Новый состав общественной палаты при президенте рф. Путин утвердил новый состав общественной палаты россии

Владимир Путин утвердил 40 членов Общественной палаты (ОП) России по президентской квоте. Список общественников, назначенных президентом, на этот раз существенно изменился. Среди них нет нынешнего секретаря ОП Александра Бречалова. Его место, вероятно, займет главный редактор журнала «Эксперт», ведущий «Первого канала» Валерий Фадеев, включенный в ОП. Делегатов по своей квоте, как уже сообщал “Ъ” 16 марта, еще направляют регионы. После этого всеми новыми членами ОП будут отобраны последние 43 члена палаты.

В настоящее время он состоит только из представителей, назначаемых этими органами. Однако последствия этих институциональных реформ остаются амбивалентными. Местные власти, как законодательные, так и исполнительные, по-прежнему обладают сильной властью над членами Совета Федерации, которые они выбирают, с кем они могут отменить и на каких позициях они могут контролировать.

В Совете Российской Федерации насчитывается 166 членов, из которых 2 представителя по 83 предметам, входящим в состав Российской Федерации. Каждый субъект Федерации представлен в верхней палате. Советником, избираемым законодательным органом территории.


Процедура обновления ОП была начата Владимиром Путиным 21 февраля, когда президент направил предложения войти в ОП 40 гражданам. Их имена объявили только сегодня. Как и предполагал “Ъ” 1 марта , состав палаты в части президентской квоты обновится более чем на треть. Среди тех 11 членов ОП, которые уже были в прежнем составе ОП: Андрей Бальжиров - постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве, академик РАН Лео Бокерия, президент Федерации еврейских общин Александр Борода, президент фонда «Солдаты XXI века против войн» Вячеслав Бочаров, глава синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимир Легойда. Также в список вошли главный редактор журнала «Эксперт», ведущий «Первого канала» Валерий Фадеев, шахматист Сергей Карякин и президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова. Назначения получили ректор РГСУ вдова министра труда и социального развития Александра Починка Наталья Починок и внук бывшего премьер-министра РФ и его тезка Евгений Примаков.

Советником назначается исполнительный орган этой территории. Кандидатуры представителя законодательного органа предлагаются председателем собрания. Группа из не менее одной трети от общего числа депутатов республики или региона может также предлагать других кандидатов. Выборы проводятся тайным голосованием и подтверждаются резолюцией, принятой законодательным органом.

Продолжительность срока полномочий советника неравномерна: каждый раз, когда обновляется законодательный орган территории, новый советник избирается для представления местного собрания в Совете Федерации. Аналогичным образом, в случае члена совета, назначенного региональным исполнительным органом, его срок полномочий прекращается, когда назначающий орган прекращает выполнять свои функции.

Ранее именно господина Фадеева называли основным кандидатом на должность нового секретаря ОП. «Фадеев был кандидатом в секретари еще в прошлый раз. Бречалов был неплохим секретерам, многого добился. Но сегодня, в условиях необходимости, чтобы палата реагировала на национальную повестку дня, Валерий Фадеев будет идеальным кандидатом,- заявил “Ъ” переназначенный в ОП Иосиф Дискин, который хочет продолжить заниматься гармонизацией межнациональных отношений.- Фадеев, за одним исключением, был членом палаты всех созывов, благодаря работе на “Первом канале” его знает вся страна».

Кроме того, орган, который избран или назначен, может прекратить назначение советника, назначенного или назначенного им в любое время. Совет, не являющийся объектом полного периодического обновления, является постоянным органом. Члены Совета Федерации должны быть старше 30 лет и выполнять условия, которые должны быть избирателями или иметь право на участие в органах федерации.

Одно и то же лицо не может одновременно быть членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Он также запрещает сидеть там гражданин с двойным гражданством. Эти новые условия приемлемости вступят в силу только постепенно, когда и когда происходят частичные возобновления, условия избирателей, которые истекают с сроками полномочий назначенных ими властей.

