Что общего у административного и трудового права. В чем заключается административное и трудовое право

Предметом административного права являются отношения по прохождению службы сотрудниками МВД, ФСБ, уголовно-исполнительной системы и другими. Данные отношения также связаны с трудовой деятельностью лиц, состоящих на службе. Однако этот вид трудовой деятельности имеет свои особенности. Прежде всего следует заметить, что служебные обязанности зачастую не ограничиваются рамками выполнения конкретной трудовой функции, их диапазон гораздо шире. Миронов В.И. Трудовое право России - М.: «Юристъ», с. 21, 2004г. У проходящих службу гораздо меньше прав, чем у работников, и намного больше обязанностей. Хотя и на трудовую деятельность указанных лиц нормы трудового права могут быть распространены как минимум по аналогии.

При прохождении службы применяются нормы об учете рабочего времени, предоставлении времени отдыха и другие. Прохождение службы, в том числе военной, должно строиться на общих принципах привлечения к труду, провозглашенных в ст. 37 Конституции РФ, и международно-правовых нормах. Например, с соблюдением права свободно распоряжаться своими способностями к труду. В перспективе и на лиц, проходящих службу, должно распространяться трудовое законодательство с отдельными ограничениями, что соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

В предмет административного права входят и отношения, возникающие в связи с реализацией властных полномочий компетентными государственными органами по применению административных санкций. Зачастую и работодатели присваивают себе функции по привлечению работников к ответственности в виде штрафа. Такие действия представителей работодателя вытекают из трудовых отношений, поэтому их обжалование происходит по правилам, установленным для рассмотрения заявлений по трудовым спорам.

Способы, входящие в метод административного права, также позволяют отграничить эту отрасль от трудового права. Способы, входящие в метод административного права, носят императивный характер, поскольку обязанности по прохождению службы определяются, как правило, не в договорном порядке, а путем предписаний полномочных органов и должностных лиц. Работник подчиняется законным распоряжениям работодателя в течение рабочего времени. Временем отдыха он распоряжается по собственному усмотрению. Способы проявления властных полномочий при прохождении службы гораздо шире. В частности, проходящий службу по приказу полномочного лица может быть привлечен к исполнению служебных обязанностей и за рамками нормальной продолжительности рабочего времени, то есть в период, когда он должен отдыхать. Таким образом, административная власть распространяется на лиц, проходящих службу, и за рамками служебной деятельности. Однако и ее проявления не должны вступать в противоречие с законодательством.


Еще раз повторим, что трудовое право, строго говоря, не выделялось из гражданского или административного права. В конце XVIII - первой половине XIX в. трудовые отношения регулировались в рамках гражданского права. До этого преобладающая отраслевая принадлежность норм, регулирующих трудовые отношения, колебалась от административного к гражданскому праву, причем в рамках первого это осуществлялось длительное время. К тому же ученые в последнее время соотношению трудового и административного права уделяют гораздо меньше внимания, что не всегда обоснованно.
Начнем наш обзор с русского экономиста и юриста Н.Х.Бунге (1823-1895 гг.). Он, юрист по образованию, преподавал административное право, и являлся одним из ведущих специалистов в этой отрасли. Интерес к этой личности сегодня значительно возрос. Для нас немаловажно и то, что он долгие годы был на высших государственных должностях, где его административно-правовые воззрения отчасти нашли практическое применение. Это коснулось и государственного регулирования "трудовых отношений. Его взгляды были основаны на следующих посылках. Во-первых, при наличии непрочных уз между работниками и работодателями необходимо установить правопорядок, доставляющий работникам более прочное общественное положение. Во-вторых, государство может и должно контролировать трудовые отношения через соответствующий орган, которым стала впоследствии фабричная инспекция. Характерно, что
Н.Х.Бунге сразу же отверг французский вариант, где надзор осуществляли комиссии, составленные из самих владельцев предприятий. По его мнению, в них могли входить только независимые служащие. Все проблемы могли решаться только соединением усилий государства, работодателей и работников. В-третьих, компенсации рабочим за увечья не могут выплачиваться на гражданско-правовой основе с обязательным доказыванием вины предпринимателя, а должны осуществляться путем страхования трудящихся, по меньшей мере, с участием государства. В-четвертых, он не отрицал свободы договора в рамках закона, но, вслед за А.Смитом, видел право рабочих на забастовку. Центр тяжести всего рабочего вопроса виделся ему в повышении благосостояния рабочих, в том числе через их участие в прибылях и привлечении рабочих к управлению предприятием. Надо отметить, что Н.Х.Бунге выступал против попечительства в отношении рабочих, как и против административного произвола и открытого давления на работодателей даже во имя достижения благих целей. Именно как административист он считал, что все трудовые споры должны решаться только в рамках закона, где третьей стороной может и должно стать государство в лице уполномоченных органов, прежде всего фабричной инспекции и судов.

