Международная защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право и защита жертв вооружённых конфликтов

Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, закреплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.

К ним относятся:

  • право на жизнь,
  • на свободу и личную неприкосновенность,
  • на честь и достоинство,
  • на гражданство (а, следовательно, на защиту государства),
  • свобода совести,
  • равенство перед законом и судом,
  • презумпция невиновности,
  • свобода выбора места жительства,
  • неприкосновенность жилища и частной жизни,
  • право на тайну переписки,
  • политические права,
  • экономические права,
  • культурные права,
  • право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,
  • право на достойное существование и право на развитие народа.

Источники современного международного гуманитарного права

К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

  • Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

  • гуманизация вооруженных конфликтов - всеобщий и основополагающий принцип МГП;
  • защита жертв войны;
  • защита гражданских объектов;
  • охрана природной среды в период вооруженных конфликтов;
  • защита интересов нейтральных государств;
  • ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;
  • ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Принцип гуманизации вооруженных конфликтов , в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.

Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.

Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Сражающиеся (комбатанты) - лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях.

Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооруженных сил;
  • ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
  • личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
  • лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
  • члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
  • население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

  • принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
  • носят отличительные знаки;
  • открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

  • Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
  • Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
  • Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).
  • От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Комбатанты обладают особым правовым статусом:

  • за ними признается право применять военное насилие,
  • к ним самим может быть применено военное насилие, включая физическое уничтожение,
  • комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными.

Режим военного плена - это совокупность прав и обязанностей удерживающей стороны и прав и обязанностей военнопленных.

Согласно Женевской конвенции 1949 г. удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих.

Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.

Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие.

Пытки - запрещены. Нельзя применять унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. Военнопленные должны соблюдать дисциплину в местах их содержания, меры ответственности за нарушение дисциплины, не должны унижать их человеческое достоинство. Смертная казнь не может быть применена к военнопленным.

Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.

Информацию, которую можно требовать у военнопленных:

  • Ф.И.О.;
  • Номер жетона;
  • Адрес родственников.

Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя. На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма.

За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).

Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений.

К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанты имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках.

Тема: «Международная правовая защита

жертв вооружённых конфликтов»

(международное гуманитарное право).

Учитель: Принято считать, что XX век дал человечеству цивилиза­цию и культуру. Но он был богат и войнами.

Ассоциации

В Первой мировой войне принимали участие 38 стран, под ружья было поставлено более 70 млн. человек, а общие потери вое­вавших стран составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых, вдвое больше, чем за весь предыдущий век.
В XX веке войны приобрели глобальный характер и потому получили название мировых.
В начале Первой мировой войны нормы международного права были беззастенчиво попраны. (Применение хим.оружия)
Во Вторую мировую войну оказалось втянуто 61 госу­дарство, в которых проживало до 80% населения планеты. Военные дей­ствия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 11О млн. человек. Погибло 65 млн. человек, приблизительно по­ловину из которых составляли жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций.
Всего две бомбы, сброшенные США на японские города Хиросиму и Нагасаки привели к мгновенной гибели бо­лее 100 тысяч японцев, и еще примерно 400 тысяч получили смертельную дозу облучения.
На оккупированных территориях завоеватели вводили жестокий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населе­ния. Концлагеря, которые в годы первой мировой войны использовались преимущественно для военнопленных, во Второй мировой войне стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и гражданского населения противника. К концу войны в Германии и оккупированных ею странах действовало до 1,1 тыс. таких «фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн. человек, примерно две трети из которых погибли.

(На экране факты:

За последние 3500 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира;

За последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось; ежегодно их происходит более тридцати, они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней;

В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.)

Учитель: Война есть война, вооружённые люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защищать людей, которые не являются вооруженной силой или уже не могут воевать? Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный и положительный ответ. Можно ли привести примеры гуманного отношения врага к побеждённым?

(примеры учащихся)

Работа учащихся с высказываниями античных мыслителей:

«Война – зло; её ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».

Плутарх

«Когда гремит оружие, законы молчат».

Цицерон

Вопрос учащимся: Какое из высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Почему?

Вывод по 1-ому вопросу: Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к большим человеческим и материальным потерям. Война – это всегда трагедия. Человечество, осознавая это, на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Переход ко 2-у вопросу:

Вопрос к учащимся : Как вы считаете, совместимы ли такие понятия как «право» и «война»?

