Общая характеристика законодательства в сфере административной деятельности. Понятие, предмет и метод административного права

Предисловие

Изучение курса административного права имеет основополагающее значение для подготовки будущих юристов, поскольку этот курс, во-первых, принадлежит к циклу фундаментальных учебных дисциплин в программе юридического высшего образования; во-вторых, регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, которое осуществляется органами исполнительной власти, а в некоторых случаях - и другими государственными органами местного самоуправления.

Административное право - одна из ведущих отраслей в правовой системе Украины, сложное социально-юридическое образование, в котором отражаются материальные, идеологические, моральные и другие отношения, существующие в обществе.

Административное право базируется на положениях Конституции Украины, нормативных актах Президента, Верховной Рады и Правительства Украины, актах органов исполнительной власти и местного самоуправления, референдумов, других государственных структур. Оно тесно связано с теоретическими положениями таких смежных юридических наук, как теория государства и права, конституционное право, гражданское право, уголовное право, уголовный процесс, криминология, трудовое право и других.

Как фундаментальная отрасль публичного права, оно является необходимым инструментом в регулировании деятельности структур исполнительной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций. Его воздействие постоянно испытывают на себе конкретные лица. Нормы административного права охраняют отношения, ицо складываются под влиянием гражданского, трудового, семейного и других отраслей права.

Административное право органически связано с исполнительной властью и государственным управлением. Оно выступает обязательным инструментом, осуществления государственной власти в форме государственного управления. Его нормы являются правовой основой построения И эффективного функционирования самой активной и мощной государственной подсистемы - аппарата государственного управления.

Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса "Административное право Украины" и рассчитан на студентов и курсантов высших юридических вузов III - IV уровня аккредитации, а также аспирантов, адъюнктов, преподавателей, работников правоохранительных вузов. Авторы не ставят перед собой цель подготовить всеобъемлющее руководство, который бы дал исчерпывающие ответы на все вопросы программы курса. В этом пособии важнейшие, по мнению авторов, положения, касающиеся каждой из тем Общей и особенной частей административного права Украины. Он может служить как дополнительный источник информации для ее изучения наряду с имеющимися научно-практическими комментариями Куоап Украины, учебниками и пособиями.

При подготовке настоящего пособия использованы административное законодательство и практика его применения по состоянию на 01 марта 2011 года.

Общая характеристика административного права

Административное право как отрасль права и как наука

Понятие, предмет и метод административного права. Взаимоотношение с другими отраслями права

Приступая к изучению административного права, прежде всего, необходимо определиться с происхождением и значением терминов "администрация", "административный". Происходят они от латинского слова, что в переводе, дословно, означает "управление", "деятельность по руководству чем-либо". Отсюда, административное право - это самостоятельная отрасль права, которая регулирует однородные общественные отношения преимущественно в сфере государственного управления. Под государственным управлением понимают организующую деятельность органов исполнительной власти, которая заключается в обеспечении исполнения законов и других нормативно-правовых актов всеми субъектами государства. Административное право иногда называют "право управления", или "управленческим правом". Административное право - это управленческое право, которое отличается от других отраслей права спецификой предмета регулирования, юридическим своеобразием (особым методом регулирования) и структурными особенностями (системой размещения нормативного материала).

Административное право создает определенный правовой режим для осуществления управленческих функций, что является важнейшим условием упорядоченности сферы государственного управления. Закрепление в юридических нормах правил поведения (каким образом следует действовать в конкретной ситуации, от чего следует воздержаться, что делать категорически запрещено т. п) придает управленческим отношениям юридического характера, превращает неправовые отношения на формально-обусловлены.

Общественные отношения, урегулированные административным правом, связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства. Административное право оказывает регулирующее влияние на такие общественные отношения, которые возникают, изменяются или прекращаются непосредственно в связи с осуществлением задач и функций государственного управления, то есть с практической деятельностью органов исполнительной власти государства и других компетентных субъектов по руководству хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами. Однако, некоторые стороны деятельности органов исполнительной власти могут регулироваться не только административным правом, но и гражданским, трудовым, финансовым, аграрным и другими отраслями права. Например, приобретая имущество, орган исполнительной власти является лишь стороной гражданско-правовой сделки. Для определения предмета административного права необходимо еще одно условие, а именно: общественные отношения, подлежащие его регулирующему влиянию, должны возникать именно по поводу осуществления органами исполнительной власти не любых функций, а только исполнительных и распорядительных, то есть управленческих.

Очерчивая круг общественных отношений, регулируемых административным правом, необходимо учесть два момента: эти отношения возникают не только в связи с осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности органами исполнительной власти, но и по поводу практической реализации их функций.

Следует отметить также, что не все общественные отношения в сфере государственного управления, деятельности его органов регулируются нормами административного права. Для управленческих общественных отношений, являющихся предметом регулирования административного права, свойственно то, что в них от имени государства выступает компетентный субъект исполнительной власти (орган, должностное лицо), причем именно с целью выполнения нормативных предписаний государства.

Характеризуя предмет регулирования административного права, необходимо остановиться на видах управленческих отношений, которые в него входят.

По субъектному составу различают:

а) управленческие отношения между различными органами исполнительной власти по вертикали, то есть когда один из них организационно подчинен другому (между высшими и низшими органами). Например, МВД Украины и отдельные его структурные подразделения, территориальные органы внутренних дел. Это отношения субординации, подчиненности;

б) управленческие отношения между непідпорядкованими друг другу органами исполнительной власти (например, между отдельными министерствами, УМВД Украины разных областей). Это, так называемые, отношения согласования, координации и міжструктурної кооперации;

в) отношения между территориальными органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями, организациями местного подчинения;

г) отношения между органами исполнительной власти государства и негосударственными организациями (коллективными, частными, общественными и др.);

д) отношения между органами исполнительной власти государства и гражданами. Во всех этих отношениях одной из сторон всегда является орган исполнительной власти или уполномоченное им должностное лицо, который осуществляет от имени государства возложенные на него соответствующие функции и наделенный властными полномочиями.

Административно-правовые отношения также классифицируются:

По характеру связей;

По целевому назначению;

По способу защиты.

Административное право регулирует не только процесс осуществления органами исполнительной власти государства исполнительной и распорядительной деятельности. Одновременно под регулирующее воздействие норм административного права подпадают все участники управленческих общественных отношений.

