Почему в информационном обществе возникает значимость образования. Новые ценности образования в условиях информационного общества

В информационном обществе возникает и развивается информационно-электронная экономика: информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование экономики определяется развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем. Главная сфера экономической деятельности – сфера услуг, наука. Образование; форма социальной организации – университеты; доминирующее сословие – ученые и профессиональные специалисты. В этом обществе информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье; массовое стандартное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которой лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супер-технологии.

В школах и университетах, учреждениях для обучения взрослых и в профессиональном образовании и обучении существует множество возможностей для новых средств массовой информации для предоставления знаний. Культурная сфера общества не подвержена такому же давлению, как и в экономическом секторе. При представлении контента, например, в библиотеках и музеях, новые формы посредничества появляются благодаря новым методам электронной обработки.

Дискуссия о худшем, то есть управлении с сокращением персонала, касается внутренней рационализации процессов, а также общения между гражданами и администрацией: с одной стороны, мультимедиа можно заменить раздражающими органами - например, в случае регистрации транспортного средства. С другой стороны, исключение граждан, которые уклоняются от средств массовой информации или нет, особенно опасно для использования муниципальных услуг. Варианты выбора должны поддерживаться. Представляется целесообразным, чтобы администрация могла более активно информировать общественность о планах и проектах.

В информационном обществе происходит глобальная экономическая интеграция, переход от самодостаточной и изолированной экономики к мировой экономике. Нарастающей тенденцией такого общества является массовая миграция населения (в поисках интересной и перспективной работы).

Еще одна тенденция нового общества – движение от узких специалистов к «фундаменталистам», способным адаптироваться к новой технике.

Если участие будет более активным, это также будет положительным. В подготовительной работе по созданию Европейского центра компетенции в области средств информации в Марле мы выделили пять основных элементов компетенции СМИ. Самоопределение и ориентационные компетенции. Речь идет о возможностях и возможностях различных целевых групп для информирования о технических, материальных, экономических, культурных, эстетических и других событиях в средствах массовой информации и связанных с ними изменениях в рабочем и живом мире, их значимости для их собственной ситуации, определять необходимые меры и, при необходимости, запрашивать советы или предложения о квалификации.

Информационное общество – это общество с развитой системой надомного труда. Работа для большинства людей в таком обществе должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Информационное общество - это гражданское общество на базе развития индивидуальной интеллектуальной собственности. В таком обществе видоизменяются и социальные отношения, на место классовой дифференциации приходит дифференциация профессиональная, а вертикаль взаимоотношений вытесняется системой непосредственных связей между людьми, причем предпочтение отдается развитию неформальных контактов и коммуникаций.

Основой является широкое и отраженное понимание медиаструктур и их политическая легитимность, медийные экономические, политические и другие интересы отдельных групп участников, эффективность и ограниченность технических систем и их удобство для пользователя, правовые нормы и потенциал социального воздействия.

Выбор и принятие решений. Это включает в себя способность сознательно выбирать или запрещать определенные контент-предложения, приложения, технические системы или квалификационные меры при определенных условиях. Инструментальные квалификационные навыки. Базовые знания и навыки для ввода в эксплуатацию и эксплуатации используемых технических конфигураций должны быть получены для использования автономного или онлайн-контента, услуг или приложений.

Характеризую информационное общество, следует заметить, что в нем происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

Информационное общество – это общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.

Конструктивно-квалификационное присвоение. Это включает в себя компетенции для отраженной оценки используемого контента и услуг в соответствии с функциональными, нормативными и эмоциональными критериями, чтобы обеспечить эффективные, творческие и критические ассигнования. В области аудиовизуальных медиа предложений, например, базовые знания о типах предложений и жанров, а также о технико-эстетических возможностях для проектирования и манипулирования, например, в виртуальных реалиях.

Обучение и дизайн. Это включает в себя общую способность и готовность быть гибкими, но также соответствующими, самоопределяющимися, ответственными и отвечающими другим нормативным и функциональным критериям. Мы также должны быть открыты для обучения и обучения в средствах массовой информации, способности и готовности признать нашу собственную комнату для маневра и использовать ее в соответствии с функциональными и нормативными критериями таким образом, чтобы обеспечить общее социальное и устойчивое развитие, а также оценить общественную оценку и действия для дискурсивного Устранение проблем или рисков и использование возможностей информационного общества.

Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование – это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.

