Административный регламент гибдд приказ 664 мвд рф. Места остановки служебных ТС
Несколько дней назад, 20 октября 2017 года, вступил в силу новый административный регламент, определяющий порядок взаимодействия сотрудников ГИБДД и участников дорожного движения. Некоторые внесенные в регламент поправки официально формализовали уже существующие нормы и явления, отдельные пункты были исключены из регламента, а некоторые, напротив, стали новыми. Сейчас, после вступления регламента в силу – самое время разобраться в том, что изменилось.
П еред тем, как приступить к выяснению ключевых изменений, сделаем пару уточнений. Во-первых, если вам нужен полный текст обсуждаемого здесь регламента, то его стоит искать по полному же названию: Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Ну а во-вторых, для удобства мы сгруппируем внесенные в документ изменения в две категории: то, что из него исчезло, и то, что в него добавилось. И начнем с первой категории.
1. Инспекторы больше не будут забирать права и запрещать эксплуатацию автомобиля
Из обновленного регламента были исключены нормы, регламентирующие изъятие водительского удостоверения и запрет эксплуатации транспортного средства в случае совершения административного правонарушения. Теперь права не будут изыматься инспектором и доставляться им в отделение ГИБДД – вместо этого водителю, лишенному права управления транспортным средством, предписывается самостоятельно сдать их в отделение ГИБДД в течение трех дней после получения протокола об административном правонарушении.
Стоит отметить, что при наличии признаков опьянения водитель будет «отстранен от управления транспортным средством до устранения причины отстранения»: об этом гласит отдельный пункт протокола об отстранении от управления транспортным средством.
2. Инспекторам больше не запрещено останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов
В регламенте указано в том числе, что «надзор за дорожным движением может осуществляться <…> на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении», а «место, время, формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками» определяются региональными руководителями подразделений ДПС и Госавтоинспекции. При этом ограничений в полномочиях по остановке автомобиля инспектором нет – то есть, он может остановить его и вне стационарного поста.
3. Инспекторы больше не будут предоставлять справки о ДТП
В числе документов, составляемых сотрудниками ГИБДД по факту ДТП, теперь нет справки о дорожно-транспортном происшествии, бланк которой ранее был официально установлен Приложением к Приказу МВД №154. В новом регламенте в списке действий инспектора на месте аварии остались составление протокола или постановления о совершении административного правонарушения и схемы места ДТП, осуществление фото- и видеосъемки обстановки на месте ДТП, а также опрос участников, свидетелей и очевидцев ДТП и сбор вещественных доказательств.
Для того чтобы избежать спорных ситуаций при обращении в страховую компанию, нужно убедиться, что инспектор внес в составленные документы все данные об участниках и обстоятельствах ДТП, включая номер полиса ОСАГО и информацию о нанесенных автомобилям повреждениях.
4. Больше не запрещено устанавливать камеры на участках с временной разметкой и знаками
Из нового регламента было исключено предложение, прямо запрещающее применение устройств контроля скорости на участках с временной разметкой и дорожными знаками. Если в старой редакции имелась фраза о том, что «применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается», то согласно нынешнему документу «выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП». На практике это означает, что теперь можно получить штраф за превышение, двигаясь с «обычной» скоростью, к примеру, на участке, где почти закончили ремонт, но еще не убрали знак, ограничивающий максимальную скорость 20 километрами в час — те, кто бывал на загородных трассах, знакомы с такими ситуациями. На таком участке отныне можно будет встретить как камеру на треноге, так и инспектора на патрульном автомобиле, контролирующего скорость.
5. Из регламента исчезло разрешение на съемку – но съемка по-прежнему разрешена
В новой редакции регламента нет прямого разрешения на осуществление фото- и видеосъемки при общении с инспекторами ГИБДД – однако это не означает, что отныне съемка оказалась под запретом. Она, как и ранее, разрешена самим конституционным правом каждого гражданина на поиск, получение и передачу информации любым законным способом. Если при осуществлении съемки водитель не препятствует выполнению полицейским его служебных обязанностей, действия водителя остаются в рамках дозволенного.
Однако здесь же стоит отметить, что снимать происходящее имеет право не только водитель, но и сам инспектор. Единственное обстоятельство, указанное по этому поводу в регламенте – это то, что «в случае использования сотрудником при исполнении государственной функции фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора, он уведомляет об этом участников дорожного движения (лиц, присутствующих при осуществлении административных процедур)».
