Моторное масло обозначения что обозначают цифры. Классификация и обозначение моторных масел

Синтетическое масло наиболее совершенное по совокупности качеств (пробег между заменами, низкотемпературные свойства и т. д.), но и самое дорогое.

Минералка (mineral, а при отсутствии обозначения - по умолчанию), как правило, требует частой смены (интервал 4–5 тыс. км) и плохо приспособлена для использования в холодное время.

Полусинтетический продукт (semi synthetic) - улучшенная минералка, другой базовой группы.

Классификация моторных масел ACEA (классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей - европейский аналог американской классификации API). А - моторные масла для бензиновых моторов; В - для дизельных. Классификация ACEA разбита на четыре класса: 1, 3, 4, 5 .

Допуски европейских производителей означают, что масло протестировано некоторыми изготовителями автомобилей и рекомендовано ими для своих моделей.

SAE 5W40

179–1

Классификация моторных масел SAE (Общество автомобильных инженеров США). Первая цифра обозначает класс вязкости при отрицательных температурах (W означает winter - зима). Чем она меньше, тем легче масло будет прокачиваться на морозе. Вторая цифра характеризует вязкость при положительных температурах - с ее увеличением растет защита двигателя от износа и, увы, расход топлива. Бывают масла как исключительно зимние (SAE 5W), так и летние (SAE 50).

Прежде чем говорить о классификации и характеристиках этой рабочей жидкости, стоит выяснить о предназначении масла. Оно выполняет важные функции, в число которых входит:

  • качественная смазка всех движущихся компонентов мотора, а также предотвращение ускоренного износа, приводящего к появлению металлической стружки;
  • отведение тепла от двигателя, что исключает его перегрев;
  • обеспечение чистоты в моторе благодаря моющим компонентам в составе;
  • обеспечение работоспособности мотора даже при низких температурах окружающей среды;
  • защита конструкции агрегата от коррозии, окисления и разнообразных продуктов сгорания топлива.

Исходя из этого, необходимо своевременно выполнять замену моторного масла, так как старый продукт не будет справляться со всеми возложенными на него задачами. Каждый автовладелец просто обязан ориентироваться в маркировке продукции. Это позволит приобрести правильный товар.

Существующие классификации

Производители для упрощения покупки конкретного продукта разработали несколько общепринятых классификаций, каждая из которых может предоставить водителю информацию о масле по конкретным характеристикам. В список наиболее распространенных классификаций входит:

  • ILSAC.
  • ГОСТ.
  • ACEA.

Помимо этого, существуют и другие классификации, например, по составу, сезону использования и для конкретных агрегатов. При покупке обязательно стоит ориентироваться на все это, так как использование некорректного масла может привести к серьезным повреждениям в двигателе.

Выбираем масло по составу

Маркировка моторных масел практически всегда содержит информацию о том, на какой основе производится данная жидкость. Здесь вся продукция делится на три больших группы:

  • минеральные (Mineral);
  • синтетические (Fully Synthetic);
  • полусинтетические (Semi Synthetic).

Минеральное масло получается непосредственно из нефти путем перегонки. Оно является полностью натуральным продуктом. К сожалению, в чистом виде оно очень быстро теряет свои свойства, поэтому зачастую производители добавляют различные присадки (моющие, антикоррозийные и тому подобное), которые позволяют увеличить срок службы продукции. Из-за высокой вязкости, такое масло используют в старых автомобилях с большой выработкой. К отличительным преимуществам относится доступная цена.

Самым качественным и долговечным является синтетическое масло. Оно устойчиво к перегревам, практически не окисляется, сохраняет свои характеристики при воздействии низких температур и обладает высокой текучестью. Продукция активно используется в современных иномарках. Однако за такие показатели приходится достаточно высоко платить, поэтому далеко не каждый водитель в денежном плане способен регулярно использовать синтетику.

