Основные события "холодной войны". Холодная война

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов . Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются. От сотрудничества они переходят к «холодной войне» , т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Считается, что начало «холодной войны» положил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации».

Переход к «холодной войне» объясняется не только необходимостью борьбы с коммунистическим влиянием, но и претензиями США на мировое господство . После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии. Политика, предлагаемая «доктриной Трумэна», получила в истории дипломатии название «политики сдерживания» . Стратегами Пентагона разрабатывались планы прямого военного нападения на СССР с использованием атомных бомб. Наиболее известный из них, «Дропшот», предполагал сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Американскому народу говорилось о серьезной военной угрозе со стороны СССР. Чтобы погасить доброе отношение населения к советским людям, в США проводятся шумные пропагандистские кампании о подрывной деятельности коммунистов. На самом деле Советский Союз в то время не обладал атомным оружием, стратегической авиацией и авианесущими кораблями, а поэтому не мог составить реальной угрозы США. Но в условиях роста международной напряженности и политической конфронтации СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.



Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира . В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. В странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». Одновременно в Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых бывшие союзники пытались найти компромисс. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

Участвовать в возможной войне у СССР не было ни сил, ни средств, поэтому для него борьба за мир становится наиболее актуальной. Одним из основных механизмов поддержания мира являлась Организация Объединенных Наций (ООН) , образованная в октябре 1945 г. по решению стран-победительниц. В ее состав вошло 51 государство. СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем стал постоянным членом Совета Безопасности - руководящего органа ООН. Используя право вето, он стремился пресекать все агрессивные попытки империалистических государств. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружений и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с чужих территорий. Большинство из этих предложений блокировались бывшими союзниками. Ситуация несколько изменилась после появления у СССР атомного оружия (август 1949 г.). В 1947 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН все же принимает резолюцию, осуждающую любую форму пропаганды войны. В августе 1948 г. возникает международное движение сторонников мира , первый конгресс которого прошел в Париже в 1949 г. В его работе приняли участие представители 72 стран. Был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с французским физиком Ф. Жолио-Кюри и учреждены Международные премии мира. Советский Союз оказывал постоянную помощь этому движению. В августе 1949 г. в Москве возник Советский комитет защиты мира. Более 115 млн. советских людей поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия «как оружия устрашения и массового уничтожения людей» и установления международного контроля за исполнением этого решения.

В феврале 1950 г . между ней и СССР был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи .

Победа коммунистов в Китае стимулировала национально-освободительную борьбу народов Азиатского континента. Большинство стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. Кроме Китая, на этот путь встали Северная Корея и Северный Вьетнам.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы , ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения являлись обязательными для всех стран. Советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.

Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени

И Соединёнными Штатами Америки продолжался более 40 лет и носил название "холодная война". Годы её продолжительности оцениваются различными историками по-разному. Однако можно с полной уверенностью заявить, что завершилось противостояние в 1991 году, с развалом СССР. Холодная война оставила неизгладимый след в мировой истории. Любой конфликт прошлого века (после окончания Второй мировой войны) нужно обязательно рассматривать через призму холодной войны. Это был не просто конфликт между двумя странами.

Это была конфронтация двух противоположных мировоззрений, борьба за господство над всем миром.

Основные причины

Год начала холодной войны - 1946-й. Именно после победы над нацистской Германией вырисовывалась новая карта мира и новые соперники за мировое господство. Победа над Третьим Рейхом и его союзниками досталась огромной кровью всей Европе, а особенно СССР. Будущий конфликт обозначился ещё на Ялтинской конференции 1945 года. На этой знаменитой встрече Сталина, Черчилля и Рузвельта решалась судьба послевоенной Европы. В это время Красная Армия уже подходила к Берлину, поэтому необходимо было произвести так называемый раздел сфер влияния. Советские войска, закалённые в боях на своей территории, несли освобождение другим народам Европы. В странах, которые занимал Союз, устанавливались дружественные социалистические режимы.

Сферы влияния

Один из таких был установлен в Польше. При этом предыдущее польское правительство находилось в Лондоне и считало себя законным. поддерживали его, однако избранная польским народом Коммунистическая партия де-факто правила страной. На Ялтинской конференции этот вопрос особенно остро рассматривался сторонами. Также аналогичные проблемы наблюдались и в других регионах. Освобождённые от нацистской оккупации народы создавали свои собственные правительства при поддержке СССР. Поэтому после победы над Третьим Рейхом окончательно сформировалась карта будущей Европы.

