Авторское право понятие источники субъекты объекты содержание.

1) свобода творчества;

3) неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко– или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат обеспечиваемый индивидуальностью автора.

В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права:

Литературные произведения;

Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

Хореографические произведения и пантомимы;

Музыкальные произведения с текстом или без текста;

Аудиовизуальные произведения;

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

Фотографические произведения и произведения полученные способами, аналогичными фотографии;

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

На оригинальные и производные (все основные охраняемые элементы оригинального произведения созданы самим автором, в производном произведении элементы частично заимствованы (переработаны) из других произведений);

Простые и составные произведения (составные произведения по подбору или расположению материалов являются результатом творческого труда)

Обнародованные и необнародованные. (Обнародование – это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.)

Специальное правовое регулирование предусмотрено ГК для следующих видов произведений производные произведения; составные произведения; программы для ЭВМ и базы данных; аудиовизуальные произведения; проекты официальных документов, символов и знаков; служебные произведения.

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. ГК предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения созданные:

В рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения);

По заказу;

При выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;

При выполнении работ по иному договору.

В РФ, безусловно, охраняются произведения лиц. являющихся гражданами РФ. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий;

Если произведение обнародовано на территории РФ;

Если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории РФ.

Если этого требует международный договор, участником которого является РФ.

Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека, такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики. Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста. До достижения возраста 14 лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.

Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:

Создание единого творческого произведения;

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением между ними. Если таким соглашением не предусмотрено иное, часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, может быть использована ее автором по своему усмотрению, а доходы от использования произведения распределяются между правообладателями поровну.

Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется соавторами совместно.

Авторами аудиовизуального произведения (теле– и видеофильма и т. п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.

Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.

Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.

Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.

Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов. Основанием для действий такой организации является договор с автором или иным правообладателем о передаче полномочий по управлению правами. Данные организации не вправе использовать объекты интеллектуальной собственности, права на которые переданы в их управление, но могут защищать соответствующие права.

Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:

Заключение с пользователями лицензионных договоров;

Сбор вознаграждения за использование произведений;

Распределение и выплата вознаграждения правообладателям;

Предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;

Формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав. Государственная аккредитация организации по коллективному управлению правами предоставляется на следующие виды деятельности:

1) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

2) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений и др.

Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Исключительное право на произведение первоначально возникает у автора. Исключительный характер носят все авторские права, принадлежащие самим авторам, их наследникам или иным лицам, приобретающим авторские права в силу указания закона. Если же авторские права приобретены на основании договора, то их характер (исключительный или неисключительный) определяется содержанием договора.

Авторское право предполагает, что автору предоставлены определенные возможности (правомочия), связанные с созданием творческого произведения Единое авторское право можно считать состоящим из отдельных авторских правомочий. Авторские правомочия также часто называют субъективными авторскими правами.

Исключительное право носит абсолютный характер и должно соблюдаться всеми субъектами.

Право авторства – это право признаваться автором произведения, т. е. юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и соответствующая возможность требовать признания данного факта от других лиц.

Данное право может принадлежать только создателю произведения, оно способствует доведению до общества информации об авторе и его творчестве и позволяет индивидуализировать результаты интеллектуальной деятельности.

Автор вправе требовать указания своего имени при любом способе использования произведения, причем имя автора (псевдоним) не должно искажаться. Право на имя возникает в силу факта создания произведения, но реализуется, как правило, при осуществлении права на обнародование или использование произведения. Способ указания имени определяется самим автором. При соавторстве последовательность указания имен определяется соглашением соавторов; при отсутствии такового имена, как правило, располагаются в алфавитном порядке.

Все вопросы, связанные с использованием псевдонима, решаются автором самостоятельно.

При использовании псевдонима не допускается злоупотребление данным правом, в том числе использование псевдонима в целях причинения вреда другому лицу, недобросовестной конкуренции, нарушение норм морали и нравственности.

Право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения; охраняются бессрочно. Отказ от этих прав ничтожен.

