Что такое использование в некоммерческих целях. Защита прав на изображение

Если Вы получили СМС с номера 9000 с просьбой оценить работу сотрудника Сбербанка, то первый вопрос, который у вас возникнет – чей номер телефона 9000 и стоит ли на него отвечать. Этот вопрос задают себе сотни клиентов Сбербанка РФ, получивших СМС сообщение с просьбой оценить качество услуг, либо же с любой другой информацией. В связи с тем, что в последнее время мошенники особенно активизировались, возникает закономерный вопрос о том, стоит ли отвечать на такой запрос, либо это очередной способ, выманить у доверчивых людей деньги. Но на самом деле бояться нечего – это действительно номер Сбербанка России.

Содержимое страницы

Что за номер 9000

Для того чтобы проверить достоверность информации, стоит обязательно зайти на официальный сайт sberbank.ru , изучив раздел «Контакты». И действительно, можно увидеть необходимое подтверждение – этот номер теперь включен в список. Ранее он был предназначен для внутренних нужд, но более года назад сообщение с номера 9000 стало одним из самых популярных способов взаимосвязи с клиентами.

Стоит ли отправлять на него ответ, получатель СМС решает самостоятельно. Но если речь идет о возможности оценить качество предоставляемых услуг, то не стоит этим пренебрегать. Ведь можно сообщить сотрудникам Сбербанка свое мнение – каждый комментарий будет обязательно учтен. Это позволит банку улучшить качество обслуживания и принять во внимания требования, актуальные для клиентов. В дальнейшем, пользоваться банковскими продуктами станет гораздо удобнее.

Сбербанк МОЖЕТ: Сбербанк НИКОГДА:
  • Сбербанк может направлять e-mail – сообщения со ссылкой для или сервис саморегистрации системы , при этом ссылка ведет на официальный сайт Банка.
  • при рассылке CMC/MMS/e-mail – сообщений всегда обращается адресно, в сообщении от имени Сбербанка всегда указываются имя и отчество клиента либо последние цифры номера карты держателя.
  • отправляет СМС-сообщения только с номера «900» (для ряда регионов допускается отправка с номеров 9000, 9001, 8632, 6470, SBERBANK)
  • не рассылает своим клиентам ссылки или указания на установку приложений через CMC/MMS/e-mail – сообщения.
  • не запрашивает пароли для отмены операций или шаблонов в системе «Сбербанк ОнЛайн».
  • не отправляет CMC/MMS/e-mail – сообщения с просьбой подтвердить, обновить или предоставить следующие персональные данные: номер мобильного телефона, срок ее действия, контрольную информацию, данные документа удостоверяющего личность.
  • не отправляет CMC/MMS/e-mail – сообщения с формой для ввода персональных данных; В рамках проводимых кампаний Банк может отправлять e-mail – сообщения со ссылкой на анкету для ввода персональных данных, анкета размещается на сайте Банка.
  • при исходящем звонке сотрудники Банка не запрашивают персональные данные: фамилию, данные документа, удостоверяющего личность, номер мобильного телефона, номер банковской карты, срок ее действия, CVV, ПИН-код, контрольную информацию, и пароли для Сбербанк Онлайн.

Стоимость ответа на СМС

Если вы стали жертвой смс-мошенников - не расстраивайтесь, вернуть деньги за смс реально, и таких случаев становится все больше и больше. Однако на это, скорее всего, уйдет некоторое время и ваши силы.

Для начала соберите как можно больше информации об инциденте: время отправления, как можно более точную сумму, которую списали с вашего мобильного телефона, адрес сайта, на котором вас просили отправить её и т.д. Также очень хорошо, если у вас будет скриншот.

