, Детройт переживал свой «золотой» период – из-за выгодного положения в системе Великих озер он был крупным транспортным узлом. Кроме того, город отличался невероятной по красоте архитектурой, за что его не без оснований называли «Парижем Запада». В 1903 году Генри Форд основал здесь свою автомобильную компанию - Ford Motor Company. Вскоре автомобильной промышленностью в Детройте занялись Уильям Дюрант, Паккард, Уолтер Крайслер и братья Додж. Быстрое развитие их заводов способствовало тому, что Детройт стал не только столицей автомобилестроения, но и самым развитым городом США. К 1920 году он стал четвертым крупнейшим населенным пунктом в Америке, а когда к середине 50-х годов General Motors (корпорация, основанная Дюрантом) стала крупнейшей компанией-работодателем во всем мире, Детройт по праву стали называть городом будущего. Но этому яркому будущему, которое пророчили ему практически все, не суждено было осуществиться.

Впервые именно в Детройте стали строиться скоростные автомагистрали, поэтому активно пропагандировалась необходимость всех жителей иметь личный транспорт, тогда как общественный предлагалось запретить в принципе. Люди, недовольные таким раскладом вещей, стали переезжать в пригород, тем более что там находились крупные заводы с большим количеством рабочих мест. Кроме того, из-за притока чернокожего населения в первой половине 20 века, многих граждан перестала устраивать жизнь в таком обществе. С этого периода и начинается необратимый процесс упадка Детройта, одной из причин которого стал отток квалифицированной рабочей силы, представителей среднего класса – то есть платежеспособного населения. Как следствие, город начал испытывать финансовые проблемы.

В это же время обострилась проблема с чернокожим населением, когда была законодательно отменена расовая сегрегация. Кульминацией этих событий стал бунт 1967 года – открытая конфронтация между белыми и афроамериканцами - в результате которого погибли 43 человека, около 500 были ранены и более 7000 оказались в тюрьме, были уничтожены и разрушены сотни зданий. Многие люди, опасаясь за свои жизни, переезжали; предприниматели закрывали фирмы или перемещали свой бизнес в более безопасные и относительно отдаленные от Детройта районы. Все это приводило к тому, что город начал постепенно пустеть, оставленный на руинах разрушенных во время бунта зданий. 70-е и 80-е годы были отмечены повышением уровня преступности до критичного уровня, развивалась наркоторговля. Детройт стал одним из самых опасных городов США. Но это было только началом всех бед.

В 1973 году разразился нефтяной кризис, который больно ударил по автомобильной промышленности. Началось массовое закрытие заводов, люди стали терять свои рабочие места и в отчаянии покидали Детройт. В результате очередной волны оттока населения, многие части города стали абсолютно пустыми. Там стоят брошенные владельцами дома, магазины, целые жилые кварталы оставлены на растерзание природе. Многие исторические достопримечательности города, бывшие когда-то любимыми местами жителей, как например, Театр Мэдисон, Национальный Театр, Яхт-Клуб и даже Центральный вокзал - всё превратилось в руины. Нельзя без грусти взглянуть на фото, показывающие прошлое фешенебельных зданий начала 20 века и то, что с ними стало сейчас.

Театр Мэдисон:

Театр Мэдисон сейчас:

Запустение города и его упадок просто катастрофичны. Так, на сегодняшний день, там проживают менее 700.000 человек, что практически в 3 раза меньше, чем было в 50-х годах. Стоимость жилья падала с каждым годом и сейчас можно купить неплохой двухэтажный домик всего за 500 долларов. Но даже такие незначительные цены не привлекают людей приезжать в Детройт, так как город до сих пор считается одним из самых опасных в США.

Детройт погряз в долгах. На текущий момент внешний долг составляет примерно 18 миллиардов долларов, к тому же не выполняются обязательства по выплате пенсий, социальной и здравоохранительной помощи. Власти города, начиная еще с 70-х годов, пытались пополнить казну путем повышения налогов, но это принесло только негативные последствия: люди, не желая платить такие большие суммы, покидали город. В марте 2013 года было введено антикризисное управление, но план финансового восстановления города оказался абсолютно безуспешным. Поэтому, из-за неспособности выплатить долги, в июле 2013 года власти Детройта объявили о банкротстве. Это стало крупнейшим муниципальным банкротством в истории США.

В Детройте до сих пор находятся штаб-квартиры General Motors, Chrysler, что возможно и останавливает процесс полного вымирания некогда крупнейшего и богатейшего города Америки. Но многие уже сейчас называют Детройт городом-призраком, оставив все надежды на его возрождение. Возможно ли восстановление его из руин, или же нам предстоит наблюдать полнейшее запустение каждого квадратного метра пространства Детройта? Сейчас ответом на вопрос, скорее всего, будут звучать не очень утешительные прогнозы. Но остается надеяться, что случится нечто, что поможет одному из самых прекрасных городов Америки «восстать из пепла».

В последнее время в Сети уже не раз появлялись наводящие ужас фоторепортажи с развалинами бывшего «промышленного сердца Америки», в котором некогда респектабельные районы превратились в одичавшие трущобы.

