Когда примут закон о психологической помощи. В россии необходим закон о психологической помощи, считает эксперт

Думаю, основная задача закона - отрегулировать качество оказания психологических услуг населению.

Качество услуг определяется профессионализмом специалистов. Профессионализм определяется качеством образования и опытом. Также необходимо дифференцировать профессиональную специализацию в контексте контингента, которому оказываются услуги. В клинической сфере (государственной и негосударственной) должны работать специалисты, имеющие соответствующее образование, т.е. врачи-психотерапевты и клинические пcихологи, имеющие дополнительное образование в том или ином направлении психотерапии. Если это неклиническая сфера, то здесь, к профессионалам предъявляются те же требования, но контроль за выполнением этих требований должна осуществлять саморегулирующаяся организация, членом которой должен стать профессионал, работающий самостоятельно (в первых чтениях закона именно такой порядок и предлагался). Те же субъекты, кто выходит на рынок психологических услуг, не имея соответствующего статуса (не является членом саморегулирующейся организации профессионалов), должен нести административную (экономическую) ответственность в той или иной форме. Конечно, не совсем понятны механизмы привлечения к этой ответственности…Но их можно разработать..

Что касается моделей развитых стран в области оказания психологических услуг. Да, действительно, модели замечательные. Однако, воспользоваться в нашей стране этими моделями мы сможем лишь тогда, когда полностью изменим систему подготовки специалистов в этой области... Произойдет ли это когда-нибудь? На сегодняшний день и в ближайшем будущем вряд ли изменится ситуация. Для начала наша страна должна стать демократическим государством с развитым гражданским обществом. Пройдут десятилетия.

Если говорить о рынке психологических услуг. Эта тема актуальна лишь для мегаполисов.. В полумиллионных городах число людей, обращающихся к психологам столь мало, что о рынке никакой речи идти не может. Это связано с отсутствием культуры таких (психотерапевтических) отношений с одной стороны и предельной бедностью населения, с другой.

Поэтому, закон о психологической помощи должен сделать лишь первый шаг в сфере регулирования психологических услуг. Второй серьезный шаг будет сделан позже, и он будет касаться полного пересмотра системы образования специалистов в этой области.

Терминологический аппарат, с которым происходит игра - это всего лишь игра с лэйблами. Психотерапия – калька с англоязычного употребления этого значения. А сущность его – в психологическом воздействии на личность с целью гармонизации ее психического и (или) психологического состояния, улучшения качества жизни человека. Это воздействие может происходить при помощи специалистов – клиницистов (психотерапевтов и клинических психологов), либо психологов. Каждый из специалистов должен иметь соответствующий образовательный багаж – базовое образование (либо переподготовку), дополнительное образование в специальном направлении деятельности. Все документы должны предоставляться в соответствующие клинические (государственные и ли негосударственные) организации или в саморегулирующиеся профессиональные организации. Это критерии, которые могут давать легальность деятельности профессионала.

Могут ли в такой системе быть подтасовки, манипуляции? Конечно да. Но это - неизбежность, издержки любой деятельности. Они не будут носить массовый характер. По крайне мере, лица, которые сейчас самостийно занимаются «психотерапией» без базового образования, всего лишь пройдя обучение на каком-то единственном мастер-классе (пусть и хорошего профессионала), и, в силу, например, своих хороших коммуникативных способностей, обаяния, становятся, востребованными на рынке психологических услуг, в соответствии с законом об оказании психологической помощи, уже окажутся нелегалами, и вынуждены будут нести за это ответственность. Либо получать соответствующее образование…

P.S. Хотелось бы добавить, в клинические учреждения за психологической помощью (психотерапией) обращаются люди со столь серьезными проблемами дезадаптации, что, сам факт обращения их туда, говорит о преодолении страха быть причисленными к когорте людей с психическими проблемами и страхом стигматизации. И, к сожалению, по фактическому состоянию дел, клинические специалисты в государственной системе оказания подобной психологической помощи, в большинстве случаев, не располагают соответствующей материальной базой для индивидуальной и групповой работы. Эта тема ранее обсуждалась в контексте проблемы. При излишней регламентации этой деятельности в рамках системы здравоохранения, огромное количество людей будет вынуждено обращаться вновь к «непрофессионалам», уже на нелегальной основе.

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Стандарт должен включать:

2) требования к формам оказания психологической помощи;

3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия в специализированные лечебно-профилактические учреждения города Москвы;

4) квалификационные и иные требования к специалистам-психологам;

5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления;

6) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в процессе ее оказания;

7) особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, инвалиды, престарелые и другие категории).