На этом список того, что исчезло из новой редакции регламента ГИБДД, закончен – и мы переходим к тому, что в него добавилось.
6. Инспекторы не должны устраивать «засады», убирая патрульный автомобиль из поля видимости
В новом регламенте четко прописано, что «действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются». Иными словами, патрульный автомобиль должен располагаться так, чтобы быть хорошо видимым всеми участниками движения. Однако в регламенте есть и конкретные оговорки относительно его видимости.
Так, регламент поясняет, что «патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Проще говоря, знакомые схемы, когда патрульную машину не видно за поворотом, пригорком или оградой, по-прежнему возможны. Кроме того, на аварийно опасных участках или на участках с недостаточной видимостью патрульную машину будут располагать максимально безопасно – таким образом, условие хорошей видимости может быть ограничено и этими обстоятельствами.
7. Инспекторы будут предлагать оформить ДТП по европротоколу
Это одно из нововведений регламента, которое позволяет ему «нагнать современные реалии» в виде . Если соблюдаются условия, допускающие оформление европротокола, вызываемый по телефону инспектор сперва предложит воспользоваться этой возможностью, а в случае отказа или невозможности использовать упрощенную схему он при наличии возможности отправит на место ДТП уполномоченного сотрудника полиции, а если свободных сотрудников на тот момент в доступе не окажется, проинформирует о возможности оформить ДТП на ближайшем стационарном посту с указанием времени, сообщит о необходимости сделать подробные фотографии места ДТП перед тем, как покинуть его, и предложит составить схему места совершения административного правонарушения.
8. Инспекторы будут принимать самостоятельно распечатанные полисы электронного ОСАГО
Эта поправка в регламенте – также из разряда «узаконить то, что уже существует». С появлением у автовладельцев на руках появились распечатки этих полисов, заверенных цифровой подписью. Такая распечатка является полноценным подтверждением наличия действующего договора ОСАГО: инспектора устроит как оригинал полиса, так и «распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа».
9. Водитель обязан передавать инспектору документы без обложек и удерживающих устройств
В новой версии регламента позаботились о любителях пристегивать документы цепочкой или шнурком к себе или к автомобилю, чтобы инспектор не мог отойти с ними от машины. Теперь «документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств». Кроме того, как и ранее, в документы не нужно вкладывать деньги, ценные бумаги и посторонние предметы – в противном случае инспектор вернет вам документы и попросит передать их без этих лишних элементов.
10. Инспекторы будут доставлять водителей обратно к автомобилю при отрицательных результатах медосвидетельствования
В случае, если у инспектора есть подозрения, что водитель , он, как и ранее, имеет право потребовать от него пройти медицинское освидетельствование. Новая же версия регламента четко указывает, что «при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства». Проще говоря, если все сданные вами анализы не покажут признаков опьянения, инспектор будет обязан доставить вас обратно к вашей машине.
Изменения нового административного регламента по контролю безопасности дорожного движения действуют с 20 октября 2017 года в соответствии с Приказом №664 российского МВД. Сначала предполагалось вступление документа в силу ещё в апреле этого же года, однако доработки привели к задержке на полгода. Одновременно с началом действия нового регламента отменяется старый, утверждённый Приказом №185 МВД и действовавший с 2009-го года.
В новом административном регламенте ГИБДД, который является руководством к действию для сотрудников ГИБДД, не появилось кардинальных изменений.С его помощью регулируются действия представителей Госавтоинспекции – даются новые полномочия и устанавливаются обязанности. Однако некоторые пункты касаются и водителей, которым следует знать об этих нововведениях.
Скачать текст регламента можно в конце статьи.
10 основных новшеств нового регламента
1. Проверять документы теперь можно где угодно
С 20 октября 2017 года автоинспекторы имеют право на остановку транспортных средств не только на стационарных постах, но и в любом другом месте. Однако, не в произвольном и выбранном сотрудником ГИБДД, а только в том, которое указано в приказе руководства. Нововведение автоматически отменяет запрет на проверку документов водителя вне стационарного поста ГИБДД, введённый в 2009-м году – сразу же после заявления Рашида Нургалиева, являющегося на тот момент главой российского МВД.
