Международное гуманитарное право презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему. Презентация "международное гуманитарное право" Скачать презентацию международное гуманитарное право

Соколова Яна и Старикова Наталья.

Слайд 2: Введение:

Проблемы войны и мира всегда волновали человечество. По данным статистики,за последние 3 400лет лишь 250лет царил всеобщий мир. Все это заставляет задуматься над многими вопросами сохранения мира и безопасности планеты. Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гуманитарным вопросам, образуют отрасль международного права, именуемую международным гуманитарным правом, и включает так называемое международное право прав человека.


Слайд 3

Международное гуманитарное право - совокупность конвенциональных и обычных норм международного права,составляющих правила ведения войны,регулирующих отношения между воюющими государствами. Оно гуманизирует средства, методы введения войны.


Слайд 4: Сущность:

Защита лиц,которые прекратили принимать участие в вооруженном конфлитке:раненые,больные,потерпевшие кораблекрушение, военнопленные. Предоставление защиты объектам,которые не используются в военных целях:жилые дома,школы,места отправления культа и др. Предоставление защиты людям,которые непосредственно не являются участниками военных действий:гражданское население, медицинский и духовный персонал. Запрещение применения средств и методов ведения военных действий,при использовании которых не проводится различие между гражданскими и военными лицами и объектами и которые причиняют им значительное повреждения и страдания

Слайд 5

МГП стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях. Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить. МГП обязывает так же проявлять милосердие к раненым и больным.

Слайд 6

29 ноября - 11 декабря 1868 г. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Санкт-Петербург 1864г Международная конференция в Женеве по вопрос об участи солдат, раненных на поле боя. 2 направления в теории вооруженного конфликта «Право Женевы» (предоставить защиту И помощь жертвам Вооруженных конфликтов). « Право Гааги» +документы ООН (ограничить допустимые средства и методы в едения войны).

Слайд 7

Правила МГП должны соблюдаться; их нарушение порождает ответственность. К числу таких нарушений отнесено: нападение на гражданское население,которое оказалось втянутым в военный конфликт. военные действия против необороняемых местностей или сооружений, неправомерное использование эмблемы Красного Креста, расправа без суда и следствия над людьми, защищёнными МГП. Командиры несут ответственность за нарушение своих подчиненных в том случае, если они не приняли всех необходимых мер, чтобы не допустить этих нарушений.

Слайд 8

Если возникает необходимость провести расследование нарушений,дело может быть передано в Международную комиссию по установлению фактов (она состоит из 15членов) Женевские конвенции и Первый дополнительный протокол к ним квалифицируют ряд нарушений международного гуманитарного права как преступления, а потому предусматривается индивидуальная уголовная ответственность. Таким лицам назначается наказание по нормам внутреннего законодательства стран. Таким образом, в случае международного вооруженного конфликта, а так же конфликта внутри государства военные действия должны вестись при строгом соблюдении норм международного гуманитарного права.

Слайд 9: Центральное место в защите прав человека играет ООН

В ее компетенцию входит всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека. Для оказания помощи Экономическому и социальному совету создана Комиссия по положению женщин и ряд других. Вопросами прав человека занимаются такие организации,как ЮНЕСКО,МОТ,ВОЗ.


10

Слайд 10

Международное гуманитарное право позволяет удерживать воюющие стороны от бессмысленной жестокости и обеспечить необходимую защиту тем,кто страдает от войны. Ещё известный философ Г.Гроций в своём трактате «О праве войны и мира", написанное во время 30-летней войны,сравнивал варварские способы ведения войны, с иными,когда стороны соблюдают правила справедливости и воздерживаются от некоторых действий.

11

Слайд 11

В 1859 году швейцарский бизнесмен и меценат Анри Дюнан стал свидетелем битвы при Сольферино. На поле боя осталось лежать ранеными и убитыми 40 тысяч человек. Событие настолько потрясло швейцарца, что Дюнан выступил за создание международной сети добровольных гуманитарных организаций, которые помогали бы жертвам войны, заботились бы о раненых и мирных жителях, оказавшихся в зоне военных действий. Его начинание поддержало швейцарское правительство, и в 1863 году был учрежден Международный Комитет Красного Креста (МККК). Через год представители 16 стран приняли первую Женевскую конвенцию о защите раненых и военнопленных в ходе войны. В качестве символа новой организации подписанты выбрали швейцарский флаг, поменяв на нем цвета - вместо белого креста на красном поле эмблемой МККК стал красный крест на белом.