1.Об’єктом авторського права є результати творчої діяльності. Всі результати творчої діяльності визнаються товаром, отже вони можуть бути об’єктом будь-якого право чину у цивільному обороті. Для надання охорони потрібно лише надати об’єктам такої форми, щоб їх зміст можливо було розуміти без присутності автора. Право автора визнається за твором і якщо твір знаходиться на території іншої країни, але право на захист існує лише при наявності двосторонніх договорів між країнами. Суб’єктами авторського права може бути людина, колектив людей, але може бути і юридична особа (кіностудія). Суб’єктом може бути будь яка людина. Неповнолітні мають ті ж права, що і повнолітні: право ав-торства, право на ім’я, на винагороду, але право розпоряджатися – тільки в межах, встановлених ЦК. Автор має право випустити свій твір під власним ім’ям, під псевдонімом або анонімно. Суб’єктом авторського права може стати і держава – після закінчення строку дії авторського права (50 років).

Об"єкти авторського права - це твори науки, літератури і мис­тецтва, які є результатом творчої діяльності, незалежно від призна­чення, достоїнства і змісту твору, а також від способу і форми його вираження. У національному законодавстві в галузі авторського пра­ва визначено списки таких об"єктів, які, на жаль, не є вичерпними. Авторське право поширюється на опубліковані твори, що існують в якій-небудь об"єктивній формі: письмовій, усній, звуко- або відео-запису, зображувальній, об"ємно-просторовій та в інших формах. Авторське право не поширюється на ідеї, методи, процеси, способи, концепції, принципи, відкриття або прості факти. Авторське пра­во на твір не пов"язане з правом власності на матеріальний об"єкт, в якому виражено твір. Передача права власності на матеріальний об"єкт або права володіння матеріальним об"єктом сама по собі не тягне за собою передачі яких-небудь авторських прав на твір, ви­ражений у цьому об"єкті.Твір - це результат творчої діяльності. Творча діяльність - це процес створення нового, раніше невідомого, оригінального. Отже, результат буде творчим, якщо він є оригінальним.

Твір може складатися з різних оригінальних частин. Вони, так само як і оригінальна назва твору, охороняються авторським пра­вом. Авторське право охороняє елементи змісту твору лише у тій фор­мі, в якій вони виражені у творі, а не самі по собі.

Залежно від того, чи використовувалися у процесі створення твору інші твори, всі вони поділяються на самостійні та несамостійні. Са­мостійним є твір з оригінальною формою. Несамостійний - твір, ство­рений на основі іншого твору. У ньому обов"язково повинне міститися посилання на оригінал. Якщо у несамостійному творі було викорис­тано інший твір, що охороняється авторським правом, то його на­зивають залежним. Для використання залежного твору потріб­на згода авторів використаних в ньому інших творів. Несамостійні твори поділяються на похідні твори (переклади, обробки, рефера­ти, анотації та інші) і складені твори (збірники, енциклопедії, бази даних).

Згідно з авторським правом не підлягають охороні офіційні до­кументи (закони, судові ухвали, інструкції), їхні офіційні перекла­ди, державні символи і знаки (прапори, герби, ордени, зображення на купюрах і монетах тощо). Об"єкти, що носять офіційний або дер­жавний характер, мають одну загальну особливість - вони повинні широко і безперешкодно розповсюджуватися. Обсяг і характер їх використання визначають не їх творці-розробники, не особи, які їх затвердили або яким належить право на відтворення і використан­ня, а потреби суспільства. Тому вони не можуть охоронятися автор­ським правом, що передбачає обмеження в їх користуванні.

Суб"єктами авторського права є особи, яким належить суб"єк­тивне авторське право відносно твору. Володільцями цих прав мо­жуть бути автори, їх спадкоємці, інші правонаступники. Права на твори для кожної категорії суб"єктів виникають у зв"язку зі ство­ренням творів, переходом авторських прав у спадщину, згідно з ав­торським договором.

Найважливішими суб"єктами авторського права є автори творів науки, літератури і мистецтва. Авторами визнаються особи, творчою працею яких створено твір. Авторське право у автора твору виникає відразу після досягнення творчого результату, втіленого в об"єк­тивну форму, яка забезпечує його сприйняття іншими особами. Для визнання права авторства не потрібне виконання яких-небудь фор­мальностей, чиєї-небудь згоди або якої-небудь угоди.

Авторами визнаються і автори похідних (залежних) творів, зок­рема, перекладів, переробок, копій творів образотворчого мистецтва. При цьому для виникнення авторського права на похідний твір не має значення, чи охороняється законом первинний твір. Якщо ж він охороняється законом, то повинна бути отримана згода його автора або іншого володільця прав на твір для використання створеного на його основі похідного твору.