Управление ситуацией вооружённого конфликта с помощью правовых норм выгодно ли обеим противоборствующим сторонам? Почему? Что является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия или быть уверенным, что всем, кто нуждается в помощи, она будет оказана и предоставлена защита на основании законов, исполнение которых обязательно? Должно ли государством защищаться мирное население?

Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Учитель: Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г. , которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.
Запись в тетради.
Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

В каких случаях мы еще с вами говорим о жертвах? (техногенные катастрофы, природные и тд)

Учитель: Мы живем в 21 веке. удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Во многом это зависит от нас, от нашего умения договориться, жить по правилам. Относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния
Какие же источники приняты за основу международного гуманитарного права? Но прежде, чем с ними познакомиться, мы попробуем сами сформулировать меры государства по отношению к..
1-я группа – разработать положения, защищающие раненых, больных

2-я группа – разработать положения, защищающие военнопленных.
3-я группа – выработать положения, защищающие гражданское насе­ление.

Переход к 3-у вопросу.

А теперь Я предлагаю вам познакомиться с основными источника­ми международного гуманитарного права. (Документы)
Прежде всего ими являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.
Каждая из четырех Женевских конференций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв воору­женных конфликтов.

Вопрос: Как должны вести себя противоборствующие стороны в ходе вооружённых конфликтов?

Общий вывод: Стороны в ходе вооруженных конфликтов должны вести себя, исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП накладывает ограничения и запреты. МГП обеспечивает и защиту детей.

Вопрос учителя: У вас обязательно должен возникнуть вопрос: кто же должен обеспечивать соблюдение прав жертв вооружённых конфликтов? Такая организация есть – это Международный Комитет Красного Креста, который является частью единого Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК был основан в 1863 г. В Женеве и выступает в качестве нейтрального посредника между противниками. МГП является юридической базой деятельности МККК.

Выступление с презентацией

Какие вы еще знаете организации или ярких представителей, которые занимаются защитой гражданского населения в опасное время?

Доктор Лиза Глинка, которая погибла 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе. Исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь». Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека

Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г.(Ст. 15)

Конституция Российской Федерации

(извлечение)
Статья 15
(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Придерживается ли наше государство международного гуманитарного права?
Вывод: Поведение сторон конфликта должно базироваться на принципах гуманности и уважения права. МГП налагает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, устанавливает границы поведения сторон вооруженных конфликтов.

Переход к 4 вопросу.

Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права.

Учитель: За нарушения норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровне.

Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Лицо, нарушившее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкций официальных властей.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г., государства – участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьёзные нарушения этих договоров. Серьёзные нарушения определены как «Военные преступления». Серьёзными нарушениями являются:

Преднамеренное убийство;

Пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

Преднамеренное причинение тяжёлых страданий или серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью;

Взятие заложников;

Произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Уголовный кодекс РФ включает главу 34 «Преступление против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения МГП. Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до 20 лет.

Известны ли вам случаи нарушения международного гуманитарного права? Приведите примеры

Вывод по 4 вопросу:

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним классифицируют ряд нарушений МГП как военные преступления , за которые предусматривается уголовная ответственность. Лица, совершившие военные преступления, должны быть привлечены к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства.

Переход к 5-у вопросу.

Значение МГП.

    МГП защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.

    МГП не может исключить войны из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

    МГП устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещает некоторые действия воюющих сторон, или ограничивает ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.

    МГП соблюдается далеко не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также осудить тех, кто их нарушает.

    Страны, участники Женевских конвенций, обязаны обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП.

    МГП является юридической базой деятельности Международного комитета Красного креста (МККК), который оказывает большую помощь жертвам вооружённых конфликтов.

Обсуждение проблемного вопроса.

Идея гуманизма и человеколюбия на войне – заблуждение или реальность?

Вопрос к учащимся: Почему в международных соглашениях имеется положение об изучении МГП, как военными, так и гражданским населением?

Вывод : Непросто следовать принципам МГП. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни. Понимание того, что соблюдение норм МГП необходимо приходит тогда, когда человек осознает, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтет правовую защиту беззаконию и произволу.

Человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности и насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния.