Нормы административного права регулируют и другие управленческие отношения, не связанные с исполнительной и распорядительной деятельностью органов исполнительной власти. Такой, например, является их внутренне-организационная деятельность. ее назначение - обеспечение организационных условий для успешной реализации основных функций конкретной институции. Следует отметить, что нормами административного права регулируются внутренне-организационные управленческие отношения не только органов исполнительной власти, но и других государственных органов.

Кроме того, нормы административного права, определяя меру поведения лица, устанавливая ее границы, создают правоохранительный режим, а значит - выполняют функцию борьбы с административными правонарушениями (функцию общей и специальной превенции).

Таким образом, предмет административного права состоит, собственно, из двух групп общественных отношений управленческого характера:

Отношения, связанные с осуществлением государственного управления, т. е. исполнительной и распорядительной деятельностью (главная, или основная группа);

Другие отношения, в том числе внутренне-организационные, которые возникают в процессе деятельности государственных органов (вспомогательная группа). Предметом правового регулирования административного права

Украины являются общественные отношения управленческого характера, которые складываются преимущественно в сфере государственного управления в процессе организации и практического осуществления, прежде всего, исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти государства.

В юридической литературе можно встретить различные определения понятия "административное право". На наш взгляд, наиболее полным и приемлемым является такое определение:

Административное право - это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения управленческого характера, возникающие в связи с организацией и непосредственным осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности органами исполнительной власти государства, а также в связи с осуществлением другими государственными органами внутри-организационной управленческой деятельности.

От административного права как отрасли права следует отличать административное законодательство, которое является составной частью законодательства Украины. Если административное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, то под административным законодательством понимается система правовых актов, в которых эти нормы находят свое внешнее отражение. Понятие административного права как отрасли права шире понятия административного законодательства.

Таким образом, мы очертили предмет административного права, то есть ответили на вопрос, что подлежит административно-правовому регулированию.

Как практически осуществляется это регулирование? Каковы его особенности? Ответ на эти вопросы дает понятие "метод правового регулирования".

Юридическое отличие административного права от других отраслей права - особый административно-правовой метод регулирования, обусловленный спецификой государственного управления как юридически-властной деятельности, которая осуществляется органами исполнительной власти государства.

Административно-правовой метод регулирования - это совокупность правовых средств и способов (приемов), которые применяются органами исполнительной власти государства в процессе правоприменительной деятельности для обеспечения регулирующего воздействия норм административного права на управленческие общественные отношения.

в Общем, все отрасли права с регулятивной целью используют одинаковые средства.

Предписания, то есть указания относительно обязательного совершения определенных

Действий;

Запреты, т. е. возложение юридической обязанности воздержаться от совершения определенных действий;

Разрешения - предоставление возможности совершить определенные действия или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Однако, каждая отрасль права, как основной, выбирает один из указанных средств, не отказываясь от использования и других, правда, в меньшей степени. Так, например, для гражданско-правового регулирования характерно использование разрешений, для административно-правового - предписаний и т.п.

Рассмотрим теперь, какие есть особенности административно-правового регулирования.

Во-первых, административно-правовое регулирование предполагает неравенство воли сторон: волеизъявление субъекта доминирует над волеизъявлением объекта управления.

Во-вторых, субъект управления, как правило, наделен государственно-властными полномочиями в отношении объекта управления.

в-третьих, субъект управления, как правило, имеет право выдавать юридически-властные предписания, которые обязан выполнять объект управления.

в-четвертых, административно-правовые отношения - это односторонние отношения, то есть когда право на стороне субъекта, а обязанность - на стороне объекта управления. Однако это не освобождает субъекта управления от обязанности действовать в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Для административно-правового регулирования характерна не только юридическое неравенство сторон. Существуют и, так называемые, "горизонтальные" административно-правовые отношения, для регулирования которых используются методы согласования, координации, договорный метод.

Административное право тесно связано со многими другими отраслями права. Совместно с ними оно оказывает регулирующее воздействие на однородные общественные отношения.

Теснейшая связь административного права с конституционным правом. Конституционное право - это ведущая отрасль национального права, которая закрепляет социально-правовые основы организации государственного управления. Нормы конституционного права определяют основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, их место в механизме государственного аппарата, закрепляют основные звенья их системы, порядок формирования и основы компетенции высшего, центральных и местных органов, регламентирующих взаимоотношения органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, суда, прокуратуры; закрепляют основные обязанности и права граждан, в том числе и в сфере государственного управления; устанавливают систему конституционного контроля за деятельностью органов исполнительной власти государства и т.п.

Конституция Украины является важнейшим источником административного права.

Нормы административного права детализируют, конкретизируют общие положения конституционного права относительно системы исполнительной власти и регулируют на этой основе практическую деятельность ее органов, определяют их компетенцию, закрепляющие права и обязанности граждан в сфере государственного управления, обеспечивающие их практическую реализацию административно-правовыми средствами, в т.ч. охрану и защиту их от противоправных посягательств. Таким образом, ряд практических сторон государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правами при приоритете норм конституционного права, отличие между ними иногда заключается лишь в объеме регулирования (общее и специальное).

Гражданское право регулирует в основном имущественные отношения. Однако, часть имущественных отношений регулируется нормами административного права (например, вопрос относительно перераспределения государственного имущества). В отдельных случаях защита гражданских прав осуществляется в административном порядке (ст. 6 Гражданского кодекса Украины). Разграничение между нормами этих отраслей права проводится с учетом особенностей гражданско-правового (равенства сторон) и административно-правового (неравенства сторон) регулирования, так что с предметом регулирования такое разграничение не всегда возможно.

в то же Время нельзя применять гражданские правовые нормы для урегулирования имущественных отношений между субъектами, один из которых административно подчиняется другому.

Связь административного и гражданского права проявляется и в других случаях. Так, хозяйственные договоры между предприятиями заключаются на основе планов производства, то есть административных актов управления. Органы исполнительной власти определяют для сторон имущественных отношений определенные параметры их деятельности (государственные стандарты, технические условия и т.д.). На основе актов органов исполнительной власти возникают гражданско-правовые отношения с участием граждан (например, договор найма жилья заключается при наличии ордера на это жилье, который выдается компетентным органом исполнительной власти или местного самоуправления).

Органы исполнительной власти фактически реализуют в своей деятельности основные полномочия государства - собственника общегосударственной собственности (право владения, пользования и распоряжения), который не является юридическим лицом - основной фигурой гражданско-правового регулирования. Если орган исполнительной власти использует права юридического лица, то он теряет при этом свойства властного субъекта государства и становится обычным участником имущественных отношений, которые регулируются нормами гражданского права.

