Композиция художественного произведения капитанская дочка. Капитанская дочка: художественные особенности

Повесть построена в форме семейных записок Гринева, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринёв - рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на Пугачёвское восстание, как на разбой, а на войско Пугачёва, как шайку мошенников.

Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой.

На самом же деле всё это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву.

Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной П. Между ними идет борьба, и основные герои «семейственных записок» - Гринёв и Маша Миронова - волею обстоятельств сталкиваются и с тем, и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый - воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему укреплениях.

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в десятой - у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва - живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» - закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.

Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав.

Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II.

Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и генваре месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно». Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы.

Пейзаж в повести - не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый - единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз «вожатым» парода, вождём крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв - Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым, и судьба Гринёва сложилась бы1 иначе.

В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там - «мрак и вихорь», здесь - прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова.

Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки.

Произведение состоит из нескольких набросков из жизни обычного дворянина Петра Гринева, повествующих о самых ярких событиях, произошедших с ним и оказавших на него особенное влияние.

Композиционная структура повести включает в себя четырнадцать глав, стилизованных в форме мемуаров, выстроенных с использованием симметричности, отличается четким, стройным, последовательным изложением, напоминающим сюжеты волшебных сказок в виде напутственных отеческих слов, дальнего пути главного героя, схватки со злым соперником, спасения возлюбленной и царской награды при возвращении домой.

Экспозиционная составляющая представлена в форме двух первых глав, которые являются равновеликими по объемному содержанию и демонстрируют основной внутренний смысл произведения, изображая главных действующих героев – молодого человека дворянского происхождения Петра Гринева и предводителя народного восстания Емельяна Пугачева.

Взаимоотношения основных персонажей составляют историческую канву повести, основанную на параллельном столкновении величайших личностей истории императрицы Екатерины Второй и Пугачева. Писатель ярко подчеркивает контраст правящей власти и восставших крестьян путем расположения стройно сочленных между собой и следующих друг за другом глав, которые излагают события жизненного пути ключевого героя в обратном порядке, а не по порядку.

Каждой из глав повести, а также произведению в целом, предшествуют эпиграфы, определяющие суть повествования, либо характеризующие героев данного изложения. Однако имеются и вступления, содержащие противоположное суждение автора о Пугачеве, выражающие мнение поэта на предводителя восстания с точки зрения дворянства и опровергающие содержание главы.

Описание природных картин, пейзажей представляются автором в виде реалистичных зарисовок, изображенных в виде сжатых, кратких изложениях, помогающих более глубже охарактеризовать героев повести, а также акцентирующих внимание на развитии и завязке сюжетной линии произведения. Именно, используя описание картины во время снежного бурана, писатель знакомит своих основных персонажей, Гринева и Пугачева, друг с другом. А в сцене, описывающей встречу Маши Мироновой с императрицей, присутствует совсем иная картина в виде прекрасного ясного утра, передающего атмосферу ранней теплой осени с пожелтевшими листочками липы.

В изображении портретных характеристик героев повести также применяется прием контраста, при использовании которого образ Пугачева описывается автором самостоятельно, а Екатерина представляется поэтом в соответствии со знаменитым портретом художника Боровиковского, а не в виде самостоятельных авторских зарисовок.

Все применяемые в произведении художественные литературные приемы и методы позволяют автору выстроить в повести продуманную, стройную композиционную модель повествования, захватывающую читателя с первых строк книги.

Вариант 2

В этом романе автор привел много исторических героев, а так же создал много вымышленных, но благодаря наличию реальных героев роман и обладает своей особенностью и имеет огромное значение. Ведь автор создавал его, опираясь на исторические события, поэтому кроме основных сюжетных линий в этом произведении упомянута судьба всего русского народа.

Именно для внесения более точного повествования в герои данного романа выбран Петр, который лично знаком с Пугачевым. Соответственно все далее излагаемые события являются правдивыми и исторически важными. Роман написан в виде мемуаров.

Петр Гринев сам из дворянской семьи, служит императрице, он честен и благороден. Когда Пугачев предложил ему перейти на сторону бунтовщиков и получить более высокое звание, Петр естественно отказался, так как он не так воспитан. Кроме этого он противостоит пугачевскому бунту, без прикрас рассказывает о событиях того времени.

Но одновременно Гринев и рассказывает о том, что Пугачев смекалист, честен и справедлив, в течение всего общения с Пугачевым Гринев избежал три раза смертной казни. Интересный момент романа, автор пишет о Гриневе в разных его периодах жизни.

