Сп 4.13130 свод правил системы противопожарной. Основание пересмотра предыдущей и разработки новой редакции

С двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

Двусторонней ориентации квартир или помещений;

Устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.

8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

Для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров;

Для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.

8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру - не более чем через 180 метров.

8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2014 г. N 13АП-12582/14



Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас

при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой

при участии:

от истца (заявителя): предст. Кучеренко А.В. - доверенность N 10 от 25.01.2014

от заинтересованных лиц: 1) Ватагина В.В. - доверенность от 17.02.2014;

2) не явился (извещен).

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12582/2014) товарищества собственников жилья "Пискаревский 37-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-3223/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое

по иску (заявлению) товарищества собственников жилья "Пискаревский 37-2"

к 1) Отделу надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу,

2) Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу

об оспаривании предписания от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 (в части)

установил:

Товарищество собственников жилья "Пискаревский 37-2" (ОГРН 1077800020858; далее - заявитель, ТСЖ "Пискаревский 37-2") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 5-21 предписания Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - ОНД Красногвардейского района, административный орган) от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Определением суда от 29.01.2014 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу.

Решением суда от 11.04.2014 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Пискаревский 37-2" требований отказано.

В апелляционной жалобе ТСЖ "Пискаревский 37-2", ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда от 11.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что пунктом 2 оспариваемого предписания заявителю вменено нарушение пункта 7.7 СП 4.13160.2009, утратившего силу с 29.07.2013 в соответствии с приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288. Также податель жалобы ссылается на то, что спорный многоквартирный дом был построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и принятых на его основе СП 4.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009, и административным органом не представлено доказательств проведения капитального ремонта и реконструкции указанного здания. Кроме того, СП 4.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009 являются нормативными документами добровольного применения. Податель жалобы также указывает на то, что заявителем были предприняты все необходимые меры для устранения самовольно построенных жильцами перегородок, вплоть до обращения в суд, жильцы также были извещены о недопустимости размещения имущества на площадках. Таким образом, заявителем были предприняты все меры для устранения перечисленных в пунктах 5-16 оспариваемого предписания нарушений требований пожарной безопасности, предписание в указанной части предъявлено к ненадлежащему лицу и не может быть реально исполнено заявителем.

В судебном заседании представитель ТСЖ "Пискаревский 37-2" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОНД Красногвардейского района возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 11.04.2014 без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.09.2013 N 2-14-838 ОНД Красногвардейского района проведена плановая выездная проверка объекта защиты - здания многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 37, корп. 2, в ходе которой были выявлены и зафиксированы в акте проверки от 28.10.2013 N 2-14-758 следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) не представлены акты испытаний о проведении эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц (нарушение пункта 24 в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; далее - ППР);

2) выход из лестничной клетки на кровлю выполнен не через противопожарную дверь второго типа, парадная N 4 (нарушение пункта 1 части 2 статьи 1 , пункта 2 части 1 статьи 6 , части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.7 СП 4.13130.2009);

3)-4) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкциями светильников (нарушение пункта 42 ППР);

5)-12) при эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по объемно-планировочным решениям (установлены дополнительные перегородки и двери) - парадная N 4 поэтажные коридоры 4 и 5 этажей, парадная N 5 поэтажные коридоры 7, 12, 13, 15, 16 и 17 этажей (нарушение пункта 33 ППР);

13)-16) эвакуационные выходы и пути загромождены различными горючими материалами (мебель, доски, автомобильная резина, велосипеды и т.д.) - парадная N 5 поэтажные коридоры 5, 8, 18 этажа, лифтовой холл 5 этажа (нарушение пункта 36 "б" ППР);

17)-21) здание жилого дома не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией - помещения лифтового холла и вестибюля парадных N N 1-5 (нарушение требований пункта 6.2, приложения А.4, А.10, табл. А.1 СП 5.13130.2009).

По результатам проверки ОНД Красногвардейского района выдано предписание от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым ТСЖ "Пискаревский 37-2" было предписано в срок до 03.11.2014 устранить вышеуказанные нарушения.

Не согласившись с предписанием в части пунктов 2, 5-21, ТСЖ "Пискаревский 37-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого заявителю отказано.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 11.04.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя в связи со следующим.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).

Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Как установлено административным органом и судом и не оспаривается заявителем, ТСЖ "Пискаревский 37-2" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 37, корп. 2.

Таким образом, в силу положений статьи 38 Закона N 69-ФЗ, статьи 161 (части 1, 1.1, 2.2) Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006), именно заявитель является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества указанного многоквартирного дома, в том числе, в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

При этом в силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), которые определяют требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 36 ППР при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

В силу пункта 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Своды правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" являются нормативными документами по пожарной безопасности (содержат требования пожарной безопасности), применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, и применяются на всех этапах создания и эксплуатации зданий и сооружений.

В соответствии с пунктами 7.6 и 7.7. СП 4.13130.2013 выходы с лестничных клеток на кровлю или чердак предусматриваются по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 x 1,5 метра. В зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой не более 15 метров допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам (ошибочное указание в оспариваемом предписании на нарушение требований СП 4.13130.2009 является технической опечаткой, на существо вменяемого нарушения и исполнимость предписания не влияет; определением от 11.11.2013 указанная опечатка была исправлена в постановлении о назначении административного наказания N 2-14-2324, вынесенного по результатам спорной проверки).

В силу пункта 6.2 таблицы А1 и пункта А4 приложения А к СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" лестничные клетки жилых зданий высотой более 28 метров здания должны быть оснащены автоматическими установками пожарной сигнализации.

Факт нарушения вышеуказанных требований пунктов 33, 36 "б" ППР, пункта 7.6 СП 4.13130.2013, пункта 6.2 таблицы А1 и пункта А4 приложения А к СП 5.13130.2009 установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 28.10.2013 N 2-14-758 с фотоматериалами) и заявителем не оспаривается.

То обстоятельство, что спорный жилой дом был построен в 2006 году до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, СП 4.13130.2013 и СП 5.13130.2009 не освобождает заявителя от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности, учитывая, что требования пожарной безопасности, нарушение которых вменено заявителю оспариваемым предписанием, не являются вновь установленными (аналогичные требования были установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", действовавших на момент строительства жилого дома). Кроме того, перечисленные в предписании нарушения не носят капитального характера, т.е. для их устранения не требуется капитального ремонта здания, в то время как несоблюдение перечисленных в акте проверки требований пожарной безопасности (в том числе, требований к эвакуационным путям и выходам, системам автоматической пожарной сигнализации) создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара.

Доводы подателя жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания получили надлежащую оценку суда первой инстанции. Ссылки заявителя на то, что непроектные перегородки были установлены собственниками и нанимателями жилых помещений, а у заявителя отсутствует право и возможность привести самовольно переустроенные помещения в прежнее состояние и убрать имущество собственников, а также указание на предпринятые заявителем меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности (вплоть до обращения в суд с требованием о понуждении жильцов снести внепроектные перегородки и двери), не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания и его неисполнимости, а являются основанием для обращения в уполномоченный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, а также имеют значение для решения вопроса о виновности лица в неисполнении предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Предписание от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 вынесено уполномоченным должностным лицом ОНД Красногвардейского района в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 в оспариваемой части является законным, не возлагает на заявителя дополнительных (помимо установленных законом) обязанностей, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ТСЖ "Пискаревский 37-2" требований.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 11.04.2014 не имеется.

Расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.

Государственная пошлина в размере 1000 рублей, излишне уплаченная ТСЖ "Пискаревский 37-2" при обращении в суд с апелляционной жалобой платежным поручением N 2088 от 07.05.2014 (подпункт 3 во взаимосвязи с подпунктом 12 пункта первого статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 , статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 апреля 2014 года по делу N А56-3223/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Пискаревский 37-2" - без удовлетворения.

Возвратить товариществу собственников жилья "Пискаревский 37-2" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.



