С кем заключать договор на коммунальные услуги. Получаем жилищно-коммунальные услуги: особенности заключения договоров

О взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам, ответчиком (должником) нередко указывается, что какой-либо договор (управления) между ним и истцом отсутствует, а потому, как полагает должник, платить за жилищно-коммунальные услуги он не обязан.

Между тем, такая позиция не основана на правильном понимании норм права. Правоотношения между гражданином, проживающим в многоквартирном жилом доме и ТСЖ или управляющей организацией возникают в силу фактического потребления гражданами предоставляемых исполнителями услуг. Иное понимание означало бы неосновательное обогащение на стороне потребителя услуг.

Примеры из судебной практики

Отсутствие письменного договора управления многоквартирным домом между ответчиками, являющимися собственниками квартиры, и истцом - организацией, фактически осуществляющей управление данным домом, не освобождает ответчиков от обязанности оплаты содержания и эксплуатации имущества общего пользования:

Суд взыскал задолженность по оплате за коммунальные услуги и содержание и ремонт жилья солидарно с собственника квартиры и членов его семьи.

В судебном заседании установлено, что ответчик 1 является собственником жилого помещения, а ответчики 2, 3 являются членами ее семьи и проживают вместе с ней.

Истец осуществлял хозяйственную деятельность дома, обеспечивал его содержание, придомовой территории и поставку коммунальных услуг, которые потребляли ответчики, притом, что возражений по качеству предоставления услуг ответчиками не изложено, доказательств обратного суду не представлено (Апелляционное определение Первореченского районного суда г. Владивостока от 14 мая 2012 года).

Расходы по оплате коммунальных услуг и услуг управляющей компании, которыми ответчик фактически пользуется (при отсутствии заключенного договора с управляющей компанией), нести он обязан, поскольку иное означало бы неосновательное обогащение за счет других лиц:

Суд взыскал задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в пользу управляющей компании, указав следующее.

Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании приняли решение о выборе способа управления домом управляющей организацией.

Отдельный договор управления между истцом и ответчиком действительно не заключался. Между тем, отсутствие договора, заключенного между сторонами не освобождает собственника от участия и несения необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием, сохранением и эксплуатацией многоквартирного дома. Обязанность собственника вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги может возникать не только из заключаемого в письменной форме договора, но и из иных оснований, указанных в законе, в частности из решения общего собрания или из фактического получения услуг, а поэтому оплачивать такие расходы ответчик обязан независимо от наличия или отсутствия договора управления. Расходы по оплате коммунальных услуг и услуг управляющей компании, которыми ответчик фактически пользуется, нести он обязан, поскольку иное означало бы неосновательное обогащение за счет других лиц.

Отсутствие у ответчика письменного договора управления заключенного с управляющей компанией не освобождает названного ответчика от обязанности оплачивать утвержденные общим собранием расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома (Апелляционное определение Яровского районного суда Алтайского края от 23 мая 2012 года по делу № 11-79/2012).

Отсутствие договора с ТСЖ не означает отсутствие правоотношений по оказанию жилищно-коммунальных услуг, поскольку собственник помещения пользуется услугами товарищества в силу расположения находящегося в его собственности помещения в многоквартирном доме:

ТСЖ, выступая в интересах всех собственников помещений и действуя в соответствии с Уставом, заключило договоры: по аварийно-диспетчерскому и техническому обслуживанию общедомового газового оборудования жилого дома; по оказанию услуг по вызову и размещению твердых бытовых отходов; по оказанию услуг на предоставление информации, связанной с оплатой жилищно-коммунальных услуг, начислению платы за ЖКУ; по осуществлению аварийно-технического обслуживания систем инженерного оборудования жилого дома; на отпуск и использование тепловой энергии в горячей воде; на водопотребление и водоотведение.

Отсутствие договора с ТСЖ не означает в данном случае отсутствие правоотношений по оказанию возмездных услуг, поскольку собственник помещения пользуется услугами товарищества в силу расположения находящегося в его собственности помещения в многоквартирном доме и не может служить основанием для освобождения собственников квартиры от установленной законом обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Объем предоставленных услуг, их цена ответчиком при рассмотрении дела мировым судьей и в суде апелляционной инстанции не оспаривались (Апелляционное решение Котласского городского суда Архангельской области от 13 февраля 2012 года по делу № 11-21)

Бланк документа «Примерная форма договора о предоставлении коммунальных услуг» относится к рубрике «Договор об оказании услуг, аутстаффингу». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.