Нынешнего секретаря ОП Александра Бречалова в президентской части членов ОП нет. Он не планировал возвращаться к работе ни в качестве секретаря, ни в качестве рядового члена палаты. «Руководство палаты должно ротироваться, я в этом убежден. Что насчет членства, в предвыборный и выборный годы мне, как сопредседателю ОНФ, необходимо будет концентрироваться на другой работе»,- заявил он “Ъ”.

Совет Федерации обычно проводит сессии каждый год с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря. В заседаниях Совет Федерации не должен встречаться менее двух раз в месяц. Право законодательной инициативы принадлежит членам Совета Федерации одновременно с Президентом Федерации, депутатами Думы, Правительством Федерации, представительными органами субъектов Российской Федерации, а также Конституционным судом. Верховным судом и Высшим арбитражным судом Российской Федерации.

Совет Федерации не имеет права на внесение поправок и может только предлагать поправки к тексту, утвержденному в первом чтении Думой. Обычная процедура применяется к федеральным векселям, но не к так называемым «конституционным» федеральным векселям. Тексты, независимо от их происхождения, сначала депонируются в Государственной Думе, где они принимаются большинством голосов всех депутатов.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Состав Общественной палаты формируется в три этапа: первых 40 членов назначает глава государства, 85 членов выдвигаются от регионов, остальные 43 избираются путем голосования уже получивших назначение. В прошлый раз их избирали путем интернет-голосования.

Екатерина Гробман


Регионы выдвигают своих представителей в ОП

Затем тексты направляются в Совет Федерации для рассмотрения в течение пяти дней. Если более половины всех членов Совета Федерации голосуют за текст, федеральный закон считается утвержденным Советом Федерации. Если текст, переданный Думой, не будет рассмотрен Советом в течение четырнадцати дней, считается, что он был одобрен второй палатой.

Если текст отклоняется Советом Федерации, Дума может подтвердить текст, который он принял в первом чтении вторым голосованием большинством в две трети голосов всех депутатов Думы. Дума также имеет возможность принять конституцию согласительной комиссии. Эта комиссия, состоящая из представителей Думы и Совета Федерации, создается по предложению Совета Федерации, Государственной Думы, Президента Федерации или автора законодательной инициативы. Однако абсолютное большинство членов Думы должно принять решение о создании этой комиссии.


До 22 марта общественные палаты субъектов должны выдвинуть своих представителей в новый состав ОП РФ. Часть регионов решили сменить своих представителей, а выдвижение кандидата от Севастополя может закончиться скандалом.

Почему эксперты предложили новый механизм формирования Общественной палаты


Убрать или максимально сократить президентскую квоту кандидатов в ОП 15 февраля предложили эксперты на круглом столе по проблемам формирования ОП, прошедшем на площадке Комитета гражданских инициатив. Отметив, что ОП не выполняет свои главные функции общественного контролера властных структур с учетом общественного мнения, эксперты предложили формировать ОП силами общественных организаций, расширить ее функции и разработать критерии оценки деятельности палаты.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации отдельно и стремится к единому тексту. Этот протокол представляется на рассмотрение Совета Думы, который ставит его в повестку дня. В этом новом чтении Дума обсуждает только предложения, содержащиеся в протоколе, установленном Согласительной комиссией. Он не может рассматривать какую-либо поправку вне пределов, установленных этими предложениями. Дума решает по каждому предложению Согласительной комиссии по отдельности, абсолютным большинством ее членов.

Закон, принятый в результате рассмотрения предложений Согласительной комиссии, принятый Думой, направляется Президентом Думы в Совет Федерации. Если Дума не примет новое чтение предложений согласительной комиссии и выражает свое несогласие с решением об отказе от Совета Федерации, проводится новое голосование, и Дума принимает решение по тексту решения. Этот текст затем считается окончательным, если он получает большинство двух третей членов Думы.

Большинство опрошенных изданием «Актуальные комментарии» независимых экспертов признают, что роль и место ОП в политической системе чрезвычайно туманные, а основные функции пересекаются с другими структурами, как государственными, так и общественными – Госдумой, Советом по правам человека, общественными советами при министерствах, Общероссийским народным фронтом и т.д.

