В случае войны спрятаться от бомб смогут только высшие чиновники. Проверка системы фильтровентиляции

В Москве решили провести инвентаризацию защитных сооружений гражданской обороны, к которым относятся убежища и противорадиационные укрытия.. В городе насчитывается несколько тысяч таких объектов, часть из них сдается коммерческим структурам.

На уровне районов, округов и предприятий, на территории которых находятся убежища, будут созданы специальные комиссии. В них войдут представители органов исполнительной власти, МЧС и МосгорБТИ. Координировать процесс будет общегородская комиссия. До конца сентября должны быть подготовлены необходимые документы для инвентаризации. Само обследование убежищ продлится до июля 2014 года. Затем отчеты будут переданы в городскую комиссию по инвентаризации и ГУ МЧС по Москве. К ноябрю 2014 года итоги проверки будут представлены в департамент гражданской защиты МЧС России и Росимущество. Прошлая инвентаризация проводилась в 2006 году.

В Москве под землей расположены несколько тысяч бомбоубежищ и противорадиационных укрытий. Точные адреса всех объектов не раскрываются. В открытом доступе находится информация примерно о 250 убежищах. Защитные сооружения находятся на балансе города, но могут сдаваться в аренду коммерческим структурам. На территории некоторых из них работают кафе и автосервисы. По закону, использовать такие объекты можно, но так, чтобы это не вредило их основным качествам. Два года назад в бомбоубежище, расположенном на одном из заводов рядом с Можайским шоссе, обнаружили нелегальную ночлежку для мигрантов. Полицейским удалось проникнуть на территорию режимного объекта только вместе с сотрудниками ФСБ.

Теперь в ходе инвентаризации планируется проверить, кем и как используются. Если предприятия, эксплуатирующие объекты, будут препятствовать проверкам, члены комиссий обратятся в полицию и прокуратуру. По итогам проверки все объекты разделят на три типа: готовые, неготовые и ограниченно готовые к приему людей в случае ЧС. Готовые защитные сооружения должны полностью соответствовать СНиПам и иметь работающую систему жизнеобеспечения. Неготовым убежище считается, если не отвечает хотя бы одному требованию к обеспечению защиты людей. Укрытия ограниченной готовности могут иметь недостатки, которые, однако, не должны влиять на их защитную функцию.

Причем главное, чтобы в убежищах не нарушалась герметичность. Если в стенах убежища, к примеру, есть отверстия, через которые в помещение может проникать воздух извне, отсутствуют противовзрывные устройства, емкости для воды, вентиляторы, кислородные баллоны, отключающие задвижки на водопроводных и канализационных сетях - такое укрытие будет признано неготовым. Объекту также поставят "незачет" при отсутствии акта о проверке его на герметичность.

По итогам проверки будет составлен список объектов, необходимых для защиты населения, и выработаны предложения о дальнейшем использовании убежищ, не отвечающих требованиям, говорится в проекте распоряжения мэрии о проведении инвентаризации. Будет ли часть объектов закрыта, пока неизвестно. "Это должна решить комиссия. Результаты ее работы объявят официально", - заявил пресс-секретарь ГУ МЧС России по Москве Виктор Бирюков.

Депутат Мосгордумы Александр Семенников, в прошлом служивший в органах госбезопасности, говорит, что сейчас чиновники не располагают полной информацией о том, в каком состоянии находятся бомбоубежища и противорадиационные укрытия. "Надо понять, какая там система вентиляции, канализация, как долго люди смогут там находится", - считает депутат.

Он не исключает, что по итогам инвентаризации число убежищ в Москве сократят, перепрофилируя их, например, под склады. "Это объекты из арсенала "холодной войны". Насколько они отвечают современным представлениям об обороне, могут ли спасти людей – вопрос", - заметил Семенников.

Руководитель энергетической программы "Гринпис России" Владимир Чупров, напротив, считает, что убежища и укрытия должны сохранить основную функцию. Более того, их адреса должны быть общедоступны, город должен проводить специальные учения, как действовать в случае ЧС. "Радиационную угрозу никто не отменял. Ближайшая к Москве Калининская АЭС находится в 200 км от столицы. Это всего в два раза больше, чем расстояние от Чернобыльской АЭС до Киева, где в 1986 году из-за аварии радиационный фон был превышен в 10 раз. При этом в Москве люди понятия не имеют, как действовать в случае утечки радиации", - говорит Чупров.

Напомним, в мае депутаты Мосгордумы обещали разработать об обеспечении радиационной безопасности. Сегодня радиационный фон Москвы в норме, а вероятность в стремится к нулю.

София Сарджвеладзе

Обострение политической обстановки уже заставило многих заговорить о возможной войне между Россией и Западом. Если нынешнее состояние Вооружённых сил РФ эксперты оценивают как самое лучшее за весь постсоветский период, то система гражданской обороны похвалиться этим не может.

«Наша Версия» оценила шансы населения выжить в случае критически неблагоприятного развития событий.

На прошлой неделе МЧС России отчиталось о результатах проверки объектов гражданской обороны. Провести проверку спасателей попросили депутаты Госдумы, встревоженные тем, что снаряды украинской армии залетают в Ростовскую область.

Как заявили в МЧС, сейчас в стране в полной готовности находится 68,5% бомбоубежищ, а к 2020 году этот показатель будет улучшен до 80%. Правда, точных данных, сколько именно объектов гражданской обороны находится в рабочем состоянии, а сколько нет и сколько их всего по стране, спасатели не приводят, ссылаясь на секретность. Впрочем, эксперты считают, что все заявления о готовых к приёму граждан бомбоубежищах следует, что называется, делить на 48.

