Классный час Символы.docx - классный час "Символика Брянской области". Классный час о государственной символике российской

Классный час «Символы России» - страница №1/1

Классный час «Символы России»

… Для полного счастья человеку


необходимо иметь славное Отечество …

Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э.)

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России

Задачи:


  1. проследить историю формирования государственной символики России и Курганской области;

  2. воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему краю и городу;

  3. сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
Оборудование:

  • электронная презентация “Государственные символы” (созданная в Microsoft Office PowerPoint);

  • наглядные пособия: государственная символика России, официальная символика Курганской области;

  • фонозаписи гимнов России;

  • дидактическая игра;
Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

К данному уроку можно привлечь учеников в качестве специалистов по символики, поручив озвучить некоторые слайды.

Форма проведения: урок применения, повторения и обобщения знаний.

Этапы:


  1. Актуализация знаний (вступительное слово учителя)

  2. Государственные символы России (защита презентаций)

  1. Герб

  2. Флаг

  3. Гимн

  1. Дидактическая игра «Символика России»

  2. Символы Курганской области

  3. Подведение итогов
1 слайд

Педагог:

Что такое Родина? С чего она начинается?

У каждого человека это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток - маленький ручеек, с которого все начинается.

Память людей связана с тем местом, где проходит их детство. Память влечет домой, согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным - если он потерял Родину.

Педагог:

«Что значит: Родина моя?» -

Ты спросишь. Я отвечу:

«Сначала тропочкой земли

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет».

2 слайд

Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

3 -4 слайд

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

5-6 слайд

Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы.

7 слайд

А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

В разные периоды истории гербы имели разный вид, в них отражена история государства Российского.

8-9 слайд

В 11 веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Сначала гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый и красивый герб. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

Первый герб России появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.

Давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы и события, которые нас интересуют (Куликовская битва, 1380 г. и битва при Угре, 1480 г.) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого времени герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад, и на восток понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной державой, которая владела таким гербом.

Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Всадник на щите - символ столицы России.
10 слайд

Герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона.

Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено?

(учащиеся высказывают свои предположения)

11-13 слайд : Давайте проверим верны ли наши предположения. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

14 слайд Где изображается герб Российской Федерации ?

15 слайд :У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью. Когда мы слышим фразу «Овеянный славою флаг наш», мы испытываем национальную гордость. Мы понимаем, что издавна воины шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, Город, высоту. Тот, кто нес флаг, всегда считался лучшим человеком, это особая честь.

Кто может представить праздник без поднятия флага? Кто может представить парад без флага? Кто может представить государственное учреждение без флага?


16 слайд Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России.

17 слайд: Из истории флагов….

18 слайд: 20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712 года, когда в качестве военно-морского флага был утверждён Андреевский флаг. Бело-сине-красный флаг становится коммерческим флагом (то есть флагом гражданских судов).

Однако употребление данного флага не ограничилось только торговым флотом. Бело-сине-красный флаг использовался как военно-полевой флаг подразделений русской армии: так, во время сражения при Нарве русские полки шли в бой под бело-сине-красным флагом с золотыми двуглавыми орлами. Кроме того, бело-сине-красные шарфы - были частью офицерской формы в русской армии с 1700-1732 года.

Несмотря на то, что Пётр I разработал за свою жизнь огромное количество флагов (различные варианты Андреевского флага, штандарты царя Московского и императора Всероссийского, варианты гюйсов и проч.), государственный флаг Российской империи им так и не был установлен.

19 слайд:

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи) Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Чёрно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых.

Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.

20 слайд: Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом были выложены изнутри царские суда и кареты, под красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до XIX века.

21 слайд Мы знаем, что до 1991 года флаг России был красного цвета.

22 слайд В конце 1980-х годов исторический флаг России стал одним из символов движения за реформы и против коммунистической идеологии. Во время так называемого «Августовского путча» российский триколор широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. 22 августа 1991 года в дни путча ГКЧП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "Об официальном признании и использовании национального флага РСФСР", и флаг был поднят над Белым домом. А накануне председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев разослал центральным и местным органам официальную телеграмму о введении нового флага, представляющего собой полотнище из трех равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г. 22 августа объявлен памятным днем и отмечается как «День государственного флага Российской Федерации».