Трудовое право также имеет много общих точек соприкосновения с административным правом. Трудовые отношения - основной предмет трудового права, возникают, обычно, на основании односторонних властных волеизъявлений соответствующих органов управления (приказ о зачислении на работу). Значительное количество трудовых прав граждан реализуется посредством юридических актов управления, например, для получения отпуска, заработной платы, необходимо издать административный акт - приказ. Административное право регулирует отношения государственной службы, отношения между администрацией предприятий, учреждений, организаций и профессиональными союзами по вопросам организации производства и труда. Административное право закрепляет основные организационные формы участия трудящихся в управлении производством.

Административное право тесно связано с финансовым правом. Финансовые отношения регулируются административными правовыми средствами (предписаниями), а финансовая деятельность является подвидом деятельности исполнительного и распорядительного характера. Организация работы финансовых органов относится к предмету административного права, а кредитные, бюджетные, налоговые и другие отношения - к предмету финансового права. Иначе говоря, административное право преимущественно регулирует управленческие отношения в сфере финансов, а финансовое право - финансовые отношения как особый вид экономических отношений.

очевидная связь административного права с земельным правом, предметом которого являются земельные отношения, но в значительной мере использует административно-правовые средства регулирования. Государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления решает основные вопросы организации землепользования, распоряжается землей как объектом право собственности народа, охраняет ее, преимущественно, административно-правовыми средствами. Возникают земельные отношения, как правило, на основе административных актов.

Административное право связано и с уголовным правом. Так, административное право сочетает многочисленные запреты, нарушение которых, в определенных случаях влечет за собой уголовную ответственность. Кроме того, ряд статей уголовного права имеет административную преюдицию. То есть, за определенные правонарушения предусмотрена уголовная ответственность, если предварительно к правонарушителю применялись средства административного воздействия за такие или аналогичные правонарушения. Некоторые из правонарушений находятся на грани с преступлением и поэтому, чтобы осуществить верную квалификацию, необходимо взаємопов"язу ваты соответствующие нормы административного и уголовного права.

Связь уголовного права с административным проявляется и в том, что уголовное право предусматривает ответственность за совершение служебных преступлений.

О связи административного права с экологическим, аграрным, хозяйственным, таможенным и другими отраслями права, то здесь основным является то, что общественные отношения в этих областях урегулированы правовыми нормами соответствующих отраслей права, а правонарушения, которые совершаются в этих сферах, влекут за собой административную ответственность.

Административное право - одна из ведущих отрас­лей российского права, совокупность правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения по организации и деятельности аппарата управления.

Источники административного права - Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов РФ, нормативные акты ор­ганов местного самоуправления.

Важное место среди источников занимает Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Предмет административного права составляют: 1) об­щественные отношения, возникающие в процессе реа­лизации исполнительной власти (от Президента РФ до администрации предприятия); 2) внутриорганизацион- ные отношения государственных органов; 3) общегосу­дарственный контроль за деятельностью государствен­ных органов; 4) деятельность судебных инстанций по рассмотрению дел об административных нарушениях. Административно-правовой метод регулирования предполагает юридическое неравенство сторон, адми­нистративное властвование одной стороны (напр., ин­спектор ДПС) и подчиненное состояние другой стороны (напр., водитель автотранспорта). Причем первая сторо­на наделена полномочиями при необходимости приме­нять меры принуждения, вторая сторона обязана подчи­няться любым законным требованиям. Однако стороны несутответственность не друг перед другом, а перед государством.

Субъектами административного права выступают фи­зические и юридические лица. Физические лица - граж­дане, иностранцы и лица без гражданства. Администра-

Трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопре - деленный срок; 2) на определенный срокне более пяти лет (срочный трудовой договор). Если в трудовом дого­воре не оговорен срок его действия, то договор считает­ся заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписа­ния работником и работодателем либо со дня фактиче­ского допущения работника к работе с ведома или по по­ручению работодателя или его представителя.

При заключении трудового договора лицо, поступаю­щее на работу, предъявляет работодателю: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 2) тру­довую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; 3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхо­вания; 4) документы воинского учета - для военнообя­занных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 5) документ об образовании, о квалификации или нали­чии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной под­готовки. В соответствии с законом может предусматри­ваться необходимость предъявления дополнительных документов.

Основаниями прекращения трудового договора явля­ются: 1) соглашение сторон; 2) истечение срока трудово­го договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сто­рон не потребовала их прекращения; 3) расторжение трудового договора по инициативе работника; 4) растор­жение трудового договора по инициативе работодателя и др.

тивно-правовой статус гражданина значительно отлича­ется от статуса иных физических лиц, так как только граждане РФ могут находиться на государственной службе. Среди организаций - субъектов административ­но-правовых отношений особое место занимают органы исполнительной власти. Органы исполнительной вла­сти подразделяются на федеральные и органы субъек­тов, в совокупности они образуют единую систему. По характеру компетенции федеральные органы подразде­ляются на отраслевые и межотраслевые, по специали­зации функций выделяют контрольные, надзорные орга­ны, а также органы, выполняющие специфические функ­ции государства.

Для административно-правового регулирования важ­ное значение имеют основные принципы государствен­ного управления. К ним, в частности, относятся: принцип законности; приоритет прав и свободчеловека; единство системы государственной власти на всей территории РФ; равный доступ граждан к государственной службе; единство основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе; гласность в осуществлении госу­дарственной службы; ответственность государственных служащих за свою деятельность; внппартийность госу­дарственной службы; социальная защищенность госу­дарственных служащих.

ния трудовых правоотношений является заключение на основании норм трудового права между работником и работодателем трудового договора. Субъектами тру­довых правоотношений.являются работник (физиче­ское лицо) и работодатель (физическое или юридиче­ское лицо).

Работник имеет право на: а) предоставление ему ра­боты, обусловленной трудовым договором; б) надлежа­щие условия труда; в) своевременную и в полном объе­ме выплату установленной заработной платы а также иные права в соответствии с законом. Работник обязан:

а) добросовестно исполнять свои трудовые обязанно­сти; б) соблюдать правила внутреннего трудового распо­рядка организации; в) соблюдать трудовую дисциплину; г) выполнять установленные нормы труда; г) бережно относиться к имуществу работодателя и других работни­ков и др. Работодатель имеет право: а) привлекать ра­ботников к дисциплинарной и материальной ответствен­ности в порядке, установленном федеральными закона­ми; б) принимать локальные нормативные акты а также иные права в соответствии с законом. Работодатель обязан: а) соблюдать законы и иные нормативные пра­вовые акты, локальные нормативные акты, условия кол­лективного договора, соглашений и трудовых договоров;

б) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; в) обеспечивать безопасность тру­да и условия, отвечающие требованиям охраны и гигие­ны труда; г) обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудо­вых обязанностей и др.