Собрав информацию, для начала можете попробовать написать в службу поддержки контент-провайдера, арендующего данный короткий номер. Этот способ наиболее удобен для вас, так как вам не придется даже вставать из-за собственного компьютера. Однако тут есть несколько сложностей. Во-первых, нигде нету полной базы, чтобы узнать, какой компании принадлежит номер. Приходится искать информацию из различных источников. Кстати, информация может различаться в разных источниках, так как у каждого короткого номера несколько посредников, каждый из которых сдает его в аренду более мелким компаниям. Вторая сложность состоит в том, что вам могут просто не ответить на ваше письмо. Либо откажутся возвращать деньги. И, строго говоря, тут вы уже ничего поделать не сможете.

Второй вариант предпочтительнее, но более неудобный. Идите в офис своего сотового оператора. Подробно изложите проблему, а также попросите написать заявление, в котором также подробно изложите, что случилось. Вам могут сказать, чтобы вы обращались к контент-провайдеру, что это его вина, а они лишь сдают короткий номер в аренду. Однако это не правда. Вы заключали договор с сотовым оператором, и пусть уже они разбираются со своими партнерами. Если у вас, например, сломается телевизор Sony, вы не поедете в Японию разбираться с этой компанией. Вы вернете его в магазин, где вы его покупали. Здесь тот же принцип. Даже если перед вами извинятся и пообещают в течении нескольких дней разобраться в этом деле, не особо радуйтесь. Может так получиться, что вам не перезвонят, и придется прийти в офис еще раз. В таком случае можете сказать, что если вы не получите свои деньги назад в течение 2-3 дней, вы напишите заявление в милицию.

Вариантов много, вам главное понять вот что. Судя по всему, сотовые операторы обязаны возвращать деньги за смс, если были применены любые маскирующие приемы, вводящие вас в заблуждение по поводу стоимости. На сайте Cnews.ru появилась история о том, как женщина вернула деньги за смс, которые отправила ее 15-ти летняя дочь. Это был сайт, предлагающий скачать аудионаркотики. Обратите внимание, что на этом сайте присутствовали "правила пользования", в которых указывалась реальная стоимость, однако деньги все таки удалось вернуть. На сайте Имею Право описывается история, в которой тоже были возвращены деньги в подобном случае. Из этих историй становится ясно, что если сотовая компания видит, что человек настроен серьезно, что он не отступится, пока не получит свои деньги обратно, она по тихому возвращает ему их. И это выгодно, потому что абсолютное большинство людей либо не знает, что имеет право вернуть деньги, либо им просто лень возиться с этим.

В общем, если вам необходимо вернуть ваши деньги, у вас это получится, это лишь вопрос времени, вашей настойчивости и юридической подготовки. Удачи!

Ответьте на мой вопрос срочно и конкретно! У меня вклад в вашем банке. При открытии вклада (менее месяца назад). Пошел недавно подключить интернет банк (при открытии вклада мне еле-еле карту привязали, часа полтора сидел ждал), так вот, она опять куда то звонит, что то спрашивает, и говорит мне, я у вас копию паспорта сделаю, и сама все заполню, вам в понедельник придет смс с логиным и паролем! Сегодня пришло смс с номера 6470 с текстом пароль в интернет банк XXXX...Звоню на горячую линию, спрашиваю номер вам принадлежит. Мне хамски ответили что я звоню на горячую линию а не в справочную, я объяснил ситуацию. Мне так и не сказала, от них смс или нет. Сказала что логин мне не даст, что логин по смс не приходит, идите в банк! Когда этот бардак прекратиться! Почему я должен еще раз ехать? Кто прав? Дайте мне мой логин!

Отмечено как решение

Создатель сообщества

Здравствуйте, Александр.
Прошу прощение за длительное ожидание ответа.
Логин, действительно, по телефону полностью предоставить сотрудники не могут согласно регламенту работы. Но и некорректное общение специалиста горячей линии, по Вашему мнению, также недопустимо! Скажите, пожалуйста, с какого номера Вы звонили. Разговор будет прослушан.
Александр, у Вас на руках должен быть акт регистрации учетной записи. Там указан Ваш логин. Я правильно понимаю, что сотрудник в офисе его не предоставил. Если это так, то Вам действительно нужно обратиться еще раз в Банк за актом. Скажите мне адрес отделения, в котором Вы обсуживаетесь. Я от Вашего лица составлю официальную жалобу на работу данного офиса. Информация будет доведена до руководителя.
Номер телефона, с которого Вам пришло смс- сообщение, принадлежит Банку.
Я от лица Банка приношу Вам извинения за доставленные неудобства.

