Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания. Право осужденных на свободу совести и вероисповедания

Введение

На протяжении большей части человеческой истории считалось, что истинная религия требует государственного воплощения религиозных верований (соединение государства и церкви), а политическая стабильность подразумевает единство веры и культуры. Общество не могло быть стабильным без утверждения единой веры, которая служит связующим звеном и создает главное и единственное побуждение к верности и послушанию правящим кругам. Из-за данных выводов совершалось множество религиозных войн.

Религия с 20 января 1918 г. считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР. По Конституции РФ 1993 г. церковь отделена от государства и все конфессии (религии) равны. Однако, Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. зафиксировал «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», и данный документ не полностью совместим с принципом свободы вероисповедания и равенства конфессий, который указан в Конституции РФ.

Целью данной работы является изучение проблем возникающих в процессе обеспечения свободы вероисповедания и свободы совести осужденных на сегодняшний день.

Задачи определены следующим образом:

.Определение понятия свободы совести и свободы вероисповедания осужденных;

.Выявление особенностей соблюдения вышеуказанных свобод;

.Анализ норм, определяющих свободы и права осужденных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

«Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах». Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. «В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире».

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные».

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один - это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести - это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала.

Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свобод, является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания - выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

«Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра».

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на свободу вероисповедания.

2. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания

вероисповедание свобода право сужденный

Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

В 1990 году принимается закон РСФСР о свободе вероисповеданий, обеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне международных стандартов. С принятием этого закона разрешился целый ряд вопросов в данной сфере. Вместе с тем его появление поставило немало новых проблем. К наиболее сложным из них относится проблема реализации права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы.

С одной стороны, в соответствии с рассматриваемым законом начала складываться определенная практика реализации указанного права в местах лишения свободы. В основном практика обеспечения отправления религиозных обрядов. Однако в отдельных местах практика пошла дальше касающихся осужденных положений закона. Она стала охватывать обеспечение религиозного образования и другие аспекты религиозной деятельности. «В этой связи возник целый комплекс организационных и правовых вопросов относительно объема права осужденных на свободу вероисповедания, создания системы правового регулирования его реализации и т.д.».

Вместе с тем проблемы теории свободы вероисповедания не получили должного развития в пределах права на свободу совести, где преобладали интересы атеизма. Не получили они научной разработки и применительно к осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. «Среди пенитенциаристов доминировала точка зрения, высказанная в 70 - 80-х годах А.А. Беляевым, А.А. Рябининым, А.Н. Игнатовым, А.Н. Фистиным, Б.Ф. Малаховым, суть которой сводилась к тому, что, поскольку церковь отделена от государства, администрация мест лишения свободы не обязана создавать осужденным условия для отправления религиозных культов и иной религиозной деятельности». Хотелось бы выделить основные стадии реализации прав осужденных на свободу вероисповедания. Выделение стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания позволяет: во-первых, обеспечить необходимую урегулированность процесса реализации этого права; во-вторых, в рамках той или иной стадии предметно определить место и направленность каждого средства, используемого в целях его реализация; в-третьих, конкретизировать решение вопроса о создании каждому верующему осужденному условий для осуществления этого права.

По нашему мнению, процесс реализации рассматриваемого права состоит из трех основных стадий:

Стадии обращения осужденного за осуществлением его права исповедовать религию (внешним образом проявлять свою веру);

Стадии создания необходимых условий для практическогоосуществления права осужденных на свободу вероисповедания;

Стадии защиты права в случае его нарушения.

Рассмотрим механизм реализацииуказанного права на каждой ее стадии. Стадия обращения осужденного за осуществлением права действия управомоченной стороны, то есть осужденных, заключается в подаче заявления, свидетельствующего о намерении исповедовать религию и создании соответствующих условий. Обязанная сторона - администрация исправительных учреждений: а) принимает заявления у осужденных; б) разъясняет осужденным их права и обязанности, вытекающие из их специального правового статуса; в) выясняет особенности той религии, которую исповедуют подавшие заявления; г) проводитконсультации с экспертами; д) определяет те условия, которые необходимо создать для представителей данной религии; е) выносит решение, оформленное в виде приказа или распоряжения.

Третья стадия - стадия охраны (защиты) изучаемого права. Потребность в защите права осужденных на свободу вероисповедания возникает всякий раз, когда оно нарушено либо когда при его реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д.