О.И. Есипова
Н.И. Протас

Ув. Viss! После двух часов мучений получил следующий текст:
В настоящее время категорирование складских и производственных помещений производится согласно требований СП12.13130.2009. Однако, имеются в существующих нормативных документах имеются противоречия, не позволяющие однозначно определить категорию пожарной опасности и функциональное назначение помещений. Особенно, это касается группы так называемых технических помещений. Настоящие предложения по внесению изменений в СП4.13130.2013 предлагают внести необходимые пояснения и разъяснения.
1.Предлагается внести термин «встроенный шкаф». Необходимость такого термина требуется из-за отсутствия однозначных критериев отличия кладовых помещений и встроенных шкафов, что не позволяет определить противопожарные требования к выявленному пространству. Предлагаемый термин.
Встроенный шкаф – пространство без окон, имеющее одну входную дверь, площадью не более 10 м2 и шириной не более 0,75м, предназначенное для хранения веществ и материалов.
Такое определение позволяет установить соответствие с требованиями формулы Б2 приложения Б СП12.13130.2009. (Категорирование в данном случае пространства по пожарной опасности должно производится при площади размещения пожарной нагрузки не менее 10 м2) и п. 13.3.8 СП5. 13130.2009 Пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более.
2.Предлагается внести изменения в п.5.1.2 следующего типа
«5.1.2 Размещаемые в общественных и жилых зданиях помещения производственного и складского назначения (мастерские, лаборатории, кладовые помещения) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.
При этом указанные помещения площадью менее 10 м2, не относящиеся к категориям взрыво-и пожароопасности А,Б,Г,Д допускается относить к категории В4 без проведения расчетных обоснований.»
Такое изменение позволит гармонизировать требования с с требованиями формулы Б2 приложения Б СП12.13130.2009. (Категорирование пожароопасных помещений по пожарной опасности должно производится при площади размещения пожарной нагрузки не менее 10 м2). Т.е пожароопасность помещений меньшей площади незначительна.
3.Пункт 5.1.2 предлагается дополнить.
«Имеющиеся в общественных и жилых зданиях технические помещения, за исключением помещений архивов, по своему функциональному назначению следует относить к классу Ф5.1. Данные помещения имеют категории пожарной опасности соответствующие таблице 1 СП12.13130.2009.
Помещения архивов по функциональному назначению относятся к классу Ф5.2 и категорируются по пожароопасности на категории В1-В4 при площади архива более 10 м2. При площади менее 10 м2 помещение имеет категорию В4 по пожарной опасности.
Помещения венткамер категорируются согласно требований СП7.13130.2013.
Остальные технические помещения, их виды и категории пожарной опасности представлены в приложении 1 к СП4.13130.2013.
Холодильные и охлаждаемые камеры относятся к оборудованию и не подлежат категорированию по пожарной опасности»
4. Приложение 1
Наименование технического помещения Категория пож. опасности Примечание
Серверная Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
Машинное отделение лифта Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
Электрощитовая Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
Компрессорная Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
Аппаратное помещение АТС Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
Закрытые распредустройства и
Подстанции с масляными выключателями Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
и трансформаторами, конденсаторные
содержащие не более 60 кг масла
в единице оборудования
Закрытые распределительные устройства Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
и подстанции с сухими трансформаторами
без масла
Дизель-генераторные без наличия емкостей Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
для топлива
Установки с высоковольтным оборудованием Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание
Машинные и насосные отделения холодильных
Установок Г Гармонизация п.5.1.2 ПУЭ 6 издание

Котельная, теплогенераторная Г Гармонизация приложение А СП89.13330.2012
Индивидуальный тепловой пункт Д Гармонизация п.2.12 СП41-101-95
Помещение теплосчетчика, водосчетчика Д Гармонизация п.2.12 СП41-101-95
Бойлерная Д Гармонизация п.2.12 СП41-101-95
Водомерный узел Д Гармонизация п.2.12 СП41-101-95
В технических помещениях в незначительных количествах (не более 180 мДж/м2) допускается наличие твердых горючих и трудногорючих веществ и материалов

Данный документ вводится в действие с 24.06.2013. Предлагаем вам ознакомиться с пояснительной запиской разработчика СП 4.13130.2013 - ФГУП ВНИИПО МЧС России.

1. Основание пересмотра предыдущей и разработки новой редакции

В настоящее время минуло уже более трёх лет с момента выхода Свода правил СП 4.13130.2009 «Предотвращение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям».