Само содержание полицейского (административного) права в начале XX в. понималось иначе, чем сейчас. Его предмет трактовался как внутреннее управление, а под последним подразумевалась совокупность различных проявлений деятельности государства, направленных к обеспечению задач, присущих ему, как правомерно- му7йб. В сфере его действия оказывались союзы и собрания (в том числе профсоюзы и забастовки), общественное презрение и благотворительность (с зачатками социального обеспечения), а также фабричное законодательство (или публичное трудовое право). Очевидно, что выделение последнего было в то время вполне обоснованно. В этой части исследования русских административистов от- личались достаточной полнотой и точностью. Специально стоит отметить В.Ф.Дерюжинского, давшего вполне адекватное определение фабричного законодательства, как совокупности норм, «ближайшим образом регулирующих взаимные отношения предпринимателей и рабочих и ограждающих интересы последних от неблагоприятного влияния современных условий крупного производства» . Впоследствии, как уже неоднократно подчеркивалось, Л.С.Таль в структуре нарождающейся отрасли трудового права выделил публичное трудовое право и частное трудовое право. Таким образом, трудовое право генетически связано с административным правом.
Но любой излишне административный уклон в трудовом праве немедленно давал отрицательный результат. Например, популярная некогда идея патронажа в сфере трудового права в итоге совпала с государственным попечительством. И.Я.Гурлянд, ученый- административист, профессор Демидовского юридического лицея, а впоследствии близкий сподвижник П.А.Столыпина, был ее горячим проводником. Провозглашенная им цель была вполне благая - «определить идею законного покровительства, т. е. такого, которое может быть юридически сконструировано». Казалось бы, здесь прямой выход на социальное законодательство, ибо главная идея патроната «защита слабого со стороны сильных». Он выделял самопожертвования (взаимопомощь), пожертвования (благотворительность) и покровительство, т. е. присоединение слабого к себе через попечительство и патронат. В итоге между последними так и не удалось провести правового различия, кроме как по источникам (для попечения - договор, для патроната - закон) и качеству слабости, взывающей о защите. Если при попечении покрывается слабость физическая и экономическая, то при патронате - только юридическая, параметры которой установлены в самом законе. В итоге патронату было дано следующее определение: «... это идея такой защиты, ко- торая в виде той или иной общности интересов оказывается юридически слабым со стороны юридически сильных с целью дать первым возможность приспособиться к процессу приспособления к жизни, устанавливается самим законом и, наконец, определяется совокупностью прав и обязанностей с каждой стороны... реализует основную цель полицейского права - установление условий для всесто-
роннего развития индивида» . Такое определение позволяет, с одной стороны, выйти на проблемы государственного регулирования трудовых отношений, страхования рабочих с участием государства, систему государственных пособий, мероприятия государства по борьбе с безработицей. Но, с другой стороны, это позволяет обосновать мелочную опеку рабочих и подробную регламентацию их отношений с работодателями, т. е. то же пресловутое государственное попечительство.
Эта теория государственного попечительства в трудовых отношениях была реализована в политике первого в мире социалистического государства, государства рабочих и крестьян. Советское трудовое право, о чем мы писали в первом очерке данного издания, сформировалось как публичная отрасль права с доминирующим государственным централизованным регулированием трудовых отношений.