Группа №1

Глава I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по любой другой причине,
должны при всех обстоятельствах пользоваться, гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются, и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в
частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и
истязания;

б) взятие заложников;

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.
Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Глава II РАНЕНЫЕ И БОЛЬНЫЕ

Статья 12

Личный состав вооруженных сил и прочие лица, указанные в следующей статье, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

Стороны, находящиеся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечат им гуманное обращение и уход, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политическое убеждение или другие аналогичные критерии.

Вопросы:

    О чём договариваются страны, подписавшие данные конвенции?

    Каким должно быть отношение к раненым и больным военнослужащим действующих армий?

    Какие права имеют раненые и больные военнослужащие?

Группа №2

Раздел II

Постановления общего характера о защите военнопленных.

Статья 11

Раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, будут считаться военнопленными, и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

Статья 12

Военнопленные находятся во власти неприятельской Державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава несет ответственность за обращение с военнопленными.

Статья 13

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения настоящей конвенции.

Статья 14

При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен.

Статья 15

Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить содержание
военнопленных и также врачебную помощь, которую потребует состояние их здоровья.

Как следует обращаться с военнопленными? Кто несёт за это ответственность?

Какие права имеют военнопленные?

Группа №3

РАЗДЕЛ III .

ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

Статья 13

Участники вооружённых конфликтов должны делать различие между гражданским населением и военным. Гражданские лица и гражданские объекты не должны быть объектом нападения. Недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов.

Статья 14

Еще в мирное время Договаривающиеся Стороны, а после начала военных действий стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости, на оккупированных территориях, санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста.

Статья 16

Раненные и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым покровительством и защитой.

Статья 20

Участники вооружённых конфликтов должны соразмерять возможный ущерб гражданскому населению с ожидаемым военным результатом.

Статья 24

Находящиеся в конфликте стороны будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе и чтобы при всех обстоятельствах их содержания, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание. Их воспитание, если это возможно, будет поручено людям тех же культурных традиций.

Выдержки из Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям.

Часть II. Гуманное обращение

Статья 4

Детям, не достигшим 15-летнего возраста, обеспечивается необходимая забота и помощь.

Статья 5

Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не подлежат вербовке в вооружённые силы.

Статья 6

В целях защиты от последствий вооружённых конфликтов, дети, не достигшие 15-летнего возраста, должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны.

Вопросы:

    Что требуется от участников вооружённых конфликтов по отношению к мирным жителям?

    Как должны поступать военные если их действия могут повлечь за собой жертвы среди гражданских лиц?

    Каким должно быть отношение к детям, не достигшим 15-летнего возраста?

Впервые попытка дать определения была предпринята в 1949 году авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под защитой этой конвенции состоят лица, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

  • а) граждане какого-либо государства. не связанного положениями указанной конвенции:
  • б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • в) граждане какого-либо совоюющего государства, пока государство, гражданами которого они являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во власти которого они находятся:
  • г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций, а именно: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил, а также военнопленные.

