Порядок претензионной работы по 44 фз. Об утверждении порядка ведения претензионной и исковой работы в рамках исполнения государственных контрактов (договоров), заключенных министерством юстиции мурманской области

Мы все живем в человеческом обществе. Суть нашего взаимодействия сводится к тому, чтобы извлекать максимальную пользу из коммуникации. Раз мы вынуждены соотносить свою деятельность друг с другом, то мы постоянно нуждаемся в координации, внешней коррекции. Иначе работа с нашими партнерами, другими организациями, исполнителями услуг не принесет нам тот максимум эффективности, на который мы рассчитываем.

Работа в сфере госконтрактов, действия Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” также не исключение.

Претензия по государственному контракту

Регулировать, неизбежно возникающие конфликты, во внешней и внутренней деятельности крайне важная задача. Без качественного ее выполнения работа отдельных людей или компаний может вовсе не состояться. В юридической практике существует целая область, посвященная урегулированию конфликтов. Далеко не всегда стоит поднимать шумиху сразу и доводить дело до суда. Иногда, гораздо эффективнее сначала попытаться выяснить отношения в досудебном порядке. Существует понятие претензии по государственному контракту (по ссылке наше выгодное предложение – на выгодных условиях).

Претензия – это выражение неудовлетворенности продукцией, услугой, качеством работы компании, непосредственно процессом выполнения обязательств, несоблюдением сроков выполнения работ, частичного невыполнения контракта в ситуациях взаимного сотрудничества.

Претензия по неисполнению государственного контракта или при ином нарушении – это наиболее предпочтительная форма решения споров и разногласий. Претензионный порядок разбора ситуаций способствует соблюдению правовых норм со стороны контрагентов. В случае, если претензия окажется необоснованной, грамотный ответ на нее позволит уйти от открытого конфликта, соблюсти интересы компании и ее сотрудников, сохранить значительные финансовые средства, которые могли бы быть потрачены на судебные издержки. Кроме того, ведение претензионной работы – обязательный этап, перед тем, как обращаться в суд. В противном случае, иск могут оставить без удовлетворения, рекомендовав сначала направить претензию (подробнее про на основной части сайта по ссылке).

Срок подачи претензии по контракту и получения ответа

Нормативными актами срок подачи претензии по контракту не определен. Но очевидно, что это нужно делать как можно скорее, после выявления факта нарушения контрагентом. В различных региональных нормативных актах часто фигурирует рекомендательный срок от 10-ти до 30-ти дней. Предъявление претензии в отношении исполнения контракта допускается в пределах срока исковой давности. Например, в отношении качества поставленного товара, срок давности составляет 2 года.

Как правило, сроки ответа на претензию оговариваются в контракте. Но в любом случае 30 календарных дней можно рассматривать как общее правило, ведь отсутствие ответа на претензию в указанный период времени будет расценено как отказ, что начнет полноценное судебное дело в арбитраже со ссылкой на выполнение досудебного урегулирования спора.

Претензия по муниципальному контракту

Очень часто, когда говорят о контрактах, имеют в виду госзаказ, а про муниципальный молчат. Существует ли разница между двумя этими контрактами? Отличие лишь в уровне финансирования. Проще говоря, от кого поставщик получает деньги на выполнение услуг, работ или поставку товара. Если речь о госзаказе – то это федеральный уровень; в случае муниципального контракта – местный, муниципальных районов, городских округов, сельских поселений. В остальном отличий нет.

Оба вида контрактных отношений подчиняются одной и той же статье ФЗ о контрактной системе №44-ФЗ от 05.04.2013 г. Претензия по государственному контракту и претензия по муниципальному контракту также подчиняются одинаковым нормам. В обоих случаях на заказчика возлагается обязанность следить за действиями поставщика и выполнение им своих обязательств. В сам же контракт должно быть вписано условие об ответственности сторон за неисполнение взятых обязательств. Текст федерального закона прямо указывает на право заказчика потребовать от поставщика штраф, в случае ненадлежащего исполнения контрактных условий или пени, в случае просрочки исполнения контрактных обязательств. Претензионную работу можно начинать уже на следующий день после установки факта нарушения условий контракта. Неважно, какого рода контракт, претензия по госконтракту и претензия по муниципальному контракту составляется в одни и те же сроки и по единому принципу.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

