Авторский договор не указаны даты передачи умкд. Производное произведение – это

В любви мужчины и женщины ведут себя по-разному. Прежде чем мужчина осознает, что любит женщину и желает серьезных отношений, его чувство проходит несколько эмоциональных стадий.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Мужчина нуждается в том, чтобы чувства были осознаны, а решение - принято с холодной головой. Многие мужчины предпочитают действовать либо в рамках эмоций, либо под влиянием логики. И чтобы привести разум и чувства в гармонию, им требуется определенное время.

Что может вызвать чувства?

Понять, по каким принципам мужчины влюбляются, невозможно. Влюбленность начинается с влечения, эмоций, не поддающихся объяснению и аргументированию. Отчетливее ощущается стук сердца при виде любимой девушки. Предпосылки абсолютно индивидуальны: улыбки, случайные слова, робкие действия, но в определенный момент они становятся источником зарождающихся чувств. Менталитет, характер, опыт в отношениях, воспитание - все это определяет, как влюбляются мужчины.

Часто глубинное осознание того, что мужчина может быть окружен вниманием и заботой понравившейся женщины, побуждает его влюбиться. На бессознательном уровне мужчина улавливает возможную взаимность, поэтому начинает искать общества девушки. Он не осознает полностью, почему так себя чувствует, но отмечает нечто особенное в своей даме, чего нет у остальных.

Этапы влюбленности

В психологии выделяют семь стадий процесса зарождения любви у мужчин:

  1. 1. Оценивание внешних данных.
  2. 2. Интерес, вследствие которого возникает намерение создать отношения.
  3. 3. Влечение: если дама принимает ухаживания кавалера, у него формируется выраженное влечение и желание развивать общение. На данном этапе влюбленности мужчина старается очаровать ее, чтобы пригласить на свидание. Женщина поддерживает его незначительными ответными знаками внимания.
  4. 4. Желание произвести впечатление, затронуть внимание дамы и ее чувства.
  5. 5. Уверенность в своем выборе: подтверждается симпатия, парень принимает меры, чтобы влюбить в себя избранницу, часто думает о ней.
  6. 6. Размышления о перспективах развития отношений: происходят встречи и общение парня и девушки. На данном этапе мужчина размышляет над всеми преимуществами и недостатками союза, принимая решение о том, чтобы перевести отношения на следующий уровень.
  7. 7. Повторное убеждение: мужчина пытается понять чувства партнерши.
  8. 8. Влюбленность приходит с осознанным намерением создать серьезные отношения.

Поведение и чувства мужчин

Мужчины менее сосредоточены на эмоциях по сравнению с женщинами. Редкий мужчина принимает решение о женитьбе, основываясь лишь на том, что ощутит. Он оценивает множество факторов: надежность партнерши, ее окружение, возраст. Если есть негативный опыт отношений и человек с осторожностью относится к чувствам, то он влюбляется долго, присматриваясь и анализируя, но не проявляя себя эмоционально.

Если имеет место только потребность в сексе, которая не поддерживается партнершей, то чувства мужчины так же быстро исчезают, и становится понятно, что он не рассчитывал на большее. Если же человек в большей степени склонен к эмоциональной привязанности, то его чувства будут относительно длительными и постоянными.

Прямолинейность мужского характера не требует домыслов, но во многих случаях молодые люди анализируют отношения, одновременно оценивая свои шансы на создание союза с женщиной. Они задают себе вопросы о соответствии друг другу и совместимости, глубинном смысле отношений, своих впечатлениях, делают выводы на основании того, что ощущают на свидании с девушкой. Можно не заметить, что человек испытывает какие-либо эмоции, пока он сохраняет дистанцию и анализирует все происходящее.

Признаки влюбленности проявляются с учетом предпочтений, вкуса, интеллекта, воспитания мужчины. К ним относятся:

  • смена привычной стеснительности на решительность, активность; веселости - на скрытность и замкнутость;
  • желание проявлять заботу о женщине в важном и мелочах;
  • наличие постоянного интереса к любимой;
  • пассивность и скука в отсутствие партнерши, и наоборот;
  • поиск повода для общения, попытка встретиться взглядом, прикоснуться к любимой;
  • внимание: в первую очередь, в компании друзей оно будет приковано к любимой девушке;
  • неосознанное копирование действий собеседницы, называемое "зеркальным".