Необходимость устранения каких-либо ограничений в вопросах направления жалоб, предложений и заявлений имеет место.

«Существуют так же проблемы с созданием условий для совершения религиозных обрядов». В нашем исследовании мы не поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что верующим осужденным, лишенным свободы, следует разрешать только совершение индивидуальных культовых обрядов. Изучение практики показывает, что трудности в создании материально-технических условий связаны с предоставлением помещения для религиозных нужд. В некоторых регионах (Саратов, Санкт-Петербург) на территории колоний воздвигаются дорогостоящие церковные сооружения. Мы считаем, что, во-первых, это противоречит закону (ч. IV ст. 22 Закона РСФСР о свободе вероисповеданий), во-вторых, нарушает принцип равноправия верующих осужденных различных религий, что сопряжено с конфликтными ситуациями на религиозной почве. «Представьте себе ситуацию, когда на территории колонии в соответствии с принципом равноправия пытаются построить одновременно мечеть, церковь, костел и другие религиозные заведения». Предлагается в законодательном порядке предусмотреть в архитектуре колоний специальные помещения для религиозных нужд верующих осужденных.

Проведенное исследование показывает, что создание организационно-правовых условий предполагает решение следующих основных вопросов: организация пропускного режима священнослужителей в ИТУ и обеспечение их безопасности, содействие верующим осужденным в их приглашении; решение некоторых вопросов управленческого характера на уровне ИТУ; предоставление времени верующим осужденным для совершения религиозных обрядов и других религиозных мероприятий; организационно-правовое оформление религиозных общин верующих осужденных и некоторые иные. Так же священнослужителю должно быть предоставлено право посещать осужденных и по собственной инициативе.

«Для качественного решения вопросов, связанных с осуществлением права на свободу вероисповедания, возможно возложить на одного из сотрудников воспитательного аппарата ИТУ обязанности по взаимодействию с религиозными организациями. Наиболее сложным в создании организационных условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота)».

Мы предлагаем юридически закрепить возможность создания религиозных групп в местах лишения свободы. Возможно, внести Примерное положение о самодеятельных организациях и общественном фонде материальной помощи осужденным в исправительно-трудовых колониях.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Право осужденных на свободу вероисповедания может быть охарактеризовано с точки зрения социального назначения, сущности и содержания.

Социальное назначение его обусловлено ролью религии в жизни верующего человека и состоит в удовлетворении религиозных потребностей верующих осужденных. Право на свободу вероисповедания служит одной из форм удовлетворения религиозных потребностей указанной социальной группы.

Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Походя из действующего законодательства содержание права осужденных складывается из следующих основных элементов:

) права совершать религиозные обряды;

)права получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного культа.

В результате исследования установлено, что право осужденных на свободу вероисповедания является элементом специального правового статуса осужденных, реализуемого как право гражданина в остаточном объеме. В этой связи право осужденных на свободу вероисповедания вытекает из конституционного права граждан на свободу совести и из положений Закона РСФСР о свободе вероисповеданий.

Под реализацией права осужденных на свободу вероисповедания следует понимать регламентированный законодательными и подзаконными нормами об исполнении наказания в виде лишения свободы процесс, включающий в себя согласованные правомерные действия верующих осужденных как субъектов права на свободу вероисповедания, органов, исполняющих наказания, и других лиц, направленный на достижение цели удовлетворения религиозных потребностей верующих осужденных.

Данный процесс состоит из следующих стадий:

) стадии обращения осужденных за осуществлением права исповедовать религию;

) стадии создан ил необходимых условий для практического осуществления права на свободу вероисповедания;

) стадии защиты права от посягательств.

) правовое регулирование на уровне законодательства об исполнении наказания в виде лишения свободы;

) правовое регулирование на уровне подзаконных нормативных актов;

) договорный уровень.

Исходя из результатов исследования, можно внести следующие основные предложения.