И вот 19 июля 2013 власти города Детройт, штат Мичиган, объявили о банкротстве из-за невозможности выплатить почти 20-миллиардные долги. Это крупнейшее муниципальное банкротство в истории США.

Заглох город моторов не сразу. Все началось еще в 1958-м году с гибели легендарного «Паккарда». Двадцать лет спустя очередной удар по неповоротливому американскому автопрому нанес рост цен на бензин. С 2005 года большая автомобильная тройка GM, Ford и Chrysler, находящаяся в сложном положении, выставила на улицу четверть миллиона человек.

В конце концов Детройт добил ипотечный кризис.

Залатать дыры в бюджете города бывший мэр планировал с помощью доходов от казино. Но эта идея также провалилась. Кто поедет с большими деньгами туда, где полицию или скорую надо ждать по несколько часов?

Заброшенное здание в Детройте:

Добро пожаловать в Зомбиленд:

Вид из окна заброшенного завода в Детройте:

Кстати, мэр Детройта стал бывшим после того, как его посадили в тюрьму за вымогательства и коррупцию.


Плана «Б» у властей Детройта нет. Последнюю попытку спасти город от банкротства антикризисный управляющий использовал месяц назад. Он сделал «щедрое» предложение кредиторам: по 10 центов с доллара долговых обязательств. Те отказались. Теперь кредиторы не увидят и этих денег.


Что представляет из себя бывшая автомобильная столица Америки сейчас? Половина из тех, кто живет в Детройте и старше 16 лет, давно нигде не работает, просто потому что негде. Автозаводы превратились в ржавые руины. Нет зарплат - нет налогов.


На развалинах растет криминал. Население убегает из Детройта. 2 млн. жителей в 1950-х годах, сейчас в 3 раза меньше. С 2000 года население города сократилось более чем на четверть, до 700 тысяч жителей.


На великолепных цветных снимках из архива Библиотеки Конгресса США запечатлён Детройт 1942 года , полный сил и надежд на будущее:

Детройт, 1942 год:

Вид на Woodward Avenue с Maccabees Building, 1942 год:

В руинах находятся театр и вокзал, к шедеврам картинной галереи всерьез прицениваются, чтобы пустить с молотка.

Заброшенное здание театра Фокс:

Еще один театр в Детройте, сейчас представляет из себя парковку:

Брошенные жилые дома есть даже в центре. Сейчас около 40 тысяч домов и участков пустуют. Детройт, 3 марта 2013:

36% жителей живут за чертой бедности. Муниципалитет города ежегодно тратит на 100 миллионов долларов больше, чем зарабатывает, а остальное компенсирует займами.

Очередь за бесплатными продуктами, предметами личной гигиены и домашнего обихода, 18 декабря 2008 года:

Детройт лидирует по количеству убийств среди всех городов США с населением более 200 тысяч человек. Убийства в Детройте происходят в три раза чаще, чем в среднем по США.


Это крупнейшее муниципальное банкротство в истории США. Правда, пока прошение властей Детройта о признании города банкротом было признано незаконным. Такое постановление вынес суд штата Мичиган.

Центр Детройта и заброшенные офисные и торговые здания:

Заброшенный жилой дом:

Библиотека в заброшенной школе Детройта:

«Живи мечтой»:

Здание Центрального вокзала Мичигана в Детройте. Было открыто в 1913 году, а закрыто в 1988 году, когда пришло в упадок. 2 мая 2013:

Штаб-квартира General Motors и заброшенные здания фабрик:

Здание Центрального вокзала Мичигана в Детройте. Последний поезд ушел отсюда в далеком 1988 году:


Это был Детройт - город-банкрот.

Что происходит касательно банкротства в РФ на данный момент? Всё больше и больше областей находятся на грани кризисного положения.

Ситуация с регионами на сегодняшний день

Проблема с увеличением долгов со стороны регионов перед банковскими учреждениями актуальна. Финансовые обязательства всё растут. Объяснение понятия несостоятельности здесь. На данный момент миллиардные займы имеет Нижегородская, Мурманская, Омская область, Карельский регион. Рассмотрим подробнее ситуацию с каждой областью:

  • Карельский регион. Область имеет обширный государственный долг, из-за чего ей пришлось брать много займов. В итоге объём заимствований превысил 50%. Объясняется это положение текущими тенденциями в экономической сфере.

Пресс-служба региона объясняет кризисное положение тем, что это область средней экономической развитости. Однако она оказалась выброшена из современной экономики. Для дальнейшего развития требуются новые идеи и стратегии, которых, на данный момент, нет.

  • Нижний Новгород. Область также имеет множество займов (более 3,2 млрд. рублей). Количество займов обусловлено имеющимся государственным долгом, превышающим 42 млрд. рублей.
  • Омская область. Регион также является кандидатом в банкроты. В планах администрации есть взятие большого количества займов, что повышает риск банкротства.
  • Брянская область. Государственный долг региона достиг максимума в исторической перспективе. В прошлом году он увеличился на 2 млрд. рублей и составлял 8,4 млрд. рублей.
  • Мурманская область. Для этого края сравнительно недавно были выделены обширные кредитные линии. Следовательно, у него также будут иметься немалые займы. Однако министерство финансов области это не беспокоит, так как размеры государственного долга не так велики. Согласно норме, размер имеющихся обязательств не может превышать доходы края. Займы требуются для компенсации имеющегося разрыва.

