Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида. Консультация для педагогов «Роль внеклассного чтения в познавательном развитии воспитанников коррекционной школы

Статья. Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида.


Место работы:учитель начальных классов Пригорнева Татьяна Александровна ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.

Описание материала. Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. Обучение чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах ведется в соответствии с адаптированной программой, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Важной причиной школьной неуспеваемости является трудности в овладении чтением. Учителям начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида известно, что многие учащиеся с трудом овладевают навыками чтения. Эти дети нуждаются в специальном коррекционно - развивающем обучении. Контингент учащихся разнороден по особенностям восприятия, памяти, мыслительной деятельности, нарушениям психофизических функций, речевого развития.

Работа по коррекции дислексий (нарушений чтения) занимает важное место в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Успешное овладение чтением способствует развитию аналитико -синтетической деятельности таких детей, развитию словаря и грамматического строя речи. Вместе с тем своевременное устранение нарушений чтения предупреждает возникновение дисграфий, так как возникновение дислексий и дисграфий вызывается едиными этиопатогенетическими факторами.

Работу по данной проблеме учителям начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида необходимо начинать с диагностического изучения психологических особенностей детей (память, восприятие, мышление); выявление общего и речевого развития детей, развития фонематического слуха, произношения; уровня развития зрительного и пространственного восприятия

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают особые трудности при обучении чтению. По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят отсутствие беглости и правильности чтения, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп).

Обучение чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах ведется в соответствии с адаптированной программой, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Эта программа учитывает их психофизические особенностидетей данной категории и направлена на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития. Известно, что успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе.
Задача педагога, обучающего чтению детей с ограниченными возможностями здоровья, - сформировать у них прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, приобщить детей к миру художественной литературы, к работе с книгой; развить образное мышление, воспитать нравственные качества.
Повышение качества чтения у учащихся начальных классов, обучающихся по программе коррекционных школ VIII вида, может быть достигнута, если будут включены в обучение систематически проводящиеся коррекционные упражнения по устранению нарушений чтения.

Для решения данной проблемы необходимо обратиться к рекомендациям и трудам ученых – дефектологов и к опыту работы учителей практиков, ученых – новаторов. В качестве основных причин возникновения нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ в отечественной коррекционной педагогике рассматриваются: 1) фонетико- фонематическое недоразвитие речи (Г. А. Каше, Р. Е. Ленина и др.); 2) общее недоразвитие речи (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др.); З) уровень психического развития (А.Н. Корнев, Н. А. Цыцина и др.).

Нарушения речи у школьников коррекционных школ исследовались М. Е. Хватаевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах выраженные дефекты наблюдаются у 40-60% детей. В первых же классах коррекционной школы, по данным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.

Анализируя особенности речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи, отмечал, что основной причиной аномального развития и нарушений речи у таких детей является недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи.

Выраженная неравномерность психического развития, определённые особенности структуры интеллекта, недостаточность произвольного внимания и запоминания являются причиной нарушения чтения. Нельзя не учитывать неблагоприятные внешние факторы (неправильную речь окружающих, двуязычие, недостаточность речевых контактов, неблагоприятную семейную обстановку). В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у таких детей затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно и качественно иначе, чем нормальные дети, усваивают они закономерности языка.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер. У таких детей в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни).

Нарушения речи у детей с отклонениями в развитии разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и их следствием являются различные нарушения чтения.

Процесс овладения чтением детьми с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Все ошибки чтения у этих детей можно разделить на 5 групп:

1) Неусвоение букв. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв. Неусвоение букв обнаруживается у 51% учеников 1 -го класса и у 6,6% учеников 2-го класса коррекционной школы от количества учеников с нарушениями чтения.

2) Побуквенное чтение. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других - дети после изолированного называния букв произносят слог слитно. Среди учеников 1-го класса побуквенное чтение наблюдается у 49% школьников, имеющих нарушения чтения. Во 2-м классе побуквенное чтение обнаруживается лишь у 26% детей с нарушениями чтения.

З) Искажение звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру:а)пропуски согласных при стечении (скамейка- намека); б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);в) добавлеше звуков(под дождём- поддождием); г) перестановка звуков (лопата - лотапа); д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана). В 1 -м классе искажение читаемых слов отмечается у 38% учеников с нарушениями чтения, во 2-м классе - у 10% детей, имеющих нарушения чтения.

