Что делается для обеспечения правовой защиты детей. Как защищаются права несовершеннолетних детей в рф

Права ребенка защищают многие организации, в том числе специальные комитеты, а также органы опеки, социальные службы. В каких случаях обращение в комитет по защите прав ребенка — это дело обязательное, и может ли родитель напрямую обратиться в эту инстанцию?

Сфера деятельности комитета

Где находится комитет по защите прав ребенка, как обратиться туда, и что для этого необходимо — вопросов, касающихся данной организации существует немало. Начать стоит с небольшого рассказа о ней. После того, как в 1959 году была принята Декларация о правах ребенка, возникла необходимость создания специального комитета, который будет следить за соблюдением правил вышеназванного документа. Такой комитет состоит из 18-ти независимых экспертов и заседает примерно 3-4 раза в год, обсуждая самые актуальные проблемы, связанные с детскими вопросами в мире.

Центральный комитет при ООН призвал правительство всех стран, подписавших Декларацию, создать на территории своей страны аналогичные комитеты. В России Комитет по защите прав ребенка был организован еще в середине 90-х. Чем же он занимается? На самом деле, сфера деятельности такой организации невероятно широка.

Во-первых, комитет следит за соблюдением прав ребенка в семье и школе. Если несовершеннолетний подвергается насилию со стороны взрослых или оскорблениям, уничижающим его моральный облик, представитель ребенка обязан обратиться в специальный комитет. Сам несовершеннолетний также может обратиться в комитет через социальных работников, если его права ущемляются.

Во-вторых, комитет следит за тем, чтобы юридические и гражданские права ребенка соблюдались полностью. Так, современные дети имеют право на образование, на достойные условия жизни, на наследование собственности и денежных средств. При несоблюдении этих прав, уполномоченный опекун должен также обратиться в комитет или в нижестоящие социальные инстанции. В том случае, если нарушаются права ребенка на получение бесплатной медицинской помощи или бесплатного образования, также необходимо писать заявление в комитет.

В число обязанностей данной организации входит и просвещение родителей, а также педагогов касательно прав современного ребенка. Россия подписывала декларацию о правах ребенка, а значит, указанные на ее страницах нормы являются законом, не соблюдение которого приводит к уголовному и административному преследованию. В данной конвенции отмечается, что ребенок обладает абсолютной свободой в деле выражения своих взглядов и своего мнения. Никто не имеет права принуждать ребенка к соблюдению определенных религиозных или политических взглядов, так как это карается по закону. Также конвенция защищает детей от трудовой эксплуатации, от сексуального насилия, от похищения и участия в военных конфликтах. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями, если они не были лишены соответствующих прав на свое чадо. В данном документе отмечается, что ребенка, которому не исполнилось 18 лет не имеют право призывать на военную службу.

Данный комитет также отвечает за совершенствование существующего российского законодательства. До июля 2016 года уполномоченным по правам ребенка считался Павел Астахов, и именно от него исходили разнообразные законодательные инициативы, касающиеся соблюдения прав детей. Именно уполномоченный по правам ребенка считается главой соответствующего комитета, и именно на него ложится ответственность в том случае, если полученная жалоба о нарушении прав детей не будет рассмотрена.

Как обратиться с комитет по защите прав ребенка?

Комитет защиты прав несовершеннолетних детей активно работает еще с 90-х годов, и каждый, кто столкнулся с неправомерными действиями по отношению к ребенку, имеет возможность в него обратиться. Однако специалисты перед началом разбирательства советуют разобраться в ситуации самостоятельно.

Зачастую конфликты возникают из-за недопонимания со стороны родителей и преподавателей. Так, например, многие родители жалуются на жестокость и рукоприкладство со стороны учителей. Столкнувшись с такой проблемой, необходимо сначала обратиться к директору, и если преподаватель не будет привлечен к ответственности, в суд или в комитет по правам детей.

Если учителя прививают детям привычки и навыки, которые не соответствуют взглядам родителей, с ситуацией также нужно сначала разобраться самостоятельно. Так, многие современные школы являются интернациональными, и в классах порой учатся детишки из самых разных стран. Именно поэтому уроки религиоведения или принудительное участие в патриотических мероприятиях может вызвать недоумение среди родителей. В данном случае, необходимо обратиться к директору школы с жалобой, а уже потом устраивать разбирательства в комитете по правам детей.

В том случае, если права ребенка уязвляются не по вине школьных сотрудников, а из-за деятельности родителей, обратиться в комитет могут педагоги или другие родственники несовершеннолетнего. Зачастую вредные привычки родителей, рукоприкладство и насилие с их стороны крайне негативно влияют на моральный облик ребенка. На этом фоне у него развивается агрессия, депрессия, низкая успеваемость. В таких ситуациях необходимо обращаться либо в органы опеки, либо напрямую в комитет по правам ребенка.

Данная инстанция обязана разбираться не только с теми жалобами, что поступают с территории Российской Федерации, но и с теми, что приходят из других стран, но лишь в том случае, если ущемляются права ребенка с русским гражданством. В течение последних пяти лет в прессу неоднократно просачивались известия о том, что за рубежом из-за жестокого обращения погиб ребенок, взятый из русского детского дома. Такие случаи не редки, и если права несовершеннолетнего действительно уязвляются, нужно немедленно обращаться в соответствующие инстанции. Если же малыш вместе с родителями получил другое гражданство, придется писать заявление в филиал международного комитета по защите прав ребенка, расположенный в стране проживания.