    Администрация Мурманской области уверена в том, что взятые обязательства не станут причиной развития кризисного положения и их удастся вовремя оплатить.

  • Всегда ли взятые финансовые обязательства обозначают приближение кризиса в крае? По словам экспертов, данный признак не является критичным. Заимствования - это обычная процедура для регионов и она довольно распространена. К примеру, большие внешние обязательства имеет Московская область. Также на грани кризисной ситуации находится Мордовия.


    Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:

    Особенности кризисного положения регионов-банкротов

    Проблема имеет несколько граней:

    Несмотря на множество регионов с аналогичной проблемой, в каждом ситуация складывается особым образом. Всё зависит от особенностей конкретной области. Кризисное положение, связанное с внешними займами, актуально и часто обсуждается на самых высоких уровнях. Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

    Бесплатная юридическая консультация:


    По словам экспертов, для изменения ситуации требуется работа по трём направлениям:

    1. Инициатива со стороны администрации области, личные попытки изменения положение, взятие ответственности.
    2. Укрепление финансовой базы края;
    3. Создание системы для повышения эффективности работы территорий.

    Несостоятельность регионов является закономерным следствием общего финансового кризиса. По словам главы Минэкономразвития, экономическое положение РФ, относительно кризиса 2008 года, очень плохое. Уменьшаются темпы ВВП.

    Другие эксперты считают, что увеличение долговых обязательств обусловлено повышением социальной ответственности по бюджету. Для изменения ситуации необходима разработка более эффективной системы территориального менеджмента.

    Однако проблема значительно шире. Корень её кроется в сырьевом типе экономики. Для изменения ситуации требуется предпринять действия в нескольких направлениях:

    • Изменения в системе управления;
    • Перемены в управлении территорией страны;
    • Перестройка в области бизнеса.

    Для примера эксперты приводят Саудовскую Аравию. В данном государстве, как и в РФ, есть обширные нефтяные запасы и вертикальное управление. Однако правительство страны предпринимает усилия по перемене положения. В частности, вкладываются средства в формирование сервиса, инфраструктуры, сельское хозяйство.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Комментарии экспертов

    Чего ждать жителям несостоятельных областей? Как сложиться дальнейшая ситуация касательно несостоятельности областей?

    Эксперты утверждают, что кризисное положение коснётся всех. Несостоятельность региона - процедура с особой спецификой. Процедура банкротства имеет аппарат, схожий с аналогичным процессом, касающимся предприятия. Информация о введении процедуры банкротства вот тут. У края также есть движимое и недвижимое имущество. При признании несостоятельности оно подлежит продаже.

    Ответственность правительства заключается не только в покрытии долгов, но и в социальной поддержке населения. Все выплаты, связанные с социальной сферой, должны быть выполнены.

    Первые звоночки об ухудшении темпов развития экономики прозвучали ещё в 2012 году, а с ними стали проявляться и признаки несостоятельности регионов. Однако никаких глобальных мер по изменению ситуации не было предпринято. Меры по государственному антикризисному регулированию, снижающие рост кризиса, предпринимаются только сейчас. Ранее силы правительства были направлены на уменьшение инфляции. Меры предупреждения банкротства изложены в прошлой статье.

    Ранее на увеличение объёма ВВП влияли следующие факторы:

    • стоимость нефтяного ресурса;
    • приток зарубежного капитала;
    • кредитование потребителей;
    • повышение внутреннего совместного спроса.

    На данный момент все эти направления перестали справляться со своей задачей и не стимулируют нормальное увеличение ВВП.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Что происходит после признания несостоятельности?

    При признании края банкротом он имеет ограничения в своей деятельности:

    Очевидно, что после процедуры экономический рост области значительно ухудшиться. Вероятно, его упадок будет критическим. В итоге, может возникнуть финансовая нестабильность в стране. Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

    Как коснётся данное событие населения? Рядовой гражданин не испытает катастрофических лишений, однако уровень жизни заметно снизится.

    Однако не все эксперты поддерживают негативный сценарий развития событий. Некоторые аналитики утверждают, что мнения по поводу критичной ситуации в областях преувеличены. Однако ситуация с долговыми обязательствами действительно актуальна, объёмы займов растут. Всё это сказывается на общем состоянии страны.

    Прогнозируется ухудшение роста ВВП, а также уменьшение промышленного производства. На фоне данной ситуации падает спрос на продукцию. Это делает тяжёлым положение в сегменте бизнеса. Предприниматели получают меньше средств, что влечёт за собой сокращение отчислений налогов. Соответственно, уменьшается государственный бюджет.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Наблюдается также отток иностранного капитала, что провоцирует сокращение инвестирования регионов. Отток вызван несколькими причинами:

    1. В некоторых краях не были предприняты меры, которые сделали бы производство конкурентоспособным. Оно не перестроилось по законам современного рынка и стало менее эффективным;
    2. Оборудование на предприятиях устаревает и также снижает эффективность.