  1. В претензии следует детально описать суть и причины требований, указать ссылки на соответствующие пункты контракта, нормативные акты.
  2. Укажите максимальный срок для устранения недостатков – ответа на претензию. Опять же, ответ на претензию по муниципальному контракту или госзаказу по срокам не отличается, если это не оговорено в дополнительном условии контракта, обычно составляет от 10 до 30 дней.
  3. В претензии также необходимо рассчитать (подробнее по ссылке), с обоснованным, полным расчетом.
  4. Не забудьте указать реквизиты заявителя и контрагента, а также приложить перечень документов, подтверждающих правомерность действий.

Документ датируется и подписывается уполномоченным лицом. Претензия вручается под расписку получателю или отправляется заказным письмом с уведомлением о получении. По истечении срока ответа на претензию, если ответа так и не последует, нужно обращаться в суд.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Детский сад заключил договор с крымэнерго на основании п. 29 Закона №44-ФЗ. По причине несвоевременной уплаты возникла пеня. Детский сад уплатил пеню (имеется платежное поручение). Нужно ли размещать это платежное поручение и счет на пеню в ЕИС?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Действующими нормативными правовыми актами конкретно не установлена необходимость размещения в ЕИС документов, составленных в рамках претензионной работы (о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Руководствуясь разъяснениями и письмами Минфина России, размещение платежного поручения и счета не требуется.

Заказчики размещают в ЕИС, в том числе, информацию о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, что предусмотрено положениями п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 “О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну” и пункту 35 Приказа Минфина России от 24.11.2014 № 136н “О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками”:

В реестр контрактов включаются следующие информация и документы , установленные частью 2 статьи 103 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Федеральный закон, информация и документы):

к) информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, а также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товара, работы, услуги.

В письме Минфина России от 28.05.2014 № 02-02-07/25618 отмечено следующее:

«На основании пункта 10 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта , в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.

Представляется, что заказчиком направляется информация , предусмотренная пунктом 10 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в течение трех дней со дня:

  • направления заказчиком (поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) требования о начислении неустойки (штрафа, пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом;
  • уплаты (взыскания) неустойки (штрафа, пени);
  • возврата излишне уплаченной (взысканной) неустойки (штрафа, пени).»

Еще одним письмом Минфина России от 07.07.2014 № 02-02-06/32616 “О составлении отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта” рекомендовано следующее:

“… приложения к отчету платежных поручений заказчика об оплате контракта не требуется .

При этом согласно подпункту "в" пункта 26 и подпункту "г" пункта 27 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением № 1093, в разделах III и IV формы отчета:

графа "Документ, подтверждающий исполнение" для показателей 1 и 2 не заполняется, для показателей 3 и 4 в этой графе указываются наименование и реквизиты документа, подтверждающего исполнение обязательства по оплате или поставке (выполнению, оказанию) товаров, работ, услуг;

в графе "Документ, подтверждающий начисление или уплату неустойки" по соответствующим показателям - наименования и реквизиты документов, подтверждающих начисление или уплату неустойки…”

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

,
генеральный директор ООО "РТС-тендер"

Генеральный директор ООО "РТС-тендер" ответил на некоторые злободневные вопросы читателей портала ГАРАНТ.РУ.

По итогам проведенного аукциона наше учреждение заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ по ремонту спортивного зала. Условиями контракта предусматривалось внесение денежного обеспечения исполнения обязательств. Подрядчик это условие выполнил. По окончании срока выполнения работ выяснилось, что они выполнены не в полном объеме, а подрядчик отказывается выполнять оставшиеся. Мы неоднократно направляли претензии в адрес подрядчика, а также предлагали подписать соглашение об удержании штрафа из суммы внесенного обеспечения исполнения контракта, однако ответа на наши письма так и не получили. Вправе ли мы удержать штраф, предусмотренный контрактом, из обеспечения контракта самостоятельно, без согласия подрядчика, или для этого мы должны получить решение суда?

