Назначение федеральных государственных образовательных стандартов

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Детский сад № 145 комбинированного вида"

Ново-Савиновского района г.Казани

«Реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования»

Выполнила: Биктова Алсу Ниязовна,

В этом смысле выбор директора или директора школы становится решающим фактором в укреплении организации учреждения. Особого внимания заслуживает спорная тема выбора режиссера, а также социальные и технические навыки, которые он должен иметь, чтобы управлять школьными подразделениями с большей автономией.

Стимулирование новаторских и творческих способов выбора директоров, которые сочетают в себе профессиональную компетентность с лидерством и избегают партизанизации процесса, будь то выборы или политическое назначение, является многообещающей стратегической формой. Дискуссия о преимуществах и недостатках вступления в должность может открыть дверь для устранения проблемы из строго корпоративного масштаба. Директора подразделений по предоставлению услуг, таких как школа, не должны находиться на рабочем месте.

старший воспитатель

Казань, 2014

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя непосредственно вашу работу, т.е. работу учителей-логопедов в дошкольных учреждениях называлась «Коммуникация». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:

Наконец, важно сказать, что квалификация руководства будет сильно вызвана и стимулироваться, если школьный проект будет принят в качестве контракта, который он устанавливает со студентами и родителями и с центральными органами по оценке. Соблюдение целей и обязательств, установленных в этом контракте, должно быть целью непрерывной отчетности со стороны школы, основанной как на институциональной самооценке, так и на оценке результатов, измеренных путем обучения студентов.

Результаты исследований эффективности программ подготовки учителей для улучшения обучения учащимся не обнадеживают. Если предположение о том, что обучение может быть лучше усилено в эффективном взаимодействии со школьной организацией, является устойчивым, стратегии и форматы этих программ следует переосмыслить. Новый подход будет заключаться в подготовке учителя не только по содержанию и методологиям, но и по содержанию и методологиям, необходимым для эффективного участия в разработке и реализации педагогического проекта школы, сохраняя специфику области обучения или дисциплины.

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие

Образовательная область, которую вы будете реализовывать по ФГОС ДО называется «Речевое развитие». Для того, чтобы не было сомнений относительно образовательной области «социально-коммуникативное развитие», не входит ли ваша работа в данную область, необходимо ознакомиться с содержанием данных областей по ФГОС:

Такая стратегия указывает на диверсифицированные, гибкие и регионализованные формы обучения, используя нетрадиционные средства, такие как дистанционное образование и телевидение. Обучение и техническая помощь в обслуживании, педагогические семинары, которые позволяют обмен школами в том же регионе, использование экспертов или учителей, вышедших на пенсию, которые обладают знаниями и компетентностью, на самом деле, многие стратегии могут быть приняты, если на местном уровне есть творчество и инициатива.

С другой стороны, учитывая национальные цели и приоритеты, обучение базовому учебному курсу и пути работы по сокращению повторения следует уделять первоочередное внимание с помощью программ, разработанных на центральном или региональном уровне, но осуществляемых на децентрализованной основе. Эта базовая подготовка будет дополняться программами, предлагаемыми регионами или самими школами, для достижения тех же стратегических национальных целей, но с учетом соответствующих форм лечения их особенностей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Теперь зададимся вопросом: учитывая какие, важные аспекты нового документа, учителя-логопеды, воспитатели логопедических групп, и просто воспитатели занимающиеся развитием речи детей должны реализовывать образовательную область «Речевое развитие»?

Тщательная оценка влияния программ подготовки учителей на обучение студентов, а также текущих опытов или программ, которые реализуются в разных форматах, имеет важное значение для поддержки решений с меньшей степенью ошибок. Бесплатное распространение учебника делает начальное образование плененным рынком для почти 000 студентов-потребителей, в которых участвуют около тысячи учителей, распределенных в 000 школах.

Кажется очевидным и здравым смыслом, что децентрализованная покупка и распределение на государственном или муниципальном уровне, в зависимости от ситуации, сделает весь процесс более экономичным и гибким. Вопрос гладкости процедур закупок для книг и транспортных услуг не является образовательным, а является частью морализации всего общественного аппарата. Студент не ел книгу или не нуждался в ней, чтобы выжить биологически.

Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и речевое, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, речь и речевое развитие есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в реализации любой образовательной области в соответствии со Стандартом.

Книга незаменима в качестве посредника для доступа к знаниям, информации и мнимой. Сохранение учебника в том же контексте, что и продовольствие и здравоохранение, принимает искажение, которое советует опыт других стран. Весь процесс создания, редактирования и производство учебника должен быть объектом пристального внимания государства, чтобы проверить актуальность, своевременность, точность, полноту в обработке и форме представления информации. Тривиализация, повторяющиеся упражнения, отсутствие стимулирующего материала и творческое также должны быть приняты во внимание.