Создание и совершенствование медиа компетенций означает создание условий, позволяющих всем группам в экономике и обществе, независимо от их социального статуса, информировать себя о соответствующих событиях в средствах массовой информации, сознательно принимать новые предложения и проходить соответствующие учебные процессы считаются или желательны. Только пользователи, осведомленные в средствах массовой информации, могут решить, действительно ли мультимедиа облегчает и обогащает социальную жизнь и работу.

Компетенция СМИ относится не только к отдельным лицам, но также к учреждениям, компаниям, партиям, администрациям, ассоциациям и другим действующим органам общества. Основной задачей медиации медиа-компетенций является создание необходимых для этого информационных предпосылок. Все элементы компетенции СМИ требуют базовой информации, консультаций и экспериментов. Важное значение имеет скоординированная документация по имеющейся информации, такая как программное обеспечение для образования и обучения, правовая основа использования услуги в отношении защиты данных и защиты данных, а также защиты потребителей и структуры затрат.

В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижения по пути познания»

Возможности игривого тестирования могут сделать самоопределенное решение для или против некоторых приложений более простым. Речь идет о координации, квалификации и расширении документации и информации, исследований и разработок, включая передачу результатов, экспериментирование и тестирование.

Знания и навыки для присвоения и оценки медиа-предложений и приложений медиа-приложений с точки зрения содержания, технических, экономических, социокультурных, эстетических и других аспектов в соответствии с функциональными или нормативными критериями находятся в центре внимания второй области задач, прямой передачи компетенции. Речь идет о подготовке самоопределения, ориентации и размышлений в отношении средств массовой информации, т.е. о медиа-знаниях и критике в средствах массовой информации, а также о квалификации к использованию и творческому развитию средств массовой информации.

Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога. Еще один способ формирования личностного знания – развитие умения учиться, самостоятельно искать, добывать и приобретать знания. Это же является и важнейшей целью современного образования в целом: умение ориентироваться в современном информационном потоке и продолжать собственное саморазвитие в стремительно меняющемся мире.

Решающая и, следовательно, надлежащая задача в связи с продвижением медиа-компетенций - это дискурс и формирование перспектив информационного общества. Основное внимание уделяется развитию навыков оценки и компетенции для дискурсивного разрешения возникающих проблем или рисков и использования возможностей. Инициация, умеренность и подготовка соответствующих тем и разработка конкретных предложений по дизайну являются наиболее важными задачами в медиации. Особенно важны условия для соответствующей институциональной реорганизации.

Что касается круга задач, то потенциал медиаресурса должен использоваться, укрепляться и организовываться в сети. Сам центр является узлом в сети компетенции СМИ и пытается влиять и стимулировать его. Сеть функционирует как централизованно, насколько это необходимо и как можно более децентрализованно. Он гибкий и предназначен для роста.

Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономика, науки, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – также одна из задач образования. Наибольшего внимания к себе в этих условиях требует сама личность человека, стоящая в центре всех педагогических концепций последнего времени. Ее качественные изменения, ответственность и готовность к самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстроменяющемуся миру – все это требует особой заботы и обусловливает специфику современного образования. Это означает, что происходит все большая актуализация необходимости перемен в системе образования. Требуется действительная и действенная модернизация образования: модернизация приоритетов, ценностей, отношений, взаимодействий и т.д.

Компетентность СМИ - Почему сейчас? Термин «информационное общество» в настоящее время используется в публичных дебатах для определения социальных изменений, которые провоцируют применения новых информационно-коммуникационных технологий. На наднациональном уровне, и особенно в Европейском союзе, планируются и внедряются меры, чтобы проложить путь для информационного общества. Это также относится к отчетам и каталогам действий, представленным на федеральном уровне в Федеративной Республике Германии.

Однако все чаще принимаются во внимание критерии социального и культурного дизайна. Цель состоит в том, чтобы сделать путь к информационному обществу ориентированным на пользователей и пользователей. Масштабы мер сильнее меняются на участие всех социальных групп. Возможности должны быть использованы, выявлены риски и сведены к минимуму.

Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений приводит к ускорению процесса старения знаний от 5-7 лет в наиболее быстроразвивающихся научных направлениях, до 10-12 лет во многих областях науки и техники и до 15 лет в некоторых научно-прикладных отраслях знания и инженерно-технических специальностях. Отсюда насущной потребностью становится воспитание и поощрение работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни.

Индивидуальные компетенции необходимы для отдельного человека в его разнообразной работе и жизненном контексте, а также в компаниях и ассоциациях интересов. Посредничество в медиа компетенции подразумевает не только подготовку к работе со СМИ, но и подготовку критического понимания областей использования средств массовой информации.