Дополнить Закон РСФСР о свободе вероисповеданий:

а) в статье 9 "Светский характер системы государственного образования" указанием на право администрации мест лишения свободы разрешать верующим осужденным, при наличии возможностей, получение религиозного образования;

б) в статье 15 "Право на религиозное убеждение" указанием на право администрации мест лишения свободы, при наличии возможностей, разрешать верующим осужденным осуществляемую под контролем администрации деятельность по распространению религиозных взглядов;

в) в статье 24 "Благотворительная деятельность и культурно-просветительская деятельность религиозных объединений" указанием на право администрации мест лишения свободы разрешать верующим осужденным и их общинам осуществлять, при наличии возможностей и под контролем администрации, религиозную благотворительную деятельность. Внесение этих дополнений позволит расширить содержание права осужденных на свободу вероисповедания за счет закрепления их законных интересов на религиозное образование, распространение религиозных взглядов и религиозную благотворительную деятельность.

Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А институт Уполномоченного по права человека способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан.

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы, Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы совести и вероисповедания, в том числе и в местах лишения свободы.

Список использованной литературы

1.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // «Российская газета», 14.01.13., № 6.

.Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М.: «Зерцало». 2011.

.Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: «Лекс-книга». 2012.

.Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М.: «Инфра-М». 2011.

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

4. К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Задание 1

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных имеет важное значение в выполнении международно-правовых обязательств России, взятых ею на себя в качестве государства - участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено в ст. 28 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". В соответствии с нормами этих законов гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В преамбуле Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, подчеркивается уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России, т.е. признаются особые заслуги титульных, исторически традиционных для России религий, что в определенной мере может служить гарантией от экспансии различного рода религиозных сект, вероучений, проповедующих мракобесие, насилие, неповиновение требованиям властей и общепринятых норм общения и морали.

В п. 3 ст. 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указывается, что в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, допускается по просьбам находящихся там граждан проводить религиозные обряды (в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей). Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей возможно с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, и прежде всего норм, содержащихся в Федеральном законе от 21 июня 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также положений статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).В учреждениях УИС накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Если 15 - 18 лет назад администрация ИУ лишь изредка пыталась привлекать священнослужителей к работе с осужденными и возникали большие сомнения в целесообразности таких мероприятий, особенно в условиях соперничества различных конфессий и вероучений за влияние на осужденных в местах лишения свободы, то теперь все эти сомнения остались в прошлом. Уже давно создана организационно-правовая база такой деятельности в виде регулярно заключаемых соглашений о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и УИС. В этих соглашениях предусматриваются различные формы взаимодействия в сфере просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании благоприятных условий для проведения священнослужителями в ИУ духовно-нравственных бесед, совершения различных обрядов и богослужений.

Закон требует при этом не нарушать Правила внутреннего распорядка ИУ и не ущемлять права других осужденных. Поэтому в распорядке дня ИУ не следует специально отводить время для богослужения. Целесообразно церковные службы и обряды по времени совмещать с мероприятиями культурно-воспитательного характера или проводить их в свободное (личное) время осужденных.

Осужденные имеют право открыто признавать свою принадлежность к той или иной религии и следовать ее предписаниям во время отбывания наказания. Они могут самостоятельно или совместно со священнослужителями отправлять свои религиозные обряды, получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой, распространять среди других лиц в устной и письменной формах постулаты своих вероучений. Религиозные убеждения могут распространяться ими во время демонстрации фильмов на религиозные темы, проведения радиобесед, культовых праздников и т.д.

Добровольность является непременным условием реализации права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. При этом всегда следует учитывать специфику вида режима учреждений, исполняющих наказания (прежде всего тюрем и ИК особого режима, предназначенных для отбывания пожизненного лишения свободы). Лиц, которые исповедуют религиозные учения, запрещающие работать в определенные дни недели, целесообразно при наличии возможности освобождать в такие дни от трудовой деятельности с последующей отработкой (например, иудеи не могут работать по субботам).

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" все религии и религиозные течения равны между собой и подлежат регистрации в органах юстиции. Поэтому администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет право приглашать представителей лишь тех вероучений, которые зарегистрированы в установленном порядке. Это требование распространяется и на получение, приобретение, хранение, пользование и распространение представителями данных вероучений и осужденными предметов культа и религиозной литературы.

Администрация ИУ и арестных домов не только создает необходимые условия для отправления осужденными своих религиозных потребностей (выделяет необходимые помещения, оборудует их, содержит в надлежащем состоянии), но и обеспечивает безопасность священнослужителей. В настоящее время в каждом ИУ имеются церковь, мечеть, данцан, часовня, молельная комната и другие культовые сооружения. Проведение специальных обрядов (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных.