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), органом, уполномоченным Правительством Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Московская городская Дума

Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. N 43 "О психологической помощи населению в городе Москве"

Проект закона о психологической помощи

Разработка проекта федерального закона «О психологической помощи» является очень важным для профессионалов в сфере психологической деятельности. Для его создания важно объединение профессионального сообщества, которое бы занималось разработкой общепринятых правил, в последствие вошедших в указанный документ.

Целесообразность закона о психологической помощи
В сообществе создание подобного закона уже несколько раз выносилось на обсуждение. Также в 2014 году был отклонен законопроект «О психологической помощи населению в Российской Федерации». Определенный ряд законов, которые были приняты, не отражают на должном уровне нормативную и правовую базу для предоставления психологической помощи. В основном, взаимоотношения между получающими помощь и осуществляющим ее происходят на условных договоренностях.

Следует заявить, что права граждан, которые нуждаются в профессиональной психологической помощи, реализуются частично. Подобное утверждение связано с тем, что все чаще замечены предоставление непрофессиональной психологической помощи. Это обстоятельство в который раз подчеркивает, что сформировалась необходимость в четкой регламентации указанного рода деятельности.

Закон позволит определиться с видами, формами и структурой профессиональной работы психологов РФ, а также обеспечит определенными правами как специалистов в сфере психологии, так и лиц, которые получают психологическую помощь.

Концепция и проект закона о психологической помощи
В названом документе концепция состоит из следующих пунктов:

  1. Главной идеи с раскрытыми целями и предметами правового регулирования, круг лиц, на которых будет распространяться права и обязанности, установленные законопроектом;
  2. Согласно положению Конституции Российской Федерации необходимо указать нахождение закона в системе действующего законодательства;
  3. Характеристики состояния правового регулирования, а также анализов исследований в сфере политологии, статистики и социологии;
  4. Возможные юридические, социальные, экономические и политические последствия в случае реализации законопроекта;
  5. Информации о положениях других международных договоров Российской Федерации, а также соответствие законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Проект закона о психологической помощи – это документ, разработанный уполномоченным ведомством для внесения в Государственную Думу на основе законодательной инициативы, право которой принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, и другим вышестоящим органам. Глава державы в течение 14 дней подписывает федеральный закон.

Главные принципы законопроекта о психологической помощи:

  • Законность;
  • Квалифицированность и профессионализм лиц, которые осуществляют психологическую деятельность;
  • За помощью может обратиться каждый;
  • Конфиденциальность.
Официальное название законопроекта о психологической помощи
Пока окончательное название закона официально не утверждено, но представлено на рассмотрение 2 варианта: «О психологической помощи в Российской Федерации», «О психологической помощи в Российской Федерации».

Обсуждение законопроекта о психологической помощи в профессиональном сообществе

Для разработки законопроекта в МГУ им. М. В. Ломоносова была организована рабочая группа, которая приступила к рассмотрению главных вопросов закона: в чем заключается психологическая помощь, кто может ее оказывать, а кто получать. Основные положения закона и главная его концепция были представлены на Съезде Российского психологического общества в октябре 2017 года в г. Казань. Подобное мероприятие позволило максимально привлечь профессионалов к рассмотрению данного документа.

Подготовка законопроекта о психологической помощи в РФ
Совсем скоро МГУ и РПО представят закон о психологической помощи. Российским психологическим обществом был проведен анализ работы группы по созданию понятийного аппарата и озвучены результаты.

В октябре 2017 года основные идеи проекта были названы на пленарном заседании Съезда РПО в г. Казань. Обсуждение концепции продолжалось на конференции в рамках круглого стола.

Основные положения законопроекта вызвали дискуссию, которая и в настоящее время длится на различных площадках.

Главной площадкой для организованного рабочего процесса есть РПО. В октябре 2017 года в г. Казань состоялся Форум РПО. Первоочередной задачей мероприятия было формирование состава рабочей группы профессионалов для создания понятийного аппарата. Для решения поставленной цели члены Президиума РПО и руководители региональных отделений должны были предложить свои кандидатуры или поучаствовать в процессе формировании группы.

На Президиуме РПО 25 октября 2017 года по решению большинства был определен состав рабочей группы, в которую вошли представители 7 региональных отделений РПО, а также работники ИП РАН и психологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

С 25 октября по 29 ноября состоялся первый этап работы членов группы. На протяжении 5 заседаний рабочей группой разрабатывался понятийный аппарат к проекту Федерального Закона «Об оказании психологической помощи населению Российской Федерации».