Никто из нас не хочет платить дважды, и тем более никто не хочет платить ни за что, и особенно – за незаметно навязанное «ни за что». Пользуясь своим мобильным телефоном, человек совершенно обоснованно рассчитывает, что деньги потраченные на оплату услуг связи, уйдут только на то, что сделано им самим:

  • на его звонки,
  • его смс,
  • его интернет-трафик.

Если случилось так, что деньги со счета стали регулярно списываться, ежедневно и равными суммами, а владелец телефона для этого специально, казалось бы, ничего не делал, скорее всего на его номер оформилась платная мобильная подписка – что это такое читайте ниже

Суть её в том, что пользователь сотовой связи так или иначе согласился получать регулярную информацию на платной основе, например вам на телефон пришла смс с вышеуказанного номера с текстом: «отправьте смс ….”. При этом часто напрямую не показывается такая информация как: что за услуга, что за подписка, что за сайт, стоимость подписки, как удалить подписку или как её отключить.

Кто-то, партнёр вашего оператора, на профессиональном сленге называемый контент-провайдером, снабжает вас контентом за плату:

  • предоставляет информацию,
  • оказывает услугу, предоставляя доступ к онлайн-игре, сайту, программе и т. п.

Оператор оказывается в стороне, так как публично на своём сайте предупреждает, что да, есть платный контент, что он предоставляется сторонними организациями, к которым сам оператор отношения не имеет.

Не имеет, не считая того, что деньги со счета абонента списывает он и короткий номер контент-провайдеру предоставляет тоже он.

Короткий четырёхзначный номер 6470 в большинстве случаев сотовый оператор (мегафон, мтс, билайн, теле2) сдаёт в аренду, получая за это плату, и как правило, процент с сумм, оплаченных владельцем телефона в пользу провайдера.

Смс на короткий номер 6470

Немного отдельно от платных подписок стоит еще один способ отъема денег у населения – смс с коротких номеров. Природа взаимоотношений в треугольнике пользователь-оператор-провайдер услуг остаётся той же, только сумма с абонента спишется разово в ответ на действие, предложенное в такой смс-ке, например, участие в таких мероприятиях как: викторина, опрос, социальное исследование, игра и т. п.

Кто получает ваши деньги

Итак, ясно, что пользователь в проигрыше. Куда же в таком случае течет река выгоды, т.е. Пользовательские деньги? – в общих чертах сказано выше. И это, конечно упрощение, что выгодоприобретателей только двое, практически схемы в разы сложнее.

В них присутствуют так называемые агрегаторы – оптовые приобретатели коротких номеров и держатели схем взаиморасчетов с операторами связи. вокруг агрегаторов группируются уже упоминавшиеся контент-провайдеры, владеющие сайтами, на которых организуется реализация услуг и партнёры, собирающие и обеспечивающие всю схему трафиком. Настройка всего этого круговорота по уводу абонентских денег налаживается так, что операторы связи, как крайнее к пользователю и плательщику звено, остаются не виноватыми с точки зрения закона в большинстве случаев при предъявлении претензий.

законодательство

А есть ли основание для таких претензий, строго говоря? Ведь пользователь в какой-то момент добровольно совершил некое действие, обеспечившее ему место пострадавшего в цепочке (относительно короткого номера 6470). Именно этой позиции и придерживаются операторы связи, когда возмущенный потерей денег абонент начинает искать правду.

Ответ – да, есть

И называется это федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 229-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О связи».

В нём статья 2 основного закона дополнена подпунктом 34.1, определяющим, что же такое «контентные услуги».

