Меры пожарной безопасности в школе. Основные правила поведения при пожаре

Воспитатель: Дитюк Е.П.

Цель: учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, давать оценку поступкам и делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, интерактивная доска, презентация, видеофильм, сюжетные картинки с опасной ситуацией пожаров.

Ход занятия

I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.

Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники - все связано с огнем.
Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.
Но, как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.

Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И, тем не менее, количество пожаров растет.

Почему происходят пожары?

Примеры нескольких случаев с пожарами.

  1. 22 января. Родители ушли на работу, дома оставили 5-ти летнего сына. Спустя время в доме произошел пожар. О случившемся в дежурную службу МЧС сообщили соседи. Из-за позднего обнаружения пожара, спасти маленького Артёма было уже невозможно. К моменту приезда спасателей, крыша была полностью охвачена огнем, произошло обрушение. Тело ребенка работники МЧС обнаружили в ходе тушения под обрушившимися конструкциями дома.
  2. Десятилетний Иван шел к маме на работу и на улице возле дома увидел бочку с какой-то жидкостью. Он открыл бочку и бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.
  3. Юра, играя в своей комнате со спичками, зажигал их и бросал в корзину с игрушками. Корзина загорелась, и пожар распространился по комнате. Спас его сосед.
  4. В одном из поселков Омской области дети во дворе дома сжигали мусор. Огонь перешел сначала на сухое сено, затем загорелись деревянные надворные постройки, в результате погибли два трехлетних малыша. Причиной этой гибели опять явилось неосторожное обращение с огнем детей постарше.
  5. Семилетний Дима решил поиграть со спичками в доме и тоже погиб. Просто у взрослых было много дел, никто и не задумывался о том, что за несколько минут может разыграться ужасная трагедия.
  6. Одиннадцати летний Миша принес в школу какой-то темно-серый порошок, неизвестный для него по происхождению и по составу, и предложил друзьям испытать его качества в огне. Алексей, Миша и Вадим развели костер; ближе всего к огню находился Алексей, ему Вадим и вручил порошок. С возгласами: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Алексей бросил порошок в пламя. Оно вспыхнуло, произошел взрыв. Алексей погиб, двое других мальчиков получили травмы и ожоги от вылетающих из костра предметов, осколков.

Демонстрация видеофильма, сюжетных картинок с опасной ситуацией пожаров.

Например: ребенок взял поиграть спички, и на нем загорелась рубашка; ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его; мальчик стоит и поджигает мусор.

Каждый случай обсуждается по вопросу: правильно ли дети поступили или нет и почему?

Ребята совместно с учителем подводят итог, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду.

ПОЖАРНАЯ УГАДАЙ-КА

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.

Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Учитель. Правильно, с огнём.

Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).

Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).

Пословицы:

  • «Огонь не вода - схватит, не выплывешь».
  • «Воры обокрадут, стены останутся, а огонь в раз разорит».
  • «Огню да воде бог волю дал».
  • «Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица».

При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.

При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль - один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.

Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?

Дети. Это пожарные.

Учитель. Правильно,

III. Беседа «Сделать правильный выбор».

Инструктирование по правилам пожарной безопасности.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

  1. Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.
  2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.
  3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.
  4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
  5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).
  6. Не оставляйте не затушенных костров - это может привести к пожару.
  7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.

IV. Итог занятия.

  1. Были ли вы свидетелями пожара?
  2. Какова была причина пожара?
  3. Где у вас дома хранятся спички?
  4. Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то, как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?

Приложение 1

Памятка пожарной безопасности для детей

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

На территории Омской области ежегодно происходит много пожаров, причиной которых становится неосторожное обращение с огнем детей, травмы получают дети.
Одной из причин пожаров, происшедших по вине детей - это незнание элементарных правил поведения, отсутствие навыков обращения с огнем, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания.

Ребята! Чтобы избежать - пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.

  • что брошенная ради баловства спичка может привести к тяжелым ожогам и травмами;
  • не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах;
  • не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши товарищи, маленькие дети;
  • не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, аэрозольные упаковки;
  • не растапливайте печи, не включайте газовые плитки;
  • не играйте с электронагревательными приборами - от них, включенных в сеть и оставленных без присмотра, может произойти пожар;
  • не применяйте свечи и хлопушки, не устраивайте фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, вблизи сгораемых предметов;
  • не направляйте пиротехнические изделия в лицо, на насаждения и строения;
  • не храните пиротехнические изделия вблизи нагревательных приборов и открытого огня.

Если пожар все-таки произошел, вы должны знать, что необходимо сделать в первую очередь:

  • немедленной вызывайте пожарных по телефону «01», не забудьте назвать свою фамилию и точный адрес пожара, позовите на помощь взрослых;
  • срочно покиньте задымленное помещение;
  • если помещение, в котором вы находитесь сильно задымлено, то намочите платок или полотенце водой и дышите через него, пригнитесь к полу, и двигайтесь по направлению к выходу вдоль стены;
  • самое главное: как бы вы ни были напуганы, никогда не прячьтесь в укромные места.

И помните, что легче предупредить, чем потушить!

Приложение 2

ПАМЯТКА о мерах по стабилизации обстановки с гибелью детей при пожарах, предупреждения пожаров по причине неосторожного обращения с огнем

Пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем - явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным - гибель ребенка.

Почти все маленькие дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность; их неудержимо манит к этому чуду природы. В возрасте от трех до пяти лет дети в своих играх часто повторяют взрослых, имитируя их действия, труд. В этом возрасте детям хочется все скорее узнать и испытать на себе. Стремление к самостоятельности особенно проявляется, когда дети остаются дома одни.
Нельзя быть уверенным в том, что оставшись один, ребенок не решится поиграть коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу.

Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без надзора.

Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.
Нередки случаи, когда шалость переходит в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие "самолетики", поджигают почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды, зажженные дымовые шашки, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

Как правило, виноваты во всех этих шалостях, прежде всего родители, старшие братья и сестры, которые оставляют детей без присмотра в квартирах, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают самостоятельно играть со спичками, поручают малолетним детям присматривать за топящимися печами, включать электроприборы.

Что нужно делать для того, чтобы избежать пожара от детской шалости с огнем:

  • рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении;
  • будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности;
  • не оставляйте спички в доступном для детей месте;
  • не поручайте детям разжигать печи, газовые плиты, самостоятельно включать электробытовые приборы;
  • следите, чтобы дети не разжигали костры;
  • уходя из дома, не оставляйте малолетних детей без присмотра взрослых;
  • организуйте ребенку интересный досуг.

Научите ребенка правильным действиям при пожаре.

При обнаружении пожара или признака горения (задымления, повышенной температуры, запаха гари и т.п.) ребенок любого возраста должен немедленно покинуть помещение.

Сообщить о пожаре взрослым или в пожарную охрану по единому телефону спасения «01».

Как говорят: «Запретный плод сладок!», поэтому полезнее объяснить еще раз ребенку о подстерегающей его опасности, таящейся в коробке спичек, зажигалке, чем просто сказать: «Нельзя!»