Окончательно принятый федеральный закон передается в течение пяти дней Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если Президент Федерации России отклонит федеральный закон в течение 14 дней с момента его получения, Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассмотрят закон. Федеральное Собрание утверждается в проекте резолюции, ранее принятом большинством не менее двух третей всех членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Президенту Российской Федерации требуется подписать в течение семи дней и обнародовать его.

За последнее время стала заметна серьезная девальвация функций ОП, создание которой десять лет назад многие общественники воспринимали с определенным оптимизмом. «Когда создавалась Общественная палата, это была достаточно интересная идея, и там были яркие и независимые люди», – отмечает известный журналист, член Совета по павам человека при президенте РФ Николай Сванидзе.

Эти тексты должны быть приняты большинством в три четверти членов Совета Федерации и двумя третями членов Думы. Согласие двух палат является незаменимым. Президент не может противостоять его вето. Представители правительства и других должностных лиц регулярно приглашаются на участие в сессиях под названием «час правительства», чтобы представить парламентариям запрашиваемую информацию и ответить на их вопросы.

Слушания могут проводиться по вопросам, относящимся к компетенции Совета. С Думой Совет Федерации формирует Счетную палату для обеспечения контроля за исполнением федерального бюджета. Президент Федерации России может быть отклонен Советом Федерации на основании представления Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении другого серьезного преступления, подтвержденного мнение Верховного суда о существовании критериев преступления в актах Президента. Но Конституционный суд обеспечивает регулярность процедуры обвинительного заключения.

По его словам, все изменилось не в лучшую сторону. «Большинство ярких людей ушли. В результате ОП была встроена в общую властную вертикаль, ей было тоже велено, чтобы она не проявляла никакой независимости. Фактически это стало подразделением Администрации Президента, причём подразделением далеко не самое главным, не самым влиятельным», – сказал Сванидзе.

Он захватывается Советом Федерации. В противном случае обвинение будет отклонено. Совет Федерации может в конституционных вопросах, как и в других областях, предлагать Государственной Думе рассмотреть предложение о законе. Федеральное собрание не может пересматривать положения Конституции, касающиеся основных конституционных норм, прав человека и гражданина, а также процедуры конституционного пересмотра. Однако, если предложение о пересмотре этих положений поддерживается тремя пятыми голосов всех членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, созывается Конституционная ассамблея.

Лидер движения «За права человека», член Московской Хельсинкской Группы Лев Пономарев также подчёркивает, что роль ОП снизилась. «Палата сильно изменилась при Бречалове, но это не было связано с ним лично, просто изменились подходы, там почти не осталось ни одного человека, с которым правозащитники могли бы взаимодействовать. Общественная палата сильно очень изменилась по составу, отойдя от правозащитной тематики», – говорит он.

Федеральные конституционные законы принимаются в соответствии с процедурой, применимой к так называемым конституционным федеральным законам. По просьбе Совета Федерации Суд интерпретирует Конституцию. Две палаты могут встретиться вместе, чтобы услышать послания Конституционного суда.

В дополнение к увольнению Президента Российской Федерации, о котором уже говорилось, компетенция Совета Федерации входит в круг компетенций. Совет Федерации назначает судей в Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, в Высший арбитражный суд Российской Федерации. назначение Главного прокурора Российской Федерации и прекращение его обязанностей, он назначает вице-президента и половину аудиторов Счетной палаты и прекращает выполнение своих функций.

Почти все опрошенные признают, что серьезного интереса к работе Палаты в обществе и у власти почти нет. И уж тем более почти нет интереса к смыслу и функциям Палаты в целом.

По той или иной причине, в адрес Палаты с каждым днем звучит все больше критики. Правда, все они скорее связаны с различными медийными скандалами, которые возникали вокруг ОП. СМИ все чаще вспоминают общественников «недобрым словом». Причем каждый раз Палата попадала под удар из-за проблем в организации работы аппарата или неадекватной реакции на вызовы.

Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами Федерации. Он одобрил Указ Президента Российской Федерации о введении государства осады; Постановление Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, решение о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации; наконец, установление выборов Президента Российской Федерации.

Решение о порядке выполнения мандата Президиума Совета. . Президиум отвечает за руководство и стимулирование работы Совета по законодательству ЕС, обеспечению преемственности в реализации повестки дня ЕС, законодательной систематизации процессов и сотрудничества между государствами-членами. С этой целью Президиум должен действовать как справедливый и нейтральный посредник.

Последний раз такая ситуация возникла, например, после того как московские «яблочники» во главе с Сергеем Митрохиным предъявили претензии ОП в наличии «ценового сговора при проведении электронных аукционов». Речь шла о подготовке ежегодного доклада о состоянии гражданского общества. Осталось непонятно, кто подготовил документ на этот раз. Тендер на подготовку выиграла компания, созданная менее чем за год до конкурса, основной род ее деятельности – пошив одежды, но именно она получила 4,5 миллиона рублей на доклад.

Планирование и руководство заседаниями Совета и его подготовительных органов

Президиум выполняет две основные задачи. Президиум проводит заседания различных конфигураций Совета и подготовительных органов Совета, в состав которых входят постоянные комитеты, такие как Комитет постоянных представителей, а также рабочие группы и комитеты, занимающиеся конкретными темами.

Президиум контролирует надлежащее проведение обсуждений и правильное применение Правил процедуры Совета и методов работы. Он также организует различные официальные и неофициальные встречи в Брюсселе, а также в стране, где проводится ротация председательства.

Скандал попытались замять, поскольку к нему мог быть причастен близкий к Вячеславу Володину Сергей Смирнов, назначенный в сентябре замначальника Управления внутренней политики президента. В конце концов чиновника посчитали несоответствующим занимаемой должности в АП и сейчас готовят к переводу на место в аппарате, не связанное с политикой. Не исключено, что сыграл свою роль и этот самый скандал.

Представляя Совет в его отношениях с другими институтами ЕС

Президиум представляет Совет в отношениях с другими институтами ЕС, в частности с Комиссией и Европейским парламентом. Его роль заключается в попытке достичь согласия по законодательным досье на трехсторонних встречах, неофициальных переговорах и заседаниях Согласительного комитета.

Они отправились в Россию, где в течение пяти дней они будут в дружеской атмосфере в немецко-российской парламентской группе. Российский посол в Берлине несколько дней назад предупредил Германию, что большая ошибка заключается в двусторонних контактах с Россией. Предупреждение российского посла Владимира Родионова о том, что развал взаимных контактов был отрицательным для Германии, Берлин воспринимал исключительно серьезно, поскольку члены Бундестага отправились в Россию. Поездка была совместно создана всеми немецкими парламентариями и была одобрена председателем палаты Норберта Ламмерта.

Впрочем, возможно, речь в этой связи стоит вести не только и не столько о конкретных людях. Существует точка зрения, что оппозиция начала давить на власть на самых слабых ее участках, к которым относят и ОП. Например, член Палаты политолог Сергей Марков считает, что идет планомерная атака на ОП. По его словам, структуру намеренно дискредитируют оппозиционные силы.

«ОП абсолютно нормально работает на социальной проблематике. А оппозиция старается захватить влияние на НКО, считая, что такие организации должны работать против власти», – сказал Марков. Он подчеркнул, что один из методов воздействия на власть – неправительственный сектор, поэтому оппозиция старается установить монополию в данной сфере.

Несмотря на это, защита со стороны Палаты выглядела довольно беспомощно. Вместо того, чтобы попытаться удовлетворить запросы журналистов, представители Палаты просто-напросто отмахивались от них. Довольно странное поведение для общественников. Не спасли даже традиционные уловки, скорее даже помешали. Так, чтобы «перебить» скандал, появилась «утечка» из упомянутого доклада, в котором анонсировалась очередная «громкая инициатива». ОП предлагала ни много ни мало – получить под свой контроль деятельность депутатов Госдумы и давать оценки эффективности работы парламента. Эффект получился прямо противоположный ожидаемому – ОП «заработала» новую порцию критики.

