Закон об образовании в году. Введение индивидуального подхода

В июле 2015 Президент России подписал Федеральный Закон об образовании 273 с внесенными в него изменениями. Прошлая редакция была принята 21 декабря 2012 г.

Данный законопроект обеспечивает каждому гражданину России гарантированное Конституцией право на получение образования в нашей стране. Рассмотрим, какие же изменения были в него внесены.

Изменения:

  • Был продлен срок оформления документации для школьных учреждений и вузов до 2017 г. В частности, у этих структур есть в запасе еще год, чтобы должным образом оформить свою лицензию и пройти аккредитацию.
  • Также победители олимпиад могут пользоваться еще 4 года своими достижениями при поступлении в высшие учебные заведения России.
  • Претерпела изменения и образовательная система. Так, дошкольные учреждения теперь причислены к 1-му уровню профессионального учения.

Виды образования в РФ по новому закону

По новому закону (статья 10, 273 ФЗ Росскийской Федерации с изменениямиФ 2016) виды образования в нашей стране подразделяются на четыре уровня обучения:

  • 1. Дошкольное
  • 2. Общее начальное
  • 3. Основное общее
  • 4. Общее среднее.

Ступени профессионального получения знаний следующие:

  • 1. Среднее профессиональное
  • 2. Высшее – бакалавриат
  • 3. Высшее – специалитет, магистратура
  • 4. Подготовка высшей кадровой квалификации.

Методический день учителя по новому закону 273

Согласно статье 46 Федерального закона в новой редакции, педагогической деятельностью имеют право заниматься лица, прошедшие соответствующую специальную подготовку в учебных заведениях высшего и профессионального порядка. Регулярно педагогический состав должен осуществлять повышение своей квалификации.

Отдельный пункт статьи 49 гласит, что аттестация работников сферы образования должна осуществляться не менее, чем один раз в пять лет. Кроме того, существует, так называемая, промежуточная аттестация, которая проводится практически каждый год.

Составлением своего рабочего плана для обучающихся занимается учитель. Для этого ему отводится специальный методический день, в который педагог составляет учебные планы занятий и подгоняет свои дела.

Статья 273 ФЗ об образовании в Российской Федерации

Закон 273 – это важный документ, регулирующий общественные отношения в сфере образовательного процесса. Этот действующий нормативный правовой акт находится в свободном доступе на официальном сайте Министерства образования, текст приведен со всеми последними дополнениями. Также читать его краткое содержание, особенности и основные положения можно бесплатно в онлайн режиме на ресурсе Википедия. На сайтах в интернете дано разъяснение такому понятию, как ФГОС – что это такое, с ответами и картинками. В частности, там говорится, что фгос (или образовательный стандарт) – это свод требований к обучению и уровню подготовки педагогического состава. Этот документ одобрен органом федеральной власти нашего государства.

Календарный учебный график 2016

Календарный учебный график 2016 разрабатывается учительским составом на основе статье 32 Закона об образовании в Российской Федерации. Он выделяет две части образовательной системы, в которых кратко излагается план на предстоящий учебный год. Также в акте обязательно указывается дата, когда он был принят.

Требования к рабочей программе

В ФЗ 273 Об образовании в Российской Федерации определены требования к рабочей программе, устав образовательных учреждений, обязанности педагогов, родителей и учащихся.

Согласно закону, все дети имеют право на знание, реализация которого возложена прежде всего на школы. Гарант этого права – Конституция РФ. В программе к учебному процессу также включены поправки, касающиеся лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся должен обязательно посещать школу, пропуск занятий не должен иметь место без уважительной на то причины. Также ученик обязан следить за состоянием своего здоровья, личной гигиеной, соблюдением дисциплины и правил поведения в обществе.

Обязанности родителей по закону

Действующий в настоящее время Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ был принят 29.12.2012. Однако с тех пор принимались различные поправки, вносились изменения либо принимались подзаконные акты, разъясняющие или дополняющие отдельные нормы правового документа. В настоящей статье будут освещены основные положения этого закона.

Структура системы образования

Образовательная система в России состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:

Определяющих содержание – ФГТ, ФГОС, программы и стандарты по отдельным предметам и в целом по формированию выпускника;

Контролирующих реализацию – муниципальные органы власти и выше;

Формирующих портрет выпускника – потенциальные работодатели, организации, учреждения, общественные объединения и пр.;

Участвующих в исполнении социального заказа – педагоги, школьники и их родители, а также учебные заведения всех уровней получения образования.