Очень важно, чтобы дети запомнили эти советы. Личным примером учите, детей соблюдению привил пожарной безопасности. Только большой заботой о наших детях мы сможем предупредить пожары от детской шалости с огнем, сохранить свой дом, имущество и самое дорогое - жизнь ребенка

О правилах обращения с огнем и опасности пожаров следует говорить с детьми с самого раннего возраста. Эта важнейшая тема должна регулярно подниматься во время школьных уроков. Многие люди погибают в огне только из-за того, что не знают, что необходимо сделать для собственного спасения. Какие правила пожарной безопасности для школьников наиболее значимы, с чего начать изучение материала?

Предотвращение пожара дома

Минимально снизить вероятность возгорания в собственном жилище может каждая семья. Для того чтобы предотвратить пожар, необходимо пользоваться только исправными электроприборами. Обязательно читайте инструкции по эксплуатации. Уходя из дома, убедитесь, что вы отключили от сети все приборы с функцией постоянного нагрева. Речь идет об утюгах, обогревателях, щипцах для завивки волос и другой бытовой технике со схожим принципом работы. Это простейшие правила пожарной безопасности для школьников, которые должен знать каждый первоклассник. Без присмотра надолго нельзя оставлять включенную газовую плиту и горящие свечи.

Обращение с открытым огнем

Спички детям не игрушки - с этого утверждения следует начинать заучивать с детьми правила пожарной безопасности. Для школьников важно усвоить, насколько опасны зажигалки, средства для розжига и любые горючие смеси. Разводить костры можно только в специально предназначенных для этого местах. Погода не должна быть сухой, жаркой и ветреной. За горящим костром, как и за любым открытым огнем, следует следить. Желательно держать возле кострища воду и зеленые ветки, это первые средства для тушения возгорания на природе. Правила пожарной безопасности Российской Федерации должен знать каждый житель нашей страны. В летнюю жару во многих регионах страны начинаются лесные пожары. При объявлении пожароопасной обстановки в определенной местности не стоит разводить костры на природе.

Внимание: пожар!

Что делать, если пожар уже начался? При запахе гари, обнаружении дыма или источника огня необходимо оценить масштабы возгорания. Если вы не уверены, что сможете потушить огонь своими силами, срочно вызывайте пожарный расчет. При пожаре в квартире необходимо собрать документы и ценные вещи (если это возможно), и вместе с домашними животными покинуть квартиру. По возможности оповестите соседей по дому о пожаре. При звонке в пожарную службу (в России телефон 01), необходимо назвать свое Ф.И.О., адрес и характер возгорания. Ответьте на все вопросы диспетчера, подробная информация поможет составить правильный план тушения. К вам будет направлена пожарная команда со всем необходимым оборудованием.

Можно ли потушить пожар самостоятельно?

Способ тушения огня зависит от типа возгорания и площади, охваченной огнем. Если загорелся бытовой прибор, его необходимо обесточить (выключить из розетки или отключить электричество в квартире через Небольшие горящие предметы можно накрыть одеялом или покрывалом для предотвращения доступа воздуха к пламени. При возгорании в квартире зачастую единственным средством тушения является обычная вода. Желательно перед ее применением отключить электричество. Заливание дает неплохой результат, если горит древесина, текстиль, отделочные материалы. Правила пожарной безопасности для школьников включают в себя и обучение тушению огня. Если огонь не успел распространиться на значительную площадь, можно попробовать сбить его. Для этого подойдет любой достаточно большой кусок плотной материи - банное полотенце, покрывало. Намочите водой выбранный предмет и сбивайте огонь.

Возгорание в общественном здании

Полные новые правила пожарной безопасности обычно можно найти в виде сокращенных памяток в любом В учреждениях, где ежедневно бывает множество людей, обязательно есть пожарные щитки с огнетушителями и прочими средствами для борьбы с огнем. Если вы находитесь в общественном здании и в нем начался пожар, после объявления тревоги следует прослушать сообщение и направиться к выходу. В таких случаях для эвакуации посетителей обычно открываются запасные аварийные выходы. Старайтесь сохранять спокойствие. Покидать горящее здание следует быстрым шагом (не бегом), не толкаясь и не мешая окружающим. Если помещения сильно задымлены, промочите кусок чистой материи водой (подойдет носовой платок или мелкий предмет одежды) и закройте им рот и нос. Что делать, если огонь распространился на значительную площадь и вы не можете пройти к выходу из здания? Согласно имеют именно такую аббревиатуру), необходимо укрыться в наименее задымленной комнате. Закройте дверь и заложите щели мокрыми тряпками или полотенцами. При пожаре нельзя прятаться. Укрывшись в шкафу или санузле, вы подвергаете себя опасности задохнуться дымом. Необходимо также позвать на помощь и сообщить о своем местонахождении. Если в комнате, где вы находитесь, нет открытого огня, можно открыть окна и привлечь внимание прохожих.

Что делать, если загорелась одежда на человеке?

Одна из наиболее страшных ситуаций - когда на человеке внезапно загорелась одежда. Ни в коем случае нельзя бежать. Лучше всего упасть на пол и кататься по нему, сбивая пламя. Если поблизости есть сугроб или водоем, смело падайте в него. Потушить огонь можно, облившись водой. При возгорании одежды на человеке в помещении, можно накрыться плотной тканью. Самое главное - не закрывать голову. После того как пламя будет сбито, необходимо вызвать скорую помощь. К обожженным поверхностям кожи можно приложить что-то холодное или куски материи, смоченные холодной водой. Если местами одежда прилипла к коже, не пытайтесь ее самостоятельно снять. Дождитесь приезда врачей. Пострадавшему можно дать таблетку комплексного обезболивающего средства.

Помните, даже незначительное нарушение правил пожарной безопасности может привести к пожару. Осторожно обращайтесь с потенциально опасными предметами и будьте внимательны. Время от времени повторяйте правила поведения во время пожара, можно даже сделать короткую памятку на эту тему и повесить ее дома на видном месте.

Пожар проще предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских учреждениях. Именно в дошкольном и школьном возрасте закладываются основные навыки безопасного поведения, вырабатывается бережное отношение к жизни и природе.

Детский сад

Любознательность детей, их тяга к игре с огнём и спичками часто приводят к пожару. Взрослые должны настойчиво объяснять ребенку основные правила пожарной безопасности, актуальные для дошкольников. Даже двухлетний малыш в состоянии понять, что нельзя трогать розетку и провода.

Лучшей формой закрепления знаний о правилах пожарной безопасности является игра. Воспитатель детского сада проводит дидактические игры, которые знакомят детей с огнеопасными предметами. , раскрыть значимость его труда помогут , где детей особенно впечатлит знакомство с пожарной машиной.

Не менее познавательной может стать экскурсия по детскому саду, где воспитатель обратит внимание детей на знаки и пути эвакуации, огнетушители, устройства пожарной сигнализации.