пуска, ежегодные дополнительные оплачиваемые бтпус- ка, отпуск без сохранения заработной платы.

3. Дисциплина труда - обязательное для всех работ­ников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными законами, коллективным до­говором, соглашениями, трудовым договором, локаль­ными нормативными актами организации. За соверше­ние дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к работнику следующие дисциплинар­ные взыскания: замечание, выговор, увольнение.

4. Охрана труда - система сохранения жизни и здоро­вья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономиче­ские, организационно-технические, санитарно-гигиени­ческие, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Неисполнение установленных нор­мативов влечет наказание работодателей.

5. Материальная ответственность стороны трудово­го договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного про­тивоправного поведения, если иное не предусмотрено законом. Расторжение трудового договора после причи­нения ущерба не влечет за собой освобождения от мате­риальной ответственности.

6. Трудовые споры - разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, уста­новления либо изменения условий труда. Различают ин­дивидуальные трудовые споры, которые рассматрива­ются комиссиями по трудовым спорам и судами, и кол­лективные трудовые споры,"способом разрешения ко­торых являются примирительные процедуры и забас­товка.

Еще по теме 60. Общая характеристика административного права:

  1. 4. Общая характеристика субъектов административного права4.1. Понятие и система субъектов административного права
  2. 8. Административное правонарушение и административная ответственность8.1. Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Общая характеристика административно-правового статуса индивидуальных субъектов
  4. 10.4. Общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  5. 9.1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
  6. 1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
  7. 8.2. Общая характеристика законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации
  8. Административные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти: общая характеристика
  9. Понятие и общая характеристика способов обеспечения законности в административно-публичной сфере

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Административное право как отрасль права

1. Понятие административного права

Административное право представляет собой независимую, самостоятельную отрасль, входящую в правовую систему Российской Федерации. Оно относится к публичному праву. Его публичность заключается в том, что административное право регулирует наиболее важные, в понимании государства, отношения, которые возникают при взаимодействии, как с самим государством, так и с его различными органами исполнительной власти.

Административное право осуществляет регуляцию различных управленческих отношений, а именно тех, в которых одним из субъектов является государство или уполномоченные органы власти. Эта отрасль права регулирует деятельность самой многочисленной и важной ветви власти - исполнительной.

Административное право, как отрасль права представляет собой систематизированную систему норм права, регулирующих различные общественные отношения, возникающие в сфере управленческой деятельности, одним из участников которых является государство или его представитель в лице уполномоченного органа исполнительной власти.

Слово «администрация» имеет латинское происхождение и в переводе означает «управление».

Управление - функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, направленной на реализацию их программных целей.

Объекты управления - различные системы, в том числе люди, предметы, явления и т. д.

Субъекты управления объединяются в две основные группы: единоличные (отдельные люди) и коллегиальные (группы людей).

Именно государственное управление является основной сферой применения норм административного права. Являясь разновидностью социального управления, оно традиционно связано с функционированием особой правовой отрасли, а именно - административного права

Понятие административного права можно определить как основополагающую, базовую отрасль Российской системы права. Она, вместе с гражданским и конституционным правом создает, так называемый, правовой треугольник, базу для развития других отраслей.

Административное право содержит в себе множество основополагающих норм, принципов, которые просто дублируются в некоторых других отраслях публичного права, например в финансовом, таможенном, налоговом. Зачастую дублируются нормы, которые регулируют деятельность тех или иных органов исполнительной власти.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение. Административное право - это базовая отрасль Российской правовой системы, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.

право административный юридический

2. Понятие предмета и метода административного права

Отличить одну отрасль от другой в юридической науке позволяет предмет и метод правового регулирования. Основным критерием, используемым для деления норм права на отрасли, является предмет правового регулирования, однако он не может быть единственным критерием, так как общественные отношения самые разнообразные и нередко одни и те же отношения регулируются различными способами и различными отраслями.

Предметом административного права, является общественные отношения, которые урегулированы его нормами, а именно:

1) управленческие правоотношении - это отношения, возникающие в исполнительно-распорядительной деятельности, в рамках которых непосредственно реализуются функции, задачи, цели, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения, их еще называют вспомогательные - это отношения в целом возникающие в процессе формирования состава органов государственной власти, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности;

3) контрольные правоотношения - это отношения, заключающиеся в контроле со стороны - специализированных органов.

Однако контрольные функции для определенного государственного органа могут быть как основными (например, для Счетной палаты), так и дополнительными (например, для Министерства).

В соответствии со структурой предмета административного права можно выделить три части:

1) управленческое право;

2) административная юрисдикция;

3) административная юстиция.

Вторым критерием деления норм права на отрасли является метод правого регулирования, под которым понимается совокупность юридических средств и способов, при помощи которых государство воздействует на однородные общественные отношения. В административном праве под методом административно-правового регулирования понимается совокупность юридических средств и способов воздействия со стороны государства, как на сами управленческие отношения, так и на поведение их участников.

Выделяют следующие основные методы административно-правового регулирования:

Метод властных предписаний, согласно которому необходимо обязательное подчинение одного участника административных правоотношений другому, который осуществляет управление первым, а также может давать ему указания, обязательные для исполнения;

Метод рекомендаций, заключается в том, что не дается никаких обязательных для исполнения указаний, но предлагается вариант поведения, который наиболее всего благоприятный в этой ситуации. При этом данные рекомендации не обязательны к своему исполнению, достаточно принять их к сведению;

Метод согласований - применяется субъектами, которые не находятся друг у друга в подчинении, при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между должностными лицами и государственными органами разными по своему правовому статусу;

Метод дозволения - основывается на юридическом разрешении совершать в соответствии с законом, те или иные действия либо воздержании от их совершения по своему усмотрению;

Метод запрета - характеризуется в возложении юридической обязанности не совершать те или иные действия, которые предусмотрены законом.

Метод административного права представляет собой многообразие правовых средств реализации норм права на существующие общественные отношения.

В связи с тем, что общественные отношения, регулируемые нормами административного права, по своей природе носят управленческий характер, т.к. государство, является основным субъектом управления, такие отношения носят название властеотношений. Это обусловлено прежде всего тем, что в административном праве присутствуют в большей степени предписания и запреты, в чем и заключаются особенности метода административного права.