Бункеры отдали под магазины и склады

Массово строить бомбоубежища в стране начали перед Великой Отечественной войной. После её окончания защитные сооружения в соответствии с градостроительным кодексом были частью каждого плана комплексного развития территории. Кроме того, укрытиями в обязательном порядке оснащали все крупные фабрики, больницы и места массового скопления людей. В результате большинство убежищ физически сохранилось и формально может быть использовано для размещения людей в случае нападения. Однако по факту бомбоубежища присутствуют только на бумаге.

Всё дело в том, что в постсоветское время значительное количество объектов было сдано в аренду бизнес-структурам. Делалось это на вполне законных основаниях. Более того, коммерческое использование бомбоубежищ не только не запрещено, а даже приветствуется, рассматриваясь как источник доходов для поддержания объекта в рабочем состоянии. По действующим стандартам убежища могут использоваться в качестве кафе, магазинов, спортивных, культурных, бытовых и учебных центров, транспортных объектов, подсобных помещений или хранилищ. Конечно, при сдаче помещения в аренду предусматривается, что в случае войны, обнаружения угрозы арендаторы должны в считанные часы освободить убежище для использования по прямому назначению. Однако довольно сложно представить, как после объявления тревоги коммерсанты моментально покидают свои офисы и вывозят товары со складов. В одном из убежищ, действовавших при московском заводе, в своё время вообще обнаружили общежитие для гастарбайтеров. Поэтому скорее всего прибежавшие к убежищу граждане уткнутся в закрытые двери. Если вообще прибегут. Многие сегодня вряд ли имеют представление о том, где находится в их районе убежище. Таким образом, заявленные 68,5% подготовленных объектов существуют разве что на бумаге.

От ядерного взрыва не защищены даже военные

Однако даже с учётом полной готовности всех имеющихся сооружений разместиться в них смогут далеко не все. Формально на тысячу человек должно приходиться одно бомбоубежище. Существующее законодательство предусматривает их строительство при возведении жилых зданий, но не обязывает застройщиков создавать их. Естественно, что при возведении высоток этим вопросом девелоперы были озабочены в самую последнюю очередь. Теперь планируется, что в случае обострения обстановки под бомбоубежища будут использоваться подземные автостоянки, склады и другие подсобные помещения. Однако они в лучшем случае смогут защитить от ракетно-бомбового удара, но не от оружия массового поражения.

По теме

В своё время в столице планировалось дополнительно построить около 5 тыс. бункеров, способных спасти от химической, ядерной или бактериологической атаки. Департамент градостроительной политики Москвы даже объявлял открытый конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по созданию типологии объектов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций для их проектирования и строительства. Однако на сегодняшний день единственным сооружением гражданской обороны, которое может спасти от оружия массового поражения, является Московский метрополитен. Причём речь идёт лишь о старых станциях – новые, как правило, находятся очень близко от поверхности земли и не способны защитить от ядерной атаки.

Хотя что говорить о защите гражданских, если даже военные оказываются в сложной ситуации. По оценкам экспертов, даже заглублённые военные командные пункты Минобороны сегодня находятся в плачевном состоянии. А Главный штаб ВМФ и вовсе остался без защиты от оружия массового поражения, поскольку в Санкт-Петербурге, куда переехали моряки, до сих пор не построен центр для руководства флотом в случае войны.

Тем не менее судить о состоянии защитных сооружений, предназначенных для размещения высшего военного и гражданского руководства, можно лишь с большой осторожностью. Все засекреченные правительственные убежища, в большом количестве имеющиеся в Москве и Подмосковье, находятся в ведении службы специальных объектов при президенте РФ. Она же отвечает и за так называемое Метро-2, по некоторым данным, соединяющее Кремль с подземным бункером. Попытка нашей газеты написать об этом более подробно в своё время завершилась визитом в редакцию сотрудников ФСБ и изъятием компьютеров.

Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

– Для военных целей необходимости в бомбоубежищах на сегодняшний день и в обозримом будущем не существует. Но нужно понимать, что укрытия такого типа могут понадобиться во время техногенных катастроф. Во многих российских городах имеются опасные химические производства, которые составляют значительную угрозу, химические реактивы вполне могут произвести заражение местности. Ещё одним вероятным вариантом использования бомбоубежищ является защита от террористических актов. В МЧС могут использовать бомбоубежища для временного пристанища людей, которые попали в зону заражения. Проверка бомбоубежищ, которая была проведена в прошлом году, показала довольно хорошие результаты, но, думаю, эти показатели значительно ниже. По самым оптимистическим прогнозам, только 20–30% бомбоубежищ способны принять население в случае опасности.

МЧС РОССИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ УБЕЖИЩ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ОБЪЕКТЕ

ЭКОНОМИКИ

утверждены решением методического совета

от 01.01.2001 №1

Тамбов, 2011

1. Область применения………………………….……………..……….…………4

2. Термины и определения…………………….………………..…….…………..4

3. Обозначения и сокращения………………….……………..……….………….5

4. Организация проведения проверки убежищ ГО………………..….…………5

4.1 Общие положения…..…………………………..………………….…………5

4.2. Этапы проверки убежищ ГО………………..……………………….……….6

4.3 Порядок проверки убежищ ГО……………………………….…….………..6

4.3.1 Проверка укомплектованности убежища…………………….…..……… 6

4.3.2 Проверка документации убежищ ГО…………………………….………..6

4.3.3 Проверка состояния ограждающих конструкций………….……………..7

4.3.4 Проверка состояния защитных устройств……………………….………11

4.3.5 Проверка системы фильтровентиляции……………………….…………12

4.3.6 Проверка герметичности убежища… ………………………….….….....14

4.3.7 Проверка состояния систем водоснабжения , отопления и

канализации …………………………………………………….……….16

4.3.8. Проверка состояния систем электроснабжения………………….…..….16

4.3.9 Проверка медикаментов в убежище…………………………….……..….24

4.3.10 Проверка противопожарного состояния ………..………………………24

4.3.11 Проверка использования убежищ в мирное время …………………….24

5. Оценка состояния убежищ ГО по результатам проверки

(осмотра)…..…….…………………………………………………….……25

5.1. Критерии оценки содержания и эксплуатации убежищ ГО………….…25

5.2. Документы, оформляемые по результатам проверок (осмотров)………27

Приложения……………………………………………………………..….29

Список используемой литературы……………………………………………...41

Настоящие «Рекомендации… » предназначены для должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, штабов, служб и формирований гражданской обороны, ответственных за содержание и эксплуатацию убежищ гражданской обороны и осуществляющих контроль состояния и готовности указанных сооружений к использованию по прямому назначению.