По пути в информационное общество. Развитию коммуникационной и медиаиндустрии предшествуют глобальные связи; новые междисциплинарные корпоративные альянсы в области кинопроизводства, телевидения, обработки данных и телекоммуникаций характеризуют позиционирование на мировых рынках. Конвергенция в секторе информации и коммуникации в узком смысле, глобализация развития рынка и отраслевые структурные изменения в ведущих западных отраслях: эти три тенденции ускоряют экономические изменения, с которыми приходится сталкиваться любой открытой экономике.

Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:

1. Формирование электронной грамотности. (Дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).

Национальные или европейские стратегии по продвижению и формированию новых медиа имеют возможность, только если они учитывают эти глобальные рамки. В нынешнем развитии средств массовой информации одновременно возникают технические, экономические, организационные и социально-политические проблемы. На международном, европейском, федеральном и региональном уровнях эти проблемы решаются во многих инициативах с различными целями.

В своих выводах по теме «Глобальное информационное общество» семь ведущих отраслей промышленности и Европейская комиссия в прошлом году определили восемь принципов в качестве основы для будущего сотрудничества. Конкретными результатами Конференции на уровне министров являются экспериментальные проекты, в частности, по темам «Кросс-культурное образование и подготовка» и «Электронные музеи и галереи». Совместно с землями, социальными партнерами и всеми, кто занимается образованием, целью является повышение квалификации сотрудников, разработка новых профилей работы, общее образование и профессиональное образование и подготовка к активному и ответственному подходу к новым информационным и коммуникационным технологиям.

2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Только тот менеджер может успешно управлять людьми, использовать наилучшим образом все резервы «человеческого фактора», который осознает сложность человеческой психики, учет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями, а этому лучше всего учит великая литература.

Центр видит свою основную задачу как преодоление разрыва между различными социальными группами, экономически заинтересованными сторонами мультимедийных промоутеров и критически настроенными скептиками, благодаря постоянному продвижению общего диалога на пути к информационному обществу. Вместе с соответствующими инициативами и компаниями в Германии и Европе он намерен создать сеть компетенций в области средств массовой информации в целях содействия самоопределяемому и творчески-творческому использованию средств массовой информации, продвижению дискурса и организации информационного общества.

Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи с невиданной динамичностью развития этого общества.

Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы.

Таким образом, специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.

В связи с этим, на этапе зарождения и развития информационного общества, следует выделить следующие задачи образования:

1. Развитие многомерной, разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.

2. Воспитание личности свободной и ответственной, способной постоянно в процессе жизни совершать выбор из широкого спектра (в политике, культуре, труде, потреблении…) и нести за него ответственность.

3. Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.

4. Воспитание самостоятельной личности, рассчитывающей в жизни только на собственные силы, возможности, работоспособность.

5. Формирование личности, не только готовой к постоянным изменениям жизни (места жительства, работы, профессии, образа жизни), но и активно их инициирующий.

6. Развитие личности, способной к активной работе в коллективе, готовой выполнить во временной творческой группе любую функцию (от подчиненной до лидерской), открытой к продуктивному диалогу.

7. Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.

8. Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит на этой базе (на основе багажа фундаментальных наук) адаптироваться к новой технике и изобретениям, а при необходимости менять профессиональную ориентацию.

9. Развитие информационной культуры учащихся, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся.

Осуществление задач образования на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема современного поколения педагогов.

Таким образом, эти задачи являются приоритетными и первостепенными для разработки программы информатизации СОПШДО № 17 и организации мероприятий для ее реализации.

2. Информационные технологии в образовании

Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- видеотехника и системы коммуникации.

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

Техническая среда (вид используемых технических средств);

Программная среда (набор программных средств);

Предметная среда (содержание конкретной предметной области);

Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

ВВЕДЕНИЕ

«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Эти слова, приписываемые то Ротшильду, то сэру Уинстону Черчиллю, долгое время имели вполне определенный смысл: будешь информирован – сможешь предпринять упреждающее воздействие. Не случайно, одним из авторов этой фразы признается Френсис Бэкон, чьи слова «Knowledge itself is a Power» (англ: - знание – само по себе сила) в различных модификациях употребляются и сегодня. Но в наши дни, в период широчайшего развития информационных технологий, эти слова приобретают качественно новый смысл. Мы являемся не только пассивными свидетелями, но и активными участниками становления новой постиндустриальной эпохи, сменившей индустриальную, возникшую в ходе промышленной революции. Первым этапом этой эпохи является информационное общество, характерной особенностью которого является бурное развитие информационных технологий и на их основе индустрии информации и знаний, охватывающей все сферы жизни человека.