По окончанию первого этапа деятельность рабочей группы были получены следующие результаты:

Предложены профессиональные базовые термины, которым необходимо присутствовать в законопроекте:

  • «Психологическая помощь»,
  • «Формы оказания психологической помощи»,
  • «Психологическое просвещение»,
  • «Психолог»,
  • «Лицо, получающее психологическую помощь»,
  • «Лицо, оказывающее психологическую помощь»,
  • «Психологическая экспертиза»,
  • «Психологическая коррекция»,
  • «Психологическая диагностика»,
  • «Психологическое консультирование»,
  • «Психологическая профилактика»,
  • «Немедикаментозная психотерапия»,
  • «Психологическая деятельность»,
  • «Организация, осуществляющая психологическую деятельность».
Следует уточнить, что присутствие в предложенном перечне термина «немедикаментозная терапия» пока обсуждается. Профессионалы в области клинической психологии занимаются усовершенствованием этого понятия.

Был поставлен вопрос по поводу названия законопроекта, который разрабатывается. Предложено пару названий:

  1. I вариант - «Об оказании психологической помощи населению Российской Федерации» - подобная формулировка акцентирует внимание как на предоставлении психологической помощи, так и на организации взаимодействия между профессионалом и получателем психологической помощи.
  2. II вариант – «О психологической деятельности в Российской Федерации» - предложенное название охватывает более широкий спектр возможной психологической деятельности помимо оказания психологической помощи и организации взаимодействия между специалистом и получателем психологической помощи. Подобное название достаточно громогласно, а путь его реализации непростым и амбициозным. Поскольку, исходя из указанной формулировки, психологическая деятельность является самостоятельной и нуждается в профессиональной ячейке «психолог» на уровне Федерального Законодательства. Однако, юристы обещают посодействовать в том, чтобы сформированные позиции вошли в нормативную базу.
Хотим с гордостью заявить, что осовополагагающие действия к формированию консолидации профессиональных психологов сделаны. Благодарим членов рабочей группы, которые не пожалели своих сил и времени!

Конечно, мы осознаем, что стоим только у истоков формирования очень важного документа, который представляет огромный интерес для профессионального сообщества. Предполагаем, что указанные позиции могут претерпевать изменений со стороны юристов.

После проведения первого этапа работы над законопроектом деятельность рабочей группы будет сфокусирована на обсуждении результатов на заседаниях региональных отделений РПО и Президиуме РПО. Под руководством декана юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова будут представлены результаты деятельности рабочей группы представителями юридической службы.

С середины февраля 2018 года планируется продолжение деятельности рабочей группы над содержательными аспектами законопроекта о психологической помощи

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации. 2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве. 3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы. 4.Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу. 5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно. Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона 1.Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве. 2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач: 1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве; 2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве; 3) обеспечение взаимодействия органов государственной и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи; 4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве. Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной , осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы. Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве 1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет). 2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются . 3. Основными направлениями деятельности Совета являются: 1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи; 2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве; 3) разработка рекомендаций по социальной и профессиональной поддержке специалистов-психологов; 4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве. Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются: 1) доступность; 2) добровольность; 3) адресность; 4) конфиденциальность; 5) комплексность; 6) системность; 7) профессионализм. Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются: 1) психологическая профилактика и психологическое просвещение; 2) психологическое консультирование; 3) психологическая поддержка и сопровождение; 4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская); 5) психологическая диагностика; 6) психологическая реабилитация; 7) психологическая коррекция; 8) психологическая экспертиза; 9) психологический тренинг. Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве 1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах: 1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет); 2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная; 3) индивидуальная, групповая. 2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе. Статья 8. Права получателя психологической помощи 1.Получатели психологической помощи имеют право на: 1)получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь; 2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания; 3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством. 2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи. 3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе. 4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя. Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрез- вычайных ситуациях в городе Москве 1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на: 1)оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях; 2)профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества. 2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется . Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве 1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (да- лее - стандарт) - установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи. 2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы. 3. Стандарт должен включать: 1) категории получателей психологической помощи; 2)требования к формам оказания психологической помощи; 3)перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия в специализированные лечебно-профилактические учреждения города Москвы; 4)квалификационные и иные требования к специалистам-психологам; 5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления; 6)требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в процессе ее оказания; 7)особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, ин- валиды, престарелые и другие категории). 4.Стандарт утверждается . Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве 1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), органом, уполномоченным . 2. Порядок ведения Реестра определяется . Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр Лица, включенные в Реестр, обязаны: 1) соблюдать установленный в Москве стандарт; 2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных ; 3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях. Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр Органы государственной в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах: 1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов; 2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий. Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений 1.Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются . 2.Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. 3.Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации. Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы. Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 7 октября 2009 года № 43

ГОРОДА МОСКВЫ

О психологической помощи населению в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.
Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Часть утратила силу 30 мая 2014 года - Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 ..

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:
(Абзац в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"