Компромиссом между двумя вышеописанными вариантами является полусинтетическое моторное масло. Изделия имеют минеральную основу (как правило, до 30 процентов), которая смешивается с синтетическими составляющими. Благодаря такому решению, удается получить продукт, который по своим качествам близкий к синтетике, но при этом имеет более скромный ценник. Достоинством подобной продукции является совместимость практически с любым транспортным средствам.

Расшифровываем SAE

Как вы могли заметить, одной из ключевых характеристик масла является его текучесть и то, при каких температур продукт способен выполнять свое предназначение. Коэффициент вязкости регламентируется SAE. Аббревиатура расшифровывается с английского как « Society of Automotive Engineers», что в переводе означает «общество автомобильных инженеров». Согласно этой классификации, выделяют три типа масел:

  • Зимние. Они имеют максимальную текучесть, что обеспечивает бесперебойный старт мотора даже при минусовых температурах. В маркировке подобной продукции будет присутствовать число и латинская буква W (от слова Winter – «зима»). В магазинах вы можете найти изделия с маркировкой 0W, 10W и так далее.
  • Летние. Данный вид используются только при температурах окружающей среды выше 0 градусов Цельсия. Вязкость этого масла достаточно высокая. Это необходимо для того, чтобы в сильную жару текучесть не превышала предельного параметра, хотя именно из-за этого их использование при минусовых температурах становится невозможным. В маркировке имеется только число 20,30 и так далее. Чем выше показатель, тем выше вязкость изделия.
  • Всесезонные – самая популярная и востребованная продукция, так как может работать и в холодную и в жаркую погоду. Маркировка объединяет в себе два числа, разделенных буквой W, например, SAE 5W-40.

Если вы обладатель относительно свежей иномарки, то подходящее для нее масло вы можете узнать в техническом руководстве к своему автомобилю. Для старых машин следует пользоваться одним правилом – чем больше пробег транспортного средства (или конкретно мотора), тем с большей высокотемпературной вязкостью необходимо покупать изделие.

Как выполнять расшифровку

Расшифровка вязкости масла происходит по двум числам. Первое число говорит о минусовой температуре, при которой мотор без проблем заведется. Узнать эту информацию вы можете из соответствующих таблиц. Например, в изделии 5W40 цифра 5 говорит о том, что для этого масла предельно низкой температурой являются -35 градусов Цельсия. Для самых экстремальных условий используются масла 0WХХ, имеющие температурный минимум на отметке в -40 градусов.

Второе число обозначает максимальную температуру прокачиваемости. Водители могут найти продукцию от XW30 до ХW50. Наиболее популярными и безопасными для большинства моторов являются изделия 5W30 и 5W40. При использовании 0W40 и 0W50 рекомендуется быть острожными, так как они могут повредить конструкцию мотора.

Маркировка по API

При покупке также стоит обращать внимание на маркировку API. С ее помощью производители информируют покупателей о следующей информации:

  • для какого типа мотора предназначен продукт;
  • каковы эксплуатационные характеристики жидкости;
  • для какого года выпуска автомобиля используется это масло.

Расшифровка маркировки автомобильного масла производится согласно следующим данным:

  • Обозначение ЕС (может отсутствовать) идет сразу после аббревиатуры API. Указывает класс энергосберегающих масел.
  • Римские цифры после EC свидетельствуют об уровне экономии.
  • Далее следует информация о типе мотора, для которого используется это масло (S – бензиновый, C – дизельный).
  • Об уровне эксплуатационных свойств говорят латинские буквы от A до N (обозначают низкий уровень). Затем следует вторая буква, и чем выше она стоит, тем выше класс изделия.
  • Для дизельных масел также выделяют в маркировке цифры 2 и 4 в конце, которые делят продукцию на двухтактное и четырехтактное масло.

Посмотреть, за какой год отвечает каждая из буквенных комбинаций, вы можете в специальных таблицах. Как правило, на этикетке имеется круглый значок, который содержит информацию об классификациях SAE и API. В кружочке в центре располагается маркировка по вязкости, а на одном из внешних полукругов размещаются данные по API.

