Покушение на жизнь общественного деятеля ук рф. Теория всего

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 277 УК РФ

1. Под объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля понимаются те общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, ее политической системы, обеспечивают беспрепятственность осуществления своих полномочий государственным и общественным деятелем. При этом дополнительным объектом данного деяния выступает жизнь человека (здоровье не является дополнительным объектом данного деяния, поскольку даже при причинении вреда здоровью любой тяжести необходимо наличие умысла на убийство, что исключает квалификацию за причинение вреда здоровью).

Потерпевшими по комментируемой статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели — это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями и общественными объединениями, незапрещенными религиозными конфессиями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.

Потерпевшими от данных преступлений могут быть признаны общественные деятели, в том числе и оппозиционных партий, движений и организаций, существующих в правовом поле РФ, т.е. зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

При решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление важно иметь в виду, что потерпевшим по комментируемой статье не может быть гражданин иностранного государства или международной организации.

В том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица или готовился или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь, ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК, равно как и в тех случаях, когда преступление против жизни и здоровья совершено в отношении родственников такого лица.

Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК (п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. ст. 317, 318).

2. Конструкция объективной стороны данного состава преступления является усеченной, т.е. момент окончания преступления перенесен на стадию покушения. Преступление признается оконченным при совершении виновным лицом любых действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны данного деяния. Последствия в виде смерти или причинения вреда здоровью, при наличии признаков посягательства на жизнь, не влияют на квалификацию и не являются обязательными.
———————————
Такой вывод соответствует Определению КС РФ от 19.02.2003 N 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова С.Х. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Приготовительные действия следует оценивать с учетом правил, предусмотренных ст. 30 УК. Дополнительной квалификации, в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь, с соответствующими статьями Особенной части УК не требуется.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

При решении вопроса об ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля обязательным является установление умысла у виновного, направленного на причинение смерти, наличие такого умысла определяется в соответствии с критериями, приведенными в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1.

Наряду с виной конструктивными признаками преступления являются также цель и мотив, а именно желание прекращения политической деятельности государственных или общественных деятелей, а также месть за такую деятельность. Поэтому обязательным является доказывание направленности умысла, установление целей и мотивов преступления. Важно, чтобы посягательство осуществлялось именно за политическую деятельность потерпевшего.

4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случае если лицо не достигло возраста уголовной ответственности по комментируемой статье, при этом выполнило объективную сторону данного деяния, ответственность наступает по при наличии всех оснований, в том числе субъективных (возрастная вменяемость).

При совершении посягательства наемным убийцей вопрос о его ответственности решается исходя из принципов вины и соучастия. Если исполнитель не знал и не мог знать подлинных целей заказчика преступления, то он подлежит ответственности за убийство по общей норме (ч. 2 ст. 105 УК). Если же исполнитель знал о целях преступления, то он подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик — за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

5. В отличие от государственной измены и шпионажа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, как особо тяжкое преступление, наряду с лишением свободы на срок от 12 до 20 лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы, что обусловлено дополнительным объектом посягательства.

Статья УК РФ 277 говорит о посягательстве на жизнь людей, занимающих определённые должности и обособленное направление работы (государственная или общественная деятельность). Среди общей направленности преступлений, угрожающих жизни и здоровью, в отдельную категорию выделено посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Подобное деяние имеет свои нюансы, которые влияют на избираемую судом меру наказания.

Статья 277 УК – посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Законодатель делает акцент на том, что целью совершения такого деяния является оказание влияния на профессиональную деятельность. Целью подобного посягательства может быть месть за деятельность, которую человек ведёт, его решения и распоряжения.

Государственные деятели согласно Конституции России пользуются дополнительными гарантиями, расширенными правами по защите жизни. Законом предполагается, что подобный вид работы может не нравиться некоторым гражданам, которые решаются реально посягнуть на сотрудников госаппарата.