23 слайд Что означают цвета флага?

Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

24 слайд: 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации. Описание государственного флага Российской Федерации, содержавшееся в Положении 1993 года, было без изменений повторено в статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000. Закон «О Государственном флаге Российской Федерации» вступил в силу 27 декабря 2000 года.

25 слайд: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

26 -27 слайд:

В 1833 Николай I объявил закрытый конкурс на создание первого оригинального национального гимна, в котором победил вариант А. Ф. Львова и В. А. Жуковского, называвшийся «Молитва русского народа». Гимн понравился императору, поскольку обладал простой и запоминающейся мелодией и текстом, подобным европейским образцам (первый стих - калька с английского гимна). В конкурсе участвовал и М. И. Глинка с хором «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Патриотической песней» на стихи В. А. Жуковского. Первое исполнение «Боже, Царя храни» состоялось 11 декабря 1833 в Большом театре в Москве на праздновании 31-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия. Вскоре было объявлено о признании этого гимна официальным. Он должен был звучать на парадах, смотрах войск и во всех случаях, когда звучал прежний гимн с английской мелодией. С тех пор он звучал повсюду - и в войсках, и при дворе, и на гражданских торжествах.

Этот гимн звучал в России вплоть до 1917 г. Итак, в XIX в. в России был создан официальный гимн Российской империи. До этого существовали несколько гимнов, которые, однако,не были признаны официально и не могли считаться официальным символом России. В результате гимном было признано музыкальное произведение, которое наилучшим образом выражало идею величия и мощи России. Он был спокоен и гармоничен, но одновременно исполнен внутренней силы.(Звучит гимн)

28 слайд Патриотический подъем в годы Великой Отечественной войны и изменившиеся отношения с западными державами-союзниками, которые негативно воспринимали идею всемирной борьбы за коммунизм в «Интернационале», потребовал принятия нового гимна. Задание формулировал лично И. В. Сталин. Председателем конкурсной комиссии стал К. Е. Ворошилов. В конкурсе участвовали поэты В. И. Лебедев-Кумач, С. И. Кирсанов, М. В. Исаковский, М. Ф. Рыльский, М. А. Светлов, Н. Н. Асеев, К. М. Симонов и др. В итоге за основу был выбран текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана, на который именитые композиторы Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, А. В. Александров писали варианты мелодий. На заключительном прослушивании различных вариантов мелодий выбрана музыка Александрова, созданная еще в 1936 как «Гимн партии большевиков». 1 января 1944 по радио прозвучал новый гимн.

После XX съезда КПСС гимн, в котором несколько раз упоминался Сталин, исполнялся без слов. Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 после принятия новой Конституции СССР. (Звучит гимн)


29 слайд: В 1991, после распада СССР, гимном России по указу президента Б. Ельцина стала мелодия «Патриотической песни» М. Глинки. Гимн исполнялся без слов и так не завоевал популярности среди россиян.

В 1999 был вновь объявлен конкурс на музыку и текст гимна РФ, в котором приняли участие известные поэты и композиторы. В декабре 2000 г. государственная комиссия рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию Александрова на слова С. В. Михалкова. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001. Принятие нового-старого гимна вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Привычная для тех, кто родился и вырос в СССР музыка советского гимна должна была олицетворять преемственность современной России по отношению к советской эпохе, в то же время новые слова (в том числе немыслимое для коммунистического прошлого упоминание в гимне о Боге) были призваны символизировать новые ценности, утверждающиеся в Российском обществе.


30 слайд: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

(Звучит гимн)

Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Итог урока :

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы классный час и работу над проектом. Учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний.