Европейская классификация ACEA

О назначении моторного масла и эксплуатационных свойствах вам также поможет узнать ACEA. Маркировка автомобильных масел по данному стандарту включает в себя следующие обозначения:

  • Латинские буквы «A» и «В» с цифирными показателями, разделенные косой чертой. Информируют о том, что это изделия для бензиновых и дизельных моторов для легковых авто, микроавтобусов и фургонов. Примеры – A1/B1-12, A3/B4-13.
  • Латинская буква «C» с цифрой. Продукт используется в бензиновых и дизельных агрегатах, в которых имеется катализатор отработавших газов. Примеры – C2-12, C4-12.
  • Латинская буква «Е» и цифра – масло для дизельных грузовых автомобилей. Примеры – E4-12, E9-12.

Последнее число указывает год введения, однако на некоторых продуктах в маркировке этого может и не быть.

Как разобраться в ГОСТ

Многие автолюбители предпочитают дополнительно при покупке ориентироваться на ГОСТ, что является хорошей привычкой. Здесь все изделия условно разделяются на группы по кинематической вязкости и эксплуатационным свойствам. Масла по вязкости делятся аналогично SAE на летние (числа от 6 до 24), зимние (от 3 до 6) и всесезонные (комбинируют два числа).

Область применения продукта регламентируют буквы от «А» до «Е». Также существует индекс, который указывает на тип мотора. Индекс «1» означает, что масло используется в транспортных средствах с бензиновым мотором, «2» - с дизельным. Если индекс отсутствует, значит, продукция считается универсальной.

Маркировка по ILSAC

Это менее популярная классификация, разработанная совместно американскими и японскими инженерами. Выделяют пять стандартов (от GF-1 до GF-5), которые по своей сути соответствуют классам по API. Отличительной особенностью является то, что по данной классификации продукция является и энергосберегающей, и всесезонной.

Устанавливают следующее соответствие:

  • GF1 считается устаревшим.
  • GF2 – аналог маслу с API SJ. По вязкостным характеристикам близок к 0W-20 и 5W-20.
  • GF3 – аналог API SL.
  • GF4 и GF5 являются аналогами по параметрам продукции с маркировкой SM и SN.

Для японских иномарок с турбинами существует отдельный класс, в маркировке которого вы встретите выражение DX-1.

Стоит отметить, что некоторые автопроизводители создали собственные допуски, которые фактически дополняют существующие системы классификации. В частности, свою маркировку имеет фирменная продукция от Mercedes, BMW, Renault, Ford и других брендов, объединенных концерном VAG. Подробную информацию вы всегда можете найти в сети Интернет или на тематических форумах по вашей иномарке.

Выводы

Умение расшифровать обозначение на этикетке моторного масла – это залог успешного выбора изделия. При покупке также обязательно проверяйте качество упаковки и всех рисунков. Это позволят выявить контрафактную продукцию, которая представляет опасность для вашего автомобиля, Покупка только высококачественных сертифицированных изделий гарантирует продолжительный срок службы двигателя и отсутствие непредвиденных поломок.

В рамках подготовки машины к зиме, многие автовладельцы меняют моторное масло. Существует целая куча маркировок масел, от которых зависят эксплуатационные характеристики. Разберемся в этом.

Все моторные масла, применяемые в двигателях внутреннего сгорания легковых автомобилей, делятся на три группы: минеральные, синтетические и полусинтетические. О том, чем отличаются такие масла, читайте .

Маркировка моторных масел по классу вязкости

Кроме деления моторных масел на группы по химической основе, существует классификация по температуре использования. Строго говоря, здесь учитывается несколько параметров: вязкость масла, его прокачиваемость по системе смазки и предельные значения этих параметров в зависимости от температуры. Но, в целом, этот комплекс показывает, в каком температурном диапазоне конкретное масло будет работать с нормальной эффективностью.