12

Слайд 12

В настоящее время Международное общество Красного Креста и Красного полумесяца предлагают воюющим сторонам свои услуги для оказания помощи жертвам войны и конфликтов.Его представители посещают места заключения военнопленных,обращая внимание на то,в каких условиях они содержатся. Большую помощь оказывает эта организация в розыске пропавших без вести,передаче писем от родственников,разлученных в результате вооруженного конфликта, Гражданское население снабжают продуктами питания,одеждй и медикаментами. Специальные правила соблюдаются при жвакуации детей для защиты их жизни и др.


13

Слайд 13: Международно-правовые акты,регулирующие поведение государств во время вооруженных конфликтов

Гаагские конвенции(1899 и 1907..) Женевская конвенция о защите жертв войны 1948гг. Конвенция о запрещении разработки,производства и накоплении бактериологического и токсического оружия и их уничтожения 1972г. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта1954г.

14

Слайд 14: Правила поведения государств,учавствующих в МПО:

Любая война должна быть объявлена заранее. Военные действия могут разворачиваться лишь на определенной территории. Эта территория становится театром военных действий. Не могут быть ТВД территории нейтральных государств и нейтрализованные территории (например: Магелланов пролив, Антарктика + открытые города и центры исторических и культурных ценностей- Париж,Рим,Москва и др.)


15

Слайд 15: Средства и методы войны

Дозволенные(правомерные) Недозволенные(незаконные) Разрешается использовать военные хитрости, установку сухопутных и морских мин, захват и потопление военных судов -разрывные пули и снаряды (Петербургская декларация 1868 г) -пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле (Декларация 1898 г) -ядовитое и отравляющее оружие (Гаагская конвенция 1907 г) -удушливые, ядовитые газы и вещества и биологические средства (Женевский протокол 1925 г) -Токсичное оружие (Конвенция 1972 г) -зажигательное оружие -мины-ловушки (Конвенция 1980 г) и пр.

16

Слайд 16: Запрещённые методы ведения войны

Убийство сдающихся. Призывы типа: «Никого не оставлять в живых», голод среди населения. Нельзя незаконно использовать эмблемы Красного Креста или флаги других стран. Недопустимо использование в военных целях методов, искусственно вызывающих землетрясение, цунами.


17

Слайд 17

18

Слайд 18: Поведение тех, кто оказался участником вооружённых конфликтов также регламентируется: ламентируется:

Запрещается подвергать нападению или уничтожать объекты, которые необходимы для выживания гражданского населения. Нельзя «предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля». Лица, которые уже не принимают участия в военных действиях (раненые, больные, пленные), должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Вооружённые силы должны проводить различие между гражданскими лицами и гражданскими объектами и военными. Стороны, которые находятся в конфликте, обязаны соглашаться на проведение операций по оказанию гражданскому населению гуманитарной помощи.

19

Слайд 19

Наиболее частым способом прекращения войны выступает перемирие, иногда вследствии капитуляции. Капитуляция –прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одной из воюющих сторон вследствие утраты равенства с победителем.При этом, как правило, военная техника,имущество переходят к победителю.

20

Слайд 20: В условиях военного времени право различает:

Тех, кто сражается(комбатанты) Право применять военную силу, вплодь до уничтожения Личный состав вооружённых сил, партизаны, ополченцы, бойцы, действующие в национально-освободительных войсках, население неокупированной территории, которое берётся за оружие при приближении противника Тех, кто не принимает участие в войне (некомбатанты) Лица, обслуживающие и обеспечивающие боевые действия Вправе применять оружие исключительно в целях самообороны и защиты Представители мед. персонала, интенданты, военные юристы, корреспонденты, репортёры и т.д.