В данной статье рассмотрено понятие информационного общества, а так же его роль и место в образовании. Помимо всего были так же затронуты проблемы образования информационного общества.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Сама техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к ХV-ХVII столетиям в Европе с последующей экспансией в различные регионы мира, особенно в эпоху великих географических открытий. Эта цивилизация получила название западной цивилизации. На протяжении ее последующей истории темпы развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации.

Информационное общество выросло из индустриального, вобрав в себя его характерные черты. Индустриальное общество - этап развития техногенной цивилизации. Это общество основано на развитии крупного машинного производства, постоянном возрастании объема этого производства, его экстенсивном развитии, покорении природных богатств, проникнуто идеями роста и прогресса. В соответствии с этим формируется потребление, рынок, социальная организация, культура и наука. По мере выявления пределов экстенсивного развития производства возникает необходимость перехода к новому экономико-социальному устройству, новому отношению к знаниям и природе, чем и обуславливается переход к следующему этапу техногенной цивилизации. Этот переходный период характеризуется неимоверно возросшей скоростью перемен, их радикализмом и глобальным характером, смешанным характером технологий, экономики, социально-политических устройств и чередой усиливающих друг друга кризисов во всех сферах общества. В результате всего этого зарождающиеся уклады информационного общества на первых этапах своего становления развиваются на фоне укладов индустриального общества.

Термином “постиндустриальное общество” (информационное) обозначают общество, в котором экономика в значительной степени сориентирована на сектор услуг, профессиональные и технические слои общества начинают доминировать, теоретическое знание является центральным, интеллектуальная деятельность, направленная на построение моделей, анализ систем, получает высокое развитие и способна к самоподдерживающему росту.

Информационное общество - это общество, в котором социально-экономическое развитие зависят прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества. «Мы вступаем в XXI век, - пишет Н.Н. Моисеев, - цивилизация которого будет пронизана электроникой подобно тому, как организм животного пронизан нервными волокнами...

Представляет интерес работа Д.Белла «Третья технологическая революция и ее возможные социально - экономические последствия», которой автор определяет основные инновационные технологически процессы, лежащие в основе перехода к информационному обществу:

Переход от механических, электрических и электромеханических систем к электронным, в результате чего произошло редуцирование конструктивных элементов и рост скорости передачи информации;

Миниатюризация, т.е. значительное изменение величины конструктивных элементов, проводящих электричество или преобразующих электрические импульсы (транзисторы, чипы и т.д.);

Дигитализация, т.е. дискретная передача информации посредством цифровых кодов;

Программное обеспечение, позволяющее одновременно решать различные задачи без знания какого-либо языка на персональном компьютере.

Процесс информатизации общества ныне приобрел глобальный характер и является стержнем научно-технического и социально-экономического развития. Процесс информатизации особенно характерен для передовых в техническом отношении стран, где он оказывает огромное воздействие на их жизнь.

Во второй половине 60-х гг. люди осознали рост информации по экспоненциальной кривой, получивший название "информационного взрыва". Это особенно характерно для все убыстряющегося роста научных знаний. Если с начала нашей эры для удвоения научных знаний потребовалось 1750 лет, то второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации и эти полвека в 8-10 раз. К концу XX века объем знаний в мире возрастет вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз. Резкий рост объема информации сопровождается усилением требований в ее качеству (своевременности, полноте, достоверности, необходимости Оценки различных вариантов решений). Для обработки огромного массива информации стали необходимы специальные средства обработки этой информации. Существующие информационные средства со временем стали не справляться с обработкой и выдачей огромного потока информации, что привело к негативным явлениям, в частности, к росту объема неопубликованной и неиспользуемой информации, затруднению межъязыкового обмена. Возник «информационный тромбоз» - лавинообразный рост объема информации стал сопровождаться «информационным голодом», который был вызван физиологическими ограничениями человека в восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной информации из общего информационного потока. В 1973 году в ФРГ вышел свод международных прогнозов под названием «Мир в 2000 году». В этом своде отмечалось: «Невиданный рост объема знаний все более и более затрудняет прямое участие человека в производстве информации и улучшении необходимых ему данных при допустимых (оптимальных) вариантах времени и затратах финансовых средств. Следует констатировать, что современные информационные системы просто не справляются с потоком информации, а их мощностей явно не достаточно. Последствия такого положения сказываются незамедлительно: большая часть поступает к потребителю со значительным опозданием; постоянно увеличивается объем неиспользованной информации. В некоторых отраслях уже ощущается нехватка необходимых данных, что чревато серьёзными последствиями. Лавинообразный поток информации требует Принятия безотлагательных мер по реорганизации существующей информационной системы» (Байнхауэр X., Шмакке Э. Мир в 2000 году. М., 1973, с. 47). Возникла настоятельная потребность не только в новых технических информационных системах, но и в разработке новых методов обработки. накопления и распространения информации. Все это дало мощный толчок развитию информатики, информационной техники (в частности, появлению микропроцессоров, персональных компьютеров и др.) и программного обеспечения.