Именно поэтому в рассматриваемой статье отсутствует разделение, в чём заключалось посягательство: убийство или покушение. Норма закона предусматривает в данном случае одно наказание — «лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь». Непосредственный сотрудник политического ведомства или связанной с ним общественной организации должен работать спокойно, без опасения за свою жизнь.

Хотя в судебной системе давно введён мораторий на применение смертной казни, Уголовный кодекс по-прежнему его содержит.

Отличительные черты этого наказуемого действия:

Такие факторы говорят только о том, что преступление признано одним из наиболее тяжких и опасных не только для общества, но и для государства.

Комментарий ст. 277 УК РФ содержит в себе правовые разъяснения по основным моментам и терминам:

Статья 277 УК РФ в своём составе преступления чётко показывает особенности данного преступления и его квалификации.

Если государственный деятель будет убит на почве личных неприязненных отношений или из намерения грабежа, то приговор будет выноситься по стандартным статьям данных деяний. В случае когда желание убить деятеля вызвали его поступки, совершённые в рамках работы, принятых решений или отказе удовлетворить чью-то просьбу, 277 статья УК РФ присутствует в полном соответствии с характеризующими признаками.


Ведущие юристы делают особенный акцент на том, что связать две различные сферы деятельности — государственную и общественную — в данной норме удалось благодаря политическому характеру работы.

Ведь далеко не каждый государственный чиновник, равно как и сотрудник общественной организации, имеет отношение к политике. На этот фактор следует обращать особенное внимание. Более того, деятель, на которого было совершено посягательство, должен быть российским. Судебный орган не имеет права рассматривать дела по данной квалификации, если речь идёт об иностранном служащем или о сотруднике общественного иностранного фонда.

Терроризм также основывается на политической деятельности потерпевших и в своей основе имеет насилие как фактор несогласия с проводимой политикой. Ведь для того чтобы пресечь принятие неприемлемых государственных решений, террористы используют убийства и физическое насилие в качестве средства пресечения деятельности неугодных им политиков.

У такого вида преступного влияния есть и другое название – экстремизм.

Следует обращать внимание на следующие факторы:

  • различие квалификации действий по ст. 277 УК РФ и п. б ч. 2 ст. 105 УК – в обеих статьях потерпевшими являются государственные служащие, только разных уровней должностей;
  • связь осуществляемой деятельности потерпевшего с политикой – внутренней или внешней;
  • деятельность потерпевшего должна относится исключительно к РФ;
  • отличать посягательство на государственных и общественных деятелей от терроризма.

Каждая из этих особенностей играет важную роль при квалификации деяния и назначении наказания. В качестве причинённого вреда здесь рассматривается только физический, а не материальный.

Следственная практика по данной категории дел очень часто сталкивается с ситуациями возврата материалов на доследование. Из существующих неясностей в уголовном законодательстве сложно правильно разграничить квалификацию между убийством госслужащего, посягательством на государственного деятеля и терроризмом.

Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. № 3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» следственный орган при такой ситуации обязан первоначально выяснить, насколько законными были действия государственного или общественного деятеля.

Если выяснится, что подобную реакцию гражданина вызвали неправомерные действия служащего, преступление будет переквалифицировано по стандартной статье — «Преступление против личности», а в отношении самого служащего начнутся полномасштабные проверки. Здесь потерпевший очень быстро может стать подсудимым.

В судебной практике дела по данной категории из-за размытых границ состава преступления по нескольким нормам Особенной части Уголовного кодекса очень часто подлежат апелляционным жалобам, вплоть до Конституционного суда.

Так, в 2003 году, Конституционный суд РФ выносил Определение по делу о посягательстве на государственного служащего. Тогда адвокат-практик подал жалобу, основываясь на том, что действия подсудимого не привели к смерти потерпевшего, значит, не могут квалифицировать по ст. Уголовного кодекса РФ – 277. Новостью стал тогда отказ Конституционного суда даже принимать эту жалобу к рассмотрению.