    Последствия банкротства

    После признания несостоятельности области можно ожидать следующих последствий:

    • Ущерб банковским учреждениям, кредитным организациям.
    • Потери, по уровню достигающие сотен миллионов рублей.
    • Ущерб регионам, соседствующим с банкротом.
    • Ущерб областям, имеющим деловые связи с должником.
    • Сокращение сотрудников бюджетных сфер.
    • Уменьшение или задержка зарплат.
    • Потеря инвестиционного потенциала области.
    • Смена местного административного состава.

    Эксперты замечают, что крайнее кризисное положение никогда не наступает резко. Это постепенный процесс и местная власть может приостановить его или подготовиться к банкротству. Данная процедура отличается тем, что касается она не только конкретного края, но и близлежащих областей.

    По мнению некоторых экспертов ситуация с регионами ещё сложнее. Смотрите видео:

    В перспективе, регионы банкроты негативно сказываются на общем положении страны. Аналитики имеют множество вариантов развития ситуации. Однако о том, что долговые обязательства растут, убеждены все.

    В разделе Банкротство вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

    Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

    Санкт-Петербург и Лен.область:

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

    Бесплатная юридическая консультация:


    Когда целый город банкрот

    Банкротство муниципалитета или региона в России явление маловероятное. В то же время в мировой практике несостоятельность крупных государственных эмитентов встречается достаточно часто.

    Мы решили вспомнить крупнейшие дефолты зарубежных муниципалитетов и регионов, постаравшись в первую очередь обратить внимание на те экономические причины, которые привели к финансовому краху таких крупных заемщиков.

    Автомобильная столица США

    Пожалуй, наиболее богатый опыт муниципальных банкротств имеется у США, где города обладают большой самостоятельностью, а в самом государстве накоплен колоссальный опыт судебных дел, связанных с несостоятельностью. До 40-х годов XX века муниципалитет не мог объявить банкротство, это было исключительно прерогативой компаний и частных лиц. Однако в 1934 году в Акт о банкротстве (Bankruptcy Act) были внесены соответствующие изменения.

    Крупнейшим в истории штатов является банкротство Детройта, который был вынужден заявить о необходимости защиты от кредиторов 18 июля 2013 года. На тот момент долг муниципалитета оценивался в 18–20 миллиардов долларов. Банкротству предшествовал длительный упадок некогда одного из самых успешных американских городов. Считается, что взлет и падение Детройта - это взлет и падение автомобильной промышленности США. Однако к краху города также привели затяжной конфликт на расовой почве и ошибки в градостроительной политике.

    Первые автомобильные предприятия начали создаваться в городе еще в 1920-х годах, а к 1950 году Детройт был настоящим автомобильным центром Америки. В городе разместили производства крупнейшие американские автомобильные корпорации: Ford Motors, General Motors и Chrysler. Только один самый крупный завод корпорации Форда давал работу 90 тысячам американцев.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бурное развитие автомобильной промышленности вытеснило большинство других производств, и муниципальная экономика стала узкоспециализированной. Зарплата автомобильных рабочих в Детройте была выше, чем в среднем по США. К 1950 году ВРП на душу населения в городе был самым высоким в Америке, а его население выросло до 1,8 миллиона человек.

    Автомобильные компании активно привлекали в город переселенцев из других регионов и стран. В Детройт приехали сотни тысяч афроамериканцев с юга США, а также иммигранты из Италии, Польши и Венгрии. Большинство вновь прибывших предпочитало не селиться в многоквартирных домах: высокие зарплаты позволяли строить собственное жилье на одну-две семьи. Это привело к образованию огромного по площади пригорода. Расовая сегрегация стала обычным делом: менеджмент и обеспеченные белые жили в основном в центре Детройта, в то время как афроамериканцы заняли окраины. Надписи «мы хотим видеть только белых арендаторов в нашем районе» часто встречались в центре.

    Кризис и бунты

    С 1950-х годов начинается упадок Детройта. Сначала удар по городу нанесло сокращение численности работников в автомобильной промышленности. В послевоенный период комбинация таких факторов, как повышение производительности труда, автоматизация, консолидация автомобильных предприятий и повышение налогов на отрасль, привела к снижению потребности в сотрудниках. В результате за небольшой период 150 тысяч жителей пригорода Детройта потеряли работу, а общий уровень безработицы в городе подскочил до 10%.

    В 1943 году в городе вспыхнул первый бунт афроамериканцев - 34 человека было убито и 433 пострадало. Волнения продолжались в течение трех дней, навести порядок удалось только благодаря федеральным войскам. Ситуацию усугубила программа перестройки города и возведение сети новых шоссе. Из-за необходимости строить дороги пришлось снести несколько тысяч зданий, преимущественно в бедных пригородах, в том числе церкви, жилые дома, джаз-клубы, семейные кафе. При этом владельцы домов получали уведомления о необходимости переселения за месяц, и городские власти не оказывали им никакого содействия. Многие были вынуждены переселиться в многоквартирные дома.