Фактически запрет не работал, а попытки граждан воспользоваться им не привели к положительным результатам. Если водитель утверждал, что остановка за пределами поста незаконна, то сотрудник ДПС говорил, что остановка транспортного средства выполнена в рамках плана «Перехват» для поиска угнанной машины. А во время таких проверок проверяются и водительские удостоверения – причём, не обязательно рядом с постами.
2. Цепочки вне закона
Остановив транспортное средство, автоинспектор имеет право требовать от водителя показать документы. Права должны быть и со снятой обложкой, как это было положено по старому регламенту, и без удерживающих приспособлений – в том числе, цепочек или шнурков, которыми привязывали права некоторые автомобилисты, чтобы помешать сотруднику ГИБДД забрать их с собой. Хотя привязанное удостоверение не помогало водителю и до внесения изменений – инспектор имел право требовать предъявить права, находясь в 1,5 метрах от машины. И отказ показать грозил водителю административным арестом сроком на 15 суток.
3. Съемка на камеру: не разрешили, но и не запретили
Из текста нового регламента убрали разрешение водителям вести съёмку автоинспектора. В старом было прописано, что инспектор не может запретить вести видеосъемку. В новом административном регламенте этого нет, хотя и прямого запрета снимать сотрудника ГИБДД в регламенте тоже не содержится.
МВД объяснил это тем, что после введения в действие закона о полиции в 2011 году пункт о разрешении не обязательно указывать отдельно, мол это и так там прописано. Кроме того в МВД говорят, что у каждого гражданина есть право на получение и распространение информации любыми законными способами согласно третье части 15-й статьи Конституции РФ.
Но в законе о полиции нет четкого запрета на воспрепятствование видеосъемки. Там говорится, что, ограничивая съемку, автоинспектор должен сослаться на нормы закона. Но вы попробуйте докажите это инспектору ДПС на практике. А практика работы ДПС показывает, что при попытке снимать сотрудника ГИБДД на камеру, телефон или видеорегистратор, он, как правило, запрещает это делать.
Если же гражданин возражает и требует указать, каким нормативно-правовым актом запрещается съёмка, автоинспектор предлагает обжаловать его действия в суде или другой инстанции. А отказ выполнить просьбу инспектора грозит водителю или другому пытающемуся вести съёмку гражданину административным штрафом или арестом. Статья 19.3 российского КоАП — штраф за неповиновение законному требованию сотрудника МВД на сумму 500–1000 руб, или арест на срок до 15 суток. Хотя в суде дело обычно заканчивается минимальным штрафом в 500 рублей.
4. Требование покинуть машину теперь законно
Согласно изменениям административного регламента, у инспектора появилось право предложить водителю покинуть транспортное средство, если он подозревает, что водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И тот обязан выполнить это требование. При необходимости водитель обязан сесть в автомобиль ДПС.
При этом представитель ГИБДД получает право требовать документы не только у граждан за рулём, но и у пассажиров. Если пассажир не пристёгнут, то у него наступает административная ответственность и составляется протокол, для чего необходимо установить личность пассажира. Если документов нет, то инспектор должен установить личность через информационные системы МВД. Если такой возможности на месте нет, то сотрудник ДПС может доставить пассажира в участок. Среди обязанностей инспектора появились поиск условий и причин, способствующих совершению правонарушения.
5. Снимаешь на камеру — предупреди
Изменения текста регламента позволяют проводить съёмку процессуальных действий автоинспектором без присутствия понятых. Поэтому теперь вместо поиска понятых сотрудник ГИБДД может пользоваться специальным техническим средством или другим устройством для видеозаписи. При этом участник дорожного движения, которого снимает сотрудник полиции, должен быть предупреждён о факте съёмки – даже если она ведется в патрульной машине и для записи используется специальное оборудование из патрульной машины.
6. Распечатку е-ОСАГО узаконили
Среди нововведений, которые окажутся полезными для водителя, есть возможность предъявления не только бумажного полиса ОСАГО, но и распечатки электронного. Это право уже было предоставлено застрахованных автовладельцам с 2016 года, но его подтверждения в регламенте ГИБДД не было.
7. Засады ДПС, или камеры можно ставить где угодно
По новым правилам патрульный автомобиль ГИБДД должен быть отчётливо виден издалека любому участнику дорожного движения. Остановка машины автоинспектором, находящимся в засаде, разрешается – но только в особых случаях. Особый случай – это аварийный участок дороги или, если ведется фото- и видеосъёмка нарушений. В таких случаях можно маскировать машину ДПС в местах с ограниченной видимостью с помощью естественного рельефа (повороты, пригорки, здания и т.д).