МБОУ НГО "СОШ №10"

Необходимо получить решение суда. В описанном случае имеет место ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств, выразившееся в просрочке исполнения. Следует различать неустойку, применяемую к нарушителю условий исполнения контракта (штраф, пени), и удержание внесенного подрядчиком обеспечения. Включение в контракт условия об ответственности в виде неустойки является обязательным, и в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет нарушителю требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) ( , Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ). Правила определения размера неустоек определяются и Закона № 44-ФЗ и .

Однако ни положениями Закона № 44-ФЗ, ни указанными правилами не регламентирован порядок наложения взыскания на предоставленное обеспечение. Каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу тоже нет.

В описанной ситуации, учитывая, что подрядчик уклоняется от заключения соглашения об удержании штрафа, для взыскания неустойки следует обратиться в арбитражный суд. В отсутствие прямого законодательного регулирования то же можно посоветовать и для удержания обеспечения. Соблюдать в данном случае обязательный досудебный претензионный порядок законодательство не требует.

Обращаем внимание, что в 2015 году заказчик в случае исполнения контрагентом всех обязательств по контракту обязан предоставить отсрочку уплаты неустоек или списать их ( , ).

По результатам аукциона, проведенного нашей организацией, определился подрядчик на выполнение ремонтных работ. В нарушение заключенного с ним контракта он выполнил только часть работ. Мы подали исковое заявление в арбитражный суд с требованием о возмещении штрафов и уплате пеней за уклонение от исполнения обязательств по контракту. Однако, на наш взгляд, мы тоже могли нарушить закон, не разместив на официальном сайте отчет об исполнении контракта (). Обязаны ли мы были разместить отчет об исполнении контракта полностью или исполнении его этапа (хотя выполнение обязательств по этапам контрактом не предусмотрено) при том, что обязательства подрядчиком полностью не выполнены и если да, то отразится ли это нарушение на решении суда?

Сергей Иванов

Неисполнение заказчиком обязанности по размещению отчета об исполнении контракта не может повлиять на решение арбитражного суда. Неисполнение такой обязанности не находится в причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, носит организационный характер и не распространяется на гражданско-правовые отношения между заказчиком и подрядчиком по государственному контракту.

Кроме того, в связи с тем, что заказчик не расторг контракт в одностороннем порядке, а потребовал расторжения контракта и взыскания неустойки в арбитражном суде, обязанность по размещению отчета об исполнении контракта не нарушена. Такой отчет необходимо будет разместить лишь не позднее семи рабочих дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда ().

Мы подали заявку на участие в закупке путем запроса котировок, однако заказчик отклонил ее, сославшись на то, что поданная заявка не соответствует установленным в извещении техническим требованиям. По мнению заказчика нарушение выразилось в том, что мы неправильно указали артикул, а значит, не указали технические параметры товара. Правомерны ли действия заказчика?

ИП Мешкова С.Г.

Да, но только если в извещении о запросе котировок была установлена обязанность участника закупки указывать в подаваемой заявке артикул закупаемого товара.

Напомню, артикул относится к характеристикам товара (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 " "). Неправильное указание этой характеристики при условии установленного в извещении о запросе котировок требования является основанием для отклонения заказчиком заявки ().

В конце 2014 года мы утвердили и разместили на официальном сайте план-график закупок на 2015 год. При этом обоснование начальной максимальной цены по ряду запланированных закупок мы не провели и в план-график включили среднерыночные цены. Будет ли нарушением с нашей стороны, если мы осуществим обоснование начальной цены после даты утверждения плана-графика?

Да, в этой ситуации можно говорить о нарушении при составлении плана-графика и размещения его на официальном сайте.

