Известные мастера конаковского фаянсового завода. Конаковский фаянс: история производства. Производство фаянса в Российской империи


До революции фарфоровых предприятий было намного больше. Какие-то из них пережили своих основателей, какие-то нет, но традиции передавались следующим поколениям и поэтому можно точно сказать, что русский фарфор — это состоявшееся и значимое направление мирового искусства, стоящее в одном ряду с Мейсеном и Севром.

Стоит наверное, начать с Афанасия Кирилловича Гребенщикова, открывшего в 1724 году в Москве завод по производству первых фаянсовых изделий, с характерными массивными размерами и росписью по эмали, напоминавшей западноевропейский и китайский фаянс и майолику того периода. Он производил посуду, используемую в основном высшими слоями общества, но, конечно, это еще не был настоящий фарфор, с тонкими стенками и характерным звоном.

Привлекательные сувенирные изделия также производятся, идеально подходящие для туристов и посетителей. Даже местные жители используют керамику Саравака в качестве подарков во время официальных функций и особых случаев. Незадолго до Первой мировой войны на почтовом отделении были выпущены четыре основных ассортимента.

Тротуарная и мозаичная плитка, черепица и черепица, кровельные и канавочные плиты, дренажные и строительные плитки и другие глазурованные изделия. Самыми известными были поставки важных религиозных и общественных зданий в Вене и города Австро-Венгрии. В период между мировыми войнами, смена собственников, завод стал частью заводов Раковнице в Богемии, где была перенесена большая часть ассортимента, включая машины, поэтому завод в Пошторне упал. В производстве было всего два ассортимента.

Однако, черепок его посуды был беловато-кремовый и напоминал фриттовый фарфор зарубежных производителей. Образцы Гребенщиковских изделий можно посмотреть в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее. Они представляют определенный интерес, как самые старые образцы русского фаянса.

О керамике Гжели мы писали в нашей статье
В 1748 году Д. И. Виноградов открывает на основе гжельских глин рецепт настоящего фарфора. Можно сказать, что именно с этой даты начинается история русского фарфора.
Гжельский промысел не был централизованным предприятием под единым руководством. Это всегда были множественные артели по производству посуды для широкого употребления. Когда к середине XIX века гжельцы изобрели опак — разновидность фаянса отличного качества, у них появилась возможность производить особо тонкую чайную посуду.

Кирпичные изделия канализационные и глиняные изделия. . Во-первых, производство кирпича, а затем производство канализационных труб стали широко распространены и стали одним из основных направлений деятельности компании. В семидесятые и восьмидесятые годы на фабрике почтовых отделений были выпущены следующие основные ассортимент.

Керамогранит химический керамогранит керамогранит. . Первоначально, в качестве дополнения к химическим керамическим изделиям, садовая керамика начала расти, объем которой постепенно увеличивался и стал основным элементом экспорта. Поворот века в общество стал 1990-х годов. Компания контролирует несколько технологий глиняной посуды и может гибко реагировать на потребности клиентов из-за особых требований. Кроме того, в последнее десятилетие он также ввел технологию производства путем литья из чугуна.

Здесь следует уточнить терминологию. Фарфор от фаянса химически отличается, в первую очередь, большим количеством каолина в составе, что делает его не только звонким и поющим, как хрусталь, но и имеющим минимальное водопоглощение. Практически фаянс от фарфора отличается более толстыми стенками и наличием кракелюра на глазури, что как раз обусловлено его повышенной способностью впитывать воду и разрушаться. Также фаянс не прозрачен, а любое фарфоровое изделие способно пропускать свет. О звуке мы уже говорили — фарфоровое изделие звенит при прикосновении, а фаянс издает глухой звук.

Нынешнее производство компании состоит в основном из небольших серийных и специализированных производств в следующих основных ассортиментах. Тротуарная плитка, черепица, глиняный кровельный канализационный камень, керамика для глиняной посуды и полезная керамика специальные химические глиняные штукатурки, фитинги и основания для конденсата, раковины для установки в мебель для ванной комнаты. Поставки из Пошторны направляются как в полярный круг в Швецию, так и в жару Кувейта, и поэтому компания успешно следит за традициями экспорта знаменитого завода в Лихтенштейне с прошлого и прошлого века.