Какие принципы ФГОС вы должны учитывать при работе с детьми:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерства с семьей;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей. (пункт 1.2)

Ведущие задачи по образовательной области «Речевое развитие», которые должны будут решать дошкольные образовательные организации, являются:

Издатели могут свободно производить любую книгу, но, будучи государством или основным потребителем стимулирования потребления, покупка должна основываться на критериях обеспечения стандартов качества. Это не распространяется на государственную интервенционизму в области, в которой свобода творчества и выражения имеет жизненно важное значение.

Однако, проблема не проста, так как определение стандартов качества может быть предметом этических, эстетических, теоретических, идеологических и технических противоречий. Исследования в поддержку решения крайне необходимы и определение критериев должно сочетать качество с гибкостью и разнообразием, сохраняя при этом представление различных направлений и максимально широкую степень свободы для школ и учителей. правильно сбалансировать все эти факторы означает технический и институциональный потенциал пока еще не разработаны.

  1. овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  2. коррекция звукопроизношения детей.

Рассмотрим формы деятельности с детьми, для достижения задач, описанных в первом пункте:

Споры одноразового книги может служить примером, и этот вопрос в настоящее время рассматривается с нами, потому что одноразовое просто заслуживает большего внимания, чем качество. Плохая книга, содержание неточностей или тривиальное упражнение должно быть утилизированы в выборе. В случае хорошей книги, возможно, студент, особенно находящаяся в неблагоприятной социально-культурной среде, заслуживают того, чтобы сохранить его. Это, вероятно, будет одна из немногих возможностей, что ребенок будет иметь книгу и ввести его в своей семейной вселенной.


1. Режимные моменты:
* Образцы коммуникативных кодов взрослого;
* Освоение форм речевого этикета (пассивное);
* Использование в повседневной жизни форм речевого этикета;
* Беседы.
2. Совместная деятельность с педагогом:

* Обучающие игры с использованием предметов и игрушек;
* Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные);
* Сюжетно – ролевая игра;
* Игра – драматизация;
* Работа в книжном уголке;
* Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа);
* Имитативные упражнения, пластические этюды;
* Коммуникативные тренинги;
* Совместная продуктивная деятельность;
* Экскурсии;
* Проектная деятельность;
* Досуги;
* Интегрированные занятия;
* Тематические досуги;
* Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций;
3. Самостоятельная деятельность детей:
* Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек);
* Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог)
* Игра – драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.д.);
* Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог);
* Самостоятельная художественная деятельность детей
* Сюжетно – ролевая игра;
* Игра – импровизация по мотивам сказок;
* Театрализованные игры;
* Игры с правилами;
* Совместная продуктивная деятельность детей.
4. Совместная деятельность с семьёй:
* Эмоционально – практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками);
* Продуктивная деятельность;
* Игры парами;
* Беседы;
* Пример коммуникативных ходов взрослого;
* Чтение, и рассматривание иллюстраций;
* Игры – драматизации;
* Досуги, праздники;
* Экскурсии;
* Совместные семейные проекты;
* Объяснение, повторение, исправление;
* Дидактические игры;
* Чтение, разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок;
* Беседа, пояснение;
* Экскурсии;
* Тренинги (действия по речевому образцу взрослого);
* Участие в проектной деятельности;
* Информационная поддержка родителей. Экскурсии с детьми.

Но не должны быть самоуспокоенности перед лицом производства книги, которая, при условии тщательной оценки, руководствуясь национальными целями начальной школы, не доказываем эффективный учебный материал для приобретения знаний, стимулирование познавательных навыков и понимания идеи и ценности. Расширение и строительство школ, а также оккупация существующих должны быть направлены в первую очередь для оптимизации и улучшения физической работоспособности уже установлена, в следующем порядке.

Устраняя промежуточный сдвиг. Продлить учебный день для всех студентов государственных школ. Первоначальная цель была бы по крайней мере, 5 часов эффективной работы школы, для первой серии и терминалы серии, никогда не менее 4 часов. Это расширение путешествие полностью совместим с операцией в течение двух дней смены, и одна модель поворота может быть поставлен на более амбициозной цели, так как они упорядочению потока школы.

Однако согласно ФГОС при использовании всех данных форм построения образовательной деятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (пункт 1.4).

Вторая задача образовательной области «Речевое развитие» – это коррекция звукопроизношения, которая проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.