Сексуальное влечение нельзя характеризовать как влюбленность: это - страсть, привязанность, интерес, что еще не дает оснований для построения серьезных отношений.

Признаки желания интимной близости:

  • оценивающий взгляд на женщину снизу вверх, в котором видна жадность, в отличие от нежности влюбленного взгляда;
  • равнодушие к мыслям, чувствам, мечтам партнерши, заинтересованность исключительно в интимных отношениях;
  • напряженное поведение, возможны защитные реакции в виде колких фраз, болезненная восприимчивость или грубость.

Что вызывает влюбленность?

В соответствии с особенностью мужского восприятия, если парню не приглянулась внешность девушки, то рассчитывать на взаимность и развитие отношений вряд ли стоит.

Однако, помимо внешности, в женщине должны быть соответствующие качества, которые способны вызывать трепетные чувства. У каждого мужчины свои предпочтения, но среди них выделяют четыре основных типа:

Тип женщины, вызывающей влюбленность Описание привлекательных черт
Женственная Стильная, элегантная, окружающая себя роскошью дама вызывает влечение благодаря своей сильной и чувственной натуре. Она может оставаться открытой и уязвимой, но умеет контролировать эмоции. Такая женщина подчеркивает свою физическую привлекательность, и делает это для себя
Веселая Такая женщина улыбчивая, энергичная, яркая, веселая, чем с первых минут покоряет сердца. Она стремится к удовольствиям и приключениям, не опасаясь выделиться из толпы. Мужчин манит ее спонтанность, переменчивость, непредсказуемость
Царственная Это предусмотрительная, скрытная, уравновешенная, властная, знающая себе цену женщина. Мужчин привлекают ее сдержанность и таинственность, немногословие, способность слушать, а не говорить. Каждый желает быть услышанным и понятым, это экономит время при знакомстве, и мужчины ценят это
Образованная Умная, независимая, сосредоточенная на своей цели, образованная женщина стимулирует мужчин развиваться интеллектуально

Мужчина проникается чувством к той женщине, которая соответствует его индивидуальным понятиям о душевном комфорте, но не каждая влюбленность переходит в настоящую любовь. При общении достигается более глубокое единство, или же со временем приходит разочарование, освобождающее душу для любви к другой.

Поэтому если влюбленность посещает зрелого внутренне мужчину, он скрывает свои чувства до того момента, пока не сумеет понять, сможет ли он назвать женщину своей.

Женщины говорят о делах, незначащих вещах, а мужчины их слушают, отдаляясь от романтических переживаний. Если бы дамы позволили себе быть мягкими, демонстрировать скрытые чувства, то же самое они получали бы взамен.

Если женщине удается проявить чувственность, не рискуя своим самообладанием, на стадии, когда мужчина еще не позволяет себе откровенных признаний, то между партнерами возможны страстные и захватывающие отношения.

Чувства женатого мужчины

Если мужчина не свободен, но ухаживает за другой женщиной, к этому его могли подтолкнуть несколько факторов: отсутствие любви в семейной жизни, поспешность заключения брака, отсутствие совместимости с супругой, разочарования. Его поиск не завершен, и брак не исчерпывает существующей проблемы.

Распространена ситуация, когда мужчина нуждается в новизне, и его внимание постоянно переключается на новых женщин. Такой партнер сконцентрирован на собственных ощущениях, и внутренний мир избранницы его мало интересует. В таких отношениях особо ярко проявляется его эгоцентричность.

Признаки влюбленности будут заметными внимательному взгляду: из храбреца мужчина может превратиться в скромного воздыхателя, из застенчивого парня - в отважного рыцаря. Если человек скрывает чувства, не стоит его торопить, следует позволить ему разобраться в них. Но если люди друг друга знают давно, полезно сделать шаг навстречу.

И немного о секретах...

История одной из наших читательниц Алины Р.:

Особенно удручал меня мой вес. Я сильно набрала, после беременности весила как 3 сумоиста вместе, а именно 92кг при росте в 165. Думала живот сойдет после родов, но нет, наоборот стала набирать вес. Как справиться с перестройкой гормонального фона и ожирением? А ведь ничто так не уродует или молодит человека, как его фигура. В свои 20 лет я впервые узнала, что полных девушек называют "ЖЕНЩИНА", и что "таких размеров не шьют". Дальше в 29 лет развод с мужем и депрессия...