Тема: «СИМВОЛИКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Цель: провести исследование истории возникновения символов Брянской
области: герба, гимна и флага Патриотическое воспитание молодого
поколения.
Задачи воспитания:
формирование патриотической и нравственной позиции учащихся;
расширение кругозора; формирование процесса самопознания у детей.
Ход классного часа
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам сделать для неё.
Чтобы день, который прожит,
Каждым часом радовал её.
" В некотором царстве, в некотором государстве..." так начинаются сказки
народов нашей страны. Ведь страна ­ это не просто поле или лес, города и
сёла, где живут люди. Это ­ государство. А каждое государство обязано иметь
гимн ­ главную песню страны, а еще флаг и герб.
Россия представлена красивым трехцветным полотнищем флага,
замечательным гимном, величественным двуглавым орлом на гербе.
Вместе с Россией свои страницы в историю вписывают и ее города, села,
деревни, поселки.
“С чего начинается Родина?” Ответов на этот вопрос существует великое
множество. Мой родной край – Брянщина – это всего лишь частичка
огромной, необъятной России.
Брянщина родная

Родина ­ Россия, ты у нас одна...
Маленькая Родина ­ Брянщина моя.
Здесь леса дремучие, озера и поля.
Манят волшебством своим и зовут меня...
Ярких одуванчиков дружный хоровод
Закружив, взял за руки, за собой ведет...
Анна Вохрамешина
Но у моего любимого края есть своя история, свои традиции, свои символы.
Сегодня на классном часу мы узнаем о том, как возникли эти символы и
какой путь прошли.
Герб Брянской области.
Слово «герб» происходит от немецкого «erbe», что означает наследство.
Герб – это эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом, землей,
государством, передаваемая по наследству или существует до тех пор, пока
существует данный тип государства.

Занимается изучением гербов историческая дисциплина ­ геральдика.
Попробуем составить герб Брянской области.
Герб Брянской области представляет из себя французский щит синего цвета.
Синий ­ цвет славянского единства, символизирует принадлежность области к
славянству.
В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча,
делящие щит на три части, каждая из которых является символом единства
славянских государств: России, Белоруссии и Украины.
В верхней части щита расположено изображение золотой ели с
трехъярусной кроной как ­ символ Брянского леса. На фоне центральной
части изображен герб города Брянска. Брянск ­ главный город области.
Герб окаймлен дубовым венком. Венок переплетен орденскими лентами:
правая сторона переплетена лентой ордена Ленина, которым Брянщина
награждена в 1967 году, левая сторона ­ лентой медали "Партизан Великой
Отечественной войны".
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображен серп и
молот – это нерушимый союз рабочих и крестьян.
Этот герб области утвержден в ноябре 1998 года областной Думой.
Флаг Брянской области
Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий
принадлежность к государству или какой­либо организации.
На Руси издревле существовали боевые знамена.
Самым распространенным цветом являлся красный.
Красный цвет знамени почитался во многих странах. Для русских людей
уже с самой далекой древности он являлся символом красоты и величия. В
древнерусском языке слово «красный» означало «красивый».
Красный цвет говорит о многом: о состоянии души, о величии, о
мужестве, о бесстрашии.
Флаг Брянской области представляет собой полотнище бордового цвета
с соотношением сторон 1:1,5. (Приложение 2)
Бордовый цвет - цвет знамён, под которыми в годы Великой
Отечественной войны армия и партизаны сражались за освобождение
Брянщины.
В центре полотнища помещен герб Брянской области
Гимн Брянской области
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим
торжественную величественную песню, называемую гимном.
Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием.

Все торжественно, красиво и строго. Гимн – это песня, посвященная своей
Родине.
Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Слово «гимн» происходит от греческого «гимнос»­ «торжественная»
хвалебная песнь.
Гимн Брянской области является символом сохранения традиций и
культуры Брянской области.
В конце лета 1942 года комиссар Брянского фронта Серафим Катаев
приехал в Москву. Он разыскивал поэтов и композиторов. Ему нужны были
песни для партизан.
Однажды из леса пришла шифровка: «Патроны и оружие отберем у
врага, а вот песни как трофей не возьмешь. Пришлите песню».
Заказ был передан поэту А. Сафронову и С.Кацу. Песня сравнительно
быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая,
величественная, близкая по духу партизанам.
Ночью в партизанской землянке А.Сафронов впервые спел песню
партизанам. А утром слепой музыкант баянист «с голоса» разучил песню. И
пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому.
Песня стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков.
Вторая «премьера» песни состоялась в годовщину освобождения
Брянска – 17 сентября 1966 года.
В этот день на центральной площади города, на площади Партизан, был
открыт монумент в память о воинах Советской армии и партизанах,
освободивших город от фашистских захватчиков.
(Исполнение 1 куплета гимна).
И в завершении нашего классного часа послушайте стихотворение
Елены Шаховской «Брянщине посвящается»:
Родная Брянщина моя!
Край боевой и партизанской славы!
Вставала ты заслоном рьяно,
Спасая Русь от подлого врага!