Использование "среднерыночной" цены в плане-графике недопустимо. 23 мая 2015 года вступил в силу совместный приказ Минэкономразвития и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н "Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы " (далее – Особенности). В соответствии с Особенностями в план-график включается, в частности, начальная (максимальная) цена контрактов, определенная заказчиком в соответствии с требованиями (). Действующее законодательство предусматривает такой метод расчета начальной (максимальной) цены контракта, как метод сопоставления рыночных цен. Однако результат определения начальной (максимальной) цены контракта, должен быть оформлен документально ( и ). Невыполнение этого требования можно расценивать как размещение плана-графика с нарушением порядка определения начальной (максимальной) цены контрактов. Это может грозить штрафом в размере 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц ().

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Решение самых сложных вопросов по госзакупкам узнайте из ответов службы Правового консалтинга ГАРАНТ в разделе " "

Одновременно необходимо обратить внимание на следующую позицию ФАС России. Антимонопольная служба полагает, что положения , предусматривающей административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика порядка размещения планов-графиков, не применяются до вступления в силу положений , устанавливающих особенности использования планов-графиков, большая часть из которых вступает в силу с 1 января 2016 года (). То есть в данном случае событие административного правонарушения отсутствует, и к ответственности заказчика привлечь нельзя.

Добавлю, что подобные действия заказчика на практике могут быть расценены и как неразмещение необходимой информации () – имеется в виду обоснование начальной цены. А для этой ситуации ФАС России исключений из правил привлечения к ответственности не предусмотрела.

Подтверждение этому можно найти и в некоторых ведомственных актах. Например, приказом Роскосмоса от 15 октября 2012 г. № 214 " " предусмотрено, что подтверждающими актами являются счет-фактура и акты-приемки. Акты сверки направляются исполнителем заказчику уже после проведения оплаты и не используются в качестве основных для подтверждения исполнения обязательств. Таким образом, акты сверки могут использоваться только в качестве дополнительных доказательств исполнения обязательств.

Наше муниципальное бюджетное учреждение занимает часть здания на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом. Само здание находится в оперативном управлении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (детский сад). В договоре прописано, что наша организация обязана компенсировать часть затрат по содержанию имущества и коммунальным платежам, понесенным детским садом. Подпадает ли компенсация затрат по содержанию имущества и коммунальным платежам под действие Закона № 44-ФЗ, и если да, то какими нормами нам следует руководствоваться чтобы возместить эти затраты?

Любовь Николаевна Подлиннова

Обязанность ссудополучателя нести расходы содержанию полученной в пользование вещи (в том числе по оплате коммунальных платежей) следует из (в том числе и в форме компенсации затрат собственника помещений). Одним из вариантов компенсации этих затрат является заключение с владельцем здания соглашения о возмещении коммунальных услуг. Такое соглашение не является договором поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и других), поскольку владелец помещения не является поставщиком коммунальных услуг ().

При этом возмещение владельцу расходов по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование, основано непосредственно на гражданском законодательстве (). Заключение соглашения о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг и иных услуг по содержанию здания направлено на создание условий для пользования переданным имуществом в соответствии с его назначением. Соглашение определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению пользователем помещения.

В то же время, владелец недвижимого имущества не поставляет товар, не выполняет работу и не оказывает пользователю какой-либо услуги. А обязанность по возмещению расходов владельца здания возникает у пользователя помещения перед конкретным лицом, то есть заказчик не может определить иное лицо в принципе.

Таким образом, заключение пользователем помещений соглашения о возмещении расходов с владельцем здания, непосредственно заключившим договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.

Была объявлена закупка картриджей для принтеров разных моделей по 15 позициям, причем цена и количество картриджей по каждой из позиций различается. Заказчик предложил победителю аукциона перед заключением контракта увеличить количество поставляемых картриджей по ряду позиций. В соответствии с заказчик вправе по согласованию с победителем закупки увеличить количество поставляемого товара. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления предложенной цены контракта на количество товара, указанное в извещении. Как заказчику правильно рассчитать цену единицы товара для того, чтобы определить количество, на которое можно увеличить поставляемый объем?