Это определение законодатель сделал максимально общим, практически подогнав под него всё, что не собственно связь. Т.е. если пользователь с помощью телефона и через каналы оператора связи получает, цитата,

…справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию…», получает возможность «… участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях…,

То он, пользователь, получает контентную услугу. А она в свою очередь, будучи предоставлена с участием третьих лиц, попадает под дополнение пунктом 5 статьи 44 ФЗ «О связи», где прописывается механизм защиты потребителя путём:

  • во-первых, возможности создания по его желанию отдельного счёта для оплаты только контентных услуг;
  • во-вторых, требование о получении явного согласия на получения такого рода услуг;
  • в третьих – об исчерпывающем, включая цены и наименования поставщиков, информировании об этих услугах до получения согласия.

Еще одно дополнение, установленное 229-ФЗ, в пункт 5 статьи 54 основного закона, гласит, что услуги предоставленные с нарушением чего бы то ни было из сказанного выше, оплате не подлежат. И наконец, статья 68 главного связистского закона дополнена пунктом 8, прямо указывающим об ответственности оператора за исполнение статьи 44 (см. выше).

Подытожим законодательную информацию, спроецировав прописанные в ней права и обязанности на практическую сторону жизни.

Если пользователь осознанно желает стать потребителем контент-услуг, то можно обезопасить свой счёт для оплаты связи, заявив о намерении открыть отдельный контент-счёт для покрытия расходов на мобильные подписки и смс с коротких номеров. При его исчерпании средства, предназначенные для обычных разговоров и SMS, не пострадают.

У операторов связи «билайн» и «TELE2» такое действие автоматизировано, и осуществляется путем направления USSD-запроса, *110*5062# и *160# соответственно. Для пополнения, ознакомления с балансом также предусмотрены наборы команд.

«Мегафон» и «мтс» требуют очной явки в офис и предъявление паспорта, и надо понимать что не зависимо от способа волеизъявления, сам факт открытия счета подтверждает добровольное согласие на получение контент-услуг, и строго говоря делает необязательным уже информирование о подробностях (в т.ч. и цене) той же мобильной подписки.

Как вернуть деньги с номера 6470

Если всё же случилось, что обнаружена необъяснимая пропажа денег с мобильного счета, нужно попробовать вспомнить, не приходило ли какое-нибудь назойливое смс сообщение с номера 6470, например с предложением узнавать наиточнейший прогноз погоды или сверить часы с лондонской обсерваторией?

Не был ли послан на него ответ «да»?

Или, может, в запале интернет-сёрфинга был введен номер телефона для получения кода регистрации на каком-то мало известном, но завлекательном ресурсе?

Сервисы по проверке наличия платных услуг на номере 6470

Чтобы не строить догадок, нужно воспользоваться сервисом (а такие есть у каждого оператора) по информированию о наличии платных услуг, привязанных к вашему номеру, в том числе и подписок на номер 6470

Самый информативный – это доступ через веб-интеРФейс личного кабинета, а в отсутствие интернета или желания им пользоваться поможет старый, добрый USSD-запрос.

у «мегафона» – *583#, «билайна» – *110*09#, «мтс» просветит об этом по команде *111*919#, «TELE2» – *189#

Если обретенное знание показало, что подписки есть, и деньги ускоренно списываются со счета из-за этого, медлить не следует. Пользуясь теми же инструментами, надо отключить подписку, и списание денег остановится.

Это делается и с помощью личного кабинета, и сервисов персональной помощи, звонком в службу поддержки. Указанные здесь USSD-команды также позволят выбрать нужную команду – «отключить».

Также, быстрым лекарством от платной подписки при получении пользователем смс об активации этой услуги, будет ответное сообщение, состоящее из слова стоп (или STOP).

Возврат потраченных средств

Потеря денег на ненужную платную подписку, случайно, по неосторожности или неведению, а уж тем более по чьему-то корыстному умыслу, непременно подвигнет на восстановление справедливости. Вернуть утраченное из-за номера 6470 хочется, но вот в чем трудность. Как уже упоминалось, с точки зрения оператора, а именно ему мы платим, и именно к нему пойдём с претензией, пользователь сам, добровольно, пусть даже и не осознанно, но добровольно совершил действия, приведшие к активации платной подписке, и, вследствие этого, к списанию средств.