Брянск сокрушал в сражениях
кровавых
Нашествий полчищ не одну волну!
И партизанской бесконечной
славой
Покрыл себя в минувшую войну!

Я знаю: есть края в России
И шире, и богаче, и милей.
Но нет на свете ничего роднее,
Чем имя малой Родины моей!

Тебя узнаю я из сотен тысяч
Других чудесных на планете мест
По триединству герба, флага,
гимна,
Что отражают доблесть, славу,
честь!

Наш герб – французский щит
Небесно­синий!
В геральдике славянского единства
цвет.

Три золотых луча:

То Беларусь, Россия, Украина
И Брянщина – славянский центр!

Златая ель с трехъярусною кроной,
Как символ леса Брянщины моей!
Венок дубовый, серп и молот
И Брянска (в центре) герб.

А флаг наш – ратной битвы символ!
Бордовым цветом полотно горит!
Он словно кровь солдат и партизан,
Что не щадили жизней
За Русь! За Мир! За Счастье без
границ!

« Шумел сурово Брянский лес».
В сердцах звучит и в душах!
Гимн Брянщины моей родной
Готов я петь и слушать!

О партизанах – земляках!
О соснах и туманах!
Как немцев бил простой солдат!
Все гимн хранит, как память!

Страна без гимна – не страна!
И край ­ не край без гимна!
Во славу песнь звучит для нас –
Софронов, Кац! Спасибо!

Песок состоит из песчинок.
Из капелек пара – туман.
И Брянщина наша сложилась
Из сотен и тысяч брянчан!

Горжусь тобой, Отчизна Пересвета,
Поэтов русских славная Земля!
Душа теплом и радостью согрета!
Живу тобой, родная сторона!

Я знаю, что государственные символы России и символы родного края
должен уважать каждый человек, ведь они воплотили в себе историю и
традиции нашего народа и нашего Отечества. Я горжусь прошлым, настоящим
и будущим моей страны, моего славного брянского края. Эти символы
достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем,
зависит уже только от вас.

Классный час «Символы России»

Одной из актуальных тем классных часов являются темы связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения подобного классного часа.Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста РоссииПредлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например: Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете … (белом) Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в … (синий) Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн РоссииИз опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории. Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.Из опыта работы: возможно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование ценностного представления у воспитанниц о государственной символике РФ.

Задачи:

Образовательные

  • актуализировать понятия “герб”, “гимн” и “флаг” как основы государственности в РФ;
  • способствовать усвоению ЗУН;

Воспитательные

  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну;

Развивающие

  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
  • способствовать развитию навыков аналитического мышления.

Педагогические технологии: технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе В. А. Сухомлинский; проблемное обучение Л. Выготский, Л. Занков; коммуникативные технологии в обучении и воспитании И.А. Зимняя, игровые технологии, приемы развития литературно-творческих способностей Дж. Родари.

Подготовительная работа:

  • поиск информации;
  • создание презентации;
  • заранее дать подготовить доклад воспитанницам;
  • оформление кабинета.

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия: презентация “Государственные символы РФ”.

Аппаратное и программное оснащение: ПК, MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие

II. Основная часть

Вступительное слово классного руководителя

Цитата на доске: “Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума”. (Э.Фром)

Воспитанница:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Классный руководитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символ- ключевое слово нашего классного часа.

Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Какие вы знаете символы, олицетворяющие вас, вашу семью, народ, Россию в целом?

Классный руководитель: Вы - воспитанницы ПВ МО РФ, учреждения, которое носит высокий статус и его атрибутика по праву может считаться отличительным символом Министерства Обороны.