21

Слайд 21

Гражданское лицо Комбатант Не участвует в боевых действиях Участвует в боевых действиях Может быть подверг- нут наказанию за то, что взялся за оружие Не может быть под- вергнуть наказанию за свое участие в боевых действиях Не имеет права брать- ся за оружие и приме- нять его к неприятелю Имеет право уничто - жать живую силу, тех- нику и другие объекты противника Запрещено подвергать его нападению Разрешается подвер - гать его нападению, он является военной целью поведение права Ответствен- ность Защита от напа - дений

22

Последний слайд презентации: Международное гуманитарное право и права человека: О бъекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Медицинские формирования; санитарно-транспортные средства; гражданские объекты; культурные ценности; особо опасные объекты; объекты гражданской обороны; санитарные и безопасные зоны; необороняемые местности и демилитаризованные зоны. Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовил: учитель истории ГБОУ Школа № 216 г. Москва Кострюков Михаил Александрович

План: Понятие МГП Источники МГП Комбатанты Основные направления МГП Военные преступления и преступники Значение МГП

Войны в истории человечества. 14 000 войн Погибло – 5 млрд человек 1945 – Организация Объединенных Наций (ООН) Соотношение жертв в современных военных конфликтах: 1/10 – военный – гражданский 1/100 – военный – гражданский в условиях ядерной войны

Понятие МГП МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО (МГП) – отрасль МЕЖДУНАРОДНОГО права (совокупность отношений между государствами), которое касается правил ведения войн, законов и обычаев ведения войны, отношений между воющими странами, а также между нейтральными и воющими странами. ЦЕЛЬ МГП – гуманизация средств и методов ведения войны.

Источники Конвенции в Гааге - 1899, 1907 Конвенции в Женеве – 1949 ЖЕНЕВСКОЕ ПРАВО МГП – правовая основа для деятельности Международного Комитета Красного Креста (с 1860)

Ключевые понятия МГП: Комбатанты Военнопленные Военные преступники

Комбатанты Лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте и имеющих право принимать участие в военном конфликте. Комбатантами являются: А) военнослужащие, входящие в личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил; Б) партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов В) экипажи торговых морских судов и самолетов гражданской авиации, воюющих сторон, если они переоборудованы в военные

Основные направления МГП: Раненные. Их должны подбирать на поле боя. Оказывать мед помощь. Медицинский персонал, мед учреждения нельзя подвергать нападению. Военнопленные. Имеют право на достойное отношение. Запрещается их убивать, наносить увечья, подвергать пыткам. Мирное население. Запрет нападения на гражданское население. Запрет бомбежки жилых кварталов. Запрет вызова голода (уничтожение складов, посевов, ирригационных коммуникаций). Беженцы. Имеют право на защиту. Средства ведения войны. Запрет ядовитых газов, бактериологического оружия, биологического оружия). Запрет использования маскировки (эмблемы МКК, журналистов).

Военные преступления и военные преступники Применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны: 1)Бессмысленное разрушение городов и др. нас. пунктов 2)Уничтожение культурных ценностей 3)Жестокое обращение с военнопленными, ранеными и больными, мирным населением 4)Угон в рабство 5) Взятие в заложники 6) Грабежи 7)Нападение на объекты, содержащие опасные силы (атомные электростанции, плотины) 8)Принуждение военнопленных служить в армии неприятеля 9)Нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН регламентирует порядок преследования, арестов военных преступников по всему миру. Не применим срок давности преступления к военным преступникам!!!

ЗНАЧЕНИЕ МГП 1) Защита жизни и достоинства в условиях войны, оградить человека от воздействия грубой силы 2) Не может исключить войну, но может ограничить бедствия, вызванные ей. 3) Наличие МГП побуждает людей не совершать преступления. 4) Предусмотрены санкции (возмещение экономического ущерба, уголовное преследование за военные преступления).


Цели и задачи:

  • Изучение сущности, источников и основных норм МГП.
  • Формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, делать выводы, интерпретировать материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, извлекать необходимую информацию.
  • Содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству, уважению и соблюдению норм МГП.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • экран,
  • раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, источники (извлечения из Женевских конвенций),
  • клей,
  • ножницы,
  • бумага для плакатов,
  • иллюстрации с военной тематикой,
  • политическая карта мира.