Уровни образования

Система общего образования представлена несколькими категориями:

Профессиональное обучение:
профессиональное образование;
дополнительное образование.

Выделяют четыре уровня общего образования:

Дошкольное;
начальное;
основное;
среднее.

Нововведением стало признание дошкольного образования в качестве одного из уровней образовательной системы, что повышает значимость посещения детских садов. Некогда привычное наименование верхней ступени школьного этапа обучения заменено термином «среднее общее образование», да и сами «ступени» ушли из официальных документов. Отныне это «уровни образования».

От общего образования не отстаёт и профессиональное, чья многоуровневость представлена также четырьмя уровнями:

Среднее;
высшее с подготовкой бакалавров;
высшее с подготовкой специалистов и магистров;
высшее с подготовкой кадров высшей квалификации.

Структура профессионального образования с вводом в действие нового закона претерпела множество существенных преобразований. В их числе:

Введение существовавшей ранее начальной профессиональной подготовки в структуру среднего профессионального образования под маркой «подготовка квалифицированных специалистов»;

Традиционное же СПО переименовано в подготовку специалистов среднего звена;

В системе высшего образования появился третий уровень подготовки высококвалифицированных кадров – ординатуры, аспирантуры и пр.;

Докторантура вынесена за рамки образования и включена в состав научной сферы.

Считается ли дошкольное образование обязательным?

Согласно положениям дошкольное образование является правом гражданина РФ и подкреплено государственной гарантией его получения. Это именно право, а не обязанность, поэтому решение, использовать его или нет, принимается законными представителями несовершеннолетнего ребёнка самостоятельно. На зачисление в 1 класс образовательного учреждения это никак не повлияет.

Сохраняется ли аспирантура в качестве послевузовского образования?

Существовавшее ранее профессиональное послевузовское образование трансформировано в высший уровень профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров по особым программам. В перечень этих программ входят:

Научно-педагогическая адъюнктура (аспирантура);
ординатура;
стажировочная ассистентура.

Как можно получить образование?

Законодательная база в сфере образования предполагает выбор не только форм получения образования. Так, законные представители несовершеннолетних российских граждан имеют право отправить своё чадо для обучения в специально созданное для этого заведение – школу, техникум, колледж, гимназию, лицей, институт и т.д. А могут ограничиться домашним обучением либо семейным образованием.

Как правило, большинство получает образование по первому варианту. Но и здесь возможно несколько сценариев, что обычно востребовано при получении высшего профессионального образования:

Очная форма обучения;
очно-заочная;
полностью заочная.

Семейное образование или домашнее обучение менее распространены. В основном этот вариант используют люди с ограниченными возможностями здоровья.

Новый закон «Об образовании» вызвал небывалый ажиотаж как среди чиновников, так и среди рядовых сотрудников сферы образования. И вот, законопроект, над которым авторы работали более 4-х лет, наконец-то вступил в силу. Что же нового он внесет в жизнь учеников и педагогов?

Основные моменты закона «Об образовании» 2016 года

Задачей ФЗ «Об образовании» является урегулирование правоотношений в ходе учебного процесса. Данный документ декларирует индивидуальный подход к организации учебного процесса каждого учащегося и содержит немало новинок:
  • дошкольные учреждения включены в общую систему образования. Этап обучения не предусматривает проведения тестирования или экзаменов по его окончанию. Дошкольное образование предоставляется на бесплатной основе, правда услуги по присмотру за малышами родители будут оплачивать как и раньше;
  • муниципалитеты обязали обеспечить доступность начального образования. Так, для каждого первоклассника закрепляется место в школе, которая находится в районе, где проживает ребенок. Если мест не хватает, то администрация школы проинформирует родителей о свободных местах в других школ микрорайона;
  • при необходимости ученик может учиться по индивидуальному графику;
  • результаты ЕГЭ действительны 4 года;
  • обязательное тестирование девятиклассников. С 2016 года они будут сдавать тесты, на бланках, аналогичных бланкам ЕГЭ;
  • поступить в ВУЗ теперь можно лишь на основании результатов госэкзаменов. Минимальное количество баллов ЕГЭ для поступления абитуриентами устанавливает образовательная организация. Этот показатель не должен быть меньше предусмотренного федеральным органом;
  • система высшего образования теперь включает бакалавриат, специалитет и магистратуру.

