Иммиграционная политика России: пути реформирования и перспективы развития. Иммиграционная политика сша

Миграционная политика. Любая политика - это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и .

Миграционная политика - это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.

Миграционная политика включает в себя:

Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики.

Исходным при этом является обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.

Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.

Можно выделить следующие цели миграционной политики:

Привлечение мигрантов на временное место жительства;

Создание постоянного состава населения;

Обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения;

Стабилизация населения в тех или иных местностях;

Повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий;

Сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.

В соответствии с целью демографического развития призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:

Контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.

Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.

Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ - концептуально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции - это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.

Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.

Основными механизмами реализации такой политики должны быть:

Комплексное и универсальное миграционное законодательство;

Единая классификация категорий мигрантов;

Разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;

Система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;

Система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;

Концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.

Правовые основы государственного вмешательства в региональное перераспределение населения и внешние миграционные процессы заложены в Конституции и специальных законах.

Федеральное законодательство, регламентирующее миграционную политику, можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции. К первой группе следует отнести федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах». Ко второй группе - федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О вынужденных переселенцах» в той части, где закон касается граждан Российской Федерации, прибывающих из стран так называемого нового зарубежья, а фактически - из бывших союзных республик, «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (см. ).

Очевидно, что каждая страна (Россия не исключение), исходя из национальных интересов, избирает адекватную своему геополитическому статусу миграционную политику. Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграций при этом используется не для обоснования целей политики (они лежат вне этой политики), а для поиска приемлемых для избранной цели мер и механизмов воздействия на миграционные процессы. России в этом отношении повезло: она имеет собственный огромный опыт осуществления миграционной политики в XVII -XX вв., накопленный Российской империей и Советским Союзом.

В дореволюционные годы на практике были опробованы такие концепции, как поэтапные переселения (постепенное переселение из одних близрасположенных местностей в другие и т.д.), выбор предпочтительных районов выхода мигрантов (сходство местностей по природно-гео- графическим и хозяйственным условиям), подбор состава переселенцев (семейных, зажиточных) и др.

В довоенные годы советского периода, помимо учета идей дореволюционного переселенческого движения, были выработаны также принципы привлечения и закрепления населения в восточных и северных районах страны. Сегодня стала доступной для изучения также зарубежная миграционная практика - не только прошлая, но и настоящая - многих, прежде всего развитых, стран (Германии, США, Японии и др.). Современная Россия столкнулась с рядом новых для нее крайне сложных миграционных проблем. Раньше не было таких явлений (или их проявление было незначительным), как беженство, « », нелегальная и т.д. Если в прошлом внутренние миграции были достаточно жестко детерминированы размещением производительных сил и территориальной дифференциацией условий жизни населения, то ныне основными факторами миграции выступают механизмы формирующегося всероссийского рынка с его региональной спецификой и политическая конъюнктура как внутри России, так и на постсоветском пространстве.

Естественно, что новая миграционная ситуация выдвинула новые задачи в сфере регулирования миграционных процессов. Современная миграционная политика имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Во внешней сфере на первый план вышли такие задачи, как: создание условий для привлечения в Россию иммигрантов - будущих граждан страны, обеспечение безопасности государства, соблюдение прав мигрантов при реализации разного рода межгосударственных соглашений, развитие сотрудничества с зарубежными и международными организациями в целях цивилизованного предотвращения незаконной миграции и т.д. Во внутренней сфере важное значение придается: разработке эффективных механизмов перераспределения миграционных потоков, в том числе и иммиграционных, с учетом геополитических интересов страны и облегчения интеграции мигрантов в районах вселения; формированию условий для самообустройства вынужденных мигрантов, поддержке их адаптации на новых местах; созданию системы предупреждения ситуаций, ведущих к внезапным массовым недобровольным перемещениям населения, и др.

Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М„ 2003. С. 170-173.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Смотреть что такое "Миграционная политика." в других словарях:

    МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, одно из направлений демографической политики, совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграц. движение нас. М. п. носит классовый характер, осн. субъектом её проведения выступает гос во. М. п.… …

    Государственная миграционная политика на уровне отдельной страны заключается в установлении строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвратить те из них, которые считаются нежелательными с точки зрения интересов страны. На… …

    Во всех странах, где уже существуют ограничения въезда, пребывания и натурализации иммигрантов, иммиграция осуществляется на легальной и нелегальной основе. В большинстве западных стран легальная иммиграция осуществляется по трем основным каналам … Миграция: словарь основных терминов

    ПОЛИТИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ - ПОЛИТИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, термин, употребляемый в науч. лит ре для обозначения направления социально экон. политики, целью к рого выступает воздействие на развитие народонаселения. Органич. составной частью П. н. является демографич. политика.… … Демографический энциклопедический словарь

    Миграционная ситуация в России - Число выбывших из России и прибывших в Россию в 1993 2009 годах, тыс. человек После распада СССР мобильность населения в России существенно снизилась, внутренние миграции уступили место внешним. Первая волна начало 1990 х годов … … Википедия

    Внешняя политика Швейцарии - Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о … Википедия

    - (ФМС России) создана в 1992 г., на нее были возложены функции головного координирующего органа по миграционной политике России. В 1993 1994 гг. на ФМС России были дополнительно возложены функции организации иммиграционного контроля, разработки и… … Миграция: словарь основных терминов

    Национальная политика России - Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия

    ПОДВИЖНОСТЬ МИГРАЦИОННАЯ - в современной литературе встречаются три различн. определения П.м. (мобильности). В одних случаях этот термин рассматривается как синоним перемещения (переселения), в др. как общее понятие потенциальной и реальной миграции и, в третьих как… … Российская социологическая энциклопедия

Иммиграция имеет многоплановые и неоднозначные, иногда не прогнозируемые экономические, а также социальные последствия для принимающей стороны. Они дифференцированно проявляются в различных ее характеристиках: региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической и пр. Значение и характер последствий иммиграции в конкретных странах обусловлены в первую очередь ее масштабом и структурой, ее соответствием экономическим потребностям и возможностям принимающих обществ, особенностями использования в них иностранной рабочей силы. Иммиграция оказывает заметное воздействие на экономику принимающих стран.

Изучением иммиграции занималось множество зарубежных и отечественных специалистов. А именно А. Лукьянец, В. Янин, Т.Окопов и др .

Целью данного исследования является рассмотрение общей структуры иммиграционной политики США.

В США, как и в любой другой стране, иммиграция делится на легальную и нелегальную. В легальной иммиграции в США можно выделить четыре важнейших потока, соответствующих четырем целенаправленно осуществляемым программам иммиграционной политики: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, а также иммиграция с целью поддержания этнокультурного разнообразия.