В «Рекомендациях…» рассмотрен порядок проверки убежищ гражданской обороны в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Основное внимание обращено на особенности проверки ограждающих конструкций, систем энергоснабжения , воздухоснабжения, водоснабжения, отопления, канализации. Представлены формы отчетных документов по результатам проверки.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Осмотр колонн.

При осмотре следует обратить внимание на наличие трещин, сколов, места соединения колонн с балками и фундаментом.

Образование трещин в сжатых элементах в направлении, параллельном действию сжимающих усилий, в особенности с появлением отколов бетона, свидетельствует о начавшемся разрушении сжатого бетона и коррозии продольной арматуры. Появление отколов бетона в поперечном направлении сжатого элемента также указывает на разрушение сжатого бетона.

Кроме того, в некоторых случаях (при внецентренном сжатии или сжатии с изгибом) на боковых поверхностях образуются трещины перпендикулярные направлению действия сжимающих усилий, что говорит о возникновении в этих элементах растягивающих напряжений.

В отдельных случаях могут быть обнаружены сколы бетона в колоннах в местах опирания на них балок покрытия, что может произойти при больших прогибах балок или значительном отклонении верха колонны от проектного положения.

Раковины, отслоения бетона, изменение цвета и структуры бетона, а также наличие светлых кристаллических разводов на поверхностях колонн - свидетельствуют о коррозии бетона колонн.

Для колонн, выполненных из других материалов, дополнительно требуется оценка состояния узлов соединения колонн с балками и фундаментами, анкеров, связей, опорных устройств, болтов и сварных швов.

Осмотр стен

Целью осмотра стен является выявление дефектов в виде трещин, коррозии бетона и арматуры, влажных пятен и протечек.

Образование горизонтальных трещин в средней части стен указывает на превышение предельных деформации материала при растяжении в результате действия внешней нагрузки.

Вертикальные трещины в основном возникают в стыках сборных элементов стен и свидетельствуют о неравномерной осадке фундамента. При этом берега трещин взаимно смещены, могут быть рваными и иметь сколы.

Усадка бетона в стыках сборных элементов стен вызывает вертикальные трещины, которые характеризуются относительно ровными берегами.

Образование вертикальных трещин в направлении предполагаемого размещения продольной арматуры, а также возвышение берегов трещин над поверхностью стен с возможным отколом защитного слоя и оголением участка арматуры с налетом ржавчины указывает на наличие коррозии на арматуре.

Наклонные трещины характерны для угловых участков стен и свидетельствуют о превышении предельных деформаций материала при растяжении в результате наличия краевого эффекта.

Образование системы волосных трещин в виде сетки на поверх­ности стен свидетельствует о наличии усадочных деформаций.

На появившиеся трещины нужно поставить маяки (см. рис.1). Маяки могут изготавливаться из алебастра, стеклянных или пластмассовых пластинок и др.

Постановка маяков производится следующим образом:

По обеим сторонам трещины на длину 30-50 см и ширину 20-25 см отбивается штукатурка; в месте наложения маяка швы кладки тщательно расчищаются;

Трещина очищается от пыли и грязи и промывается водой;

Поперек трещины по смоченной поверхности стены наносится гипсовый раствор шириной 5-10 см, длиной 30 см и толщиной 3 см;

А) алебастр; Б) пластинчатые

А)

42" height="33" bgcolor="white" style="vertical-align:top;background: white">

- устранять при текущем ремонте разрушившийся кирпич или бетон и отставшую штукатурку;

Не допускать складирование какого бы то ни было имущества у наружных стен убежища;

Не допускать посадку растений ближе 2 м от стен.

Категорически запрещается пробивка в каменных стенах каких-либо проемов без утвержденных проектов. Одновременно с осмотром стен необходимо проверить техническое состояние пожарных лестниц, обратив при этом внимание на прочность несущих консолей, кронштейнов, упоров, ступеней, площадок и ограждений

Наличие белых разводов на поверхности стен, изменение цвета и образование рыхлой структуры бетона в зонах, окаймленных этими разводами, указывает на коррозию бетона.

Особое внимание следует обращать на участки стен, имеющие влажные пятна или протечки. Эти дефекты могут быть присущи и участкам стен, имеющим вводы коммуникаций и деформационные швы. Они свидетельствуют о возможном изменении уровня грунтовых вод (выше расчетного), нарушениях поверхностного водоотвода, работы дренажа, гидроизоляции стен, а также герметичности и гидроизоляции конструкций пропуска коммуникаций и деформационных швов.

Осмотр стен, выполненных из других материалов, предусматривает также оценку состояния узлов соединения стен с покрытием; связей, анкеров, сварных швов и т. д.

Осмотр фундаментов.

В убежищах предусматриваются три типа фундаментов: ленточные (для стен); отдельно стоящие (для колонн); в виде сплошной плиты.

Оценить состояние указанных фундаментов представляется возможным на основании косвенных признаков. При выявлении таких признаков проводится уточнение состояния фундаментов.