Но что сделать, чтобы похудеть? Операция лазерная липосакция? Узнавала - не меньше 5 тысяч долларов. Аппаратные процедуры - LPG-массаж, кавитация, RF-лифтинг, миостимуляция? Чуть доступнее - курс стоит от 80 тысяч рублей с консультантом диетологом. Можно конечно пытаться бегать на беговой дорожке, до умопомрачения.

И когда на все это время найти? Да и все равно очень дорого. Особенно сейчас. Поэтому для себя я выбрала другой способ...

Влюбленность - это неподдающееся описанию чувство, когда при виде «объекта» этого чувства учащается сердцебиение, ноги становятся ватными, по телу пробегает нервная дрожь и вдобавок ко всему в голове образуется каша.

С научной точки зрения в этот момент в организме человека вырабатывается множество химических веществ (адреналин, допамин, окситоцин и вазопрессин), вызывающих состояние эйфории, подобное эффекту кокаина.

Есть несколько отличительных признаков, как влюбляются мужчины и женщины.

Возникновение чувства

С точки зрения психологии такое состояние может возникнуть на многих основаниях. Влюбленность, как правило, следствие стечения обстоятельств. Женщину к такому состоянию изначально подготавливают внутренние психологические изменения. Это может быть неудачная предыдущая любовь, семейные неурядицы, нехватка острых ощущений.

Подсознательно женщина просто начинает искать «жертву», на которую можно бы было выплеснуть эти эмоции, найти свою «отмычку». И вот наступает это стечение обстоятельств: женщина начинает чувствовать ту самую «жертву», постепенно это чувство переходит в осознание факта влюбленности.

Как влюбляются мужчины – часто это происходит спонтанно под влиянием эмоций чаще всего. Значит, для женщины любовь – это логика, а для мужчины – эмоции?

Критерии выбора второй половинки:

1. Запах. Многие ученые считают, что влечение противоположных полов происходит из-за запаха. Вовсе не обязательно, что мужчина/женщина в этот момент пахнет потом. Это может быть приятный аромат туалетной воды, который вперемешку с личным запахом составит тот самый букет, привлекающий женщину.

2. Поступок. Женщина может посмотреть на мужчину совсем другими, влюбленными глазами, если он совершит какой-либо неожиданный поступок, например, продемонстрирует свою силу, доброту или порядочность. Срабатывает эффект внезапности, женщина вовсе не ожидает от мужчины подобного, сильно удивляется.

Значит, она ошибалась, и он совсем не такой уж холодный, черствый или слабый, каким казался. Открываются новые качества, в которые вполне можно влюбиться без оглядки. Как влюбляются мужчины? Мужчина же влюбляется в движения, походку, жесты, манеру говорить.

3. Личное обаяние.
Мужчина/женщина могут вызвать к себе весьма сильные чувства, если максимально включит все свое обаяние. Будет длительное время показывать женщине те качества, которым она отдает предпочтение.

Именно таким, веселым, остроумным и обаятельным мужчинам отдают предпочтения женщины, не видя сразу за оболочкой его внутренних качеств. На внутренние качества мужчина начинает обращать внимание в ходе совместного проживания, но внешность все равно остается определяющей во влюбленности.

4. Жалость . Это, пожалуй, самый неудачный вариант возникновения влюбленности у женщины. А что касается того, как влюбляется мужчина, то представители сильного пола вообще не могут любить из-за жалости. Отношения, основанные или крепящиеся на этом чувстве, рано или поздно «лопнут».

Мужчина часто выставляет себя перед женщиной жертвой возникших обстоятельств или рассказывает какие-то факты из своей жизни, которые вызывают в женщине чувство жалости.

В этот момент срабатывают внутренние материнские инстинкты, возникает желание пожалеть и приласкать бедняжку. По натуре это такие мужчины-жертвы, маленькие мальчики, которые ищут в женщине свою мамочку, чтобы она всегда оберегала его и заботилась.

5. Если для дам внешность – не главное в оценке мужчины, то для сильного пола она является определяющей при выборе спутницы жизни. Очень многие женщины сначала влюбляются во внешность мужчины и только потом переходят к рассмотрению его личных человеческих качеств. У каждой женщины есть предпочтения к цвету волос, глаз, телосложению у мужчины.