Проблемы для Палаты не ограничились одним докладом. Некоторые даже начали говорить о «черной полосе». На последнем заседании Совета по правам человека при президенте одна из самых авторитетных правозащитниц Людмила Алексеева резко раскритиковала ОП за формирование состава общественных наблюдательных комиссий (ОНК) за соблюдением прав человека в местах лишения свободы. Главу МХГ поддержали Андрей Бабушкин и Елена Масюк. Глава ОП опять выбрал оборонительную стратегию, не стал вдаваться в подробности и всего лишь оценил прозвучавшие претензии как «странные».

Очередной скандал возник в результате предварительного обсуждения уже упомянутого доклада, состоявшегося в Палате 13 декабря. В СМИ и Интернете появилась серия критических статей и замечаний в связи с тем, что общественники обеспокоены больше неподконтрольностью соцсетей и борьбой с российскими СМИ за рубежом, но не видят проблемы в законе об НКО-иноагентах.

Например, член Палаты, известный священник Всеволод Чаплин заявил, что голосовал на пленуме ОП против ежегодного доклада о состоянии гражданского общества, так как религиозные и этнические объединения он фактически предлагает загнать в гетто социальных проблем и культурной деятельности. То есть в хосписы, больницы и фольклорные представления. «Религиозные и этнические сообщества могут и должны влиять и на политику, и на экономику, и на право. Этим они ничем не отличаются от прочих объединений граждан. И не надо ссылаться на нормы, предполагающие неучастие религиозных объединений в выборах или запрет на создание партий по религиозному признаку. Второе вообще неправильно, и эту норму надо пересмотреть», – подчеркнул Чаплин.

Впрочем, этот скандал, как и все несуразности с докладом, эксперты оценивают скорее как «элитные». Основной массе граждан они не интересны. «Обыватели об ОП мало что знают, если не считать последнего скандала, связанного с докладом, который совершенно непонятно у кого оказался и на самом деле до конца не понятно, как это произошло. Это единственный информационный повод, из которого мы узнали и вспомнили, что ОП всё-таки есть и существует», – отметил директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов.

На днях антикоррупционное подразделение партии «Яблоко» обнародовало новые факты, свидетельствующие о подозрительных закупках Общественной палаты. «Яблочники» выявили нарушения антимонопольного законодательства ОП и случаи получения контрактов непрофильными организациями с недостаточной квалификацией.

Политики и эксперты прогнозируют перемены в работе Палаты. Возможно, через год ее возглавит новый, более соответствующий задачам власти человек. На днях Бречалов заявил, что не планирует претендовать на этот пост после истечения срока его полномочий в 2017 году. Правда, оговорился, что решение остается за президентом Путиным.

В любом случае состав Палаты будет изменен. Эксперты видят два возможных сценария развития Палаты: либо дальнейшее «скатывание» ОП к образу структуры с невнятными задачами, либо превращение ее в «гражданский парламент», выполняющий часть функций Думы, что требует привлечения новых людей и четкого определения задач.

«Если смотреть на парламент, то мы видим, насколько узкое там представительство разных социальных групп. Там нет представительства ни предпринимателей как социальной группы, ни фермеров, потому что у нас специфический состав парламента, богатые люди, приближенные к чиновникам и так далее. В результате практически никакие социальные интересы не представлены. Свое представительство эти люди могли бы иметь в Общественной палате», – отметил Лев Пономарев.

При таком принципе формирования ОП, как и планировалось, могла бы заняться экспертизой законопроектов. Аналогичные структуры работают за рубежом и опыт показывает, что в случае политической конфронтации именно эти организации могут выступать стабилизирующим фактором, так как ставят на первое место не конкретные интересы отдельных политических групп, а общенациональные интересы.

Пономарев также отмечает – несмотря на то, что формально ОП имеет право проводить экспертизу, она к этому не очень стремится. «К тому же там состав примерно похожий на парламент – опять люди, приближенные к власти», – отмечает правозащитник.