Наиболее значительный канал легального иммиграционного притока – воссоединение семей, в его рамках в страну ежегодно приезжают 550-600 тыс. родственников постоянных резидентов или граждан США. Законом об иммиграции 1990 г. Была введена действующая по нынешнее время система преференциальных категорий, основанных на родстве, а именно: супруги, вдовы и вдовцы (если прожили со своими супругами минимум 2 года), родители граждан США, достигших 21 года, не состоящие в браке дети (старше 21 года) граждан США, женатые дети граждан США, братья и сестры граждан США, достигших 21 года .

Количественных ограничений для постоянных виз, выдаваемых родственникам американских граждан, не устанавливается.

США, как и большинство принимающих стран, используется селективный подход при регулировании трудовой иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Статус постоянного жителя в денной категории может быть предоставлен:

Лицам с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса и спорта, а также выдающимся профессорам, исследователям и международным менеджерам;

Лицам с высоким уровнем образования (соответствующим степени магистра) или лицам с исключительными способностями в области науки, искусства, бизнеса;

Квалифицированным специалистам, недавним выпускникам высших учебных заведений по ряду специальностей, лицам с дипломами, соответствующими степени бакалавра;

Священнослужителям;

Инвесторам, вкладывающим более 1 млн. дол., а также инвесторам, вкладывающим от 500 тыс. до 1 млн. дол.

Третий поток иммиграции связан с гуманитарными причинами. Сюда следует отнести программу США по переселению беженцев. В соответствии с этой программой в США попадают беженцы из других стран, отвечающие международному определению беженца как лица, которое обоснованно боится преследования или не может быть защищено в своей стране, и которое США принимают по «особым гуманитарным соображениям». Четкого определения «особых гуманитарных соображений» не существует, но подразумевается, что речь идет о лице, которое тесно связано с Соединенными Штатами – либо имеет постоянно проживающих родственников, либо приглашено работодателем, особенно если работодателем является американское правительство. Спустя год пребывания в США после получения статуса беженцы имеют право приобрести иммиграционный статус.

Четвертый поток легальной иммиграции – принимается в рамках программы поддержания этнокультурного разнообразия. В отличие от многих стран, стремящихся к многонациональному государству. Соединенные Штаты заботятся о том, чтобы в населении страны было представлено как можно больше разнообразных этнических, культурных и конфессиональных групп. Поэтому для стран, не имеющих предыстории миграционных отношений с США, проводятся специальные лотереи “green card”, а для представителей подобных категорий существует приоритет в получении въездных виз. Ежегодно правительство США выделяют 55000 иммиграционных виз, которые вследствие разыгрываются среди участников лотереи. При этом на основании данных об уровне иммиграции в том или ином географическом регионе определяется, сколько иммиграционных виз следует предоставить каждому региону. В среднем в розыгрыше ежегодно участвуют от 8 до 9 миллионов заявителей, что вместе с членами их семей составляет от 15 до 20 миллионов .

Принимаются также определенные способы борьбы с нелегальными иммигрантами, одним их них является депортации. За период 1991-2005 гг. из страны бы депортировано в принудительном порядке 1566 тыс. иностранных граждан, нарушивших условия пребывания в стране .

Также совсем недавно конгресс США одобрил еще один способ борьбы с нелегальной иммиграцией – возведение стены на границе с Мексикой. Через границу с Мексикой на территорию Соединенных Штатов ежегодно въезжают от 500 тыс. до 1 миллиона нелегальных иммигрантов.

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В специальной литературе названы следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции, недостаток рабочих мест на родине иммигрантов , потребность американской экономики в дешевой рабочей силе . Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов. Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы. Тем не менее иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов.

В заключение стоит отметить, что иммиграционная политика постоянно меняется. Политики плохо отдают себе отчет в том, какие задачи перед ними стоят. Частая смена установок приводит к тому, что ни одна из них до конца не реализуется; вечная спешка приводит к неадекватным действиям Службы иммиграции и натурализации.

Иммиграционная политика США, ее институты, методы заслуживают достойного внимании со стороны других развитых стран. Американская политика доказала свою работоспособность, конечно, она не идеальна, и в ней есть свои недостатки. США сталкивается со множеством проблем связанных с нелегальной иммиграцией, которые требуют неотложного решения.

Литература

1. Смитиенко, Б. М. Международные экономические соотношения [Текст] : Учеб. пос. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 512 с. (Высшее образование). – ISBN 5-16-002173-6.

2. Козак, Ю.Г. Економіка зарубіжних країн [Текст]. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 544 с. – ISBN 978-966-364-510-0.

3. Супян, В. Б. Экономика США [Текст] : Учеб пос. Для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с. – ISBN 5-314-00087-3.

1

В данной статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, проведенного преподавателями и студентами кафедры культурологии СФУ в 2011. В настоящей статье рассматриваются факторы, актуализировавшие проблему миграции для России, а также оговариваются проблемы, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Очевидным представляется факт, что, несмотря на необходимость иммиграции для развития страны, следует вести ряд ограничений по количественно-качественным показателям для въездной миграции. То есть необходимо найти баланс в вопросах как необходимого числа мигрантов, так и уровня их квалификации. Чтобы принять наиболее продуктивное решение, следует обратиться к опыту различных стран в этой сфере, в первую очередь, к опыту так называемых «иммигрантских» государств: США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Израиля. В статье рассматриваются политические, экономические и социальные меры, принятые в этих странах, позволившие им из малонаселенных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни.

национальная идентичность

миграционная политика

иммиграция

1. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Ценности инновационной деятельности для студентов, экспертов и предпринимателей Красноярска: желаемый идеал, надежды и реальность /Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 11. - С. 1507-1525.

2. Замараева Ю.С. Историографический обзор подходов и концепций по проблеме миграции в зарубежных и российских исследованиях XX века // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 3. - С. 437-444.

3. Замараева Ю.С. Отношение мигранта и принимающей среды как феномен современной культуры Красноярского края (результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - Т.4. - № 6. - С. 805-815.

4. Кирко В.И., Копцева Н.П., Кеуш А.В. Эвенкийский муниципальный район Красноярского края - экспериментальная площадка по созданию бизнес-инкубатора // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 8. - М. 1127-1131.

5. Копцева Н.П. Методологические возможности социальной (культурной) антропологии для современных культурных исследований // Философия и культура. - 2012. - № 10. - С. 9-18.

6. Копцева Н.П. Проблема методологии современных культурных исследований: возможности классической британской социальной антропологии // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 4. - С. 89-104.