Основные понятия:

  • международное гуманитарное право;
  • жертвы вооруженного конфликта;
  • международный и немеждународный вооруженные конфликты;
  • лица, непосредственно не участвующие в военных действиях;
  • лица, прекратившие принимать участие в военных действиях.

Структура занятия:

1. Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права и с планом уроков.

2. Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся. Текущий контроль.

З. Рефлексия.

План изучения темы:

1. Жестокое лицо войны.

2. Источники международного гуманитарного права.

З. История ММК

4. Сущность международного гуманитарного права.

5. Нормы международного гуманитарного права:

5. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 этап МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА.

КАКОЕ СЛОВО СТРАШНОЕ "ВОЙНА"... ОНО ПОХОЖЕ НА КОСТЛЯВУЮ СТАРУХУ,

КОТОРАЯ НЕСЕТ И БОЛЬ, И СМЕРТЬ, СТРАДАНЬЯ, СЛЕЗЫ И РАЗЛУКУ.

Демонстрация начала видеофильма "Великая Отечественная война"

Приближаются памятные даты для нашего народа и для всего человечества в мае - День Великой Победы в Великой Отечественной войне, Потрясенное последствиями этих войн, в которые было втянуто более 4/5 человечества, международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания новых войн. Однако вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени. За последние 50 лет они разгорелись в Европе, Азии, Африке, Центральной и Южной Америке. Ежегодно в мире их происходит более 30. (Политическая карта мира).

Приведите примеры конфликтов, известных вам.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями этих событий. "Человек" и "война", "жизнь" и "смерть", трудно совместить эти слова...

И все же есть понятия "право" и "война" являются совместимыми в рамках МГП, о котором на уроке пойдет речь.

Познакомить учащихся с целью и планом изучения темы. (Демонстрация - слайд).

2 этап ИСТОЧНИКИ МГП.

Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооруженными конфликтами. Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились, а нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины ХIХ века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам.

Информация о МККК - сообщение учащегося.

На сегодняшний день к основным источникам международного гуманитарного права относятся четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г . (демонстрация - слайд с определением понятия "конвенция").

Конвенция - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему (подписали, ратифицировали его).

Каждая из четырех Женевских конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов:

А) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. - об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Б) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. - об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Г) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. - о защите гражданского населения во время войны. (На экране - слайд с названиями конвенций).

Принимая во внимание особенности вооруженных конфликтов, имевших место после 1949 г., содержание Женевских конвенций в 1977 г. было дополнено двумя дополнительными протоколами:

А) дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1);

Б) дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протокол II (На экране - слайд с названиями протоколов).

Как вы считаете, чем отличается международный вооруженный конфликт от немеждународного вооруженного конфликта? Приведите примеры.

На экране - определения:

Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами.

В этом случае вступают в силу с самого начала военных действий нормы МГП четырех Женевских конвенций 1949 г. и дополнительного протокола i 1977 года.

Немеждународный вооруженный конфликт - это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами).

Норм, применимых к такому конфликту меньше, они излагаются в общей для всех четырех конвенций Женевских конвенций статье З и дополнительном протоколе II.

Еще раз обратить внимание учащихся на то, что международное соглашение только тогда имеет юридическую силу, когда государства присоединились к конвенциям и протоколам. Почти все страны мира являются участниками Женевских конвенций. СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 г. и к дополнительным протоколам в 1989г. Россия стала правопреемницей СССР в отношении этих договоров. В соответствии с Конституцией РФ (часть 4 статьи 15) нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.

3 этап СУЩНОСТЬ МГП.

Для выяснения сущности МГП познакомимся с определением. (На слайде-определение) Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Задание: Из текста определения постарайтесь найти основные признаки МГП.

1) Является отраслью международного права.

2) Включает в себя совокупность правовых норм.

З) Основано на принципах гуманности.