Для того чтобы объяснить, какой вред спички могут нанести, если попадут в неумелые руки, можно читать и обсуждать с детьми стихотворения, сказки, разыгрывать их по ролям и иллюстрировать. С помощью занятий по решению проблемных ситуаций можно проверить, как дети усвоили правила поведения при пожаре:

  • если ты увидел, как что-то в квартире загорелось, вызови пожарных по номеру 101, назови свой адрес;
  • небольшое пламя можно погасить одеялом или водой (если рядом нет электропроводов, включенных в розетку), засыпать землёй;
  • от большого огня нужно спасаться, убегая из дома. Важно забрать из квартиры всех детей, не забыв о младенцах. Нельзя прятаться и пользоваться лифтом;
  • если из квартиры выйти не получается, не паникуй, не прыгай из окна, пожарные уже в пути и скоро тебе помогут;
  • если в квартире дым, дыши через влажную ткань;
  • если на тебе пылает одежда, нельзя бежать, так как она разгорится еще сильнее. Окунись в воду или катайся по земле, чтобы сбить огонь.

Различные помогут детям быстрее и легче запомнить все правила.

Младшее и среднее звено школы

Когда ребенок поступает в школу, знания о пожарной безопасности закрепляются на уроках ОБЖ, тематических праздниках и конкурсах. Материалы пожарной тематики также могут использоваться при планировании урока. Например, в урок математики можно включить задачу о пожарных машинах, а во время рисования предложить ребятам изобразить последствия шалости с огнём.

Ученики начальных классов большую часть времени проводят в учреждении образования, оставаясь на продлённый день. Поэтому им необходимо помнить и соблюдать правила пожарной безопасности в школе:

  • не используй в школе спички, зажигалки и пиротехнику;
  • не оставляй без присмотра работающие электроприборы;
  • не разводи костры на школьной территории;
  • запрещается курить на территории школы;
  • умей пользоваться планом эвакуации. Знай, где находятся пути выхода при пожаре;
  • немедленно сообщи взрослым о запахе дыма или других пожароопасных ситуациях.

Внеурочная работа по пожарной безопасности, насыщенная конкурсами, выступлениями, эстафетами и праздниками, особенно интересна для школьников. Так, подготовительный этап конкурса, посвященный пожарной профилактике, можно провести на основе рисунков и поделок в каждом классе начальной школы.

В общешкольное мероприятие, организованное в форме художественной самодеятельности, уместно включить драматизацию произведений о пожаре известных авторов, а также исполнение песен.

Детям будут интересны викторины, КВН, игры типа «Поле чудес», спортивные соревнования. Процесс подготовки к этим мероприятиям позволяет увлечь ребят противопожарной тематикой и выработать стойкие навыки безопасного поведения.

Если беда все-таки произошла, важно помнить правильные действия при пожаре в школе:

  • сообщи педагогу или другому работнику школы об открытом пламени или задымлении;
  • находись возле учителя, следуя его указаниям;
  • не паникуй, внимательно слушая взрослых;
  • вместе с учителем выходи из здания школы. Не беги, не мешай товарищам, помогай малышам;
  • после эвакуации оставайся там, где указал педагог;
  • без разрешения взрослых нельзя участвовать в тушении пожара;
  • об ожогах и других травмах сообщи учителю.

Во время тренировок по действиям при пожаре с младшими школьниками отрабатываются практические навыки эвакуации: движение группой, движение гусиным шагом под дымом, ознакомление с работой огнетушителя.

Старшеклассники

Старшие школьники уже осознают важность соблюдения правил пожарной безопасности, однако для них не менее важно повторение и закрепление уже знакомого материала. В работе с ними нужно подчеркивать, что с большей самостоятельностью в их жизни расширяется и область ответственности - за безопасность, здоровье, материальное имущество. Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:


Прежние направления работы приобретают более серьезное звучание с учётом индивидуальности и инициативы подростков . Школьники среднего звена с удовольствием изготавливают плакаты и макеты по пожарной безопасности в различной технике - коллаж, мозаика, выпиливание, выжигание. Участвуя в художественной самодеятельности, дети принимают активное участие в формировании репертуара.

Экскурсия в пожарную часть несет в себе не только познавательную, но и воспитательную нагрузку. Возможность побывать в части, увидеть спасательное оборудование, работу пожарного со стволом, посидеть в пожарной машине привлекает и восхищает ребят.

На уроках ОБЖ школьникам предлагается надеть полный комплект , научится пользоваться пожарным краном и рукавом. Отрабатывая навыки эвакуации, школьники среднего и старшего звена готовятся к работе по пожарной профилактике с младшими товарищами. Работа со старшеклассниками наиболее насыщена пожарно-тактической подготовкой и введением профориентационной работы. Примерив на себя роль пожарных, ребята проникаются уважением к их героическому труду.

Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание , так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

  • не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся;
  • не поджигай сухую траву;
  • если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым;
  • не кури в лесу;
  • не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.

Школа объединяет учителей и учащихся, оказывает глубочайшее влияние на детей. Для того чтобы родители спокойно и уверенно отправляли детей в школу, проводится колоссальный объем работ по обеспечению безопасности, особое внимание уделяется вопросам пожарной безопасности.

Работа, включающая профилактические меры

Все профилактические меры по предупреждению пожаров должны проводиться на территории школы до начала учебного года. Классы должны быть обследованы специальными комиссиями, а работники пожарного надзора должны вынести решение о признании учебного заведения безопасным.

С целью защиты жизни и здоровья учащихся и персонала, родителей и материально-технической базы проводятся следующие профилактические меры:

  • обустраиваются места хранения инвентаря специального назначения;
  • устанавливаются автоматические системы извещений;
  • обеспечивается наличие запасных выходов;
  • разрабатывается и утверждается план эвакуации, в удобных местах на каждом этаже размещаются наглядные схемы для изучения детьми;
  • создается наглядная агитация (стенды, схемы, плакаты) по теме;
  • проводятся учения с учащимися и персоналом для отработки навыков эвакуации;
  • обеспечиваются условия для правильного хранения инвентаря и продуктов, не допускается захламление помещений.

Что входит в обязанности руководителя учебного учреждения

Пожарная безопасность в школе и все вопросы, связанные с ней, должны постоянно находиться под контролем руководителя, который должен:

  • приказом по школе назначить ответственного;
  • оказывать ему всяческую помощь и поддержку и контролировать его работу;
  • регулярно осуществлять инструктажи;
  • расписать обязанности и действия персонала на случай чрезвычайной ситуации.

Тщательным подбором квалифицированного персонала, которому будет доверен процесс монтажа, ремонта и обслуживания электропроводки и оборудования в здании, будет обеспечена пожарная безопасность в школе.

Документы администрации учебного учреждения должны включать все вопросы ПБ, освещенные в приказах, инструкциях, правилах и планах эвакуации.

Директор школы в своей работе опирается на нормативные и законодательные документы. Местные органы управления должны оказывать поддержку и содействие в приобретении качественного и современного оборудования и осуществлении контроля.

Инструкция: пожарная безопасность в школе

Инструкция о мерах пожарной безопасности обязательно должна быть утверждена директором школы. В ней изложены меры по содержанию в надлежащем порядке территории школы, коридоров и других помещений школы. Здесь же должно быть определено место для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае возникновения пожара, устанавливаются сроки проведения инструктажа и временных огневых работ, расписываются действия персонала при возникновении пожара.