Маркировка вязкости моторных масел указывается на банках и канистрах по системе SAE. Выглядит обозначение, например, так: 10W-40. Как это расшифровать?

Цифры и буквы в маркировке масла называются классами вязкости. Таких классов по системе SAE – 12. Из них шесть для зимних, минусовых температур (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и еще шесть – для летних, плюсовых (10, 20, 30, 40, 50, 60).

Первая часть маркировки до дефиса является показателем минусовой температуры, до которой масло будет эффективно прокачиваться в системе смазки и иметь нормальные смазывающие свойства. При этом буква W обозначает, что этот параметр используется именно для отрицательных температур. Взято это от английского слова Winter – Зима.

Вторая часть маркировки после дефиса – показатель максимальной (плюсовой) температуры, до которой масло будет сохранять нормальные эксплуатационные характеристики. При прочтении обоих частей маркировки можно понять предельные температуры воздуха, при которых масло будет надежно защищать двигатель от трения, и позволять запускать его без разрушительных последствий. Осталось разобраться в соответствии классов вязкости реальным температурам в градусах Цельсия.

Расшифровка маркировки моторных масел

Таблица ниже приводит соответствие классов вязкости моторных масел предельным температурам эксплуатации.

Теперь, прочитав маркировку на канистре моторного масла, например, 10W-40 , можно легко определить его температурный диапазон: 10W – до -25 градусов мороза и 40 – до +35 градусов тепла. Получается, что данное масло можно применять при температурах воздуха от -25 до +35 градусов.

Масло с маркировкой 10W-40 является, пожалуй, самым распространенным во многих регионах России, поскольку его температурный диапазон очень удобен для использования и летом и зимой.

Соответственно в южных регионах, где не бывает холодных зим, зато летом бывает больше +35 градусов, нужно применять более «высокотемпературное» масло, например, 25W-50 (от -10 до +45). В районах Крайнего Севера такое масло неприменимо – лучшим решением будет 0W-20 (от -35 до +15).

При этом, если в вашем регионе разброс температур летом и зимой очень большой, стоит в межсезонье поменять масло на подходящее, чтобы не иметь проблем с поездками в сильную жару или мороз.

Современный рынок автомобильных масел весьма разнообразен: расходные материалы отличаются по физическим свойствам, и при выборе важно правильно определить продукцию, подходящую для конкретной модели машины.

Маркировка моторных масел обозначается на упаковке, расшифровываться она может в зависимости от обозначения и принятой системы, поэтому необходимую информацию о том, какой товар нужно приобретать в конкретном случае, можно узнать непосредственно при покупке.

Особенности классификации и виды масла

Деление расходных жидкостей по различным критериям регламентирует ряд стандартов, самыми популярными среди которых являются системы SAE, API, ILSAC, ACEA и российский ГОСТ. Сами расходники производятся для бензиновых либо дизельных двигателей, кроме того, существуют универсальные разновидности. По типу основы моторное масло может быть следующего типа:

  • Минеральное: главная составляющая часть вещества извлекается из нефтепродуктов посредством обработки, такое вещество стоит сравнительно недорого. Использование минерального типа масла оправдано для обслуживания в летний период, поскольку оно имеет повышенный класс вязкости и сильно густеет при низких температурах, а его расход выше, чем в случае применения аналогов с другим составом.
  • Синтетическое: такую разновидность получают при синтезе определенных химических компонентов, и в процессе создания можно задать характеристики посредством добавления присадок в нужном количестве. Синтетические автомобильные масла имеют хорошие очищающие и защитные свойства, однако также не рассчитаны на эксплуатацию при пониженных температурах.
  • Полусинтетическое: это масло, которое создано на минеральной основе с добавлением разнообразных присадок для улучшения свойств вещества.


Системы API, SAE и ГОСТ наиболее распространены в России, поэтому их показатели можно встретить на упаковке чаще всего. Классификации ACEA и ILSAC более подходят для масел для европейских и японских машин.