Есть и другое понятие: Государственные символы.

  • Что к ним относится? (Ответы учеников)
  • Зачем они нужны?

Классный руководитель: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Классный руководитель: Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Классный руководитель: Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.

Символы РФ: герб

Классный руководитель: Прежде чем продолжить нашу тему я хочу вас спросить:

что обозначает слово “герб”? (ответы учеников)

Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Где можно увидеть его изображение? (ответы учеников)

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Доклад воспитанницы. (5 мин)

Гербы берут свое начало в те далекие времена, когда существовали различные племена. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей. змеи, у лесных племен. медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками “Бог того хочет!” рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Появились родовые гербы, они переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

Вот, например, как выглядел герб Парижа. В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствуют с нежными лилиями - символом французских королей. А чуть ниже - качающийся на волнах корабль гордой надписью: “Его качает, а он не тонет”.

Классный руководитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – “властная сила”; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Классный руководитель: Мы познакомились со значениями некоторых символов, теперь обратимся к истории создания герба России и попробуем расшифровать его значение. Какие символы изображены на гербе?

Доклад воспитанницы. История государственного герба России. Первый герб появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.А теперь давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы до события, которое нас с вами интересует (битва Куликовская 1380 года и битва при Угре 1480 года) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом.

Классный руководитель: Обратите внимание на наш герб. Можно выделить 2 основных момента: Георгий - победоносец и орел.

Доклад воспитанницы: Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Таким образом современный двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева. Первые изображения двуглавого орла. наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей. В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

Классный руководитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Классный руководитель: Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Символы РФ: флаг

Классный руководитель: Вторая часть нашего путешествия – это происхождение флага и переносимся в 17 век. Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Это полотнище а деревке или шурке.

Какой смысл заключает в себе слово “флаг”?

Флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.

Классный руководитель: Слово "Флаг” – голландского происхождения и означает "корабельное знамя”.

Классный руководитель: Издавна на Руси существовали хоругви, княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Воспитанница:

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Воспитанница: В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствование Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I.

4-й историк:

1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне. Цвета флага появились не вдруг и не сразу. Первое упоминание об этих цветах встречается в “Слове о полку Игореве”.

В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

Воспитанница: В начале XVIII в. российский стяг описывали так: “Флаг Его Царского Величества разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя полоса синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия”.

5-й историк: На рубеже XIX-го и XX-го веков императором Николаем 2-м в качестве государственного флага был утверждён бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.

С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.

Воспитанница:

Был побежден народный враг
Народною рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой –
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.
В нем - человечеству привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет, -
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы грозный свет, -
Сильнее флага в мире нет;
В нем - правда наших красных лет, -
Правдивей флага нет!

Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.

6-й историк. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг и Андреевский флаги. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Наш государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Воспитанница:

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

Викторина (через презентацию с вариантами ответов и картинками)

1. Что такое флаг?

  • полотнище на древке или шнуре
  • древка или шнур, определённой раскраски
  • полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски

2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?

3. Чей это герб?

  • Алексея Михайловича
  • Петра 1

4. В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

  • 1700 г
  • 1703 г
  • 1705 г
  • 1707 г

5. Кто или что получил этот флаг? (Андреевский)

  • военно-морские корабли
  • сухопутные войска
  • дворцовая стража

6. Какой флаг был символом монархии?(показать картинки с разными флагами, прав. ответ – флаг с чёрными, жёлтыми и белыми цветами)

7. Что означают цвета Российского флага? (Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).\

Символы РФ: гимн

Классный руководитель: третья и последняя часть путешестивия – гимн.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.

На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания.

7-й историк. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном. (прослушивание)

8-й историк. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”.

В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк.(прослушивание)

7-й историк. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером.(прослушивание)

В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана.

После распада СССР в 1991 г. первый гимн современной России на музыку М. Глинки был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. (прослушивание)

8-й историк. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков. Перед вами 2 текста гимнов, прочтите и сравните их. Можно ли понять, чем жила страна, какие были цели у народа, во что он верил?

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Викторина.

1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.

Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.