ФЗ «Об образовании» 2016 года: учителя и ученики

Не обошли законодатели вниманием и учителей. Теперь они имеют статус педагогического работника. Это дает им возможность не только повышать профессиональный уровень минимум раз в 3 года, но и воспользоваться правом на удлиненный отпуск. А вот педагогам со стажем полагается длительный отпуск на срок до года. Такое право им предоставляется раз в десять лет. Кроме того, учителя могут рассчитывать на досрочную трудовую пенсию, а лицам, проживающим и преподающим в сельской местности, предусмотрено компенсирование расходов ЖКХ. Также в содержании закона можно найти нормы, которые устанавливают приоритет инклюзивного образования. То есть, теперь дети с ограниченными возможностями смогут получать знания в обычных учебных учреждениях. Предусмотрели авторы данного документа и особенности учебного процесса для одаренных детей.

Закон «Об образовании в РФ», последняя редакция которого состоялась в 2016 году, призван сформировать иной подход к системе образования.

Теперь дошкольные учреждения имеют другой статус, школы, лицеи и гимназии уравнены по значению, практикуется индивидуальный подход.

Начиная с 1 сентября 2013 года начал действовать новый закон «Об образовании в РФ» , последняя редакция которого приходится на 2016 год.

Он призван регулировать взаимоотношения между представителями двух поколений.

Закон №273-ФЗ заменил собой два ранее действовавших законодательных акта: «Об образовании», а также «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Что рассматривается в новом законе

Закон «Об образовании в РФ» координирует все стороны сферы образования.

В разных статьях можно найти информацию по следующим пунктам:

  • участники образовательного процесса;
  • структура системы образования;
  • порядок реализации учебных программ;
  • права и обязательства самих учащихся, их законных представителей, преподавателей;
  • причины начала или завершения отношений в области образования;
  • характеристики общего и профессионального образования;
  • порядок финансирования.

Начинается последняя редакция с ключевых определений, которые будут использоваться в тексте. Далее по главам уделяется внимание разным направлениям этой сферы.

Почему стоит ознакомиться с новым законодательным актом

Рассмотрение текста закона «Об образовании в РФ» помогает получить представление о правах и гарантиях для учащихся и их законных представителей.

Законодательный акт показывает, какие требования образовательные организации могут предъявлять, а чего ожидать они не вправе.

Разобравшись в структуре образовательной системы, родители смогут выбрать для своего ребенка наилучшую программу обучения, которая будет соответствовать его потребностям.

На основании закона в последней редакции, можно определить, насколько госструктуры могут вовлекаться в образовательный процесс, не нарушая при этом прав учащихся и преподавателей.

Чтобы поддерживать учебный процесс, законодательным актом предусмотрены следующие возможности:

  • специальные образовательные программы;
  • стипендии;
  • кредиты на образование.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» охватывает практически все сферы образовательного процесса.

Вместе с тем, он содержит лишь общие принципы регулирования. Для регламентирования прочих ситуаций издаются дополнительные акты.

Важно: закон дает общее представление о правах, обязательствах и гарантиях. В отдельно изданных актах конкретизируется порядок реализации.

Основные пункты закона

Всего закон «Об образовании» содержит 111 статей, которые объединены в 15 главах.

  1. Общие положения . В первой главе приводятся основные определения для терминов, которые будут использоваться в дальнейшем. Помимо этого, там раскрывается, каким объемом полномочий в сфере образования обладают муниципальные и федеральные власти.
  2. Образовательная система . Здесь подробно описывается, как функционирует программа обучения, и какие требования предъявляются к реализации учебных материалов.
  3. Лица, проводящие обучение . Этот раздел включает три главы (3-5). Описаны все участники образовательного процесса, разновидности образовательных организаций, способы стимулирования студентов.
  4. Основания для начала и завершения образовательных отношений . В статьях этого раздела описываются требования к соглашению об образовании, итоговой и промежуточной аттестации.
  5. Виды образования . Тема проходит через главы с 7 по 10. Там подробно описываются отличительные особенности общего образования, дополнительного и профессионального. Отдельно идет профессиональное обучение, цель которого – углубление познаний в области уже освоенной профессии.
  6. Особенности реализации . 11 глава посвящена вопросам, связанным с обучением инвалидов , и групп, детей без российского гражданства или учеников с выдающимися способностями.
  7. Вопросы управления . 12 глава раскрывает, каким образом государство контролирует сферу образования и процесс соблюдения нормативных актов.
  8. Экономическая составляющая . В главе 13 описываются подробности приема на бюджетные места и порядок получения образования при оплате своими средствами.
  9. Сотрудничество с другими государствами в сфере образования . Этот вопрос обсуждается в главе 14.