В конце XX века социальная значимость информации резко возросла в силу ряда причин. Увеличились информационные потребности людей и информация превратилась в массовый продукт. Возникает информационный рынок, платным товаром в котором выступает информация. Информационные преимущества становятся важной социальной силой, обладающие информацией обладают властью. В условиях ускоряющегося динамизма общественных изменений резко возрастает потребность в информации о происходящих изменениях для обеспечения своевременной реакции на них. Происходит сдвиг совокупного спроса в сторону информационных потребностей.

Грядущее общество стали называть информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Некоторые общественные организации считаю, что этот термин характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, есть необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко к быстро распространяется по требованию людей в привычной для них форме и по стоимости эта информация доступна каждому.

Важно подчеркнуть, что нельзя информатизацию общества сводить чисто к технико-технологическим проблемам. Информатизация общества представляет собой многогранный процесс, в котором технико-технологические, социальные, экономико-политические и культурные составляющие находятся в органическом единстве, качественно преобразуя буквально все сферы общественной и личной жизни. Становление информационного общества знаменует радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социально-экономических отношений и в культуре, духовной жизни и быту. Поэтому информатизацию общества следует представлять в виде процесса овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего прогрессивного развития общества.

В процессе информатизации общества выделяют этапы по области используемых в информатизации научных знаний:

  1. Электронизация - совокупность чисто технических процессов, связанных с внедрением полупроводников. На этапе компьютеризации происходит распространение новейших коммуникационных технических средств, формируется техническая база информатизации. Этап собственно информатизации является по своей сущности социотехническим и социокультурным процессом производства и использования информации, в интересах человека и общества в целом.
  2. Интелектуализация - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование искусственного интеллекта. Информатизацию общества следует трактовать как качественное совершенствование с помощью современных информационно-технических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть органически связана с процессами социальной интеллектуализации, что способствует существенному повышению творческого потенциала личности и ее информационной среды.

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных составляющих: медиатизацию (от лат. Меdiаtus - выступающий посредником) - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию процесс совершенствования средств поиска и обработки информации.

Информационное общество качественно отлично от предшествующих, поскольку здесь главным фактором выступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация, в процессе получения, обработки, хранения и выдачи которых занято большинство членов общества. Д.С. Робертсон пишет, что «цивилизация - это информация, Она определяет экономику, технологию, искусство, философию и т.д. Информационные ресурсы ограничивают цивилизацию больше, чем физические» (Робертсон Д.С. Информационная революция. Нью-Йорк. 1990, с. 18).

Информационное общество полностью не заменит информационное, подобно тому как индустриальное общество не вытеснело сельское хозяйство, а надстроинся над ним, выполняя роль стимула его развития. Как вещество, энергия и информация в своей взаимосвязи присущи материи, так информационная деятельность связана с деятельностью по переработке вещества и энергии. Эта связь проявляется уже в том, что само создание информационной техники и ее функционирование опирается на материально-энергетическую деятельность.

Ныне трудно с достаточной степенью точности охарактеризовать все черты будущего информационного общества, хотя бы уже потому, что каждая из них выявляется в различной степени. Они выступают более или менее явственно, другие просвечивают как тенденции, трети можно уловить сквозь временной туман интуитивно. Неслучайно различные исследователи выделяют те или иные их существенные характеристики. Важным является и то, что становление информационного общества в различных регионах проходит и будет проходить по-разному, само это общество будет плюралистичным, многообразным в разных странах, что важно для процесса «естественного отбора», совершенствования в глобальном масштабе. И все же, анализируя движение общества то пути информатизации и видимые перспективны этого движения, можно в первом приближении выделить следующие основные черты будущего информационного общества:

Главным общественным богатством является знание, которое в форме информации становится наиболее важным и значимым товаром, доступным для всех индивидов, организаций, социальных групп и общества в целом, неиссякаемым резервом человечества. Знания и способы, их практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. Как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными информационного общества. Таким образом, товарное производство, характерное для техногенной цивилизации, остаётся, только теперь наиболее ценным товаром выступает информация;

В совокупном знании все более заметную роль начинает играть научно-теоретическое знание. «Фактически теоретическое знание все больше становится стратегическим ресурсом, осевым социальным принципом, а университеты, исследовательские организации и интеллектуальные институты, где оно кодифицируется и обогащается, оказываются Лосевыми структурами нарождающейся цивилизации». (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество..., с. 33-34);

Общество в состоянии производить всю необходимую для своей Жизнедеятельности и для деятельности индивидов информацию, и прежде всего научную;

Производится и функционирует необходимая информационная техника, которая обеспечивает возрастание объема и скорости передачи и обработки информации, предоставляет оператору в процессе его управленческой деятельности наглядное изображение информации на дисплее;

В обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер отраслей производства и управления;

  • информационная техника оказывает огромное и все возрастающее влияние на все сферы общества. Под воздействием накопления.

Я смотрю на этот вопрос с той точки зрения, что достаточно ёмкий и точный термин будущему обществу уже подобран, но не существует точной меры информационной ценности. На эту тему Гейтс Б. писал: ”Впервые услышав выражение ‘информационный век’, я основательно призадумался. Я знал о железном и бронзовом веках - исторических периодах, названных так по тем новым материалам, из которых тогда делали инструменты и оружие. Тут все понятно. Но вот я читаю пророчества ученых о том, что скоро государства будут бороться за контроль над информацией, а не над природными ресурсами. Звучит весьма интригующе, но что подразумевается под "информацией’? ….. Представляю, какие абсурдные разговоры могли бы вестись в деловом мире: ‘Сколько у Вас информации?’, "Швейцария - великая страна, у них столько информации!’, "Я слышал, индекс стоимости информации пошел вверх!’. Абсурдны они потому, что информация, хотя и играет все более значимую роль в нашей жизни, не является чем-то осязаемым и не поддается точному измерению, как материалы – "лица" прежних эпох”. Под информационной ценностью можно подразумевать цену единицы информации действительно имеющей ценность (значимость) для общества.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ

В настоящее время, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Так философский словарь определяет информационное общество как характеристику стадии общественного развития, на которой решающее значение приобретает информация[ ]. Директор Центра статистики Финляндии H. Jeskanen-Sundstrom определяет информационное общество как «общество, которое основывается на широком использовании информационных сетей и информационных технологий, в котором производится большое количество информации и коммуникационных товаров и услуг и в котором существуют развитая индустрия производства разнообразного информационного содержания»[ ]. Г.А. Краснова предлагает определение индустриального общества как новой общественной формации на основе анализа изменения производственных сил и производственных отношений, организации производственных процессов. С этой точки зрения, «информационное общество» может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей части членов общества является информация и знания, а орудием труда информационные технологии .

Обобщим существующие подходы к трактовке понятия «информационное общество», можно сказать, что в настоящее время под таковыми понимается:

общество нового типа, формирующееся в результате развития и конвергенции информационных и телекоммуникационных технологий;

общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать;

общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ, где с помощью научной обработки данных и поддержки знания будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах;

общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

ПАРАМЕТРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Среди основных параметров информационного общества выделяются следующие[ ]:

доступность информационных ресурсов, необходимых для профессиональной деятельности или в личных целях, которые каждый член общества, группа лиц, организация или учреждение могут получить в любое время;

доступность современных информационных технологий и средств связи;

создание развитой информационной структуры, позволяющей постоянно обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Интенсивное развитие новых информационных и коммуникационных технологий придает принципиально новое качество информационному обмену и становится движущей силой экономических и социальных изменений в мире. Именно благодаря этому процессу можно говорить о том, что мир вступает в новую стадию своего развития – информационное общество, характеризующееся формированием совершенно новых экономических, социальных и культурных отношений в жизни людей.

Определяющим понятием информационной эпохи стало «общество, основанное на знаниях». Многие исследователи ставят знак равенства между этими терминами. Знания всегда играли решающую роль в развитии человеческого общества, но именно сейчас, с революционным развитием средств обработки и передачи информации, они стали самостоятельным фактором производства, дополняя капитал и рабочую силу. Классик менеджмента П. Дракер утверждает что «в основе всех трех этапов повышения роли знания – промышленной революции, революции в производительности труда и революции в управлении – лежит коренное изменение значения знания. Мы прошли путь от знания (в единственном числе) к знаниям (во множественном числе), т.е. к многочисленным отраслям знаний». Он отмечает, что знания превратились из одного вида ресурсов в главный[ ].