Поэтому добровольно, без боя, деньги вряд ли вернут. И в виду того, что бремя доказывания соблюдения или не соблюдения того же фз №229 лежит на стороне, предъявляющей требование о понесенном убытке, нужно понимать, что может быть заявлено в качестве доказательств. вряд ли что-то из нас хранит принтскрины каждой манипуляции с телефоном, и вряд ли довод о том, что предупреждение о платности сервиса трудночитаемо, потому что напечатано серым шрифтом на еще более сером фоне, послужит весомым аргументом.

Сказанное конечно не значит, что пытаться не надо, надо обязательно, и интернет изобилует историями и об успешных спорах. Иногда, чтобы избежать имиджевых потерь, в массовых случаях, когда проблема платных подписок становится достоянием общественности, муссируется в соцсетях, операторы идут навстречу и восстанавливают статус-кво кошельков своих абонентов, пострадавших от своей неосведомленности и невнимательности.

Знания не бывают лишними, это аксиома, и касаемо безопасности собственных денег в том числе. Имея представление об устройстве платных подписок, в том числе на номер 6470, о работе в чужую пользу коротких смс-номеров, легче сориентироваться, проще не допустить ошибки, больше шансов не пожалеть о потерянных средствах и времени. Будем внимательны, нажимая кнопки, вводя свои данные и номера телефонов, и, наверняка, несколькими разочарованиями в жизни, связанными с мобильной связью, будет меньше.

Прямое толкование формулировки "использование для некоммерческих целей" ставит под угрозу использование для чартера и обучения некоммерческих маломерных судов - прогулочных, спортивных парусных и судов, поднадзорных ГИМС.

А.С.Недошивин

Чартер некоммерческих яхт, а также обучение на них, могут быть признаны незаконными

Коммерческие и некоммерческие цели использования маломерного судна

Цели использования маломерного судна являются обстоятельством, из которого следуют важные правовые последствия.

Маломерным является любое судно, длиной до 20 метров и до 12 человек на борту . Но порядок регистрации, технического освидетельствования и эксплуатации маломерного судна, объем технических требований зависят от того, в каких целях используется маломерное судно – коммерческих или некоммерческих.

Маломерные суда, используемые в коммерческих целях, подлежат регистрации в системе Росморречфлота (Федерального агентства морского и речного транспорта) - капитанами морских портов и бассейнов внутренних водных путей. Технические требования определяются требованиями Морского и/или Речного регистров. Управлять таким судном и работать в любой должности от матроса до капитана могут только лица, имеющие соответствующие рабочие профессиональные дипломы. С точки зрения правового регулирования, маломерные суда, используемые в коммерческих целях, ничем не отличаются от больших пароходов.

Для маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, установлены облегченные требования по снабжению и оборудованию. Такие суда подлежат регистрации в ГИМС , а для управления ими судоводитель обязан иметь Удостоверение на право управления маломерным судном, выданное ГИМС.

Спортивные парусные суда и Прогулочные суда, являются судами, используемыми в некоммерческих целях, но подлежат регистрации в системе Росморречфлота. К ним применяются специальные облегченные требования Морского регистра.

Конструктивные особенности судов, построенных в течение последних 100 лет и находящихся до сих пор на плаву, не позволяют строго разделить их по типам. Законодатель так сформулировал определения, что во многих случаях собственник свое судно может зарегистрировать и как прогулочное, и как маломерное, и как спортивное парусное. Определенные ограничения по техническим характеристикам содержатся в Правилах регистра, но главным признаком, определяющим техническую оснащенность, строгость государственного надзора и необходимую квалификацию экипажа, является признак целей, для которых используется судно – коммерческие или некоммерческие.

В российском законодательстве не дается правового определения коммерческих (некоммерческих) целей использования чего-либо.