Становится очевидным, что властеотношения носят принудительный характер, т.к. обязательны для исполнения всеми гражданами, организациями, учреждениями и должностными лицами, это мера юридического воздействия как на сами общественные отношения, так и на участников этих отношений. На этом основании можно говорить, что во властеотношениях присутствует и принцип подчиненности, когда одна сторона в лице гражданина или юридического лица в обязательном порядке должна подчиняться органам исполнительной власти, наделенным в соответствии с действующим законодательством определенными полномочиями в рамках своей компетенции.

Таким образом, особенности метода административного права состоят в том, что в них присутствует:

Принудительность со стороны органов исполнительной власти;

Обязательность для исполнения;

Юридическое неравенство (с одной стороны - органы исполнительной власти, предписывающие исполнять что-то, с другой стороны - граждане и юридические лица).

3. Функции административного права

Функции административного права - основные направления юридического воздействия права на общественные отношения, показывающие практическую работу административно-правовых норм. Выделяют две основные группы функций права:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

К общесоциальным функциям административного права относят задачи, раскрывающие сущность административного права как общесоциального явления. К ним относятся:

1) политическая функция, заключающаяся в том, что нормы административного права регулируют отношения, возникающие в таких политических сферах как внешнеэкономические связи, государственная безопасность, внешняя разведка, воинская обязанность и т. д.;

2) экономическая функция - нормы административного права регулируют экономические правоотношения в обществе, порядок управления государственной собственностью, управления промышленностью, строительством, агропромышленным комплексом и т. п.;

3) воспитательная функция - нормы административного права оказывают воспитательное, идеологическое воздействие на сознание людей и таким образом побуждают их к правомерному поведению в сфере государственного управления. Данная функция осуществляется посредством поощрительных норм и норм, закрепляющих административную ответственность (административные санкции);

4) коммуникативная функция - нормы административного права несут особую информацию и служат определенным средством связи между обществом в целом, государством и отдельным субъектом государственного управления, способствуют урегулированию и согласованию их интересов.

К специально-юридическим функциям относятся:

1) регулятивная - нормы административного права регулируют административные правоотношения, возникающие по поводу государственной службы, управления государственной собственностью, применения административной ответственности, закрепляют права, обязанности и ответственность субъектов административного правоотношения. Средствами осуществления данной функции являются: закрепление в юридических нормах прав, обязанностей участников государственного управления, дозволение, рекомендации и т. д.;

2) охранительная - нормы административного права служат средством защиты и охраны наиболее ценных правоотношений в сфере государственного управления и направлены на ликвидацию социально опасных явлений. Средствами осуществления данной функции являются: запреты, меры пресечения, санкции за противоправное поведение и др.

Функции административного права следует отличать от функций государственного управления, в состав которых входят всеобщие (прогнозирование, планирование, регулирование, координация, учет, контроль, надзор и т. д.) и сквозные (подбор и расстановка кадров, организация финансирования, материально-технического, социального, информационного обеспечения).

Реализация функций осуществляется посредством выполнения задач, стоящих перед административным правом.

Следует заметить, что функции административного права представляют собой конкретный правовой режим в деятельности органов исполнительной власти в пределах их компетенции, установленных действующим законодательством, и одновременно правомерное поведение участников отношений, регулируемых нормами административного права.

4 Соотношение административного права с другими отраслями права

Несмотря на то, что отрасль административного права имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права, тем не менее она обладает специфическими признаками, обусловленными своим предметом и методом правового регулирования, источниками и многими другими.

Безусловно, наиболее тесная связь административного права прослеживается с конституционным правом, которая заключается в том, что именно конституционное право регулирует основные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, формы правления, взаимоотношения личности, общества и государства, порядок образования и организацию деятельности органов исполнительной власти РФ и определяющие принципы организации и деятельности в иных отраслях права.

Взаимосвязь административного права с наукой государственного и муниципального управления проявляется в том, что административно-правовые нормы, как и нормы государственного и муниципального управления регулируют и охраняют управленческие отношения, которые возникают в сфере реализации государственных целей и задач, а также закрепляют правовой статус органов государственного управления и администраций органов муниципальной власти.

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право - их неравенством (одна из сторон - государство, как основной субъект управления).

Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их, а уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.

Кроме вышеперечисленных отраслей административное право взаимодействует и со многими другими отраслями российской правовой системы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской правовой системе. Представление о сущности и месте административного права.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2006

    Принцип разделения властей. Признаки и функции исполнительной власти. Публичное и административное право. Предмет, метод и функции административного права, его система и источники. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2009

    Предмет и метод административного права. Его социальное назначение и система. Общая характеристика источников административного права. Анализ их содержания и система. Нормы административно-процессуального права как источники административного права.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Административное право как отрасль российского права, его взаимодействие с другими отраслями. Признаки системы административного права, предписывающие, запрещающие и дозволительные средства его воздействия. Виды источников административного права.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Понятие административного права, его социальная природа, цели, субъекты. Нормы административного права, выступающие регуляторами управленческих отношений. Административное право - важнейшая отрасль правовой системы, его взаимодействие с другими отраслями.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Организация и функционирование системы исполнительной власти и государственной администрации. Метод административно-правового регулирования. Функции и принципы административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

    реферат , добавлен 01.03.2013

    Понятие, предмет, функции и принципы административного права. Принципы систематизации норм административного права. Подотрасли, объединяющие нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан. Институты административного права Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Административное право как отрасль публичного права и регулятор отношений в области организации и функционирования публичного управления. Функции, принципы и источники административного права. Методы и виды административно-правового регулирования.

    реферат , добавлен 19.08.2015

    Понятие административного права. Административное право как общие принципы. Тенденции развития и современность административного права. Современное административное законодательство РФ. Цели государственного управления и административного права.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2008

    Сущность и характерные особенности административного права. Анализ многосторонней и глубокой взаимосвязи норм административного права с разными отраслями российского права - конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, таможенным, налоговым.

Административное и частное право различаются исходными положениями, социальным назначением, принципами и . Частное право допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц); в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанных на добровольности их создания, изменения и прекращения, а также установление порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными липами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Предмет публичного права (как минимум его важнейших частей — государственного и административного права) — государство как носитель верховной и суверенной власти, а также государственная власть в ее различных проявлениях. Административное право как отрасль публичного права является выражением публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.

В административном праве сложился ряд теорий, в которых разграничивается частное и административное (публичное) право. Остановимся на трех из них.