Опак — это материал очень близкий к фарфору. Его водопоглощение практически сравнялось с фарфором и именно благодаря повышенной плотности черепка, из него можно делать тонкие изделия, с глубокой проработкой деталей.
Фарфор, изобретенный Виноградовым начинает выпускаться на Императорском фарфоровом заводе и очень быстро завоевывает популярность, начиная соперничать с Мейсеном и Севром.

Вообще, все мировые фарфоровые мануфактуры принадлежали к двум типам: поддерживаемые королевскими домами и полностью самостоятельные коммерческие предприятия. В Нидерландах, Германии, Дании, Австрии, Франции, Италии фарфоровые производства поддерживались членами королевской семьи и существовали за счет финансирования ими. В Великобритании «порцелиновые» предприятия существовали целиком и полностью, как коммерческие предприятия и максимум, что для них делалось — это размещались заказы от правящих династий.

В России одинаково преуспевали и те и другие. Периоды существования российских фарфоровых предприятий очень разные — от пары десятилетий до нескольких столетий. Некоторые из них существуют до сих пор, некоторые ненадолго пережили своих основателей и закрылись или слились с другими существующими предприятиями.
Примером полностью самостоятельного российского предприятия могут быть заводы Гарднера, Кузнецова и Попова.

Предприятие Гарднера — это производство, существовавшее благодаря личности своего основателя и проданное после его смерти фарфоровому магнату Кузнецову, чье имя в фарфоре стало нарицательным. Кузнецовский фарфор — это такой же бренд, как и Ломоносовский фарфор (он же Императорский).
Тем не менее предприятие Гарднера существует до сих пор и носит теперь имя «Фарфор Вербилок» .

Франц Яковлевич Гарднер открыл свое предприятие в 1766 году на базе существующего предприятия Николая Урусова, на чьих землях стояла фабрика. Своей задачей Гарднер видел «импортозаместить» иностранный фарфор, в первую очередь Мейсенский. И ему это вполне удалось.

Гарднер выписал из Швейцарии профессора Женевского Университета Франца Гаттенберга в качестве технолога и мастеров из Мейсена, а к 1783 году уже получил право ставить на свои изделия изображение московского герба за изготовление для императрицы Екатерины II четырех сервизов для приемов в честь кавалеров Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского орденов.

К моменту смерти Франца Гарднера его предприятие считалось лучшим в России частным фарфоровым заводом, имеющим не только высочайшее качество продукции, не уступающее зарубежным аналогам, но и обладающим огромной коллекцией уникальных форм, сделанных по моделям высокой художественной ценности.

Однако, ко второй половине XIX века предприятие деградирует и в 1891 году наследники Гарднера продают его Матвею Кузнецову, который вносит предприятие в свою копилку фарфоровых мануфактур, коих у него было к тому моменту уже четыре: Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (1841 год), Дулевский фарфоровый завод (1832 год), Фарфоровый завод Ауэрбаха (1870 год) и Будянский фаянсовый завод (1887 год).

Династия Кузнецовых являлась выходцами из Гжели. Основатель династии, Яков Васильевич Кузнецов не только создал успешное керамическое предприятие, но и воспитал достойных наследников, способных продолжить и развить его дело.

Дулевский фарфоровый завод , существующий по сей день, был основан в 1832 году сыном Якова Васильевича Терентием Яковлевичем Кузнецовым, который перенес семейное предприятие из Гжели в Дулево. Уже за первые двадцать лет работы предприятие стало ведущим производителем фарфора в России. Основным покупателем Дулевского фарфора были азиатские страны, в которых он успешно конкурировал с западноевропейскими аналогами. Ассортимент Дулево, что тогда, что сейчас был разнообразнейшим.

Кроме собственно фарфоровой и фаянсовой посуды предприятие выпускало майолику , садовую скульптуру, вазы, курительные приборы, садовые и цветочные горшки. Кроме этого производилась и архитектурная керамика: изразцы для печей и каминов, киоты, иконостасы.

Фарфоровый завод Ауэрбаха (сейчас Конаковский фаянсовый завод) был выкуплен Кузнецовым в 1870 году у наследников аптекаря Ауэрбаха, приобретшего в свою очередь свое предприятие у Фридриха Христиана Бриннера, основавшего его в августе 1809 года.