Следует отметить, что изначально, с выходом в 2009 году Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , руководством МЧС была поставлена задача по сокращению количества действующих нормативных документов и интеграции требований пожарной безопасности в объёме Сводов правил и национальных стандартов. Исходя из этого, было принято решение о создании отдельного документа - Свода правил СП 4, реализующего требования статьи 59 указанного Федерального закона, в части ограничения распространения пожара на объектах различных классов функциональной опасности, и объединяющего требования к пассивным системам противопожарной защиты при проектировании объёмно-планировочных решений зданий и сооружений, а также устройству противопожарных расстояний и преград.

Предстояла весьма непростая работа, так как на момент создания документа, указанные требования пожарной безопасности были распределены по множеству различных документов – норм пожарной безопасности НПБ, общегосударственных строительных норм и правил СНиП, территориальных МГСН, ТСН, отраслевых, ведомственных и т.п., часть из которых на тот момент уже существенно устарела, а в ряде случаев требования этих документов дублировались и противоречили друг другу.

К сожалению, установленные тогда, весьма сжатые сроки разработки первой редакции СП 4 не позволили в полном объёме выявить, отработать и актуализировать все существующие на тот момент, несоответствия и противоречия в действующих нормативных документах. Помимо этого, уже после выхода указанного документа началась активная деятельность по пересмотру и совершенствованию нормативно-правовых документов в строительной области, продолжалась работа по разделению строительных и пожарных требований норм. Изменились правила прохождения и утверждения проектной документации.

Кроме того, как известно, год назад, вышла новая редакция Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона № 117-ФЗ от 10.07.2012 ), из которой, в соответствии с концепцией развития гибкого нормирования, ряд Статей с обязательными противопожарными требованиями был исключен, с целью их переноса в нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе и в СП 4.

Вышеуказанные обстоятельства в основном и определяли возникавшие при применении документа вопросы, замечания, а также пожелания по дальнейшему совершенствованию документа, поступавшие в адрес института от надзорных, проектных, строительных организаций и компаний.

2. Краткая характеристика полученных замечаний

В рамках практики применения документа было рассмотрено более двухсот замечаний и предложений от более чем 20-ти организаций.

Ряд положений вошедших в текст первой редакции СП 4 требовал актуализации современным реалиям. Так, в связи с повсеместно наблюдающимся уплотнением жилой застройки, активному давлению подверглись пункты СП, содержащие требования о строительстве детских садов и школ – как отдельно стоящие здания, без возможности блокирования с другими объектами.

Много вопросов вызывали и относительно большие значения величин противопожарных разрывов от автостоянок легковых автомобилей до других объектов, перенесённые в СП 4 из ранее действующего СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и включающего в себя, помимо противопожарных, также и санитарные требования.

Также выяснилось, что в действующих нормативных документах отсутствуют противопожарные требования по размещению в жилых и общественных зданиях дизельгенераторов и других генераторных установок.

Эти, а также множество других моментов свидетельствовали о необходимости пересмотра и актуализации положений СП 4 в новой редакции документа, работа над которой позволила отработать заложенные в документ основные принципы ограничения распространения пожара и провести всестороннее совершенствование документа.

Работа над новой редакцией велась сотрудниками нескольких подразделений ФГБУ ВНИИПО МЧС России, исходя из специфики основных смысловых частей документа.

В новом документе можно выделить нескольких основных частей.

1. В 1-3 разделах указана Область применения, Нормативные ссылки, Термины и определения.

2. 4 и 5 разделы, содержат общие требования пожарной безопасности к объёмно-планировочным решениям по предотвращению распространения пожара на объектах защиты, а также нормативные требования к зданиям и сооружениям жилого и общественного назначения.

3. В 6 разделе приведены противопожарные требованиями к производственным и складским объектам, объектам нефтегазовой индустрии, стоянкам автотранспорта и т.д.

4. В 7 и 8 разделы вошли противопожарные требования из Федерального закона №123-ФЗ - Статьи 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям и Статьи 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений.

3. Характеристика объекта вносимых изменений

В ходе работы над новой редакцией были скорректированы, уточнены и дополнены положения практически всех существующих разделов.

В разделах 1 - 3 проведена корректировка текста, а также ряда терминов и определений, введены новые термины.