Таким образом, сфера действия IV Женевской конвенции 1949 года фактически ограничивается лишь теми гражданскими лицами, которые в какой-либо момент и каким-либо образом оказались в случае конфликта или оккупации во власти вражеского государства. Это ограничение было снято только в 1977 году в результате принятия Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 года. Согласно Дополнительному протоколу 1 гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским же лицом является любое лицо. не принадлежащее ни к одной из категорий лиц. указанных в ст. 4 А/. 1/, 2/, 3/ и 6/ III Женевской конвенции 1949 года и в ст. 43 Дополнительного протокола 1. Кроме того, в случае сомнения относительно того. является ли какое-либо лицо гражданским, оно считается таковым. В соответствии с и. 3 ст. 50 Дополнительного протокола 1 присутствие среди гражданского населения отдельных лиц. не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла названной статьи вытекает, что гражданское население лишается своего статуса и нрава на защиту в том случае, если среди него находятся целые военные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, ..за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях" (п. 3 ст.5 1). Поскольку одной из основных правовых норм. предназначенных для защиты гражданского населения, является норма, запрещающая нападения на гражданское население, авторы Дополнительного протокола 1 выработали определение понятия..нападения", содержащееся в п. 1 ст. 49 названного документа. Согласно этому определению «нападения» означают „акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются ли они при наступлении или при обороне". Пункт 2 ст. 49 устанавливает, что данные положения применяются ко всем нападениям, независимо от того. на какой территории они совершаются, включая национальную территорию стороны, участвующей в конфликте, но находящуюся под контролем противной стороны. Необходимо особо отметить, что сфера действия положений Дополнительного протокола 1. регламентирующих общую защиту гражданского населения от последствий военных действий, включает в себя любые военные действия на суше, в воздухе или на море, которые могут причинить ущерб гражданскому населению, отдельным гражданским лицам или гражданским объектам, находящимся на суше. Она также охватывает все нападения с моря или с воздуха на объекты, находящиеся на суше, не затрагивая каким-либо образом нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов на море или в воздухе. Конкретно говоря, правовой защитой от последствий военных действий, соответствующей статусу гражданского населения. согласно Дополнительному протоколу 1 пользуются такие категории лиц, как..раненые и больные", ..потерпевшие кораблекрушение", „лица, вышедшие из строя", при условии, если они воздерживаются от враждебных действий. Аналогичной защитой пользуются также..медицинский персонал", ..духовный персонал", персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи: персонал организаций гражданской обороны; женщины и дети: наконец, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженною конфликта. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений нрав человека в условиях вооруженного конфликта. Следует отметить, что IV Гаагская конвенция 1907 года вообще уделяет больше внимания защите имущества гражданских лиц, а не их самих: из 14 статей, составляющих III раздел этой конвенции, посвященный режиму военной оккупации. 8 статей относятся к защите общественной и частной собственности, в то время как из 32 статей ч. III ..Оккупированные территории" раздела III в IV Женевской конвенции 1949 года только 2 статьи касаются собственности. Защита основных нрав гражданскою населения и отдельных гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектов международного права. Так. в целях создания и поддержания нормальных условий жизни гражданского населения ст. 55 IV Женевской конвенции 1949 года налагает на оккупирующую державу обязательство при помощи всех имеющихся в се распоряжении средств осуществлять снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами, в частности, в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны. Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы иди другие предметы, а также санитарные материалы. находящиеся на оккупированной территории, только для оккупационных войск и для администрации и только с учетом нужд гражданского населения. Державы-покровительницы имеют право во всякое время беспрепятственно проверить состояние продовольственного снабжения на оккупированной территории. Статья 69 Дополнительного протокола 1 дополняет положения ст. 55, налагая на оккупирующую державу обязанность, в максимально возможной степени используя имеющиеся у нее средства и без какого-либо неблагоприятного различия. также снабжать население одеждой, постельными принадлежностями. средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения оккупированной территории, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов. Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, кроме оккупированной территории, говорится в ст. 70 Дополнительного протокола 1. недостаточно обеспечивается запасами, упомянутыми в ст. 69. то проводятся операции но оказанию помощи. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам из числа гражданского населения. как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери. IV Женевская конвенция 1949 года определяет статус покровительствуемых лиц и устанавливает правила обращения с ними. В ч. 1 разд. III содержатся положения, общие для территорий сторон, находящихся в конфликте, и для оккупированных территорий. Ст. 27. в частности, устанавливает, что покровительствуемые лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Так, в отношении гражданских лиц, в частности, запрещается: - совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления (ст. 27): - насиловать, принуждать к проституции женщин или в какой-либо другой форме покушаться на их честь и нравственность (ст. 27): - применять меры принуждения физического или морального порядка, в частности с целью получения сведений (ст. 31): - принятие каких-либо мер, могущих причинить покровительствуемым лицам физические страдания или привести к их смерти: это запрещение относится не только к убийствам, пыткам, телесным наказаниям, увечьям и медицинским или научным опытам, которые не вызываются необходимостью врачебного лечения, но равным образом ко всякому другому грубому насилию со стороны представителей гражданских или военных властей (ст. 32): - наказание лица за правонарушение, которого оно не совершало (ст. 33): коллективные наказания (ст. 33): репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33): - взятие заложников (ст. 34) . Вместе с тем стороны, находящиеся в конфликте, могут принимать в отношении этих лиц такие меры контроля или меры обеспечения безопасности, которые могут оказаться необходимыми вследствие вооруженного конфликта. В соответствии со ст. 38 /Э. С. Крив-чикова // Московский журнал международного права. 2002. № 2. С. 216 - 220; Мингазов Л.Х. Некоторые теоретические вопросы эффективности норм международного права // Международное право и современность. Тбилиси. 1984. С. 78-102; Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань. 2000. С. 41.

23. См. например: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве: Монография. Казань. 2003. С. 110.