Ирина Вороновская

Заказчик не вправе увеличивать количество поставляемых товаров в пределах одного лота только по некоторым позициям.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

ФЗ прямо указывает на право заказчика потребовать от поставщика в случае:

  • ненадлежащего исполнения контрактных условий - штрафа (фиксированной суммы);
  • просрочки исполнения контрактных обязательств - пени (1/300 ставки ЦБ РФ от просроченной неуплаченной суммы в день).

При этом в любом случае при неисполнении контракта либо его части заказчик должен направить поставщику претензию с требованием о выплате неустойки (ч. 6 ст. 34). Претензионная работа при исполнении контракта Уже на следующий день после выявления факта неисполнения либо просрочки выполнения контракта заказчик вправе направить в адрес контрагента требование о том, чтобы тот либо устранил недостатки, либо перечислил деньги в счет уплаты неустойки.

Образец претензионного письма о невыполнении условий договора

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ). Однако можно сформулировать ряд рекомендаций по его содержанию.


Образец письма-претензии о невыполнении условий договора должен включать:
  1. Информацию об адресате и отправителе.
  2. Название: «Претензия», «Претензионное письмо», «Предарбитражное предупреждение».
  3. Указание на нарушения контрагента со ссылками на документацию, подтверждающую такие нарушения.
  4. Требования отправителя, а также последствия их неисполнения контрагентом.
  5. Срок для ответа (если он не установлен нормой закона или договора).
  6. Список прилагающихся документов, подтверждающих неисполнение условий договора, а также полномочия лица, подписавшего претензию.

Претензия исполнителю на ненадлежащее исполнение по 44 фз

Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают данную обязанность, все равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если это применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.


Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением. Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику Рекомендуем включать в претензию по 44-ФЗ следующие сведения:

  • наименования и адреса сторон контракта;
  • ссылку на контракт (с указанием его номера и даты);
  • обстоятельства, послужившие основанием для ее предъявления;
  • ссылки на доказательства нарушений контракта;
  • обоснование применения меры ответственности;
  • требование: устранить нарушение, выплатить неустойку и т.

Нюансы ведения претензионной работы по фз-44

АПК РФ), за исключением случаев, когда ее направление не предусмотрено федеральными законами (соблюдать досудебный порядок нет необходимости в случаях, изложенных в гл. 27, 27.1, 28, 28.1, 28.2, 30 АПК РФ).

  • В гражданском процессе, если этого требуют профильный закон или договор. Например, в случае спора, возникшего из договора перевозки автобусом (ст.
    41 закона «

    Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ), составление претензии необходимо при подаче искового заявления (абз. 7 ст. 132 ГПК РФ).

  • В административном процессе, если для определенной категории дел прописан обязательный порядок соблюдения досудебного урегулирования спора. Например, в ситуации с взысканием недоимки по налогам с физического лица (ч.

    1 ст. 48 НК РФ) обращение в суд возможно будет только после его соблюдения (п. 3 ст. 4 КАС РФ).

Неисполнение контракта по 44 фз поставщиком

То есть обеспечение исполнения контракта - это действие, направленное на возмещение убытков при неисполнении либо ненадлежащем исполнении сторонами договорных условий. ВАЖНО! Из суммы обеспечения заказчик может удержать только предусмотренную условиями контракта сумму штрафных санкций.
При неисполнении контракта либо ненадлежащей его реализации кредитор может потребовать от должника возмещения убытков (ст. 393.1 ГК РФ). Исходя из норм об обеспечении исполнения контракта, заказчик может покрыть убытки, связанные с его прекращением, по условиям ст.
393.1 ГК РФ. Как видите, претензионная работа по закону № 44-ФЗ охватывает широкий спектр ситуаций.

Как составить претензионное письмо о невыполнении условий договора

В соответствии с условиями договора подрядчик выполняет работы в соответствии со сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта (п. 1.1. контракта), в срок до 30 сентября 2015 года (п.3.1. контракта). Сроки поэтапного выполнения работ предусмотрены календарным планом выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью договора (п.3.2.

контракта).