К инструкции прилагается памятка, а в приложении должен быть план эвакуации учащихся и всего персонала из здания школы. В памятке расписаны первые шаги, необходимые для соблюдения при обнаружении пожара.

Действия сотрудников при обнаружении пожара

Пожарная безопасность в школе обеспечивается соблюдением правил и сотрудниками, и учащими. Но если все же возгорание произошло, как должен действовать персонал учебного заведения?

  1. Учитель при первых признаках пожара должен на собственном примере показать, как спокойно и взвешенно должны приниматься решения.
  2. Не должен позволять ученикам паниковать и хаотично покидать помещение.
  3. При выходе школьный кабинет обесточивается, закрываются окна и двери.
  4. Учитель должен провести эвакуацию класса в соответствии с планом. Первыми проходят дети. Когда дети оказываются на безопасном расстоянии, проводится перекличка, оказывается необходимая медицинская помощь.
  5. При обнаружении возгорания вахтер должен дать оповещающий звонок или голосовой сигнал, передать информацию о возгорании службе спасения, оповестить руководство или администрацию.
  6. Все сотрудники школы, включая библиотекарей, работников кухни и вахты должны содействовать эвакуации учащихся.
  7. Медицинский персонал ответственен за оказание первой помощи, для которой заранее подготавливаются необходимые медикаменты.

Что собой представляет план эвакуации

План эвакуации при пожаре позволяет упорядочить процесс эвакуации людей в чрезвычайных случаях. Он должен состоять из двух частей: текстовой и графической. В графической части, где изображена планировка самого объекта, должны быть указаны:

  • все возможные эвакуационные пути;
  • эвакуационные выходы и точное их расположение;
  • место расположения средств для спасения людей и противопожарной защиты;
  • лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы;
  • отметки «Вы находитесь здесь» (место расположения плана).

В текстовой части плана указывается расшифровка всех условных обозначений плана. Также указываются способы оповещения о возникновении пожара, аварии или другой ЧС, указывается порядок вызова пожарных подразделений, экстренных служб, обязанности и действия людей.

План эвакуации при пожаре используется для облегчения ориентации находящимся в зоне ЧС людей, для проведения аварийно-спасательных и других мероприятий на месте происшествия.

Как составить план эвакуации

Начинать составлять план эвакуации надо с вычерчивания поэтажного плана здания. При этом изображается лишь минимум самых существенных деталей. Сплошными зелеными стрелками должны быть обозначены основные пути эвакуации людей. Прерывающимися стрелками такого же цвета надо обозначить запасные пути эвакуации. При помощи условных знаков изображаются места нахождения огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, систем включения/отключения пожарной автоматики, электрощитов.

В виде таблице можно изобразить текстовую часть плана, где будут отражены способы оповещения о пожаре, организация эвакуации, способы проверки срабатывания пожарной автоматики. Дополнить эту часть можно памятками и инструкциями для работников, где будут описаны основные действия во время пожара.

В качестве приложения к таблице следует составить список ответственных лиц с графой для росписи об ознакомлении с планом эвакуации. В конце ставится дата составления плана, который скрепляется печатью организации и подписью должностного лица.

План эвакуации в школе вывешивается на заметных местах на каждом этаже.

Процесс эвакуации учащихся

Для того чтобы организовать эвакуацию учеников и учителей из школы, назначаются педагоги, несущие ответственность за порядок выхода из здания. Эти педагоги регулируют поток людей на каждом этаже. Эвакуацию класса должен проводить учитель, у которого на момент возгорания шел урок.

Ответственным за пожарную безопасность в школе на период проведения спортивных или культурно-развлекательных мероприятий становится организатор, который предварительно должен пройти и убедиться в том, что возможные пути эвакуации открыты, не заблокированы.

В течение года с ответственными за эвакуацию людьми должны проводиться специальные занятия и инструктаж. В план воспитательной работы классный руководитель обязан включить беседу с учащимися о том, как важно соблюдать правила пожарной безопасности не только в школе, но и во всех сферах жизни.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе

В вопросе безопасности детей нет второстепенных тем. И в школе и дома детям постоянно надо напоминать о том, как опасен огонь. Правила пожарной безопасности в школе должны быть тщательно разработаны и неукоснительно исполняться всеми. К основным правилам следует отнести запрет на курение и преподавателям школы, и, конечно же, ученикам на территории школы; запрет на внос петард или других взрывчатых предметов в школу; не должны приносится в здание школы и на ее территорию легковоспламеняющиеся вещества, спички и зажигалки.

Пожарная безопасность в школе как правила поведения в подобных ситуациях учениками будут лучше и легче усваиваться, если информация будет включена в разные учебные занятия и внешкольные мероприятия. Формы и методы подачи информации должны быть разноплановыми, с творческим подходом и с задействованием самих детей, их инициативы и творчества. Конкурсы, эстафеты, сценки могут быть посвящены теме «Пожарная безопасность». Мероприятие в школе можно провести с привлечением работников МЧС или с экскурсией в пожарную часть.

Могут быть организованы выставки плакатов и рисунков на данную тематику. В начальной школе пожарная тема может быть использована как дидактический материал на уроке русского языка. Кроме того, можно создать соответствующую теме презентацию с любимыми мультяшными героями. Сами маленькие ученики могут инсценировать детские стихотворения Маршака и Чуковского. Еще больше будет энтузиазма, если будет возможность переодеться в костюмы.

Учеников средней и старшей школы можно смело привлекать к созданию плакатов, макетов, демонстрирующих меры пожарной безопасности в школе или процесс эвакуации из здания людей. Ребята с удовольствием примерят на себя комплект одежды, развернут пожарный рукав, используют огнетушитель.

Пожарная безопасность в школе будет обеспечена, если меры по проведению будут планомерными и регулярными. Если подход будет выбран не традиционный, а игровой - с вовлечением учеников в общественно-полезную деятельность.

ПО ТЕМЕ: «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Для младших школьников

ИГРЫ С ОГНЕМ ПРИВОДЯТ К БЕДЕ.

Все, вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сиренами. Это значит, что где-то возник пожар и нужна немедленная помощь.

ПОЖАР. Что представляет он собой сегодня? Может, только в прошлом огонь был страшен людям? Может, современный человек, вооруженный знаниями и мощной техникой, уже справился с этим бедствием?

Ведь, в самом деле, многие за всю жизнь так и не увидят ни одного реального пожара и, встретив на улице мчащуюся красную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. В руках человека при соблюдении правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло.

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности. А примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков.

Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете и друзьям своим не позволяете этого делать. И тем не менее количество пожаров растет. Отчего же происходят пожары?

Например: от неосторожного обращения со свечой, игра со спичками…..

Часто, не понимая опасности подобных игр с огнем, ребята разжигают костры вблизи строений подобных игр с огнем, ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, пускают горящие «самолетики» и тем самым становятся чиновниками пожаров. Таких примеров очень много.

Кроме этого, есть случаи, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны по телефону «01» и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. А задумывались ли вы над тем, что в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте, что шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию в административном порядке ваших родителей и вас самих?