После исключения из Федерального закона №123-ФЗ 69, 72 и 75-й статей, соответствующие требования к противопожарным разрывам между жилыми и общественными зданиями, стоянками легковых автомобилей, а также противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных участков были внесены в раздел 4 новой редакции СП 4, при этом часть указанных положений были переработаны и скорректированы.

Теперь в соответствии с новой редакцией СП 4 (п. 4.11) противопожарные расстояния допускается не нормировать между жилыми и общественными зданиями I, II и III степеней огнестойкости, если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа.

Также не нормируются (п. 4.12) расстояния между общественными зданиями и сооружениями, если суммарная площадь в пределах периметра застройки, не превышает допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, принимаемую по СП 2.13130 для здания или сооружения с минимальными значениями допустимой площади, и худшими показателями степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.

Конкретизированы и дополнены требования по устройству в зданиях открытых лестниц 2-го типа.

В текст документа добавлен принципиально новый раздел 5.3 по нормированию противопожарных расстояний на территориях организованной малоэтажной застройки, так называемых таунхаусов, с учетом возможности наличия на этих объектах современных систем противопожарной защиты, а также размещения на их территориях подразделений добровольной пожарной охраны.

С учётом поступивших замечаний и предложений был существенно переработан и актуализирован раздел 5 «Требования к объектам жилого и общественного назначения»:

Добавлен перечень общественных помещений допускаемых к размещению на нижних этажах и подвалах жилых зданий,

Уточнены требования по выделению противопожарными преградами в общественных зданиях вспомогательных помещений производственного, складского и технического назначения исходя из их категории по пожарной опасности;

Исключены противоречия, дублирования, а также избыточные требования, в том числе по применению противопожарных преград 1-го типа.

Существенные изменения и дополнения внесены и в раздел 6 «Требования к объектам производственного и складского назначения», а именно проведена корректировка текста, исправлены опечатки и несоответствия, добавлены противопожарные требования, исключенные из строительных норм, введены два новых раздела – «Требования к магистральным трубопроводам» и «Требования к зданиям промышленных холодильников» и т.п. Добавлены требования к местам хранения автотранспорта, в том числе и для перевозки ГСМ на территориях промышленных предприятий, скорректированы и актуализированы современным реалиям положения ряда пунктов по хранению легковых автомобилей.

И как уже упоминалось, в документе появилось два новых раздела – 7. «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям, и 8 «Обеспечение деятельности пожарных подразделений», в которые включены актуализированные требования, ранее содержащиеся в Статьях 67 и 90 Федерального закона №123-ФЗ .

Новая редакция СП 4.13130.2013 была утверждена Приказом МЧС Рос-сии № 288 от 24 апреля 2013 года. В настоящее время текст документа размещён на официальном сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Также он имеется в ИПС NormaCS .

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

СВОД ПРАВИЛ

СП 4.13130.2013

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

ОГРАНИЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА НА ОБЪЕКТАХ ЗАЩИТЫ

ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ

Systems of fire protection.

Restriction of fire spread at object of defense.

Requirements to special layout and structural decisions

Дата введения - 2013-06-24

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Сведения о своде правил

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)


2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 24 апреля 2013 г. N 288

3. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 18 июня 2013 г.

4. ВЗАМЕН СП 4.13130.2009

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация и уведомления размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МЧС России

1. Область применения

1.1. Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

1.2. Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м и здания и сооружения других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м, а также на объекты специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горных выработок), за исключением атомных электростанций и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие национальные стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 51115-97 Техника пожарная. Стволы пожарные лафетные комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53279-2009 Головки соединительные пожарные. Общие технические требования. Методы исследований

ГОСТ Р 53324-2009 Ограждение резервуаров. Требования пожарной безопасности

ГОСТ 9544-2005 Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов

СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция, кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

  • СВОД ПРАВИЛ СП 4.13130.2013
  • 1. Область применения
  • 2. Нормативные ссылки
  • 3. Термины и определения
  • 4. Общие требования пожарной безопасности
  • 5. Требования к объектам жилого и общественного назначения классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4
  • 6. Требования к объектам производственного и складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5
  • 6. Требования к объектам производственного и складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5