    На этом фоне в 1967 году вспыхнул очередной бунт, который продлился пять дней - 43 человека было убито и 467 ранено. Ущерб оценивался в 80 миллионов долларов. Протестующие сожгли 412 зданий. После этого Детройт перестал считаться безопасным процветающим городом. Начался сильный отток населения. Автомобильная индустрия продолжала сокращать рабочие места из-за повышения цен на энергоносители и конкуренции со стороны экономичных японских автомобилей. Десятки тысячи домов в Детройте оказались заброшены; стоит напомнить, что до упадка город характеризовала самая большая доля владельцев собственных домов среди небелых американцев.

    К 2000-м годам численность населения города упала до 700 тысяч человек (более чем в два раза), а уровень преступности стал самым высоким среди крупных муниципалитетов США. На фоне сокращения доходов и сохранения расходов на разрушающуюся инфраструктуру ситуация с долгами города систематически ухудшалась.

    В июле 2013 года Детройт был вынужден подать заявление о признании банкротом. Банкротству предшествовали переговоры с пенсионными фондами, кредиторами и профсоюзами, цель­ю которых было уменьшить долговую нагрузку на город посредством реструктуризации, однако они провалились. Пенсионные фонды не позволили кризисному управляющему сократить выплаты пенсионерам, что сделало невозможным уменьшение расходов и реструктуризацию кредитов. Переговоры длились несколько месяцев, но закончились ничем.

    В числе указанных в судебных материалах причин банкротства значились снижение численности населения, значительные расходы на пенсионные программы и программы поддержки инвалидов, сохраняющийся с 2008 года бюджетный дефицит, устаревшие компьютерные системы, использующиеся для администрирования доходов и расходов, коррупция в органах государственной власти. Также было указано, что 47% собственников недвижимости не платят за нее налоги.

    Банкротство обошлось Детройту в колоссальную сумму. За обеспечение процедуры город заплатил юридическим фирмам, консультантам и финансовым советникам 23 миллиона долларов. По другим данным, общая сумма выставленных счетов составляет 177 миллионов, однако муниципалитет согласен только с частью из них. Ставки по облигациям города в течение нескольких месяцев после объявления банкротства выросли почти в два раза - с 8,39 до 16% годовых.

    В декабре 2014 года Детройт вышел из процедуры несостоятельности. Антикризисный менеджер Кевин Орр (Kevyn D. Orr) заявил, что ему больше не нужно контролировать финансовое состояние города и он может передать всю полноту власти избранным лидерам. Антикризисный план, который включал сокращение пенсионных выплат, списание части стоимости облигаций и даже распродажу коллекции живописи местного музея, позволил снизить долги региона на 9 миллиардов долларов. Однако СМИ до сих пор гадают, удастся ли Детройту удержаться на плаву, или упадок в городе продолжится, а следовательно, продлятся и финансовые проблемы.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Слишком большие зарплаты пожарных

    Вторым после Детройта муниципалитетом-банкротом по размерам долга является округ (иногда переводят как графство) Джефферсон в штате Алабама. Город подал на банкротство в ноябре 2011 года. Его долг составлял 4,2 миллиарда долларов.

    В 2012 году обанкротился город Стоктон в Калифорнии. Он вошел в десятку самых опасных городов Америки, а также в десятку самых неграмотных. Менее 17% его населения закончили школу. Муниципалитет подкосил ипотечный кризис: медианная цена на недвижимость упала в два раза, резко снизив доходы городской казны.

    Причиной банкротства еще одного города в Калифорнии, Валлехо, стали слишком высокие зарплаты местных пожарных и полицейских. Они стоили муниципальному бюджету почти 80% доходов. Интересно, что в Валлехо одним из способов финансовой стабилизации стало введение инициативного бюджетирования (Participatory Budgeting).

    После Детройта в США долгое время не было банкротств городов, что связано с восстановлением экономики после финансового кризиса и снижением уровня безработицы. Однако в августе 2015 года о несостоятельности заявил небольшой город в штате Кентукки Хиллвью с населением в 8 тысяч человек. Активы муниципалитета оцениваются в 10 миллионов долларов при долге в 100 миллионов. Аналитики в прессе обращали внимание, что во многом на снижение числа банкротств в США повлиял случай Детройта: у города возникли серьезные проблемы, которые отпугивают другие готовые заявить о несостоятельности муниципалитеты.

    Что касается потенциального банкротства штатов, то они, согласно законодательству США, прибегнуть к защите от кредиторов не могут. Однако дискуссии по поводу необходимого признания несостоятельности того или иного штата регулярно появляются в американской прессе. Так, в 2013 году активно обсуждалось возможное банкротство Иллинойса. За право штатов требовать защиты от кредиторов в связи со своей несостоятельностью, в частности, ратует бывший губернатор Флориды, кандидат в президенты США Джеб Буш. Примечательно, что последние дефолты штатов происходили в XIX веке.