Теория интересов определяет виды интересов, которые обеспечиваются отдельными правовыми нормами, и направления правового регулирования конкретных общественных интересов или действий. Публичное право служит государственным (публичным) интересам, частное право — частным интересам. Публичное право — это система правовых норм, которые регламентируют общественные отношения в целях установления основ социально-государственной жизни, принципов функционирования государства, его органов и служащих. Деятельность государственных органов и организаций, подчиненная строгому правовому стандарту, направлена на создание общего нормального благосостояния населения, обеспечение прав и свобод личности, общественного порядка и безопасности. Частное право, фиксируя правовой статус субъектов, дает возможность в первую очередь реализовать частную инициативу и тем самым воздействовать на интересы ограниченного (часто весьма четко определенного) круга лиц или организаций.

Теория субординации (соподчинения), используемая для разграничения публичного и частного права, раскрывает характер отношений между участниками (субъектами) правовых отношений. Эта теория видит сущность публичного права в образуемом в рамках осуществления публичной власти отношении подчиненности (соподчинения). В публичном праве нижестоящие и вышестоящие субъекты права связаны между собой отношениями подчиненности или соподчинения. В частном праве субъекты права, вступающие в правоотношения, обладают равным правовым статусом (имеется в виду их равноправие при использовании установленных законом возможностей, правил поведения и действий, а также одинаковая степень подчинения определенным правом процедурам и правилам). Для публичного права характерно одностороннее регулирование отношений с помощью закона, административного акта (правового акта управления). Для частного права типичным является договор, заключаемый по доброй воле субъектами права. Эта теория отражает превосходство государства (властной управленческой деятельности) с его арсеналом средств ограничения, организации и принуждения. Однако отношения подчиненности действуют и в сфере частного права, а договорные отношения и правовое равенство субъектов можно обнаружить в области публичного права (например, заключение соглашений, публичных или административных договоров).

Рассмотрим теорию относительности и допустимости правовых норм при регулировании отношений. Административное право содержит правовые нормы, которые имеют адресатом государство или другие субъекты суверенной государственной власти и применяются для регулирования отношений государства или других государствен но-правовых институтов и образований, а также физических лиц (например, граждан), имеющих соответствующий правовой статус (например, использование гражданином права на обжалование действий государственного служащего). Административное право — это особое право государства и его органов. Частное право — это право для каждого индивида и каждого субъекта права.

Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иным федеральным законам. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается по некоторым институтам, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-пра- вовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм.

Административное право конкретизирует своими нормами и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, путем организации единой системы органов исполнительной власти, государственной службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административного судопроизводства, защиты прав и свобод человека и гражданина). Конституционное право определяет структуру административно-правового регулирования и устанавливает «стандарты» правового государства в установлении режима функционирования исполнительной власти.

Очень интересные и глубокие взаимосвязи можно обнаружить между административным правом и муниципальным правом. Предметом муниципального права являются отношения в сфере местного самоуправления. Однозначное отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти невозможно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Можно привести несколько, на наш взгляд, существенных аргументов в защиту тезиса об известной относительности разделения исполнительной власти на государственную и муниципальную:

  • местное самоуправление (муниципальное управление) представляет собой одну из форм демократии, т. е. способ формирования власти в государстве путем народного волеизъявления;
  • местное самоуправление — один из главных способов взаимодействия общества и власти на местном (муниципальном) уровне;
  • понятие «местное самоуправление» объединяет понятия «местное» и «управление», указывая на его главным образом управленческую сущность;
  • важнейшие функции местного самоуправления реализуются через специальные муниципальные органы, при этом местное самоуправление имеет те же практические цели, что и государственное управление;
  • муниципальное право регулирует отношения в сфере публичного управления, т. е. управления, осуществляемого органами управления, должностными лицами и служащими муниципального образования. Субъекты муниципального управления используют традиционные для административного права формы, механизмы, методы и средства управления;
  • органы местного самоуправления обладают административной правосубъектностью, т. е. установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцией. Для должностных лиц и муниципальных служащих установлен их правовой статус: традиционный набор полномочий, прав, обязанностей, запретов, ограничений и ответственности;
  • правовая защита физических и юридических лиц от незаконных действий органов местного самоуправления обеспечивается административным правом;
  • в сфере местного самоуправления доминируют традиционно понимаемые управленческие отношения;
  • органы местного самоуправления и государственного управления практически в каждой отрасли и сфере публичного управления тесно взаимосвязаны;
  • органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Таким образом, наука административного права, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своего исследования и такой вид социального управления, как местное самоуправление. Изучение местного самоуправления — это логическое продолжение анализа более обширной темы управления в Российской Федерации, организации и сущности государственной власти, построения исполнительной власти и осуществления ее функций, а также децентрализации управления.

Как система правовых норм, регламентирующих финансовую деятельность государства, основывается в определенных сферах и пределах на методах, используемых в системе административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы устанавливают порядок осуществления финансовой деятельности государства, правовой режим деятельности налоговых органов, систему государственного финансового контроля, административную ответственность за совершение нарушений в финансово-правовой, бюджетной или налоговой сферах. Современная концепция методов правового регулирования финансовых отношений включает в себя применение дозволительного, обязывающего, запрещающего, рекомендательного, поощрительного, договорного, согласительного правовых методов при юридической регламентации отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Метод финансового права является самостоятельным, оригинальным инструментом правового регулирования, специфика которого проявляется в его властно-имущественном характере, обусловленном особенностями предмета данной отрасли права, а также непосредственной связью с финансовой политикой государства.

Таможенное право , которое регулирует отношения в области таможенного дела, использует методы административно-правового регулирования и административные процедуры (хотя они и называются таможенными). Основной сферой правового регулирования в области таможенного дела являются отношения, возникающие в процессе: установления порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; таможенного оформления; таможенного контроля; обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц; установления и применения таможенных режимов; установления, введения и взимания таможенных платежей.

Административное право включает в себя, а порой и обеспечивает действие норм экологического и земельного права. Нормы законодательства об охране окружающей среды, санитарного законодательства используют многие административно-правовые институты для управления в соответствующих сферах государственной деятельности (например, экологический контроль, санитарно-эпидемиологический надзор). При этом для применения норм экологического или земельного права часто требуется административно-процессуальное обеспечение, т. е. нормы административного права позволяют на практике реализовывать потенциал норм указанных отраслей права (например, применение административной ответственности за нарушения экологического законодательства, при совершении нарушений санитарного законодательства).