Инфо

Согласно письма ООО «Солнышко» № 5 от 31.08.2015 г. и акта технического решения от 03.09.2015г. сторонами контракта, были уточнены объемы выполняемых работ. В соответствии с договором (п.2.1) и протоколом согласования цены стоимость работ составила 1 092 050 (один миллион девяносто две тысячи пятьдесят рублей) 76 копеек с учетом НДС.

Закон устанавливает обязанность заказчика отменить принятое решение, если в течение указанного срока поставщик устранит в полном объеме нарушения контракта. Если контракт с поставщиком расторгнут в одностороннем порядке, то сведения о нём заносятся в реестр недобросовестных поставщиков в предусмотренном законом порядке.


Другим неблагоприятным последствием невыполнения обязательств по контракту поставщиком признаётся вероятность взыскания неустойки за несвоевременное исполнение таких обязательств либо штрафа за неисполнение обязательств. Важно! Размер штрафа ставится в зависимость от цены госконтракта и выражается в процентном соотношении в зависимости от цены контракта: чем выше цена госконтракта, тем ниже процент штрафа.

Внимание

Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии. ВАЖНО! Если в договоре не уточнено, какие именно дни имеются в виду в определении срока, в расчет берутся календарные.


Но необходимо помнить, что если окончание срока пришлось на нерабочий день, то оно переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ). За отсутствие ответа на претензию законом 44-ФЗ, соответственно, тоже не установлено.

Если срок рассмотрения претензии истек, а ответа от контрагента нет, можно обращаться в суд. С образцом ответа на претензию по госконтракту можно ознакомиться на нашем сайте.

Скачать образец ответа Действия заказчика на допретензионном этапе Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

ВАЖНО! Если претензионный порядок обязателен, а сам текст претензии не содержит всех требований (например, нет требования о взыскании неустойки, пени, штрафа и пр.), то суд применит к иску, где такие требования излагаются, последствия, указанные в соответствующем процессуальном кодексе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.11.2013 по делу № А56-74168/2012). Скачать образец письма о невыполнении условий договора можно, пройдя по ссылке: Образец претензии о нарушении условий договора.

Претензия о невыполнении условий договора информирует контрагента о том, что им были нарушены ранее достигнутые соглашения, и требует их устранить.
В связи с кризисным состоянием нашей экономики споры по договору подряда возникают даже с Администрациями, которые не выполняют свои обязательства по оплате произведенных подрядных работ. Но это не означает, что нужно молча ждать оплаты. Нужно действовать и отстаивать свои права. Пример разработанной претензии по муниципальному контракту на подрядные работы, разработан на основании конкретного контракта, работы выполнялись поэтапно. Выполненная работа была оплачена не в полном объеме.

Прежде чем обратится в суд по договору подряда, пишем претензию и направляем её как описано в статье, «Как правильно написать претензию, самостоятельно?» Кому: Администрация муниципального образования город Адрес: 248000, область, г. , пл. ,д. От кого: ООО «Солнышко» Адрес: 248000, г. Калуга, ул.

Корп._ Исх: № от 201 г.
ФЗ, заказчик может применить одностороннее расторжение контракта (точнее, отказаться от исполнения контракта, вследствие чего он будет считаться расторгнутым) при одновременном соблюдении 2 условий:

  1. Такая возможность обозначена непосредственно в контракте.
  2. Имеют место основания, наличие которых в силу норм ГК РФ допускает отказ одной из сторон от исполнения контракта (например, при неоднократной просрочке поставок, согласно ст. 523 ГК).

Если заказчик по предусмотренным выше основаниям отказывается от исполнения контракта либо его части, он в течение 3 рабочих дней:

  1. Размещает в единой информационной системе уведомление о принятии этого решения.
  2. Направляет контрагенту уведомление о своем решении.

5 рабочих дней



Как подать жалобу на заказчика по 44-ФЗ

В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вопросам подачи жалобы на заказчика посвящена вся шестая глава «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» 1 .

1 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Кто имеет право подавать жалобу?

Жалобу на действия (бездействие) заказчика имеет право подавать любой участник закупки, которым считается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое подало заявку на участие в определении поставщика. Также жалобу могут подавать осуществляющие общественный контроль общественные объединения и объединения юридических лиц, например, общественная палата субъекта РФ, общественные инспекции, ассоциации производителей товаров и услуг и т.д.