7. Копцева Н.П. Проведение экспериментального прикладного культурного исследования межкультурной коммуникации: фокус-группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения (на материале исследования Красноярского края) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 410-410.

8. Копцева Н.П., Замараева Ю.С., Сертакова Е.А. Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Т.4. - № 11. - С. 1577-1588.

9. Копцева Н.П., Пименова Н.Н., Резникова К.В. Сохранение и развитие коренных нароов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т.3. - № 5. - С. 649-666.

10. Минеев В.В. Единство теоретико-методологических и методико-практических аспектов преподавания философских дисциплин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 5-1. - С. 123-127.

В качестве факторов, повлиявших на то, что миграция стала актуальной проблемой для России, принято выделять следующие. Во-первых, с перестройкой произошла либерализация режима миграции, прежде ограниченного советской властью. Во-вторых, в Россию был направлен большой поток беженцев из постсоветского пространства, обусловленный межэтнической напряженностью и даже межэтническими войнами, пришедшимися на время распада СССР и последовавший за ним период. В-третьих, провозглашение новых независимых государств стало причиной изменения статуса этнических русских жителей в них, что способствовало стремлению последних к репатриации. В-четвертых, Россия стала открыта для внешнего мира, но вместе с этим не обрела эффективного контроля своих протяженных границ, что послужило причиной нелегальных миграций из стран Азии и Африки. В-пятых, нелокальные экономические кризисы обуславливают потоки в Россию из некоторых новых независимых государств, потому что в них условия жизни ухудшаются сильнее, чем в России.

Необходимо отметить, что иммиграция для России является необходимым условием не только развития, но и существования. В частности, наличествует ряд проблем, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Во-первых, речь идет о том, что население страны сокращается, Россия практически повсеместно недонаселена, в ней отмечается недостаточное количество городов, а также транспортных магистралей. Во-вторых, наблюдаются тенденции к сокращению населения трудоспособного возраста при увеличении пенсионеров, что может привести к кризису пенсионной системы. В-третьих, в любой стране часть населения должна служить в армии, быть занятой на малопрестижных рабочих местах. Чтобы решить обозначенные проблемы, стране необходимо проводить селективную политику привлечения мигрантов, способных принять участие в подъеме экономики и воспроизведении российского населения.

Н. Мкртчян, проанализировавший миграционное законодательство РФ и обнаруживший всю его неполноценность, пришел к выводу, что Концепция регулирования миграционных процессов в РФ в случае заинтересованности в притоке иммигрантов должна давать однозначные ответы минимум на следующие вопросы: «на какие масштабы иммиграции необходимо ориентироваться в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; должно ли государство регулировать распределение иммигрантов по территории страны, и если да, то какие экономические стимулы и административные ограничения оно станет при этом задействовать; станет ли Россия принимать всех иммигрантов на равных условиях или будет предложена система критериев их отбора, т.е. осуществляться селективный прием? В последнем случае необходимо определиться с приоритетами по странам, а также обозначить ключевые критерии отбора; какие механизмы будут задействованы для интеграции иммигрантов в принимающее сообщество, как будет проходить процесс их натурализации» .

Следует обратить внимание на то, каким образом даются ответы на эти вопросы за рубежом. В первую очередь, когда речь заходит об иммиграционной политике зарубежья, вспоминается ряд стран, изначально ориентированных на прием большого количества населения из-за рубежа. В частности, речь идет о странах, которые некоторые ученые называют «иммигрантскими», это, к примеру, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль. США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии удалось из практически безлюдных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни. Для России, имеющей огромные территории и сравнительно небольшое по численности население, опыт этих стран будет весьма полезен, равно как и опыт Израиля - одного из молодых государств, население которого увеличилось за несколько десятилетий в разы.

США является мировой державой, принимающей иммигрантов больше, нежели любое другое государство, более того, именно в США иммиграция является сильной стороной национальной идентичности. Так называемая «американская мечта» напрямую связана с иммиграцией: практически ничего не имеющий человек приезжает в США и обретает возможность добиться минимум обеспеченного существования, максимум - добраться до вершин успеха и состоятельности. Иммиграционная политика Соединенных Штатов претерпевала изменения за время своего существования, сегодня в легальной иммиграции США принято выделять четыре основных потока, которые соответствуют четырем направлениям политики: это воссоединение семей, трудовая иммиграция, гуманитарная иммиграция и иммиграция для поддержания этнокультурного разнообразия. Воссоединение семей является наиболее значительным потоком, ежегодно в страну приезжают порядка 550-600 родственников граждан или резидентов США. Второе место по численности въезжающих занимает поток трудовой миграции, то есть въезда, спонсируемого работодателем, который помимо финансовой стороны дела должен доказать, что среди граждан США нет подобного по квалификации специалиста. Пик гуманитарной иммиграции пришелся на 1990-е годы, впоследствии он был законодательно ограничен.

Первые три направления иммиграционной политики, существующей в США, поддерживаются большинством современных стран, в то время как четвертое является исключительной характеристикой Соединенных Штатов, поскольку большинство стран ратует за мононациональное государство, а США, напротив, стремятся, чтобы население страны состояло из как можно большего количества этнических и конфессиональных групп. Для осуществления въездной политики для поддержания этнокультурного разнообразия каждый год США проводят лотереи «greencard», участие в которых может принять любой человек из списка стран, каждый год формируемого Государственным Департаментом США. Из списка исключаются те страны, из которых в течение последних 5 лет приехало в США более 50 тыс. иммигрантов. Первый розыгрыш лотереи состоялся в 1994 году и с тех пор происходит ежегодно. С одной стороны, лотерея позволяет поддерживать этническое разнообразие, с другой же, она позволяет привлекать в страну людей в большинстве своем трудоспособного возраста, что положительно сказывается не только на экономике, но и на социальном обеспечении пенсионеров, проживающих в США, поскольку налоги, выплачиваемые новой рабочей силой, идут в том числе и на выплату пенсий.