Косвенными признаками, позволяющими ориентировочно оценить состояние фундаментов, являются:

Значительные вертикальные перемещения участков стен и колонн;

Наличие влажных пятен и протечек в полах для сооружений, имеющих фундамент в виде сплошной плиты,

Первый признак свидетельствует о значительных осадках фундаментов, которые могут быть связаны:

С вымыванием грунта из под подошвы фундаментов грунтовыми водами или водой, образовавшейся в результате протечек на инженерных коммуникациях;

Уменьшением площади опирания фундаментов при разрушении их в результате действия внешних нагрузок и (или) коррозии бетона и арматуры фундамента;

Уменьшением несущей способности грунта основания в результате потери устойчивости основания с образованием призмы выпора грунта у подошвы фундамента, снижения расчетного сопротивления грунта основания при замачивании.

Второй признак указывает на возможное нарушение работы дренажа или гидроизоляции фундамента.

Проверка состояния гидроизоляции и дренажа

Во многих случаях вода в убежище может поступать в резуль­тате повреждения наружной гидроизоляции (разрывы, трещины). В этом случае оценка состояния гидроизоляции может быть выполнена ориентировочно при наличии на поверхностях ограждающих конструкции, влажных пятен и протечек. Более точная оценка состояния наружной гидроизоляции может быть проведена только при детальном обследо­вании подозреваемого участка гидроизоляционного покрытия, что связано с производством земляных работ - отрывкой приямков у стен или снятием грунта обсыпки с участка покрытия.

При обнаружении влажных пятен и протечек в местах пропуска инженерных коммуникаций и устройства деформационных швов оценка состояния гидроизоляции проводится только для указанных участков.

Оценка состояния дренажа проводится путем осмотра дренажных колодцев и труб.

Осмотр дренажных колодцев позволяет выявить степень их засоренности, а также состояние участков ввода дренажных труб. Осмотр дренажных труб проводится путем просвечивания из одного дренажного колодца в другой. Образование в сечении дренажных труб эллипса с горизонтальной большой осью свидетельствует о просадке дренажных труб. а наблюдение в сечении дренажных труб эллипса с вертикальной большой осью указывает на горизонтальные смещения труб влево или вправо от оси дренажа.

4.3.4. Проверка состояния защитных устройств

Проверка дверей, ворот, ставень осуществляется внешним осмотром и практическим испытанием в действии.

При проверке исправности и работы защитных устройств особое внимание обращают на надежность крепления (сохранность болтовых соединений и качество заделки в стены и перекрытия) и возможности открывания и закрывания. Вариант проверки представлен на схеме (рис. 2).

Рис. 2 Вариант проверки состояния ворот, дверей, ставень

При проверке на герметичность часто наблюдается утечка воздуха через запоры дверей и ставней, что свидетельствую о не плотности сальниковой набивки запоров, через которую воздух просачивается, нарушая тем самым герметичность защитного сооружения.

Защитные секции, клапаны-отсекатели, КИД и другие защитные устройства - оборудование заводского изготовления. Качество выполнения и надежность их работы проверяют по специальной методике на заводских испытательных стендах и приборах, после чего делают соответствующую отметку в паспорте оборудования.

Проверяют также возможность закрывания вручную (поворотом рукоятки) защитно-герметического клапана, необходимо обратить внимание на возможность поворота турели КИД, легкость перемещения поплавка клапана-отсекателя по оси.

Резиновые прокладки КИД и защитно-герметических клапанов должны быть в исправном состоянии. Во избежание коррозии металлические части на клапанах-отсекателях, установленных в аварийных выходах или других сырых местах, должны быть смазаны тонким слоем ингибированной смазки НГ-204ц.

При проверке малогабаритных защитных, унифицированных защитных секций необходимо:

Проверять угол наклона лопастей к плоскости; (для обеспечения наибольшей пропускной способности он должен быть равен 45°); проверку производят при снятом кожухе по треугольнику или транспортиру, установку с помощью двух регулировочных винтов;

Проверять упругость пружин лопастей (с течением времени пружины могут ослабнуть); при нормальном cocтоянии «страгивание» лопастей, установленных под углом должно происходить от груза массой 300-350 г, положенного на край лопасти; для регулирования снимают подвижные решетки и лопасть с пружинами, пружины растягиваются, секцию собирают и снова проверяют усилие страгивания каждой лопасти;

Дважды в год (весной и осенью) смазывать пружины и оси лопастей и при необходимости восстанавливать масляную окраску металлических частей.

4.3.5. Проверка системы фильтровентиляции

Внешним осмотром проверяются: вентиляторы ; фильтры; герметические клапаны; клапаны избыточного давления; противовзрывные устройства; регенеративные установки; воздухозаборы; измерительные приборы.

1. Не допускаются к установке и эксплуатации фильтры-поглотители и регенеративные патроны с вмятинами и другими повреждениями корпусов, с закрашенными маркировочными подписями.

2. Фильтры-поглотители монтируются на подставках.

3. Сопротивление верхнего фильтра-поглотителя в колонке должно быть больше сопротивления нижнего фильтра.

4. Предфильтры пакетные ПФП-1000 устанавливают по стрелкам направления движения воздуха.

5. Фланцевое соединение фильтра с воздуховодом должно быть герметичным.

6. Фильтры ФГ-70 монтируются в комплекте с электрокалориферами.

7. Воздуховоды от фильтров ФГ-70, установки «Устройство-300» и РУ-150/6 должны иметь теплоизоляцию.

8. Клапаны избыточного давления устанавливаются строго вертикально, тарель клапана должна быть прижата к корпусу, рычаг должен легко вращаться на оси.

9. Штурвалы и рукоятки гермоклапанов должны быть обращены в сторону, удобную для вращения.

10. Все герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним должны быть промаркированы, а на воздуховодах обозначено направление движения воздуха.