Это означает, что органами регистрации и технического надзора, правоприменительными и правоохранительными органами при рассмотрении какого-то конкретного случая будет составляться мнение о том, каковыми являются реальные цели использования данного судна, исходя из соображений здравого смысла и общеупотребительного значения словосочетания «коммерческие цели использования».

В каких-то случаях, например, перевозка пассажиров или грузов за материальное вознаграждение, является использованием судна для явно коммерческих целей. Но во многих случаях граница между коммерческими и некоммерческими целями использования судна совсем не так очевидна. Например, участие яхты за вознаграждение в каких-то массовых мероприятиях, или обучение на борту судна.

Остро встает вопрос о правомерности отнесения к коммерческим судам прогулочных и спортивных парусных судов, сдающихся в бербоут-чартер .

В чем проблема

При государственной регистрации яхты собственник декларирует цели ее будущего использования. Этот этап трудностей не вызывает. Практически любое судно можно использовать для систематического извлечения прибыли или, наоборот, для частных прогулок или занятия спортом. Любое судно, зарегистрированное в качестве коммерческого, можно использовать для некоммерческих целей.

Проблемы могут возникнуть в ходе эксплуатации судна, зарегистрированного в качестве некоммерческого – маломерного судна, поднадзорного ГИМС, спортивного парусного судна или прогулочного судна. Вплоть до административной и уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Особое беспокойство вызывает чартер прогулочных (спортивных парусных) яхт. Дело в том, что для собственника прогулочного судна передача его в возмездную аренду является однозначно коммерческой деятельностью. Исходя из буквального толкования действующих норм, судно сразу становится коммерческим и теряет статус прогулочного (спортивного парусного). А коммерческие суда могут управляться только экипажем, имеющим профессиональные дипломы.

То есть, признание бербоут-чартера прогулочных и спортивных парусных яхт использованием этих яхт в коммерческих целях, делает невозможным такой бербоут-чартер. С лизингом прогулочных (спортивных парусных) яхт аналогичная ситуация.

Отсутствие бербоут-чартера прогулочных и спортивных парусных судов значительным образом ограничит российских граждан в возможности приобщения к парусному спорту и отдыху на воде, и отрицательно скажется на развитии парусного спорта.

Признание проведения практических занятий или учебных плаваний на возмездной основе коммерческой деятельностью, делает незаконным любое небесплатное обучение на борту спортивной парусной яхты или маломерного судна, зарегистрированного в ГИМС.

Что такое коммерческая деятельность и использование чего-либо в коммерческих целях

И в российском законодательстве, и в международном праве не дается правового определения не только коммерческих (некоммерческих) целей использования чего-либо, но и вообще коммерческой (некоммерческой) деятельности.

Признаки некоммерческих организаций прописаны подробнее: а) извлечение прибыли не является основной целью; б) нет распределения прибыли между участниками . Но некоммерческие организации имеют право осуществлять «предпринимательскую и иную приносящую доход» деятельность. Просто обязаны направлять полученную прибыль на уставные цели .

Гражданский кодекс дает определение предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке . Цель ясна, виды деятельности тоже, но вот с субъектом проблема. Следуя формальной логике этого определения, если лицо не зарегистрировано в качестве предпринимателя, то, чем бы оно не занималось, это не будет предпринимательской деятельностью. И, соответственно, его нельзя привлечь к административной или уголовной ответственности за незаконное предпринимательство, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения – предпринимательская деятельность.

При этом, Конституционным Судом установлено, что деятельность акционеров, в том числе по управлению акционерным обществом, предпринимательской не является, а является иной не запрещенной законом экономической деятельностью .

Окончательно запутывает вопрос экономическая наука. Она то в узком смысле, то в широком смысле, то приравнивает коммерческую деятельность к предпринимательской, но чаще считает коммерцию (от лат. commercium - торговля) исключительно торговой и торгово-посреднической деятельностью, не охватывающей процесс изготовления товара или оказания услуги, то есть частным случаем предпринимательской деятельности.