Вывод: МГП направлено на защиту "субъектов" и "объектов" в условиях вооруженного конфликта.

Что относится к "субъектам"?

А) Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта. (На экране - постепенно появляются определения).

Б) Гражданские лица - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

В) Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Г) Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях - гражданское население, медицинский персонал, духовный персонал.

д) Потерпевшие кораблекрушение - военнослужащие и гражданские лица, подвергающиеся опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, в условиях вооруженного конфликта.

К "объектам" вооруженного конфликта относятся:

А) Военный объект - объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество. (На экране - постепенно появл-ся опр.) Приведите примеры военных объектов.

Б) Гражданские объекты - все объекты, не являющиеся военными объектами. Приведите примеры гражданских объектов.

Сущность МГП заключается в том, что оно

1) устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте

2) ограничивает

3) обеспечивает защиту жертв войны

Учащиеся записывают определение МГП, его сущность в тетрадях.

4 этап НОРМЫ МГП.

Международное гуманитарное право призвано сделать войну более человечной, оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий. Нормы МГП - это определенные правила при ведении военных действий. Давайте рассмотрим их.

Работа в группах (4 группы по 5 человек).

Перед каждым правилом, нормой - сюжет на экране, который по необходимости комментирует учитель, затем учащиеся обсуждают увиденное и услышанное, формулируют правило, подтверждают его выдержками из документов (работа с раздаточным материалом), затем проводится беседа:

1. Сформулируйте, пожалуйста, правило, которое у вас получилось.

2. Как это правило звучит в основных источниках? (Название источника - обязательно.)

А) Основные правила поведения сторон в вооруженном конфликте по отношению к жертвам войны

1. (На экране - сюжет). Военные действия могут осуществляться только против сражающегося противника.

2. (На экране - сюжет). С теми, кто прекратил воевать (ранеными, больными, военнопленными и т. д.) нужно обращаться гуманно. (Перед рассмотрением каждого правила - сюжет на экране).

3. Запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность. (Для учителя: Запрещаются всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения).

4. Милосердие к раненым и больным.

(Для учителя: Сторона в конфликте, во власти которой оказались раненые и больные, должна предоставить им медицинскую помощь, даже если они не принадлежат к стороне противника).

5. Медицинский персонал, санитарные учреждения, санитарный транспорт и оборудование не могут быть объектом нападения, их работе нельзя препятствовать.

б. Воюющие стороны должны уважать эмблемы красного креста и красного полумесяца, их неправильное использование недопустимо. (Использовать "слайд" и с неправильным использованием эмблемы).

Б) Правила ограничений в выборе средств и методов ведения военных действий

1. Запрещены виды оружия, которые причиняют людям чрезмерные страдания и ведут к большим людским потерям. (Для учителя. К запрещенным средствам относятся: пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины, противопехотные мины, яды, бактериологическое и токсинное оружие и т.д.)

З. Запрещено вероломство (например, симулирование сдачи в плен для последующего нападения),не допускаются военные хитрости (маскировка, ложные операции, дезинформация).

4. Участники военных действий обязаны следовать нормам МГП, вести войну по правилам.

В). дети и война

Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети (вспомним трагедию в Белане), МГП предоставляет детям в условиях международного вооруженного конфликта защиту двух видов - общую и особую.

Общая защита детей

Дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение.

Запрещено посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение детей.

Особая защита детей:

  • дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны от последствий военных
  • действий и имеют право на заботу медицинскую и иную помощь (получение посылок с
  • продуктами питания, одеждой, обувью). При эвакуации фиксируется вся информация о
  • ребенке, что должно облегчить восстановление связи ребенка с родственниками.
  • детям до 15 лет, осиротевшим или разлученным со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребенка.

Ни гражданская принадлежность, ни гражданский статус ребенка не могут быть изменены оккупирующей стороной.

Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы.

Запрещено зачисление в армию детей-добровольцев, не достигших 15 лет. Запрещено зачислять принудительно детей оккупирующей стороной в военные формирования или организации.

В случае ареста или задержания дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых.

Если ребенок совершил преступление, за которое предусмотрена смертная казнь, то смертный приговор не приводится в исполнение.