Главные преткновения бывших союзников по антигитлеровской коалиции начались после раздела Германии. Восточную часть заняли советские войска, была провозглашена Западные территории, которые заняли союзники, вошли в состав Федеративной Республики Германия. Между двумя правительствами тут же начались распри. Конфронтация в конечном итоге привела к закрытию границ между ФРГ и ГДР. Начались шпионские, и даже диверсионные акции.

Американский империализм

На протяжении всего 1945 года союзники по антигитлеровской коалиции продолжали тесное сотрудничество.

Это были акты передачи военнопленных (которых захватили нацисты) и материальных ценностей. Однако уже в следующем году началась холодная война. Годы первого обострения пришлись именно на послевоенный период. Символическим началом послужила речь Черчилля в американском городе Фултоне. Тогда уже бывший министр Британии сказал, что главным врагом для Запада является коммунизм и СССР, который его олицетворяет. Также Уинстон призвал сплотиться все англоговорящие нации для борьбы с "красной заразой". Такие провокационные заявления не могли не вызвать ответной реакции Москвы. Через некоторое время Иосиф Сталин дал интервью газете "Правда", в котором сравнил английского политика с Гитлером.

Страны в годы холодной войны: два блока

Однако хоть Черчилль и был частным лицом, он лишь обозначил курс западных правительств. Соединённые Штаты резко увеличили своё влияние на мировой арене. Произошло это во многом благодаря войне. Боевые действия не велись на американской территории (за исключением налётов японских бомбардировщиков). Поэтому на фоне разорённой Европы Штаты имели довольно мощную экономику и вооруженные силы. Опасаясь начала народных революций (которые бы поддерживались СССР) на своей территории, капиталистические правительства стали сплачиваться вокруг США. Именно в 1946 году впервые прозвучала идея создания военного В ответ на это Советы создали собственный блок - ОВД. Дело дошло даже до того, что стороны разрабатывали стратегию вооруженной борьбы друг с другом. По указанию Черчилля был разработан план возможной войны с СССР. Аналогичные планы имелись и у Советского Союза. Началась подготовка к торговой и идеологической войне.

Гонка вооружений

Гонка вооружений между двумя странами была одним из наиболее показательных явлений, которые принесла холодная война. Годы противостояния привели к созданию уникальных средств ведения войны, которые используются до сих пор. На вторую половину 40-х годов США имела огромное преимущество - ядерное вооружение. Первые бомбы с ядерным зарядом были применены ещё во Вторую мировую войну. Бомбардировщик "Энола Гей" сбросил снаряды на японский город Хиросиму, чем практически сравнял его с землёй. Именно тогда мир увидел разрушительную мощь ядерного оружия. США начали активно увеличивать свои запасы такого оружия.

В штате Нью-Мексико была создана специальная секретная лаборатория. На основе ядерного преимущества и строились стратегические планы относительно дальнейших взаимоотношений с СССР. Советы, в свою очередь, также стали активно разрабатывать ядерную программу. Американцы считали наличие зарядов с обогащённым ураном главным преимуществом. Поэтому разведка поспешно вывозила все документы по разработкам атомного оружия с территории побеждённой Германии в 1945 году. В скором времени был разработан секретный Это стратегический документ, который предполагал ядерный удар по территории Советского Союза. По заявлениям некоторых историков, различные вариации этого плана несколько раз представлялись Трумэну. Так завершился начальный период холодной войны, годы которого были наименее напряжёнными.

Ядерное оружие Союза

В 1949 году СССР успешно провёл первые испытания ядерной бомбы на полигоне в Семипалатинске, о чём сразу же заявили все западные СМИ. Создание РДС-1 (ядерной бомбы) стало возможным во многом благодаря действиям советской разведки, которая проникла в том числе на секретный полигон в Лос-Аламоссе.

Такое быстрое создание ядерного оружия стало настоящей неожиданностью для США. С этих пор ЯО стало основной сдерживающей силой прямого военного конфликта между двумя лагерями. Прецедент в Хиросиме и Нагасаки показал всему миру ужасающую мощь атомной бомбы. Но в каком году была холодная война наиболее ожесточённой?