4) Нарушения понимания прочитанного. Трудности понимания слов, предложений, текста отмечаются у 17% детей 1-го класса с нарушением чтения. Во 2-м классе 60% детей с дислексиями затрудняются в понимании прочитанного.

5) Аграмматизмы проявляются у школьников на этапе синтетических приемов чтения, особенно начиная со 2-го класса коррекционной школы. Они проявляются в нарушении морфологической структуры слова, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).

У школьников наблюдаются нарушения всех компонентов навыка чтения: способа чтения, правильности чтения, понимания прочитанного, выразителъности чтения.

Нарушения чтения у школьников коррекционной школы чаще всего проявляется, особенно в 1-2-м классах, не в изолированном виде, а в сложном виде, в сочетании различных форм, что связано с глобальным с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.

Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает:

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России, а также за счет специального отбора жанров произведений.

Программа 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей, коми-поэтов, коми-писателей.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу обучения систематизировать знания детей с ограниченными возможностями здоровья в области русской и современной литературы.

Изучая методики преподавания педагогов-новаторов, печатные труды, статьи журналов "Начальная школа", "Дефектология", "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития", здоровьесберегающие технологии, я заинтересовался работой преподавателя русского языка и методики его преподавания Л.С.Васильевой. Часть этой методики возможна для преподавания в начальном, среднем звене коррекционной школы. Основываясь на работах этого преподавателя, разработал задания для уроков чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида, для "речевых разминок".

Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах . Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении. Если в начальном звене материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, то в 4-5 классах нужно сохранить "разминку", наполнив ее новым содержанием. В течение все тех же 4-5 минут учащиеся читают тексты, которые напечатаны на карточках. Они могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор этих текстов должен осуществляться с учетом некоторых требований:

  • доступность содержания;
  • простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
  • относительная занимательность сюжета;
  • ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен программой для проверки техники чтения.

Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.

"Методика работы в период "разминки"

1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,

2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.

3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью "светофоров", например "зеленый" - "5", "желтый" - "4", "красный" - "3"), комментируя эту оценку.

Слабым чтецам предлагается еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.

"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

Только в 6-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.

Примеры "речевых разминок".

1) Прочитай перевертыши ритмично, быстро, четко:

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В нанковой карете.

А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул -
Там землетрясение,
Отчего-то кот чихнул, -
Завтра воскресение.

1. Кто такая баба?

2. Что такое рассвет?

3. Что такое карета?

4. Что означает слово "нанковая"?

5. Что такое "землетрясение"?

2) Прочитай перевертыш:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике,
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

1. Что значит "дубасить"?

2. Что такое "ворота"?

3) На одном дыхании, произнеси скороговорку:

а) Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла, да норы не дорыла.

Стоит поп на копне
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

1. Кто такой "поп"?

2. Что такое "колпак"?

3. Что такое "копна"?

На дворе трава,
На траве дрова.

4) Прочитай скороговорку быстро и отчетливо:

Сыворотка из-под простокваши.

Задание: 1. Объясни слово "сыворотка".

5) Прочитай прибаутки ритмично, бодро:

Как по речке по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
К верху бороду держал.

б) Коси, коса, Пока роса. Роса долой, Косец - домой!

1. Что такое коса? Для чего она нужна?

2. Кто такой "косец"?

Стучит, брячит на улице,
На что тебе сено?
Фома едет на курице,
- Коровок кормить.
Тимошка на кошке
На что тебе коровки?
Туда же по дорожке.
- Молоко доить.
Куда, Фома, едешь?
На что тебе молоко?
Куда погоняешь?
- Ребяток поить.
- Сено косить.

Задание: 1. Объясни смысл слова "брячит".

7) Прочитай несколько раз докучную сказку. Соблюдай интонацию перечисления:

а) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

1. Кто такие "кулик", "журавль"?

2. Объясни смысл слов "сенцо", "польцо", "стожок".

б) Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

в) - Рассказать ли тебе докучную сказочку?

Расскажи.

Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

Не надо.

Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

8) Прочитай детскую народную песенку весело, задорно:

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...

Задание: 1. Объясни смысл слов "пуще", "гуще".

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.