Проверка электровентиляторов

При проверке электроручного вентилятора проверяется:

Плотность закрывания сдвоенного герметического клапана (при включении на короткое время электродвигателя с закрытым клапаном расходомер не должен давать показаний);

работа вентилятора вручную.

После пуска электровентилятора проверяют:

Нагрев корпуса электродвигателя, при этом температура не должна превышать 50-55° С (при более высокой температуре рука чувствует легкий ожог);

Подачу расчетного количества воздуха;

Отсутствие течи масла.

В ходе индивидуальных испытаний элементов системы воздухоснабжения проверяется:

Расход воздуха системой воздухоснабжения;

Пропускная способность вытяжных вентиляционных каналов;

Соответствие расхода воздуха, полного напора и частоты вращения вентиляторов проектным и паспортным данным;

Количество воздуха, подаваемого в каждое помещение;

Надежность работы герметических клапанов и клапанов избыточного давления;

Эффективность работы воздухоохлаждающих установок;

Правильность выполнения антикоррозийной защиты оборудования, воздуховодов, трубопроводов.

Проверка фильтров-поглотителей (ФП)

Проверка ФП проводится путем технического осмотра. Защитные свойства ФП зависят от условий эксплуатации и с течением времени изменяются.

Средний срок годности большинства фильтров-поглотителей достигает 8 лет, максимальный - 20 лет. ФП особенно чувствительны к попаданию вовнутрь влаги, что может произойти при длительной работе фильтровентиляционной установки в режиме фильтровентиляции во время сырой погоды, при этом происходит конденсация влаги в колонках ФП.

По этой причине при проветривании помещений во время занятий и учений и в других случаях система воздухоснабжения должна работать только по режиму чистой вентиляции (Режим I), то есть минуя ФП. Часть системы вентиляции, связанная с работой по режиму фильтровентиляции (Режим II), в мирное время должна быть особенно надежно загерметизирована и отключена от системы, клапаны должны быть закрыты и опечатаны.

Сырость в убежище с течением времени приводит к коррозии металла, особенно тонких оболочек (могут даже образоваться сквозные отверстия), что резко ухудшает их защитные свойства и может вывести ФП из строя. Требуется особенно внимательно следить за герметичностью колонок ФП, своевременно затягивать прокладки и кольца без болтовых соединений ФП и стяжные хомуты соединительных резиновых муфт.

ФП весьма чувствительны также к деформациям в результате удара, сотрясения, смятия это может привести к нарушению слоя шихты и проскоку ОВ.

Контрольную проверку проводят, как правило, для оценки защитных свойств и надежности фильтровентиляционной системы в целом. Для этого у воздухозабора работе агрегатов по режиму фильтровентиляции (Режим II), то есть при подаче воздуха через ФП, создается oпределенная концентрация паров имитатора (одоранта) ОВ.

Если в убежище будет ощущаться запах имитатора, то это будет означать, что шихта в одном или нескольких ФП (чаще всего в нижнем) пришла в негодность, после этого проверяют на проскок паров одоранта колонки и каждый ФП в отдельности.

В качестве имитатора (одоранта) используют пары этил меркаптана.

Последовательность осмотра:

Определить маркировку ФП, нанесенную на корпусе (наименование, дата изготовления, сопротивление в мм вод. ст. и др.);

Измерить сопротивление колонки ФП и отдельно каждого ФП (правила измерения сопротивления изложены в инструкциях по монтажу и эксплуатации ФП);

Разобрать колонку (колонки) ФП;

Отсоединить ФП друг от друга, проверить исправность резиновых прокладок в соединениях;

Проверить состояние оболочек (допустима частичная коррозия корпуса, не сопровождающаяся разрушением оболочки, и которая устраняется на месте);

Отвернуть донную заглушку нижнего ФП колонки (колонок) и осмотреть их внутреннюю поверхность. Внутренняя поверхность заглушки не должна иметь натеков воды, ржавчины и других следов затопления ФП водой;

Покачиванием и встряхиванием ФП убедиться в отсутствии пересыпания шихты;

Взвесить ФП: вес с заглушкой не должен превышать предельно допустимого нормативного веса;

Осмотреть с помощью переносной лампы фильтрующий материал и перфорированный цилиндр, на последнем не должно быть следов замачивания и ржавчины.

Дефекты, при которых ФП выбраковывается: сквозное ржавление оболочки; деформация (вмятины) оболочки глубиной более 30 мм; пересыпание или усадка шихты; переувлажнение (затопление); порыв фильтрующего материала.

Работа по проверке системы воздухоснабжения весьма сложная. Поэтому весьма важно с первых дней после приемки убежища обеспечивать нормальную эксплуатацию всего оборудования. Схема проверки систем воздухоснабжения должна быть отработана для каждого убежища в зависимости от конкретных условий, в которых оно находится.

Результаты проверок, выявленные дефекты, необходимость замены ФП и другие замечания и данные фиксируют в эксплуатационном журнале.

4.3.6. Проверка герметичности сооружения

Проверка на герметичность по величине подпора воздуха:

Закрываются все входные ворота, двери, ставни, люки, стопорятся клапаны избыточного давления, закрываются гермоклапаны и заглушки на воздуховодах вытяжных систем, сифоны заполняются водой;

Включается в работу приточная система вентиляции, отрегулированная на заданную проектом производительность и по производительности вентиляторов определяется количество воздуха, подаваемого в убежище;

Измеряется подпор воздуха в убежище тягонапоромером или другим пригодным для этих целей прибором. Во всех случаях замеренное значение подпора должно быть не менее значения, указанного в графике, или величины подпора, определяемой по формулам, приведенным в приложении 4;

Определяются (при необходимости) места утечек воздуха по отклонению пламени свечи или с помощью мыльной пленки.