Теория современного российского трудового права не отрицает необходимости государственного регулирования трудовых отношений. ТК РФ основан на единстве нормативного и договорного регулирования трудовых отношений. Между тем остаются проблемы «пограничного» взаимодействия трудового и административного права. Одной из таких проблем является правовое регулирование труда государственных служащих, о чем уже говорилось нами выше.
Регулирование трудовых отношений государственных чиновников традиционно относилось к предмету полицейского (административного) права. Как уже указывалось, в ходе дискуссии о предмете и методе советского права в 1938-1941 гг. ученые-административисты заняли в целом сдержанную позицию, не претендуя на охранительный блок трудоправовых норм. Но в советский период правовое ре- гулирование труда государственных служащих долгое время оставалось «ничейной областью», и в настоящее время его отраслевая принадлежность только определяется. Некоторые современные исследователи, например Е.Б.Хохлов, ранее настаивали на его регулировании «если не исключительно, то преимущественно в публично- правовом порядке». Другие ученые-трудовики придерживаются прямо противоположного мнения, подчеркивая принадлежность таких общественных отношений к предмету трудового права. При этом для нас, как и многих ученых-трудовиков, очевидно, что «сама природа управления в государственной сфере и в сфере труда различна: государственное управление жестче, в сфере труда управляющий и управляемый связаны договорными отношениями, работники в установленных пределах участвуют в управлении производством. Поэтому управленческие отношения в процессе труда выходят за пределы административного права и регулируются правом трудовым»773. Российский законодатель, к сожалению, занимает непоследовательную позицию. Заявив о трудоправовой природе отношений в сфере государственной службы в рамках Федерального закона «Об основах государственной службы» (1995 г.), впоследствии от этой позиции отказывается и признает административно-правовую природу этих отношений (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.).
Правовым регулированием трудовых отношений государственных служащих не исчерпываются пограничные сферы взаимодействия трудового и административного права. Как мы уже отмечали, отношения по трудоустройству (занятости) характеризуются постоянным и неизбежным соседством и взаимообусловленностью трудовых и административных, правоотношений. Расширение трудовой миграции в условиях глобализации экономики поставили на повестку дня вопросы защиты трудовых прав мигрантов. Это тоже «пограничная сфера трудового и административного отраслей права. Перечень можно продолжить, но очевидно, что трудовые договоры, заключаемые работниками в так называемых пограничных сферах действия трудового, гражданского или административного законодательства, не укладываются в рамки юридической конструкции «типичного» трудового договора. Мы не признаем существования смешанных межотраслевых договоров о труде. К этому вопросу мы вернемся еще раз, когда будем рассматривать теорию трудового договора. Здесь же мы ограничимся предварительным выводом о вариантах решения поставленной проблемы. Эти варианты можно свести к двум основным. Во-первых, трудовым законодательством предусматриваются особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников на основе принципа единства и дифференциации правового регулирования труда (договоры о заемном труде, трудовые договоры с мигрантами, договоры с руководителями организаций и др.). Во-вторых, отношения по применению труда регулируются гражданским (договоры подряда, на оказание услуг и т. д.) или административным (служебные контракты) законодательством. Трудовое законодательство применяется к этим отношениям в субсидиарном порядке в случаях, предусмотренных законом и (или) договором.