5 этап ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МГП.

За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность. Личная уголовная ответственность предусматривается за преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение ущерба здоровью лиц, пользующихся защитой МГП, принуждение служить в вооруженных силах противника, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц, вероломное использование эмблемы красного креста и красного полумесяца (когда это явилось причиной смерти, серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью).

То есть речь идет о военных преступлениях.

Примерами такой ответственности являются Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками. (Иллюстрация на экране).

С ноября 1945 г. по сентябрь 1946 г. в Нюрнберге перед Международным военным трибуналом предстали 24 подсудимых, по приговору 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 9- к разным срокам заключения, З - оправданы.

В 1946- 1948 гг. состоялся суд Международного трибунала над японскими военными преступниками.

В 90-е гг. были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и Руанде. Они уполномочены рассматривать дела о военных преступлениях, совершенных в рамках этих двух конкретных конфликтов.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статус (устав) Постоянного международного уголовного суда, в компетенцию которого входит преследование и наказание лиц, совершивших военное преступление.

В большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства, подписавшие четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и взявшие на себя обязательство ввести в действие соответствующее законодательство.

Например, Уголовный кодекс РФ включает статью 356 "Применение запрещенных средств и методов войны", которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

Таким образом, МГП обеспечивает не только защиту тех, кто оказался в зоне военных действий, но и определяет меру ответственности виновным за разжигание войны, вооруженных конфликтов. Оно требует быть милосердными, гуманными к жертвам войны.

6 этап РЕФЛЕКСИЯ.

Человек и война... Жизнь и смерть...Надежда и страдание... Почему человек разумный убивает себе подобных?

К сожалению, так устроен наш противоречивый и хрупкий мир. Человечество считает вопрос войны и мира одной из важнейших глобальных проблем современности, а это уже вселяет уверенность в то, что когда-либо разум победит. И на этой оптимистичной ноте мы предлагаем вам выполнить творческую работу: "превратить ужасный лик войны в прекрасный образ мира", т.е. создать плакат "Миру - да! Нет - войне!". (Подсобный материал приготовлен заранее для каждой группы).

В конце урока - благодарность всем за участие, подведение итогов.

Ресурсы.

СD-диск "От Кремля до Рейхстага" из серии Познавательная коллекция

Сборник "Международное гуманитарное право"

Международное гуманитарное право.

Конспект урока ОБЖ.

Материал подготовил Чиричкин И.С

Преподаватель ОБЖ.


Цели урока:

  • 1. Дать учащимся основные понятия международного гуманитарного права (МГП).
  • 2. Пробудить у учащихся чувства сострада­ния к жертвам вооруженных конфликтов, гуманности и человечности.
  • 3. Привлечь внимание учащихся к необходи­мости изучения международного гуманитарного права.

Планируемые результаты обучения

  • 1. Знание содержания основных статей конвенций по защите жертв вооруженных конфликтов, принятых в Женеве в 1949 г.;
  • 2. Умение объяснить события, происходящие в современном мире на основе знаний о МГП.

Главные вопросы урока:

2. Определение понятий:

Международный военный конфликт,

Немеждународный военный конфликт,

Комбатант,

Жертвы войны,

Военнопленные,

Гражданские лица,

Конвенция.

3. Шаги мирового сообщества по правовому регулированию военных действий и защите жертв вооруженных конфликтов.

4. Основное содержание конвенций по защите жертв вооруженных конфликтов, принятых в Женеве в 1949 г. и дополнительных протоколов 1977 г.


Организация познавательной деятельности:

1. Практическая работа с историческими документами («Всеобщая декларация прав человека»).

2. Работа учащихся с документами периода Второй мировой войны.

3. Просмотр видеоматериалов.

4. Обсуждение вопросов, предлагаемых учителем.


Учебно-методическое сопровождение урока:

  • 1. Учебник по ОБЖ.
  • 2. Конспект урока.
  • 3. Дидактический материал.
  • 4. Использование ресурсов DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005год».

Вступление

Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны-этого лютого бедствия, которые грядущие поколения будут рассматривать как безумие.