Как же обратиться к сотрудникам данного комитета? Для начала человеку необходимо отыскать адрес соответствующей инстанции в своем городе. Это можно сделать при помощи официального сайта уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В каждом регионе есть свой уполномоченный, и на его имя необходимо писать само заявление. По указанному адресу можно взять специальный бланк, на котором придется изложить все подробности возникшей спорной ситуации. В том случае, если заявление составляется не родителями ребенка, стоит указать причину, по которой официальные опекуны не обратились к комитету напрямую.

После того, как заявление будет подписано и отдано сотрудникам комитета, остается лишь подождать несколько дней. На особо вопиющие жалобы специалисты реагируют очень быстро, приступая к дальнейшему разбирательству, которое зачастую включает в себя и судебные трения.

Существует и иной способ обратиться в комитет по защите прав ребенка — через социальные службы. Для этого необходимо обратиться к социальным работникам, ответственным за соблюдение прав ребенка. Объяснив им всю ситуацию, родители или опекуны имеют право потребовать составить заявление в специальную комиссию. Данный путь оказывается намного проще, поскольку социальные работники могут помочь в деле разрешения простых конфликтов, не доводя их до вышестоящих инстанций. Если же причина обращения в комиссию оказывается действительно серьезной, такие работники помогут составить правильное заявление. В том случае, если заявление о нарушении прав ребенка по каким-то причинам не рассматривается уполномоченными органами, можно обратиться в центральное отделение в Москве или напрямую к президенту РФ.

В России очень строго следят за соблюдением прав ребенка, и в случае, если указанные конституционные нормы были нарушены, родители имеют шанс обратиться в специальный комитет. Местные сотрудники работают обычно очень быстро, прекрасно понимая, что на кону стоит не только морально-нравственное состояние ребенка, но и его физическое здоровье, а также счастливое будущее.

Это состав независимых экспертов, которые контролируют выполнение «Конвенции о правах ребенка» всеми государствами-участниками . Заседания комитета проводятся в Женеве, и, обычно, это три сессии в год, состоящие из трех недель пленарных заседаний и одной недели предсессионной работы в группах.

Комитет по защите прав ребенка рекомендовал каждому государству - участнику учредить независимый механизм, предназначенный защищать и поощрять права ребенка , наделив его полномочиями по на нарушение прав детей и отслеживанию принятых мер. В России такой механизм был создан в 1998 году по инициативе Минздравсоцразвития и при непосредственном участии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Он призван обеспечить координацию всех программ в интересах детей.

Уполномоченный по правам ребенка

В итоге совместного проекта Минздравсоцразвития и ЮНИСЕФ в России учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка (УППР). Но, к сожалению, до сих пор этот статус не подкреплен никаким актом, и его деятельность регулируется законодательством субъектов РФ . Есть факты, что в некоторых регионах, уполномоченные работают на общественных началах, либо эта должность встроена в структуру органов региональной исполнительной власти.

Приближенность к структуре исполнительной власти в разных регионах проявляется по - разному. Большую независимость эта должность приобретает, как отдельная структура городской или областной администрации, что позволяет со стороны оценить качество государственной заботы , в сфере прав детей. В некоторых случаях наблюдается поглощение должности УППР другими государственными структурами, курирующими права детей: комитет по труду и защите населения, соцзащита материнства и детства и др.

Отдел по защите прав детей

Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:

  • рассмотрение устных и письменных жалоб;
  • правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
  • проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.

Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.

Права несовершеннолетних защищают:

  • органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
  • прокуратура;
  • инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
  • комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.

Организации по защите прав ребенка

Если нарушены права ребенка, то он может сам обратиться за защитой в местные органы опеки и попечительства, а после 14-ти лет, и в суд.

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане или должностные лица обязаны поставить в известность органы опеки и попечительства , которые в свою очередь должны принять необходимые меры исходя из конкретных обстоятельств дела.

В большинстве случаев, всей работой ведает один единственный специалист - инспектор по охране детства . Федеральная норма, по которой один специалист положен на пять тысяч несовершеннолетних, позволяет выполнить только самую неотложную работу.

Приведенный выше перечень государственных органов, призванных защищать права детей, далеко не полный. На деле разрешить детские проблемы помогают и другие службы, количество которых постоянно растет.

Это социальная помощь семье и детям, психолога - педагогическая помощь населению, экстренная психологическая помощь (в том числе и анонимная) по телефону, центр социальной реабилитации подростков, центр помощи детям - сиротам и др.

Во многих регионах активно работают общественные организации по содействию защите правовых интересов детей.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, установленные СК РФ. Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершеннолетних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе:

1) жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства;

2) общаться с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом;

3) защищать свои права и законные интересы. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка;

4) выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет;

5) иметь имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени или фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия - по фамилии матери;

6) изменить свое имя и фамилию. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия;

7) получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка). Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Формы защиты прав ребенка в РФ

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК). К первым относятся:

· Прокуратура,

· Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

· предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК);

· предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона "О прокуратуре РФ");

· непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона "О прокуратуре РФ"; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

· внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона "О прокуратуре РФ");

· опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона "О прокуратуре РФ").

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп.14 ст.10 Закона "О милиции", ст.3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

· предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

· осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

· организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

· подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

· расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

· введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

· составление Плана по защите ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

· распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

· создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);

· разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;

· контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.