Места возможной утечки воздуха:

- притворы герметических устройств (дверей, люков, клапанов и пр.);

Примыкания коробок дверей и ставней к ограждающим конструкциям;

Уплотнители клиновых затворов;

Места прохода через ограждающие конструкции различных вводов коммуникаций;

Места установки других закладных деталей;

Стыки сборных железобетонных элементов и другие.

После проведения испытания сооружения на герметичность и технических испытаний систем воздухоснабжения прводятся испытания сооружения и систем на способность поддержания пректных величин подпора.

Испытания проводятся в соответствии с требованиями СНиП 3.01.09-84. Испытание на способность поддержания избыточного давления воздуха: для второго и третьего режимов.

В режиме фильтровентиляции:

Включается система приточной вентиляции в этом режиме и система вытяжной вентиляции, при этом соответствующие герметические клапаны должны быть открыты, а клапаны перетекания - свободны. Величина подпора воздуха в убежище должна составлять не менее 50 Па (5 мм вод. ст.).

В режиме регенерации внутреннего воздуха:

Включается система поддержания подпора (остальные системы не работают, при этом должны быть закрыты все герметические клапаны на вытяжных системах, застопорены в закрытом положении клапаны избыточного давления в тамбурах входов). Величина подпора должна быть не менее нормативной.

В процессе испытания проверяется величина и стабильность поддержания подпора в сооружении и при необходимости в отдельных его зонах. Замеряются минимальные расходы воздуха в системах водоснабжения, устанавливается работоспособность регулирующих устройств систем сжатого воздуха.

Испытания сооружения и систем воздухоснабжения по П режиму вентиляции проводятся в течение 2…4 часов, по Ш режиму вентиляции при воздухоснабжении от специальной фильтровентиляционной установки – 2…3 часа.

где V - объем используемых при испытаниях баллонов со

сжатым воздухом,

Начальное и конечное давление в баллонах при испытаниях,

T - время испытаний (опорожнениях баллонов), час.

Результаты испытаний убежища и систем считаются удовлетворительными, если:

" получило продолжение. По итогам нашего запроса в МЧС состоялось интервью с заместителем начальника Управления, начальником отдела инженерно-технических мероприятий управления ГО и защиты населения Главного управления МЧС России по городу Москве Сергеем Назаренко. В министерстве о продаже бомбоубежищ по объявлению не знали, наш материал приняли к сведению и пообещали обратиться в компетентные органы для расследования всех обстоятельств.

Сергей Назаренко также рассказал о том, кому принадлежат укрытия, строятся ли в Москве новые бомбоубежища, и куда простому москвичу бежать за противогазом в экстренной ситуации.

Ц: Сергей, вот мы открываем сайт Авито.ру, пишем там "бомбоубежище", видим много предложений от частных лиц о приобретении с любыми целями.

С. Н.: Выставляются объявления о продаже защитных сооружений?

Ц.: Совершенно верно. Это вообще законно? Занимается ли министерство отслеживанием того, по назначению ли используются такие защитные сооружения? Вот вы отчитались о стопроцентной инвентаризации…

С. Н.: Инвентаризации чего? В вашем письме ссылка идет на статью, где написано: "Проведена инвентаризация подземного пространства города". Здесь ничего не говорится о бомбоубежищах. Подземное пространство - это подземные переходы.

Ц.: А бомбоубежища туда не входят?

С. Н.: Бомбоубежища в ту инвентаризацию, которая проводилась по подземному пространству, не входят.

Ц.: Но это ведь тоже подземное пространство?

С. Н.: Ну да, это тоже подземное пространство.

Ц.: Значит, вы не на 100 процентов провели.

С. Н.: Инвентаризацию проводило не МЧС, а специальный орган в субъектах по всей стране по поручению президента. И проводили они инвентаризацию ровно тех объектов, которые определил президент. Бомбоубежища в эту инвентаризацию не входили.

Ц.: Так что же, если, не дай бог, что-то случится, мы будем прятаться не в бомбоубежищах, а в подземных переходах, правильно?

С. Н.: Такое понятие, как "бомбоубежище", уже несколько устарело. Сейчас есть понятие "защитные сооружения гражданской обороны". Если вы откроете постановление Правительства РФ № 1309, вы там все эти определения прочитаете. Защитные сооружения делятся на несколько категорий. Одна из них - это убежища, в которых укрываются. Укрытия - это как раз для нас с вами, жителей города Москвы. Потому что город Москва - это категорированный объект по гражданской обороне. И еще есть противорадиационные укрытия - в них укрываются население и работники в тех зонах, где возможно радиационное заражение….

Ц.: Понимаете, те частные лица, которые выставляют такие объекты на продажу, просто указывают категорию "Бомбоубежище", не утруждают себя тем, чтобы их правильно категоризировать.

С. Н.: Помещений во всей стране очень много, в том числе и в городе Москве. Задача МЧС - вести учет этих объектов.

Ц.: То есть их свободная продажа допустима, получается?

С. Н.: По закону - нет, недопустима. Аренда допустима, а продажа - нет. МЧС ведет только учет. То есть у нас есть некий список. Продавать может только собственник, которым не является МЧС. Министерство является надзорным органом, который раз в 3 года по согласованию с прокуратурой может прийти на этот объект и посмотреть, в каком он состоянии. Собственником объекта ГО является в большинстве случаев РФ в лице территориального управления Росимущества в городе Москве, которое и сдает в аренду, и продает недвижимость, зарегистрированную в казне РФ. В том числе и объекты ГО. Либо это департамент имущества, если собственник зарегистрирован за городом.

Ц.: Ну а если какая-то чрезвычайная ситуация, если требуется использовать по назначению это защитное сооружение, а там ночной клуб, что делать? Кто занимается его "очисткой"?