За малолітніх (осіб, які не досягли 14 років), а також повністю недієздатних громадян авторські права здійснюють їх батьки або опікуни, як їхні законні представники. Громадяни, визнані обме­жено недієздатними, можуть здійснювати свої права лише за згодою призначених їм опікунів. Неповнолітні (особи у віці від 14 до 18 ро­ків) здійснюють свої авторські права цілком самостійно.

Авторське право на твір, створений спільною працею двох і біль­ше осіб (співавторами), належить співавторам спільно, незалежно від того, чи утворює такий твір одне нерозривне ціле або складаєть­ся з частин, кожна з яких має також і самостійне значення.

Авторське право на колективний твір належить всім авторам, незалежно від ступеня творчого внеску кожного із співавторів і ха­рактеру твору. Питання про використання колективного твору вирі­шується в усіх випадках всіма співавторами на основі одноголосності.

Колективний твір, співавторство може бути нероздільним і роз­дільним. При нероздільному співавторстві твір є одним нерозривним цілим, частини якого не мають самостійного значення. При розділь­ному співавторстві твір є єдиним, однак він складається з частин, що мають самостійне значення, і при цьому відомо, ким з авторів ство­рені ці частини. Визнання співавторства нероздільним означає, що авторські права як на твір в цілому, так і на будь-яку його частину здійснюється співавторами тільки спільно. При роздільному спів­авторстві використання колективного твору в цілому також здійс­нюється за взаємною згодою всіх співавторів. Кожний співавтор вправі самостійно, без згоди інших співавторів, розпоряджатися своєю частиною твору.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения Для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. – 25 лет.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.

2.ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Смежные права в соответствии с ч. 4 ГК выделены в отдельный правовой институт права интеллектуальной собственности.

Предметом правового регулирования данного правового института являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Смежные права охраняются в силу факта возникновения соответствующего объекта, без регистрации и соблюдения иных формальностей.

Для оповещения о смежных правах на исполнения и фонограммы используется знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов – латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

С 1 января 2008 г. перечень объектов и субъектов смежных прав расширяется за счет появления правовой охраны таких новых объектов, как содержание баз данных и произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Основными источниками смежного права являются:

Конституция РФ, ГК, международные договоры

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.);

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.);

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г).

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Объектами смежных прав являются

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;

4) базы данных (материалы, составляющие их содержание);

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Субъектами смежных прав являются: 1. Исполнитель (автор исполнения) – гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. После смерти исполнителя исключительное право на установленный срок переходит к его наследникам. 2. Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Согласно установленной Гражданским кодексом презумпции, изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, пока не доказано иное. Исключительное право изготовителя фонограммы переходит к его наследникам или иным правопреемникам в пределах установленных сроков действия. 3. Организация эфирного или кабельного вещания – юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). 4. Изготовитель базы данных – лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. 5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Конституция Российской Федерации предусматривает "правовое регулирование интеллектуальной собственности". В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты).

Статьей 1225 ГК РФ установлен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, который включает в себя, в том числе, произведения науки, литературы и искусства.

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом.

Согласно ст. 1255 ГК, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

  • 1) исключительное право на произведение;
  • 2) право авторства;
  • 3) право автора на имя;
  • 4) право на неприкосновенность произведения;
  • 5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК, автору произведения наряду с этими правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

  • 1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • 2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • 3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

В соответствии с п. 2 ст. 1227 ГК РФ переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК, в котором указано, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Схожий подход отражен в п. 23 Постановления N 15, согласно которому авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача прав на материальный объект не влечет передачу прав на использование произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что рисунок, а также эскиз этикетки с использованием при его создании данного рисунка, созданные разными художниками, являются самостоятельными объектами защиты авторского права.

Арбитражные суды подчеркивают, что творческая деятельность является особым видом деятельности и не относится к предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

В соответствии с п. 4 ст. 1228 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. По этому вопросу в п. 30 Постановления N 15 даны следующие разъяснения. При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства. Для творческой деятельности характерны два момента:

  • а) сознательный, интеллектуальный характер работы;
  • б) новизна созданного произведения.

Другой признак произведения - объективная форма выражения. Объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия другими лицами (кроме автора). Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме звуко- и видеозаписи, изображения, скульптуры и т. д.