Договор о предоставлении коммунальных услуг

г. _________________________ "__" _____________ 20__ г.

(место заключения договора) (дата заключения договора)

Именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице

(наименование юридического

Действующего на основании ______________________,

(Ф.И.О.) (Устава, Положения,

Доверенности)

с одной стороны и

________________________________________________________________________,

(Ф.И.О., паспортные данные)

именуемый(ая) в дальнейшем "Потребитель", с другой стороны, а вместе

именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Исполнитель обязуется предоставить, а

Потребитель оплатить следующие коммунальные услуги: холодное и горячее

водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

1.2. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

Бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов

надлежащего качества в объемах, необходимых Потребителю;

Бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;

Бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного

периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

2. Оплата услуг

2.1. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается

равным календарному месяцу.

2.2. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение,

водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается

по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке,

определенном законодательством Российской Федерации.

2.3. Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го

числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится

оплата, на основании платежных документов, представляемых Исполнителем не

позднее 1-го числа месяца.

2.4. Пользователь вносит плату за приобретенные у ресурсоснабжающей

организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды,

электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные

услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на

границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений

в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.

2.5. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей

воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных

сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых)

приборов учета, распределяется между собственниками помещений в

многоквартирном доме в порядке, установленном Правилами предоставления

коммунальных услуг гражданам, а при наличии во всех помещениях

многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных приборов

учета) - пропорционально их показаниям.

2.6. В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы также

производится в порядке, установленном Правилами предоставления

коммунальных услуг гражданам.

2.7. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и

(или) с перерывами, превышающими установленную Правилами оказания

коммунальных услуг гражданам продолжительность, размер платы за каждую

коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанными

Правилами.

3. Права и обязанности Сторон

3.1. Исполнитель обязан:

3.1.1. предоставлять Потребителю коммунальные услуги в необходимых

для него объемах;

3.1.2. предоставлять Потребителю коммунальные услуги надлежащего

качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его

имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской

Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и

настоящим договором;

3.1.3. заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или

самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для

предоставления коммунальных услуг Потребителю;

3.1.4. самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать

внутридомовые инженерные системы, с использованием которых

предоставляются коммунальные услуги Потребителю;

3.1.5. устранять аварии, а также выполнять заявки Потребителя в

сроки, установленные законодательством РФ и настоящим договором;

3.1.6. при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета

ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и

заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов

учета. По требованию Потребителя в течение одного рабочего дня,

следующего за днем обращения, предоставить Потребителю указанный журнал;

3.1.7. производить в установленном Правилами предоставления

коммунальных услуг гражданам порядке уменьшение размера платы за

коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего

качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность;

3.1.8. вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий)

Потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет

их исполнения;

3.1.9. в течение двух рабочих дней с даты получения жалобы (заявле-

ния, требования, претензии) направлять Потребителю извещение о ее приеме

и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с

указанием причин отказа;

3.1.10. при поступлении жалобы (заявления, требования, претензии)

от Потребителя об обнаружении запаха газа в жилых или нежилых помещениях,

а также на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке

полученной жалобы, в случае обнаружения утечки газа - обеспечить

безопасность Потребителя и ликвидацию обнаруженной утечки;

3.1.11. информировать Потребителя в течение суток со дня

обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или)

инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне

многоквартирного дома, о причинах и предполагаемой продолжительности

приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о

причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг;

3.1.12. информировать Потребителя о плановых перерывах

предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до

начала перерыва;

3.1.13. по требованию Потребителя направлять своего представителя

для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных

услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а

также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу

потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или

некачественным предоставлением коммунальных услуг;

3.1.14. не позднее трех дней до проведения плановых работ внутри

жилого помещения согласовать с Потребителем время доступа в это помещение

или направить ему письменное уведомление о проведении работ внутри жилого

помещения;