И когда она так резко встречает именно того, кто соответствует ее идеалу, она начинает понимать, что вот он, тот самый, как будто нарисованный в воображении мужчина. Но случается и так, что любовь возникает к совершенно не типичному образу.

Имущественные права, указанные в статье 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18 - 26 Закона об авторских правах. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы, либо иным образом. Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Минимальные размеры авторского вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы.

Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.

Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом .

Авторский договор о передаче исключительных прав на неисключительных условиях разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование произведения таким же способом. Подобный договор создает пользователю менее сильные позиции в коммерческой реализации полученных прав, нежели договор о передаче авторских прав на исключительных условиях. Поэтому цена такого договора обычно бывает ниже.

Существует презумпция неисключительности использования передаваемых авторских прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное (п. 3 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах») . По объектам исключительных прав авторские договоры классифицируются на: издательские, сценарные, постановочные и др.

Как любой гражданско-правовой договор, авторский договор подчиняется закрепленным в ГК общим положениям о договоре (ст. 378-405) . Это в равной мере касается свободы договора во всех ее проявлениях, соотношения договора и закона, цены договора, сущностного и формального моментов заключения договора. Авторский договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Формальный момент заключения авторского договора как момент получения лицом, направившим оферту (т.е. пользователем), ее акцепта (т.е. согласия правообладателя) .

Вместе с тем авторское законодательство как часть гражданского законодательства конкретизирует существенные условия авторского договора. В силу ГК РК существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида, а также все другие условия, предлагаемые для согласования одной из сторон. Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» называет в числе необходимых такие условия авторского договора, как:

  • - способы использования произведения;
  • - срок и территорию, на которые передается право;
  • - размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования;
  • - порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Под способами использования произведения понимаются конкретные права, передаваемые по договору, например право воспроизводить и распространять литературные произведения на русском языке. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, например право переводить произведение на иностранные языки, считаются непереданными .

Весьма важными являются условия о сроке пользования правами, территории их применения, размере вознаграждения и способах его определения. Принцип свободы договора позволяет сторонам по соглашению установить любые оптимальные для них условия. Однако при отсутствии в авторском договоре условий о сроке, на который передается право, или о его территории применяются правила диспозитивных норм .Так, если стороны не укажут в договоре срок, то договор может быть расторгнут автором, во-первых, лишь по истечении 5 лет с даты его заключения и, во-вторых, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 месяцев до расторжения договора. При отсутствии в договоре указания на территорию, на которую передается право, действие передаваемого права ограничивается территорией Республики Казахстан. Правило о сроке расторжения договора направлено на обеспечение интересов пользователя (при очевидной незаинтересованности автора-правообладателя в ограниченном сроке передачи права). Правило о территории, напротив, в большей мере стоит на страже интересов правообладателя .

Действующее авторское законодательство не предусматривает применявшейся ранее жесткой регламентации определения размера вознаграждения в виде фиксированных денежных ставок за каждый авторский лист. В настоящее время вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения (продажу книги, прокат кинофильма и т.п.) или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным способом. При установлении вознаграждения в форме фиксированной (паушальной) суммы в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения (книг, компакт-дисков, журналов и т.п.). Превышение тиража (т.е. числа копий) будет рассматриваться как последующее издание или иное воспроизведение произведения, влекущее необходимость заключения нового договора и вознаграждения по нему.

Допускаемые минимальные ставки вознаграждения установлены постановлением Правительства РК от 20 октября 2004 г. N 1083 «Об утверждении минимальных ставок авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений» . Данным постановлением установлены минимальные ставки вознаграждения за публичное исполнение произведений, их воспроизведение в форме звукозаписи, за сдачу в прокат экземпляров звукозаписей (фонограмм) и видеофильмов, воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства .

Минимальные размеры вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы. Практически данное правило применимо лишь к случаям определения минимальной ставки вознаграждения в твердой денежной сумме (а не в виде процента дохода от использования произведения).