И при этом Гринев как бы сам со стороны себя критикует и рассказывает о своих ошибках и победах. Так же Пугачев в начале произведения появляется как обычный человек, через время он уже предводитель восстания. Далее видим жестокие и благородные черты его характера, когда Пугачев спас невесту Гринева от Швабрина.

Благодаря тонкому авторскому замыслу большинство исторических событий рассказывается от лица Гринева. Эти события и высказывания и есть мысли самого автора. Благодаря тонкому подходу автор пишет рассказ от лица Петра, так же он высказывает свои умозаключения о бунте крестьян.

Весь рассказ пропитан противостоянием правительства и бунтовщиков. Автор показывает сторону правительства их уклад и поведение всех чиновников, одновременно этому он сопоставляет бунтовщиков и рассказывает об их действиях.

Умело, сопоставлены вождь крестьян и императрица их противостояние и борьба, без прикрас показана жизнь крестьян при императорской власти. Тут же Пугачев рассказывает о своих предложениях и вольной жизни освобожденных крестьян.

В лице Маши показана простота и чистота души русского народа, в ее обращении к императрице. Весь роман пропитан демократичностью и стремлением к свободной жизни простых людей. Автор хотел показать, что и Пугачев и весь его бунт принес определенные изменения в историю нашего государства.

Особенности произведения

Несколько интересных сочинений

  • Образ Акулины из повести Барышня-крестьянка Пушкина

    В данном произведении Акулина, это и есть Елизавета Муромская, она переоделась в крестьянку, для того чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Главная героиня повести Елизавета

  • Мой год начинается 1 сентября, а не 1 января, как на самом деле происходит у всех. Нет, я не имею в виду учебный год. Дело в том, что когда я говорю «в прошлом году», я имею в виду все это время до дня 1 сентября.

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина

    Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

  • Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс

    Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение Крыжовник

  • Сочинение В чем разница между мечтателями и реалистами?

    В каждом человеке в той или иной степени совмещены мечты и реальность. И это здорово – быть реалистом с мечтой, но, когда человек мечтатель по жизни и совершенно не реализует себя в реальности

В исследовании особенностей композиции произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» литературоведы сталкиваются с необходимостью обосновать связь построения сюжета с жанровым своеобразием произведения.
Есть две версии, по одной из которых «Капитанская дочка» - историческая повесть, в которой главенствует сюжетная линия, связанная с образом Пугачёва, а любовная линия вторична и призвана «завуалировать» интерес автора к теме восстания Пугачёва. Так, Н.М.Азарова в первом томе книги «Текст» (М.: Издательство МПГУ «Прометей», 1995. – 504 с.) (стр.247 – 248) пишет:
«1. Экспозиция – биография Андрея Петровича Гринёва, детство Петруши, все события до прибытия в Белогорскую крепость…
2. Завязка: знакомство с Марьей Ивановной…
3. Развитие действия: жизнь в Белогорской крепости, ссора со Швабриным…
4. Кульминация: дуэль, письмо отца (пятая глава).
После этого развитие любовного сюжета прерывается и отходит на второй план…»
Эту же идею поддерживает и М.И.Цветаева, так остро воспринявшая образ главаря мятежников.
Сторонники второй версии считают «Капитанскую дочку» историческим романом, где на первый план выходит история вымышленных героев (как в «Айвенго» Вальтера Скотта), а исторические персонажи, принимая участие в судьбе главного героя, всё-таки остаются не самыми главными персонажами. Таким образом, «оправдывается» и название произведения, указывающее на важную роль Маши Мироновой в сюжете (в противовес утверждениям, что заглавие «Капитанская дочка» дано «из цензурных соображений», тем более что Пушкину в то же время не препятствовали работать над историческим трудом «История Пугачёва», а для названия можно было бы использовать и любое другое слово, включая имя главного героя). Тогда структуры сюжета «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина» оказываются во многом похожими: первой начинается второстепенная сюжетная линия (Онегин – Ленский, Гринёв – Пугачёв), её кульминация и развязка также наступают раньше, чем в основной сюжетной линии; вторая (любовная) сюжетная линия становится главной, а её кульминация и развязка наступают позже. Следует учитывать, что поездку в мятежную слободу Гринёв предпринимает исключительно ради спасения Маши Мироновой, и без её участия третья встреча Пугачева и Гринёва была бы не нужна.
Бесспорно, интерес автора к фигуре Пугачёва велик, но сюжет построен не только на том, что при каждой встрече главарь мятежников милует барского сына за подаренный когда-то заячий тулупчик. Личные переживания и чувства к будущей жене и матери многочисленных отпрысков рода Гринёвых для главного героя всё-таки важнее интересных, "захватывающих" приключений и встреч с восставшими крестьянами.

