Неофициальное и официальное трудоустройство.

Толкование-разъяснение дается официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на: официальное и неофициальное.

Официальное толкование - это разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определённые юридические последствия. Официальное толкование характеризируется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приёма должностными лицами посетителей. Официальное толкование ещё часто называют легальным, те официальное разъяснение, имеющее общественный характер и обязательное для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормы.

Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий делится на: нормативное и казуальное . Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования (интерпретационных актах). Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права (например, постановления пленумов высших судов). Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции (Президент, Правительство и др.), но специальных актов толкования эти органы не издают. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера (указания, информационные письма и т.д.). Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории.

Разновидностью нормативного толкования является аутентическое толкование. Это разъяснение норм права органом ранее её установившим. Акт аутентического толкования следует отличать от нормотворческого акта. Он выступает как разъяснение позитивного права, и иногда содержит элементы развития законодательства. Поэтому акт аутентического толкования можно рассматривать, как толкование действующего права и как нормотворчество. Но при этом следует учесть, что акт толкования носит вспомогательный характер и находится в состоянии соподчинения с нормативным актом.

Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса). Оно формально обязательно только для конкретного разрешения дела. В ряде случаев действительное значение актов казуального толкования, которое дается вышестоящими инстанциями, распространяется и на другие случаи, например, на аналогичные дела, рассматриваемые нижестоящими судебными инстанциями (правоприменительное толкование). В этом случае эти акты приобретают значение прецедентов судебного толкования, которые не являются прецедентами в собственном смысле слова, так как формально их не обязательно применять к сходным случаям.

В некоторых случаях имеет место, делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.

Неофициальное толкование

Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя. Не обладая юридической силой, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование общественного и индивидуального правосознания, на поведение конкретных субъектов (комментарии к кодексам учёных юристов).

Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина - наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). Доктринальное толкование имело большое значение во времена античности и в средние века (как источник права). В настоящее время в качестве источника права сохраняется в некоторых государствах с религиозной правовой системой. Но доктринальное толкование в большинстве стран имеет значение в силу научной аргументации, которую используют другие субъекты правотворческого и правоприменительного процессов. Научные рекомендации помогают тем самым официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Неофициальное толкование по видам делится в целом на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное толкование юристов-практиков) и обыденное (толкование любым человеком).

Уяснение норм права, как отмечалось, не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. Это объясняется различными причинами. Например, недостаточной юридической подготовкой граж дан, что вызывает затруднения в уяснении действительного смысла нор мы права; некоторыми противоречиями, встречающимися в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания. Толкование-разъяснение обеспечивает пол ную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в прак тике их применения.

Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм. В зависимости от субъек тов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подраз-деляется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование - это такое разъяснение нормы права, ко торое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).

Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которое обя зательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обес печивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требова ний. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентич ным. Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут да вать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведом ства наделяются правом официального разъяснения нормативно-право вых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распреде ления государственного бюджета, министерство труда - по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания право вой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юри дического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необ-ходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юри дическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении кон кретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию под разделяются на судебное и административное.

Судебное толкование - это разъяснение смысла норм права, осуще ствляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и едино образное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судеб ных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рас смотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уго ловного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и долж ностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование - это разъяснение смысла норм пра ва, которое дается исполнительными органами государства. Такое тол кование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомствен ной территорией.

Официальное толкование дается в форме актов, которые издает со ответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов офи циального толкования зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельные нор мы или индивидуальные веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в нормативно-правовых актах, совершенствуется практика применения данных актов.

Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предпи саний. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Интерпретационные акты подразделяются в зависимости от их со держания и сферы распространения.

Интерпретационные акты правотворчества. Буд учи официальны ми разъяснениями действительного содержания норм права, они в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирую щие нормы.

Индивидуальные интерпретационные акты. Это такие акты, кото рые содержат указания по поводу применения правовой нормы к кон кретным жизненным обстоятельствам. В отличие от интерпретацион ных актов правотворчества эта разновидность актов официального толко вания не является результатом правотворческой деятельности компе тентных органов, а представляет собой своеобразную форму юриди ческой практики, форму обобщения опыта применения юридических норм.

Именно такого рода акты в полном объеме выполняют функцию официального разъяснения норм права, поскольку не связаны с право творческой деятельностью компетентных органов.

Неофициальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толко вание необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Осо бое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснения содействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень право сознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.

Важным видом неофициального разъяснения правовых норм яв-ляется доктриналъное (научное) толкование. Оно дается специаль ными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированны ми учеными-юристами, опытными юристами-практиками в коммента риях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выс туплениях и т. д.