В целях обеспечения прав и законных интересов творческих работников кинематографии, упорядочения расчетов между правообладателями (киностудиями, продюсерами) и авторами кинематографических произведений постановлением Правительства РК от 20 октября 2004 г. N 1083 «Об утверждении минимальных ставок авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений» , за использование этих произведений путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа. Минимальные ставки вознаграждения установлены в размере от 0,5 до 7 процентов от дохода, полученного правообладателем кинематографического произведения за каждый вид использования.

Ставка вознаграждения в размере 5,5 процентов установлена, в частности, для авторов художественного фильма, т.е. сценариста, режиссера-постановщика и автора музыкального произведения, специально созданного для данного фильма. 7 процентов выплачивается режиссеру документального или научно-популярного, а также режиссеру-постановщику мультипликационного фильма. Ставки в размере 0,5 процента предусмотрены для авторов других произведений, вошедших составной частью в художественный, мультипликационный, документальный или научно-популярный фильм.

Сбор и распределение вознаграждения осуществляются обладателем авторских прав либо организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах полномочий, переданных этим организациям правообладателями, если иное не определено договором.

Во-первых, любой авторский договор независимо от его цены и порядка использования произведения должен заключаться в письменной форме. Исключение сделано лишь для авторских договоров об использовании произведений в периодической печати. Несоблюдение простой письменной формы договора лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, хотя и не препятствует им приводить письменные и другие доказательства . Такими доказательствами могут, в частности, служить протоколы переговоров о заключении договора, платежные ведомости о выплате авторского вознаграждения и переписка с правообладателем по поводу получения экземпляра его произведения.

На практике такие договоры называют оберточными лицензиями. Их условия печатаются на упаковке материального носителя программного продукта. Покупателя предупреждают, что, вскрыв упаковку, он вступает в договорные отношения с правообладателем на изложенных на упаковке условиях. Одним из этих условий является обязательство пользователя не воспроизводить и не распространять программный продукт без согласия правообладателя. Однако проконтролировать соблюдение пользователем данного обязательства практически весьма трудно, вследствие чего проблема договорного регулирования отношений по использованию авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных из правовой трансформируется в сугубо этическую.

Закон 1993 г. существенно изменил подход к определению предмета договора. В ч. 1 п. 1 ст. 31 ЗоАП указывается, что в договоре должны быть указаны “конкретные права”, передаваемые по договору. Слово “конкретный” не значит, что в договоре обязательно должны быть перечислены все правомочия, отмеченные в ст. 16, а также все обычные составные части этих правомочий: договор следует считать состоявшимся и соответствующим закону даже в том случае, если авторские правомочия будут указаны в нем лишь общим образом См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к закону РФ об авторском праве и смежных правах. М., Спарк-Фонд, 1996. С. 129.. Допустим, что в договоре указано: “Предметом настоящего договора являются все права, указанные в ст. 16” либо “Продавец передает по договору все принадлежащие ему имущественные права. кроме права на перевод”.

В п. 2 ст. 31 ЗоАП говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, а в п. 5 этой же статьи говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Эти положения свидетельствуют о том, что законодатель считает предметом авторского договора права на использование произведения, а само произведение отодвинуто на задний план.

Смещение акцента с результата творческого труда автора на его права вряд ли оправдан. На практике может быть несколько ситуаций, которые ставят под сомнение вопрос о предмете договора. Например, автор заключает договор литературного или художественного заказа. Еще нет произведения и нет прав, которые возникают у автора в отношении произведения. Автор создал произведение и передал его своему контрагенту, но последний считает его непригодным к использованию. Наконец, произведение может быть повреждено, утрачено во время экстремальных ситуаций (война, пожар и т.д.). Во всех таких случаях авторы, заключая договор, по закону передают права, но эти права не могут быть реализованы из-за отсутствия произведения. Как бы то ни было, при заключении авторского договора должны быть конкретно согласованы и вопрос о видах и характере передаваемых по договору прав, и вопрос о том произведении, в отношении которого действуют эти права.

Важно также подчеркнуть, что авторское право как совокупность субъективных прав лица возникает в силу факта создания произведения науки, литературы и искусства (ст. 9 ЗоАП). Результат творческого труда автора может быть предметом отношений между автором и другими лицами. Пока нет произведения, нет прав, которые вытекают из факта его создания.

Однако в действующем законодательства нет указаний о требованиях к произведению как предмету авторского договора. Думаю это обусловлено тем, что закон предоставляет сторонам согласование требований, относящихся к произведению.