  1. Формирование отношений как результата реализации работы одним человеком в интересах другого. Внедрить такое сотрудничество в предмет ТП удается по той причине, что участие принимает двое или более субъектов.
  2. Формирование сотрудничества в ходе реализации трудового функционирование работников с конкретными трудовыми обязательствами.
  3. Между участниками сотрудничества ТП процесса отсутствует понятие равноправия.

Трудовое право

Основным отличием административно-правовых отношений от отношений трудовых является следующее: если для административного права характерно наличие только вертикальных связей, организуемых по принципу власти-подчинения, т.е. субъекты административных правоотношений всегда находятся в неравноправном положении, то организационно-управленческие отношения, которые входят в предмет трудового права, имеют договорную основу и добровольно возникают между субъектами, обладающими равными правами.

Схожими чертами с трудовым правом обладает административное право, особенно институт государственной службы, предметом которого является осуществление государственно-управленческих отношений государственным служащим. Основное отличие от трудового права состоит в том, что трудовые отношения возникают на основании индивидуального трудового договора и характеризуются равноправием сторон, а отношения в сфере государственной службы возникают на основании административного акта о назначении на должность, и при этом строятся на жесткой системе власти и подчинения.

В чем заключается административное и трудовое право

Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы).

Административное. осуществляя регулятивную функцию. использует ряд правовых средств (способов) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений. Эти юридические средства называются методами правового регулирования административно-правовых отношений.

Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)

Одну отрасль права принято отличать от другой по предмету и методу правового регулирования. Правильное разграничение отраслей права имеет не только теоретическое, но и практическое значение, оно позволяет определить нормы отрасли права, направленные на регулирование возникших отношений.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права

Так как трудовое право регулирует не все отношения по ис-пользованию труда в обществе, на практике часто трудно отли-чить отношения по труду, регулируемые трудовым правом, и отношения, регулируемые смежными с трудовым правом отрас-лями: административным и гражданским правом, а также пра-вом социального обеспечения. Сходство предмета и метода ука-занных отраслей часто затрудняет выяснение правовой приро-ды тех или иных фактических отношений, что нередко влечет за собой нарушение закона в правоприменительной практике. Поэтому важно иметь ясное представление о том, что входит в предмет каждой из упомянутых отраслей и в чем состоит сход-ство и различие в объекте правового регулирования.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права в области трудовой деятельности

4. Защитная функция . Касается реализации конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми законными способами, включая право на забастовку. Она выражается в установлении нор­мального уровня условий труда, в порядке разре­шения индивидуальных и коллективных трудовых споров и вос­становлении нарушенных трудовых прав.

Отличие трудового права от смежных отраслей права

От административного права: Административное право регулирует общественные отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. А трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие непосредственно при применении труда наемных работников в производственной и иной деятельности, а также другие, связанные с ними общественные отношения.

Чем отличается трудовое право от административного права

1) по предмету: государственно-управленческая деятельность Российской Федерации, составляющая предмет административного права‚ носит универсально-властный характер. Субъекты всегда находятся в отношениях власти и подчинения. Организационно-управленческие отношения трудового права основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах.

Основные отрасли права 1. Гражданское право; 2. Трудовое право; 3. Семейное право; 4. Административное право; 5. Уголовное право.

Гражданское право Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между разными организациями(юридическими лицами) и гражданами, а также между отдельными гражданами. Область применения: 1. Имущественные отношения(приобретение товаров, найм, займ, дарение и т. д.) ; 2. Личные неимущественные отношения(связанные с имуществом(при создании произведений лит-ры и искусства)/ не связанные с имуществом(защита чести, достоинства, деловой репутации и т. д.))

Субъектами гражданско-правовых отношений могут быть: Физические лица(граждане РБ, иностранные граждане, лица без гражданства); Юридические лица(организации); Государство(в отдельных случаях).

Особенности Гражданского кодекса РБ: Принят в 1999 г. Основные принципы, определяющие и регламентирующие гражданские отношения, изложены в ст. 2 Гражданского кодекса(верховенство права, равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора и др.) Государственное вмешательство в частные дела возможно только если это происходит в интересах нац. безопасности, общественного порядка и т. д.

Гражданская правоспособность и дееспособность Правоспособность – способность человека быть носителем разрешённых законом субъективных прав и обязанностей(признаётся за всеми гражданами РБ независимо от пола, национальности и т. д. , возникает в момент рождения и прекращается со смертью человека). Дееспособность – способность человека своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также исполнять гражданские обязанности, способность лично совершать различные юридические действия(в отличие от правоспособности связана с совершением гражданином осознанных целенаправленных действий – в полном объёме по достижении 18 лет). Несовершеннолетние до 14 лет – вправе самостоятельно совершать мелкие сделки, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо гос. регистрации. (покупка игрушки, школьных принадлежностей и т. д.) С 14 до 18 лет объём дееспособности значительно больше(право на авторство, распоряжение своим заработком, стипендией и т. д.)

Трудовое право Отрасль права, регулирующая трудовые отношения между нанимателями и работниками, устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, защищает права и интересы работников и нанимателей. Функции трудового права: 1. Социально-правовая защита работников; 2. Защита законных прав и интересов нанимателей; 3. Согласование интересов работников, нанимателей и гос-ва в сфере социално-трудовых отношений.

