Социальная функция государства состоит. Классификации функций государства

Введение 3 Глава 1. Общие положения о социальном государстве 5 1.1. Понятие социального государства 5 1.2. Понятие социальной функции государства 9 Глава 2. Реализация социальной функции государства в России 15 2.1. Государственное управление социальной сферой в России 15 2.2. Формы реализации социальных функций государства в современной России 18 Заключение 28 Список использованной литературы 30

Введение

Социальное государство представляет собой один из самых востребованных для изучения и самых неопределенных по своей природе институтов мировой государственности. Основная проблема в этом смысле связана с отсутствием в науке четкого определения понятия "социальный" применительно к государственно-правовым отношениям. В связи с этим возникают вопросы, что должно включать в себя это понятие, характерные элементы социального государства, свойства, признаки, механизм осуществления, на какие сферы оно должно распространяться, и как проявляется социальная функция государства. На современном этапе социальная функция государства претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и тому подобного, являлась основным критерием социального государства, критерием степени его социальности. В современной юриспруденции и правовой науке большое внимание уделяется социальным правам, их гарантиям, но в указанных исследованиях отсутствует четкое определение социальной функции государства, признаков, основополагающих принципов. Поэтому данный вопрос является актуальным и требует научного исследования. Категория социальных функций государства достаточно подробно исследована в научных произведениях монографического характера, а также научных статьях. Тем не менее отдельные аспекты в понимании сущности социальных функций государства недостаточно разработаны и вызывают научный интерес. Объектом нашего исследования является совокупность общественных отношений, которые характеризуют социальную функцию государства. Предметом исследования являются теоретико-правовые основы социальной функции государства. Целью нашей работы является изучение правовых основ осуществления социальной функции государства, анализ особенностей и перспектив реализации данных функций в современной России. Для достижения указанной цели мы поставили следующие задачи: - определить понятие социального государства; - раскрыть сущность категории социальной функции государства; - рассмотреть особенности реализации социальной функции современной России; - выявить правовые формы социальной функции государства в Российской Федерации; В ходе написания работы нами были использованы методы анализа, синтеза, формально-юридический, логический и системный подход. Теоретической основой нашей научно-исследовательской работы послужили труды отечественных ученых-юристов, являющихся выразителями различных взглядов на обозначенную нами тему, опубликованные в научных изданиях и в научной периодике, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие осуществление социальной функции государства в современной России. Структура нашей работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Таким образом, понятие "социальное государство" несет в себе огромный созидательный потенциал и имеет большую привлекательность для общественного сознания, но вместе с тем это и одно из самых загадочных понятий российской Конституции. Понятно, что предметным полем деятельности социального государства является осуществление социальной политики, которая складывается из таких направлений, как занятость населения, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение жильем и других. При этом Конституция России не дает ответа о конкретных параметрах социального государства. Дело в особенности самих социальных проблем - в их постоянной динамике, взаимосвязанной с экономическими и политическими процессами.. В целом на основании изложенного материала можно аргументировать суждение о том, что социальная функция Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации и, прежде всего, в основных законах (конституциях и уставах российских регионов). Конституционные категории "правового", "социального", "федеративного" государства представляют собой ориентиры развития общества, реализуемые на основе их понимания как комплексных конституционных институтов. Необходимо также отметить, что в области государственного управления социальной сферой существует проблема постоянного совершенствования нормативно-правового инструментария, регламентирующего вопросы социальной направленности. При этом законодательные новшества зачастую отличаются бессистемностью, непоследовательностью, отсутствием