Но не только знания характеризуют новую знаниевую экономику. Технологии изменили структуру экономики, практически устранив из нее понятия пространства и времени. Современные сетевые технологии позволяют не учитывать (или в значительной мере не учитывать) эти факторы. Формируются экстерриториальные сообщества практиков, которым по плечу решить любые интеллектуальные проблемы. За последние два-три года возник новый термин «викиномика» (от английского – wiki, один из инструментариев web2.0).

В условиях знаниевой экономики значительные изменения претерпевает и образование, задача которого вести подготовку специалистов в полной мере востребованных обществом. Как это не абсурдно звучит, но знания (не академические, а в значении информационного общества) становятся решающим в развитии мировой системы образования. Его характеризует наличие следующих факторов:

возникает новая роль знаний как одного из основных двигателей экономического развития, что обусловливает появление системы образования через всю жизнь (life-long learning);

на рынок выходят новые производители услуг высшего и дополнительного профессионального образования в условиях «образования без границ» - открытые, электронные, распределенные университеты, чьи программы доступны вне зависимости от пространственных и временных рамок;

изменяются методы предоставления услуг и схем организации обучения в системе высшего образования в результате революции в области информации и связи;

растет значение рыночных механизмов в высшем и дополнительном образовании и появление глобального рынка высокоразвитого человеческого капитала;

признается необходимость комплексного подхода к образованию как к единой системе, подхода, учитывающего, что высшее образование не только вносит вклад в развитие человеческого капитала, но и выполняет такие важнейшие функции, как формирование гуманитарного и социального капитала, а также является важным общественным благом глобального масштаба;

развитие и применение знаний становится главным фактором социально-экономического процесса;

высшее и дополнительное профессиональное образование необходимо для формирования, распространения и применения знаний, а также для создания технического и профессионального потенциала;

высшее и дополнительное образование оказывает непосредственное влияние на производительность национальной экономики, что во многом определяет уровень жизни в стране и ее способность участвовать в глобальной экономической конкуренции;

высшие учебные заведения вносят вклад в реализацию стратегии экономического развития на основе знаний и в борьбу с бедностью за счет:

а) подготовки квалифицированной и гибкой рабочей силы, включая высококвалифицированных ученых, специалистов, технических работников, учителей системы базового и среднего образования, а также будущих руководителей государственных органов, государственной гражданской службы и предприятий;

б) формирования новых знаний;

в) создания возможностей для получения доступа к имеющейся базе глобальной информации и ее адаптации к применению внутри страны.

Приведенные выше факторы дают понимание того, что устойчивое преобразование и развитие экономики невозможно без инновационной системы высшего и дополнительное образования, способствующей формированию потенциала страны.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из главных аргументов в пользу приоритетной роли образования в современном мире и, тем более, в наступающем XXI веке является стремительное развитие научно-технического прогресса и глобальная технологизация передовых стран мирового сообщества. Процесс технологизации общества, начавшийся в середине XX века, принял сегодня поистине глобальные масштабы и является одним из проявлений объективных законов развития современной цивилизации. Главными причинами технологизации общества являются все большее усложнение производственных, экономических и социальных процессов, широкое развитие транснациональных корпораций и международного разделения труда, борьба производителей за высокое качество продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

От уровня технологического развития страны сегодня зависит не только ее экономическое могущества и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами, а также перспективы решения проблем национальной безопасности. В то же время уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется сегодня не только развитием материальной базы ее промышленности, но главным образом - уровнем интеллектуализации общества в этой стране, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, т.е. новые формы и методы организации труда. Все это, в свою очередь, самым тесным образом связано с уровнем образования.

Таким образом, сделанный 25 лет назад прогноз о выдвижении в конце XX века проблемы образования на первое место блестяще подтверждается всем ходом мирового исторического процесса. Сегодня уже совершенно ясно, что образование - это ключ к решению всех других глобальных проблем современности, это одно из важнейших условий выживания человечества перед лицом надвигающейся экологической катастрофы и дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации.