В Канаде, Австралии и Новой Зеландии достаточно просты процедуры получения вида на жительство и последующего получения гражданства для квалифицированных специалистов (при этом список профессий очень велик), а также для инвесторов. Правительства названных стран не только не препятствуют с получением гражданства, но и полагают, что оно положительно скажется на экономике, в силу этого гражданство получают иммигранты, прожившие на территории государств порядка 2-3 лет. Иммиграционная политика Канады предполагает несколько основных направлений: помимо гуманитарной иммиграции и восстановления семей, существует так называемая независимая иммиграция и бизнес-иммиграция. Въехать в страну в рамках независимой иммиграции имеют возможность квалифицированные специалисты профессий, востребованных в Канаде, законодательство позволяет принимать порядка 200 тыс. таких иммигрантов в год. Для отбора иммигрантов существует тест, включающий в себя разделы как по владению языком, так и по специальности и уровню образования. Иммигрант должен набрать не менее 70 баллов из 100 возможных. Предпринимателям, успешно зарекомендовавшим себя и готовым открыть свое дело на территории Канады, необходимо набрать в таком тесте всего лишь 25 баллов. Согласно законодательству, по программе бизнес-иммиграции в Канаду могут въехать инвесторы, способные вложить в экономику страны не менее 400 тыс. канадских долларов, или бизнесмены, в течение 2 лет обязанные открыть свое дело и трудоустроить минимум одного канадца.

Австралия, имеющая иммиграционное законодательство, схожее с канадским, не принимает квалифицированных рабочих старше 45 лет, что препятствует возникновению проблем с пенсионным обеспечением австралийцев. Мультикультурализм является основой внутренней политики Австралии, в связи с чем у каждого иммигранта есть право развивать свою культуру на территории страны, и у каждого жителя страны есть обязанность признавать это право за гражданами Австралии и иммигрантами. При этом наибольшую поддержку получают иммигранты, согласившиеся обосноваться в менее населенных, периферийных территориях. В Новой Зеландии, иммиграционная политика которой очень похожа на австралийскую, существует социальная программа, облегчающая иммиграцию и Океании, в связи с чем 5% населения страны составляют полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы. Власти Новой Зеландии, как и канадские, не имеют ничего против двойного гражданства, которое позиционируется как одно из преимуществ проживания в этих странах.

Израиль представляет собой сравнительно молодое государство. В качестве исторической миссии еврейского государства была признана репатриация еврейского народа на историческую родину. Страна открыта для еврейской иммиграции и готова облегчать адаптацию приехавших. Евреям, прибывшим на территорию Израиля, не нужно ждать до принятия гражданства несколько лет: по закону, принятому еще в 1952 году, автоматическое получение статуса гражданина предусматривается для каждого еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, принятого в 1950 году, и в котором говорится, что «каждый еврей имеет право иммигрировать на землю Израиля». При этом правила для иммигрантов, не являющихся евреями, в Израиле аналогичны правилам других стран. Существующая иммиграционная политика привела к тому, что если в 1948 году, когда было провозглашено государство, в Израиле проживало 805,6 тыс. человек (из них 650 тыс. - евреи), то уже в конце 1995 года население составляло 5 млн 619 тыс., то есть оно выросло в 7 раз. За первые 20 лет существования нового государства в Израиль прибыли более 1, 25 млн евреев в основном из Восточной и Центральной Европы, из Северной Африки и арабского Ближнего Востока, ряд еврейских общин (Болгария, Йемен, Ирак) практически полным составом переселился в Израиль.

Собрав за время своего существования иммигрантов, являющихся носителями культуры и языков около 80-ти стран, Израиль попытался использовать модель «плавильного котла», стирающего языковые и культурные различия, поскольку предполагалось, что среди населения, обладающего значительной этнической однородностью и единством религии, они будут невелики. Но достичь лингвистического, этнического и конфессионального единства не удалось, по сути, Израиль оказался еще более многонациональным, чем США и Канада. Причину такого положения дел усматривают в том, что в большинстве иммигрантских стран въезжающим на их территорию так или иначе приходится приспосабливаться к образу жизни коренного населения, но в Израиле иммиграционная политика началась сразу же по образованию государства, что привело к тому, что не было достигнуто численное превосходство коренного населения. В связи с этим был совершен переход от политики «плавильного котла» к этническому и социально-культурному плюрализму как основополагающему направлению абсорбции иммигрантов.

Государство различными способами способствует адаптации иммигрантов на территории Израиля, в первую очередь, оно помогает в решении жилищной проблемы, причем, это касается как обретения временного жилья, так и покупки собственной квартиры или строительства дома. Государством разработан ряд программ для обретения собственного жилья иммигрантами, - это «Первый дом на родине», «Второй дом на родине», «Ульпан кибуц» и др. Израиль оказывает помощь не только в решении жилищных проблем, но и в трудоустройстве иммигрантов, в первую очередь речь идет о научно-технических кадрах. Вследствие притока в Израиль высококвалифицированных рабочих из СССР, число ученых и инженеров в стане на 10 тыс. работающих стало самым большим в мире - 135 человек. Склонность к научной деятельности среди иммигрантов Израиля была сохранена и получила развитие при помощи государства. Содействием в трудоустройстве иммигрантов-ученых занимается Центр абсорбции в науке при Министерстве абсорбции, оказывающий помощь в течение трех лет пребывания в стране, «Программа Гилади» позволяет получить помощь еще на 3 года. Интеллектуальная миграция привела к широкому развитию в стране промышленных парков, а с 1991 года с целью скорейшего вовлечения иммигрантов-ученых Министерство промышленности и торговли начало разворачивать программу поддержки технологических теплиц, или бизнес-инкубаторов.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Резникова К.В. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПОИСК ПРИЕМЛЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12412 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Нынешнему обществу свойственна одна из важнейших проблем современности – миграция, представляющая собой сложный общественно-политический процесс, влияющий на освоение территорий, развитие производства и производительных сил, культуры, взаимоотношения людей. Поиски лучшей жизни за рубежом, стремление к материальному благополучию, политическое преследование, расовая, религиозная или национальная дискриминация – причин у миграции может быть множество.

Тема актуальна как для Евросоюза в целом, так и для Италии в частности: только за 2013 г. в Италию прибыло 307,5 тыс. иммигрантов (всего в страны Евросоюза – 3,4 млн) . В целом на территории страны на 1 января 2014 г. оказалось почти 5 млн иммигрантов, или 8,1% всего населения Италии . Как следствие, существует целый комплекс проблем, связанных с интеграцией иммигрантов в общество принимающей страны, их социализацией, а также изменением демографической, экономической и культурной ситуации в государстве, которое вынуждено реагировать на возникшую ситуацию. Так складывается иммиграционная политика страны. Целью исследования является определение основных направлений иммиграционной политики Италии в следующих аспектах: политико-правовом, экономическом и социокультурном. Объект исследования в данной работе – политика Италии в контексте обострившейся проблемы миграции, предмет – стратегия, комплекс политических и организационных мер в отношении иммигрантов.