взаимоувязанности изменяемых норм. Нередки просчеты в механизмах и условиях реализации тех или иных норм, когда вновь принятая норма оказывается неприменимой или бездейственной. Во многом названные проблемы обусловливаются сложностью тех отношений, которые регулируются социальным законодательством. На это сущесвтвенным образом влияет также фактор непрерывного модернизирования основных составляющих данной сферы (реформирование образования, здравоохранения и науки, непрекращающийся поиск оптимальной системы пенсионного обеспечения, новые потребности социального обеспечения отдельных категорий граждан, развитие трудового и жилищного законодательства и других). Очевидно, нельзя не принимать во внимание и негативное восприятие болезненных для населения законодательных трансформаций в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, способствующее возникновению дестабилизирующих факторов и социальных конфликтов. Поэтому, как нам представляется, что реализация социальной функции государства должна следовать общим тенденциям совершенствования государственного управления в целом: складываться на основе нормативно закрепленного разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; учитывать новые методы и механизмы управления (стратегическое планирование, программно-целевое финансирование и управление по результатам), в том числе в рамках оптимизации бюджетных расходов; предусматривать процедуры регламентации и организации предоставления доступных и качественных услуг в социальной сфере; формировать контрольно-надзорные инструменты за предоставлением услуг и их качеством. То есть в правовой плоскости реализация социальной функции государства в современной России требуют последовательного решения проблем в этой области в целях обеспечения достойного уровня жизни и соблюдения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398. 2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 14. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. N 256. 4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) // Российская газета. N 248, 17.11.1992. 5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712. 6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 9. Ст. 1011. 7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598. 8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. N 48. Ст. 6724. 9. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. N 247. 20.12.2001. 10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. N 51. Ст. 4831. 11. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472. 12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 12.05.2014. N 19. Ст. 2438. 13. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489. 14. Васильева С.В. Социальная ответственность бизнеса // Конституция, закон и социальная сфера общества: Матер. науч.-практ. конф. М., 2009. С. 150. 15. Негосударственные образовательные организации: правовые аспекты деятельности: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Н.В. Путило. М., 2010. С. 236. 16. Адриановская Т.Л. Компенсации в праве социального обеспечения и в трудовом праве // Социальное и пенсионное право. 2014. N 4. С. 27 - 30. 17. Бредихин А.Л. О функциях государства // История государства и права. 2013. N 22. С. 17 - 20. 18. Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. 2010. N 6. С. 17. 19. Бутаев Г.Р. Теоретико-правовые основы развития концепции социального государства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. N 4. С. 59 - 61. 20. Бутаев Г.Р. Теоретико-правовые основы развития концепции социального государства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. N 4. С. 59 - 61. 21. Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 23 - 26. 22. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. 2013. N 7. С. 5 - 16. 23. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. N 4. С. 7. 24. Касатенко А.Н. Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 1. С. 26 - 28. 25. Комарова В.В. Социальная государственность России и право на охрану здоровья, медицинскую помощь // Право и государство: теория и практика. 2014. N 2. С. 32 - 38. 26. Родионова Л.М. Содержание и формы социальной функции государства в современной России // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. История и политология. 2012. N 2. С. 111 - 115. 27. Родионова О.В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства // Lex russica. 2015. N 1. С. 28 - 40. 28. Стремоухов А.В. Правовое понимание социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3. С. 15 - 18. 29. Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. N 9. С. 6 - 9. 30. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2. С. 42 - 45.