Чем отличаются и где разграничиваются деятельности «коммерческая», «предпринимательская», «иная приносящая доход», «иная экономическая» и, соответственно, как с ними соотносится «некоммерческая деятельность» или, еще хуже «использование судна в некоммерческих целях», совершенно не ясно.

Что нам говорит морское право

Российские правила торгового мореплавания тесно интегрированы с международным Морским правом. Российские яхты с выданными российскими государственными органами судовыми документами и документами о квалификации экипажа вправе выходить в международные воды, заходить в территориальные воды и порты других государств.

Ратифицированные Россией международные конвенции в области морского права действуют в российской юрисдикции как часть российского законодательства. Причем, СССР, а позже Россия, приняли активнейшее участие в выработке и закреплении международных морских норм, а большинство международных конвенций в области морского права, ратифицированных Россией, имеют официальный текст на русском языке.

Но морское право регулирует, прежде всего, торговое мореплавание. И прогулочные суда (Pleasure Vessels) выведены из-под действия многих международных конвенций. Исторически морское право было и остается частью торгового права. Не случайно, что основной закон, регламентирующий отношения на море, называется Кодекс торгового мореплавания РФ.

Поэтому в международном морском праве мы тоже не найдем критериев использования судна в коммерческих целях (Commercial Purposes, Business Purposes, Engaged in trade) или, наоборот, в некоммерческих (NOT Engaged in trade).

Более того, Администрация Парижского меморандума в своем Письме от 01.06.2013 г. «Применение Портового контроля к яхтам » уверенно относит прогулочные яхты, сдающиеся в чартер, к коммерческим.

Попробуем разобраться

В рамках этой статьи нас интересует только содержание понятия «использование судна в некоммерческих целях». Первые два слова сомнений не вызывают, а вот «коммерческие цели», наряду с вообще коммерческой (предпринимательской, приносящей доход, экономической и т.д.) деятельностью, как мы показали выше, оставляют широкое поле для толкования. Надо понимать, что должностные лица на государственной службе обязаны толковать формулировки закона на всю ширину, иначе к ним самим могут быть предъявлены претензии.

Тем не менее, как слишком узкое, так и слишком широкое толкование понятия «коммерческие цели» приводит к противоречиям.

Разделение маломерного флота на две группы, коммерческую и некоммерческую, имеет под собой разумное основание предъявлять стандартные (высокие) требования к судам, используемым в коммерческих целях. Во-первых, чтобы защитить интересы потребителя, условно говоря, купившего билет и рассчитывающего на то, что судно и экипаж соответствуют всем требованиям безопасности. Во-вторых, режим эксплуатации судна, используемого в коммерческих целях, намного интенсивнее, чем прогулочного. В том числе и в плохую погоду. Больше и нагрузки на судно, оборудование, экипаж.

Вместе с тем, к частным праздношатающимся предъявлять такие же высокие требования как к профессионалам было бы жестоко, сильно бы повысило расходы времени и средств на содержание судна и подготовку его к плаванию, что не способствовало бы развитию водных видов спорта и туризма.

Узкое толкование коммерческих целей как исключительно торговых, не охватывает всех видов хозяйственной (профессиональной) деятельности маломерных судов, которые и пассажиров возят, и рыбу ловят, и много других работ на воде производят.

Приравнивание вообще любого выгодополучения, связанного с использованием судна, к использованию его в коммерческих целях приводит к тому, что становится невозможным бербоут-чартер (аренда судна без экипажа) прогулочных судов. В самом деле, сдача прогулочного судна в чартер является явно коммерческой деятельностью с явной целью получения прибыли. А значит, судно теряет статус прогулочного.

Практические экзамены на право управления маломерным судном, поднадзорным ГИМС, то есть используемым не для коммерческих целей, можно сдавать только на условиях безвозмездного пользования таким судном. У ГИМС нет в распоряжении судов всех типов, например, парусных. То есть, если у Вас нет собственного парусного судна и никто не соглашается предоставить Вам свое судно бесплатно, Вы лишаетесь возможности сдать практический экзамен.