Современная миграция, носящая транснациональный характер, заставляет государства серьёзнейшим образом разрабатывать собственную эффективную миграционную политику. Миграционная политика – это «государственная доктрина или концепция регулирования миграционных процессов, неразрывно связанная с проводимой экономической, социальной, демографической, национальной, культурной политиками, разделяемая на реальную и декларируемую». . Миграционную политику можно рассматривать в отношении к эмигрантам и иммигрантам. В данной работе мы подробно остановимся на иммиграционной политике Италии.

Иммиграция в Европу длительное время не являлась объектом внимания политиков. В 1945-1973 гг. это был один из второстепенных вопросов, который, как считалось, легко можно было решить путем регулирования, а ее последствия не носили характер проблемы. Впервые взгляды политиков поменялись в связи с нефтяным кризисом 1973 г., когда во многих странах было заявлено о замораживании въезда в Европу для трудовых иммигрантов. Это вызвало совершенно непредсказуемые последствия. Во-первых, иммигранты стали оставаться в принимающей стране (т.к. при выезде из страны было невозможно снова туда въехать). Во-вторых, возникли три новых «канала» иммиграции, неподвластные управлению политическими средствами: «воссоединение семей, политическое убежище, миграция без документов» .

Ситуация с каждым годом накалялась, а проблемы не решались. В 1990-е гг. появилось мнение о том, что необходимо ограничить как въезд мигрантов, так и предоставление им политического убежища, а также ужесточить борьбу с иммиграцией без документов. Кроме того, предлагалось объединить усилия стран (в первую очередь органов безопасности), из которых мигрируют и которые принимают мигрантов, а также государств, являющихся для мигрантов транзитными. За этим последовало принятие целого ряда общеевропейских документов и соглашений, которые, тем не менее, не принесли ожидаемого результата, поэтому в настоящее время невооружённым глазом заметен провал политики Евросоюза по отношению к иммигрантам. «Вся Европа сейчас пришла в движение, – так комментирует ситуацию политолог Юрий Шевцов, – люди переезжают из слаборазвитых стран в высокоразвитые, из одних регионов – в другие. Внешняя миграция усиливается, ибо разница в уровнях развития ЕС и ряда соседних стран и регионов нарастает. Евросоюз не справляется с главным: он не смог обеспечить вокруг себя устойчивую зону процветания, которая бы сдержала приток в его границы арабов, африканцев или, например, албанцев» .

История иммиграционной политики Италии не имеет глубоких корней: долгое время в течение XIX-XX вв. Италия была страной выезда. Только в конце 1950 – начале 1960-х гг. начинают приниматься правила въезда и нахождения на ее территории иностранных граждан. Официально иммиграция в Италии была признана как явление в конце 1970 – начале 1980-х гг., когда иммиграционные потоки вышли за рамки традиционных для иммиграции стран и направились в новые, бурно развивающиеся страны, в т.ч. и в Италию, превратив её из «страны эмиграции» в «страну иммиграции» .

Однако в эти годы число иммигрантов в Италии всё равно было значительно меньше, чем в других странах Западной Европы. Кроме того, иммиграционная политика Италии начала формироваться с учетом таких особенностей, как сочетание высокого официального уровня безработицы и существенного веса теневой экономики (около 20-40%), по зднее присоединение к процессу «закрытия» Европы от иммигрантов и транзитное положение между странами-донорами и странами-реципиентами.

В 1981 г. Италия присоединилась к Конвенции № 143 Международной организации труда о нелегальной миграции, что послужило началом законодательного регулирования иммиграционной политики. Принятый в 1990 г. так называемый «закон Мартелли» («legge Martelli») заложил основы современной иммиграционной политики Италии и определил правила въезда и пребывания иностранцев на территории Италии. Отметим его компромиссный характер: с одной стороны, провозглашалось распространение на всех права на убежище (до этого действовавшего только относительно иммигрантов из стран советского блока) и вводилась новая программа амнистии для всех иммигрантов независимо от наличия у того работы; с другой стороны, этот закон вводил довольно жесткие ограничения по контролю за миграцией (утверждение максимального числа прибывающих легальных мигрантов, введение виз для многих стран) .

Следующим правовым документом стал закон № 40/1998, принятый левоцентристским парламентом в 1998 г. на фоне усиливавшейся озабоченности неэффективными мерами по ограничению иммиграции. Главным образом ставка была сделана на ограничение въезда на территорию Италии, а также на изменение процедуры выдворения, содержавшей лазейки для иммигрантов. Данная процедура была упрощена, уменьшены юридические гарантии, установлено правило содержания иммигрантов, подлежащих выдворению, в определенных центрах, а также подписаны соглашения со странами выезда о пропуске выдворенных иммигрантов обратно. Позднее результативность закона была подтверждена статистическими данными, согласно которым увеличились реальное количество депортаций и процентное соотношение количества фактических выдворений к уведомлениям о выдворении .

Иммиграционная политика приобрела более жесткий характер с принятием в 2002 г. «Закона Босси-Фини», в котором уже прямо высказывались опасения по поводу значительного потока в европейские страны иммигрантов. Были приняты следующие ограничительные меры: с четырех до двух лет уменьшилось максимально возможное время разрешения на работу; для граждан из стран, не входящих в Евросоюз, был увеличен срок (с пяти до шести лет) проживания в Италии для получения разрешения на постоянное пребывание в стране; была разработана процедура немедленной депортации нелегальных иммигрантов; было отменено право на воссоединение с членами семьи, находящимися в третьей степени родства .

Далее был принят ряд законов, регулирующих взаимоотношения работодателей и работников-иммигрантов в целях борьбы с теневой экономикой и повышения охраны труда и безопасности работников, гармонизирующих процедуру инспекционных проверок со стороны наблюдающих органов .

Рассмотрим иммиграционную политику Италии в политико-правовом аспекте. Если вплоть до 2002 г. принимались либеральные законы в отношении въезжающих (им активно предлагалась работа, границы были фактически открыты, власть подчёркивала «недопустимость нарушения прав миллионов выходцев из североафриканских стран, живущих в ЕС» ), то приход к власти правоцентристов (партии «Лига Севера», «Национальный альянс») и постоянно усиливающаяся озабоченность проблемой нелегальной иммиграции в Италию выходцев из стран Арабского мира, которые стали наиболее многочисленной категорией иммигрантов, ознаменовались уже упомянутым крайне жёстким иммиграционным законом «Босси-Фини», целью которого было не интегрировать иммигрантов в общество коренных жителей, а оставить их на правах «временных рабочих», отношения с которыми строятся на основе лишь трудовых контрактов. Главными задачами правительства периода пребывания у власти Берлускони стали следующие: ограничение иммиграции и пресечение нелегальной иммиграции; обеспечение безопасности граждан Италии через ограничение иммиграции (доля заключенных среди иностранцев была в 13 раз больше, чем итальянцев ); выдворение всех нелегальных иммигрантов. Кроме того, Италия требовала усилить пограничный и полицейский контроль в странах Африки.