С. Н.: Балансодержатель занимается подготовкой и содержанием защитного сооружения. То есть собственник в лице государства, Росимущество или департамент имущества закрепляет этот объект за некой организацией, например ГУП "Московская недвижимость". Вот ГУП "Московская недвижимость" обязано контролировать состояние этого объекта, обслуживать системы и само помещение. И обеспечить принятие 50 процентов приписанного населения в любое время дня и ночи.

А если это плановая подготовка к каким-то военным действиям, то на приведение в готовность нормативом отведено 12 часов. За первые шесть часов помещение освобождается от имущества мирного времени. В мирное время это может быть складское помещение, либо оно может использоваться под автостоянку, ночной клуб, кафе, выставочные залы, спортивные залы и так далее.

Ц.: То есть арендующий может там любые предприятия открывать?

С. Н.: Нет, существует 583-й приказ МЧС России, а также 575-й приказ МЧС России, зарегистрированные в Минюсте. Они определяют порядок и возможность использования по определенным назначениям в мирное время. В Интернете все эти приказы есть.

Ц.: Меня смутило примечание в объявлении, что возможно любое использование.

С. Н.: Давайте приведу вам примеры из приказа. Что можно устроить в защитном сооружении в мирное время? Санитарно-бытовые помещения. Помещения культурного обслуживания, помещения для учебных занятий. Производственные помещения, в которых осуществляется технологический процесс, не сопровождающийся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, а также не требующий естественного освещения. Помещение для дежурных электриков, ремонтных бригад, любых других коммунальных служб, которые несут суточные дежурства. То есть они могут располагаться не в отдельном помещении и платить за него аренду, а в защитном сооружении. Гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки, складские помещения, помещения торговли и питания, в том числе магазины, столовые, буфеты, закусочные и так далее. Спортивные помещения, начиная со спортзалов и заканчивая стрелковыми тирами. Помещение бытового обслуживания. Это ателье, мастерские, пункты приема одежды и так далее. Если защитное сооружение находится на территории лечебного учреждения, то может использоваться как подсобное помещение для хранения медикаментов.

Ц.: К складам как раз нет вопросов, потому что их легко очистить.

С. Н.: А что сложного в том, чтобы очистить тот же ночной клуб? Это практически свободное пространство, где люди танцуют, и столы, за которыми они сидят. Можно в течение 6 часов могут всю эту мебель оттуда вынести.

Ц.: Там какие-то перегородки, стены капитальные, наверное...

С. Н.: Перегородки съемные из гипсокартона или из кирпича, которые разбираются в течение 6 часов и на которые есть проектное обоснование, допускаются. И они также прописаны в 583-м приказе. И добросовестные собственники проекты этих перегородок с нами согласовывают. Мы проверяем возможность демонтажа в течение шести часов. Арендатор либо собственник подписывает обязательства по вывозу всего этого своим либо арендованным транспортом из помещения и по подготовке помещения. И все это в рамках закона. Естественно, еще раз повторю, есть люди, которые закон нарушают. Но не было прецедентов массовой продажи защитных сооружений.

Бывает, что при сносе промзон объекты, которые были на этих предприятиях, исключаются из реестра защитных сооружений. Так, например, "ЗИЛ" снесли, "Серп и Молот" сейчас под снос идет и так далее. Они остаются в реестре недвижимости, у них могут остаться оборудование внутри, двери, системы коммуникаций, но они уже не будут являться объектами, предназначенными для защиты. Такие объекты могут быть в свободной продаже, несмотря на то что в них присутствуют элементы защитных сооружений.

Ц.: Вы говорите, что выводятся защитные сооружения из оборота, так сказать, а новые-то вводятся в фонд?

С. Н.: Ну конечно! Существует генеральный план развития Москвы до 2030-го года. Там есть раздел "Инженерно-технические мероприятия по ГО и ЧС", которые предусмотрены градостроительным кодексом и постановлением Правительства РФ номер 87 по составу и порядку разработки проектной документации. На каждый объект недвижимости выдаются требования, "исходные данные" для разработки, для учета мероприятий ГО и ЧС в проектной документации.

Так вот, на каждый объект, который проходит реконструкцию или строится заново, выдается такая информация. И если это жилой комплекс, грубо говоря, предполагаемой вместимостью 100 тысяч человек, то под эти 100 тысяч человек планируется либо дооборудование станций метрополитена, которые рядом находятся, либо строительство защитных сооружений. То есть каждый человек при строительстве нового жилого дома учитывается в проектной документации. Потом эта проектная документация проходит в установленном порядке экспертизу, эксперты принимают решение, правильно или неправильно составлена, и строятся жилые комплексы вместе с защитными сооружениями. Как правило, в мирное время они используются в качестве подземных автостоянок для жителей этого дома. И точно так же в течение 6 часов автомобили оттуда вывозятся - либо самостоятельно жителями, либо непосредственно управляющей компанией.

То есть для этого берется расчет по количеству автомобилей на необходимое количество тросов, заключаются договоры с предприятиями, у которых есть спецтехника - тягачи, которые могут эти машины при отсутствия хозяина вывезти за пределы защитного сооружения. Все это планируется и периодические проверяется.

В мирное время защитные сооружения не только могут, но и должны использоваться для обслуживания населения и нужд экономики, будь то экономика города, экономика отдельно взятого завода, фабрики.

И я вам скажу больше, проектная документация защитных сооружений уже изначально предусматривает возможность их использования по двум направлениям: по военному и по мирному. То есть мы понимаем, что если несколько десятков лет объект стоит законсервированным, он изнашивается. Коммуникации в любом случае морально и физически устаревают. И опять же это большая нагрузка на бюджеты всех уровней. А если мы этот объект используем в мирное время, то добросовестный хозяин при использовании под склад либо под что-нибудь другое обслуживает в том числе и вентиляционную систему, и систему пожаротушения, и канализацию, водопровод. Следит за общим состоянием объектов, исключает протечки, проводит капитальный ремонт и так далее. И двойное использование как раз направлено на поддержание в готовности этих объектов.