3.1.15. производить по требованию Потребителя сверку платы за

коммунальные услуги и не позднее трех рабочих дней выдавать документы,

подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом

соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям

законодательства РФ, настоящего договора, а также правильность начисления

установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов,

3.1.16. нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом

3.2. Исполнитель имеет право:

3.2.1. требовать внесения платы за потребленные коммунальные

услуги, а в случаях нарушения потребителем сроков оплаты коммунальных

услуг - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

3.2.2. требовать допуска в заранее согласованное с Потребителем

время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей

Исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра

технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и

выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое

3.2.3. требовать от Потребителя полного возмещения убытков,

возникших по вине Потребителя и (или) членов его семьи, в случае

невыполнения Потребителем обязанности допускать в занимаемое им жилое

помещение работников и представителей Исполнителя (в том числе работников

аварийных служб), в случаях, указанных в пункте 3.2.2 настоящего

договора;

3.2.4. в заранее согласованное с Потребителем время, но не чаще

одного раза в шесть месяцев, осуществлять проверку правильности снятия

Потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности,

а также целостности на них пломб;

3.2.5. приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, подачу Потребителю

горячей воды, электрической энергии и газа;

3.2.6. осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом

3.3. Потребитель имеет право:

3.3.1. получать в необходимых объемах коммунальные услуги

надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие

вреда его имуществу;

3.3.2. получать от Исполнителя сведения о состоянии расчетов по

оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);

3.3.3. получать от Исполнителя акт о непредоставлении или

предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении

выявленных недостатков в установленные сроки;

3.3.4. получать от Исполнителя информацию об объемах и качестве

коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы

за коммунальные услуги и порядке их оплаты;

3.3.5. быть в соответствии с Правилами предоставления коммунальных

услуг гражданам полностью или частично освобожденным от оплаты

коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного

жительства или за период непредоставления коммунальных услуг;

3.3.6. требовать уплаты Исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при

ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными

законами и настоящим договором;

3.3.7. требовать от Исполнителя возмещения убытков и вреда,

причиненного жизни, здоровью или имуществу Потребителя, а также лицам,

совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления или

предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также

морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с

законодательством РФ;

3.3.8. осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом

РФ и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными

нормативными правовыми актами РФ и настоящим договором.

3.4. Потребитель обязан:

3.4.1. при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного

оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или

индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них Исполнителю и в

аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все

возможные меры по их устранению;

3.4.2. при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а

также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных

ресурсов, немедленно сообщать о них Исполнителю и в аварийно-спасательную

3.4.3. в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых Потребителю,

использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные), или

индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств

измерений;

3.4.4. обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых),

общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях,

установленных в жилом помещении;

3.4.5. допускать в заранее согласованное с Исполнителем время в

занимаемое жилое помещение работников и представителей Исполнителя (в том

числе работников аварийных служб), представителей органов

государственного контроля и надзора для осмотра технического и

санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения

необходимых ремонтных работ, а представителей Исполнителя (в том числе

работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;

3.4.6. в заранее согласованное с Исполнителем время (не чаще одного

раза в шесть месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих

(квартирных) и индивидуальных приборов учета;

3.4.7. информировать Исполнителя об изменении оснований и условий

пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее десяти рабочих

дней с даты произошедших изменений;

3.4.8. своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные

3.4.9. нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом

РФ, иными федеральными законами и настоящим договором.

3.5. Потребителю запрещается:

3.5.1. использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с

паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки,

определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных

систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения, ведение

которого осуществляется в соответствии с порядком государственного учета

жилищных фондов;

3.5.2. производить слив теплоносителя из системы отопления без

разрешения Исполнителя;

3.5.3. самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным

системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых),

общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения

во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке

изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом

либо в технический паспорт жилого помещения;

3.5.4. самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов

отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в

техническом паспорте жилого помещения;

3.5.5. самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать

приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их

показаний или повреждение.

4. Порядок установления факта непредоставления

коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг

ненадлежащего качества

4.1. В случае непредоставления коммунальных услуг или

предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества Потребитель

уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу Исполнителя.

4.2. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или

предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть

сделано Потребителем в письменной форме или устно (в том числе по

телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской

службе. При этом Потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и

отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной

коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего

качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить

Потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество),

регистрационный номер заявки и время ее приема.