Фридрих-Христиан Бриннер, был аптекарем, приехавшим в Россию из Богемии и пригласившим с Гарднеровского завода мастера Рейнера. Бриннер приобрел у местного помещика Федора Леонтьевича Карабанова участок в 200 десятин. При этом он договорился о праве построить на купленном участке «заведения, какого они роду не были».

В договоре было также разрешение использовать «песок, глину, камень и все до минералов относящиеся... на дачах моих по сю сторону Волги... безденежно». Предприятие прогорело и было выкуплено Ауэрбахом, а затем Матвеем Кузнецовым. Сейчас Конаковский фаянсовый завод выпускает посуду и предметы быта из фаянса.

Еще одно предприятие входившее в огромный холдинг Кузнецова — «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске» , основанная в 1884 году купцом П. А. Никитиным как кирпичный завод. Уже через год основания предприятие полностью переориентировалось на фарфоровую посуду. А в 1894 году вошло в состав «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова».

К началу ХХ века завод полностью прекратил выпуск фаянсовых изделий, переориентировавшись на производство фарфора. Так же, как и Дулевская продукция основной ассортимент шел на экспорт в восточные страны: наборы для плова, пиалы, чайники, блюда. До 70 процентов всех товаров шли в азиатский регион, в том числе за границу.

Сейчас завод носит название Первомайский фарфоровый завод и по-прежнему большая часть продукции поставляется в Узбекистан, Туркмению и Азербайджан.
Кузнецовский фарфор выпускался безупречным по техническому исполнению и с изысканным декором. На всех предприятиях особое внимание Кузнецов уделяет научным разработкам и качеству своей продукции. Известно, что каждая партия сырья проходила контроль и для улучшения качества фарфора принимались решения по закупке более дорогих сортов глины, невзирая на повышение себестоимости.

Матвей Кузнецов ставил своей задачей объединение керамистов России. Он организовывал съезды фарфоровых производителей и создал Союз фарфористов. К 1909 году Матвей Кузнецов начинает объединение своего Союза с Союзом стеклопромышленников.
Кузнецовы стремились к полному выдавливанию из России иностранных производителей для чего активно лоббировали в правительстве соответствующие решения об увеличении таможенных сборов для импортной продукции.

К 1913 году Кузнецовская империя включала в себя восемнадцать заводов и выпускала разнообразной продукции на 11,5 миллионов рублей. Этот оборот составлял практически две трети всего объема керамической продукции всех производств страны. С 1902 года Кузнецовский фарфор стал именоваться поставщиком императорского двора и экспортировался во многие страны мира. Кузнецовский фарфор неоднократно получал разнообразные призы на международных выставках.

Особняком от Кузнецовского фарфора стоит Поповский фарфор , никогда не входивший в холдинг Кузнецова, но не менее именитый и просуществовавший более полувека под управлением Алексея Гавриловича Попова и его сына Дмитрия Алексеевича. Основная часть продукции Поповской мануфактуры, расположенной в деревне Горбуново неподалеку от подмосковного села Хотьково, состояла из вполне ординарной посуды, активно приобретаемой трактирами и другими предприятиями общепита для народа.

Однако, Поповы, кроме такого товара выпускали необыкновенной красоты художественные изделия, экземпляры которых то и дело всплывают на международных аукционах и продаются там за совсем не малые деньги. Изумительной пластики фарфоровые статуэтки пополнили собой сокровищницу мирового искусства.

Пожалуй, можно сказать, что фарфоровые фигурки поповских косарей, прядильщиц, пастухов, модников и модниц, серия неаполитанского театра кукол с Коломбиной и Панталоне не только сравнимы со статуэтками Императорского Фарфорового завода, но и где-то превосходят их по грации и тонкости росписи. Редкая для российской продукции тонкость подглазурной и надглазурной росписи, свойственная поповским фарфоровым статуэткам, ставит их в один ряд с аналогичными изделиями знаменитого Мейсена .

К сожалению, поповское предприятие закончило свое существование вместе со смертью основателей, усугубившееся отменой крепостного права, поскольку все работники фабрики были крепостными, а наследницы Дмитрия Алексеевича Попова не смогли справится с большим производством. В 1865 году фабрика была закрыта.

История русского фарфора насыщена событиями. Число разнообразных фабрик велико, многие из них работают до сих пор, продолжают дело отцов-основателей и поддерживают славу русского фарфора, выпуская очень красивые изделия.

Просим при копировании наших материалов ставить ссылку на наш сайт.

Статья от 24.03.2015

Фарфоровые заводы России. Фарфоровая посуда в России. Цифры и факты.

Производство фарфора в России началось в середине 18-ого века. Поспособствовал этому сам Петр I. Будучи в Германии, он и познакомился с этим удивительным материалом. Посуда из фарфора так сильно его впечатлила, что он тут же задался целью наладить производство посуды из фарфора в России. 1747 год считается годом рождением Российского фарфорового производства.

К сожалению, на сегодня Российский рынок производства фарфора является самым слабым на посудном отечественном рынке. До распада СССР (на 1989 год) в стране было аж 59 заводов, выпускающих продукцию из фарфора. В 2014 году их осталось около 10-ти, причем большая часть из них загружено меньше чем на 20% от максимальной мощности.

ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (ИФЗ)

Безусловным лидером по производству премиального, костяного, тонкостенного фарфора на отечественном рынке, является Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Это единственный Российский фарфоровый гигант, изделия которого признаны и пользуются спросом не только в России, но и за рубежом.

КРАСНОДАРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (КУБАНЬФАРФОР)

"Кубаньфарфор" - единственное в России предприятие, производящее и фарфор, и фаянс.
По мощности и объемам производства среди отечественных фарфоровых заводов Кубаньфарфор занимает первое место. Он занимает самую большую нишу на российском рынке фарфора (на 2008-2010 года его доля была 38%), так как производит посуду в низком ценовом сегменте и сотрудничает с ведущими розничными сетями («Метро», «Ашан», «Магнит», «Окей» и другими).

Это еще один из лидеров Российского рынка по выпуску фарфоровой посуды. В ассортименте есть и сувенирная продукция, и посуда бытового назначения, и специальная серия посуды для HORECA. На протяжении всей истории, Дулевский фарфор сохранил свой неповторимый стиль росписи и неизменно высокое качество выпускаемой продукции. В 2015 году на предприятии началась масштабная модернизация производства: новых цех, новые печи, новый ассортимент.

ГЖЕЛЬСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД

На данный момент времени - это одно из самых крупных предприятий в России по производству фарфора с ручной кобальтовой росписью.

ДМИТРОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД («Вербилки»)

По состоянию на октябрь 2012 года, Фарфор Вербилок - один из четырех действующих фарфоровых заводов в России. В планах развития и модернизации на 2014-2015 годы - приобретение печи прерывистого действия для обжига посуды премиум класса и замена устаревшего формовочного и литьевого оборудования.

ПЕРВОМАЙСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД (Первомайский фарфор)

Большую часть продукции делал на экспорт (около 70%). В 2010 году Первомайский вошел в московский холдинг ИИС-посуда. По данным на 2013 год Первомайский фарфоровый завод признан банкротом. Сейчас ведется поиск нового инвестора.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1032772

СЫСЕРТСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД

Еще один завод, который находится в плачевном предбанкротном состоянии на 2015 год.

http://znak.com/svrdl/articles/24-03-19-17/103721.html

А еще ранее в 2008 году был закрыт Бугульминский завод, остановлен Туймазинский фарфоровый завод и Октябрьский, закрыт Конаковский фаянсовый завод, законсервирован «Красный пролетарий» (недалеко от Великого Новгорода).
В 2009 году остановлен Богдановический фарфоровый завод. На предприятии модернизировали один из цехов, после чего здесь наладили выпуск низкотемпературного фарфора.

Как вы могли заметить, положение дел оставляет желать лучшего. Производство фарфора в России очень дорогое из-за устаревшего оборудования, высокой цены на энергоносители и отсутствие льгот и субсидий на эти энергоносители.
Сегодня для того, чтобы восстановить и возродить фарфоровые заводы в России, нужны большие долгосрочные инвестиции и управленцы, которые понимают отрасль, и видят тенденции ее развития на 10-15 лет вперед. Будем надеяться, что и то и другое найдется в ближайшее время.