Доктринальное разъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании и глубоком понимании зако номерностей правового регулирования, роли права в организации об-щественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. На учные рекомендации помогают официальным органам совершенство вать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единооб разное понимание и применение норм права.ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

Толкование права- уяснение и разъяснение смысла и действительного содержания правовых предписаний, понятий

официальное

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ-РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОВ ПО СУБЪЕКТАМ И ПО ОБЪЕМУ НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

По субъектам

исходящее от уполномоченного на то органа государства и имеющее юридически обяза тельную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы неофициальное

юридически необязательное, исходящее от лиц, не имеющих на то полномочий

доктринальное

разъяснение научных и практических работников в области правоведения, компетентных государственных деятелей

обыденное

исходящее от лиц, не имеющих профессиональной подготовки

По объему нормативного материала

нормативное

разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом

общественных отношений * * *

дается в форме официальных документов - актов толкования (постановлений, приказов и т. п.) казуальное

разъяснение смысла нормы права

применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому

содержится в актах применения норм права

РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ (УЯСНЕНИЯ) ПРАВОВЫХ НОРМ

Результаты толкования -

в зависимости от соотношения между текстуальным выражением нормы («буквой» закона) и ее действительным содержанием («духом» закона)

адекватное

распространительное

действительное содержание нормы шире ее буквального выражения («дух» закона шире «буквы» закона)

ограничительное

действительное содержание нормы уже ее текстуального выражения («дух» закона уже «буквы» закона)

ПРИЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ (УЯСНЕНИЯ) ПРАВОВЫХ НОРМ

Грамматический

уяснение смысла нормы права путем грамматического анализа ее словесной формулировки

Систематический

Историко-политический

уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, выяснения целей и задач, заложенных в них законодателем ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Для чего необходимо толкование (уяснение и разъяснение) норм права?

Всегда ли в практической жизни за разъяснением нормы права следует уяснение ее действительного содержания?

Охарактеризуйте приемы толкования-(уяснения) содержания норм права. Изложите на конкретном примере, как вы понимаете дан ный вид толкования правовых норм.

Какое значение имеет грамматическое, систематическое и исто- рико-политическое толкование норм права для практической деятель ности юриста?

Какими могут быть результаты толкования правовых норм в зависимости от соотношения «духа» и «буквы» закона? Чем руковод ствуется правоприменитель - «духом» или «буквой» закона?

На конкретном нормативно-правовом материале проанализи руйте результаты буквального, ограничительного и распространительно го толкования норм права.

Понятие толкования-разъяснения законов. Официальное толко вание и его значение для практики правового регулирования.

В чем различие нормативного и казуального толкования?

Неофициальное толкование-разъяснение. От чего зависит сте пень его влияния на правовые представления людей, в том числе и на качество профессиональной деятельности юриста?

Еще по теме § 3. ТОЛКОВАНИЕ-РАЗЪЯСНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ. ОФИЦИАЛЬНОЕ И НЕОФИЦИАЛЬНОЕ, НОРМАТИВНОЕ И КАЗУАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ:

  1. Толкование норм права (приемы толкования правовых норм; виды толкования)
  2. 4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм
  3. §1. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ. ТОЛКОВАНИЕ-УЯСНЕНИЕ НОРМ ПРАВА
  4. § 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА. ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ И РАСТ1РОСТРАНИТЕЛЫЮЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ
  5. Толкование норм права (сущность толкования; способы (приемы) тилкования; виды толкования]
  6. Толкование норм права (сущность толкования и его воды; способы толкования]
  7. 99. Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов толкования
  8. §3. Результаты толкования (толкование норм права по объему)

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право -

Официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу. Таким же правом обладают Президент Российской Федерации, парламент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также аналогичные органы и должностные лица субъектов РФ. Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции России, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ обязаны давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Неофициальное толкование осуществляют общественные организации, ученые, адвокаты, юрисконсульты предприятий, кооперативов, отдельные граждане. Такое толкование обогащает легальное толкование в выработке единства взглядов, подходов к процессу толкования права и квалифицированной реализации его результатов.

Официальное толкование, даваемое судебными или иными уполномоченными на то государственными органами, а также органами общественных организаций по специальному уполномочению государства, можно разделить на два вида: нормативное и казуальное толкование.

Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом, обязательное для всех лиц и органов, которые прямо подпадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование. Оно распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы.

Официальное нормативное толкование можно разделить также на два вида. Аутентичное толкование - это официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму. Легальное толкование - осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Для судебной деятельности особо важны разъяснения Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ по делам применения законодательства при рассмотрении дел. Такие руководящие разъяснения (в форме постановлений Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ) даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел. Они являются результатом их обобщения. В них разъясняются вопросы, вызывающие сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. В то же время аутентичное толкование - это раскрытие воли законодателя, сформулированной в правовой норме, ее конкретизация. В ряде случаев нормативные акты, которые на практике вызвали неясности или противоречиво применялись, официально разъясняются путем нормативного толкования самим органом, издавшим этот акт. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, как и разъясняемый нормативный акт РФ, подобные разъяснения могут издаваться Президентом страны и другими правотворческими органами.