Судовладелец и собственник

У использования судна есть объект - тот, кого. То есть само судно. И есть субъект – тот, кто.

Судном пользуются многие. Не считая членов экипажа и пассажиров это как минимум трое - собственник судна, судовладелец и капитан. Один человек может быть одновременно и первым, и вторым, и третьим, но они могут быть и тремя разными лицами. И каждый из них обладает разным набором прав и обязанностей.

Имеет смысл также рассмотреть для них отдельно вопрос целей использования судна.

Капитан . Если он не совпадает ни с собственником, ни с судовладельцем, то это просто один из членов экипажа, исполняющий должностные обязанности. Пусть и наделенный особой ответственностью и особыми полномочиями. Он не является пользователем судна и, соответственно, у него не может быть самостоятельных целей использования судна. Ни коммерческих, ни некоммерческих.

Собственник . Лицо, которое на законном основании обладает правом собственности на судно. Право собственности является суммой трех прав – владения, пользования и распоряжения. Каждое из этих прав может быть передано другим лицам. Например, аренда является передачей вещи во временное владение и пользование, или только в пользование.

Судовладелец . В морском праве судовладельцем называется лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании . Если судовладелец не является тем же лицом, что и собственник судна, то право пользования было ему передано собственником судна. При этом, судовладельцем является не только лицо, использующее судно на основании договора бербоут-чартера, но и лицо, управляющее судном по доверенности.

Таким образом, вопрос наличия или отсутствия коммерческих целей использования судна, необходимо рассматривать с точки зрения субъекта этого использования.

Если собственник передал судно, зарегистрированное как некоммерческое (прогулочное, спортивное парусное, Pleasure Vessel) другому лицу для использования в некоммерческих целях, а это лицо, ставшее с момента передачи судовладельцем, использует это судно в некоммерческих целях, то это не должно менять правовой статус судна. Пусть даже для собственника судна это и является самой что ни на есть коммерцией.

То есть, если банк передает прогулочное судно в лизинг или чартерная компания сдает спортивную парусную яхту в чартер, и для них это является источником систематического выгодополучения, а судовладелец использует судно по назначению, то есть для некоммерческих целей, то судно не должно менять свой статус и переставать быть прогулочным (спортивным парусным, маломерным, поднадзорным ГИМС).

Если, наоборот, судовладелец эксплуатирует (использует) судно с целью систематического извлечения дохода, то это должно быть основанием для потери судном статуса некоммерческого, к нему должны быть предъявлены повышенные технические требования и управляться это судно должно профессиональным экипажем.

Необходимо вносить изменения в законодательство

Все, вроде, логично. При рассмотрении вопроса в суде есть высокая вероятность, что эти аргументы произведут впечатление.

Но, боюсь, при общении с государственными органами и должностными лицами успех маловероятен. Повторю, должностные лица на государственной службе обязаны толковать формулировки закона во всей полноте. И многоумные рассуждения судоводителя о субъектах и объектах вряд ли помогут.

Неопределенность понятия коммерческих целей использования судна может поставить под угрозу многие исторически сложившиеся и успешно практикуемые виды использования некоммерческих судов – чартер, лизинг, обучение.

Ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015); Ст. 2, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О некоммерческих организациях"

Парижский Меморандум – Парижский меморандум о взаимопонимании по Портовому контролю (Paris Memorandum of Understanding on Port State Control) - соглашение по Портовому контролю за иностранными судами, заключенное 19 странами (Европа и Канада) является наиболее значимым и эффективно дей-ствующим среди имеющихся в настоящее время 11 аналогичных региональных соглашений. Основной целью этой борьбы является повышение безопасности мореплавания, сохранение человеческой жизни на море и защита окружающей среды. Для обеспечения этой цели в портах каждого из государств Парижского меморандума должны проводиться инспекции иностранных судов, заходящих в них.