Карибский кризис

За все годы холодной войны наиболее накалённой ситуация была в 1961 году. Конфликт между СССР и США вошёл в историю как Его предпосылки были ещё задолго до этого. Началось всё с размещения американских ядерных ракет в Турции. Заряды "Юпитер" были размещены так, что могли поразить любые цели в западной части СССР (в том числе и Москву). Такая опасность не могла остаться без ответа.

За несколько лет до этого на Кубе началась народная революция, возглавляемая Фиделем Кастро. Сначала СССР не видело перспективности в восстании. Однако кубинскому народу удалось свергнуть режим Батисты. После этого американское руководство заявило, что не потерпит новой власти в Кубе. Сразу после этого между Москвой и Островом Свободы установились тесные дипломатические отношения. На Кубу были отправлены советские вооруженные части.

Начало конфликта

После размещения ядерного оружия в Турции Кремль решил принять срочные меры противодействия, поскольку на этот период было невозможным осуществить пуск атомных ракет по США с территории Союза.

Поэтому была спешно разработана секретная операция "Анадырь". Военным кораблям была поставлена задача доставить ракеты дальнего действия на Кубу. В октябре первые корабли достигли Гаваны. Началось монтирование пусковых площадок. В это время американские самолёты-разведчики совершали полёт над побережьем. Американцам удалось получить несколько снимков тактических дивизионов, чьё оружие было направлено на Флориду.

Обострение ситуации

Сразу после этого американские вооруженные силы были переведены в состояние повышенной боевой готовности. Кеннеди провел экстренное заседание. Ряд высокопоставленных лиц призывал президента немедленно начать вторжение на Кубу. В случае такого развития событий, Красная Армия тут же бы нанесла ракетно-ядерный удар по десанту. Это вполне могло привести к всемирной Поэтому обе стороны начали искать возможные компромиссы. Ведь все понимали, к чему может привести такая холодная война. Годы ядерной зимы однозначно не были лучшей перспективой.

Ситуация была крайне напряжённой, все могло измениться буквально в любую секунду. Как свидетельствуют исторические источники, в это время Кеннеди даже спал в своём кабинете. В итоге американцы выдвинули ультиматум - убрать советские ракеты с территории Кубы. Далее началась морская блокада острова.

Хрущёв же провёл аналогичное заседание в Москве. Некоторые советские генералы также настаивали не поддаваться на требования Вашингтона и в случае чего отразить атаку американцев. Главный удар Союза мог быть вовсе не на Кубе, а в Берлине, что прекрасно понимали в Белом доме.

"Чёрная суббота"

Наибольшей ударов мир в годы холодной войны подвергся 27 октября, в субботу. В этот день американский разведывательный самолёт У-2 пролетал над Кубой и был сбит советскими зенитчиками. Уже через несколько часов об этом инциденте стало известно в Вашингтоне.

Конгресс США посоветовал президенту немедленно начать вторжение. Президент решил написать письмо Хрущёву, где повторил свои требования. Никита Сергеевич ответил на это письмо сразу, согласившись на них, в обмен на обещание США не нападать на Кубу и вывезти ракеты из Турции. Чтобы послание достигло как можно быстрее - обращение было сделано через радио. На этом Кубинский кризис и закончился. С этих пор накал обстановки стал постепенно снижаться.

Идеологическое противостояние

Внешняя политика в годы холодной войны для обоих блоков характеризовалась не только соперничеством за контроль над территориями, но жёсткой информационной борьбой. Два различных строя всячески пытались показать всему миру своё превосходство. В США было создано знаменитое "Радио Свобода", которое транслировалось на территорию Советского Союза и другие социалистические страны. Заявленной целью этого информационного агентства была борьба с большевизмом и коммунизмом. Примечательно, что "Радио Свобода" существует до сих пор и работает во многих странах. СССР в годы холодной войны также создал аналогичную станцию, которая вещала на территорию капиталистических стран.

Каждое значимое для человечества событие второй половины прошлого века рассматривалось в контексте холодной войны. Например, полёт в космос Юрия Гагарина был преподнесён миру как победа социалистического труда. Страны тратили огромные ресурсы на пропаганду. Помимо спонсирования и поддержки деятелей культуры, существовала широкая агентурная сеть.

Шпионские игры

Шпионские интриги холодной войны получили широкое отражение в искусстве. Секретные службы шли на самые различные ухищрения, чтобы быть на шаг впереди своих оппонентов. Один из наиболее характерных случаев - операция "Исповедь", которая больше похожа на сюжет шпионского детектива.