Если обжалуемые действия (бездействие) заказчика совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

В чем основание для подачи жалобы?

Основанием для подачи жалобы является мнение подающего ее лица о том, что действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы участника закупки.

Куда подается жалоба?

Жалоба может подаваться в суд или в контрольный орган в сфере закупок. При этом если жалоба подается в контрольный орган, то это не является препятствием для обжалования действий (бездействия) заказчика также и в судебном порядке. Далее в статье пойдет речь о подаче жалобы в контрольный орган в сфере закупок.

Жалоба может подаваться в следующие контрольные органы:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд. Таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в лице своих территориальных органов 2 . Сведения о территориальных органах ФАС можно найти на сайте ФАС . Также отметим, что у ФАС существует административный регламент по рассмотрению соответствующих жалоб 3 . Как правило, именно в ФАС и поступает большинство жалоб, поскольку решения этого органа имеют бóльшую силу (см. ниже).
  2. 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
    3 Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  3. Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. Таким органом также является ФАС 2 .
  4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. Такие органы определены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, в Тульской области таким органом определен областной контрольный комитет 4 .
  5. 4 Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 № 695 «Об определении органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок и внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок».


  6. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд. Такие органы определены нормативными правовыми актами муниципальных образований. Например, в городе Глазов Удмуртской республики таким органом является Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы 5 .

5 Решение Глазовской городской Думы от 29.01.2014 № 403 «Об органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования «Город Глазов».

Когда можно подавать жалобу?

Обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок (плана-графика размещения заказов на официальном сайте) , но не позднее, чем через 10 дней после размещения с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Собственно такой срок и предусматривается в законодательстве для того, чтобы у заинтересованных сторон было время для обжалования результатов закупки. Если жалоба подается в отношении положений документации о закупке, то такую жалобу можно подавать только до окончания установленного срока подачи заявок.

По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке .


При проведении электронного аукциона обжалование действий (бездействия) заказчика осуществляется в любое время определения поставщика, а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий заказчика осуществляется только в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

В какой форме должна подаваться жалоба и что она должна содержать?

Жалоба подается в письменной форме, подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Жалоба должна содержать:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
  5. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В каких случаях жалоба может быть отклонена без рассмотрения?

Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

  1. жалоба не соответствует требованиям, установленным федеральным законодательством о контрактной системе;
  2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. жалоба подана по истечении срока, предусмотренного федеральным законодательством о контрактной системе;
  4. по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика уже принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы.

Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Может ли лицо, подавшее жалобу, отозвать ее?

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц. В течение 2 рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе (на официальном сайте).

Где можно ознакомиться с примерами поданных жалоб?

Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, на официальном сайте . При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) не требуется.

Как рассматривается жалоба?

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе (на официальном сайте) информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомление о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени ее рассмотрения. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация в единой информационной системе (на официальном сайте) не размещается.

Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы.

Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.

Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы (например, протоколы, обоснования начальной цены контракта и т.д.), которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо органов (учреждений), подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Лица, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок, окончательных предложений в соответствии с такими критериями, как качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.


Иными словами, если, например, участник закупки не согласен с тем, как оценил его заявку заказчик по указанным критериям, то жаловаться на это в контрольный орган в сфере закупок бесполезно.


Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок соответствующее требование, которое является для них обязательным. В этом случае срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если вследствие приостановления определения поставщика контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, то в решении о приостановлении определения поставщика устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

По результатам рассмотрения жалобы контрольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений. Копия решения и предписания в течение 3 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения направляются участнику закупки, подавшему жалобу и лицу, действия которого обжалуются. В течение этого же срока информация о принятом решении и выданном предписании размещается в единой информационной системе (на официальном сайте).

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок?

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную 6 и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операторы электронных площадок и их должностные лица обязаны возместить убытки, причиненные их неправомерными действиями по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных аукционов.