Трудовой договор Соглашение между нанимателем и работником об условиях работы и её оплаты. Заключается при устройстве на работу. Необходимы следующие документы: Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; Трудовую книжку(за исключ. Впервые поступающих на работу); Диплом или иной документ об образовании; Документы воинского учёта(военнообязанные и лица, подлежащие призыву на воинскую службу); Направление на работу(если специалист прибыл по распределению учебного заведения); Заключение МРЭК о состоянии здоровья(для инвалидов).

Права и обязанности работников и нанимателей Работник Работник имеет право на: Выбор работы Здоровые и безопасные условия труда Уважение Объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку Обеденный перерыв, выходные дни, отпуск Судебную и иную защиту судебных прав. Работник обязан: Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности Выполнять правила внутреннего распорядка, письменные и устные приказы нанимателя, не противоречащие законодательству Соблюдать технику безопасности Поддерживать рабочее место, оборудование в исправном состоянии, порядке и чистоте Наниматель имеет право: Заключать и расторгать трудовые договоры с работниками Вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры Поощрять работников Требовать от работников выполнения условий трудового договора и правил внутреннего распорядка Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности Обращаться в суд для защиты своих прав. Наниматель обязан: Ознакомить работника с порученной работой, условиями и оплатой труда Оформить заключение трудового договора Обеспечить трудовую и производственную дисциплину Провести вводный инструктаж по охране труда Обеспечивать здоровые и безопасные условия труда Своевременно выдавать зарплату в оговоренных размерах.

Трудовая дисциплина Обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей устанавливается дисциплинарная ответственность. Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, занятых на работе с вредными условиями труда, устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени – не более 35 ч в неделю. Для работников моложе 18 лет законом тоже определена сокращённая продолжительность рабочего времени: 14 -16 лет – не более 23 ч в неделю, 16 -18 лет – не более 35 ч в неделю.

Порядок прекращения трудового договора, соглашения: Расторжение в случае: Ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности штаба работников; Несоответствия работника занимаемой должности; Систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей; Прогула(в т. ч. отсутствия на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительной причины; Появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических веществ или токсических веществ в рабочее время или по месту работы. Однократное грубое нарушение охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников.

Семейное право Отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие при заключении и расторжении брака, а также в процессе семейной жизни граждан. В соответствии с семейным законодательством РБ, не допускается заключение брака: Между людьми, из которых хотя бы один уже состоит в другом браке; Между близкими родственниками, а также между усыновителями и усыновленными; Между людьми, между которыми хотя бы один признан судом недееспособным в следствие душевной болезни или слабоумия.

Права и обязанности супругов: По Кодексу РБ о браке и семье, супруги имеют право: Совместно решать все вопросы брачных и семейных отношений; Право на выбор фамилии при заключении брака; Право на свободный выбор занятий, профессий, и места жительства.

Права и обязанности родителей и детей: Личные неимущественные права и обязанности родителей по определению: собственного имени, отчества, фамилии детей; гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве; места жительства детей; воспитания детей, осуществлению ухода и надзора за ними; осуществлению представительства от имени своих детей; обеспечению защиты прав и законных интересов детей. Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании, и подготовке к самостоятельной жизни. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Дети в свою очередь обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Административное право Отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления. Субъектами административно-правовых отношений являются: органы исполнительной власти и их должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. Административное правонарушение – противоправное виновное деяние, за которое установлено административная ответственность. Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. К числу признаков, отличающих административное правонарушение от других видов, относиться определенная общественная опасность, административная противоправность, административная наказуемость.

Виды административных взысканий Вид взыскания 1. Предупреждение 2. Штраф 3. Исправительные работы 4. Административн ый арест Характеристика Официальная, письменная, отрицательная оценка поведения нарушителя. Денежное взыскание Отбываются по месту постоянной работы нарушителя (1 -2 месяца) Содержание нарушителя в условиях изоляции (до 15 суток).