Маркировка автомасел по стандарту SAE

По этой системе классификации расходные вещества для автомобиля отличаются уровнем вязкости масла, и в соответствии с ней выделяется три разновидности:

  • Зимние масла. Эти виды отличаются повышенной текучестью, позволяют без проблем запустить мотор «на холодную», маркировка моторного масла будет включать букву W и цифру, показывающую, при какой температуре вещество не потеряет своих качеств. Чтобы узнать максимально возможный показатель режима, необходимо отнять от указанной цифры 35. Так, например, жидкость W10 используется при термальном режиме до -25 градусов (10 – 35), W15 – при показателе до -20 градусов и т.д. Летом такие масла не используются, поскольку не могут защитить агрегат от перегревания.
  • Летние масла. Они используются при температуре от 0 градусов, вязкость достаточно высока, чтобы вещество не растекалось слишком сильно. Обозначение летних материалов включает цифру, маркировка масел не включает букв, как у первой разновидности. Популярные показатели – 20, 30 и 40.
  • Универсальные расходники, обозначение которых включает букву W и цифру (примеры – 10W-40, 15W-30, 15W-40 и т.д.): они хорошо сохраняют качества как при отрицательных температурах, так и жаре.

Температурный диапазон моторных масел по SAE

Для автомобилей с большим пробегом лучше приобретать продукцию с высоким классом вязкости по SAE, за счет чего движущиеся части подвергаются гораздо меньшему износу. Кроме того, расходные материалы с большой вязкостью гораздо меньше протекают, и расход будет в нормальном состоянии.

Что означает маркировка по API?

Согласно расшифровке масла по системе API, основными показателями являются данные по виду мотора, режиму функционирования, свойствам масла и году выпуска авто. По первому критерию вещества делятся на две группы – для бензиновых (S) и для дизельных (C) моторов. Также маркировка автомасел по API включает обозначение, которое указывает на характеристики эксплуатации:

  • EC – масло с энергосберегающими качествами.
  • Римские цифры – такая маркировка означает то, насколько экономным будет расход двигателя по топливу с применением продукта.
  • Буквы A-N после указания группы двигателя показывают степень свойств эксплуатации.


При соответствии масла критериям API и SAE расшифровка подтверждается соответствующим графическим символом на упаковке, а показатели пишутся через косую черту «/».

Особенности классификации по системе ACEA

Данная система была принята на вооружение ассоциацией Европы, в классификации обозначены свойства, предназначение и категория расходной жидкости. Разделение продукции осуществляется по трем категориям с 12 классами:

  • A/B – для легковых машин и микроавтобусов с бензиновым и дизельным мотором.
  • C – для машин, оснащенных катализатором отработки.
  • E – для грузовых автомобилей с дизельным ДВС.

Помимо классов, значения которых можно посмотреть в таблице системы ACEA, в расшифровке указывается год вступления в действие и порядковый номер конкретного издания.

ГОСТ как система классификации

По требованиям российского стандарта ГОСТ 17479.1-85 маркировка машинного масла включает следующую информацию:

  • Степень кинематической вязкости. По данному параметру жидкость может принадлежать к летнему, зимнему или универсальному классу. Ряд летних показателей – все четные с 6 до 16, 20 и 24, зимних – с 3 по 6, всесезонные пишутся через косую черту с указанием зимнего и летнего классов.
  • Область использования. По этому критерию масла распределяются по 6 группам, которые маркируются русскими буквами от А до Е. Также расшифровка моторного масла по ГОСТ включает определение типа двигателя: индекс 1 назначается жидкостям для бензиновых ДВС, 2 – для дизельных движков. Если у масла отсутствует индекс, оно относится к универсальной категории.