В конце оговаривается, каким образом федеральный закон об образовании вступает в силу.

Базовые принципы законодательного акта

Новый закон «Об образовании» базируется на следующих основных принципах.

  1. В пределах установленных стандартов, начальное образование остается бесплатным. На обучение в школе средства выделяются из бюджета. Замена его коммерческими услугами не допускается.
  2. Государство обязуется систематически проводить мониторинг высших учебных заведений, в том числе коммерческих.
  3. Когда закон «Об образовании в РФ» вступит в силу, будут действительны только на протяжении пяти лет.
  4. Вузы оставляют 10-процентную квоту для студентов с ограниченными физическими возможностями.
  5. Для льготников предусмотрено бесплатное подготовительное обучение.
  6. Касательно дошкольного образования в РФ, оно наделяется статусом начального образования первой ступени.
  7. Прием детей в первый класс контролируется местным самоуправлением. Если ребенку не хватило места в школе, власти обязуются находить подходящую альтернативу.
  8. Законодательным актом вводится индивидуальный подход к обучению. Преподавателю потребуется выявить, что дается ребенку легче, и помочь ему развить эти способности.
  9. На среднее образование теперь смотрят как на подготовительный этап перед поступлением в вуз.
  10. В вузах, в зависимости от продолжительности обучения и уровня освоения курса, студентам могут присваиваться степени бакалавра, специалиста, магистра.
  11. Преподаватели проходят переподготовку один раз за три года.
  12. Преподавателям обеспечиваются удлиненные отпуска и возможность уходить на пенсию ранее установленного законодательством возраста.

Закон «Об образовании в РФ» регламентирует отношения между сторонами в сфере образовательных отношений. Содержание статей соответствует Конституции .

Подробнее о нововведениях

Корректировки и последняя редакция закона заслуживают внимания всех участников учебного процесса. Далее представлены ключевые нововведения:

  1. Теперь дошкольные учебные заведения считаются частью системы образования. Отличие лишь в том, что учащимся не нужно сдавать тесты и экзамены после завершения курса.
  2. За дошкольное образование не взимается плата. Однако присмотр за детьми оплачивается.
  3. Экзамены после 9 класса проводятся также строго, как и после 11 – только здесь применяются другие бланки.
  4. Для поступления в вуз обязательно предоставить результаты сдачи ЕГЭ.
  5. Учителю присваивается статус педагогического работника, которому предоставляют определенные льготы. Среди них – возможность получать раз в десять лет годовой отпуск.

Новый закон «Об образовании в РФ» дает ответы практически на вопросы, связанные с образовательной сферой.

Современный статус детских садов

Как уже отмечалось, в согласии с последней редакцией, дошкольные образовательные учреждения признаны частью образовательной системы.

Льготы по оплате были сохранены. В некоторых случаях родители полностью освобождаются от внесения платы за посещение их ребенком детского сада.

В целом, расходы выросли не более чем на 5%.

Важно: в новом законе «Об образовании в РФ» четко прописано, какие затраты можно включать в плату за посещение дошкольного образовательного учреждения, а какие нет.

Если родителям сотрудники ДОУ будут выставлять слишком большие счета на оплату, им придется обосновать повышение стоимости.

Согласно федеральному закону «Об образовании», их финансирование из бюджета не было уменьшено.

Поэтому основания для повышения оплаты должны быть достаточно весомыми.

Теперь ясно разграничены роли детских садов и школ:

  • детский сад помогает ребенку адаптироваться к новому коллективу, развить желание узнавать что-то новое, раскрыть задатки;
  • начальная школа призвана развить основные навыки письма и счета.

По новому закону о дошкольном образовании в РФ, в детских садах не проводится итоговая аттестация.

На самом деле, соответствие стандартам должно волновать не малышей, а родителей и преподавателей.

Введение индивидуального подхода

На основании нового закона «Об образовании в РФ», государство вводит индивидуальный подход.

Это значит, что, если учащийся не может регулярно посещать школу, ему можно разработать индивидуальный график посещения занятий.