В 30-е годы Пушкин обратился к Смутным временам XVIII и. к восстанию Пугачева (1773 - 1774). Писатель изучал документы, а в 1833 г. совершил поездку в те места, где 60 лет назад бушевало восстание. Он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, Бердской слободе — столице Пугачёва. В течение нескольких месяцев Пушкин читал новые документы, встречался с людьми, помнившими Пугачёва. Своё исследование писатель завершил созданием исторического очерка «История Пугачёва».

Государю, который был личным цензором поэта, труд Пушкина показался интересным, но он внёс 23 поправки и предложил назвать его «История пугачёвского бунта». Пушкин согласился с поправкой: «...Царское название, признаемся, точнее», — говорил он.

В 1834 г. «История...» увидела свет. А в 1836 г. была напечатана повесть «Капитанская дочка», анализ которой мы проведем.

Оба произведения написаны на одном историческом материале. Но если в «Истории...» исследуется такое понятие, как «пугачевщина», то в «Капитанской дочке» в центре внимания судьбы людей, попавших в водоворот кровавого бунта.

Задумав произведение о пугачёвских временах, Александр Сергеевич хотел сделать главным героем офицера, который перешел на сторону Пугачёва. Но изучив документы и свидетельства очевидцев, понял, что такой поступок был нетипичен для дворян.

Пропасть между двумя Россиями

Бунт Пугачева, по сути дела обозначил пропасть между двумя Россиями - дворянской и крестьянской (народной). У каждой из них оказалась своя правда.

Народный лагерь возглавил Пугачёв, назвавший себя государем Петром III. В повести «Капитанская дочка» Пушкина изображено, что он, как и положено «царю», живёт во «дворце» - простой крестьянской избе, только оклеенной золотой бумагой. Окружение у него тоже «царское» — «господа енаралы», которые на самом деле были простыми мужиками и казаками. Поверх крестьянских тулупов у них голубые ленты (голубые ленты свидетельствовали о получении ордена Св. Андрея Первозванного - высшего ордена Российской империи). Весь этот маскарад лучше любых слов говорил, что и сам «государь» Пугачёв и его «енаралы» - совсем не те, за кого себя выдают.

Народный царь к дворянам безжалостен. Он с необычайной лёгкостью («махнул белым платком») отправляет их на виселицу. Именно так он расправился с капитаном Мироновым. Но в тоже время Пугачев считает своим долгом защищать (как всякий царь в народной сказке) слабых и обиженных. Он берёт под своё покровительство даже Машу Миронову, дочь своего врага...

И сам Пугачёв и весь его мятежный лагерь — плоть от плоти народа. Особенно явно это проявлялось в их речах, песнях. Речь Пугачёва пересыпана пословицами, поговорками, народными выражениями: «казнить так казнить, жаловать так жаловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «милую тебя на сей раз».

Пугачёвцам противостоит дворянский лагерь. В повести это «старинные люди» — Гринёвы, Мироновы, Савельич, обитатели Белогорской крепости. Пушкин описывает их с симпатией и сочувствием.

И вот между этими социальными слоями разразился конфликт... В той борьбе, что они ведут, не остаётся места для личной доброты — её поглощает сословная ненависть.

Судьбы героев, композиция «Капитанской дочки»

На фоне кровавых событий крестьянской войны раскрываются судьбы простых людей — Гринёвых и Мироновых. И прежде всего юного Петруши Гринёва. Возмужание этого беспечного мальчишки происходит стремительно.

Испытания и злоключения, выпавшие на долю героя, составляют сюжет повести. Экспозиция произведения — сведения о Гринёвых. Мы узнаём, что Петруша из провинциальных дворян, образование получил у Бопре, парикмахера из Франции, а воспитание - у стремянного Савельича, до семнадцати лет гонял голубей. А потом отец отправляет его на службу в армию. По пути к месту службы судьба сводит Гринёва с беглым казаком, который впоследствии окажется Пугачевым. Встреча с ним - завязка действия . А дальше идёт его развитие : Пётр Гринёв приехал в Белогорскую крепость, влюбился в дочь коменданта крепости Миронова. Захват пугачёвцами Белогорской крепости и казнь офицеров - это кульминация сюжета . Здесь каждый из героев проявляет себя в истинном свете. Один из офицеров — Швабрин - оказался предателем. Гринёв был помилован Пугачёвым, который вспомнил, что в первую встречу Пётр подарил ему заячий тулупчик, спасая от зимнего холода. В этой ситуации Пугачев, конечно, отступает от своих правил и действует по сердцу. Несмотря на милость Емельяна, Гринёв отказывается перейти на сторону бунтовщиков, что указывает на его внутреннюю силу и непоколебимость нравственных принципов.