Кардинальные изменения в существующей системе образования

Какой же должна быть перспективная система образования для того, чтобы обеспечить не только благосостояние нации, но и дальнейшее устойчивое развитие человечества? Этот вопрос сейчас волнует умы многих ученых, государственных и общественных деятелей различных стран мира, которые озабочены судьбой своей страны, проблемами разрешения кризиса современной цивилизации. Этот вопрос явился стрежнем для обсуждения стратегических проблем развития системы образования на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика"", состоявшемся в Москве в июле 1996 года. В представленных на этом Конгрессе национальных докладах России и других стран мира, а также в выступлениях руководителей и участников Конгресса отмечалось, что система образования должна претерпеть на рубеже наступающего XXI века кардинальные изменения. И эти изменения должны затронуть не только структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения в высшей и средней школе, но главным образом -цели образования, его стратегическую ориентацию.

Как было отмечено в итоговых документах Конгресса, наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования должны стать его фундаментализация, существенное расширение системы высшей школы, а также опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на проблемы и особенности будущей постиндустриальной цивилизации. Так например, в Национальном докладе России II Международному конгрессу ЮНЕСКО отмечено, что для успешного технологического развития государства в современных условиях необходимо, чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 40 -60% от общей численности занятого населения. Это требование обусловлено высоким уровнем современных технологий, которые должны аккумулировать в себе передовые достижения научно-технического прогресса.

Что же касается качественных сторон дальнейшего развития системы образования, то здесь на первый план выступают проблемы его фундаментализации и преодоления существующей в настоящее время разобщенности технического и гуманитарного образования. Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой.

Основные требования к перспективной системе образования

Одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально - экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застает многих людей врасплох, вызывая у них чувства страха и растерянности. Ведь страх перед будущем "футуршок" - одна из наиболее серьезных социальных проблем современности.

Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие семь основных требований, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое, следуя идеям академика А. Д. Урсула, можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты,

2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах. Здесь хотелось бы особо подчеркнуть необходимость развития и внедрения в систему образования новых принципов изучения информатики как фундаментальной естественной науки, а также философии и синергетики.

3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.

4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях и перспективах дальнейшего технологического развития цивилизации и, в первую очередь, - в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем и катализатором научно-технического прогресса.

5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры - информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной - системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

7. Изучение научной методологии и практических способов применения системного анализа для выявления сущности и определения путей разрешения наиболее важных социальных, экономических, политических и научно-технических проблем и формирование на этой основе творческого мышления, которое помогло бы новому поколению легче адаптироваться во все более быстро изменяющемся мире,

Анализ сформулированных выше требований показывает, что для их выполнения мало пригодна существующая система образования, которая реализует концепцию так называемого "поддерживающего образования", ориентированного главным образом на то, чтобы научить человека рациональному использованию уже накопленного опыта прошлых поколений. Нужна, новая система, которая будет нацелена на раскрытие творческого потенциала личности, на развитие у людей способности мыслить и действовать самостоятельно в самых сложных и непредсказуемых ситуациях. Мир стоит на пороге новой эры, в которой образование должно будет играть определяющую роль, как важнейший фактор перестройки мировоззрения и массового сознания людей на новые гуманистические ценности, нравственные нормы и жизненные ориентиры.

Педагог должен стать центральной фигурой наступающей эпохи и его главным оружием должны быть информация и научные знания, а основным инструментом - средства информатики и информационные технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье рассмотрены актуальные поросы такие как:

- Что такое информационное общество?

- Проблемы образования в информационном обществе?

- Роль образования в информационном обществе?

Исходя из рассмотренных вопросов можно сказать что, информационное общество это - то общество, которое получилось из индустриального путём надстройки, т.е. добавления новых свойств посредством процессов информатизации, глобализации. Информационные технологии инкапсулируют методы, используемые для научных исследований.

В заключение можно сказать, что наука, образование и информационное общество взаимосвязаны настолько, что их можно сравнить с динамическими системами, рассматриваемыми в синергетике, как открытые подсистемы, взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга. Информационное общество как “питательная среда” для науки. Именно здесь есть все перспективы для её экспоненциального роста. Благодаря науке существует и развивается информационное общество.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Краткий философский словарь / Алексеев А.П., Васильев Г.Г. и др.; Под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - С. 139-140. Мониторинг информационного общества и общества знаний: статистические данные. Издание ЮНЕСКО для Всемирного саммита по информационному обществу. – СПб., 2004. - С. 12.

    Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизованные подходы и перспективы. Монография – М.: Изд-во РУДН, 2002. - С. 35.

    Роговский Е.А. США: информационное общество (экономика и политика). – М.: Международные отношения, 2008. - С.12-13.

    Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. - С. 91.