В зависимости от юридических последствий, которые наступают в ре­зультате толкования-разъяснения, его подразделяют на два вида: офици­альную и неофициальную.

Особенность официального толкования-разъяснения заключается в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер. Для ис­полнителей толкуемой нормы и правоприменителей оно является обяза­тельным даже тогда, когда они выражают несогласие с толкованием. Ос­новная цель официального толкования-разъяснения - обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одина­кового применения.

В зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно-правовой акт, официальное толкование подразделяется на ау­тентичное и легальное толкование. Эти виды толкования различаются не только особенностями государственных органов, производящих толкова­ние, их местом и ролью в структуре государственного аппарата, но и раз­личной силой принимаемых при этом актов толкования.

Аутентичное толкование осуществляется теми же органами, которые издают данный нормативно-правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт тол­кования издается с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм.

Особенность официального легального толкования заключается в том, что оно осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им пол­номочий. Последние могут иметь либо постоянный, либо разовый харак­тер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осущест­вляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется негосударст­венными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, ре­комендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера и не вле­кут за собой каких бы то ни было юридических последствий. Их моральная сила и влияние основываются на профессиональном авторитете граждан, учреждений и организаций, разъясняющих содержание тех или иных норм или отдельных нормативно-правовых актов.

Среди различных видов неофициального толкования следует выделить обыденное толкование, осуществляемое гражданами в их повседневной жизни, в быту, а также профессиональное (компетентное) толкование, осуществляемое специалистами в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в процессе их повседневной деятельности.

Особо выделяется доктринальное (научное) толкование. Оно выража­ется в подготовленных учеными-юристами комментариях к действующему законодательству, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях.

Официальное трудоустройство — это установленный законом порядок оформления работников. Неофициальное же, к сожалению, достаточно распространенное в настоящее время, представляет собой трудоустройство с фактическим исполнением гражданами трудовых обязанностей при лишении их права на гарантии, предусмотренные для работающих людей .

Официальное трудоустройство — оформление по ТК РФ

Под официальным следует понимать трудоустройство по ТК РФ, в соответствии с которым работнику предоставляется право на получение установленной трудовым договором заработной платы, на оплачиваемые отпуска и больничные; кроме того, работодатель берет на себя обязанность по отчислению за работника страховых взносов, налогов и т. д. Другими словами, официальное трудоустройство гарантирует работнику получение всех прав и гарантий, закрепленных на законодательном уровне.

Официальное устройство на работу осуществляется на основании личного письменного заявления работника, путем издания соответствующего приказа работодателем и заключением трудового договора (ТД). Последний документ составляется и подписывается в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон). Сведения о трудоустройстве всегда вносятся в трудовые книжки работников.

После заключения ТД работодателю надлежит уплачивать налоги и нести иные дополнительные обязательства перед сотрудником. Чтобы избежать лишних хлопот и сэкономить на налогах и прочих выплатах, некоторые работодатели не торопятся официально трудоустраивать граждан и предлагают неофициальное трудоустройство либо ограничивают официальность такового. Так, например, они могут предложить работу:

  • на условиях устной договоренности (без оформления каких-либо документов);
  • на условиях сокращенного рабочего дня (несмотря на то, что фактически работник работает полный день);
  • на условиях максимально низкой заработной платы (так называемая черно-белая зарплата).

Чем чревата работа без официального трудоустройства?

Как уже было упомянуто, «неофициальный работник лишен всех прав и гарантий. Однако даже в этом случае он может и должен отстаивать свои права, т. к. законодатель предусмотрел определенные механизмы защиты.

Например, в соответствии со ст. 67 ТК РФ работодатель обязан заключить трудовой договор с работником не позднее чем через 3 дня с момента, как тот был фактически допущен к работе. Днем заключения соглашения считается первый день работы (при условии, что гражданин приступил к своим обязанностям по распоряжению или поручению работодателя) — именно с этого момента работник вправе требовать заключения с ним трудового договора. В случае отказа работодателя можно принудить к заключению договора путем обращения в суд.

При этом помните, что в суде придется доказывать, что вы действительно работаете именно в этой компании. В качестве доказательств можно использовать видео- и аудиозаписи, какие-либо документы (как в бумажном, так и в электронном виде), показания свидетелей и т. п.

Доказывать придется не только сам факт работы, но и условия, на которых вы соглашались работать, к примеру размер заработной платы, и срок работы. В этом вам помогут расчетные листки, расходные ордера или иные подобные документы.