Расшифровка по ILSAC

Данная система была разработана японскими и американскими специалистами, она оптимально подходит для выбора расходных материалов к машинам японских марок (Suzuki, Acura, Honda и пр.). Классификация в пяти стандартах практически полностью аналогична системам API, однако масла, соответствующие критериям ILSAC, имеют свойства энергосбережения и считаются универсальными (всесезонными). Чтобы понять, как расшифровать соответствия стандартов ILSAC классам API и SAE, можно воспользоваться таблицей:

Отдельным классом в японо-американской системе считается JASO DX-1, который отвечает критериям турбомоторов, работающих на дизельном топливе. Такие масла применяют для обслуживания автомобилей, чьи двигатели имеют турбину и отличаются повышенным уровнем экологической безопасности при работе.

Сертификация масел от производителей, оформление допусков

Системы API и ACEA включают ряд обязательных требований, которые были согласованы в процессе переговоров с производителями расходных материалов и фирмами, выпускающими сами машины. В ряде случаев производитель авто придерживается разработанной собственной системы допусков, использует коды и рекомендует заливать масло конкретных брендов, обладающее нужными характеристиками.

Рекомендации от производителя формируются в результате полевых испытаний конкретного продукта; мировые бренды (Мерседес, Фольксваген, Форд и пр.) имеют свои системы допуска. Для его получения производители масел подают заявку на тестирование их продукции, и в случае положительного результата жидкости присваивается допуск, подтверждаемый соответствующим кодом. При оценивании качества машинного масла учитываются все параметры:

  • Тип основы (синтетика, полусинтетика, минеральная).
  • Вязкость, степень защитной пленки.
  • Подверженность температурным перепадам.
  • Влияние на двигатель конкретного типа (моторы могут быть силовыми, скоростными, универсальными, и одно и то же масло может показать себя по-разному на различных по характеристикам агрегатах).

О том, что продукт имеет допуск, говорит выданный и оформленный по всем правилам сертификат, в результате производитель может указывать информацию на упаковке. Наличие систем допуска позволяет уменьшить конкуренцию среди изготовителей расходных материалов и выявить лучшие марки как среди известных брендов, так и новичков рынка.

Некоторые автомобилисты, даже с приличным стажем, не до конца понимают указанные на канистре с моторным маслом допуски и спецификации. Ниже кратко разберём маркировку моторного масла и расшифровку основных обозначений.

Вязкость по SAE

Показатель вязкости – наиболее узнаваемое обозначение. Сегодня более 90% моторных масел маркируется по SAE J300 (классификация, созданная сообществом автомобильных инженеров). Согласно этой классификации все моторные масла проверяются и маркируются по показателю вязкости и в зависимости от температуры перехода в неэксплуатируемое состояние.

Обозначение по SAE состоит из двух индексов: летнего и зимнего. Эти индексы могут использоваться как по отдельности (для конкретно летних или зимних смазочных материалов), так и вместе (для всесезонных). У всесезонных масел летний и зимний индексы разделены между собой дефисом. Зимний пишется первым и состоит из однозначного или двухзначного числа и буквы «W» после цифр. Летняя часть маркировки указывается через дефис числом без буквенной приписки.

Согласно стандарту SAE J300, летние обозначения могут иметь вид: 2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50 и 60. Зимних обозначений меньше: 0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Значение вязкости по SAE – комплексное. А именно указывает на несколько характеристик масла. Для зимнего обозначения в нем учитываются такие параметры, как: температура застывания, температура свободной прокачиваемости масляным насосом и температура, при которой гарантирован проворот коленчатого вала без повреждения шеек и вкладышей. Например, для масла 5W-40 минимальная температура эксплуатации равняется –35° C.

Так называемый летний индекс в маркировке SAE показывает, какая у масла будет вязкость при температуре 100° C (в рабочем режиме мотора). Например, для того же масла SAE 5W-40 кинематическая вязкость составляет от 12,5 до 16,3 сСт. Это параметр наиболее важен, так как именно он определяет, как поведёт себя масляная плёнка в пятнах трения. Исходя из конструктивных особенностей мотора (зазоров в сопрягаемых поверхностях, контактных нагрузок, скорости взаимного перемещения деталей, шероховатости и т. д.) автопроизводитель подбирает оптимальную вязкость для того или иного ДВС. Эта вязкость и указывается в инструкции по эксплуатации авто.