Для борьбы с африканскими иммигрантами правительство предприняло особые меры: создало дополнительные патрули для контроля над своими территориальными водами, специальные полицейские подразделения и места временного содержания нелегалов, выделило быстроходные патрульные суда для Ливии, призванные пресекать незаконные перевозки иммигрантов. Вышеуказанные меры возымели действие, и в итоге за 2010 г. на о.Сицилию и близлежащие острова высадилось всего 205 человек, число нелегальных мигрантов составило 1470 человек, что стало очень неплохим результатом для правительства Берлускони .

Мощнейший миграционный поток вызвали народные волнения в некоторых странах Северной Африки. В результате «арабской весны» в феврале 2011 г. в Италию через море из Туниса и Ливии прибыло около 60 560 человек. Для того чтобы изменить ситуацию и «очистить» южные итальянские провинции, с временными правительствами этих стран было подписано несколько обязательств о сотрудничестве, способствующих возвращению нелегальных иммигрантов на родину, а также воспрепятствованию незаконного транзита через границу.

Были определены следующие иммиграционные мотивы, дающие право на получение разрешения на постоянное пребывание в стране и гражданство:

  • «воссоединение семей – когда воссоединение происходит к лицу, уже имеющему иммиграционный статус либо итальянское гражданство;
  • усыновление несовершеннолетнего иностранца лицом, уже имеющим иммиграционный статус, либо итальянское гражданство;
  • наёмная работа (при наличии контракта с неопределенным сроком завершения);
  • индивидуальная трудовая деятельность в различных областях, таких, как торговля, спорт, искусство, коммерция и т.д.» .

Подробно положение, права и обязанности иммигрантов в настоящее время определяет закон «Босси-Фини» (2002 г.) и ряд дополнений к нему. Остановимся на основных моментах этих нормативно-правовых актов. Во-первых, введён «контракт на пребывание», обязательно оформляемый работодателем заранее. Во-вторых, закон предусматривает визы для иммигрантов, в случае отсутствия которых иностранцы подлежат немедленной высылке из страны. В-третьих, обозначена возможность иммиграции в связи с воссоединением семьи только до третьей степени родства. В-четвертых, закон сужает круг лиц, претендующих на предоставление политического убежища.

2009 г. был ознаменован принятием «расистского» и «бесчеловечного», по мнению оппозиции и итальянских промышленников, «Пакета мер по обеспечению безопасности», который содержал следующие нововведения:

1) «ужесточение финансовой ответственности, а в ряде случаев уголовное наказание за нелегальное пребывание в стране как для иммигрантов, так и для лиц, “оказывающих им содействие”» ;

2) автоматическое заключение при получении вида на жительство «Договора об интеграции», предусматривающего определенную накопительную систему баллов;

3) резкое повышение платы работодателей за найм работников-иммигрантов;

4) увеличение срока пребывания нелегальных мигрантов в центрах установления личности и выдворения с 60 до 180 дней.

На данный момент правительство М. Ренци прекрасно осознаёт необходимость реформ, важность прекращения «избытка гостеприимства», ведущего к росту расизма в стране и ухудшению экономических показателей. Подобные настроения ведут к усилению левых партий, в особенности «Лиги Севера», представители которой не стесняются ксенофобских высказываний .

Миграционный кризис 2015 г. ещё больше обострил ситуацию. Италия, как и Европа в целом, оказалась не готова к такому развитию событий, что привело к появлению разногласий между странами Евросоюза и внутри каждой его страны. На настоящий момент итальянское правительство испытывает сильное общественное давление (так, например, в самый разгар кризиса – летом 2015 г. – губернаторы северных регионов Италии заявили, что не примут ни одного иммигранта ). Сам премьер-министр Ренци угрожал Евросоюзу принять собственные, альтернативные меры в случае, если Евросоюз будет дальше игнорировать эту проблему. Также он предлагал ввести «временные визы», которые бы позволили иммигрантам легально пересекать граница стран Шенгенского соглашения вне зависимости от того, границу какого государства они пересекли в поиске статуса беженца (как установлено настоящим законодательством) . Численность иммигрантов постоянно растёт, только за январь-октябрь 2015 г. на побережье Италии высадилось почти 140 тыс. иммигрантов , однако правительство ничего не может поделать с этим. Более того, Италия выступала за равномерное распределение иммигрантов по всем странам Евросоюза, т.к. несёт наибольшие убытки (по оценкам экспертов, в 2015 г. иммигранты обойдутся Италии в рекордные 1,2 млрд евро ).

В том, что касается иммиграционной политики, чрезвычайно важен экономический аспект. Во-первых, возникает диспропорция на рынке труда, из-за чего и развитие, и функционирование экономики абсолютно невозможны без использования труда иммигрантов. Во-вторых, государство вынуждено «импортировать налогоплательщиков» по причине усиления бремени на бюджет (из-за увеличения продолжительности жизни и расходов на пенсии, уменьшения рождаемости). В-третьих, разумная иммиграционная политика стирает различия в условиях экономического неравенства стран. В-четвертых, в последние десятилетия появились направляющиеся из развитых в развивающиеся страны мощные потоки денежных переводов, за которыми необходимо внимательно следить.

Что касается трудовой иммиграции, если в течение XX века иммигранты шли на такую работу, которая игнорировалась местными жителями, то к его концу наметившаяся тенденция к усилению иммигрантских потоков (вследствие неразвитости, экономической отсталости родных стран) привела к возникновению конкуренции за рабочие места между иммигрантами и местными жителями. Обозначаются следующие причины, объясняющие возникновение и существование иммиграции в странах Западной Европы (в т.ч. и в Италии):

  • недостаток собственной высококвалифицированной рабочей силы;
  • потребность в дешевой рабочей силе;
  • относительно высокая заработная плата .

Среди факторов, способствующих усилению трудовых миграционных потоков, выделяются такие, как совершенствование средств коммуникации (как следствие – быстрое распространение информации) и развитие транспортных средств. Представляется возможным выделить отдельно фактор экономической выгоды как для самих иммигрантов, так и для предпринимателей-работодателей. Первые получают возможность заработать деньги, которые они никогда бы не получили у себя на родине, а также повысить уровень жизни и т.д., вторые – сэкономить собственные средства, т.к. профсоюзы требуют большой заработной платы для работников-граждан Италии.