Виды административных взысканий Вид взыскания Характеристика 5. Лишение Применяется за грубые нарушения специального права порядка пользования этим правом. Применяется при совершении 6. Лишение права заниматься определенной деятельностью 7. Конфискация административного правонарушения, связанного с деятельностью, на которую требуется лицензия (от 6 месяцев до 1 года). Принудительное безвозмездное обращение в собственность государству дохода

Виды административных взысканий Вид взыскания 8. Депортация Характеристика Административное за пределы 9. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения РБ. Принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов административного правонарушения (товаров и / или транспортных средств)

Обстоятельства, отягчающие ответственность за административный проступок: Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование прекратить его; Совершение административного правонарушения повторно; Вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; Совершение административного правонарушения группой лиц; Если преступление было совершенно: в условиях стихийного бедствия или при других ЧО; по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни; в отношении женщины, беременность которой заведомо известна правонарушителю; с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием, о чем известно правонарушителю; В состоянии алкогольного, наркотического и др. опьянений.

Уголовное право Совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для сложившейся системы общественных отношений. Преступление – самое серьезное правонарушение. Наказание является мерой уголовно-правового воздействия, применяемое по приговору суда к лицу, осужденному за преступление и носит принудительный характер. Наказание влечет также правовое последствие, называемое судимостью, которое связано с определенными ограничениями прав личности после отбытия наказания.

Цели и виды наказания: Цели: Охранительная; Воспитательная; Профилактическая. Наказания: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; арест; ограничения свободы; направления в дисциплинарную воинскую часть (для военнослужащих срочной службы); лишение свободы; расстрел (высшая мера наказания – за умышленное лишения человека жизни при отягощающих обстоятельствах).

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность: Защита жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, а также интересов общества или государства от общественного опасного посягательства без превышения пределов необходимой обороны; Задержание лица, совершившего преступление, передача его органам власти и пресечение возможности совершения им новых преступлений; Исполнение приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке (уголовную ответственность несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение). Необходимая оборона – правомерное причинение вреда при защите интересов личности, общества и государства от опасных посягательств. Самооборона – означает, что обороняющийся устраняет посягательство сам, своими силами.

Обстоятельства, отягощающие уголовную ответственность: Совершение преступления с особой жестокостью или издевательством; Сознательное нарушение установленных правил безопасности, приведшее к совершению преступления; Использование в преступных целях условий общественного бедствия или ЧП; Преступление, совершенные в отношении малолетнего, престарелого человека или лица, находящегося в беспомощном состоянии

Наказания за преступления, совершенные несовершеннолетними: Виды наказаний Общественные работы Штраф Лишение права заниматься определенной деятельностью Характеристика наказаний От 30 до 180 часов с 16 лет, продолжительностью в день не более 3 -х часов и не более 3 -х дней в неделю. Если совершивший преступление имеет самостоятельный заработок или имущество С 16 лет, от 1 до 3 -х лет.

Наказания за преступления, совершенные несовершеннолетними: Виды наказаний Исправительные работы Арест Ограничение свободы Лишение свободы Характеристика наказаний С 16 лет, от 2 -х месяцев до 1 -го года по месту работы. Проводится удержание части заработка осужденного в доход государству (5 -15%). Лицу мужского пола до 16 лет (15 суток – 3 месяца) До 18 лет, от 6 -ти месяцев до 3 -х лет. До 18 лет, срок не может превышать: за менее тяжкое преступление – 3 года, за тяжкое преступление – 7 лет, за особо тяжкое – 10 лет, за особо тяжкое, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека – 15 лет.

Правоохранительные органы РБ: Суд (Конституционный Суд, общие суды, хозяйственные суды); 2. Прокуратура (единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов); 3. Органы юстиции (Министерство юстиции и подчиненные ему управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, государственные нотариальные конторы и частные нотариусы, ЗАГСы и другое); 1.

Правоохранительные органы РБ: 4. Органы внутренних дел (милиция) 5. Органы государственного контроля (Комитет государственного контроля); 6. Органы государственной безопасности (Комитет государственной безопасности РБ и управления данного Комитета по областям); 7. Налоговые органы; 8. Таможенные органы.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. Они сосредоточены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Страницы истории

Гражданские (личные) права – принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19–25; 27–29; 45–54; 60; 62): право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.