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации“ Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано“ Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом, и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы; на стабили-зацию уровня жизни населения и более равномерное распределе-ние бремени экономических трудностей между различными груп-пами населения.

Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство - это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?

Понятие социального государства

В самом общем виде социальное государство - это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.

Таким образом, суть социального государства - это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.

Немного истории

Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке - это система, обеспечивающая социальный прогресс.

Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.

Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.

В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.

Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.

После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 - начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.

Условия существования социального государства

Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство - это модель, которая возможна при создании определенных условий:

  • Высокий уровень нравственного развития граждан. Для социального государства характерно превалирование моральных ценностей над всеми прочими, все члены общества, особенно менеджмент, должны придерживаться идей равенства и справедливости.
  • Демократический строй. Для реализации принципов социальной защищенности в государстве должны реализовываться принципы свободы.
  • Высокий уровень экономического развития государства. Для того чтобы иметь возможность социального обеспечения неимущих, у государства должны иметься большие резервы.
  • Социально-ориентированный тип экономики. Государство, чтобы были возможности регуляции экономических процессов, должно иметь большое количество различных предприятий со своим участием. Это позволяет регулировать занятость населения и перераспределять доходы в пользу обделенных.
  • Высокий уровень правового развития. Обязательным спутником социального государства является высокий уровень развития законодательных и гражданских инициатив. Гражданское общество и правовое государство являются платформой для проведения социально-ориентированной политики.
  • Социальная политика государства. Приоритетами государственной политики должны быть социальные проекты по нивелированию последствий неравенства и различной поддержке неимущих слоев населения. Государство должно стремиться к всеобщей справедливости, ставить себе цель по достижению благосостояния для всех челнов общества. Среди таких целей - создание равных стартовых возможностей для людей всех классов, социальная защищенность всех граждан страны, достойные условия жизни для всех, включая обездоленных.
  • Закрепление в законодательстве. Термин «социальное государство» должен быть зафиксирован в конституции государства.

Характерные признаки социального государства

Распознать социальное государство можно по следующим признакам:

  • Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности.
  • Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности.
  • Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным.
  • Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз.
  • Качественные социально-значимые отрасли услуг. Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения.
  • Правовое разрешение конфликтов. Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества.
  • Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает.
  • Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.

Социальные функции государства: реальность и декларация

Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:

  • Поддержка незащищенных слоев населения. Она может быть материальной в виде субсидий безработным, инвалидам, пенсионерам, и социально-психологическая, в виде различных консультаций, тренингов, курсов по психологической разгрузке и коррекции депрессивных состояний.
  • Охрана труда и здоровья населения. Государство создает достойные условия для выполнения любой работы, контролирует соблюдение норм и законов. Также обеспечивает регулярное медицинское обслуживание на качественном уровне, делая акцент на профилактику заболеваний.
  • Поощрение и стимулирование благотворительности. У государства есть налоговые механизмы, которые могут делать благотворительность не только социально-одобряемой деятельностью, но и экономически выгодной.
  • Поддержка материнства и детства. Государство создает институты, помогающие родителям растить детей вне зависимости от уровня дохода. Оно обеспечивает качественную медицинскую помощь и систему образовательных услуг, а также вырабатывает механизмы материальной поддержки нуждающихся семей.
  • Сглаживание последствий социального расслоения общества, путем перераспределения доходов государство снижает разрыв между богатыми и бедными.
  • Обеспечение занятости населения. Государство создает условия для того, чтобы каждый человек мог найти работу по своим способностям и возможностям, стимулирует предпринимательство для создания рабочих мест, поддерживает низкооплачиваемые, но социально-значимые отрасли.

  • Забота о решении экологических проблем, о сохранении мира.
  • Поддержка различных проектов, инициатив и программ в социальной, культурной, образовательной сфере.

Таким образом, социальное государство - это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.

Типы социальных государств

Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:

  • Позитивное государство социальной защиты. Тип, построенный на стремлении к созданию общества равных возможностей. Образцом такого типа являются США.
  • Государство социальной безопасности. В этом типе к социальной защите добавляются требования по обеспечению стабильного дохода всем гражданам не ниже прожиточного минимума. Образец - Великобритания.
  • Социальное государство всеобщего благосостояния. Государство стремится выровнять уровень доходов и возможностей для всех жителей. Пример - Швеция.

Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.

Воплощенные проекты

Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния - нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.

Российская реальность

Естественно возникает вопрос, а Россия - социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия - социальное государство.

Трудности построения социального государства

Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:

  • Нестабильность мировой экономики. Кризисы последних лет показали, что не все государства могут себе позволить социальную ориентацию из-за падения доходов.
  • Несознательность граждан. Социальное государство сталкивается с тем, что некоторые слои населения превращаются в иждивенцев и стремятся получать блага, ничего не отдавая. Особенно эту проблему обнажил миграционный кризис в Европе, когда на пособия начинают претендовать тысячи и миллионы граждан и государство не в состоянии всех обеспечить достойно.

Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.

Критика социального государства

У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устра­нить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации“ Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохра­нение, образование. Оно разрабатывает и реализует програм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-право­вое регулирование нацелено на достижение экономической ста­бильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государ­ство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реа­лизует функцию обеспечения высокого уровня жизни населе­ния и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан.

Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

a. Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b. Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c. Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - социальным правом. В некоторых странах Европы уже многие годы действует Социальный ко­декс, в котором сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям воен­нослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.).

Таким образом, социальные функции государства это:

    Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

    Охрана труда и здоровья людей;

    Поддержка семьи, материнства, детства;

    Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

    Поощрение благотворительной деятельности;

    Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

    Борьба с безработицей.

Социальные функции государства закреплены в целом ряде международных документов: ст. 55 Устава ООН; ст. 1-а и 1-б Устава Совета Европы; Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1973 г.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Социальная функция государства [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Государство наделено системой функций, каждая группа которых представляет собой индикатор уровня развития государства. Среди функции государства социальные функции наиболее важны для целостности общества и регулирования социальных процессов. Именно по этой причине данная статья полностью посвящена им.

В современной юридической науке действуют строго в правовом поле. Они полностью регулируются посредством законодательства.

Крайне важно отметить, что социальные функции государства интересовали, интересуют и, несомненно, будут интересовать ученых правоведов, как в России, так и за рубежом.

В настоящее время существует общая трактовка понятия "социальные функции государства". Оно приведено ниже.

Социальные функции государства – это функции, реализуемые государством в целях сохранения целостности общества и регулирования социальных процессов.

Социальная функция государства: исторический аспект

Система социальных функций как правовая категория свойственна государствам с древних времен. Однако более эффективно социальные функции государства стали реализовываться, начиная с Эпохи просвещения. Государство стало задумываться о благе своих граждан. Пусть не всегда эффективно, однако данное стремление породило множество потоков философской мысли. Особое внимание привлекают к себе различные концепции социального государства, которые уже успели сложиться к середине XIX века. Опираясь на них, немецкий философ Лоренцу фон Штейну разработал единую концепцию социального государства.

Будучи единственным гарантом равенства и социальной справедливости, государство в понимании Лоренца фон Штейна, тем самым, возвышается над всеми остальными институтами и интересами . Исходя из этого, в дальнейшем был создан ряд важных теорий о социальном государстве, которые положили начало социальной ответственности государства перед своими гражданами.

Роль и задачи социальной функции государства

Характерной особенностью социальной функции государства является ее многоаспектность по содержанию и масштабность. Целью социальной функции государства является обеспечение общественного благополучия и создание общественного равенства.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности .

В целом главная роль социальной функции государства заключается в том, что она призвана сгладить, либо и вовсе устранить социальную напряженность в обществе, не допускать явного неравенства среди населения.

В современных условиях многие страны могут назвать себя социальными государствами. Это говорит о том, что государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Россия, несомненно, занимает прочное место среди этих стран. Согласно статье 7 Конституции РФ "Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" .

Задача социального государства состоит в обеспечении своим гражданам достойной жизни посредством системы социальных мер, которые регулируются действующим законодательством.

Задачи России, как социального государства представлены на рисунке ниже.

По мнению С.В. Бошно "В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но одновременно действует и механизм их обновления". На появление новых функций в современно России влияют следующие классические факторы:

  • самоорганизационные процессы;
  • субъективные процессы;
  • случайные процессы.

В настоящее время государств необходимо повысить эффективность реализации социальной функции. Для этого необходимо расширить законодательство в сфере оказания социальной помощи населению и в сфере борьбы с коррупцией, которая является серьезным препятствием в процессе реализации базовых задач социальной функции российского государства.

Литература

  1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
  2. Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие – М.: Эксмо, 2014 – 400с.
  3. Саженова Е. Ю. Истоки социальных функций государства // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 597-599.
  4. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. – 2015. – №11.4. – С. 208-211.
  5. Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.