Сравнивают с административным, как правило, на примере институтов государственной службы и административного принуждения. В системе государственной службы в определенных пределах действуют нормы трудового законодательства. Такое положение устанавливается федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся рекомендации судам по применению трудового законодательства к отношениям, регулируемым нормами публичного служебного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства РФ.

Административное право, уголовное , а также уголовно-исполнительное право используют одинаковый метод правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве установлена ответственность за преступления против интересов государственной и муниципальной службы, а также за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции в сфере действия как уголовного, так и административно-деликтного права. Управление в области исполнения уголовных наказаний основывается на традиционных характеристиках государственного управления, обеспечивающего выполнение конкретных задач уголовно-исполнительного права.

Административное право взаимодействует со многими другими отраслями как материального, так и процессуального права. Проводимые сравнительно-правовые исследования показывают наличие у многих отраслей права сходных с административным правом черт: порядка реализации правовых норм, отдельных правовых институтов, методов правового регулирования.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.07.2010 266 Кбайт 718

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Государственное управление и исполнительная власть.

    Правовые акты управления.

    Общая характеристика административного права. Субъекты административных отношений.

    Сущность и методы административного принуждения.

Государственное управление и исполнительная власть.

В широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с воздействием управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются.

При управлении происходят процессы получения, преобразования и передачи информации. Эти процессы проходят следующие стадии:

    управляющий субъект всегда получает информацию как о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы в целом, так и извне,

    субъект интерпретирует эту информацию, анализирует и на основе этого принимает управленческое решение, т.е. решение о характере воздействия на объект управления,

    субъект передает информацию, связанную с принятым решением, объекту, тем самым осуществляя на него управленческое воздействие.

Социальные системы являются наиболее сложным видом управления. Социальное управление – это воздействие на общность людей в целях упорядочивания самого общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед его членами задач. Социальное управление всегда необходимо при осуществлении совместной деятельности, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

Объектом социального управления являются существующие общественные отношения, социальные образования, отдельные люди. Субъектом управления выступают руководители, осуществляющие персональное руководство, коллективные органы управления. Субъект управления – это и органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица.

Государственное управление – это осуществление от имени, по поручению и уполномочию государства управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности в сферах и областях экономического и социального развития общества, охраны прав и свобод человека, укрепления демократического и правового государства.

Оптимальный механизм государственного управления включает законодательную, исполнительную, судебную власть, прокуратуру, банковскую систему и др. Каждому из этих элементов присущи самостоятельные, свойственные только ему специфические механизмы осуществления управленческой деятельности.

Исполнительная власть по существу составляет содержание и деятельности по государственному управлению, выражая ее функциональную (исполнительную) направленность.

Исполнительная власть, являясь составной частью государственной власти, осуществляется в РФ и в субъектах РФ. Органы исполнительной власти местного самоуправления не являются органами государственной власти, хотя их административные структуры и соответствующие должностные лица выполняют существенный объем функций исполнительного и распорядительного характера, обладают значительными административно-властными полномочиями.

Исполнительные и распорядительные полномочия осуществляют также администрации предприятий, учреждений и других организаций в процессе управления ими, при проведении внутриорганизационных мероприятий.

Правовые акты управления.

Издание правовых актов управления (ПАУ), т.е. актов органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность, является основной административно-правовой формой реализации задач и функций системы исполнительной власти.

ПАУ – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности. ПАУ связывает стороны управленческих отношений – субъекта и объекта управления. Он определяет правила должного поведения в сфере управления.

Характерные признаки ПАУ – его наиболее значимые качества:

    ПАУ – это юридический вариант управленческого решения, т.е. его изданием субъект управления решает возникающие в процессе управления общие или индивидуальные вопросы с целью реализовать поставленные задачи;

    ПАУ издается только полномочным субъектом системы исполнительной власти в пределах его компетенции;

    ПАУ – подзаконный акт, т.е. издается в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами;

    Несоблюдение предписаний ПАУ влечет наступление ответственности виновной стороны:

    Все ПАУ иерархически построены, т.е. занимают определенное место в системе актов такого рода, что означает обязательное соответствие акта какого-либо органа или должностного лица актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти.

ПАУ издается в качестве письменного юридического документа по определенной процедуре.

Однако ПАУ может быть выражен и устно (например, в рамках служебных отношений между руководителем и подчиненным). Нередко ПАУ характеризуются как конклюдентные – поведения, не получившие выражения в письменной форме (сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак).

Виды ПАУ:

    По юридическим свойствам: нормативные (постановления) и индивидуальные (приказ, распоряжение).

    По юридической силе: акты Правительства, акты министерства, акты предприятия.

    По территории действия: федеральные, акты субъектов Федерации, местные акты.

    По наименованию: Президент РФ – указы и распоряжения; Правительство – постановления и распоряжения; министерства и ведомства – постановления, приказы, правила, инструкции, положения; руководитель предприятия – приказы, распоряжения, указания; глава местной администрации – постановления, распоряжения.

Общая характеристика административного права. Субъекты административных отношений.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов, их должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Иными словами, административное права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в результате реализации управленческих функций органов исполнительной власти.

Метод административного права предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. Участники управленческих отношений не равны, различны полномочия должностных лиц. Таким образом, метод административного права содержит, в основном, обязывания – установление определенного порядка действий в сфере государственного управления.

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, являются: органы исполнительной власти; Президент РФ; Правительство РФ; исполнительные органы местного самоуправления; граждане (физические лица); общественные объединения; административные предприятия и учреждения; органы государственной власти субъектов РФ.

Названные субъекты могут быть объединены в группы:

а) органы государственной власти

б) общественные объединения – политические партии, профсоюзы, общественные ассоциации, союзы; гильдии и т.п.

в) административные предприятия и учреждения

г) физические лица.

Всем органам власти в РФ присущи общие начала, вытекающие из сути Конституции РФ. Это, прежде всего, принципы демократизма, федерализма, разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти; гласность и другие. Перечисленные принципы характеризуют демократический и цивилизованный характер Российского государства.

Виды органов исполнительной власти.

    По территории действия (территориальному масштабу деятельности):

а) федеральные органы исполнительной власти , которые распространяют свое действие на всю территорию РФ. Это Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и агентства;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ , которые распространяют свое действие на территорию конкретного субъекта Федерации. Это правительства республик, министерства и другие органы исполнительной власти республики; администрации краев, областей, комитеты, департаменты, управления администраций и др.

в) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта, так и на территории нескольких субъектов РФ. Например, МВД РФ создает в федеральных округах свои окружные подразделения – главные управления МВД по федеральному округу. Министерство юстиции РФ создает в субъектах РФ главные управления и управления, в федеральных округах – федеральные управления Минюста РФ.

    По характеру компетенции:

а) органы общей компетенции – их права и обязанности относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, администрации краев;

б) органы отраслевой компетенции – их права и обязанности относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сферой (например промышленностью, связью, природными ресурсами, образованием и наукой, юстицией, обороной, культурой и т.п.). К ним на федеральном уровне относят федеральные министерства и неподведомственные министерствам самостоятельные федеральные службы , осуществляющие функции в области обороны, безопасности, охраны государственной границы и другие (Служба внешней разведки, Федеральная службы безопасности и другие);

в) органы межотраслевой компетенции – их полномочия относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое, межведомственное значение. Это антимонопольная политика, тарифы, гидрометеорология, государственная статистика, охрана окружающей среды, финансовые рынки. На федеральном уровне такой компетенцией наделены в основном федеральные служб ы;

г) органы специальной компетенции – осуществляют надзорные, контрольные, разрешительные, регистрационные и другие правоохранительные полномочия. Это ФСБ, СВР. Т.е. это службы, которыми руководит Президент РФ. В субъектах РФ такими органами могут быть комитеты лицензирования, управления финансового контроля, жилищные инспекции и т.п.;

д) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции – распространяют свою деятельность на определенное направление работ внутри отрасли. Это структурные подразделения органов исполнительной власти.

    По организационно-правовым формам:

а) правительство – орган исполнительной власти обшей компетенции;

б) кабинет министров – название правительства в некоторых республиках в составе РФ (Татарстан, Чувашия);

в) министерство – орган исполнительной власти, входящий в состав правительства;

г) государственный комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции во многих республиках РФ;

д) комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов РФ; ими могут называться и определенные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

е) администрация – орган исполнительной власти общей компетенции краев, областей, автономий. Она состоит из отраслевых и функциональных структурных подразделений и возглавляется главой;

ж) мэрия – орган исполнительной власти общей компетенции в городах федерального значения, возглавляемый в Москве – мэром, в Санкт-Петербурге – губернатором;

з) департамент, главное управление, управление, служба, отдел – подразделения аппарата правительства, администрации субъекта РФ;

и) главные управления и управления – организационно-правовые формы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

к) секретариат – организационно обеспечивает деятельность руководителей органов исполнительной власти и руководителей их аппаратов. Например, секретариат есть у Председателя Правительства РФ;

л) инспекция – орган исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющий надзорные, контрольные, разрешительные и иные специальные функции. Главными задачами инспекции являются обеспечение соблюдения законов, предупреждение и пресечение правонарушений;

м) палата – орган исполнительной власти специальной власти, осуществляющий контрольные, разрешительные и иные специальные функции. Например, во многих субъектах РФ существуют лицензионные, регистрационные палаты;

н) центр – название ряда территориальных органов федеральной исполнительной власти (региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Иногда так называются структурные подразделения органов исполнительной власти – Главный информационной центр МВД РФ.

    По порядку разрешения вопросов:

а) единоначальные – подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства, управления, администрации). Во многих единоначальных органах существуют коллегии, но их решения проводятся приказами руководителя органа, который несет персональную ответственность за организацию работы;

б) коллегиальные – подавляющее большинство вопросов обсуждается и разрешается коллегиально. Издаваемые при этом правовые акты являются актами органа, хотя подписываются его руководителем. Пример – Правительство РФ, комитеты субъектов РФ.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

      Федеральное министерство федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.Министерство координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

      Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специализированные функции в области обороны, безопасности, защиты и охраны Государственной границы, борьбы с преступностью. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). Службы издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты.

      Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору). Агентство возглавляет руководитель (директор). Оно издает индивидуальные акты.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители федеральных служб и агентств (кроме силовых) назначаются на должности и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих контроль и координацию деятельности служб и агентств.

Под структурой федеральных органов исполнительной власти принято понимать конкретный перечень таких органов с указанием их вида, названия, подведомственности, т.е. перечень органов с учетом их иерархической связи.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: МВД РФ (Федеральная миграционная служба), МЧС РФ, МИД РФ, Министерство обороны РФ (ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонному заказу, ФС по техническому и экспортному контролю, ФА специального строительства), Министерство юстиции (ФС исполнения наказания, Ф регистрационная С, ФС судебных приставов), Государственная фельдъегерская служба, СВР, ФСБ, ФС по контролю за оборотом наркотиков, ФСО, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ

Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ:

Министерство здравоохранения и социального развития (ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; ФС по труду и занятости; ФА по здравоохранению и социальному развитию; Ф медико-биологического А)

Министерство по промышленности и энергетики (ФА по промышленности, ФА по техническому регулированию и метрологии; ФА по энергетике)

Министерство транспорта (ФС по надзору в сфере транспорта, ФА воздушного транспорта, Ф дорожное А, ФА железнодорожного транспорта, ФА морского и речного транспорта, ФА геодезии и картографии)

Министерство финансов (Ф налоговая С, ФС страхового надзора, ФС финансово-бюджетного надзора, ФС по финансовому мониторингу, Ф казначейство)

Федеральные службы и агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ: Ф антимонопольная С, ФС по тарифам, ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФС государственной статистики, Ф космическое А, ФА по туризму, ФА по физической культуре и спорту

Сущность и методы административного принуждения.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется как средство обеспечения и охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с правонарушениями в сфере государственного управления.

Для них характерен административный, т.е. внесудебный порядок применения. Использование этих мер отнесено к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц (причем лишь наделенных специальной компетенцией).

Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции (милиция, таможня, пограничная служба). Но в некоторых случаях отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями: лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан, дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения наказаний закреплен в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

По целевому назначению меры административного принуждения делятся на виды :

    административно-предупредительные – средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границ)

    меры административного пресечения – применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий (административное задержание лица, совершившего административное правонарушение; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных; запрет эксплуатации транспортного средства, если его техническое состояние не отвечает установленным требованиям; применение специальных средстврезиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов – для пресечения массовых беспорядков)

    меры административной ответственности – это меры административного наказания – являются установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели и применяются в строго установленном процессуальном порядке.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает 9 видов административных наказаний:

Предупреждение

Административный штраф

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

Административный арест

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства

Дисквалификация

Административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды наказаний; в отношении юридических лиц – только предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация. Большинство из административных наказаний назначается судами. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях – административное выдворение за пределы РФ.