Отрасли права

Административное право – отрасль права, которая состоит из норм, регулирующих общественные отношения и складывающихся в сфере административного управления. Нормы административного права закрепляют принципы государственного управления, регламентируют процедуру создания и правовой статус его органов, определяют порядок прохождения государственной службы, права и обязанности служащих государственного аппарата.

Тема 10

В качестве объектов гражданских правоотношений выступают вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Тема 10

17 о и второй участни в праве требовать от перво о исполнения этой обязанности. Сдел а действие раждан и юридичес их лиц, направленное на установление, изменение или пре ращение ражданс их прав и обязанностей. Наименование вида Односторонние Двухсторонние, мно осторонние Возмездные Безвозмездные Реальные Консенсуальные (от лат. consensus со ласие) Казуальные (от лат. casus случай) Абстра тные Условные Виды гражданско-правовых сделок Е о с щность Для их совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, составление завещания или принятие наследства) В их совершении принимают участие (соответственно) от двух и более лиц. Подобные сдел и получили название «до овор» Сдел и, по оторым одна из сторон должна получить плату или иное встречное предложение Сдел и, по оторым имущественное предоставление с одной стороны не обусловлено встречным имущественным предоставлением с дру ой (например, до овор дарения) Сдел и, имеющие под собой он ретное основание (причину) Считаются за люченными с момента передачи вещи (дене) из ру в ру и (например, дарение, заем, хранение) Считаются за люченными с момента достижения со лашения сторон о совершении а их-либо взаимных действий Сдел и, основание оторых остается юридичес и безразличным, т. е. имеют абстра тный хара тер (например, ве сель, оторый представляет собой общее обещание выплатить определенную денежную сумму независимо от основания е о выдачи) Если возни новение или пре ращение прав и обязанностей сторон зависит от обстоятельств, в отношении оторых неизвестно, о да они наступят

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, — земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Договоры, русский язык, история России

— вместо наказания действующее уголовное законодательство предоставляет возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера. В таком случае подросток вообще может быть освобожден от уголовной ответственности и наказания с избранием одной из мер воспитания: предупреждение, передача под надзор, обязанность загладить причиненный вред, ограничение досуга, помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних с девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением.

Тема 10

12 О ончание табл. Наименование вида Дис валифи ация Е о с щность Лишение физичес о о лица права занимать ру оводящие должности в исполнительном ор ане управления юридичес о- о лица, входить в совет дире торов (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательс ую деятельность по управлению юридичес им лицом. Устанавливается на сро от 6 месяцев до трех лет. Назначается судьей Основные понятия и нормы гражданского права Гражданс ое право занимает центральное место среди отраслей, ре улирующих имущественные отношения. Субъе том ражданс их правоотношений являются физичес ие лица (раждане РФ; иностранные раждане; лица без ражданства), юридичес ие лица и публично-правовые образования (Российс ая Федерация; ее субъе ты; муниципальные образования). Юридичес им лицом признается ор анизация, оторая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от свое о имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчи ом в суде. Способность быть субъе том ражданс о о права определяется ражданс ой правоспособностью и ражданс ой дееспособностью. Гражданс ая правоспособность это способность субъе та иметь ражданс ие права и нести обязанности. В Российс ой Федерации правоспособность признана в равной мере за любым ражданином, а из ор анизаций толь о за юридичес ими лицами. Государство, являясь особым субъе том ражданс о о права, та же обладает правоспособностью, особенности оторой определяются ролью осударства. Правоспособность ражданина возни ает с момента е о рождения и пре ращается со смертью. Содержание ражданс ой правоспособности составляют следующие права: иметь имущество на праве собственности; наследовать имущество;

Административное и трудовое право

Эти две отрасли также имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров).

Трудовое административное уголовное гражданское право

Земельное право отразило стремление государства нормализовать обстановку в деревне, снять социальную напряженность. Однако эти изме-нения не затрагивали основных принципов советского земельного права. Так, 30 апреля 1920 года был принят Декрет «О переделах земли», воспре-щающий беспорядочные переделы земли.