Закон связывает объективную форму выражения произведения творчества с возможностью его воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована иным образом.

Закон устанавливает примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Цель этого перечня - информировать лиц, занимающихся творческим трудом или интересующихся вопросами авторского права, о том, какие объекты могут получать авторско-правовую охрану. Приводимый в Законе перечень таких объектов очень широк. Он подтверждает универсальный характер авторского права.

Перечень ориентирован на ныне существующие общественные отношения. В нем упоминаются объекты, которые представляются законодателю наиболее распространенными и важными в настоящее время. Совершенно естественно, что через некоторое время могут измениться названия таких объектов, а развитие технических средств приведет к появлению совершенно новых объектов авторского права. Эти новые - по названию и по своим видам - объекты должны охраняться авторским правом, если они будут отвечать предъявляемым к произведениям требованиям, которые указаны в п.1 ст. 6 Закона. Приводимый в перечень не является исчерпывающим, закрытым: охраняться могут и "другие произведения".

  • - литературные произведения;
  • - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • - хореографические произведения и пантомимы;
  • - музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • - аудиовизуальные произведения;
  • - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • - другие произведения.

К объектам авторского права относятся также сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения.

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д.

Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором.

Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.

Я видела статьи на тему как издать свою книгу и стоит ли вообще это делать, но вовсе не встречала статей, касающейся наиболее важной части этого проекта. Важно не только издать книгу в электронном или печатном виде, но и понимать, что из себя представляет авторский договор, который вы заключаете.

Именно поэтому я решила сделать ряд статей, которые буду кратко рассказывать об авторских правах, которые содержаться в ч. 4 ГК РФ. Я постараюсь максимально доступно объяснить аспекты авторского права, но, если что-то останется непонятным, спрашивайте.

Итак, кто же такой Автор? Это гражданин, творческим трудом которого создано произведение.
При этом автором не может быть признан человек, который оказал вам техническую, консультационную, организационную или материальную помощь.

Создав произведение, автор приобретает следующие права :
-Исключительное право на произведение
- Право на авторство
- Право автора на имя
- Право на неприкосновенность произведения
- Право на обнародование произведения

Основным для нас является исключительно право на произведение . Оно действует в течении всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Эти 70 лет правом могут пользоваться наследники автора, после чего произведение переходит в общественное достояние. Т.е. им пользуется все, кто хочет, без согласия или разрешения и выплаты вознаграждения.

Есть нюанс, касающийся обнародования анонимно или под псевдонимом . В этом случае исключительное право действует 70 лет с момента обнародования, а то, что перечислено выше, начинает действовать в том случае, если за 70 лет с момента обнародования автор раскроет свою личность или его личность не будет оставлять сомнений.

Исключительным правом можно распорядиться следующим образом :

Его можно продать другому лицу (договор об отчуждении авторского права)
- его можно предоставить во временное пользование (лицензионный договор). Таких договоров существует несколько.

Заключая договор об отчуждении, вы передаете свое исключительное право в полном объеме другому лицу . Этот договор можно расторгнуть, если вам так и не выплатили вознаграждение за переход исключительного права, тогда в судебном порядке вам возвращается исключительное право.

Ну и самое распространенное, лицензионный договор , который имеет несколько видов:
- Простая (неисключительная) лицензия.
- Исключительная лицензия
Существует еще открытая лицензия, но нас она не касается.

В чем существенная разница. При предоставлении исключительной лицензии, вы, как автор, ограничены в праве распоряжаться своим произведением. Т.е. вы, например, не можете продать права на его использование другому лицу до момента, пока не истечет исключительное право. Неисключительная лицензия в этом плане гибче, вы можете продать это право другим лицам, но при этом, право может быть только неисключительным (ведь оно уже есть у других лиц и соответственно не может быть эксклюзивным).

Можно провести параллель с эксклюзивным контентом на Призрачных мирах. Книга будет эксклюзивна до тех пор, пока она есть только на ПМ, но как только появляется в других магазинах, она теряет свой статус (исключительность).

Для начала я остановлюсь на этом. Вопросы, которые я хотела осветить в дальнейшем.
- Лицензионный договор: сроки, территориальность, судебная защита, право на экранизацию, сублицензии, вознаграждение.