Ребята! Чтобы избежать пожара, необходимо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

Не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши товарищи, маленькие дети;

Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах;

Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки;

Не растапливайте печи, не включайте газовые плиты;

Не играйте с электронагревательными приборами: от электронагревательных приборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра, может произойти пожар;

Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него, и брошенная ради баловства спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам;

Не оставляйте незатушенных костров – это может привести к гибели всего леса;

Не поджигайте тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут среди этой травы, но и приводит к пожару.

Ребята! Помните об этих правилах и всегда разъясняйте их своим товарищам!. Этим вы окажете большую помощь работникам пожарной охраны.

Но если все-таки пожар произошел, вы должны знать, что нужно делать при пожаре:

Необходимо немедленно вызвать пожарную команду по телефону «01», сообщив свой точный адрес, объект пожара и встретить пожарную команду;

Если рядом есть взрослые, сразу позовите их на помощь;

Если горение только началось, вы его легко затушите водой, накроете толстым одеялом, покрывалом, забросаете песком, землей;

Ни в коем случае не тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением: это опасно для жизни;

Если вы видите, что не сможете справиться с огнем и пожар принимает угрожающие размеры, срочно покиньте помещение;

Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.

И все-таки помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Для школьников среднего возраста

Обучение правилам пожарной безопасности детей среднего школьного возраста хорошо начать с тестирования. Во-первых школьники охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся этого возраста уже владеют достаточной информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний.

Предлагаем один из тестов для детей среднего школьного возраста.

П/п Вопрос с вариантами поступков в предлагаемой ситуации Кол-во очков

1 Если случится пожар, как ты будешь действовать?

Позвоню по телефону «01»;

Позову на помощь;

Убегу, никому ничего не сказав 3

2 Если комната начала наполняться густым едким дымом?

Открою окно, не закрыв дверь;

Буду продвигаться к выходу;

Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу. 0

3 Если загорелась электропроводка?

Буду тушить водой;

Обесточу электросеть, затем приступлю к тушению;

Буду звать на помощь 0

4 Если на вас загорелась одежда?

Побегу, пытаюсь сорвать одежду;

Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя;

Завернусь в одеяло 0

5 Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковороде?

Накрою сковороду мокрым полотенцем;

Буду тушить водой;

Попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу. 3

6 Если вы зажигаете газовую колонку или духовку газовой плиты и спичка погасла, не успев зажечь газ, что вы будете делать?

Достану вторую спичку и стану зажигать газ;

Перекрою газ;

Перекрою газ и проверю тягу. 0

7 Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать?

Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через буду звать на помощь;

Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться;

Буду звать на помощь.

8 Если вы увидели, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?

Пройду мимо;

Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев;

Сообщу об этом взрослым. 0

9 Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как вы должны поступить?

Остановлю, объясню, что это опасно;

Пройду мимо;

Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие. 3

10 Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из телевизора пошел дым, как вы должны поступить?

Продолжу смотреть телепередачу;

Позову на помощь взрослых;

Приступлю к тушению. 0

Если вы набрали 25-30 очков, то вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить своих товарищей.

Если вы набрали 20-24 очка, то вы должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

Если вы набрали менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности. Это поможет вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации – сохранить свою жизнь.

ОГОНЬ – ДРУГ И ВРАГ ЧЕЛОВЕКА

Большой пожар всегда начинается с маленького возгорания. Если его сразу обнаружить и иметь наготове средства тушения огня, то можно быстро потушить начинающийся пожар. Тогда «красный петух», как в народе называют пожар, не страшен.

Как правило, пожар приносит материальный ущерб государству и гражданам, создает угрозу жизни людей, особенно опасны пожары в жилых домах, в подвалах, в конторах предприятий, в магазинах, где пищевые продукты – хлеб и т.д.

Пожар представляет собой сложный физико-химический процесс горения, сопровождаемый выделением тепла и различных газообразных продуктов.

На пожарах выделяется много дыма, в состав которого входит углекислый газ. Этот газ, смешиваясь с воздухом, понижает концентрацию содержания в нем кислорода. При снижении концентрации кислорода в окружающем воздухе с 21% до 14% наступает так называемое кислородное голодание, а при 8-11% человек может погибнуть.

Обычно в воздухе содержится не более 0,04% углекислого газа. Если во время пожара концентрация его в воздухе возрастает до 4-5%, увеличивается частота дыхания, возникает шум в ушах, головокружение. При 8-9% человек теряет сознание, при 20% происходит паралич жизненных центров, наступает смерть.

Выделяющийся на пожаре дым оказывает сильное раздражение органов дыхания и слизистых оболочек глаз. Особенно большую опасность для организма человека представляет выделяющаяся при неполном горении окись углерода (СО).

При горении могут выделяться синильная кислота, акролеин и т.д. Все это оказывает отравляющее влияние на организм человека.

Наибольшую опасность на пожаре в жилых домах представляет паника, особенно при большом скоплении людей. Известны случаи, когда даже при возникновении незначительного загорания отдельные люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводило к давке, заторам в проходах, ушибам людей, а иногда даже и гибели некоторых из них. Иногда во время пожара люди спасаясь от огня, выбегая, оставляли открытыми двери, и пламя быстро распространялось через дверные проемы, охватывая новые помещения. На отдельных пожарах люди пытались уйти через помещения, охваченные огнем, не защитив себя от воздействия высоких температур. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха приводил к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. Проходя через огонь, люди получали тяжелые ожоги. Очень опасно прыгать с верхних этажей зданий или с какой-либо целью возвращаться в горящие или задымленные помещения. Поэтому при большой высоте следует дожидаться пожарной помощи, а выходить из опасной зоны во избежание ожогов следует согнувшись.

Особенно опасны пожары в подвалах жилых домов, если выходы из них ведут на общую лестничную клетку. Дым пожара будет выходить в объем лестничной клетки. В таких условиях жильцы верхних этажей не в состоянии будут спуститься вниз по лестнице и могут отравиться дымом, поэтому и говорят, что дым на пожарах, пожалуй, не менее опасен, чем пламя.

Ребята! Помните об этих правилах всегда, разъясняйте их всем своим товарищам. Этим вы окажете большую услугу работникам пожарной охраны в деле предупреждения пожаров в школах и жилых домах.

Борьба с пожарами – дело не только пожарной охраны, но и всех граждан. Выполняя основные правила пожарной безопасности, требуя их выполнения со стороны ваших товарищей, вы можете сохранить собственность нашего государства и граждан от огня.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЖАРОВ ПО ВИНЕ ПОДРОСТКОВ

Пожар. Старинное русское слово, от которого будто пышет огнем и пахнет горьким дымом.

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки и шалость с огнем детей и подростков.

Девочки очень любят украшать новогодние елки игрушками из ваты и бумаги, пользоваться свечами и бенгальскими огнями, забывая, что подобные нарушения правил пожарной безопасности могут привести к тяжелым последствиям.

Есть и шалость, переходящая в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики», поджигают почтовые ящики, обшивки дверей в квартирах и подъездах, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

Ребята! ПОМНИТЕ, что пожар – это всегда беда. Чтобы избежать его, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Помните, что игры с огнем могут привести к пожару, а маленькая спичка – к большой беде.