Ц.: Хорошо, получается, что двойное использование - это не криминал.

С. Н.: Мне хотелось бы донести до ваших читателей, что они могут спокойно прийти в учебные консультационные пункты по месту жительства, в каждом районе они развернуты, работают круглогодично. Период работы указан на сайтах управ и префектур. Пожалуйста, приходите, участвуйте, уточняйте, узнавайте, куда вам бежать и где взять противогаз, как им пользоваться и так далее.

И еще: МЧС к продаже и к сдаче в аренду и вообще к распоряжению имуществом в виде защитных сооружений отношения не имеет. Мы являемся органом, который контролирует их в рамках закона. То есть если это малый бизнес, его не трогает никто. Если это крупный бизнес, то раз в 3 года мы проводим проверки по согласованию с прокуратурой. Органы власти, которые распоряжаются имуществом, - это на федеральном уровне территориальное управление Росимущества в городе Москве, а на городском уровне это департамент имущества города Москвы, которые определяют политику пользования в том числе и защитных сооружений в мирное время. Будь то устройство автостоянок для жителей города или складских помещений либо сдача в аренду под фитнес-центры.

Официально по нормативно-правовым документам частная собственность на защитные сооружения не определена. То есть в силу закона защитные сооружения должны быть в федеральной собственности. Да, мы знаем о некоторых случаях, когда была незаконная приватизация защитных сооружений. Тогда были в нарушение закона заключены договора купли-продажи защитных сооружений. Но эти случаи единичны. И Росимущество совместно с прокуратурой по всем (по большинству, по крайней мере, - это тоже очень долгие процессы) таким случаям возбуждает уголовные дела, исковые заявления по возврату всех этих объектов в государственную собственность. Опыт возврата у нас в стране и в Москве в частности имеется. Решением Высшего арбитражного суда государственная собственность на объекты ГО подтверждена.

Но, как говорится, в семье не без урода, и периодически бывают вот такие моменты. Мы их стараемся в силу своих возможностей не только отслеживать, но и сообщать о них в компетентные органы.

Депутаты Госдумы Сергей Обухов и Валерий Рашкин обратились к главе МЧС Владимиру Пучкову с предложением проверить готовность всех бомбоубежищ в России. Парламентарии просят МЧС "организовать приведение объектов гражданской обороны в состояние полной готовности к применению по назначению". исходя из населенности местности, количества граждан, осуществить полную проверку систем жизнеобеспечения, обновить и пополнить запасы воды, питания и медикаментов на объектах.

К примеру, в Краснодарском крае одно из крупных бомбоубежищ занимает табачная фабрика, а в Москве возле станции метро "Щелковская", где я живу, в защитном сооружении работает мойка, - рассказал корреспонденту "РГ" один из авторов обращения депутат Сергей Обухов. В МЧС корреспонденту "РГ" сказали, что письмо депутатов было расписано в профильный департамент, где сейчас готовится ответ на него. Авторы обращения говорят, что ждут от МЧС в первую очередь всех защитных сооружений.

Нужен также отчетный доклад о состоянии бомбоубежищ, если необходимо, рассмотрим вопрос о дополнительном финансировании, - сказал депутат Обухов.

Говоря о том, что их подтолкнуло к написанию такого обращения, депутат напомнил, что территории России, граничащие с Украиной, уже обстреливаются. "И мы не знаем, как далее будут развиваться события, защитные сооружения людям в тех регионах могут понадобиться в любой момент", - подчеркнул он. Депутаты просят уделить "особое внимание объектам гражданской обороны Крымской республики, Севастополя, а также Воронежской, Ростовской, Брянской, Курской и Белгородской областей". По словам депутата Обухова, сейчас эти объекты находятся в безобразном состоянии.

За состоянием объектов гражданской обороны совместно следят муниципальные власти и местное управление МЧС. При этом точные статистические данные о бомбоубежищах строго держатся в секрете. Источник "РГ" в МЧС рассказал, что только около трети из защитных сооружений советского периода находятся в более-менее годном состоянии. С 2002 года помещения бомбоубежищ разрешено сдавать в аренду, а на вырученные средства поддерживать их рабочее состояние. Чаще всего бомбоубежища арендуются под гаражи и подземные автостоянки, мойки, склады, тиры и столовые. При этом к арендаторам выдвигаются строгие требования, к примеру, автомойка должна быть обязательно закрытого цикла, в противном случае арендаторов штрафуют и выгоняют.

В мирное время бункер представляет собой "облегченный" вариант защитного сооружения - в нем не хранятся питание, медикаменты и нет мест для отдыха. В таком виде защитное сооружение может использоваться для укрытия людей от локальных катастроф техногенного или природного характера.

Проверять коммерсантов, приютившихся на территории бомбоубежищ, сотрудники МЧС имеют право не чаще одного раза в 3 года. Но это плановые проверки, если поступят жалобы граждан, инспектор примчится тут же. Штрафы за нарушения арендатором правил эксплуатации бомбоубежищ не так давно были увеличены до 500 тысяч рублей. И самое главное- арендатор обязан по требованию МЧС в течение 6 часов вернуть помещение в исходное состояние.

При строительстве или оборудовании любого современного бомбоубежища должны быть оборудованы системы жизнеобеспечения - автономное электроснабжение, электрогенератор, желательно, не один, подсистемы для сбережения энергии. Из емкостей должны быть обязательно баки с горючим и водой, баллоны со сжатым воздухом. Очень важны также системы регенерации и фильтрации воздуха, а также системы добывания альтернативной энергии. В бомбоубежище также должно быть оборудование для приготовления и хранения пищи и канализационная система.