Петр живёт по закону народной мудрости, внушенной отцом: «Береги честь смолоду». Молодой офицер дважды отказывается от предложений своего спасителя, но Пугачёв, проявляя великодушие, спасает Машу Миронову от преследований Швабрина и отпускает с Гринёвым.

Казалось бы, вот он конек всем ужасам — герои спасены. Но не тут-то было. Жизнь, сдвинутая с места таким страшным по своей силе и беспощадности явлением, как народный бунт, не может быстро войти в свои прежние рамки. Поэтому Гринёву предстояло пройти ещё через одно страшное испытание — арест и обвинение в сообществе с Пугачёвым.

Он мог бы оправдаться, но его честь и достоинство не позволяют ему упоминать в этой истории имя Маши Мироновой. Оберегая её от возможных подозрений, Гринёв практически признаёт себя без вины виновным.

Пётр спасает честь и жизнь Маши Мироновой. Она тоже спасает его, когда обращается к императрице Екатерине II с просьбой помиловать Гринёва. Зеркальность поступков Петра Гринёва и Маши Мироновой говорит об общности их нравственных принципов. Несмотря на жуткие потрясения в обществе, они остались у них непоколебимыми.

Царица милует Гринёва. То есть она, как когда-то и Пугачёв, поступает не по закону, а по сердцу.

Развязка сюжета и завершение повести - семейное счастье Петра Андреевича Гринёва и Марии Ивановны Мироновой и казнь Пугачёва. Таким финалом Пушкин выразил свою веру в спасительную силу правды, милосердия и любви в «жестокий век», как для отдельного человека, так и общества в целом.

» - это не только шедевр русской литературы, но также и прекрасное историческое произведение, в котором отражена одна из трагических страниц русской истории – крестьянское восстание под предводительством . Стоит отметить, что именно Пушкин осмелился первым осветить эти кровопролитные события. В то время тема крестьянских восстаний была под запретом, ее практически не освещали.

Когда заинтересовался темой крестьянского восстания, то столкнулся с проблемой нехватки фактического материала. Тогда он решает поехать в Оренбургскую область и пообщаться с очевидцами тех событий. Пушкин долгое время провел в архивах и библиотеках, собирая нужный материал по крупицам. В результате его работы появляется трактат «История Пугачевского бунта».

Нужно сказать, что данный трактат носил строго исторический характер, в то время, как «Капитанская дочка» была литературным произведением на историческую тему.

Главный прием, который использовал Пушкин при написании своего последнего большого произведения, был принцип историзма. Хотя все герои повести вымышленные, их судьбы тесно переплетаются с реальными историческими событиями, которые они проживали.

«Капитанская дочка» написана в форме мемуаров главного героя . Автор неспроста выбрал именно такую форму. Он хотел, чтобы следующие поколения узнали про это восстание из уст его очевидца, лица, которое непосредственно принимала в нем участие, было знакомо с Емельяном Пугачевым.

Кроме того, Пушкин показывает нам события той эпохи глазами дворянина. Будучи дворянином и офицером, Гринев давал присягу императрице на верность, он должен был быть тем, кто подавляет народные волнения. В трудную минуту главный герой остался верен присяге, он не предал императрицу, не признал власть мятежников. Пушкин, устами Гринева, не признает этого восстания, говорит о его бесполезности и бессмысленности.

В своем повествовании автор старается быть последовательным и не однобоким. Наряду с жестокими и кровавыми расправами Пугачева со своими врагами, перед нами открывается справедливый человек с необъятной русской душей и многогранным характером. Так, Пугачев, трижды спасет жизнь Гриневу, освобождает и наказывает за его злодеяния.

Еще одной композиционной особенностью «Капитанской дочки» является изображение главного героя на протяжении всей его жизни: детства, юности и старости. Этот прием позволяет взглянуть Гриневу на всю свою жизнь со стороны, через призму прожитых лет, дать оценку своим поступкам.

Немаловажную роль в раскрытии событий повести играет образ автора. Образ автора сопровождает нас от первой до последней страницы произведения. Мы слышим его отношение к происходящим событиям. Петр Гринев является его устами.

Пушкин сумел создать не только оригинальное литературное произведение, но и показал нам интересные моменты русской истории.