Жак Анри Дюнан .


На протяжении длительного времени война была одной из наиболее распространенных форм регулирования отношений между государствами. За последние3400 лет на земле было лишь 250 лет всеобщего мира .


1. Что такое международное гуманитарное право.

Война неизбежно приводит к безмерным страданиям и тяжелым потерям. Во всем мире с незапамятных времен люди пытались уменьшить тяжкие последствия войн. Примером тому могут служить, например, законы Ману, древнеиндийский -кодекс воина, который запрещал убивать вышедших из строя врагов и тех, кто сдается, кодекс Хаммурапи, где говорится о правах воинов, попавших в плен, или рыцарские правила, запрещавшие использование некоторых видов оружия. Иногда воюющие стороны заключали отдельные соглашения, защищающие мирное население.


Что такое международное гуманитарное право.

  • Во второй половине XIX в. идея защиты человека от произвола военного времени оформилась в отдельную ветвь международного права - международное гуманитарное право, имеющее наднациональный характер. Основные положения этого права обязательны для выполнения всеми странами.

1. Что такое международное гуманитарное право.

Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.


Интересные факты

Для подтверждения сказанного можно привести следующие цифры:

За последние 3400 лет на Земле было только 250 лет мирной жизни.

За это время прошло 15 000 войн.

В этих войнах:

  • За это время прошло 15 000 войн. В этих войнах:

Погибло - 3,5 млрд человек.

А также


Основные понятия.

  • Международное гуманитарное право.
  • Комбатант
  • Военнопленные
  • Гуманность
  • Жестокость
  • Гражданские лица
  • Конвенция

Для получения определений использовались:

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

«Толковый словарь иностранных слов» Л.П. Крысина

Входящие в состав БЭКМ-2005


Ушедший ХХ I век был богат событиями.

  • Мир потрясла Первая мировая война с её химическими атаками. В ходе войны погибло 10 млн, 21 млн человек было покалечено.
  • Весь цивилизованный мир пришел в ужас и содрогнулся от Второй мировой, когда возникла угроза дальнейшему развитию жизни. Когда уничтожались целые народы.

Итог войны был страшен и лишь единый союз СССР, Англии и США позволил остановить фашизм.

Фашизм был остановлен. Подписаны акты о капитуляции. Прошли два громких международных процесса Токийский и Нюренбергский.


Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права

А) Лица, преставшие принимать участие в в военных действиях:

- РАНЕНЫЕ;

- БОЛЬНЫЕ;

- ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ;

- ВОЕННОПЛЕННЫЕ;

Б) Лица, принимающие участие в военных действиях :

- ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ;

- МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ;

- ДУХОВНЫЙ ПЕРСОНАЛ.



Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых и больных из состава действующих армий

  • Подбирайте их


  • Передавайте их

своему командиру

или ближайшему

медицинскому


Относитесь с

уважением к

медицинскому

персоналу,

медицинским

запасам и

снаряжению


Основные требования международного гуманитарного права по защите, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море.

Возьмите под свою

защиту раненных,

больных, потерпевших кораблекрушение


  • Разыскивайте

и подбирайте

каждого боя


  • Возьмите под защиту

гражданские

плавсредства,

занимающиеся

спасением раненных

и потерпевших

кораблекрушение


  • Относитесь с уважением к госпитальным судам

и медицинским летательным

аппаратам с эмблемой

Красного Креста

или Красного

Полумесяца


Основные требования международного гуманитарного права по защите военнопленных

  • Щадите их


  • Предавайте

их своему

командиру


  • Обращайтесь с ними гуманно.
  • О попавших в

плен надо

сообщить

их семьям


Основные требования международного гуманитарного права по защите

Относитесь

уважением


  • Обращайтесь

гуманно с теми,

кто в вашей власти


  • Во з ьмите их под

свою защиту, не

допускайте плохого

с ними обращения.

Акты возмездия

и взяти е заложников

запрещаются


  • Уважайте собственность

гражданского населения.