Вопрос: 1. Что такое "веретешечко"?

9) Прочитай скороговорку сначала ритмично по слогам, потом еще раз ускоряя темп. Старайся четко произносить слова, звуки.

а) В печурке три чурки, три гуся, три утки.

б) У быка губа тупа, Бык, бык тупогуб.

в) В один, Клим, клин колоти.

10) Прочитай считалку ритмично, четко, громко.

Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар!
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля!

Над рекой росла
Там гуляла
Рябина,
Ры - би - на,
А река текла -
Эта рыба -
Рябила,
Рыбий царь,
Посредине -
Называется
Глубина,
Пескарь!

Задание: 1. Найди три похожих слова, объясни их смысл.

11) Прочитай русскую народную колыбельную песенку напевно, ласково.

Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли.
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам несли.

Вопрос: 1. Что такое "зыбочка"?

С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:

3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")

4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")

5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")

6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - ворчливым тоном, передающим досаду мальчика, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")

7) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно читать строки, в которых описывается беда муравьев? Какие строки вы прочитаете спокойно? Какую часть нужно прочитать сильным, гневным тоном? Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)

Таким образом, уроки чтения дают богатый материал для обогащения эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:

1). Прочитай с удивлением стихотворение "Это снег?" (Генрих Сатир):

Рано-рано
На траве?
Выпал снег.
Не может быть!
Удивился человек:
В октябре?
"Это снег?
Не может быть!!!
Не может быть!
Неужели это снег?" -
На дворе?
Не поверил человек.
Не может быть!

2) Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

3) Прочитай неторопливо стихотворение "Птичка" А.Н.Плещеева. Вырази голосом, темпом грусть, жалость.

Для чего, певунья птичка,
И тростник сухой и желтый
Птичка резвая моя,
Клонит ветер до земли.
Ты так рано прилетела
Вот и дождик, посмотри-ка,
В наши дальние края?
Хлынул словно из ведра,
Заслонили солнце тучи,
Скучно, холодно, как будто
Небо все заволокли;
Не весенняя пора!

4) Прочитай стихотворение Д.Хармса "Я проснусь..." неторопливо, спокойно, вырази голосом просьбу.

Я сегодня лягу раньше,
Ты поставь на стол варенье,
Раньше лампу погашу,
- Я проснусь в одно мгновенье,
Но зато тебя пораньше
Я проснусь в одно мгновенье,
Разбудить меня прошу.
Чтобы чай с вареньем пить.
Это просто удивленье,
Как легко меня будить.

"Речевые разминки" необходимы и для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного. В "речевые разминки" можно включать задание: "Прочитай выразительно стихотворение".

В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. В процессе их учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.

Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.

При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Я использую рассказы и сказки Эдуарда Шима, стихотворения Ирины Токмаковой.

1) Э.Шим "Белка и Енот"

Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.

А для чего?

Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

2) "Заяц и Ежик"

Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...

Не бойся... Это я, Ежик.

Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!

Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!

3) "Сорока и Медвежонок"

Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

Ты ее в дугу сгибаешь?

Ты ее ободрать хочешь?

Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

4) И.Токмакова "Уж и Лягушка"

Глупый Уж, старый Уж, давай в догонялки играть!

Удирай, квакушка, пока цела.

А я не боюсь, а я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь!

Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.

А я от тебя в воду - и была такова!

И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостиком вильну, настигну.

А чего же ты тогда играть не хочешь?

Уже досыта наигрался. Две лягушки - хвастушки в моем пузечке!

5) "Разговор Большой Ели и Мушки"

Ты кому, большая елка,
- Что ты, глупенькая Мушка,
В небе пасмурном киваешь?
Я не шью и не тачаю,
И не ты ли втихомолку
Я тихонько на верхушке
Тучи с тучами сшиваешь?
Ветер маленький качаю.

Помимо того, что данные произведения легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, в них скрыта смысловая догадка.

Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Для развития смысловой догадки к текстам предлагаются следующие задания:

1) Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдет речь в этом рассказе, стихотворении.

2) Рассмотрите иллюстрации к тексту (красочные иллюстрации из детской книги с изображением героев).

3) Прочитайте текст про себя, распределите предложения по ролям.

Таким образом, целенаправленное действие словом дает шанс учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.

Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционных школах для детей YIII вида

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш

лучший друг, но и до конца верный спутник»

Эрнест Миллер Хемингуэй.