Им разрешено получать в посылках предметы культа (нательные крестики, ладанки и т.п.), приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами, журналами и газетами. Не разрешается иметь при себе культовые предметы, выполненные в виде колюще-режущих средств, представляющие собой изделия из драгоценных металлов, камней либо имеющие культурно-историческую ценность.

Следует также упомянуть о тяжелобольных осужденных и лицах, осужденных к смертной казни. В ч. 6 статьи 14 УИК РФ регламентирован порядок отправления религиозных потребностей указанным категориями осужденных. Священнослужителю обеспечиваются необходимые условия для проведения соответствующего обряда (в том числе и безопасность); его услуги оплачиваются в установленном порядке.

стража религиозный обряд осужденный

Задание 2

Колония - поселение

облегченные

Передач или посылок

Не ограничено

Бандеролей

Не ограничено

Краткосрочные свидания

Не ограничено

Длительные свидания

Не ограничено

Не ограничено, разрешено иметь наличные деньги

Без ограничений

Прогулки

облегченные

облегченные

Передач или посылок

Бандеролей

Краткосрочные свидания

Длительные свидания

Средства, разрешенные расходовать

Прогулки

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

ПКТ, ЕПКТ, одиночн. камера

обычные (после 10 лет на строгих)

облегченные (после не менее 10 лет на обычных)

строгие (все, в течение первых 10 лет)

Передач или посылок

Бандеролей

Краткосрочные свидания

2 (с разрешения администрации)

Длительные свидания

Средства, разрешенные расходовать

50 % МРОТ (только указ. ср-ва

Прогулки

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1 час

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Комментарий к статье 14 УИК РФ:

1. Свобода совести относится к личным демократическим свободам, закрепляемым политическими и правовыми нормами и определяющим положение личности в обществе. Под свободой совести понимается право каждого человека сделать выбор - руководствоваться ли ему в оценке своих действий и мыслей религиозными постулатами или игнорировать их. Каждому предоставляется право не только исповедовать свою религию, но и менять ее. Всеобщая декларация прав человека (ст. 18), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 18), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 9) провозглашают свободу религиозных убеждений как одно из основных прав человека.

3. Осужденные обладают конституционным правом на свободу совести и свободу вероисповедания, как и остальные граждане. Однако уголовно-исполнительное законодательство предусматривает некоторые особенности его реализации, обусловленные спецификой статуса осужденного, а также видом отбываемого им наказания. Так, осужденные к ограничению свободы обладают не правом, а законным интересом на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров (ч. 3 ст. 14 УИК РФ). Рассматривая просьбу осужденного, администрация учитывает его поведение, а также место расположения культового учреждения. Осужденные, отбывающие наказания, связанные с изоляцией от общества, могут отправлять религиозные обряды только в пределах учреждений, исполняющих наказания. В этих целях на территории таких учреждений за последние годы возведены храмы, открыты молитвенные комнаты и иные специальные помещения. Закон (ч. 2 ст. 14 УИК РФ, ст. 13 ПВР ИУ) ограничивает возможность реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания лишь условием, что при этом не должны нарушаться порядок и условия исполнения наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Федеральной службой исполнения наказаний РФ и ее территориальными органами заключаются договоры о сотрудничестве с религиозными конфессиями, закреплении приходов, отдельных священнослужителей за учреждениями уголовно-исполнительной системы. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с убедительностью показала, что возможности проповеднической деятельности различных конфессий, оказываемая ими социальная, гуманитарная и иная помощь могут и должны использоваться для повышения эффективности нравственного и духовного воспитания осужденных.

4. Принцип гуманизма, лежащий в основе всего уголовно-исполнительного законодательства, проявляется и в отношении к тем осужденным, жизнь которых находится в опасности ввиду тяжелой болезни или должна быть принудительно прервана в связи с приведением в исполнение приговора суда. Так, по их просьбе в учреждения, исполняющие наказания, приглашаются священнослужители для совершения религиозных обрядов. Нередко даже закоренелые преступники, ранее не веровавшие, в последние часы своей жизни обращаются к религии. Об этом говорит и практика деятельности исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свободы , является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека , гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания .

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозныхобрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации , на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.