Ещё во время войны советский учёный Лев Термин создал уникальный передатчик, который не требовал подзарядки или источника питания. Это был своего рода вечный двигатель. Подслушивающее устройство получило название "Златоуст". КГБ по личному приказу Берии решило установить "Златоуст" в здании посольства США. Для этого был создан деревянный щит с изображением герба Соединённых Штатов. Во время визита американского посла в детский оздоровительный была устроена торжественная линейка. В конце пионеры спели гимн США, после чего растроганному послу вручили деревянный герб. Тот, не подозревая об уловке, установил его в личном кабинете. Благодаря этому КГБ 7 лет получало сведения обо всех разговорах посла. Подобных случаев, открытых для общественности и секретных, было огромное множество.

Холодная война: годы, суть

Конец противостояния двух блоков настал после развала СССР, продлившись 45 лет.

Напряжённость между Западом и Востоком сохранилась и по сей день. Однако мир перестал быть биполярным, когда за любым значимым событием в мире стояла Москва или Вашингтон. В каком году была холодная война наиболее ожесточённой, и ближе всего к "горячей"? Историки и аналитики до сих пор ведут споры на эту тему. Большинство сходится в том, что это период "Карибского кризиса", когда мир стоял в шаге от ядерной войны.

Холодная война - глобальная геополитическая, военная, экономическая и информационная конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год.

В 1945 году между двумя основными странами-победительницами существовало глубокое неравенство в мощи и силе. Ещё перед войной диспропорции сдвигались в пользу Америки, особенно в экономике. Но военные действия ещё дальше развели эти две страны в противоположном направлении. Война не коснулась американской земли: бои шли вдали от берегов Америки. В экономике США, которые были основным поставщиком и финансистом всей победоносной коалиции, в период между 1939 и 1945 годами произошёл невиданный скачок. Потенциал мощностей промышленности США вырос на 50%, производство продукции увеличилось в 2,5 раза. Выпускалось в 4 раза больше оборудования, в 7 раз больше транспортных средств. Сельскохозяйственное же производство выросло на 36%. Росла зарплата, так же, как и все доходы населения.

Ситуация дополнялась наличием у США господствующих позиций во всём мире. Атомная бомба появилась на свет в самый последний момент как бы специально для того, чтобы придать подавляющему американскому превосходству над СССР несомненный и угрожающий характер. В условиях быстро нараставшего ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном бомба должна была, естественно, внушать беспокойство советским руководителям. Американцы были и единственными обладателями средств доставки - авианосцев и бомбардировочной авиации дальнего действия, способных донести ядерные заряды до целей в любой части света. США были в то время недосягаемы и находились в большей безопасности, они были единственной страной в послевоенные годы, способной определить ход мировой политики.

Перед Сталиным стояла трудная дилемма: давать ли отпор тому давлению, которое бывшие его союзники, ныне вооружённые атомной бомбой, оказывали на СССР в условиях, когда страна истощена. Сталин был убеждён, что США и Англия не решатся развязать войну, и он решил выбрать путь противоборства с мощью Запада. Речь идёт о фундаментальном выборе, поскольку им были предопределены основные черты будущего.

Советское правительство приняло решение ускорить работу по изготовлению собственной атомной бомбы. В полной мере работа, проводимая в строгой секретности, развернулась с августа-сентября 1945 года. После Потсдама и Хиросимы Сталин образовал под верховным контролем Берии специальный комитет во главе с наркомом Ванниковым, призванный руководить всей деятельностью по созданию нового оружия.

На мирной конференции, так же как и на первом заседании Организации Объединённых Наций, СССР оказывался в одиночестве всякий раз, когда вступал в противоречие с двумя другими великими державами. На его стороне были лишь правительства Восточной Европы. Соединённые Штаты и Великобритания не только действовали совместно, но и были в состоянии, когда хотели противопоставить ему значительное большинство малых стран.

Поддержка позиции Соединённых Штатов большинством стран мира сочеталась с их исключительным положением обладателей монополии на атомную бомбу: американцы вновь продемонстрировали свою мощь, проведя на атолле Бикини летом 1946 года испытательные взрывы. Сталин в этот период сделал ряд заявлений с целью преуменьшить значение нового оружия. Эти заявления задали тон всей советской пропаганде. Но поведение представителей Советского Союза в приватной обстановке показывало в действительности их большую обеспокоенность. Современные историки признают, что из-за неравенства в обладании атомным оружием Советский Союз и само мировое сообщество переживали тогда "период весьма опасный и сложный".