Такой график разрабатывается для следующих категорий учеников:

  • переходящих в другую школу, если текущий материал в новом классе уже был изучен в предыдущем;
  • серьезно занимающихся каким-либо видом спорта и часто отсутствующих ввиду участия в соревнованиях;
  • занимающихся в музыкальной школе и отсутствующих во время гастролей;
  • имеющих проблемы со здоровьем, которые не позволяют регулярно посещать занятия в школе.

Новый закон предусматривает возможность создать индивидуальный график обучения для учащихся, которые в виду вышеперечисленных причин не могут посещать их по общему расписанию.

Лицей или школа – устранение различий

Закон «Об образовании в РФ» стирает различие между школами, лицеями и гимназиями.

Теперь ко всем образовательным учреждениям будет применяться название «школа».

Понятия «лицей» и «гимназия» утрачивают свой смысл, они будут отражены только в официальном названии.

Различия состояли в нижеуказанных характеристиках:

  • лицеи обладают определенной специализацией, поэтому там работают преподаватели высокой квалификации, имеются соответствующие лаборатории и учебные материалы;
  • школы не уполномочены реализовывать специальные учебные программы.

Со вступления в силу этого законодательного акта, школы имеют в своем распоряжении полный перечень образовательных программ.

По мнению экспертов, этот пункт может стать причиной затруднений.

В отличие от лицеев и гимназий, преподаватели в обычной школе не подготовлены к тому, чтобы предоставлять специализированное образование.

Вместе с тем трудно однозначно судить о целесообразности такого нововведения.

Ключевая задача при издании этого закона – качественно изменить подход к процессу образования.

Теперь от преподавателя требуется не просто передать знания и помочь развить базовые навыки.

Можно сказать, что по новому закону цель педагога – научить приобретать знания и развивать навыки самостоятельно.

Невозможно сразу же в корне изменить свой подход. Но к этому стоит стремиться.

Важно: новый закон поддерживает гуманизм в сфере образования. В первую очередь обращается внимание на права человека и воспитание свободной, трудолюбивой и разносторонней личности.

Последние поправки на 2016-2017 учебный год

Последняя редакция нового закона имеет еще ряд поправок. Некоторые из них вступают в силу с 1 сентября 2016 года, другие – с 1 января 2017. Далее они перечислены по порядку:

  1. Получение стипендии. Поправка на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года № 312-ФЗ . Получать социальную стипендию смогут только студенты, которым такие выплаты назначены документально. В образовательную организацию нужно предъявить этот бланк. Стипендия назначается со дня поступления документа на один год. На выплаты смогут рассчитывать ординаторы, аспиранты, имеющие материальные затруднения, слушатели, ассистенты-стажеры.
  2. Программы бакалавриата и специалитета. Изменения зафиксированы законом №306-ФЗ. На основании этого нормативного акта, с 1 сентября года, идущего перед годом приема на обучение по вышеназванным программам, Минобрнауки не может менять список испытаний для поступления и корректировать прием на обучение.
  3. Государственная поддержка. В 2017 году надеяться на господдержку могут организации дополнительного образования не только муниципальные, но и частные.

Согласно последней редакции, теперь преподаватели будут обучаться оказанию неотложной помощи: освоят порядок действий и приобретут необходимые навыки.

Поправки касательно присоединения к РФ Республики Крым

В июле 2016 года были приняты законы № 307-ФЗ и № 308-ФЗ, которые затрагивают вопросы правового регулирования в связи с новыми субъектами РФ – Республики Крым и города Севастополя.

  1. До 1 сентября 2018 года остаются в силе лицензии на образовательную деятельность для организаций, находящихся в Республике Крым.
  2. Порядок проведения итоговой аттестации и приема в образовательные организации. Крымские абитуриенты смогут еще 2 года пользоваться привилегированными условиями при поступлении в вуз. Однако начиная с 2017 года, для них не будет оставляться квота.

Закон «Об образовании в РФ» внес немало корректив в систему обучения.

Теперь не существует подразделения на обычные школы и гимназии.

Полный перечень образовательных программ будет доступен всем учебным заведениям.

С действием нового закона поменялся статус детских садов и прочих дошкольных учреждений.

Некоторые изменения вызывают споры и вопросы со стороны экспертов.

Но законодательный акт в целом охватывает все стороны сферы образования.

Федеральный закон РФ Об образовании в РФ Примерная ООП и их

Закон «Об образовании в РФ»: Последняя редакция и изменения на 2017 год