    Бесплатная юридическая консультация:


    «Штаты не могут быть признаны банкротами, однако в действительности они могут оказаться в ситуации, когда им придется отказаться платить по счетам. Что смогут сделать кредиторы в такой ситуации? Я думаю, Джеб Буш имеет в виду, что нам лучше принять некие правила действий в подобном случае», - говорит директор Института государственного и общественного управления Иллинойского университета профессор Д. Фред Гиертс. По его словам, как таковой институт банкротства штатов в США в принципе невозможен, потому что значительная часть полномочий субъектов федерации защищена федеральным правительством. В таком случае, если штат признается банкротом, его долги переходят к Вашингтону.

    Муниципалитеты находятся в противоположной ситуации. Анализ поведения кредиторов в случае банкротства городов показывает, что пенсионные фонды, частные инвесторы, финансовые корпорации рассматривают муниципальные образования скорее как отдельные, слабо зависящие от федеральных властей корпорации, допускающие собственные финансовые ошибки. Так, округ Ориндж в штате Калифорния с населением 2,5 миллиона человек обанкротился в 1994 году, но уже через полгода смог снова выйти на рынок заемного капитала, хоть и с уровнем процентных ставок больше обычного. Ориндж занимал деньги с 1970-х годов, вкладывая средства в муниципальные предприятия, рассчитывая на то, что доход от вложений превысит выплаты по кредитам. Но этого так и не случилось.

    К слову, в России ситуация совершенно другая: часто финансовые проблемы не только муниципалитетов, но даже отдельных предприятий приводят к вмешательству даже не региональных, а федеральных властей - вплоть до главы государства.

    Без ликвидации имущества

    Согласно законодательству США муниципалитет, желающий воспользоваться процедурой несостоятельности, должен получить либо, по крайней мере, попытаться получить согласие на такой шаг со стороны кредиторов. Сами кредиторы, что примечательно, не могут вынудить муниципалитет пойти на такой шаг. Это значительно отличается от банкротства компаний и финансовых организаций, когда любой держатель долга юридического лица может в случае отсутствия выплат подать в суд.

    Законодательство США о банкротстве, в том числе глава 9 Кодекса о банкротствах, не предполагает принудительную ликвидацию активов муниципального образования. Распродажи активов не происходит, так как город должен продолжать выполнять свои обязательства перед жителями. Фактически целью федерального закона о банкротстве (действует в США с 1934 года) является обеспечение процедуры, в рамках которой муниципалитеты могут реструктурировать свою задолженность. Пока они находятся под защитой закона о банкротстве, у них есть возможность сохранять свободу в своей деятельности, в том числе в вопросах осуществления бюджетных расходов, налогообложения, эмиссии муниципальных долговых бумаг и операций с муниципальным имуществом.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Разработчики законодательства исходили из того, что муниципалитет является органом власти, управляемым демократически, и поэтому вмешательство в деятельность города без его согласия фактически становится ограничением политических прав граждан.

    От Австрийских Альп до Лимпопо

    Хотя в США и сложилось старейшее законодательство о несостоятельности муниципалитетов, процедуры банкротства для городов (а в некоторых случаях - и регионов) существуют и в других странах, в том числе в Канаде, Швейцарии, ЮАР, Бразилии, Албании, Румынии, Италии.

    В некоторых случаях причиной дефолта становится плохая система администрирования финансов. Так, в начале 2012 года Казначейство ЮАР заявило, что провинция Лимпопо технически является банкротом - в бюджете региона для расчетов с кредиторами не хватало 2,7 миллиарда южноафриканских рэндов (около 180 миллионов долларов). Причиной банкротства целой провинции стали недостаточные учет и контроль над государственными тратами. Значительный объем расходов никем не проверялся, и зачастую траты даже не сопровождала необходимая документация. Ситуацию значительно ухудшил высокий уровень коррупции. Так, а­удиторы при проверке финансов провинции в одном только департаменте образования не смогли получить документы более чем по 600 государственным контрактам.

    Значительное число банкротств муниципалитетов в Европе приходится на Италию. Институт муниципального банкротства был введен в стране в 1989 году на фоне растущих дефицитов местных бюджетов. С 1989 по 2011 год процедурой воспользовалось 448 муниципальных образований. Некоторые города за это время успели объявить о дефолте дважды. Небольшой город Таранто, центр одноименной провинции на юге Италии, ставший банкротом в 2006 году, набрал долгов на 637 миллионов евро.

    Однако самого крупного ожидаемого банкротства в Италии так и не случилось. Речь идет о потенциальном дефолте Рима, который оказался на грани несостоятельности к 2014 году. На фоне долгового кризиса к началу позапрошлого года дефицит бюджета итальянской столицы превысил 800 миллионов евро. Основной причиной ухудшения ситуации стало сокращение туристического потока: если в 2007 году в город приехало 9 миллионов туристов, то через пять лет эта цифра упала до 8,4 миллиона. При этом туристы и паломники стали чаще привозить еду с собой и гораздо реже делать заказы в кафе и покупки в магазинах. Значительный ущерб бюджету также наносили безбилетники в общественном транспорте - каждый четвертый пассажир не платил за проезд. Выходом из кризиса для Рима стало получение помощи в 575 миллионов евро от правительства Италии.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Еврозона пока еще не сталкивалась с банкротством регионов. Однако в течение последних нескольких лет на фоне непрекращающегося долгового кризиса в зоне евро все чаще говорят о потенциальном дефолте тех или иных территорий. Так, весной текущего года пресса сообщала, что перед угрозой несостоятельности оказалась австрийская Каринтия в Альпах.