В вынесенном Определении были разъяснено, что для данного состава преступления наступление смерти потерпевшего вовсе не является обязательным, достаточно покушения на его жизнь и здоровье. Данное определение — яркий пример расставленных судебной системой приоритетов в различии похожих противоправных деяний.

Еще в XVI веке была предусмотрена смертная казнь за покушение на царя , либо приближенных к нему чинов.

Понятие

Общественный деятель — лицо, принимающее активное участие в работе различных объединений. Какую должность это лицо там занимает, значения не имеет.

К общественным деятелям относятся: руководители профсоюзов, ответственные представители науки, культуры, массовых движений, политических партий.

Государственным деятелем называют человека, занимающего ответственную должность в органах власти.

Это, к примеру: министры и ответственные работники министерств, губернаторы, работники администрации Президента РФ , депутаты.

Преступление в виде посягательства на жизнь чиновника или общественного деятеля описана в ст. 277 УК РФ .

Деяние это напрямую связано с активной профессиональной деятельностью «слуг народа» .

Совершая попытку убить члена общественного объединения или чиновника, злоумышленник преследует цель :

  • пресечь эту их активную деятельность;
  • отомстить за нее или наступившие в результате нее последствия.

Уголовно-правовая характеристика

Состав преступления

Объектом в данном случае является жизнь человека и политическая система Российской Федерации (конкретно принцип многопартийности, политического и идеологического многообразия).

Субъектом считается человек, достигший шестнадцати лет гражданин РФ , иностранец или же лицо без гражданства .

Если покушается несовершеннолетний , он, как предписывает статья 20 УК , несет ответственность как за (ст. 105 УК) или за покушение на убийство (статьи 30 и 105)

Объективная сторона в данном случае есть сами действия , путем совершения которых преступник пытался убить . Причем неважно, удалось злоумышленнику исполнить задуманное или нет.

Допустим, детонатор бомбы не сработал или же стрелявший «промазал» , квалификация все равно будет та же.

Субъективную сторону составляет умысел в действиях злоумышленника . Он осознает, что может серьезно навредить тому, на кого покушается (и это не частное лицо, а представитель властей или общественник) или даже убить его и желает это сделать.

общественной деятельности .

То есть, был не простым клерком , а стоял «у руля» власти (например, это министры, их заместители, депутаты любого уровня) и прекращение его деятельности означает изменение в той или иной мере самой системы, политической обстановки в стране.

Может быть, эти изменения или реформы уже наступили и гибель будет означать месть за них . Или же этот человек был главой политической партии, а его убийство освободит дорогу сопернику в дележе сфер влияния или опять же будет актом мести .

Отдельно стоят дипломаты, представители международной организации, находящиеся под международной защитой или же «слуги народа» другой страны (список таких определен Конвенцией ООН в 1973 году ).

Покушение на них будет квалифицироваться по-иному, в частности, как преступление против мира .


Если же лицо , на которое было совершено покушение — простой госслужащий , мелкий клерк, не занимает видных и активных постов, то его жизнь и здоровье «оценивает» уже другая статья Уголовного кодекса — 105 («Умышленное убийство) .

Или же — статьи 295 и 317 , если речь идет о служителе Фемиды, следователе или работнике правоохранительных органов.

Какое наказание и ответственность предусмотрено?

Примеры из судебной практики

Даже в очевидном случае, когда потерпевший — именно «неугодный» государственник, не всегда квалифицируют деяние именно статьей 277 . Значение имеет, как уже говорилось, субъект.

Так например, пятнадцатилетний Ильющенков, возомнивший себя народным мстителем, попытался застрелить из охотничьего ружья депутата Государственной Думы Федерального собрания. Депутата удалось спасти.

Суд квалифицировал преступление не по 277 статье УК , где убийца может быть, что называется, от шестнадцати и старше, а «всего лишь», по статье 105 (ч. 2, пункт «б») .


Другое дело — теракт именно с этой целью.

Здесь многое зависит от общественной опасности и масштабов совершенного деяния .