Эта рационализация будет стремиться к тому же, чтобы уменьшить число учеников в классе в начальных классах, как правило, перегруженных, нацеливание максимум 30, если это возможно, 25 студентов. Это область, в которой системы образования должны развивать навыки микропланирования, а также механизмы для стимулирования уровня региональной интеграции между школами и между сетями.

Информирование вовлеченных сообществ, обсуждение общих выгод с ними и поощрение участия в управлении общественным использованием школьного пространства являются важной предпосылкой для принятия решений по этому вопросу. Автономия и гибкость в школе на местном уровне также должны быть направлены на комплексное посещение потребностей ученика. Финансовые стимулы и техническая помощь должны выделяться на инновационный опыт, связанный с префектурами и другими правительственными организациями, а также неправительственными или общественными организациями, с тем чтобы предлагать альтернативы для использования времени, когда ребенок не находится в школе, в уходе или видов деятельности различного характера, адаптированных к местным реалиям.

В ближайшее время всем вам необходимо будет переосмыслить и продумать содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными ФГОС ДО. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования вашего ДОУ, необходимо будет изменить программу по коррекции речи, в соответствии ФГОС ДО, заложить все специфические особенности обучения и развития детей: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации.

Что кажется очень трудным, если вы думаете о стране в целом, с ее различиями и неравенством, могут быть простыми в пределах муниципалитета, района или микрорайона. Эти инициативы уже возникли спонтанно, но общественность всех уровней несет ответственность за их стимулирование и стимулирование и поддержку, а также установление минимальных руководящих принципов качества и их оценку.

Содержание и институциональные модели, наиболее подходящие для обучения учителей начальной школы, по-прежнему являются предметом больших споров, и это составляет фундаментальную область для инвестиций в исследования, стимулирования дифференцированного опыта? особенно с учетом регионального неравенства страны? и особенно оценка того, что было сделано.

Основные разделы программы коррекционной работы в ДОУ: Следует:

  • · указать цели, задачи, принципы реализации коррекционной программы;
  • · охарактеризовать содержание программы;
  • · описать этапы и механизм реализации;
  • · раскрыть основные направления коррекционной работы
  • · систематизировать материалы комплексно-тематического планирования по возрастам.

Программа коррекционной работы должна содержать:

Противоречивый, это вопрос, который требует неотложного вмешательства, поскольку учителя третьего тысячелетия являются теми, кто сейчас посещает учебные курсы или присоединится к ним с этого момента. Установление базовых уровней содержания содержания и основополагающих методик преподавания, которые должны оцениваться путем оценки результатов проводимых в настоящее время курсов, в профессиональных квалификационных экзаменах, проводимых под ответственностью государственной власти, без которых учитель не считался бы подходящим для государственные и частные школы.

  • содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т.ч. индивидуально-ориентированных), обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями речи, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, проведение индивидуальных, подгрупповых, групповых коррекционных занятий;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы содержит несколько направлений : диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.

Кто держит курсы? ответственный за завершение или исправление подготовки этих будущих учителей. Это требование будет общим для любого типа курса и институционального формата. Техническая поддержка для обучения опыту, который использует инновационные стратегии и адаптируется к условиям региона, например, университетские университетские городки, преподавание с использованием модулей с дифференцированным интервалом времени.

Альтернативы институциональной организации в модели центров, специально предназначенный для подготовки обучения, как на среднем уровне и выше. Разбавление подготовки учителей в профессиональной средней школе или ведомственной организации высшего образования в случае степеней, было определенно как одна из причин специфического характера потерь и, как следствие, опорожнения педагогического образования. Хотя спорно, существование альтернативных учебных центров стимулируют производительность и позволяют сравнивать результаты.

Диагностическое направление включает:

· своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

· диагностику отклонений в развитии речи;

· комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.

Коррекционно-развивающее направление включает:

· выбор оптимальных для развития ребенка с нарушением речи программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития:

  • организация и проведение учителями-логопедами индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Информационно-просветительское направление предусматривает:

· Проведение тематических выступлений (лекции, беседы, печатный материал), направленной на разъяснение участникам образовательного процесса (родителям, воспитателям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса по коррекционной работе.

Консультативная работа включает:

· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушением речи, единых для всех участников образовательного процесса;

· консультирование воспитателей логопедических групп по возникающим вопросам при работе с детьми с нарушениями речи;

· консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ должны намечать и реализовывать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Введение ФГОС Д О влечет за собой новое теоретико-методическое сопровождение реализации программы. Базовыми авторами при написании коррекционной программы ДОУ останутся: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Каше Г.А. и Н.В.Нищева, программа «От рождения до школы» в новой редакции. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникнут, но вы вместе со своими педагогическими коллективами должны быть настроены оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть. Ведь ФГОС ДО – совершенно новый этап в дошкольном образовании, новый прорыв, который мы надеемся, изменит систему дошкольного образования во благо наших детей.