    Долг провинции с населением в 550 тысяч к марту 2015 года составлял 10,2 миллиарда евро. Причиной финансовых трудностей стало то, что регион предоставлял гарантии местному банку Hypo Alpe Adria Bank по финансовым вложениям. Не последнюю роль в решении давать такие гарантии играли дружеские отношения между банкирами и губернатором Каринтии Йоргом Хайдером (Jorg Haider). В итоге банковские средства были вложены в облигации стран Южной Европы, в первую очередь Греции, и потеряны. Однако дефолта не случилось, так как на помощь пришли власти Австрии.

    Как видно из примеров, причинами банкротств регионов и муниципалитетов являются не только экономические процессы в государствах, но и их свобода и самостоятельность в принятии решений. Если центральное правительство готово брать на себя ответственность за провалы на местах и вкладывать деньги, то дефолтов не происходит. Однако должно ли оно это делать, остается предметом дискуссии.

    "Бюджетный учет" для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

    Выставки, форумы, конференции

    Учебный центр "Бюджет": ваша возможность повысить квалификацию

    Бесплатная юридическая консультация:


    Финансовый контроль

    Журнал "Финконтроль" для финансовых контролеров и проверяемых

    Промышленность

    Господдержка промышленности в Москве: меры и результаты 2017 года

    Сельское хозяйство

    Государственная поддержка фермеров: что уже делается и что изменится

    Финансовый контроль

    Как влияет централизация учетных функций на внутренний финконтроль

    Финансы

    Когда союз необходим: репортаж с первого семинара-совещания Союза развития государственных финансов

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бюджет.ru social

    Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18-ти лет.

    © 2012–2016  Издательский дом «Бюджет»

    БЮДЖЕТ.RU - интернет-издание о финансовой жизни страны. Использование материалов Бюджет.ru разрешено только с предварительного письменного согласия правообладателей.

    Топ 15: Главные должники-банкроты России (15 фото)

    С 1 октября 2015 года в России действует институт банкротства граждан, что должно стать эффективным лекарством от жадности и для должников, и для кредиторов. По закону, суд назначает процедуру реструктуризации долгов на трехлетний срок, если имущества и доходов должника не хватает, он освобождается от долгов. Несколько участников списка поспешили подать заявление о банкротстве в тот же день, как закон вступил в силу. Топ-15 должников, не вернувших кредиторам почти 300 млрд рублей, - в рейтинге Forbes.

    Бесплатная юридическая консультация:


    1. Тельман Исмаилов, 59 лет

    Требования кредиторов: 158,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: ООО «Южная автомобильная группа» (по кредиту Сбербанка)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (3.3.2016)

    Бесплатная юридическая консультация:


    Источник капитала: финансово-промышленная группа «Донинвест»

    Основные кредиторы: ВТБ - 7,3 млрд рублей, Сбербанк - 4,4 млрд, Газпромбанк - 3 млрд, МДМ Банк - 1,8 млрд, Росбанк - 1,6 млрд, Юникредит Банк - 139 млн.

    4. Владимир Кехман

    Требования кредиторов: 10,2 млрд рублей

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (23.12.2015)

    Источник капитала: импортер фруктов JFC

    5. Олег и Татьяна Михеевы

    Возраст: по 48 лет

    Требования кредиторов: 9,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: ООО «Зарина» (к Михееву) и Промсвязьбанк (к супруге Михеева)

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (Михеев - 02.12.2015 , Михеева - 7.12.2015)

    Источник капитала: девелоперская компания «Диамант» и банковский бизнес

    6. Марат Баласанян

    Требования кредиторов: 5,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: Реструктуризация долгов (15.12.2015)

    Источник капитала: Инвестиционная группа «Объединение «Восток»

    Требования кредиторов: 4,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (11.4.2016)

    Источник капитала: нефтесервисный холдинг «РУ-Энерджи Групп»

    8. Александр Мамедов

    Требования кредиторов: 3 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Банк БТФ

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (20.11.2015)

    Источник капитала: импортер алкоголя «Русьимпорт»

    9. Алексей Нусинов

    Требования кредиторов: 2,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Glamin Business Ltd (по кредиту Промсвязьбанка)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (03.12.2015)

    Источник капитала: автодилер ГК «Независимость»

    10. Александр Гительсон

    Требования кредиторов: 1,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: сам должник, Александр Гительсон

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (27.4.2016)

    Источник капитала: Восточно-европейская финансовая корпорация (ВЕФК)

    11. Дмитрий Майоров

    Возраст: 43 года

    Требования кредиторов: 1,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (24.2.2016)

    Источник капитала: строительная компания «Техинвест»

    12. Василий Гущин

    Заявитель о банкротстве: ООО «Объединенные активы» (по кредиту НС Банка)

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (15.12.2015)