Даже активное сотрудничество со следствием не всегда поможет .

Так, арестованного в 2010 году террориста Али Тазиева, которому вменили, среди прочего в том числе и покушение на жизнь государственного деятеля, осудили по верхней границе статьи 277 — пожизненное заключение.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт), -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 73-ФЗ)
Комментарий к статье 277
1. Объективная сторона преступления (террористического акта) выражается в убийстве соответствующего лица или в покушении на его убийство (о понятии убийства см. комментарий к ст. 105, о покушении - комментарий к ст. 30).
Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". 2. Под государственным деятелем в теории и практике длительное время понимались не только работники государственных предприятий, учреждений и организаций, занимающие высокие посты в государстве, но и рядовые работники. Например, после окончания Великой Отечественной войны на освобожденных от оккупации территориях потерпевшими от террористических актов признавались учителя, врачи, финансисты, рядовые военнослужащие и т.п. Следует признать, что применительно к сегодняшним дням такое толкование устарело и является расширительным. Государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это представители высшего руководства РФ, члены правительства, министры либо руководители других ведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники, занимающие государственные должности категории "А" в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации".
3. Под общественным деятелем следует понимать руководителя или руководящего работника различных общественных организаций и политических партий.
4. Посягательство на жизнь считается оконченным, если наступает смерть потерпевшего или в отношении последнего было совершено покушение на его жизнь.
5. Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга охватывается составом умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах (п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ).
6. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет несет ответственность за такое преступление в соответствии со ст. 20 УК как за убийство (ст. 105) или покушение на убийство (ст. 30 и 105).
7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает посягательство на жизнь указанных лиц, предвидит возможность или неизбежность в результате этого причинения смерти потерпевшего и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является цель - прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, либо мотив - месть за указанную деятельность.

1. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277)

Это преступление в ст. 277 названо также террористическим актом. Террор представляет серьезную угрозу основам конституционного строя и политической стабильности, так как создает обстановку, при которой становится невозможной нормальная политическая деятельность. Объектами преступления являются конституционный строй, политическая система, а также жизнь государственного или общественного деятеля.
Государственным деятелем признается лицо, занимающее высокий пост в органах власти РФ: Президент, депутат Федерального Собрания, председатель и члены Правительства, а также иные лица, занимающие государственные должности РФ, к которым в соответствии с ч. 2 примечания к ст. 285 относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Общественный деятель - руководитель или активный член партии либо другого общественного объединения, занимающегося политической деятельностью. Это может быть представитель течения, поддерживающего правящую власть или оппозиционного ей, однако при условии, что оно зарегистрировано и действует в рамках Конституции РФ. Общественными деятелями следует считать также официально зарегистрированных кандидатов в депутаты Федерального Собрания на период проведения избирательной кампании.
Объективная сторона преступления заключается в посягательстве на жизнь, т.е. убийстве или покушении на убийство. Состав - формальный, преступление считается оконченным в момент покушения, т.е. действий, непосредственно направленных на лишение жизни, независимо от фактически причиненного вреда жизни или здоровью потерпевшего.
Субъективная сторона выражается в прямом умысле и специальной цели - прекращения потерпевшим его политической деятельности либо по мотивам мести за такую деятельность. Указанная цель выражается в стремлении физически устранить данное лицо как политического противника, а нередко также запугать других конкурентов в борьбе за власть.
Террористический акт (ст. 277) имеет сходство с составом терроризма (ст. 205), но существенно отличается от последнего. Объектом террористического акта является политическая система, а терроризма - общественная безопасность. Потерпевшим в первом случае является политический или общественный деятель, во втором - им может быть любое лицо. При террористическом акте имеется прямой умысел на лишение жизни определенного лица, при терроризме (ч. 3 ст. 205) вина к гибели людей выступает в форме неосторожности. Различными являются и цели: по ст. 277 - прекращение потерпевшим политической деятельности, по ст. 205 - нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.
Деяние относится к категории особо тяжких преступлений.