Президент Российской Федерации 29 декабря 2012 г. подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее мы его будем называть принятым или новым законом), который получил номер № 273-ФЗ. Законопроект концептуально заменяет действующие законодательные акты в области образования новым – единым, современным законом, развивающим нормативное регулирование в сфере образования. Основная часть закона вступит в силу 1 сентября 2013 года.

Попробуем посмотреть, как в Российской школе с первого сентября 2013 года будет формироваться содержание образования, кто его будет и сможет определить, в каких документах и как оно будет отражено, какие изменения грядут в самом ближайшем времени и в среднесрочной перспективе.

Вопрос это не только важный, но еще и, как это принято сейчас говорит резонансный - то один чиновник устроит, скандал про литературу, то другой депутат продемонстрирует незнание этого вопроса и взбудоражит дремлющую общественность. То вдруг родители найдут у ребенка подметную книгу, то работодатели вспомнят про инженерное образование и содержание естественно научных предметов, а то служители культа отметятся рядом с теорией Ч.Дарвина. В общем можно продолжать и продолжать. Да, а еще и сами педагоги не прочь устроить заварушку «все пропало!» по поводу своего предмета (замечу, что это совсем никак не зависит о того, что, собственно говоря, педагоги преподают) и часов, выделяемых на него, – они собираются на съезд и начинают себя и всех убеждать в важности своего предмета и писать о необходимости выделения часов на него.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее ФГОС) установлены в соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…».

Для начала посмотрим, как это выглядело раньше в законе «Об образовании». Разработку стандарта регламентировало правительство России. Стандарт был источником и основой примерной основная образовательная программа, а вот уже на ее основе школы готовили свои образовательные программы, которые и были для них основным рабочим документом, определявшим содержание образования и еще много чего. Стандарт для школ не был документом прямого действия, он реализовывался через программу. Собственно говоря, действовала такая простая линейная схема:

Примерная основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами

В настоящее время утверждены ФГОС для:

    начального общего образования (1-4 кл.) Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

    основного общего образования (5-9 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

    среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

Иногда их называют новыми или второго поколения, но на самом деле они единственные, поскольку все, что было до этого, называлось как то стыдливо элементами ФГОС, и до этого образовательные стандарты никогда легитимно не утверждались.

По планам Минобрнауки России массовый переход на обучение старшеклассников с учетом новых требований начнется в 2020 году. С 2011 года по новым федеральным образовательным стандартам начали учить в начальной школе (первый-четвертый классы), в 2012 году начат переход на новый стандарт основной школы (пятый-девятый классы), в 2013 году - старшей (10-11 классы), ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ, предположительно, с 2020 года. В ряде регионов введение стандарта старшей школы планируют начать чуть позже, например, в Челябинской области только с 1 сентября 2015 года ряд учебных заведений перейдет на обучение по новым стандартам.

Появление полноценного стандарта означает, что требование части 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…» через 19 лет выполнены!

На сайте Минобрнауки России размещена Примерная основная образовательная программа начального общего образования, для средней и старшей школы программ пока нет.

Статусом государственных языков в республиках Российской Федерации наделены 37 языков (включая 13 языков народов Дагестана) в 20 республиках , в трех республиках и двух автономных округах установлены языки с официальным статусом .

В принятом законе изучение языков разделено на три группы, в соответствии с их конституционным статусом:

1. «В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации , если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются .

2. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

3. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации , а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами …».

Таким образом, в стандарте общего образования должны найти отражение возможности для изучения как минимум трех групп языков. Отметим что стандарт, действующий сегодня построен на дуальной классификации: государственный язык обучения - родной (нерусский) язык.

Но это еще не все, что касается языков обучения. Российская Федерация – многонациональное государство, в котором, по опубликованным Росстатом данным переписи населения 2010 года, проживают представители 194 национальностей.

Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что население Российской Федерации владеет более чем 277 языками, из них на русском языке говорит 99,41% из числа лиц, указавших владение языками (по результатам переписи населения 2002 года население владело более чем 150 языками, из них на русском говорили 98,2%).

<2> Кроме того, в Республике Карелия не имеют статуса государственного, но пользуются аналогичными преференциями (имеются программы поддержки и развития) карельский, вепсский, финский языки. В Республике Дагестан та же ситуация в отношении 14 наиболее крупных по количеству носителей языков.