4.3. По результатам проверки непредоставления коммунальных услуг

или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества составляется

акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных

услуг ненадлежащего качества, который подписывается Потребителем (или его

представителем) и Исполнителем (или его представителем). В акте о

непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг

ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и

дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления

коммунальных услуг ненадлежащего качества.

4.4. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении

коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для

перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты

Исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере,

установленном федеральными законами.

5. Ответственность Сторон

5.1. Исполнитель несет установленную законодательством РФ

ответственность за нарушение качества и порядка предоставления

коммунальных услуг.

5.2. Исполнитель несет установленную законодательством РФ

ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу

Потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие

непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг

ненадлежащего качества независимо от его вины.

5.3. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение

качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие

обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в

частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов Исполнителя или

действия (бездействия) Исполнителя, включая отсутствие у Исполнителя

необходимых денежных средств.

5.4. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества

Потребитель вправе потребовать от Исполнителя уплаты неустоек (штрафов,

пеней) в следующих случаях:

5.4.1. если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных

услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении

коммунальных услуг;

5.4.2. если давление холодной или горячей воды, а также температура

горячей воды в точке разбора не отвечают требованиям, установленным

законодательством РФ;

5.4.3. если давление сетевого газа в жилом помещении не

соответствует требованиям, установленным законодательством РФ;

5.4.4. если параметры напряжения и частоты в электрической сети в

жилом помещении не отвечают требованиям, установленным законодательством

5.4.5. если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном

доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений,

установленных законодательством РФ, более чем на величину допустимого

отклонения температуры и если давление во внутридомовой системе отопления

меньше установленного значения;

5.4.6. если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация

сообщения Потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных

услуг или их непредоставлении;

5.5. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные

услуги Потребитель уплачивает Исполнителю пени в размере, установленном

частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, что не освобождает Потребителя

от внесения платы за коммунальные услуги.

6. Информация об Исполнителе

6.1. ______________________________________________________________

(наименование, место нахождения (адрес его постоянно

действующего исполнительного органа)

(сведения о государственной регистрации)

_________________________________________________________________________

(режим работы)

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество руководителя)

6.2. Аварийно-диспетчерская служба расположена по адресу: _________

Телефон __________________.

6.3. Сведения о максимально допустимой мощности приборов,

оборудования и бытовых машин, которые может использовать Потребитель для

удовлетворения бытовых нужд: ____________________________________________

________________________________________________________________________.

6.4. Органы, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением

Правил предоставления коммунальных услуг гражданам:

_________________________________________________________________________

(наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной

власти (их территориальных органов и подразделений), органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за

соблюдением Правил)

7. Приостановление или ограничение предоставления

коммунальных услуг

7.1. Исполнитель вправе без предварительного уведомления

Потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае:

7.1.1. возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на

оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро-

и газоснабжение, а также водоотведение;

7.1.2. возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а

также при необходимости их локализации и устранения.

7.2. Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление

коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения

(уведомления) Потребителя в случае:

7.2.1. неполной оплаты Потребителем коммунальных услуг. Под

неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя

задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг,

превышающей шесть ежемесячных размеров платы, определенных исходя из

соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов,

действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при

условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного

Потребителем с Исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого

соглашения;

7.2.2. проведения планово-предупредительного ремонта и работ по

обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему

имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;

7.2.3. выявления факта самовольного подключения Потребителя к

внутридомовым инженерным системам;

7.2.4. получения соответствующего предписания уполномоченных

государственных или муниципальных органов;

7.2.5. использования Потребителем бытовых машин (приборов,

оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики

внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого

помещения;

7.2.6. неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных

систем, за техническое состояние которых отвечает Потребитель,

угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан,

удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции

субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным

осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием

внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования

установленным требованиям.

7.3. Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами

Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства

Российской Федерации, Исполнитель при наличии вины Потребителя вправе

после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить

предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае неполной

оплаты коммунальных услуг Потребителем в следующем порядке:

7.3.1. Исполнитель направляет (в письменной форме) Потребителю

уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение

одного месяца с момента направления указанного уведомления предоставление

ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено.

Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до

сведения Потребителя путем вручения под расписку или направления по почте

заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

7.3.2. при непогашении задолженности в течение установленного в

уведомлении срока Исполнитель вправе ограничить предоставление указанных

в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за трое суток)

письменным извещением Потребителя;

7.3.3. в случае непогашения образовавшейся задолженности и по

истечении одного месяца со дня введения ограничения предоставления

коммунальных услуг Исполнитель имеет право приостановить предоставление

коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и

водоотведения.

7.4. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных

услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до

ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух

календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 7.1 и

7.2 настоящего договора, в том числе с момента полного погашения

Потребителем задолженности.

7.5. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных

услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением

настоящего договора.

7.6. Действия по приостановлению или ограничению предоставления

коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны

приводить:

К повреждению общего имущества собственников помещений в

многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся

другими помещениями в этом многоквартирном доме;

К нарушению установленных требований пригодности жилого помещения

для постоянного проживания граждан.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящий договор составлен в двух аутентичных экземплярах -

по одному для каждой из Сторон.

8.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору являются

неотъемлемой его частью, должны быть составлены в письменной форме и

подписаны Сторонами.

8.3. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны

руководствуются действующим законодательством.

9. Реквизиты и подписи сторон

Потребитель Исполнитель

_____________________________ _______________________________

_____________________________ _______________________________

Потребитель Исполнитель













60,8 кб (txt-версия)

Прикрепленный файл:

В предпоследний день уходящего года Минстрой РФ опубликовал письмо от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04 , в котором разъяснил некоторые вопросы заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг .

На какие проблемы ведомство обратило внимание и как следует заключать договоры на поставку КУ, расскажем сегодня.

Предоставление коммунальных услуг РСО

Отказ может быть по отношению к УО, ТСЖ или кооперативам, у которых есть долг перед РСО в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчётных месяца. Долг должен быть признан по акту сверки расчётов или подтверждён решением суда.

Отметим, что РСО может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения , независимо от того, указано это в договоре или нет.

После расторжения договора ресурсоснабжения исполнителем КУ становится РСО. В этот же момент у неё появляется право заключать договоры ресурсоснабжения с собственниками и пользователями жилых помещений в МКД .

Действие договора ресурсоснабжения

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ . Согласно ч. 17 ст. 12 N 176-ФЗ , договоры, заключённые до этой даты, между собственниками и пользователями помещений в МКД и РСО, действуют до окончания срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

Если в доме меняется способ управления или выбирается УО, собственники помещений на ОСС могут принять решение о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них с РСО.

В таком случае договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключённые РСО с собственниками до изменения способа управления МКД , продолжают действовать и после:

  • договора ресурсоснабжения с собственниками помещений в МКД,
  • решения о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них

даёт право РСО не заключать договор ресурсоснабжения с УО, ТСЖ или кооперативом.

Обратите внимание, решение ОСС о расчётах за КУ с РСО и решение ОСС о прямых расчётах с РСО (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) - не одно и то же.

Порядок внесения платы за КУ

Потребители обязаны платить за коммунальные услуги. Если в доме создано ТСЖ или кооператив, то потребители за КУ платят ТСЖ или кооперативу. Если домом управляет УО, плата вносится ей. Исключение - решение ОСС о сохранении порядка предоставления КУ и расчётов за них в адрес РСО.

С РСО, по решению ОСС или общего собрания членов ТСЖ или кооператива (ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ), можно рассчитываться за все или часть КУ, а за ТКО платить региональному оператору по обращению с ТКО. Указанные положения ст. 155 ЖК РФ не применяются, когда РСО является исполнителем коммунальной услуги .

Если исполнителем коммунальных услуг является РСО, она вправе требовать от потребителей платы за КУ, предоставленные на ОДН. Эти деньги перечисляются на банковский счёт РСО.

С 1 июля 2016 года при предоставлении коммунальных услуг РСО распределяемый между потребителями объём КУ на ОДН за расчётный период не может превышать объёма этой услуги, рассчитанного по нормативам потребления.

Исключение - решение ОСС о том, что, как и прежде, сумма ОДН распределяется между потребителями. Если такого решения нет, ОДН оплачивает управляющая организация, товарищество или кооператив по договору ресурсоснабжения .

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО, ТСЖ и ЖСК соответствовать ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). . А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

Комментарии к Постановлению Правительства РФ «О правилах, обязательствах при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»


14 февраля 2012 года вышло в свет постановление Правительства Российской Федерации № 124 «О правилах, обязательствах при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».
По сути, это постановление является подробной инструкцией о порядке оформления взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями всех форм собственности и организациями, осуществляющие эксплуатацию многоквартирных домов в форме товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, управляющих организаций и иными специализированными потребительскими кооперативами. Подчеркну, что в качестве ресурсоснабжающих организаций, далее снабжающие организации, могут быть любые организации, которые осуществляют продажу коммунальных ресурсов, таких как: поставка электрической энергии, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, поставку бытового газа, в том числе и в баллонах.
Поводом к выпуску этого документа послужили такие обстоятельства, как неопределённость и многочисленные злоупотребления руководителей управляющих организаций и форм управления многоквартирными домами, а так же самоуправство снабжающих организаций при предоставлении услуг населению, при котором страдают жители домов. Мало того, снабжающие организации в добровольном порядке прекращают подачу услуг, если некоторые недобросовестные жильцы имеют задолженность перед ними или когда управляющая организация или председатель потребительского кооператива не оплачивает услуги, присвоив денежные средства жителей. В данной ситуации снабжающая организация отключала подачу ресурсов и все жильцы всего дома оставались без тепла, особенно в зимний период.
Остановимся подробнее о конкретных моментах этого постановления.
Напомню, что данное постановление Правительства устанавливает обязанность сторон по договору, в обязательном порядке включать в текст договора самые необходимые существенные условия, такие как сроки предоставления услуг, объём и качество, ответственность сторон, порядок, сроки и условия оплаты, а так же разграничение обязательств. Я подчеркну, что это постановление не только предусматривает заключение договора, а именно обязывает стороны его заключать, даже, если у одной из сторон отсутствуют какие-либо документы.
Постановление устанавливает порядок подачи заявки (оферты) на предоставление услуг, так любое товарищество собственников жилья должно не позднее 7 дней со дня его государственной регистрации, если оно не заключило договор на обслуживание дома с управляющей компанией или в семи дневной срок после расторжения договора с управляющей компанией, подать заявку на в снабжающую организацию на заключение договора.
Для жилищно-строительного кооператива или жилищного кооператива устанавливается обязанность не позднее семи дней со дня принятия решение на общем собрании собственников помещений о самостоятельном управлении домом, если ими не был заключён договор с управляющей компанией, а так же в тот же самый срок, но с момента расторжения договора с управляющей компанией, подать заявку на в снабжающую организацию на заключение договора.
Если жильцами дома не было принято решение о форме управления домом и не было создано ни одно из его форм, таким как ТСЖ, ЖСК или ЖК, то законодатель устанавливает срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации или не позднее семи дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом.
Постановлением установлено, что перечень документов, поименованный в правилах, должен представляться в снабжающую организацию, вместе с заявкой. Этот перечень не может быть расширен снабжающей организацией, а отсутствие каких-либо документов, не может служить основанием для отказа в заключение договора и предоставление ресурсов. Требовать предоставления иных документов, не предусмотренных настоящим постановлением, законодатель ограничивает. Это правило ограничивает и волокиту снабжающей организации в не предоставлении услуг или отказе в заключении договора по формальным основаниям.
Документ разъяснил выход из ситуации, которая иной раз складывалась в тех случаях, когда на управление домом претендовали несколько эксплуатирующих организаций, при этом каждая из них обязывала жильцов помещений оплачивать именно их квитанцию. В такой ситуации жильцы становились «заложниками» компаний. Было установлено, что в случае, если в снабжающую организацию обращаются двое и более лиц с просьбой заключить с ними договор на поставку ресурсов одному и тому же многоквартирному дому, либо, если подаётся заявка эксплуатирующей организацией в период действия договора с ранее заключённой организацией, то в этой ситуации постановление определяет порядок поведения снабжающей организации. В этой ситуации законодатель обязывает снабжающую организацию приостановить рассмотрение всех заявок до момента установления правомочий каждой из них на заключение этих договоров, при этом снабжение потребителей не приостанавливается и оплата производиться должна по договору, который был заключён ранее. Снабжающая организация вправе провести проверку соблюдения требований законодательства по созданию и деятельности юридических лиц, подавших заявку, вплоть до получения решения суда. Это постановление гарантирует жильцам непрерывную подачу ресурсов для их личных нужд и оно перестают быть «заложниками» споров хозяйствующих субъектов.