Только отказ Соединённых Штатов от секрета атомной бомбы мог бы помочь избежать "холодной войны" и гонки вооружений. Это понимали учёные, то есть те люди, которые знали, что такой секрет не может долго оставаться нераскрытым. Но политики не обладали такой смелостью мышления, чтобы отказаться от нового оружия только ради успокоения далёкой державы, к которой они испытывали неприязнь и недоверие, в чьих технических и экономических возможностях они сильно сомневались. Американские руководители не имели никакого желания жертвовать тем, что они расценивали, как прочный фундамент своего могущества: они даже предпочитали не делиться технологией создания нового оружия со своими английскими друзьями.

В результате этих противоречивых тенденций родился проект учреждения международного контроля над атомной энергией, известной под названием "план Баруха", по имени американского деятеля, которому было поручено представить его в ООН. В соответствии с этим планом всё, что связано с ядерными исследованиями и производством, должно было быть принудительно сосредоточено в нескольких государствах, чтобы управление всем ядерным комплексом осуществлялось бы некоей мировой властью, функционирующей в качества наднационального органа, в котором ни одна страна не имела бы права вето. Только после того, как такой механизм был бы подготовлен, испробован и введён в действие, США, в случае отказа от ядерного оружия, считали бы свою безопасность достаточно гарантированной.

Американское предложение было встречено в Москве недоверием. С точки зрения СССР "план Баруха" был равнозначен передаче в руки США всего, что имеет отношение к атомной энергии и, следовательно, он был формой легализации ядерной монополии США, а возможно, и утверждения её навечно. Об этом Я.Н. Малик - дипломат СССР заявил на заседании атомной комиссии ООН (17 марта).

В ответ Советский Союз выдвинул контрпроект: предложение о конвенции по запрещению ядерного оружия, включая обязательство уничтожения уже существующих его запасов. В отношении контроля за осуществлением этих мер предложения Москвы были первоначально туманными, а когда были внесены уточнения, то американское правительства сочло их неприемлемыми, так как осуществление контроля должно было регламентироваться в рамках Совета Безопасности ООН, где СССР имел возможность использовать право вето.

Столкновение этих двух концепций с самого начала парализовало усилия по разрушению проблемы и на долгие годы сделало бесплодными все дискуссии не только по этому вопросу, но и по всем проектам разоружения, инициатором, которых СССР выступал с 1946 года. С другой стороны, ни то, ни другое правительство не были готовы к заключению соглашения, которое бы гарантировало одновременно и запрещение атомных бомб, и соответствующий контроль за его выполнением.

Так продолжалось до 1949 года, то есть до того момента как была ликвидирована американская монополия на ядерное оружие. После чего началось соперничество между СССР и США по количественному соотношению ядерных боеголовок. Но поскольку превосходство США по количеству ядерных зарядов и средств их доставки было очевидным, в публикациях советских военных специалистов постоянно подчёркивалось, что исход войны, которая возможно начнётся между Советским Союзом Соединёнными Штатами, будут решать не столько атомные бомбы, сколько обычные виды вооружений, численность и качество войск, таланты военачальников, прочность тыла и моральный дух войск и населения, то есть такие факторы, которые ещё в период Великой отечественной войны Сталин называл, постоянно действующими, определяющими исход войны.

Из выше сказанного следует, что атомное оружие сыграло ведущую роль в возникновении "холодной войны".

В США в 1946 г. несколько месяцев находился бывший британский премьер-министр Уинстон Черчилль, встречавшийся с президентом Трумэном и другими руководящими деятелями страны.

Во время этих встреч возник план организации такого выступления, которое было бы своеобразным манифестом политических руководителей империалистического мира. Предлагая свои услуги, Черчилль стремился восстановить ведущую роль английских империалистических кругов в мировой политике. Он рассчитывал добиться этого, опираясь на союз с США.

5 марта 1946 г. У. Черчилль выступил с речью в маленьком американском городке Фултон (штат Миссури), куда он прибыл с президентом Трумэном. Он заявил, что капиталистическим странам угрожает опасность новой мировой войны и причиной этой угрозы якобы является Советский Союз и международное коммунистическое движение.