Пояснительная записка

Всегда велась и ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Сегодня отмечается снижение интереса к чтению у детей. Перед учителем стоит задача- построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало культурных, нравственных, и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного, сознательного и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы- интерната YIII вида характерно значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу, исходя из своих возможностей.

На своих уроках я стараюсь пробуждать у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса к книге поставила перед собой 2 проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью

Как обеспечить учащемуся эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся. При разработке программы руководствовалась «Методикой обучения русскому языку» Воронковой Н.Н., и «Методикой внеклассного чтения» Светловской Н.А.

Цель программы:

Обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.

Повышение уровня читательского интереса у учащихся с ОВР

Развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности

Подготовить детей к восприятию словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии и красоты, учит понимать прекрасное в жизни.

Формирование эколого- валеологических компетенций на уроках внеклассного чтения.

Задачи программы;

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.

Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание

преодолевать трудности чтения.

Расширение знаний о литературных произведениях.

Формирование первичных представлений о произведениях казахских, зарубежных и

русских писателей.

Воспитание бережного отношения к книге.

Межпредметная связь

Межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами, как:

Казахский язык (запоминание и проговаривание специфических звуков ә,ң,ғ,ү,ұ,қ,ө,һ, правильная постановка ударения)

Русский язык и чтение (расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, высокой культуры речи)

Естествознание и география (человек и его взаимоотношения с окружающей средой)

Родиноведение (сведения об этнокультуре и быте казахского народа)

Мир вокруг (обогащает представление об окружающем мире)

Изодеятельность (дает возможность выразить свои эмоции и чувства на бумаге)

Пути реализации программы:

Формы и виды работы:

Урок – путешествие

Урок- рассуждение

Урок- спектакль

Уроки- экскурсии в прошлые военные года

Урок- конференция

Викторины

Литературный час

Частично- поисковая работа

Работа по иллюстрациям, рисование

Видеопросмотр

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – казахская и русская поэзия, произведения Т.Алексеева, Н.Носова, М.Пришвина, А.Пушкина, В.Короленко, Л.Толстого, Г. Троепольского, Р. Фраермана, Б.Полевого, Т.Кажебаева, М.Абылкасымова, М.Кабанбаева,У. Турманжанова, Ж. Карменова, Ж. Мулдагалиева, К. Идрисова, М. Ауэзова, М. Гумерова, М. Сундетова, А. Кунанбаева, С.Муканова, С.Бегалина, а также произведения мировой литературы – Марк Твена, сказки Г.Х. Андерсона, Шеперро.

Занятия внеклассного чтения предполагает высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и иметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Методическое и материально-техническое оснащение программы

В основе методики внеклассного чтения лежит совместная деятельность педагога и ребенка. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Методы очень разнообразны. Они зависят от многих условий: от объема и качества информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Информацию ребенок получает по многим каналам, поэтому так важен метод целостного восприятия, детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Методическое обеспечение программы меняется в зависимости от форм организации деятельности. В программе всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытии тайн.

В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения: проблемно- поисковый, репродуктивный, беседы, диагностические ситуации, путешествия, просмотра видеофильмов.

Учитывая условия школы, использование ТСО, оформление выставок на различные темы и т.д., данная программа дает возможность выявлять и развивать психофизический потенциал учащегося, его способности, больше проявлять интерес к чтению.

Структура программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изучение начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе.

Программа по данному курсу распределена по месяцам.

Порядок прохождения программы и планирование количества часов – 1 раз в месяц. При тематическом планировании учитываются потребности и учебно - воспитательная работа в школе.

На весь курс программы отводится 9 часов в каждом классе.

В программе особое внимание уделяется формирование навыка «Молчаливого чтения», чтения «про себя». Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Это творчество помогает ученику оценить художественное произведение.

В данной программе использованы различные технологии обучения

Учебно – тематический план к программе « Внеклассное чтение»

5 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок

«Петух и павлин»

Урок путешествия

Спешите делать добро

Т. Кажебаев «В автобусе»

О друзьях товарищах

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Урок - спектакль

Охранять природу – значит охранять Родину

Т. Алексеев «Снегирь»

Урок – рассуждение о прочитанном

О животных

М. Турежанов «Белый козленок»

Урок – рассуждения о прочитанном

Из произведений зарубежных писателей

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

О родной земле

М. Абылкасымов «Родная земля»

Урок - конференция

Идет война народная.