Почему же именно Италия столь привлекательна для иммигрантов? Главной причиной этого является значительное развитие неформального сектора экономики. Так, например, «незаконный труд в Италии составляет 15,9-17,6% валового национального продукта» (по неофициальным данным, все 27-30% ВНП) . Наибольшая распространенность нелегального труда зафиксирована в секторах обслуживания, сельском хозяйстве. Есть тенденция к развитию теневой занятости среди рабочих: в 2005 г. 2% проверенных рабочих не имели разрешения на пребывание в Италии.

За подобные нарушения правительство ввело санкции, предусматривающие тюремное заключение, крупный штраф, а также приостановление деятельности предприятия, если процент нелегальных рабочих доходил до 20% (законы 40/1998; 89/2002; 248/06). Иностранцы, оказавшиеся на территории Италии с нарушением закона, подлежат обязательной депортации. В то же время правительство само зачастую толкает иммигрантов на нелегальную работу, когда проводит «амнистии» – процедуры, в результате которых все нелегальные работники, находящиеся в данный момент в стране, получают разрешение на работу. Стоит отметить наличие в Италии системы квот в отношении допуска иностранных работников на внутренний рынок труда, которые определяются каждый год порегионально, а затем, на региональном уровне, для каждой провинции .

Квоты делятся следующим образом:

  • по странам (предпочтение представителям тех стран, с которыми у Италии заключен двусторонний договор);
  • по длительности пребывания;
  • по категориям иммигрантов (наемный работник или независимый);
  • по секторам занятости .

Однако и здесь не обходится без противоречий. Работодатели сознательно завышают заявки на выдачу разрешений на въезд в страну с целью легализовать тех работников, которые уже занимаются трудовой деятельностью на предприятии. Правительство же в угоду профсоюзам и обществу понижает квоты, причём те не всегда реально отражают потребности рынка труда. Поэтому неудивителен факт выступления профсоюзов во время экономического кризиса в 2011 г., когда они потребовали от правительства отменить квоты, чтобы сначала устроить уже имеющихся безработных иммигрантов.

По статистике по составу иностранных работников в Италии преобладают марокканцы (11,9% выданных разрешений на работу), а также албанцы, румыны, тунисцы, китайцы и выходцы из стран бывшей Югославии. В основном работодатели нуждаются в низкоквалифицированном труде (52,2%) и в работниках средней квалификации (46,8%). Кроме сельского хозяйства и работы на дому, большая часть иностранцев занята в торговле и коммерции (28,8%), а также в сталелитейной промышленности (23,7%). Исследование 2001 г. показало, что лишь 10% сезонных работников сельского хозяйства имели соответствующее разрешение .

На практике формальная система тотального контроля не работает: иммигранты могут годами работать без каких бы то ни было документов. Дело в том, что высокий уровень теневой экономики привычен для Италии. Хотя эта проблема осознается обществом и обсуждается в ходе политических дискуссий, правительство не пытается реформировать систему внутреннего и пограничного контроля, т.к. это может внести раздор между властями и представителями итальянского общества, имеющими свои экономические выгоды в существующем положении, привести к сложным и масштабным проверкам и, как следствие, увеличению бюрократического аппарата. Кроме того, непредсказуемы последствия решения проблемы в тех провинциях на побережье Адриатического моря, где до сих пор сильны преступные организации и почти отсутствует влияние властей.

Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на некоторые факторы (например, занятость в основном наименее квалифицированным, престижным и оплачиваемым трудом), трудовые иммигранты вносят существенный вклад в развитие итальянской экономики. В 2009 г. их доля в ВВП Италии составила 12,1%, или 165 млрд евро .

Социокультурный аспект. Иммиграционная политика Италии тесно связана с такими понятиями, как мультикультурализм и интеграция. Мультикультурализм – это «концепция, политика и практика, прославляющие многоцветие культур и отказывающие какой-либо из них в праве на доминирование» .

В настоящее время мультикультурализм постоянно критикуется. Приводятся такие аргументы, как малоэффективность политики мультикультурализма, неправильное толкование им демократии, отсутствие положительного результата в странах Западной Европы, где данная концепция потерпела крах, а также в целом утопичность мультикультурализма. Практика показывает, что уход от «культурной монополии большинства в пользу выравнивания статусного положения меньшинства» , как правило, не претворяется в жизнь, а также способствует деконсолидации общества, делению его на социальные группы, имеющие прямо противоположные интересы, взгляды и стремления и исчезновению всеобщей социальной гармонии.

Особую сложность вызывают отношения итальянского общества с иммигрантами-мусульманами, принесшими с собой непривычную для европейцев ментальность, систему ценностей, образ жизни, традиции и обычаи. Кроме того, стоит отметить и существенное влияние уровня образования (довольно часто иммигранты-мусульмане не имеют даже начального образования). Как следствие, процесс интеграции идёт нелегко, а зачастую он становится совершенно невозможным. Иностранные работники становятся представителями «дна» общества (люмпенами), образуя отдельную социальную группу со своей особенной культурой, а места их пребывания превращаются в гетто. Происходит процесс нарастания взаимной «настороженности» между приезжими и коренным населением, стремления закрыться друг от друга. Это сопровождается увеличением ксенофобских, расистских и шовинистских настроений. Об отношении общества к иммигрантам можно судить по регулярным успехам на выборах правых, ультраправых и националистических партий, которые провозглашают насильственную ассимиляцию мигрантов, выступают за прекращение практики приёма беженцев, а также отстаивают отмену предоставления им политического убежища.

Недовольство части коренного населения вызывает и оказание государством широкой материальной помощи семьям иммигрантов, которые, как правило, многочисленны. Переселяясь в принимающую страну, они нередко пополняют ряды безработных или иждивенцев, а их содержание ложится бременем на итальянских налогоплательщиков. Согласно социологическим опросам, 75% опрошенных итальянцев убеждены, что иммигранты являются причиной возрастания криминогенной обстановки и массовой безработицы. Итальянские социологи считают, что в случае референдума по указанной проблеме 81% населения одобрил бы депортацию некоторых народов .

Рассмотрим перспективы развития иммиграционной политики Италии. Здесь стоит обозначить:

1) усиление контроля государственных границ (особенно морских), через которые идёт наибольший поток иммигрантов, в частности, из стран Африки, что обусловлено географическим положением страны;

2) совершенствование нормативной базы: подписание со странами-поставщиками рабочей силы (Албания, Марокко, Китай, Украина, Филиппины, Тунис и др.) договоров о противодействии нелегальной иммиграции, что позволит снизить уровень теневой экономики, увеличить денежные потоки в государственный бюджет, а также упрочить положение иммигрантов;

3) увеличение квот на работу иммигрантов с целью уменьшения численности нелегальных работников, ограничения теневой экономики и сокращения социальной напряжённости в обществе;

4) разработку программ по интеграции иммигрантов с учетом их особенностей (уровень образования, вероисповедание, национальные традиции и обычаи и др.), что поможет иммигрантам найти свой собственное место в новой стране, чувствовать себя там более комфортно .

