В течение какого срока исполняется решение суда. Срок исполнения решения суда по гражданским делам

  1. Сроки исполнения решений
  2. Исполнительные документы
  3. Сроки давности

Сроки исполнения решений
Решения суда условно делятся на две категории:

Решения, которые вступают в законную силу непосредственно после вынесения вердикта;
решения, вступающие в силу лишь по истечении определенного срока.

В первом случае вердикт судьи должен быть выполнен немедленно. Второй случай предусматривает определенные сроки исполнения судебных решений.
Решения суда, которые ответчик обязан выполнить сразу

  • о выплате алиментов;
  • о выплате установленной заработной платы сотруднику предприятия;
  • о восстановлении в должности уволенного сотрудника, если увольнение противоречило закону;
  • о восстановлении в прежней должности сотрудника, если имел место его перевод на другое место работы или должность, и это противоречило закону;
  • в возмещении потерпевшему вреда, нанесенного его здоровью;
  • о выплатах семье при смерти кормильца;
  • в выплатах гонораров, авторских вознаграждений за интеллектуальный труд, изобретения, рационализаторских решений, открытий.

Перечисленные выше иски должны быть удовлетворены немедленно, так как задержки по исполнению могут нанести серьезный урон благополучию истца. Если решения по подобным делам не исполняются сразу, лицо или организация, обязанные их выполнить, могут быть призваны к ответственности.
Решения суда, исполнение которых предусматривает сроки

Существует два пути, по которым определяется время, в течение которого вердикт суда должен быть выполнен.

1. Время, в течение которого проигравшая сторона обязана выполнить решение суда, определяется судьей. При принятии подобных решений он руководствуется такими факторами, как материальное положение ответчика, количество лиц, находящихся на его иждивении и прочие моменты. То есть, при установлении времени, в течение которого решение обязано выполняться, определяется, исходя из законных интересов и жизненных обстоятельств проигравшей стороны.

2. Решение должно быть выполнено сразу после вступления вердикта суда в законную силу. Вердикт обретает законную силу по истечении времени, отведенного на обжалование решения.

Апелляция, которая может быть подана проигравшей стороной, имеет две формы:

  • апелляционная жалоба;
  • кассационная жалоба.

До вступления судебного вердикта в силу подается . Данный вид обжалования рассматривается в районном суде. Если суд отменяет постановление, которое оспаривает ответчик, оно не вступает в силу, соответственно, требование его исполнения не считается законным.
Кассационная жалоба подается после обретения решения законной силы. Если кассационный суд обнаружил нарушения при разборе дела ответчика, вердикт отменяется и лишается законной силы. Если вердикт, на который ответчик подает жалобу, признается правомерным, он вступает в силу немедленно после оглашения окончательного постановления кассационного суда.
Сроки выполнения постановления суда зависят также от того судебного органа, который занимался решением вопроса.

1. Постановление арбитражного суда обретает законную силу через месяц после оглашения вердикта.

2. Вердикт инстанций общей юрисдикции обретает силу в течение 10 дней.

Необходимо понимать разницу между арбитражным судом и судом общей юрисдикции. Первые рассматривают дела с участием юридических лиц и предпринимателей. Вторые заняты решениями по делам с участием физических лиц.
Исполнительные документы


Вердикт суда выполняется по единому документу, который оформляется после оглашения окончательного постановления, — по исполнительному листу. Порядок работы с этим документом может различаться, в зависимости от случая и требований истца.

1. Выдается на руки истцу непосредственно после окончательного вердикта. Это относится к тем случаям, когда предполагается немедленное выполнение постановления суда.

2. Высылается истцу по почте. Это касается тех случаев, когда следует ожидать обретения вердиктом законной силы в течение некоторого времени.

3. Направляется судебным приставам, которые обязаны следить за выполнением вердикта. Это происходит, если выигравшая сторона обратится к суду с заявлением о необходимости подобной меры.

Таким образом, исполнение вынесенного в суде вердикта осуществляется по исполнительному листу. Если истец сомневается в том, что проигравшая сторона выполнит постановление в должном порядке, он просит суд направить этот документ в исполнительные органы. При подобных обстоятельствах исполнение вердикта контролируется судебными приставами.

Стороне, проигравшая гражданское дело, следует осознавать, что при уклонении от выполнения вынесенного судьей вердикта она будет подвержена санкциям. В качестве санкций, как правило, назначают следующие меры:

Запрет на пользование собственностью;
лишение прав на собственность;
арест банковских счетов и вкладов;
.

Кроме того, необходимо помнить, что при работе исполнительных органов, ответчик вынужден будет возместить все расходу по взысканию собственных долгов, а также выплатить определенную сумму исполнительного сбора, то есть, фактически, вернуть в государственную казну те деньги, которые были затрачены на работу, проведенную судебными приставами по взысканию долга.
При реализации вердиктов по административным делам, то есть, в тех случаях, если в роли ответчиков выступают органы управления районного, муниципального или федерального уровня.
В подобных случаях исполнительные документы могут быть направлены в следующие органы:

  • Управление Федерального казначейства, если в качестве проигравшей стороны выступает орган регионального уровня;
  • финансовые организации муниципального уровня, если истец выиграл спор с учреждением муниципалитета;
  • Министерство финансов, в случае если возмещение убытков выигравшей стороне предполагается за счет бюджета федерального уровня.

Независимо от того, относится дело к гражданскому или административному спору, реализация постановления судебных инстанций осуществляется с помощью исполнительного документа и может осуществляться за счет исполнительных органов или контролироваться ими.
Сроки работы судебных приставов


Если предполагается, что реализация вынесенного вердикта должна осуществляться при содействии исполнительных органов, необходимо знать о сроках реализации исполнительного производства. Согласно закону об исполнительном производстве, максимальный срок выполнения требований судебных инстанций – это два месяца.

Существует ряд исключений, когда данные сроки продляются, исходя из жизненных обстоятельств проигравшей стороны. Например, на иждивении ответчика несовершеннолетние дети, сам от находится в сложной финансовой ситуации.

В подобных случаях судебные инстанции принимают решения о сроках индивидуально.
В описанных выше случаях сроки реализации постановления, установленные судьей, фиксируются в исполнительном документе.
Сроки давности
Реализация любого постановления предполагает четко установленные временные рамки, по окончании которых требовать от проигравшей стороны реализации вердикте считается незаконным. Наиболее актуальным сейчас является вопрос о том, каковы сроки давности, после которых вердикт по денежному займу или по кредиту не считается обязательным к выполнению.
Согласно закону, данный срок составляет три года. Если проигравшая сторона не получила исполнительного документа в течение этого периода, взыскать с нее денежные средства в законном порядке невозможно.
Считается, что проигравшая сторона получила исполнительный лист в следующих случаях:

  • бумага вручена ему лично, о чем свидетельствует его подпись в протоколе;
  • документ был выслан заказным письмом с уведомлением.

Когда данная бумага получена, исполнительные органы начинают работу по возмещению убытков выигравшей стороны. В этих целях они блокируют счета ответчика в банках, изымают его собственность.
В случае если у проигравшей стороны нет собственности, стоимость которой могла бы хотя бы частично компенсировать его долг, исполнительный лист возвращается истцу.

По истечении трехлетнего периода после факта возврата данного документа выигравшей стороне, срок давности завершен, и взыскивать долг на законных основаниях кредитор уже не имеет права.

Следует помнить, что кредитор может подавать заявление исполнительным органам в течение указанных трех лет, и тогда работа по взысканию средств начинается сначала, а срок давности отсчитывается заново, сразу после возвращения истцу исполнительного документа. Следовательно, на практике работа судебных приставов по взысканию денег может продолжаться долгие годы.
Знание основных законов и положений позволяет избежать сложных жизненных ситуаций и защитить свои права. Необходимо помнить, что каждый отдельный случай имеет множество нюансов, для понимания которых необходима консультация с профессиональными юристами.

Юридическая помощь должникам

Согласно процессуальному законодательству понятие “срок действия судебного решения” не применяется. Решение, вынесенное судом по итогу рассмотрения дела - процессуальный документ, который может устанавливать юридически значимые факты, события, обязать выполнить определенные действия, присудить имущество в пользу лица и т.д. К решению применимо понятие “срок вступления в законную силу”.

Вопрос, сколько действует решение суда, чаще всего возникает в случаях, когда через суд взыскивается задолженность. В подобных ситуациях на основании судебного решения выдается исполнительный лист. Именно исполнительный лист имеет определенный период времени, в течение которого он действителен к предъявлению.

Срок предъявления исполнительного документа

В соответствии со ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее - Закон № 229-ФЗ) общая норма к исполнительным документам такова: необходимо предъявить исполнительный лист приставам в течение трех лет. Указанный период прерывается, когда приставы возбуждают исполнительное производство, и в ситуации, когда должник частично исполнил требование, затем рассматриваемый срок подлежит возобновлению. Аналогичен период действия исполнительного листа на основании судебного приказа (например, о взыскании задолженности).

Важно! Если документ содержит требование о взыскании периодических платежей, срок его действия составит весь период, в течение которого должны быть взысканы платежи, плюс три года.

Исключение составляют судебные акты, акты иных органов (например, административных комиссий) по делам об административных правонарушениях, которые можно направить приставам в течение двух лет. Постановление о наложении административных санкций, является самостоятельным документом, подлежащим принудительному исполнению в случае его неисполнения в добровольном порядке в установленный период времени. Вынесения в этом случае дополнительного исполнительного листа не требуется.

Окончание исполнительного производства

Под понятие “срок действия решения суда о взыскании задолженности” подпадает также срок окончания производства судебным приставом-исполнителем. Перечень оснований для окончания рассматриваемого производства, предусмотренных ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ, является исчерпывающим:

  • исполнение требования;
  • возвращение документа заявителю;
  • истечение срока давности;
  • перенаправление документа (в том числе по причине признания должника банкротом/ликвидации должника - юридического лица).

Во всех случаях производство считается оконченным, но это не свидетельствует о том, что задолженность, если она не была взыскана (например, у должника нет имущества, на которое можно обратить взыскание), так и останется непогашенной.

Повторное возбуждение производства

Статьей 46 Закона № 229-ФЗ предусмотрена возможность неоднократного предъявления исполнительного документа к исполнению в течение трехлетнего периода. Закон устанавливает интервал между предъявлениями - должно пройти более шести месяцев со дня окончания применения принудительных мер приставом и вынесения им соответствующего постановления.

Таким образом, в интересах заявителя закон предусматривает возможность несколько раз обратиться к должнику со взысканием, пока вся сумма задолженности не будет возвращена.

Резюмируя вышесказанное, стоит еще раз отметить, что на вопрос “Есть ли у судебного решения по кредиту срок?” с юридической точки зрения ответ отрицательный. Но этот ответ не означает, что приставы будут всю жизнь принуждать ответчика вернуть долг. Понятие срока относится исключительно к исполнительному производству, которое может быть прекращено, окончено и возобновлено. Важно знать и хорошо разбираться в своих правах, чтобы не пострадать из-за неправильного толкования или применения норм законодательства. Важно понимать, что окончание производства не свидетельствует о невозможности взыскания.

Анализируя практику, следует отметить, что в большинстве случаев судебному приставу-исполнителю намного легче окончить производство и вернуть документы заявителю в надежде, что он больше не обратится с аналогичным запросом (забудет или просто по незнанию). Судебный пристав ограничен во времени - с момента вынесения постановления о возбуждении не должно пройти более двух месяцев до его окончания. Число возбужденных производств может доходить до нескольких сотен у одного сотрудника (например, административные комиссии ежемесячно направляют более тысячи документов о взыскании неоплаченных штрафов). Формулировка “приставом были предприняты все меры по исполнению” не раскрывается подробно в нормативных документах, что предоставляет возможность недобросовестно осуществлять возложенные на него обязанности.

После успешного рассмотрения гражданско-правового спора суд вынес позитивное решение, которым удовлетворил все претензии заявителя и постановил взыскать требуемое с ответчика.

Однако, несмотря на разрешение спора по существу, истцу необходимо еще и добиться исполнения желаемых требований.

Каковы сроки исполнения решения суда по гражданским делам в случае отказа от добровольного начисления выплат или выполнения иных требований суда?

Вконтакте

Правовое регулирование

Сроки и порядок исполнения вступивших в законную силу вердиктов по гражданско-правовым спорам регулируются процедурными нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Закона «Об исполнительном производстве».

Вступление решения судебного учреждения в силу происходит после истечения отведенного срока на подачу апелляционной жалобы, если она не была подана.

Если обжалование произошло, но апелляционная судебная инстанция не отменила заключение, то вступление в силу происходит после рассмотрения дела.

Важно знать: с юридической точки зрения действительным, имеющим юридическую силу считается решение суда, которое является обязательным для исполнения сторонами, третьими лицами, организациями и учреждениями, имеющими отношение к спору.

При изменении или отмене вердикта с вынесением нового постановления — оно набирает законную силу безотлагательно после рассмотрения.

Сроки вступления решения в силу

Если гражданско-правовой спор решен в судебном органе общей юрисдикции, то постановление наберет силу после истечения 10-дневного срока на его обжалование.

После решения арбитражного суда при отсутствии поданной на него жалобы для его вступления в юридическую силу придется подождать месяц. На вступившее в законную силу решение подать жалобу можно только в кассационном порядке.

Исполнительные документы

После вынесения постановления по делу в порядке искового производства и вступления его в силу, суд обязан предоставить истцу исполнительный лист.

В случаях безотлагательного выполнения постановления он предоставляется сразу же после его принятия без необходимости ожидания вступления в силу.

Стоит отметить: во время судебного разбирательства истцу можно ходатайствовать о предоставлении исполнительного листа для его реализации судебными исполнителями – суд в таком случае самостоятельно предоставит его приставам-исполнителям.

Если ходатайство не поступило, то документ буден выдан лично заявителю или направлен почтовой связью по месту его проживания.

Если дело рассмотрено в приказном порядке и заявитель ходатайствовал о предоставлении судебного приказа, то после его вынесения нет необходимости в получении . Предоставить на выполнение приставам можно сам приказ, поскольку законодательно он считается исполнительным документом.

Куда и как подавать


Открытие исполнительной процедуры происходит после подачи письменного заявления лица в двух образцах в отдел службы приставов.

Никакой оплаты пошлин производить не нужно, обратиться нужно в тот районный отдел, который осуществляет деятельность на территории проживания ответчика или по месту пребывания его имущества.

Чаще всего территории вынесения решения и проведения исполнительных процедур совпадают. Вместе с заявлением подлежит подаче подлинник исполнительного документа – он подшивается в производство.

Обратите внимание: копия документа и второй образец заявления с отметками о принятии остается у заявителя.

Федеральная служба судебных приставов

Федеральная осуществляет свою деятельность в составе Министерства юстиции РФ на основании закона «Об исполнительном производстве».

Она является единственным легальным органом, на который возложена обязанность по принудительному приведению решений судов в исполнение.

Служба занимается вопросами исполнения по территориальному принципу — адрес отдела, расположенного по месту исполнения или по месту проживания должника можно узнать в судебном учреждении.

Сотрудники службы наделены полномочиями, необходимыми для осуществления принудительных мер взыскания, в том числе по аресту имущества ответчика и средств в банках.

Сроки проведения исполнительных процедур

В общем порядке действия для выполнения всех требований, перечисленных в исполнительном документе, должны проводиться на протяжении двух месяцев после открытия исполнительного производства.

Если сроки, за которые должно быть выполнено постановление, указаны в самом решении или предусмотрены законодательством, то именно это указанное время отводится для исполнения.

Принудительные мероприятия, которые в связи с необходимостью проведения процедур на другой территории и выполняет по поручению другой пристав, проводятся на протяжении 15 дней.

Если суд постановил о восстановлении на рабочем месте уволенного гражданина или указал на безотлагательное выполнение требований, то исполнительные действия должны быть выполнены в первый рабочий день после приема документов отделом приставов.

При постановлении суда про обеспечение искового заявления и выдачи соответствующего исполнительного документа исполнить указания суда приставу следует в день его приема отделом или, если в силу независящих от исполнителя причин это невозможно, на протяжении следующих суток.

Что не входит в срок производства

Несмотря на двухмесячный срок, который дается приставам для приведения решения в исполнение, процедура может растянуться во времени в связи с определенными обстоятельствами.

Так, не включается в общий срок период, на который принудительные мероприятия были отложены или приостановлены, например, в связи с выполнением действий на другой территории.

Не будет включено в срок время в следующих случаях:

  • исполнительное производство рассрочено или отсрочено – на определенное время;
  • стороны производства обратились в суд для разъяснения требований заключения суда или смены процедуры исполнения – до приема отделом приставов нового документа;
  • нужно привлечь специалиста – пока исполняется экспертиза (производство возобновляется со дня приема заключения или акта про результаты исследований);
  • конфискация имущества должника на время получения денежных средств от его реализации – не больше 2 месяцев.

Истечение времени

Окончание срока для проведения исполнительной процедуры не будет поводом для закрытия или прекращения производства, если за это время не были приняты достаточные для взыскания принудительные меры.

Исполнимость заключительного ответа суда зависит не только от приставов, но и от взыскателя.

Примите к сведению: у заявителя есть три года на то, чтобы с исполнительным документом обратиться для взыскания.

После истечения этого срока отдел приставов будет вынужден отказать в возбуждении исполнительного производства.

Смотрите видео, в котором юрист разъясняет способы затягивания срока исполнения решения суда:

Вам также может быть интересно

Сутью любого судебного разбирательства является получение от органов правосудия решения, которое защищает или восстанавливает нарушенные права и свободы того или иного лица. Указанные в резолютивной части решения пункты являются обязательными для исполнения. На практике часто возникают ситуации, когда истец остался удовлетворен результатами рассмотрения своего заявления, однако, не может дождаться от ответчика исполнения решения суда. Насколько серьезными бывают последствия для стороны, игнорирующей нормы закона?

Исполнение решения суда по гражданскому делу

Пунктом 2 статьи 13 ГПК обязанность исполнения решения суда возложена на всех без исключения – граждан, организации, должностных лиц, общественные структуры, органы местного самоуправления и государственной власти. Возможность отказа от выполнения положенных мер не допускается. Существует два варианта действий проигравшей стороны:

Первый вариант несет ряд преимуществ для ответчика:

  • срок разрешения спора минимальный – должник может выполнить возложенные на него действия до возбуждения исполнительного производства или в течение 5 дней после получения документа от судебного пристава;
  • должник не утрачивает права на пользование и распоряжение своим имуществом, а также некоторые другие права, которые ограничивают при возбуждении исполнительного производства;
  • должник не несет материальные расходы, связанные с обеспечением исполнительного производства – не возмещает исполнительский сбор, расходы на выполнение исполнительских действий, не выплачивает штрафы;
  • если судебное решение исполнено в добровольном порядке, должника не имеют права привлекать к административной или уголовной ответственности за уклонение от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Гражданский процесс: немедленное исполнение решения суда

Статья 211 ГПК РФ определяет группу судебных вердиктов, которые следует исполнять незамедлительно. К ним относят выплату алиментов, восстановление работника в должности, включение гражданина РФ в список участников избирательного процесса или участников референдума, а также выплату в течение 3 месяцев зарплаты.

Если истец докажет, что затягивание исполнения решения суда может привести к нанесению ущерба заявителю или к отсутствию возможности выполнения вердикта в полном объеме с течением времени, он может обратиться в суд с целью обращения решения к немедленному исполнению. Однако в этом случае, представитель органа правосудия требует от истца обеспечить поворот исполнения решения суда в гражданском процессе. Суть указанной меры: в случае отмены иска, принятия по нему повторного решения о полном либо частичном отказе в удовлетворении изложенных требований, заявитель должен вернуть ответчику все, что с него взыскали согласно решению суда.

Сроки исполнения решения суда по гражданским делам

Если отсутствуют основания для немедленного исполнения, законодательством предусмотрены такие сроки исполнения решения суда:

  • В порядке приказного производства суд выносит решение в течение 10 дней после получения ответчиком копии постановления о возбуждении (если последним не предоставлен мотивированный отзыв). Если определение у истца на руках, он может сразу же передавать его для взыскания.
  • В порядке искового производства решение вступает в силу через месяц после его получения сторонами. Такой срок исполнения решения суда определяется тем, что ответчику дают возможность апелляционного обжалования судебного вердикта.

Истцу предоставляется срок в 3 года для подачи судебного документа к исполнению. Однако статья 416 ГК РФ допускает невозможность исполнения решения суда – когда возникают обстоятельства, препятствующие исполнению, за которые не отвечает ни одна из сторон. Правда, данные факторы должны быть доказаны.

Ответственность за уклонение от исполнения решения суда

Если ответчиком игнорируются обязанности по выполнению предписанных судебным вердиктом норм, установлены такие виды наказания:

  • ответственность согласно статье 16 АПК РФ;
  • меры воздействия по статье 13 ГПК РФ;
  • уголовная ответственность за неисполнение решения суда по статьям 315 УК РФ и 392 УПК РФ.

Формат наказания, которое будет применяться к нарушителю, выясняется в индивидуальном порядке, в зависимости от того, насколько глубоким суд сочтет проявленное к нему с фактами неисполнения неуважение.

Порядок и возможность исполнения решений третейского и арбитражного судов детально описаны в главе 45 ГПК РФ. Признание таких решений возможно, если они легитимируются договорами Российской Федерации.

Функция принудительного исполнения судебных актов возложена на Федеральную службу судебных приставов. В соответствии со ст.428 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением случаев: 1) если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом; 2) содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов; 3) если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов. 4) требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах. Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства. Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; принудительное выселение должника из жилого помещения; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом. По окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление об окончании исполнительного производства, которое оканчивается в случаях: 1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; 2) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона; 3) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ; 4) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору); 5) признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему; 6) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; 7) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

15. Судебный приказ.

Согласно статье 121 ГПК РФ судебный приказ - это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества по требованиям, которые установлены статьей 122 ГПК РФ.

Судебный приказ в соответствии со статьей 122 ГПК выдается в том случае, если:

требования, основанные на нотариально удостоверенной сделке;

требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

Для выдачи судебного приказа требования взыскателя должны быть бесспорными и подтвержденными документально.

Судебное производство по выдаче судебного приказа называется приказным. Оно характеризуется упрощенной формой по сравнению с исковым производством.

Во-первых, оно осуществляется судьей единолично. Во-вторых, в приказном производстве нет истца и ответчика, так как это производство исключает наличие спора. Стороны в приказном производстве называются «взыскатель» и «должник».

Существенным признаком судебного приказа как судебного акта является то, что он одновременно - и судебный акт, и исполнительный документ. Для принудительного исполнения судебного приказа не требуется выдача исполнительного листа.

Дела о выдаче судебного приказа относятся к исключительной компетенции мировых судей.

Госпошлина по делам о выдаче судебного приказа составляет 50% ставки, установленной для исковых заявлений.

Заявление о выдаче судебного приказа подается в письменной форме. Перечень сведений, содержащихся в судебном приказе, аналогичен перечню, установленному статьей 131 ГПК дляисковых заявлений.

Документы о выдаче судебного приказа подаются взыскателем в оригиналах. Закон не требует от взыскателя предоставления копий документов по числу должников, т.к. судебный приказ выносится без уведомления должника. Должник уведомляется только о факте вынесения судебного приказа.

Судебный приказ выносится судьей без судебного разбирательства и без вызова сторон. Судебный приказ должен быть вынесен судьей в течение 5 дней со дня поступления заявления от взыскателя в суд.

Судебный приказ составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в судебном деле другой - передается взыскателю.

Должнику направляется копия судебного приказа. Должник имеет право представлять возражения относительно исполнения судебного приказа. Эти возражения могут быть как по существу заявленных взыскателем требований, так и просто указания о возражении против исполнения судебного приказа. Возражения подаются в суд в письменном виде в 10-дневный срок с момента получения должником копии судебного приказа.

Судебный приказ отменяется вынесшим его судьей, если от должника в установленный законом срок поступят возражения относительно его исполнения.

Об отмене судебного приказа судья выносит определение. В этом случае взыскатель может получить судебную защиту в порядке искового производства.

Выданный взыскателю приказ может быть обжалован должником в порядке надзора в президиум Верховного суда республики, областного, краевого или иного, равного суда (п.1 ст.377 ГПК).

Основаниями для отмены судебного приказа могут быть отсутствие в деле доказательств получения должником копии приказа, выдача судебного приказа при наличии возражений должника и т.п.

16. Институт присяжных заседателей.

Присяжные заседатели - Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели - Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

17. Является ли вердикт присяжных заседателей актом судебной власти?

В соответствии со статьей 343 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, если присяжным заседателям при обсуждении вердикта в течение 3 часов не удалось достигнуть единодушия, решение принимается голосованием. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если при обсуждении вопроса голоса разделяются поровну, вопрос считается решённым в пользу обвиняемого.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы о доказанности события преступления, деяния подсудимого, и его виновности, проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из вышеуказанных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный же вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

В том случае, если председательствующий судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление судьи не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

18. Конституционный Суд РФ, его порядок формирования и правомочия.

Компетенция Конституционного Суда РФ

Компетенцию Суда можно подразделить на несколько направлений деятельности (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»);

1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ:

а) нормативных актов высших органов государственной власти РФ (Президента, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы);

б) конституций, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и по вопросам совместного ведения органов государственной власти РФ и ее субъектов;

в) договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Данные вопросы Конституционный Суд рассматривает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

2. Разрешение споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ;

3. Проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Необходимо иметь в виду что в Постановлении Конституционного суда РФ от 16 июня 1998 г. №19-П указано, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

4. Толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации.

5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Конституционный Суд РФ не реже одного раза в год обращается к Федеральному Собранию РФ с посланием о состоянии конституционной законности в России, основываясь на результатах своей деятельности.

Кроме того, Конституционный Суд взаимодействует с органами конституционного контроля субъектов РФ в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи. Он осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена делегациями, стажировки сотрудников аппарата Конституционного Суда, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент Конституционного Суда РФ. В настоящее время действует Регламент, принятый Конституционным Судом 1 марта 1995 г. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда и другие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

Конституционный Суд издает «Вестник Конституционного Суда РФ», котором публикуются решения, принимаемые Конституционным Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и другие материалы.

Структура Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд России состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Суд действует как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, а в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Ст. 21 и 22 Закона «О Конституционном Суде РФ» устанавливают перечни вопросов, которые должны рассматриваться Конституционным Судом в пленарных заседаниях и в заседаниях палат. Причем Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Исключительно u1086 ов пленарных заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ;

2) дача толкования Конституции РФ;

3) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принятие посланий Конституционного Суда РФ;

5) решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой;

6) избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда;

7) формирование персональных составов палат Конституционного Суда;

8) принятие Регламента Конституционного Суда и внесение в него изменений и дополнений;

9) установление очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда, а также распределение дела между палатами;

10) принятие решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря.

Выделим основные правила проведения заседаний Конституционного Суда РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом «О Конституционном Суде РФ» - когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Разбирательство дел в заседаниях Конституционного Суда происходит на русском языке, устно и на основе непосредственного исследования доказательств.

В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

На заседаниях присутствуют участники процесса - стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами именуются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им в силу принципа состязательности предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом в конституционном судопроизводстве в полной мере действует принцип равноправия сторон - какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы.

Активная роль в судебных заседаниях отведена судье, председательствующему в заседании. В этой роли на пленарных заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя; на заседаниях в составе палат - один из судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст. 58 Закона «О Конституционном Суде РФ» председательствующий наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 2 Регламента Конституционного Суда РФ определяют полномочия Председателя Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей - внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата Конституционного Суда;

6) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

7) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется только с согласия Конституционного Суда;

8) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ призван выполнять функции, возложенные на него Председателем или Судом. Он также замещает Председателя в тех случаях, когда тот отсутствует по тем или иным причинам.

Полномочия судьи-секретаря Конституционного Суда РФ установлены ст. 27 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 4 Регламента Конституционного Суда РФ.

Судья-секретарь осуществляет следующие полномочия:

1) непосредственное руководит работой аппарата Конституционного Суда;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний

Конституционного Суда, в т.ч. контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;

4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда;

5) организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;

6) визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда.

В состав аппарата Конституционного Суда входит секретариат и пресс-служба, которые действуют в соответствии с принимаемыми Конституционным Судом положениями и правилами внутреннего трудового распорядка.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда. В Секретариате образуются специализированные подразделения (отделы, сектора, группы). Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

Кроме того, в соответствии с п. 61 Регламента Конституционного Суда РФ для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей

Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

Согласно п. 62 регламента Конституционного суда РФ при Конституционном Суде действует Научно-консультативный совет, из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Основная его задача - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Конституционным Судом и дача рекомендаций. Состав Научно-консультативного совета, его функции и порядок деятельности утверждаются Конституционным Судом.