Очень опасны игры с огнем в сараях, подвалах и на чердаках, так как начавшийся пожар может отрезать пути к эвакуации.

Часто причиной тяжелых травм бывает игра ребят с незнакомыми предметами, аэрозольными упаковками и пр.

Некоторые ребята устраивают лабораторию на кухне, проводя опыты с неизвестными химическими реактивами. Эти опыты нередко приводят к пожарам, а ребята получают тяжелые травмы и ожоги.

Многие из вас, ребята, любят поджигать старую сухую траву, оправдывая это тем, что это помогает расти новой. Это неправильно. Вы приносите большой вред насекомым, норки которых находятся в земле, среди этой травы, и создаете угрозу загорания леса и близлежащих строений.

Но если пожар все-таки произошел, вы должны знать, как себя вести.

ПРИ ПОЖАРЕ В КВАРТИРЕ:

Срочно позвоните в пожарную охрану по телефону «01», сообщите точный адрес и что горит;

Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть толстым одеялом, покрывалом, прекратив доступ воздуха;

Ни в коем случае нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением, - это опасно для жизни;

Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение;

Если пожар произошел не в вашей квартире и воспользоваться лестницами для выхода из-за сильного дыма невозможно, останьтесь в квартире плотно закрыв дверь. Во избежание проникания продуктов горения закройте щели дверей и вентиляционные отверстия одеялами, полотенцами, смоченными водой.

Правильные и умелые действия помогут вам сохранить свою жизнь и предотвратить распространение пожара.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ

Если в вашей школе случился пожар, то вы обязательно должны принять ряд мер, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию всех людей и свести к минимуму ущерб от пожара.

Важнее всего как можно раньше поднять тревогу с тем, чтобы у всех было достаточно времени эвакуироваться из здания. Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться такой последовательности принимаемых мер.

Первое, что надо сделать – это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации: внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большой скоростью.

Второе действие - немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости члену персонала, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы. Все обязаны явиться к заранее согласованному сборному пункту, где должна быть проведена перекличка, чтобы выяснить, все ли эвакуировались из школы. После тревоги нужно как можно скорее вызвать пожарную охрану.

К прибытию пожарной охраны в первую очередь нужно знать:

А) в каком помещении пожар,

Б) все ли эвакуированы.

Наличие школьного плана эвакуации очень поможет пожарной охране.

Последующие примечания были разработаны в помощь директорам школ для выработки простой и эффективной процедуры эвакуации при пожаре, которую нетрудно применить в большинстве школ.

Последовательность действий

ВЫЗОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

ЭВАКУАЦИЯ

ПЕРЕКЛИЧКА.

Для чего это надо: чтобы предотвратить панику и обеспечить безопасную, организованную и эффективную эвакуацию всех присутствующих в школе через все имеющиеся выходы, и чтобы настроить сознание на рациональное реагирование при столкновении с пожаром или иной аварийной ситуацией как в школе, так и в других местах.

Любой человек – ученик или член персонала – при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. В случаях, когда в одном здании находится более чем одно учреждение, все должны полностью взаимодействовать друг с другом. Оповещение о пожарной тревоге в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из всего здания, а не только из его части.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно НЕМЕДЛЕННО сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом. Должно быть предусмотрено дублирование вызова пожарной охраны.

Очень важно, чтобы не было задержки в выполнении вызова; ответственность за вызов должна быть возложена на классного руководителя или члена персонала, которого наиболее целесообразно назначить для этой цели в экстренной ситуации и который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана.

Услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату по одному и идти у сборному пункту. Классы должны идти ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.

Директор школы, услышав сигнал тревоги, немедленно должен последовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.

Следует предусмотреть специальные меры для детей-инвалидов и детей с неуравновешенным характером.

Может получиться так, что классные журналы в момент тревоги не находятся у учителей, поэтому их необходимо принести к месту сбора как можно быстрее, чтобы провести полную перекличку. Разговоры и смех во время эвакуации должны быть запрещены с тем, чтобы слышны были даваемые указания.

Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода других классов, за исключением случаев, когда лестница очень узкая. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга.

Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалете, учительских и т.д) должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться в здание, например, за одеждой, книгами и т.д. до тех пор, пока не будет дано разрешение пожарной охраны или – в случае тренировки – директора школы.

МЕСТО СБОРА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАРАНЕЕ СОГЛАСОВАНО

Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять заранее определенное место и находиться там, не расходясь. Место сбора, если возможно, должно находиться под весом, предпочтительно – в другом здании.

Немедленно по прибытии классов на место сбора должна быть проведена перекличка, если возможно – по журналам, и каждое ответственное лицо должно немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе.

Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно начать поиски – при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться По прибытии пожарной охраны начальник караула должен быть встречен и немедленно проинформирован о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

В первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и запасным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.

Она должна проводиться не реже одного раза в четверть, о чем должна делаться соответствующая запись. Не следует допускать ее стереотипности, так как ситуация в условиях настоящего пожара может очень сильно варьироваться.

Например, лестница может оказаться непригодной для эвакуации из-за задымленности или по другой причине. До проведения учебной эвакуации – если предполагается, например, что лестница или иной путь эвакуации заблокирован- обязательно следует предусмотреть альтернативный безопасный путь, ведущий из здания в безопасное место.

Для учащихся старших классов

Первым фактором развития личности подростка является его социальная активность.

В отличие от учащихся младшего возраста старшеклассник начинает анализ возникшей перед ним задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет гипотезы. Поэтому работу по профилактике пожаров среди старшеклассников следует строить по двум направлениям:

Привлечение внимания старшеклассников к проблемам пожарной безопасности;

Непосредственное участие старшеклассников в сбережении от огня народного достояния.

Эффективной формой первого этапа работы является устный или письменный опрос.

Можно предложить старшеклассникам лист самоконтроля.

Лист самоконтроля старшего школьника.

1 Храните ли вы спички и зажигалки в местах, недоступных для маленьких детей. 2 Кто-либо в вашем доме курит лежа на диване или кровати. 3 После ухода гостей проверяете ли вы наличие горящих окурков и пепла на полу, мебели. 4 Освещаете ли вы спичками или свечой дорогу на чердак, в подвал, кладовую. 5 Обертываете ли вы бумагой электрические провода и электрические лампы. 6 Не применяете ли вы «жучки» в электроприборах 7 Не устанавливаете ли вы телевизор в мебельную стенку. 8 Вы регулярно проверяете все электроприборы, имеющиеся в доме. 9 Закрываете ли вы заглушкой или крышкой неиспользуемые электророзетки. 10 Используете ли вы мощные электроприборы 11 Стирают ли вещи в вашем доме в бензине или керосине. 12 Храните ли вы промасленные тряпки в металлических ящиках с крышкой. 13 Как вы храните краски, растворители, бензин 14 Не разводите ли вы костры вблизи строений кустарников 15 Используете ли вы электрогирлянды промышленного производства. 16 Не одеваетесь ли вы в легковоспламеняющиеся карнавальные костюмы. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ШКОЛЕ

Какими основными вопросами должны заниматься все школьники, чтобы не допустить пожаров в школе? Круг этих вопросов разнообразен: нужно следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные сгораемые отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению огня на школьные пристройки.

Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие листья ветром могут занесены на кровлю здания или в слуховое окно, что может привести к пожару.

Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они ничем не загромождались, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

Современные пожарные машины-цистерны вывозят тот запас воды, которого достаточно, чтобы успешно бороться с огнем. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: пруды, водоемы, резервуары, чаны, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За всеми этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий уход.

Что же нужно делать? Необходимо следить, чтобы крышки гидрантов не были засыпаны землей и мусором, а на стене ближайшего строения была табличка с указаниями, на каком расстоянии от здания расположен гидрант. Делается это для того, чтобы пожарные могли его разыскать. Во время снежных заносов следует заботиться об очистке крышек гидрантов от снега.

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей. С какой целью он разрабатывается?

Если в школе возник пожар, в первую очередь необходимо очень быстро и организованно эвакуировать всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.

В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются запасные и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.

План эвакуации состоит из 2 частей – графической и текстовой. В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно входят и выходят из здания школы, указываются запасные. На схеме указываются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, щитов с комплектом противопожарного инвентаря).

До прибытия пожарных, юноши – учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одевать, отвести детей в теплое помещение, вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим, выполнить отдельные поручения по тушению пожара.

Каждое школьное здание должно иметь не менее 2 эвакуационных выходов: в случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй. Двери должны открываться по выходу и оборудоваться легкооткрывающимися запорами. В противном случае створки дверей будут прижаты и не откроются. Пути эвакуации учащихся должны быть свободны, поэтому лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры нельзя загромождать столами, стульями, партами – всем тем, что затрудняет выход. В ночное время пути эвакуации должны быть освещены.

Электричество прочно вошло в повседневную жизнь каждого человека. Сейчас оно дает нам свет, тепло, приводит в движение станки и машины, широко используется на транспорте, в сельском хозяйстве, быту.

Нельзя, однако, забывать о том, что неумелое обращение с электрооборудованием и бытовыми электроприборами часто приводит к пожару.

При нормальных условиях эксплуатации сила тока и напряжения – величины постоянные. Но если включить в сеть дополнительно несколько электронагревательных приборов или мощных ламп, нагрузка увеличивается и сила тока резко возрастает. С увеличением силы тока резко возрастает выделение тепла и провод сильно нагревается. Изоляция проводов высыхает и воспламеняется – возникает пожар.

Часто причиной пожара является также короткое замыкание в сети. Происходит оно в результате соприкосновения проводов друг с другом через посредство какого-нибудь металлического предмета (балки, трубы, гвоздя, проволоки и т.д.). При коротком замыкании сопротивление в сете уменьшается, сила тока в короткозамкнутой цепи резко возрастает, а это, в свою очередь, вызывает увеличение выделения количества тепла. Настолько, что иногда провод накаляется докрасна, а это приводит к воспламенению изоляции проводов.

Чтобы не допустить пожара от короткого замыкания, нужно систематически следить за исправностью изоляции проводов, за правильностью их крепления. Надо своевременно заменять провода с поврежденной изоляцией или изолировать оголенные места. Там, где электрические провода соприкасаются с металлическими конструкциями, изоляцию надо усиливать резиновыми прокладками, эбонитовыми трубками или фарфоровыми втулками.

Прежде чем приступить к работе в школьных производственных мастерских, где есть электрооборудование, нужно изучить установленные правила эксплуатации моторов, электроагрегатов и строго выполнять их.

Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь помещаются горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т.д.

В химических лабораториях, например, возникновение пожара может произойти даже непосредственного воздействия внешних причин. Многие из химических веществ и реактивов, применяемых в химических кабинетах, обладают пожаровзрывоопасными свойствами, например перекись водорода, глицерин. Поэтому при использовании и хранении таких веществ нужно соблюдать меры безопасности.

Надо помнить, что недопустимо совместное хранение некоторых веществ и материалов, так как это может привести к нежелательным последствиям: взрыву, воспламенению и т.п. Такие вещества должны храниться раздельно и в соответствующей упаковке.

Сильные окислители: бертолетовая соль, аммиачная селитра, азотнокислый калий и натрий – должны храниться в стеклянной посуде с притертой пробкой.

Хранение концентрированных минеральных кислот допускается только в стеклянной посуде с притертой пробкой в количестве не более 3л. Бромангидрид и хромовый ангидрид хранят в стеклянной посуде с последующей упаковкой в металлический сосуд и помещают в вытяжной шкаф. Перекиси натрия и бария разрешается хранить в стеклянной посуде с притертой пробкой, которая. В свою очередь, устанавливается в металлический резервуар, что предохраняет их от рассыпания на случай растрескивания стеклянной тары. Перекиси размещают в шкафу на одной полке с окислителями. Ставить на ту полку какие-либо другие вещества нельзя.

Красный фосфор и перекись водорода хранят в темной стеклянной посуде, которая устанавливается в металлический контейнер. Размещать их можно в одном шкафу с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми), но вдали от окислителей, щелочных металлов, металлических порошков.

В школьных химических лабораториях все реактивы должны храниться в шкафах под замком, ключи от которых должны находиться у преподавателей (лаборантов). Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, эфир, ацетон, керосин, нефть, спирт) должны храниться в специальном металлическом ящике, вдали от нагревательных приборов и выходов, в количестве не более 3л.

Эфиры. Спирты, бензин, керосин являются крайне опасными жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, употреблять их в строго ограниченном количестве. Не разрешается учащимся заправлять ими нагревательные приборы.

Чтобы не допустить несчастных случаев, занятие в физических и химических лабораториях с применением реактивов, электрических и нагревательных приборов разрешаются только в присутствии преподавателя (лаборанта). Перед началом занятий надо убедиться в исправности всех аппаратов, приборов, средств пожаротушения, включить в работу вентиляцию.

Необходимо следить за тем, чтобы на всех банках с реактивами имелись этикетки; убирать промасленные тряпки и ветошь в специальный металлический ящик с плотной крышкой.

Классные доски, парты, шкафы, столы устанавливаются с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских не были заставлены.

Из твердых веществ постоянную опасность представляет кинопленка, целлулоид, фосфор, бертолетовая соль, калий, натрий, сера и т.д.

Тушение ряда воспламеняющихся веществ и жидкостей (натрий, бензин, керосин) водой производить нельзя. Поэтому в химических лабораториях и в производственных мастерских должны быть средства тушения пожара (огнетушитель, плотное покрывало, песок).

Перед началом занятий в кабинетах физики и химии, в производственных мастерских учащихся следует проинформировать о степени пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться огнеопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя не разрешается.

Чтобы предотвратить возможность возникновения пожара, после опытов, связанных с выделением взрывоопасных газов, всю химическую посуду, приборы надо убрать в шкафы, оборудованные вытяжной вентиляцией.

В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое потребуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах и возле печей, производить окраску изделий нитрокрасками.

Соблюдение указанных мер пожарной безопасности обеспечит нормальные занятия в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

Внешкольная работа среди учащихся школ занимает сейчас видное место в учебно-воспитательной работе. Далеко не последнюю роль во внешкольной работе играют кино и спектакли. Но организаторы этих мероприятий не всегда выполняют правила пожарной безопасности, а опыт показывает, что забывать об этом ни в коем случае не следует.