Черчилль призвал проводить по отношению к СССР самую жесткую политику, угрожал применением американского атомного оружия, настаивал на создании союза империалистических государств для навязывания своей воли СССР, не исключая и военные средства. В этих целях программа действий, предложенная Черчиллем, предусматривала создание "ассоциации англо-говорящих народов", то есть сохранение хороших отношений с Великобританией, а в перспективе создание по периметру социалистического мира агрессивных союзов, блоков и сети военных баз. Черчиллю аплодировал сидевший в президиуме собрания президент США Г. Трумэн.

В Советском Союзе речь Черчилля была воспринята с глубоким возмущением и расценена как призыв к созданию англо-американского военного блока, направленного против СССР, других социалистических стран и национально освободительного движения угнетённых народов.

"Доктрина Трумэна" появилась на свет через два дня после открытия четвёртой сессии СМИД, целью которой было рассмотрение вопроса о выработке мирного договора с Германией. Предполагалось, что политический эффект провозглашённой доктрины скажется и на подходе к германскому вопросу, и на любых других международных делах. Американский империализм впервые так откровенно прибегал к политическому шантажу.

Советский Союз осудил агрессивную сущность "доктрины Трумэна". Военное вмешательство США в Греции вызвало также осуждение мировой общественности. Это вынудило руководство США изменить тактику осуществления своих дальнейших гегемонистских планов.

Стремясь преодолеть сопротивление народов, крайние монополистические круги США решили использовать более замаскированные формы своих действий. Так появился новый вариант их политики - "план Маршалла".

Задача проведения плана в Европе была поручена американским руководствам дипломатии Англии и Франции. После совещания министров иностранных дел двух стран 17-18 июня 1947 г. правительства Англии и Франции обратились к Советскому правительству с приглашением собраться в Париже на трёхстороннее совещание министров иностранных дел для обсуждения "плана Маршалла".

Расчёт делался на отказ Советского Союза и, как следствие, дальнейшую изоляцию СССР, на перекладывание на него вины за тяжёлое экономическое положение в Европе и за её раскол.

Дальнейшее развитие событий показало, что отказ Советского Союза участвовать в "плане Маршалла", которым завершилось парижское совещание министров иностранных дел трёх держав, был грубым просчётом советской внешней политики и советской дипломатии. Жёсткая позиция советской делегации в Париже объяснялась главным образом стремлением не позволить Западу получить возможность влиять на положение в странах Восточной Европы, рассматривавшихся как советская сфера влияния.

В марте 1949 г. Советский Союз выразил заинтересованность в межзональной торговле. Восстановление торговли могло стать удобной для СССР возможностью снять блокаду, сохранив лицо в глазах мировой общественности. В апреле советские оккупационные власти даже составили железнодорожное расписание с учетом движения эшелонов с Запада.

Одновременно СССР взял курс на создание единой Германии и вывод оккупационных войск за пределы этой страны. Но момент был упущен. Ситуация изменилась в пользу Запада, и он не хотел терять своих преимуществ. Тем более что разглагольствования о подготовке войны и ее англо-американских поджигателях действительно создали в мире впечатление возможности военного конфликта.

Североатлантический союз был образован 4 апреля 1949 г. В него вошли даже те государства, которые не участвовали в конфликте с СССР: Канада, Дания, Исландия, Италия, Норвегия, Португалия и страны Бенилюкса. Это был серьезнейший просчет Сталина, Молотова и всего советского руководства: военная угроза со стороны "первого в мире социалистического государства" приобрела противовес в лице НАТО.

Почувствовав себя "вне игры", СССР пошел на необходимые уступки для созыва сессии СМИД. В ответе Сталина послу США, переданном советским представителем в ООН Маликом 15 марта 1949 г., содержалось обещание снять блок Берлина. В качестве жеста доброй воли советские власти возобновили подачу электроэнергии в Западный Берлин и вернули 4000 железнодорожных вагонов, задержанных в советской зоне оккупации.

5 мая 1949 г. в Москве, Лондоне, Вашингтоне и Париже было официально объявлено о запланированном на 12 мая снятии блокады и контрблокады.

Психологическая атмосфера, создавшаяся в результате берлинского кризиса, послужила созданию западного альянса направленного против СССР. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства - Федеративной Республики Германии. В ответ СССР в октябре 1949 г. создал в своей зоне второе государство - Германскую Демократическую Республику. Два враждебных блока противостояли друг другу на одном континенте; каждой из этих двух сил принадлежала теперь одна из частей побеждённой Германии.