После подписания обеими сторонами договора, он вступает в силу немедленно, при этом стороны по договору могут установить, что его условия могут распространяться и на период до фактического его заключения, но не ранее поставки самих услуг.
После поступления в снабжающую организацию заявки на заключение договора поставки ресурсов, она вправе в течении 30-ти суток, со дня получения предложения, дать письменный ответ на заявку о готовности заключить такой договор. В случае, если снабжающая организация не ответила в срок, то организация, подавшая заявку, вправе понудить её, в том числе и в судебном порядке.
Постановление ограничило причины, по которым, снабжающая организация вправе отказать в заключение договора на поставку услуг энергоснабжения. Каков же перечень этих условий? Во-первых, это отсутствие технологического оборудования для подсоединения многоквартирного дома к оборудованию снабжающей организации, отсутствие инженерных сетей, а так же отсутствие обязанности на заключение договора с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Своё решение она обязано направить в письменной форме в течение пяти рабочих дней, с момента получения заявки о заключении договора.
Законодатель в принудительном порядке поставил существенные условия, которые стороны должны указывать и оговаривать в договоре, приведу только самые основные:
1. Дата начала поставки услуг;
2. Показатели качества поставляемого коммунального ресурса;
3. Порядок определения объёмов поставки;
4. Порядок определения цены договора;
5. Порядок оплаты услуг;
6. Условия разграничения ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунальных услуг;
7. Порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб от жильцов на качество услуг;
8. Условия разграничения внутридомовых инженерных сетей;
9. Условия энергосбережения и установки счётчиков;
10. Порядок снятия и передачи показаний счётчиков;
11. Условия и порядок уведомления о проведении проверок показаний приборов учёта;
12. Порядок выявления и устранения неисправностей приборов коллективного учёта потребления и размера оплаты услуг.
Постановление предусматривает, передачу прав требования по задолженностям потребителя за услуги снабжающей организации (уступка) к управляющей компании, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному кооперативу, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу.
Правила устанавливают, что если общим собранием собственников помещений было принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, то в договоре на их предоставление, должно быть отражено:
1. Порядок, сроки и форма представления информации потребителям о поступивших платежах и наличии задолженностей;
2. Порядок ограничения предоставления коммунальной услуги потребителям, не исполняющим свои обязанности по их оплате.
В договоре должна быть отражена мера ответственности сторон за нарушение показателей качества и объёма поставляемого коммунального ресурса.
Постановлением предусмотрено право ресурсоснабжающей организации на приостановку или ограничение подачи коммунальных ресурсов в аварийных случаях и проведении профилактических мероприятий, проводимых снабжающей организацией, а так же в случае наличия задолженности потребителей в размере, превышающим стоимость коммунального ресурса за один расчётный период (месяц). Указанный порядок определяется нормативными актами в области ресурсоснабжения, с учётом требований правил, которые должны исключать возможность приостановления или ограничения подачи услуг добросовестным потребителям.
Предусмотрены и условия, при которых снабжающая организация вправе отказаться от исполнения заключённого договора, но только при условии наличия задолженности в размере, превышающим стоимость коммунального ресурса за три расчётных периода (месяца). Однако, законодатель установил, что данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги. В этих случаях, при соблюдение прав других потребителей, снабжающая организация вправе заключать договора, напрямую с конкретным потребителем, а так же уведомить всех потребителей о наличии у их управляющей организации или формы управления домом задолженностей и о возможности выбора ими новой управляющей компании или формы управления домом.

Все эти условия, порядки и сроки, установленные настоящим постановлением, имеют место в действующем законодательства, однако не всегда стороны на практике применяются их. Задачей этих правил является, установить обязанность сторон отражать эти условия в договоре в принудительном порядке, а так же предусмотрело несколько новелл, оговорённых мною выше.

Адвокат Инютин Александр Михайлович.