Если есть какие-то вопросы по праву, которые давно интересны, можно написать ниже, по возможности я и их затрону.

Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал. Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К пример у, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

1. Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

1.1. Объекты прав

— литературные произведения;
— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные произведения с текстом или без текста;
— аудиовизуальные произведения;
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
— географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
— другие произведения.

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

1.2. Субъекты прав

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

1.3. Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

1.4. Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав нашло свое отражены в статья №1291 ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

1.5. Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

1.6. Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

2. Авторское право является

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

2.1. Источники авторского права

1) Законы:

— Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
— Международные.

2) Подзаконные акты:

а) постановления Правительства РФ;
б) положения, принятые Правительством РФ;
в) нормативные акты министерств и ведомств.
г) постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

2.2. Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

2.3. Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

2.4. Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

2.5. Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

2.6. Переводчика

3. Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

3.1. Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

3.2. Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами : Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

4. Нарушение авторских прав

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
Административная ответственность за нарушение авторских прав
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
3. публичную демонстрацию;
4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

4.1. Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» - это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

5. Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. Вообще арбитраж услуги адвоката в последнее время стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

Авторское право это совокупность установленных и охраняемых государством норм права, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства. Субъектом авторского права является автор – создатель творческого произведения (объекта авторского права). Его права – авторские права и призвано охранять авторское право. Основное назначение авторского права это охрана авторских прав. К ним относятся:

1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

При этом исключительные права являются имущественными, а прочие из вышеприведённых неимущественными. При создании некоторых произведений, например, произведений изобразительного искусства авторы имеют и другие права, например, право доступа, право следования. Многие авторы не уделяют достаточного внимания неимущественным правам, однако следует принимать во внимание что возможность их реализации во многом связана с возможностью осуществления исключительных прав. Кроме того осуществление неимущественных прав сопряжено с повышением престижа и имиджа автора.

Поскольку авторское право обширно по форме и глубоко по содержанию мы остановимся только на его наиболее важных положениях и особенностях.

Автор произведения и право авторства

Прежде всего, надо разобраться, кто считается автором произведения. Согласно закону автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом в Законе нигде не разъясняется, что признаётся «произведением» и что такое «творческий». Эти обстоятельства дают возможность расширительного толкования этих терминов и соответственно понятия «автор». Однако при дальнейшем изучении авторского права и соответствующей области судебной практики следует прийти к выводу о практической нецелесообразности четкого определения этих терминов, т.к. любые четкие определения оставляют за бортом ряд ценных для культуры произведений.

Следующим важным положением является положение об авторстве - лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Многие юристы трактуют это положение следующим образом – авторские права (в том числе и право авторства) возникают по факту создания произведения. А что является фактом? Опять нигде не написано. Но понятно и следует из практики, что должны быть доказательства существования данного произведения на данный момент времени за подписью данного автора. И в принципе этого достаточно. Но на практике опять-таки сложнее – имеет значение достоверность и форма доказательств.


О подтверждении и регистрации авторских прав

В Законе написано, что «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» (ст. 1259 п.4 ГК РФ). Тем не менее, предусмотрена возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Значит, регистрация все-таки имеет значение! А как же другие произведения? Так или иначе, для многих произведений их регистрация осуществляется. Это происходит при оформлении договоров на публикацию произведений в издательствах и журналах, заключении авторских контрактов, договоров авторского заказа. Однако, во многих случаях надежность таких регистраций невысока вследствие пролонгированности таких процедур или ненадежности контрагентов. Кроме того, авторы часто по разным причинам не могут или не хотят публиковать свои произведения. На самом деле надёжное подтверждение авторских прав необходимо и во многих других случаях – без этого невозможно отстоять свои авторские права.

Наиболее действенной формой доказательства авторства (или подтверждения авторства) произведения и соответственно авторских прав является регистрация произведения в том или ином виде. Эффективность такой формы доказательств подтверждается практикой. В этих случаях могут помочь регистрации в независимых организациях, однако надо внимательно подходить к выбору такой организации.


Обнародование произведения

Важным положением авторского права является положение (ст.1259 п. 3): «Авторские права распространяются как на обнародованные , так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».