Рассказы о Великой Отечественной войне

Викторина. Экскурсия в библиотеку

6 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире казахских сказок

«Добрый и злой»

Урок путешествия

Про животных, любовь к животным

У. Турманжанов

«Белый верблюженок»

Урок - рассуждения о прочитанном

О доброте и добрых поступках

Ж. Карменов «Помошник»

Урок- конференция

М.М.Пришвин – поэт русской природы

Книги Пришвина

Урок – экскурсия

М. Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»

Урок – рассуждения о прочитанном

Выставка рисунков, книг

Литературный ринг

Родная земля

Ж. Мулдагалиев «Отчизна»

Урок - конференция

В мире сказок и приключений

Русские народные сказки

Частично- поисковая работа,работа по иллюстрациям

Идет война народная

Сергей Алексеев «Буханка»

Викторина, урок- экскурсия в прощлое.

7 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

Добрые поступки

Н.Носов «Огородники»

Урок- путешествие

Стихи, песни о прирде

Викторина

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

Выставка сказок, книг

Литературный ринг

Писатели о себе

Л.Н.Толстой «Детство»

Урок- экскурсия

«Крылатая и честная юность»

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Урок- рассуждение о прочитанном

Вы в ответе за тех, кого приучили (о дружбе человека и животного0

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Урок- рассуждение о прочитанном

О родной земле

К.Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

В мире сказок А.С.пушкина

«Сказка о царе Салтане…»

Просмотр сказки

Дети войны

Сергей Алексеев «Блокадный хлеб»

Урок- экскурсия в прошлое, в военные года

8 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок и приключений

«Медведь и комар» казахские сказки

Урок- путешествие

Сбережем родную природу во всей ее красе

Стихи, рассказы о природе В.Бинки, М.Пришвина,Е.Чарушиной

Урок - конференция

Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Выставка книг, сказок, стихов

Литературный ринг

Взаимоотношение человека и природы

М. Ауэзов «Серый Лютый»

Урок- рассуждение о прочитанном

Честь смолоду храни. С бесчестными не знайся

М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет КВН

Моя Родина

М. Гумеров «Лесок на целине»

Урок- конференция

О доброте и добрых поступках, любви

Р.Фраерман «Дикая собака Динго»

Урок- рассуждение о прочитанном

Идет война народная

С.П.Алексеев «Бретская крепость»

Викторина. Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

9 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

О взаимоотношениях со взрослыми и смелости

М.Сундетов «Сын чабана»

Урок- рассуждение о прочитанном

В мире приключений и сказок

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Урок - путешествие

Знакомство с эпосами

Эпос «Алпамыс - батыр»

Урок - путешествие

Абай – поэт, просветитель

Рассказы Абая Кунанбаева

Урок- конференция

Любовь к животным

С. Бегалин «Проток»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет. КВН

Родная моя земля

К. Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

Писатели о себе (тяжелое детство)

С. Муканов «Мой Мектебы»

Урок- рассуждение о прочитанном

Великая война

Б.Полевой «Гвардии рядовой»

Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

Результаты реализации программы

В результате реализации данной программы предполагается, что учащиеся будут ходить в библиотеку не просто брать книги, а проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Во время бесед о прочитанных книг ах учащиеся будут проявлять активность, любознательность, будут делиться впечатлениями с педагогами, библиотекарем и друг другом.

Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика уровня читательского интереса у учащихся.

Список использованной литературы .

1. Р.Б. Нуртазина, Э.Д. Сулейменова «Книга для чтения» Алматы «Рауан» 1995г.

2. Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов, Алма – Ата «Рауан» 1990г.

3. К. Д. Бейбытова «Казахская литература» хрестоматия Алматы «Рауан», 1998г.

4. «Живой родник» книга для чтения по казахской литературе Алматы «Рауан» 1997г.

5. В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюлова, И.С. Сбарский «В мире русской литературы» М. «Просвещение» 1987г.

6. Е.В. Владимиров, В.Н. Джанаева, Ю.Г. Тайгунова, Ю.К. Чустузиан «Книга для внеклассного чтения» Ленинград «Просвещение» 1985 г.

7. Н.Н. Светловская «Методика внеклассного чтения» М «Просвещение» 1977г.

Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

  1. Беглость
  2. Правильность
  3. Выразительность
  4. Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение - это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

  1. многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
  2. речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс. Например:

А) речевая гимнастика:

“Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.

“Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд - назад.

“Лошадка”. Цоканье.

“Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.

Б) скороговорка (на доске):

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

  1. сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста;
  2. прием подсчета слов («жжужащее» чтение);
  3. развитие смысловой догадки;
  4. зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах

Типичные ошибки и их причины:

  1. замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
  2. пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
  3. добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

  1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
  1. чтение по заданию;
  2. эстафета цепочкой;
  3. выборочное чтение;
  4. чтение по ролям (с 3-го класса).
  1. Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
  2. Использование различных игровых приемов:
  1. игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели );
  2. игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
  3. игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).
  1. Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:
  1. отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
  2. хоровое чтение;
  3. чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка - использование мультимедиа)

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

  1. Дети завтра пойдут в кино.
  2. Дети завтра пойдут в кино.
  3. Дети завтра пойдут в кино.
  4. Дети завтра пойдут в кино .

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

  1. Доброе братство | лучше богатства.
  2. Один в поле | не воин.
  3. Согласье | крепче каменных стен.
  4. Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

  1. ключ - родник
    воин - солдат, боец
    зябнуть - стынуть, мерзнуть
    забор - изгородь, плетень
    стеречь - охранять, караулить, сторожить
    храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

  1. Веселый - грустный (рассказ).
    Веселое - грустное (выражение лица).
    Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом


Побызакова Элла Леонидовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ РХ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Аскизская специальная (коррекционная) школа – интернат» 8 вида. Республика Хакасия, село Аскиз.

Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом и словосочетанием ребенок увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи Здесь и начинается удивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое (ведь читать нам начинают еще в детстве, когда мы видим на странице только черные крючки, знаки, которые впоследствии называем буквами, а видим, например, Колобка и из этих черных знаков, крючков узнаем того же Колобка).
Одним из требований, предъявляемых программой коррекционных школ8 вида к чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остается актуальной на протяжении всех лет обучения УО школьников. Чем старше они становятся, тем сложнее и объемнее становятся тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п.
Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач.
Для этого рекомендуется использовать разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественных произведений, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.
Осознанное чтение необходимо не только на уроках чтения, но и при изучении технологии обработки ткани, дерева. Так как только точно по прочитанной инструкции можно сделать изделие. Можем сказать, что чтение, а именно осознанное чтение помогает нашим детям узнать что-то новое, представить то, что они видели.
Существуют разные методы, приемы для достижения осознанного чтения. В статье Шишковой М,И,(к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики МГОПУ им.М.А. Шолохова) предлагаются различные варианты заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Также в статье представлены задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.
Задание 1. Разбор значений слов синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами - синонимами.
Ключ – родник, воин – солдат, забор – изгородь, плетень.
Задание 2.Разбор значения слов - синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.
Задание 3.Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.
Задание 4. Подбор к данному слову, слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Задание 5. Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов, антонимов).
Задание 6. Работа с фразеологизмами.
Учитель просит объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках. Карточки можно прикрепить на магнитную доску, можно раздать учащимся. Так же школьникам необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу).
а) Человек с головой, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, потерять голову, голова идет кругом, морочить голову.
б) Задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу.
в) Говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколи, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз.
г) Держать ухо в остро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши.
д) Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб.
е) Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.
ж) Валится из рук, из рук вон плохо, легкая рука, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, сидеть сложа руки.
з) Со всех ног, встать с левой ноги, идти в ногу, ног под собой не чуя, встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь другая там.
Задание 7. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
1.Перед началом чтения произведения попросить учащихся определить жанр приведения, тему, сюжет, эмоциональный характер произведения. (В.Астафьев «Осенние грусти», Г.Скребицкий «Добро пожаловать!»).
Задание 8.Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
1.Найди ошибку: У котенка белая лапки. Дедушке Ване семь лет. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Литература:
1. Коррекционная педагогика, 2007г. №1(19), стр. 53-58
2.А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для вузов. М.Владос.1999.стр. 175-180.