Такие массовые мероприятия, как кинопоказ, вечер или праздник новогодней елки, должны проводиться с разрешения местных органов пожарной охраны.

Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом несгораемые перекрытие и не менее 2 выходов на лестничные клетки. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, устройство в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.

Показ учебных фильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс. Кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился с противоположной стороны от выхода. Выход из помещения, где проводится кинопоказ, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.

В помещении, где производится кинопоказ, электропроводка должна соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок. Подключение кинопроектора разрешается только исправными проводами при помощи штепсельных розеток и вилок.

Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок.

Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.

В зале стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.

В период демонстрации кинофильма в классе или показа спектакля обязательно присутствие преподавателя или воспитателя, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ни в коем случае нельзя закрывать на замок основные и запасные выходы из помещения, где демонстрируется кинофильм, проходит вечер.

Веселый праздник – новогодняя елка! Ребята не верят в существование Деда Мороза, но все же без него праздник не праздник.

Но вот беда – в такие дни многие забывают, что малейшая неосторожность – и Дед Мороз может встретить ребят не подарками, а пожаром.

Чтобы предупредить это, при устройстве новогодней елки надо помнить, что обкладывать ее и украшения ватой, не пропитанной огнезащитным составом, запрещается.

Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, применять хлопушки, вешать на елку целлулоидные игрушки, осыпать елку бертолетовой солью.

Иллюминация елки должна быть сделана электромонтерами и проверена пожарной охраной. Звонковым проводом устраивать иллюминацию запрещается.

Нельзя во время проведения праздника полностью гасить свет, устраивать танцы и представления в костюмах из бумаги. Во время праздника новогодней елки юные пожарные должны нести службу особенно бдительно.

Для закрепления полученных знаний можно провести в конце занятий противопожарную викторину:

1. Почему номер пожарной охраны «01», а не какой-либо другой. Это два крайних отверстия на телефонном диске, их можно отыскать в любых условиях: темноте, дыме.

2. Что такое горение Быстро протекающая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и света.

3. Что такое воспламенение Это возникновение горения при нагревании без внешнего источника огня.

4. Как называется устройство для забора из водопроводной сети для тушения пожара Пожарный гидрант

5. Как называется гибкий трубопровод для тушения пожара Пожарный рукав.

6. Какая зависимость между температурой воспламенения и опасностью вещества. Чем ниже температура воспламенения, тем опаснее вещество.

7. Какое вещество называется горючим Всякое вещество, способное самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

8. Чем определяется пожарная опасность вещества или материала Опасностью к воспламенению, самовозгоранию.

9. Как называется печатный орган пожарной охраны. Журнал «Пожарное дело».

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ

ПОЖАР В КВАРТИРЕ

Ваши действия:

Вызовите пожарную охрану по тел «01»

Выведите на улицу детей и престарелых.

Тушите пожар подручными средствами 9водой, плотной мокрой тканью, от внутренних пожарных кранов в холлах зданий повышенной этажности и т.п.)При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке).

Горящие легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Необходимо воспользоваться огнетушителем или плотной мокрой тканью.

Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.

Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.

Организуйте встречу пожарных подразделений, укажите им очаг пожара.

При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и криками привлеките внимание прохожих и пожарных.

Перегрелся телевизор (пропало изображение, слышно гудение, ощущается запах гари и т.п.).

Ваши действия:

Немедленно отключите телевизор от сети (выньте вилку шнура питания из сетевой розетки).

Вызовите специалиста ремонтного предприятия.

Не оставляйте телевизор включенным без присмотра, даже на короткое время.

Горит телевизор.

Ваши действия:

Обесточьте телевизор.

Сообщите о загорании в пожарную охрану по тел «01».

Если после обесточивания горение не прекратилось, то залейте телевизор водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от телевизора.

Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых ликвидацией загорания, в первую очередь детей.

После ликвидации загорания вызовите телемастера.

Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Пожар на балконе (лоджии) от брошенного сверху окурка сигареты и т.п.

Ваши действия:

Тушите загорание любыми подручными средствами, так как огонь в подобных случаях быстро распространяется в квартиры верхних этажей и безопасность многих людей может оказаться под угрозой.

Запах дыма в подъезде.

Ваши действия:

Позвоните в пожарную охрану по тел «01».

Если возможно, определите место горения (квартира, почтовые ящики, мусоропровод и т.д.) и что горит (электропроводка – по запаху резины, пластмассы; вата, бумага, легковоспламеняющиеся жидкости и т.д.).Постарайтесь локализовать очаг пожара и потушить его подручными средствами, не забывая о безопасности людей.

Если в горящей квартире зовут на помощь, при необходимости ломайте дверь.

Если пожар произошел вне вашей квартиры и воспользоваться лестницей для выхода наружу из-за сильного задымления и огня невозможно, то останьтесь в квартире. Закрытая и хорошо уплотненная дверь надолго защитит вас от опасной температуры и едкого дыма.

Во избежание отравления продуктами горения закройте щели дверей и вентиляционные отверстия мокрыми одеялами, полотенцами и т.п. По прибытии пожарных подразделений подойдите к окну привлеките внимание и попросите оказать вам помощь. Укрыться от пожара до прибытия пожарных можно также на балконе (лоджии), закрыв при этом за собой балконную дверь.

ЗАПОМНИТЕ: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом запрещается!.Если горит только ваша входная дверь, то поливайте ее водой изнутри, а тушение снаружи организуйте с помощью соседей.

Если есть пострадавшие от пожара, вызовите «скорую помощь».

Окажите первую помощь пострадавшим до прибытия врачей.

Свяжитесь по телефону с диспетчерской РЭУ для принятия технических решений с использованием аварийно-ремонтных служб.

Для наведения порядка вызовите милицию.

Пожар в соседнем доме, горит автомобиль и т.п.

Ваши действия:

Вызовите по телефону пожарную охрану, милицию, «скорую помощь».

Окажите посильную помощь будьте осторожны – в горящем автомобиле могут взорваться баки с горючим или с газом).До прибытия пожарных уведите от места пожара детей и престарелых.

По мере возможности с помощью соседей и прохожих, постарайтесь не допустить распространения огня (особенно на стоянках автомобилей у дома).

Не допускайте возникновения паники – во время пожара это крайне опасно, так как затрудняет спасение пострадавших и создает трудности для работы пожарной команды.

Человек горит (вспыхнула одежда и т.п.)

Не давайте ему бегать, чтобы пламя не разгоралось сильнее.

Помогите быстро сбросить воспламенившуюся одежду либо погасите ее водой или снегом, при необходимости накиньте на горящего человека одеяло, пальто и т.п. оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения.

Вызовите «скорую помощь».

Окажите посильную доврачебную помощь:

При ожогах 1 и 2 степени наложите стерильную повязку, не смазывая кожу вазелином или др. мазями и жирами;

При тяжелых ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, укройте потеплее; дайте 1 и 2 таблетки анальгина или амидопирина, напоите теплым чаем и создайте покой до прибытия врачей;

При шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы.