Чем отличается нормы морали и права. Соотношение права и государства

При рассмотрении соотношения права и морали следует учитывать и противоречивую социальную ситуацию нашего общества, характеризуемую разрывом между гуманистическими ценностями, потенциально заключенными в ценностно-нормативных системах права и морали, с одной стороны, и объективными условиями их реализации - с другой. Такие противоречия осложняют и без того непростое взаимоотношение права и морали, провоцируют возникновение по отдельным позициям их конфронтации, в то время как стабильность всего нормативного порядка во многом зависит от того, каким образом складывается взаимодействие права и морали.

Современное общество постоянно сталкивается с ситуациями, в которых зримо проступает различия или несовпадения права и морали. Отличительные особенности данных явлении заключаются в следующем.

1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

Лафитский В.И. пишет: «Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия» Лафитский В.И. Указ. статья. С. 25.. Это не значит, что государство не оказывает никакого влияния на становление морали. Это воздействие оказывается через право, политику, идеологию, средства массовой информации, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы не устанавливает. «Моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства» Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. С. 237., отмечал Гегель.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права -- не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.

Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая норма относится ко всем. Речь идет о принципе -- о том, что в праве объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.

Но право утверждается, проводится в жизнь не только и не столько с помощью «карающего меча». Угроза санкций - потенциальна, на случай конфликта с законом. Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Используются и методы убеждения, воспитания, профилактики, дабы побудить субъектов к правопослушанию. Реализация права - сложный процесс.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным. Последствия же аморального поведения могут быть тяжелыми и непоправимыми.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу. Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов. Но в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль относительно свободное, внутренне несистематизированное образование.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного неправомерного, законного незаконного, наказуемого ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

5. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека . Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал. Гегель писал: «Авторитет нравственных законов бесконечно выше» Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. С. 282.. Мораль оселок, эталон права.

Заметим здесь, что в нашей литературе появились возражения против формулы «право есть минимум нравственности», поскольку она якобы умаляет право, отодвигает его на второй план, делает чем-то второстепенным. Думается, опасения эти напрасны. Указанная формула вовсе не ставит право на второе место, не принижает его ценности и роли в обществе, а просто фиксирует тот факт, что право действительно не охватывает и не может охватить всех требований морали, что оно регулирует более узкий круг общественных отношений и что оценочные критерии нравственности более строгие. В.А. Туманов совершенно справедливо подчеркивает, что «за отказ от права приходится рано или поздно платить не только крахом демократии, но также и моральной деградацией, и духовным обнищанием» Цит. по: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2012. С. 219.. Это означает, что «отказываться» ни от права, ни от морали ни в коем случае нельзя.

6. Право и мораль различаются по сферам действия . Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т.д. Мораль же универсальна, не знает исключений.

7. В философском плане различие между правом и моралью состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой и искусством и т.д.), в то время как право (если понимать под ним юридические нормы, законы) обычно не рассматривается в этом качестве. Формой общественного сознания выступает не право, а правосознание, т.е. взгляды на право.

8. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы . Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции и в будущем их судьбы также, возможно, разойдутся. Не в том смысле, что право «отомрет», а в том, что оно будет все более г приближаться к нормам морали.

Мораль и право имеют не только различия, но и противоречия. Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни. Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.

Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже. «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается» Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. С. 332.. В этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, аборты, супружеская неверность или, скажем, бесконечное заключение и расторжение одним и тем же лицом брака, разные формы «комбинаторства», «умения жить» и т.д. Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни немало. По некоторым из перечисленных примеров законодатель несколько раз менял свою позицию. Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы. Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников. История знает бесчеловечные законы, не укладывающиеся в рамки морали.

Однако отдельные подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль, а не наоборот. Другое дело противоречия между ними. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более высоким.

На основе морали и права формируются общественные нормы, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь. Они помогают получить ответ на вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно мораль и право не дают совершить преступное действие и способствуют организации межличностных отношений.

Право представляет собой систему социальных норм, обязательных для исполнения каждым гражданином.

Мораль – это совокупность исторически сложившихся принципов и убеждений. Они являются основой формирования норм поведения

Способы формирования

Только государство имеет основание формировать правовые нормы. Соответственно, право выражает не столько волю народа, сколько волю государства. Хотя мнение простых людей находит все же в них отражения. Правовые нормы возникают исходя из народных традиций и обычаев.

В отличие от права, мораль формируется совершенно по-другому. Более того, нет ни какого органа, который занимался бы данной деятельностью. Мораль является следствием деятельности людей, возникает спонтанно и не требует утверждения каким-либо органом власти.

Методы обеспечения

Исходя из того, что право формируется государством, логично предположить, что именно им оно и регулируется. Существуют государственные институты, контролирующие выполнение правовых норм и наказывающие за нарушение их. Так как право не является советом или рекомендацией, то и выполнение его обязательно.

Что касается морали, то человек сам для себя решает, стоит ли следовать предлагаемым моральным нормам. Причем, за невыполнение их он не понесет уголовную или любую другую ответственность. Он может лишь быть подвергнут осуждению коллектива, что в некоторых случаях оказывается самым действенным наказанием.

Форма выражения

Правовые нормы утверждаются законодательными документами: законами и указами, собранные в зависимости от тематики и значимости в кодексы, уставы и т.д.

Законы морали формируются самим обществом и становятся «не писаными правилами». Однако некоторые органично вливаются в тексты законов и прописываются в правовых актах.

Ответственность за нарушения

Совершение противоправных действий обязательно влечет за собой наказание, размер и способ возложения которого строго регулируется государственными документами.

Нарушение моральных норм является преступлением против общества, своих коллег, семьи. Форма наказание за такой проступок выглядит как замечание или выговор, а в некоторых случаях увольнение с работы.

Требования, предъявляемые к человеку

Требования, предъявляемые человеку моральными нормами, гораздо жестче и безапелляционней правовых требований. Право рассматривает только крайние проявления аморальных поступков, в то время как мораль осуждает любое выражение лжи, клеветы, обмана.

Сферы деятельности

Право не охватывает все сферы человеческой деятельности, например, такие как дружба, взаимопомощь, любовь и т.д. Оно рассматривает только наиболее важные области общественной жизни (труд, собственность, власть, правосудие). Соответственно сфера деятельности морали гораздо шире. С точки зрения морали оцениваются практически все поступки человека.

Выводы сайт

  1. Право регулируется государством, тогда как мораль формируется в обществе.
  2. За нарушение правовых норм предполагается уголовная или административная ответственность. За аморальное поведение применим лишь «товарищеский суд».
  3. Моральные нормы сформированы в веках и являются неоспоримыми, но не прописанными, правилами поведения. Правовые нормы отражаются в законопроектах и указах.
  4. Право регулирует только те сферы деятельности, которые являются наиболее важными для общественной жизни.

1. По способам установления

Правовые нормы создаются либо санкционируются государством. Нормы морали создаются всем обществом.

2. По источнику (форме выражения)

Правовые нормы закреплены в специальных юридических актах государства.

Моральные нормы - неписаные заповеди.

3. По методам обеспечения (соблюдения)

Право обеспечивается принудительной силой государства. Мораль опирается на авторитет общественного мнения.

4. По характеру и способам воздействия на поведение людей

Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, а мораль с точки зрения добра и зла, справедливости - несправедливости и т.п.

5. По уровню предъявляемых к поведению человека требований

Уровень требований выше у морали.

6. По характеру ответственности за нарушение

Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, применяемую от имени государства; за нарушение норм морали - моральное осуждение.

7. По сферам действия

Моральное пространство шире правового.

8. По субъекту исполнения

Нормы права могут предполагать специального субъекта; нормы морали адресованы всему обществу.

9. По времени возникновения

Мораль возникла ранее права.

Взаимодействие права и морали

1. Требования права и морали в большей части совпадают.

2. Моральные воззрения субъектов правотворческой деятельности во многом обуславливают содержание принятых норм права.

3. Нормы права реализуются и применяются с учетом требования морали.

4. Эффективность реализации права во многом зависит от того, насколько оно отвечает моральным устоям общества.

Противоречия между правом и моралью

1. Право запрещает определенные деяния, а мораль одобряет, поощряет.

2. Право разрешает определенные деяния, а мораль осуждает, запрещает.

Соотношение права и государства

Основные подходы соотношения права и государства

1. Государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель).

2. Право верховенствует над государством (теория правового государства).

3. Государство создает право, но в своей деятельности связано им

(реалистическая модель).

Реалистическая модель

1. Единство права и государства

В основе их возникновения лежат одни и те же причины;

Имеют общую цель: упорядочить общественные отношения, стабилизировать жизнь общества;

Будут существовать всегда.

2. Влияние государства на право

Создает право;

Дает официальное толкование норм права;

Реализует нормы права в форме правоприменения;

Обеспечивает охрану права.

3. Влияние права на государство

Законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, компетенцию государственных органов и должностных лиц;

Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан;

Является средством осуществления задач и функций государства.

НОРМА ПРАВА

Норма права - общеобязательное правило поведения, санкционированное государством, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки нормы права

1. Является разновидностью социальных норм.

2. Норма права - общее правило поведения:

а) складывается в результате необходимости обобщить типичное в жизненных отношениях;

б) всегда обращена к лицам, обладающим какими-либо общими признаками (сотрудники ОВД, военнослужащие, врачи и т.п.);

в) рассчитана на многократное действие.

3. Носит общеобязательный характер.

4. Выражает государственную (общенародную) волю.

5. Формулируется государством в нормативных актах.

6. Выступает как властное государственное веление.

7. Охраняется государством.

8. Закрепляет наиболее важные типовые общественные отношения.

Виды правовых норм

По отраслям права (по предмету правового регулирования):

а) нормы уголовного права;

б) нормы административного права;

в) нормы экологического права;

г) нормы гражданского права и т.п.

По характеру предписаний:

а) обязывающие;

б) управомачивающие;

в) запрещающие.

По функциям, которые выполняют нормы права:

а) регулятивные;

б) охранительные.

По кругу лиц:

б) специальные (предполагают особого субъекта исполнения - работника суда, прокуратуры, военнослужащего, врача и т.п.).

По способу нормативно-правового регулирования:

а) нормы материального права;

б) нормы процессуального права.

По источнику (по юридической силе):

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

По методу регулирования:

б) диспозитивные;

Специализированные нормы права:

а) нормы - принципы;

б) нормы - дефиниции;

в) нормы - начала.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА (внутреннее строение)

Гипотеза - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данной нормой.

Виды:

По наличию или отсутствию фактов - положительная, отрицательная.

Положительная - указывает на необходимость наличия фактов для действия нормы.

Отрицательна я - указывает на необходимость отсутствия фактов для действия нормы.

По строению : простая, сложная, альтернативная .

Простая - в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы.

Сложная - гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная - ставит действие правовой нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

По форме выражения: абстрактная, казуистическая

Абстрактная – определяет общие признаки юридических фактов.

Казуистическая – определяет конкретные признаки юридических фактов.

Диспозиция - это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой, т.е. это само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Виды:

По способу изложения: простая, описательная, ссылочная, бланкетная.

Простая диспозиция называет вариант поведения, но не раскрывает, не разъясняет его.

Описательная диспозиция описывает все существенные признаки поведения.

Ссылочная диспозиция не излагает правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой правовой норме.

Бланкетная диспозиция отсылает для ознакомления с правилом поведения к другим источникам права.

По строению: простые, сложные, альтернативные.

Простые – устанавливают один вариант поведения.

Сложные – устанавливают два и более обязательных для реализации вариантов поведения.

Альтернативные – устанавливают несколько вариантов поведения, каждому из которых может последовать субъект права.

Санкция - это элемент правовой нормы, в которой определяется, какие меры государственного принуждения могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Виды:

По степени определенности: абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Абсолютно -определенная -точно указан размер неблагоприятных последствий.

Относительно - определенная - указывает пределы, в которых возможно возложение ответственности.

Альтернативная - содержит перечень мер ответственности, из которых к нарушителю может быть применена любая.

По отраслям права

- конституционные

- уголовно-правовые

- уголовно-процессуальные

- гражданско-правовые

- административно-правовые

- иные

По характеру неблагоприятных последствий

- штрафные (карательные) (лишение свободы, штраф, другие)

- правовосстановительные (взыскание алиментов, восстановление на работе).

ИСТОЧНИКИ (формы права)

Источники права - способы внешнего закрепления и выражения правовых норм.

Виды источников права

Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате длительного повторения.

Юридический прецедент - судебное и административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Нормативно-правовой акт официальный документ, принятый компетентным государственным органом в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения.

Договор нормативного содержания (как правило, международно- правовой) - соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы.

Правовая доктрина (юридическая наука) – теоретические положения авторитетных ученых, которым в отдельных государствах придается обязательная юридическая сила.

Религиозные тексты - священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.

Другие

Нормативный правовой акт является одним из основных источников права нашей правовой системы.


1) регулируют общественные отношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4) выражаются в форме официальных документов
2. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к
1) видам юридической ответственности
2) видам правоотношений
3) источникам права
4) принципам права
3. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1) по достижении 18-летнего возраста молодые люди зарегистрировали брак
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям
4) сын устроился работать на семейную фирму
4. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) государственном контроле средств массовой информации
2) финансировании органов местного самоуправления
3) приоритете частной формы собственности
4) политическом и идеологическом многообразии
5. Принципом демократического судопроизводства является

2) гласность судебного разбирательства

4) возможность отстранения судей Президентом
6. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?
1) на презумпцию невиновности
2) на участие в общественной организации
3) на свободу слова
4) на участие в выборах Президента
7. Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?
А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.
Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Укажите верное определение: «Право – это…»
1) наука об обществе
2) регулятор общественных отношений
3) способ существования демократических режимов
4) элемент государственного устройства
9. Конституция является
1) доктриной внешней политики государства
2) кодексом законов
3) основным законом государства
4) формой государственного правления
10. Гражданским правонарушением является

2) забастовка шахтеров
3) продажа легких наркотиков на дискотеке
4) продажа квартиры в кредит
11. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе
1) 21 года
2) 25 лет
3) 30 лет
4) 35 лет
12. Принципом демократического судопроизводства является
1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения
2) состязательность сторон в судебном процессе
3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях
4) давление на суд со стороны средств массовой информации
13. В систему правоохранительных органов входит
1) Совет Федерации
2) администрация Президента
3) Правительство РФ
4) прокуратура
14. Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.

1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
15. Какой из перечисленных ниже принципов характеризует демократическую систему законодательства?
1) «Все, что не дозволено, то запрещено»
2) «Все, что не запрещено, то дозволено»
3) «Все дозволено и ничего не запрещено»
4) «Все запрещено и ничего не дозволено»
16. Гражданским правонарушением является
1) продажа недоброкачественного товара в магазине
2) продажа легких наркотиков на школьной дискотеке
3) забастовка шахтеров
4) продажа квартиры в кредит
17. Конституция Российской Федерации
1) строится на основе обычного права
2) базируется на Конституциях СССР
3) включает статьи Всеобщей декларации прав человека
4) не учитывает мировой опыт
18. Издание указов и распоряжений во исполнение принятых законов является функцией
1) прокуратуры
2) правительства
3) парламента
4) судебной власти
19. Впишите пропущенное слово: «Совершение преступления влечет за собой применение к виновному мер.... ответственности».
20. В систему правоохранительных органов входит
1) Совет Федерации
2) Государственная дума
3) правительство
4) прокуратура
21. Установленные государством общеобязательные, формально определенные правила поведения называются нормами
1) морали
2) права
3) партийными
4) традиционными
22. Конституция РФ была принята
1) решением обеих палат Федерального Собрания
2) всенародным референдумом
3) Советом Федерации
4) согласованным решением представителей всех ветвей власти
23. Основы общественного строя Российской Федерации законодательно закреплены
1) Гражданском кодексе РФ
2) Всеобщей декларации прав человека
3) Конституции РФ
4) Трудовом кодексе РФ
24. Законодательная власть осуществляется
1) Федеральным собранием РФ
2) Правительством РФ
3) министерствами РФ
4) местными органами самоуправления
25. К сфере деятельности Конституционного суда РФ относится
1) экспертиза нормативных актов на их соответствие Конституции
2) рассмотрение экономических споров
3) принятие федеральных законов
4) внесение поправок в Конституцию
26. Верны ли следующие суждения о правонарушении?
А. Пропаганда расистских и экстремистских взглядов и убеждений в СМИ является правонарушением.
Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
27. Признаком правового государства является
1) публичная власть
2) единство территории
3) разделение властей
4) профессиональный аппарат управления
28. Соблюдение норм права в отличие от других социальных норм обеспечивается
1) силой общественного мнения
2) силой традиции
3) личными убеждениями человека
4) силой государства
29. Что из перечисленного ниже является примером правонарушения?
1) Гражданин С. отказался уступить место в транспорте женщине.
2) Гражданин С. похитил вещь гражданина Т.
3) Гражданин С. отказался аплодировать исполнителю концерта.
4) Гражданин С. опоздал на театральный спектакль.
30. Конституцию как Основной Закон государства характеризует то, что
1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены
2) она принимается парламентом страны
3) ей должны соответствовать все нормативные акты
4) она детально определяет нормы всех отраслей права
31. К уголовным преступлениям в отличие от административного проступка относится
1) изготовление, хранение и сбыт наркотиков
2) переход улицы в неустановленном месте
3) безбилетный проезд в общественном транспорте
4) нарушение правил пожарной безопасности
32. Основная задача российского парламента (Федерального Собрания) –
1) обеспечивать исполнение государственного бюджета
2) выступать гарантом Конституции
3) осуществлять правосудие
4) разрабатывать и принимать законы
33. Согласно Конституции РФ, высшей ценностью в Российской Федерации является
1) земля и другие природные ресурсы
2) человек, его права и свободы
3) государственная власть
4) частная собственность
34. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?
Международное гуманитарное право
А. регулирует отношения между воюющими государствами.
Б. стремится смягчить последствия войн.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
35. Какое из утверждений является нарушением принципов правового государства?
1) Адвокат участвует в судебном заседании.
2) Граждане публично критикуют президента.
3) Судьи подчиняются парламенту.
4) Правительство не ограничивает частное предпринимательство.
36. Нижней палатой парламента в России является
1) Государственная Дума
2) Совет Федерации
3) Государственный Совет
4) Федеральное Собрание
37. Право как социальный регулятор всегда
1) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле
2) является воплощением идеала справедливости
3) обеспечено силой общественного мнения
4) является общеобязательным для всех
38. Как отдельная отрасль в систему российского права входит право
1) семейное
2) частное
3) международное
4) публичное
39. Хранение и распространение наркотических веществ является правонарушением
1) гражданско-правовым
2) уголовным
3) административным
4) процессуальным
40. Высшей юридической силой на территории РФ обладает(-ют)
1) текущее федеральное законодательство
2) конституционные законы
3) Конституция

41. Уголовная ответственность несовершеннолетних граждан наступает с
1) 16, а по некоторым преступлениям с 14 лет
2) 14, а по некоторым преступлениям с 12 лет
3) 17 лет
4) 15, а по некоторым преступлениям с 14 лет
42. Примером правового документа, регулирующего предпринимательскую деятельность, является
1) Закон РФ «Об образовании»
2) Семейный кодекс РФ
3) Гражданский кодекс РФ
4) Всеобщая декларация прав человека
43. Граждане Российской Федерации приобретают избирательные права с
1) 16 лет
2) 18 лет
3) 21 года
4) 25 лет
44. Верны ли следующие суждения?
А. Конституция РФ дает возможность замены военной службы альтернативной гражданской.
Б. Президентом РФ может быть избран любой дееспособный гражданин старше 21 года и проживающий в РФ не менее 10 лет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
45. Верны ли следующие суждения о функциях президента?
Президент РФ согласно Конституции является
А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.
Б. Председателем Правительства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Тема 8. ПРАВО

Задания уровня А

А1 . Нормы права, в отличие от норм морали:

1) регулируют общественные отношения 2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) выражаются в официальной форме 4) опираются на авторитет

А2. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:

1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

2) они принимаются парламентом страны

3) ей должны соответствовать все нормативные акты

4) она детально определяет нормы всех отраслей права

A3. Что является примером правонарушения?

3) Семейный кодекс 4) Гражданский кодекс

А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым явля­ется право на:

1) образование 2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным 4) право на жизнь

А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции?

Президент является:

А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Б. Председателем Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9 . Верны ли следующие утверждения о правовых актах ?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

1) опоздание на занятия без уважительной причины

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

А16. Укажите лишнее в перечне отраслей права:

3) гражданское право 4) парламентское право

А17 . Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголов­ным, в отличие от административных проступков :

1) оскорбительное приставание к гражданам в транспорте

2) нецензурная брань в общественном месте

3) управление автомобилем в нетрезвом состоянии

4) неуставные отношения в армии

А18 . Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:

1) право на свободу мысли, слова, совести 2) право собственности

3) право иметь друзей 4) право на свободу убеждений

А19 . Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка:

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни

А20. Согласно Конституции РФ в нашей стране:

4. Гражданин X. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань в обществен­ном транспорте

В9. Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

1. Конституционное

А. Частное

2. Гражданское

Б. Публичное

3. Административное

4. Уголовное

Ответ:

В10. Завершите фразу:

«Совокупность норм и отраслей права, закрепляющих и регулирую­щих порядок деятельности органов государственной власти и управле­ния, формирования и работы законодательных, правительственных и иных учреждений, осуществления правосудия, называется... пра­вом».

ПУБЛИЧНЫМ

В11 . Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

В12. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к кон­ституционному праву РФ.

1) Верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории.

2) Идеологическое многообразие.

3) Условия и порядок заключения трудового договора .

4) Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

5) Установление обстоятельств освобождения от уголовной ответствен­ности.

В13. Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

ВИДЫ САНКЦИЙ

1. Объявление выговора

А. Формальные негативные санкции

2. Проявление недружелюбия

Б. Неформальные негативные санкции

3. Отказ от сотрудничества

4. Наложение штрафа

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите любые три вида правоотношений.

НАПРИМЕР, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ГРАЖДАНСКИЕ, ТРУДОВЫЕ, УГОЛОВНЫЕ

С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одно­классника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его дейст­вия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его оп­ределили.

Да, являются. Признаки правонарушения:

- компакт-диск взят без разрешения;

- незаконно присвоен;

- тем самым был нанесен материальный урон владельцу компакт-диска .

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПРАВО И ЗАКОН

Существует следующее понимание сущности права: право - это не за­коны, принимаемые демократически избранными учреждениями и вы­ражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопо­рядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («непи­саное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критерия­ми правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организован­ность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобо­да, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему за­коны (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех обще­принятых процедур) не могут выражать указанные идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «право­вой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи? Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права..., их отождествление недопустимо. Но и из­лишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достиже­нию позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

1) Укажите два подхода к пониманию сущности права, сформулиро­ванные в тексте.

В ответе должны быть указаны следующие подходы:

право - это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями

и выражающие суверенную волю народа;

право - это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности,

справедливости.

Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл ответа.

2) Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является пра­вильным? Приведите три любых аргумента из текста, приводимых автором.

Аргументами из текста могут быть любые три, например:

размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

остается неясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

порождается правовой нигилизм;

затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

затрудняется задача поддержания стабильности и организованности в обществе;

открывается простор для произвола в политике.

3) Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреб­лен в тексте? Назовите три основных источника права.

В ответе должно быть указано:

источниками права являются: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

В ответе должна быть указана регулятивная функция права, обозначенная в тексте автором.

Могут быть указаны любые три другие функции:

- экономическая

- политическая

- социальная

- охранительная.

С4. Назовите три любых признака гражданского общества.

Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

- социальная основа - средние классы;

- правовая основа - судебная и общественная защита прав человека;

- нравственная - взаимное доверие людей;

- культурная: наличие возможностей для массового приобщения к культуре;

- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

- не закон лежит в основе прав человека, а права человека - в основе закона и т. д.

С5 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли по поводу поднятой проблемы, опира­ясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жиз­ни и личный опыт.

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». (Ж. Даламбер)

2. «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб один человек».

3. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». (Всеобщая декларация прав человека (1948)

Задачи по праву на ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(с решениями)

1. Инвалид В. не может прибыть на избирательный участок в день выборов. Поэтому он заранее написал заявление, в кото­ром требовал, чтобы представители избирательной комиссии организовали выезд к нему на дом с переносной урной для го­ лосования. Но в день голосования к нему никто не приехал.

Какое право гражданина В. было нарушено? Приведите три примера реализации гражданами своих изби­ рательных прав.

ОТВЕТ:

Нарушено право гражданина В. на участие в голосовании (избирательное право).

Могут быть приведены следующие примеры:

2. Выдвижение своей кандидатуры для участия в выборах - пассивное избирательное право

3. Право на получение открепительного удостоверения для осуществ­ления голосования на другом избирательном участке

2. Пятнадцатилетний школьник решил на время летних кани­ кул трудоустроиться. Охарактеризуйте его правовое положе­ние как работника с точки зрения его прав, вида работы, вре­ мени работы и отдыха, условий труда.

1. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 15 лет , для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. А с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства - с 14 лет , для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоро­вью и не нарушающего процесса обучения.

2. Для работников до 16 лет установлена сокращенная продолжитель­ность рабочего времени - не более 24-х часов в неделю (на каникулах ), а в течение учебного года для учащихся образовательных учреждений - не более половины, т. е. 12 часов в неделю.

3. Запрещается привлекать несовершеннолетних к сверхурочным ра­ботам, к работе в выходные дни, к работе, связанной с вредными условия­ми труда.

3. Р. в детстве посещал детский сад, затем обучался в общеобра­ зовательной школе. После окончания девяти классов он учился в профессиональном училище и получил профессию сварщи­ ка. Отслужив в армии, Р. поступил в институт машинострое­ ния и окончил его. Какие ступени образования прошел Р.?

1. Дошкольное образование

2. Начальное образование

3. Основное общее образование

4. Начальное профессиональное образование

5. Высшее профессиональное образование

4. Назовите три международно-правовых акта, посвященных правам человека.

1. Всеобщая декларация прав человека (1948)

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966)

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950)

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ трудоспособные дети, дос­тигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Если на момент обращения за помощью к дочери гражданин В. является нетрудос­пособным, то он имеет право на получение такой помощи. Развод с мате­рью, отдельное проживание и неучастие в воспитании дочери в данном слу­чае значения не имеют. В. не был лишен родительских прав и платил алименты на содержание дочери.

8. Н. купил телевизор в магазине бытовой техники . Дома были обнаружены серьезные дефекты. Какими правами обладает потребитель для защиты своих нарушенных прав?

ОТВЕТ:

Закон о защите прав потребителей устанавливает следующие права: 1) на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;

2) на получение информации о товарах и их производителях;

3) на государственную и общественную защиту этих интересов. На основании данного закона Н. имеет право:

1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (их устраняют в те­чение 20 дней). Если куплен товар длительного пользования, например, холодильник, изготовитель или продавец на период ремонта предлагает другой, осуществляя за свой счет доставку на дом.

2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (закон устанавливает 10-дневный срок для раз­решения вопроса таким путем).

3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней).

4. Заменить на другой товар. Для этого нужно доплатить, если он сто­ит дороже, либо получить деньги, если цена выбранного товара ниже.

5. Если потребителю (в данном случае Н.) расхотелось иметь куплен­ную вещь, он может возвратить ее в магазин до определенного срока, а день­ги получить обратно.

9. Гражданин К. обвиняется в совершении преступления. Сле­ дователь требует, чтобы он доказал свою невиновность. Про­