Ошибочно автомобилисты связывают напрямую так называемый летний индекс с допустимой температурой эксплуатации масла летом. Подобная связь есть, но она весьма условная. Напрямую летний индекс указывает только на одну величину: вязкость масла при 100° C.

Классификация по API

Второе по распространённости обозначение – это классификация масла по API (американский институт нефти). Здесь также в маркировку заложен комплекс показателей. Можно сказать, что этот классификатор указывает на технологичность масла.

Расшифровка, предложенная инженерами американского института нефти, довольно проста. Классификация по API включает в себя две основные буквы и в некоторых случаях через дефис цифру, которая уточняет область использования того или иного масла. Первой идёт буква, указывающая на область применимости масла в зависимости от системы питания двигателя. Буква «S» говорит о том, что масло предназначено для бензиновых моторов. Буква «C» указывает на дизельную принадлежность смазочного материала.

Вторая буква говорит о технологичности масла. Под технологичностью подразумевается большой комплекс характеристик, который для каждого отдельного класса по API имеет свой набор требований. И чем дальше от начала алфавита вторая буква в обозначении по API, тем более технологичное масло. Например, масло класса SM по API лучше, чем SL. Для дизельных моторов с сажевыми фильтрами или повышенными нагрузками могут использоваться дополнительные буквы в маркировке, например, СJ-4.

Сегодня для гражданских легковых автомобилей передовыми являются классы SN и CF по API.

Классификация по ACEA

Европейская ассоциация автомобильных производителей ввела свою систему для оценки применимости моторных масел в тех или иных двигателях. Эта классификация состоит из буквы латинского алфавита и цифры. Букв в этой методике четыре:

  • A – бензиновые моторы.
  • B – дизеля легковых авто без сажевых фильтров.
  • C – транспорт с дизельным двигателем, оснащённый сажевым фильтром.
  • E – коммерческий транспорт с высоконагруженными дизельными моторами.

Цифра после буквы указывает не технологичность масла. Сегодня большинство моторных масел для гражданского транспорта универсальны и маркируются как A3/B3 или A3/B4 по ACEA.

Другие важные характеристики

На свойства и область применения моторного масла также влияют нижеследующие характеристики.

  1. Индекс вязкости. Показывает, насколько масло изменяет вязкость при повышении или понижении температуры. Чем больше индекс вязкости, тем менее зависим смазочный материал от изменения температуры. Сегодня этот показатель колеблется в пределах от 150 до 230 единиц. Масла с высоким значением индекса вязкости лучше подойдут для климата с большой разбежкой между максимальной и минимальной температурой.
  2. Температура застывания. Точка, при которой масло теряет текучесть. Сегодня качественная синтетика может сохранять текучесть при температурах вплоть до –50° C.
  3. Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем лучше масла противостоит выгоранию в цилиндрах и окислению. Для современных смазочных материалов температура вспышки в среднем составляет от 220 до 240 градусов.

  1. . Показывает, сколько после выгорания масла в цилиндрах останется твёрдой золы. Рассчитывается в процентном соотношении от массы смазки. Сейчас этот показатель колеблется в пределах от 0,5 до 3%.
  2. . Определяет способность масла очищать мотор от шламовых отложений и противостоять их формированию. Чем выше щелочное число, тем лучше масло борется с отложениями сажи и шлама. Этот параметр может находиться в интервале от 5 до 12 мгКОН/гр.

Есть ещё несколько характеристик моторного масла. Однако они обычно не указываются на канистрах даже с описанием подробных характеристик на этикетке и не оказывают большого влияния на эксплуатационные свойства смазки.