Таким образом, иммиграционная политика в условиях глобализации – важная составляющая деятельности государства, обеспечивающая эффективное управление миграционными потоками, трудовыми ресурсами, взаимодействие между иммигрантами и коренными жителями, а также экономическую и социальную поддержку приезжих. Процесс миграции для Западной Европы не нов, однако масштабные миграционные потоки, направленные в страны Старого Света, насчитывают около шестидесяти лет. В течение XX – начала XXI вв. между европейскими странами был подписан ряд соглашений по поводу осуществления иммиграционной политики, но ожидаемого результата это не принесло: многочисленные конфликты, нарастающие проблемы позволяют аналитикам говорить о провале данных мер.

Иммиграционный режим Италии менялся по мере усиления иммиграционного потока от мягкого к более жёсткому. Исходя из трех аспектов иммиграционной политики, можно сделать следующие выводы.

1) Политико-правовой аспект. Иммиграционная политика во многом зависит от взглядов лиц, находящихся у власти. Сейчас политика по отношению к иммигрантам основывается сейчас на законе «Босси-Фини» (2002 г.) и «Пакете мер по обеспечению безопасности» (2009 г.). В то же время миграционный кризис 2015 г. внёс свои коррективы – систему квот Евросоюза по распределению иммигрантов.

2) Экономический аспект. Иммиграционная политика регулирует, среди прочего, распределение трудовых ресурсов. Италия особенно привлекательна для иммигрантов наличием значительного теневого сектора экономики, однако решение этой проблемы очень непросто для правительства, т.к. в этом не заинтересовано, по сути, ни государство, ни предпринимательство, ни сами работники-иммигранты.

3) Социокультурный аспект. Отношения между иммигрантами и местными жителями складываются непросто, т.к. процесс интеграции в условиях политики мультикультурализма идет сложно и неоднозначно. Нарастает взаимное отчуждение, среди коренного населения увеличиваются ксенофобские и националистические взгляды, что отражается в социологических опросах и на парламентских выборах.

Что касается перспектив иммиграционной политики, то Италии есть к чему стремиться, т.к. процессы, связанные с деятельностью иммигрантов, проходят не так гладко. Итальянцам следует более внимательно относиться к приезжим иностранцам, необходимо реформировать нормативно-правовую базу, а также усилить контроль за легализацией иммигрантов.


Библиографический список

  1. Migration and migrant population statistics // Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Migration_and_migrant_population_statistics
  2. Non-national population by group of citizenship, 1 January 2014 // Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Non-national_population_by_group_of_citizenship,_1_January_2014_(%C2%B9)_YB15.png (дата обращения: 10.09.2015).
  3. Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 454 с.
  4. Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России // Сетевой проект «Русский архипелаг». URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/wold/kodanione-politic/ (дата обращения: 30.08.2015).
  5. Поморцев А. Равноправия в Европе нет // РБК Daily. URL: http://www.rbcdaily.ru/2008/09/29/focus/562949979007295 (дата обращения: 11.09.2015).
  6. Цысина Г. Мировой миграционный процесс и миграционная политика стран Запада // Общество и экономика. – 2011. – №1. – С.100-110.
  7. Legge 30 luglio 2002, n. 189 // Normattiva. URL: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2002-07-30;189!vig = (дата обращения: 15.09.2015).
  8. Гребёнкина И.В. Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «арабской весны»: опыт для России // Вестник МГИМО-университета. – 2012. – №1. – С. 68-74.
  9. Барабанов О.Н. Современная внешнеполитическая идеология Италии // Полис. – 2002. – №6. – С.160-175.
  10. Животовская И.Г. Италия: опыт борьбы с нелегальной иммиграцией // «Перспективы», «Фонд исторической перспективы». URL: http://www.perspektivy.info/srez/val/italija_opyt_borby_s_nelegalnoj_immigracijej_2012-01-13.htm (дата обращения: 01.10.2015).
  11. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. – М.: ИЭПП, 2003. - 314 с.
  12. Италия устала от нелегальной иммиграции, признал глава МВД Алфано // РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20141127/1035438122.html (дата обращения: 05.09.2015).
  13. Миракян Н. Север Италии взбунтовался из-за иммигрантов // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2015/06/09/italiya-site.html (дата обращения: 12.09.2015).
  14. Италия недовольна миграционной политикой ЕС // BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/06/150616_eu_migration_crisis_talks (дата обращения: 19.09.2015).
  15. Мигранты обойдутся Италии в 1,2 млрд евро // Euromag. URL: http://www.euromag.ru/italy/45042.html (дата обращения: 25.10.2015).
  16. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учеб. пособие. – К.: Кондор, 2003. – 464 с.
  17. Клупт М. Страны Запада: будущее мультикультурализма в зеркале занятости // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – №7. – С. 16-27.
  18. Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // Полис. – 2005. – №4. – С.30-52.
Количество просмотров публикации: Please wait

Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые посто­янно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всегонамерах регулирования численности и качественного соста­ва прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности ис­пользуется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импорте­ре. При определении квоты учитываются потребности стра­ны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образо­ванию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и соци­альная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опре­деленной пропорции между различными категориями иммиг­рантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммигра­ции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил раз­меры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам /5/.

Регулирование качественного состава трудящихся-иммиг­рантов осуществляется в принимающих странах путем ис­пользования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабо­чей силы свидетельствует необходимость прохождения про­цедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также име­ющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора им­мигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов,

Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от нацио­нального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:

Требование хорошего состояния здоровья у прибыва­ющего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

Дополнительные профессиональные требования, от­носящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен вла­деть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными си­стемами);

Ограничения личностного и психологического пла­на. Так, например, претендент на получение граждан­ства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может ме­няться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, на­личие трудового сертификата, обладание определенной про­фессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импорте­ров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммигра­цию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является за­щита национального рынка труда от неконтролируемого при­тока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направлен­ные на сокращение или предотвращение иммиграции, а так­же на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточени­ем политики по отношению к нелегальным иммигрантам, законодательством предусмотрено право на легализацию длячасти иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демокра­тических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административ­ные) стимулы (предоставление материальной помощи и воз­можности приобретения профессии и т. п.)