    Источник капитала: текстильный холдинг «Юнистайл» и недвижимость

    13. Ленур и Эльвира Ислямовы

    Возраст: Ленуру Ислямову 50 лет, Эльвире Ислямовой 41 год

    Требования кредиторов: 1,2 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (Ислямов - 16.03.2016, Ислямова - 24.03.2016)

    Источник капитала: автотранспортный холдинг «Квингруп» и банковский бизнес

    14. Андрей Исаев

    Заявитель о банкротстве: ООО «Мойка 22»

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (2.6.2016)

    Источник капитала: «Балтийский Банк» и недвижимость

    15. Махмуд Хассан Юнес, Олег Панков, Виктор Гожин

    Возраст: Махмуду Хассан Юнесу 58 лет, Олегу Панкову 59 лет, Виктору Гожину 62 года

    Требования кредиторов: 1 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк (ответчики Юнес и Панков) и Магомед Нурмагомедов (ответчик Гожин)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (Юнес - 26.04.2016, Панков - 25.01.2016) и реализация имущества (Гожин - 2.12.2015)

    Источник капитала: девелоперская компания «Апогей»

    Детройт, некогда центр американской автомобильной промышленности, признал себя городом-банкротом еще в 2013 году. И согласно официальным данным с 2010 еще семь городов в США обратились к властям штата, чтобы начать процедуру банкротства: Сан-Бернардино, Мамонт Лейкс и Стоктон в штате Калифорния, Джефферсон в штате Алабама, Харрисбург в штате Пенсильвания, Сентрал-Фолс в штате Род-Айленд и Бойсе в штате Айдахо. Некоторые из них к настоящему времени избежали этой угрозы, но риск все еще велик.

    Банкротство города означает, что муниципальные власти не могут выплачивать долги и урезают все социальные программы включая: образование, выплату пенсий и пособий, а также резко сокращают инвестиции в инфраструктуру города. Но прежде, чем то или иное муниципальное образование объявит о своем банкротстве, оно должно согласовать это с властями штата. И если город не может выплачивать деньги пенсионерам, гражданским служащими и отдавать долги кредиторам, то тогда составляется специальный договор, схожий с бизнес-договором о выдаче ссуды. И только в случае, если долги не могут быть погашены таким методом, власти города рассматривают банкротство как последнее средство, чтобы добиться снижения долговых обязательств. И в отличие от частных лиц и предприятий, банкротство города является делом федерального значения и государство лишь предоставляет возможность муниципальным властям обратиться к властям штата, чтобы те, в свою очередь, предоставили им возможность реструктуризировать свои долги. Без разрешения федеральных властей – процесс банкротства будет нелегальным. Некоторые штаты, такие как Аризона и Вашингтон, предоставляют муниципалитетам право подать на банкротство, во многих других должны быть соблюдены определенные условия, например, проведение финансовой оценки города или разрешения от губернатора штата. В Иллинойсе, Колорадо и Орегоне имеются собственные ограничительные законы, которые предоставляют право банкротства только отдельным муниципалитетам. В Джорджии и Айове городам вообще запрещено объявлять себя банкротами, хотя в штате Айова есть закон для муниципалитетов, которые могут объявить себя банкротами, если это случилось вследствие независящих от муниципальных властей обстоятельств.

    Детройт, возможно, самый крупный город в истории Америки, который обанкротился, но далеко не последний. Еще около 20 городов находятся на гране банкротства. Их долги в сфере здравоохранения и в сфере выплат муниципальным работникам составляют $118 млрд. И не только небольшие города составляют этот список, но и такие крупные как Чикаго, Филадельфия и Нью-Йорк. Улучшение на фондовом рынке в конце 2013 года помогло многим городам избежать процедуры банкротства, но любое ухудшение может вернуть все на свои места. К тому же штаты Иллинойс, Калифорния, Нью-Йорк и Пенсильвания не смогут в будущем предоставить ссуды и кредиты города т.к. сами штаты находятся в довольно неустойчивом положении, а штат Вашингтон и Округ Колумбия также не собираются помогать неблагополучным городам.

    Сейчас Детройт начал процесс выхода из банкротства, но проблем от этого меньше не стало. Пока власти решают вопросы с кредиторами, социальные проблемы никуда не исчезают. В городе по-прежнему тысячи бедных семей, которые не получают никакой выгоды от восстановления города. Это приводит к росту преступности в городе, и сейчас Детройт является самым опасным городом США, среди городов с населением свыше 100.000.

    Республиканцы склонны винить во всем власти города, которые, по их мнению, вели неправильную социальную политику. Некоторые из них даже утверждают, что вся ответственность лежит на профсоюзах, которые требовали слишком многого, а взамен лишь предоставили неквалифицированный труд и неконкурентную экономику. Республиканцы считают правильными действия, например, мэра города Стоктон, который хочет пополнить городской бюджет более чем на $1.6 млрд. за счет понижения заработных плат, пособий и урезания льгот. Если такое поведение властей сочтут наиболее правильным, то школьная система, сфера здравоохранения и многое другое будет «разграблено» властями. Но при этом условия не станут лучше, жить не станет легче. Полное восстановление экономик городов невозможно пока бизнес сфера ставится выше, чем социальная.