И теперь, если старым регламентом запрещалось устанавливать треноги с радарами и камеры за пригорком, поворотом или объектами инфраструктуры, новый допускает такие действия со стороны сотрудников автоинспекции. Можно устанавливать такое средство видеофиксации, например, в зоне действия знака временного дорожного ограничения, где проводятся ремонтные работы.
8. Увези назад, откуда взял
Ещё одно изменение предусматривает обязанность инспектора ГИБДД отвезти человека, который прошёл проверку на состояние опьянения в медицинском учреждении с отрицательным результатом теста, обратно к его машине. Основанием для проверки водителя на алкоголь в крови могут стать:
- исходящий от человека запах спиртного;
- неустойчивая поза; нарушенная речь;
- неестественный цвет кожи лица;
- неадекватное поведение.
Перед тем, как отправить водителя на освидетельствование, инспектор отстраняет его от управления транспортным средством. Процедура отстранения проводится при понятых, а если их нет, обязательно делается видеозапись.
9. Грубить уставом не положено
Новый регламент ГИБДД от 20.10.2017 года регулирует поведение автоинспекторов, которые обязаны быть вежливыми с водителями, даже если они нарушили правила. Сотрудник ДПС должен объяснить причину остановки, он не имеет право высказываться в дискриминационном ключе, говорить грубо, пренебрежительно или заносчиво, предъявлять неправомерные обвинения и оскорблять оппонента.
10. Инспектор взятки не берет, он о них докладывает
В новых правилах впервые предписываются действия сотрудников ДПС в тех случаях, когда им предлагают «взятку». В этом случае автоинспектор обязан уведомить об этом МВД с помощью специально составленной формы. Также от него требуется организовать помощь в транспортировке водителю сломавшейся машины и обеспечить переход через дорогу инвалидам и детям. А ещё сотрудник ГИБДД получает возможность информировать участников дорожных происшествий о месте и времени рассмотрения их дел с помощью СМС – хотя для этого требуется их согласие.
Видео: НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ ГИБДД (№664) от 20 октября! ЭТО ПРОСТО КАПЕЦ
В данной статье речь пойдёт о ещё «свежем» Приказе под номером 664, который сменил собой известный автолюбителям регламент, .
Прежний документ действовал ещё с 2009 года: в этот период появилось множество правок в законе о Безопасности дорожного движения и Правилах. Появился новый закон о полиции, видоизменён КоАП РФ, а потому было просто необходимо адаптировать Положения к актуальным обстоятельствам.
В последнее время возникает всё больше различных домыслов и слухов относительно нового регламента, поэтому настало время прояснить ситуацию.
- об осмотре и досмотре транспортных средств;
- о медицинском освидетельствовании;
- о причинах остановки автосредства;
- о порядке проверки документов;
- о корректной фотофиксации нарушений системами фото- и видеокамер;
- о том, какие требования сотрудников ГИБДД являются законными.
- Полный текст регламента ()
Что изменилось?
Приказ МВД 664 от 23 08 2017 заново прописывает порядок исполнения органом Министерства внутренних дел Российской Федерации особой функции по государственному надзору за надлежащим соблюдением участниками дорожного движения требований по безопасности. Также 664 приказ подверг коррекции список административных процедур, к которым относится остановка пешехода или транспортного средства, проверка документов и номеров, контроль технического состояния авто, выезд на место происшествия, меры административного воздействия.
Изменения актуализировали правила оказания первой помощи, обновили порядок информирования об исполнении гособязанностей, защиты участников движения от незаконных посягательств, освидетельствования на предмет опьянения алкоголем и т.д.
Из текста нового закона Министерства теперь исключены нормы изъятия удостоверения водителя и запрета эксплуатации автотранспорта, но при этом инспекторам ГИБДД разрешено использовать для видеозаписи процессуальных действий, происходящих без участия понятых, цифровые устройства.
Постановление указывает также, что госпредставителю рекомендуется проводить процедуры в зоне видимости систем видеонаблюдения, которые размещаются на стационарных пунктах и в патрульном автотранспорте.