Несмотря на то, что правовая охрана авторских прав обнародованных и необнародованных произведений ничем не различается, обнародование является очень весомым аргументом в пользу подтверждения этих прав. Практически очень важным является указание о распространение авторских прав на «произведения, выраженные в какой-либо объективной форме». При этом важно не то, что произведение должно быть выражено в «объективной» форме, что казалось бы само собой разумеется. Важна именно данная конкретная форма выражения, именно она подлежит правовой охране. Под объективной формой выражения понимается всё произведение в данном выражении от начала до конца, включая название (если оно есть). Если же произведение (или суть произведения) выразить в другой форме выражения, то эта другая форма подлежит отдельной правовой охране. Так, например Петр Ильич Чайковский создал оперу «Евгений Онегин», которая в музыкальной форме отражала суть поэтического произведения Александра Сергеевича Пушкина. Правда при этом он использовал и стихи поэта, на что, наверное, было разрешение его наследников. А Джон Крэнко поставил балет «Евгений Онегин», т.е. выразил сущность произведения уже в хореографической форме, хотя и использовал при этом музыку П.И. Чайковского. В этом случае за давностью лет уже не требовалось получать разрешение на переработку произведения. В приведенных примерах Петр Ильич Чайковский и Джон Крэнко создали новые произведения, которые по современным нормам следует отнести к сложным объектам интеллектуальной собственности. Эти произведения содержат в качестве части сложного объекта как вновь созданные авторские произведения, так и заимствованные. При этом вновь созданные авторские произведения могут иметь самостоятельное значение, а значит, имеют правовую защиту.

Уже даже эти несложные примеры частично показывают хитросплетения вопросов авторского права, которые могут встречаться. В реальной же практике встречаются и гораздо более сложные вопросы.

Право на имя

Право авторства сопряжено с правом автора на имя ст. 1265 ГК РФ: «правом использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения». Здесь следует отметить, что использование псевдонима тоже должно быть каким-либо способом зафиксировано, иначе доказать авторство в этом случае не представится возможным.


Исключительное право

Одним из основных авторских прав (а многие считают самым важным) является исключительное право на произведение. Это право предусматривает исключительные права на использование произведения, т.е. право использования произведения принадлежит только и исключительно правообладателю. Изначально это право принадлежит автору. Но автор может передавать это право другим лицам как физическим, так и юридическим, которые становятся в этом случае правообладателями. Часто это право передается ещё до создания произведения, например в случае заключения договора авторского заказа с полным отчуждением авторских прав. Исключительное право предусматривает многочисленные варианты использования произведения, например, воспроизведение, распространение, публичный показ. Перечисление всех вариантов использования произведения с определением терминологии и указанием условий использование не может быть приведено в данной статье из-за его значительного объёма (см.: ст. 1270 ГК РФ).

Изъятия исключительного права

Очень важно принимать во внимание изъятия из исключительного права , а именно положения, которые позволяют использовать с ограничениями произведения автора. Так возможно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ):

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях (и других) правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем.

Есть и другие изъятия. Во многих случаях эти изъятия объяснимы и оправданы, т.к. связаны, в основном, со свободой обмена информацией. Но с помощью манипулирования этими положениями можно в значительной мере использовать многие произведения, хотя в ряде случаев требование обязательного указания имени автора содействует продвижению произведения. Ограничить нежелательное использование произведений авторы могут с помощью положения о специальным запрещении публикации произведения без разрешения правообладателя.

Авторам также необходимо принимать во внимание, что авторское право охраняет произведение только в той форме, в которой оно выражено при создании, а не содержание этого произведения. Поэтому возможно практическое использование положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.


Неприкосновенность произведения

Необходимой составляющей авторского права является также право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ). Данное право не позволяет без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями, а также извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора. Эти положения достаточно полно защищают права автора, но при этом надо принимать во внимание возможность создания пародий (или карикатур) на произведения без разрешения автора (ст. 1274 п.3 ГК РФ). Созданные на какое-либо произведение пародии считаются самостоятельными, а не переработанными произведениями. Такие пародии могут значительно влиять на престиж и имидж автора – как подорвать их, так и повысить.

В данной статье мы привели наиболее важные для начинающих авторов положения и особенности авторского права. При этом решение затронутых в этих положениях вопросов и разрешение противоречий возможно с помощью сервисов предложенных на данном сайте.

Для регистрации произведений перейдите на страницу " Депонирование "
и нажмите одну из кнопок
" Самостоятельно " или " Через администрацию "

Для регистрации произведений малых форм перейдите на страницу " З