2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.

М.И. Глинки;

на слова В.А. Жуковского; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана; П.Дегейтер; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова

3. Прослушайте отрывок и определите, какой это гимн (название).

III. Подведение итогов

Классный руководитель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

Воспитанница:

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Учащиеся исполняют песню “Россия вперед”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иконников А. Флаг России //Граждановедение. – 2006. - №24. – С.2.
  2. Государственная символика. Гимн. История. // История. – 2001. - № 13. – С. 12-14.

Электронные ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia;
  2. http://www.hymn.ru/ Музей русских гимнов;
  3. http://www.tagupr.ru/pages/0simvolika-rf.htm;
  4. http://flag.kremlin.ru/
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Задачи:

    Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны.

    Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

    Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;

    Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».

    Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

    Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

    Проектор, экран.

    Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.

    Текст Конституции Российской Федерации.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Постановка цели классного часа .

Вступительное слово (учителя или уч-ся) ( )
Сегодняшний классный час мы свами проведем в форме командного состязания. (
, Слайд 1) Вы поделились на две команды.
Мы беседуем по нашей теме и по ходу вы отвечаете на мои вопросы, команде за правильные ответы – баллы.
Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации
( , Слайд 2).
– Как называется страна, в которой мы живём?
– Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
– Назовите столицу нашего государства?
(Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

II. Символы Российской Федерации

Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
Какие символы в нашей стране вы знаете? (Флаг, гимн, герб)
– Когда сложились современные символы России?
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. (
, Слайд 3)
– Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны –
Конституцией . Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это – Президент .
– Назовите имена президентов РФ (
, Слайд 4)
– Назовите символ президентской власти. (Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Штандарт (флаг) президента Российской Федерации ( , Слайд 5) представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре – золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации – городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.
Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

( Приложение 2 , Слайд 6)

На этом слайде вы видите Конституцию , на которой проходят инаугурацию наши президенты.
Как вы понимаете слово «инаугурация»? (Это церемония вступления в должность , от латинского слова «посвящаю».)
Текст присяги закреплён в
(ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

Вопросы командам:

Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
– В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)
– Что такое Конституция?
(Конституция – это основной закон, по которому мы живём.)

Конституция (от лат. constitutio – устройство) - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
– Подумайте, что такое законы?
(Это правила, которые устанавливает государство.)
– Для чего они издаются?

Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Блиц-опрос.

Из чего состоит Конституция?
– Сколько в ней разделов?
(2)
– На что они делятся?
(Главы)
– На что подразделяются главы?
(Статьи)
– Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
– Какие права человека вы знаете?
– Когда человек приобретает права?
– Сколько прав по Конституции насчитывается?
(58)
– Что значат слова: обязанность человека?
– Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции?
(8)
– Какие обязанности вы знаете?
– С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам?
(С 18 лет)
– Какие символы государственности вы знаете? (
, Слайд 8) (Флаг, герб, гимн.)

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Герб ( , Слайд 9)

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие , наследство . Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука геральдика.

Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика. Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца ? ( , Слайд 10)

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы – столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

Что символизирует герб? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

Командное мини-соревнование: называть, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах и т.д.) . Кто больше назвал за ограниченный отрезок времени, та команда получает дополнительные баллы.

Флаг РФ ( , Слайд 11)

Дата принятия: 08.12.2000

Что такое флаг? (Это символ государства.)
– Какие цвета у Российского флага?
(Белый, синий, красный)

6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости.
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

8 ученик.

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, –
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)

9 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

Задание: назвать государства, которые используют в гос. символике триколор. Команда, справившаяся с большее кол-вом, получает дополнительный балл.

Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства – это гимн.

Гимн РФ ( , Слайд 12)

10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».
В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в
1990 году , был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.)
– Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Прослушивание (или исполнение) гимна РФ на слова С.Михалкова. ( , слайд 13)

Дата принятия: 07.03.2001.

Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
– Автор гимна С. Михалков умер. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

III. Итог классного часа

О чем мы говорили?
– Что нового сегодня узнали?
– О каких символах государства вспомнили?
– Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
– Все ли равны перед основным законом РФ?
– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Определение победителей.