Важные аспекты нового закона для автолюбителей
Одно из главных событий – исключение норм, которые касаются изъятия ВУ и снятия регистрационных знаков:
теперь, согласно пункту 106, права управления автосредством может лишить только суд, и инспекторы не имеют полномочий для изъятия удостоверения прямо на дороге или снятия номера.
Проверка документов
Что касается процедуры проверки документов, то прежний приказ МВД России устанавливал правила контроля документов только на пункте ДПС. За период действия старых положений количество постов успело сильно сократиться, и машины на деле всё-таки останавливались на дорогах под различными предлогами.
Если же раньше у автовладельцев была возможность указать на это сотруднику ГАИ и получить разъяснения, то теперь таких прав у автолюбителей нет.
Про видеосъемку
Важный пункт, касающийся разрешения гражданам проводить видеосъёмку и , также исчез из нового положения, однако это вовсе не означает, что водителям теперь запрещено использовать фото- и видеотехнику. Этот пункт убрали, поскольку право съёмки предоставляется Конституцией РФ.
Конечно, запрет всё же распространяется, если вы находитесь на территории секретного места. Самим же сотрудникам ГАИ видеосъёмка теперь вменена в обязанность, если проведение каких-либо процедур осуществляется без понятых.
Изменение в документах ОСАГО
Новый регламент ГИБДД 2017, наконец, позволяет автовладельцам предъявлять не оригинал бумажного полиса ОСАГО, а его распечатанную копию или электронный вариант.
Помимо полиса, инспектор вправе потребовать от водителя ВУ, которое владелец авто теперь обязан передавать по первому требованию и без удерживающих предметов или обложки.
Также сотрудники Госавтоинспекции могут проверять документы у пассажиров в салоне автотранспорта.
Взаимоотношения водителей и инспектора
И инспектора, и водители теперь должны общаться на дороге без допущения в своих высказываниях оскорблений или дискриминационных фраз по признакам расы, пола, национальности и любых религиозных или политических предпочтений.
Места остановки служебных ТС
При выполнении своих обязанностей, как гласит приказ 664, инспектор должен располагать патрульный транспорт в пределах видимости водителей и пешеходов.
Нововведения призваны повышать профилактическое воздействие на всех участников движения. Теперь наряды ДПС будут локализоваться на местах с учётом их аварийности, и на особо опасных участках дороги с учётом возникновения осложнений оперативной или дорожно-транспортной обстановки.
Важный момент при освидетельствовании на наличие алкоголя
Теперь, если водитель проходит освидетельствование на предмет употребления алкоголя, и оказывается трезвым, то сотрудники ГИБДД должны доставить гражданина на место остановки его авто.
Важный пункт – изменения уполномочили инспекторов использовать не только свои технические или специальные средства, но и те, что принадлежат частным лицам или организациям.
Обжалование и уведомления
Примечательно, что действия сотрудников можно теперь обжаловать до суда. Также водителям предоставлено право получения от органов смс-уведомления о сроках рассмотрения их дел по ДТП.
Когда начинает действовать?
Приказ ГИБДД актуален с 20 октября 2017 – с этого момента устаревший административный регламент действия не имеет.
Похоже для ясности, придется привести конкретный пример, из-за которого у меня случился спор.Инспектор тормозит машину. Основание для остановки ТС - 84.13 Проверка документов. Хорошо, а основание для проверки документов? В 106 пункте основания для проверки доков, являются: 84.1, 84.2, 84.3, 84.11. Пункта 84.13 там НЕТ. То есть НЕЛЬЗЯ остановить ТС, чтобы проверить документы, чтобы проверить документы. (но можно остановить ТС, чтобы проверить доки, потому что ориентировки/мероприятия и т.д.)
Но в 106 пункте есть та самая непонятная фраза про выявление признаков. Мой оппонент в споре считает что явление это процесс, что инспектор может начать этот процесс, и пока процесс продолжается, проверять документы у всех подряд, т.к. есть основание.
Я считаю что выявление это результат (предшествующий остановке), и остановить ТС для проверки документов, можно только при наличии (при выявленных)
признаков правнарушения. Например негорящие огни.Скрытый текст
Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.
1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
- Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
- Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.
2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений
Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.
Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.
3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС
Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.
Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.
часть 4 статьи 29 Конституции РФ:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.
4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).
Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.
5. Прекращение выдачи справок о ДТП
Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:
- решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
- протокол об административном правонарушении;
- постановление по делу об административном правонарушении;
Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.
В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.
86309 7