Не причиняйте ей

ущерб, не

присваивайте

ее путем насилия

или обмана


  • Из 50 млн погибших во второй мировой войне 26 млн человек принадлежали к составу вооруженных сил, а 24 млн являлись гражданскими лицами. На территории

СССР noгибло от жестоких условий оккупационного режима 4 млн 100 тыс. человек. В вооруженных конфликтах имевших место после второй мировой войны в некоторых случаях среди погибших гражданские лица составлял и 90%.


Закрепление изученного

Учащиеся знакомятся с текстом ст. 2 «Всеобщей декларации прав человека» и ответить на вопросы:

  • 1. В какое время (в какой ситуации) пpuмeняется международное гуманитарное право и в какое время применяется декларация прав человека?
  • 2. На кого распространяется международное гуманитарное право и на кого распространяется декларация прав человека?

  • 1. Международное гуманитарное право

применяется в ситуации вооруженного конфликта (декларация прав человека применяется в любое время, то есть как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта).

  • 2. Международное гуманитарное право распространяется на жертвы войны (декларация прав человека применяется

ко всем людям).


Закрепление

1. Возможно ли на современном этапе остановить войны?

2. Являются ли необходимыми и обязательными правила, отраженные в международных документах?

3. Всегда ли соблюдаются на войне решения в области защиты человека, принятые мировым сообществом? Если нет привести примеры.

4. Нужно ли вести борьбу за то, чтобы решения, принятые международным сообществом, выполнялись?

5. Должны ли преследоваться законом лица, нарушающие эти права?


Урок можно закончить следующим.

  • Древнекитайский философ Конфуций сказал: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту». Лучше принимать посильное личное участие в вопросах соблюдения норм международного гуманитарного права, чем обвинять тех, кто его нарушает.

Литература

  • С.Н. Вангородский и др. «Основы безопасности жизнедеятельности».

9 класс. Учебник.

В.Н. Латчук, В.В.Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности».

9 класс. Методическое пособие.

В. Мардерфельд. Международное гуманитарное право.(План-конспект)

Журнал «ОБЖ»

  • DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005год».

1 слайд

Тема урока: «Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов» (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.

2 слайд

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооружённых конфликтов. …Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны-этого лютого бедствия, которые грядущие поколения будут рассматривать как безумие. Анри Дюнан

3 слайд

Определение международного гуманитарного права и сфера его применения. На протяжении длительного времени война была одной из наиболее распространённых форм регулирования отношений между государствами. За последние 3400 лет на земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

4 слайд

Во второй половине 19 в. идея защиты человека от произвола военного времени оформилась в отдельную ветвь международного права - международное гуманитарное право, имеющее наднациональный характер. Основные положения этого права обязательны для выполнения всеми странами.

5 слайд

Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооружённых конфликтов.

6 слайд

Международное гуманитарное право охватывает две области. 1. Предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях. 2. Ограничивает средства и методы ведения войны.

7 слайд

Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права Лица, переставшие принимать участие в военных действиях раненые больные потерпевшие кораблекрушение военно-пленные Лица, не принимаю-щие участия в военных действиях гражданское население духовный персонал медицинский персонал

8 слайд

Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы ведения войны, которые: 1. Не позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях, и теми, кто принимает в них участие. 2. Причиняют излишние повреждения или страдания. 3. Наносят серьёзный или долговременный ущерб природной среде.

9 слайд

Основными документами международного гуманитарного права являются четыре Женевских конвенции от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. Женевская конференция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа1949 г. Женевская конференция об улучшении участии раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооружённых сил на море 12 августа1949 г. Женевская конференция об обращении с военно-пленными от 12 августа 1949 г. Дополнительный протокол к Женевской конференции от 12 августа1949 г. касающихся защиты жертв международных вооружённых конфликтов (протокол 1) от июля 1977 г. Дополнительный протокол к Женевской конференции от 12 августа1949 г. касающихся защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера (протокол 2) от июля 1977 г. Женевская конференция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа1949 г.

10 слайд

Действия, обеспечивающие защиту раненых и больных во время вооружённого конфликта. Разыскать, подобрать, оградить от ограбления и плохого обращения

11 слайд