Пик обострения взаимоотношений между СССР и США пришелся на Корейскую войну (1950-1953 гг.). СССР и Китай поддержали просоветскую Северную Корею, США - Южную. Военные специалисты СССР и войска США, направленные для помощи южнокорейскому правительству, вступали в прямые боевые столкновения. Все же широкомасштабной войны удалось избежать. 27 июля 1953 г. было заключено перемирие, положившее конец военному конфликту.

Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война.

На завершающем этапе 2 мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 45 ᴦ.) Не ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на 4 оккупационные хоны: английскую, американскую, советскую и французскую. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд. долларов было признано законным. Οʜᴎ должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использование людской силы (это решение было выполнено не до конца. Вместе с тем, в СССР ввозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики). На основании решений Ялтинской конференции Советский Союз добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Советский Союз на конференции подтвердил обещание вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединœение к нему Курильских островов и Южного Сахалина. Было принято решение о создании Организации Объединœенных Наций (ООН). СССР получил в ней три места – для РСФСР, Украины и Белоруссии, ᴛ.ᴇ. тех республик, которые наиболее пострадали в войне, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы. По договоренности СССР Объявил войну Японии 8.8.45 ᴦ. Летом 45 ᴦ. советское командование создало на востоке значительное превосходство в живой силе и технике над японской Квантунской армией. И фактически в течение месяца Япония потерпела сокрушительное поражение. Советские войска заняли Маньчжурию, Сахалин, Курильские острова, Северо-Восточный Китай и Корею. 2.09.45 ᴦ. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Потсдамская конференция (Берлин) состоялась в июле-августе 45 ᴦ. Советскую делœегацию возглавил Сталин, американскую – Трумэн, английскую – Черчилль. Οʜᴎ составили план по искоренению германского милитаризма и нацизма. Он включал ликвидацию германской военной промышленности, запрещение германской национал- социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников. Конференция рассмотрела территориальные вопросы. СССР передавался Кенигсберᴦ. Польша расширялась за счёт территории Германии (польско-германская граница прошла по рекам Одер-Нейсе). Были подготовлены мирные договора, которые учитывали геополитические интересы СССР, но решения Потсдама были выполнены частично. В45-46 гᴦ. произошли расхождения бывших союзников. С 46 ᴦ. в международных отношения началась эра “холодной войны” - появился “желœезный занавес”, возникло противостояние капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. “Холодная война” продолжалась с 46 ᴦ. до начала 90-х годов. Противостояние сторон обострилось в 47 ᴦ. после выдвинутого плана Маршалла (госсекретарь США). Программа предусматривала экономическую помощь европейским странам, пострадавшим в годы 2 мировой войны. СССР и страны народной демократии были приглашены для участия в конференции, но Советский Союз расценил данный шаг как антисоветский (попросту данный план ставил под угрозу влияние СССР на страны Восточной Европы и отказался от участия, по его настоянию отказались и страны Восточной Европы, т.к. их участие будет рассматриваться как враждебное действие. Проявлением “холодной войны” стало формирование военно-политических блоков. В 49 ᴦ. был создан Североантлантический союз (НАТО), образование его способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. Противостояло НАТО, созданная в 45 ᴦ. Организация Объединœенных Наций (ООН). Эта международная организация объединяла 51 государства. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Советские представители выступали с предложениями о сокращении вооружения и запрещение атомного оружия. О выводе иностранных войск с территории чужих государств. Все эти предложения блокировались представителями США. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гᴦ. в связи с корейской войной. В 50 ᴦ. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителœей это объединœение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря. в данном регионе Азии.

В период подготовки и ходе военных действий СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. По настоянию Сталина руководство КНР (Китай) направило в Северную Корею несколько военных дивизий для участия в боевых действиях. Война была прекращена в 53 ᴦ. после дипломатических переговоров. В 49 ᴦ. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) с центром в Москве. Одна из причин организации СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. В состав СЭВ входили: Албания (до 61 ᴦ.), Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния, а с 49 ᴦ. - Германия. Сотрудничество СССР со странами Восточной Европы были противоречивы и конфликтны. СССР стремилось навязать свои модели построения социализма. Конфликт с Югославией произошел из-за отказа Югославии от участия в федерации с Болгарией, данный путь предлагали сов. руководители. Вместе с тем, Югославия отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях

с СССР по вопросам национальной внешней политики. В 49 ᴦ. СССР разорвала дипломатические отношения с Югославией. В данный период окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система, формировалась мысль о крайне важно сти перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из этой ситуации. В 55 ᴦ. в Варшаве был подписан договор СССР и стран “социалистического лагеря о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Задачи ОВД – обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.К концу 50-х ᴦ. СССР была связана торговыми договорами с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами “третьего мира” (развивающимися странами) – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др.
Размещено на реф.рф
За время пребывания Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В серединœе 50-х ᴦ. во взаимоотношениях государств чаще появляются конфликты. Одно из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. Имели место попытки диктата со стороны СССР и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, к примеру, в Венгрии в октябре 56 ᴦ. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали вывода советских войск с венгерской территории. Восстание было подавлено объединœенными вооруженными силами государств – участников ОВД. В конце 50-х ᴦ. осложнились отношения с Китайской Народной Республики (КНР) Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских баз. В ответ Союз отказался от выполнения соглашения о сотрудничестве 2-х стран в области ядерной физики, подписанного раннее.

_____________________________

Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешняя политика СССР в 1945-1953. Холодная война." 2017, 2018.

Весь период внешнеполитической истории Советского Союза второй половины XX в. принято называть эпохой холодной войны со странами капиталистического Запада. Однако отношения СССР с его идеологическими оппонентами складывались по-разному: моменты острой напряженности сменялись периодами "разрядки", когда удавалось достичь определенных компромиссов.

Положение СССР на международной арене после победы в Великой Отечественной войне заметным образом окрепло. Уже в 1945 г. руководству страны удалось наладить дипломатические отношения с теми государствами, которые до тех пор официально не признавали Советский Союз.

При этом сразу же по окончании войны в мировой политике начала складываться так называемая биполярная система. Ряд стран оказались в зоне прямого влияния США и государств Западной Европы, другие же тяготели к Советскому Союзу. В частности, правительства семи стран Центральной и Юго-Восточной Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния. Чехословакия и Югославия) провели крупномасштабные экономические реформы, включавшие в том числе национализацию банков, крупной промышленности и транспортной системы, а также преобразования в аграрном секторе, в результате чего в этих странах установились так называемые режимы народной демократии, идеологически близкие к СССР. В 1947 г. для координации совместных действий ими было создано Коминформбюро (Коммунистическое Информационное бюро). В уставных документах организации впервые был четко сформулирован принцип разделения мира на два противоборствующих политических лагеря – демократический и империалистический.

В короткие сроки к демократическому лагерю путем подписания договоров о дружбе и взаимопомощи с СССР присоединились Германская Демократическая Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Китай, а впоследствии и другие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В связи с последовавшими санкциями стран Запада, переросшими в полный бойкот экономических отношений с СССР и государствами ЦЮВЕ, в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), объединивший Советский Союз, Албанию (вышла из СЭВ в 1961 г.).

Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию и Чехословакию. Несмотря на различия в представлениях о путях построения социализма, коммуникации в рамках СЭВ позволяли этим странам активно взаимодействовать по экономическим, культурным вопросам, реализовывать совместные международные инициативы. Тем не менее слишком явное давление СССР на лидеров региона вызывало в руководстве отдельных стран неприкрытый протест. В частности, Югославия отказалась от навязываемого ей проекта федерации с Болгарией и разорвана договор об обязательных консультациях с СССР но вопросам национальной внешней политики. В ответ на эти действия уже в августе 1949 г. Советский Союз прекратил с ней дипломатические отношения.

Важно знать

Вторая половина 1940-х гг. характеризовалась началом формирования системы блокового противостояния. В 1949 г. возник Североатлантический союз (НАТО), куда первоначально вошли США, Канада и ряд государств Западной Европы. Советский Союз в этот период еще не создал собственного военно-политического блока, предпочитая использовать возможности созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. С трибуны ООН советские делегаты могли публично критиковать своих идеологических оппонентов, призывать к запрещению атомного оружия и сокращению прочих видов вооружения. Однако постепенно приходило понимание, что бороться с противником исключительно силой слова невозможно.

Международная ситуация обострилась из-за конфликта между двумя государствами Корейского полуострова. В 1950 г. руководство КНДР при поддержке СССР предприняло попытку вооруженного вторжения в Южную Корею. Война, продолжавшаяся вплоть до 1953 г., послужила катализатором нарастания непреодолимых противоречий между двумя идеологическими лагерями, политически разделившими мир практически пополам.