Возможно, единственный способ хоть как-то реанимировать Палату – отказаться от консервативного сценария формирования ее будущего состава. В таком случае в ОП должны войти не только системные и провластные общественники, и не только те, кто находятся на передовой борьбы за сохранение существующего порядка вещей.

«Есть единственный вариант вдохнуть новую жизнь в ОП, с учётом того, что у нас всё и всегда очень персонифицировано – это появление в роли председателя человека политически не ангажированного, человека авторитетного среди широкого спектра НКО, не только тех, кто получает гранты от государства», – считает политолог Константин Калачев.

Смирнов полагает, что судьба ОП прояснится после того, как станет известно имя нового главы ОП. «Всё зависит от того, кто встанет во главе ОП – из этого будет исходить и то, какой пласт работы им будет отведён. На самом деле работы много, в том числе и в рамках президентской кампании», – резюмирует он.

Интересно, что возможных кандидатов на пост главы ОП никто из экспертов не назвал, аргументировав это тем, что решение в любом случае будет приниматься в АП.

Новый состав ОП, скорее всего, станет известен в феврале, пишут «Актуальные комментарии». Нынешний ее состав утверждался указом президента 18 февраля 2014 года. В том же году впервые была использована модель интернет-голосования, от которой сейчас намерены отказаться.

С соответствующей инициативой выступили депутаты Госдумы Сергей Гаврилов и Дмитрий Вяткин. Напомним, сейчас Общественная палата состоит из 168 членов и формируется из трех групп: 40 членов палаты утверждает своим указом президент, 85 членов делегируются от региональных общественных палат и 43 представителя общественных объединений определяются интернет-голосованием. Согласно закону «Об Общественной палате РФ», ОП избирается каждые три года.

Депутаты предлагают, чтобы 43 члена Общественной палаты, которые сейчас выбираются интернет-голосованием, выбирала рабочая группа. В нее должны войти семь членов действующей Общественной палаты, семь новых членов палаты, которые прошли по квоте президента, и еще семь человек, которые попали в новый состав по региональной квоте.

Новая система выборов предлагается в связи с тем, что интернет-голосование прошлый раз сопровождалось серьезным скандалом, так как были зафиксированы накрутки за некоторых кандидатов - в итоге в Палату в основном попали лишь провластные общественники.

Бречалов уже сообщил журналистам, что палата поддерживает законопроект об отмене интернет-голосования.

Эксперты не исключают, что в новую палату войдет больше представителей так называемой либеральной общественности, чтобы уравновесить нынешний дисбаланс. Отмечается, что Дума очень консервативная и там оформилось мощное большинство ЕР, потому предлагается разнообразить политический ландшафт за счет ОП и как-то сбалансировать приходом в неё известных представителей либерального истеблишмента. Прямо называют, например представителей Комитета гражданских инициатив Кудрина. Такие кандидаты могут появиться и в президентском списке, и в предложениях регионов.

В самой Палате утверждают, что она формируется вовсе не по принципу представительства политических взглядов и принадлежности к тем или иным структурам, а по весу делегирующих организаций, хотя и не отрицают борьбы идеологических группировок за места. «Задача ОП – представлять различные точки зрения. Если кому-то хочется, чтобы в ОП доминировали представители либеральных кругов, это естественное желание либералов. Как и представителям консервативных кругов хотелось бы, что бы в ОП была представлена их точка зрения более широко», – отметил член ОП Максим Григорьев.

Кстати, многие представители либерального лагеря, особенно скептически настроенные к сотрудничеству с властью, говорят, что в ОП не стремятся. Лев Пономарев отметил, что никогда не входил в ОП и не хочет там оказаться.

Впрочем, самое интересное впереди. Формирование значительной части нового состава Палаты будет идти параллельно с президентской кампанией и можно прогнозировать, что власть и заинтересованные общественники не преминут использовать усиление политической борьбы для борьбы за места. Ведь несмотря на отсутствие особого аппаратного веса, членство в Палате до сих пор представляет неплохую медийную трибуну для тех, кто умеет ею пользоваться.