Основные полномочия судебной власти. Вопросы для самоконтроля. I. общая характеристика судебной власти

Введение.

В нашей работе мы рассмотрим судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Мы постараемся раскрыть сущность государственной власти и место в ней такой её разновидности, как судебная власть. Так же я раскрою понятия её основных признаков. Далее мы рассмотрим систему органов осуществляющих эту власть.

Урегулирование уголовных, гражданских, семейных и заботливых вопросов, а также закона о труде и социальном обеспечении, за исключением вопросов, имеющих юридическое назначение в других судебных органах. В иерархии судебных органов районные суды играют роль фундаментального элемента правосудия.

Ведение дел, подпадающих под действие закона: гражданское, уголовное, семейное, заботливое, а также право на труд и социальное обеспечение в качестве первой инстанции, за исключением случаев, отведенных для вышестоящих судов. Судьи как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве: профессиональный судья и два адвоката, представляющих общество.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.

В иерархии судебных органов провинциальные суды являются второй инстанцией. Отвечать на призывы к решениям, одобренным судами первой инстанции. Судьи как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве: профессиональный судья и два адвоката, которые выступают в качестве представителей общественности.

В иерархии судебных органов это третий случай. Они касаются окончательного урегулирования апелляций против решений, вынесенных судами общей юрисдикции, то есть первой и второй инстанциями. Панель состоит из трех профессиональных судей. Проведение разбирательств, которые в силу их важности и исключительного характера не относятся к сфере рассмотрения дел, на которые возложены обязанности общих судов.


Глава 1.

Понятие судебная власть, как одна из ветвей государственной власти

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти :

1)распространяется на всё общество

Они подчиняются Военной палате Верховного суда. Проведение дел, связанных с совершением преступлений при служении военной службе и, в частности, угрозе системе защиты государственной безопасности. шпионаже за иностранную разведку. Высший административный суд состоит из: президента, вице-президентов, президентов палат, президентов офисов и судей.

Высший административный суд состоит из. Офисы расположены в: Белосток, Гданьск, Катовице, Краков, Люблин, Лодзь, Познань, Жешув, Щецин, а также во Вроцлаве. Урегулирование вопросов в сфере деятельности органов государственного управления. Надзор за надлежащим функционированием Высшего административного суда.

2)носит публично-политический характер

3)опирается на государственное принуждение

4)осуществляется специальными лицами, чиновниками

5)система налогов

6)деление населения по территориальному признаку

Основа построения системы органов государственной власти - разделение государственной власти на три ветви. «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Решение споров между гражданами и органами государственного управления. Рассмотрение соответствия выданных административных решений применимому праву и решениям Высшего административного суда. Обеспечение соблюдения положений о принудительном исполнении.

Изучение соответствия правовых актов, изданных органами местного самоуправления, положениями местного законодательства с преобладающими действиями. Изучение соответствия правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, которые являются положениями местного законодательства с преобладающими действиями.

Исходя из сказанного ранее, судебная власть является третьей ветвью власти в Российской Федерации. Судебную власть можно определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и социальные процессы . Субъектом, осуществляющим её, является только суд, обладающий для осуществления судебной власти только ему присущими полномочиями, возможностями и способностями воздействовать на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе.

Орган, осуществляющий надзор за надлежащим функционированием органов государственного управления, как местных, так и правительственных. Судебная власть является третьей, рядом с законодательной и исполнительной властью, в государстве. Судебная система является независимой и независимой судебной системой. Судебная власть включает в себя: Верховный суд, общие суды, административные суды, военные суды, государственный трибунал и конституционный трибунал. Судебная власть не зависит от других государственных органов, поэтому судьи и члены трибуналов, выносящие различные решения от имени Республики Польша, не могут быть членами какой-либо политической партии, это означает, что они должны быть аполитичными, то есть не представлять в своих интересах интересы отдельных политических партий.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Как судьи, так и члены обоих трибуналов, Конституционный трибунал и государство подчиняются Конституции Республики Польша и действующим законам. Верховный суд является верховным судом. Верховный суд контролирует деятельность других судов, т.е. общих, административных и военных судов. Права и компетенции высшего суда включают: право отменить суды, вынесенные судами низшей инстанции; право решать вопрос о действительности президентских выборов и национальных референдумов; право отменить приговоры. Организационная структура высшего суда состоит из пяти палат: Административной палаты, Палаты труда и социального обеспечения, Гражданской палаты, Уголовной палаты и Военной палаты.


Глава 2.

Понятие судебной власти и содержание её основных признаков.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, ад­министративного и арбитражного судопроизводства с соблюдением про­цессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости при­нимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

В дополнение к составу высшего суда первый президент, назначаемый президентом сроком на шесть лет; Президенты палат, также назначаемые президентом и судьями. Другим судом являются общие суды. Общие суды, как правило, регулируют вопросы гражданского, уголовного, семейного или трудового права. Президенты суда назначаются министром юстиции, и срок их полномочий обычно длится четыре года. Военные или административные суды представляют собой специальные суды, которые призваны рассматривать дела, связанные с определенной категорией лиц.

Например, военный суд занимается военными вопросами, а солдаты, такие как дезертирство, и административные суды занимаются вопросами государственного управления. Что касается военных судов, то они являются частью Вооруженных Сил, и положение судей может проводиться там должностными лицами, которые имеют постоянную профессиональную роль. Начальник суда является начальником военного суда, и их контролирует так называемая военная палата Верховного суда.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основ­ных признаков :

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осу­ществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и дру­гими законами.

Еще одним элементом судебной власти является конституционный суд. В Генеральной Ассамблее судей Конституционного трибунала представлены кандидаты, среди которых Президент назначает Президента и заместителя Председателя Конституционного трибунала. Судьи Конституционного трибунала являются независимыми и подчиняются только конституции. Другой трибунал - государственный суд. Государственный трибунал призван править конституционной ответственностью лиц, занимающих высшие должности государства, и рассматривать дела о нарушении Конституции и статутов.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государст­венным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируе­мым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей . В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждо­му человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенст­ва) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требова­ний справедливости независимым и беспристрастным судом .

Президент Республики Польша, Президент Республики Польша, несет ответственность перед Государственным трибуналом. Организационная структура Государственного трибунала состоит из следующего: председатель является председателем Верховного суда; двух заместителей председателя и шестнадцати членов, избираемых Сеймом, а не из числа членов сената и сенаторов.

Органами государственного контроля и защитой закона в соответствии с Конституцией Республики Польша являются Верховная палата контроля, Омбудсмен и Национальный совет радиовещания и телевидения. Он контролирует государственное управление, органы местного самоуправления и другие организационные подразделения, а также контроль над негосударственными организационными подразделениями. Омбудсмен, с другой стороны, защищает права человека и гражданина и его свободу. Омбудсмен назначается Сеймом, и его срок полномочий составляет пять лет.

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды . Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации при­надлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

В течение этого времени Время является одной из основных категорий для организации мира, представленного в литературной работе. Подробнее Словарь литературных терминов не может занимать другие должности, принадлежать к политической партии и вести собственный бизнес. Омбудсмен также обязан информировать государственные органы, особенно парламент, о состоянии прав человека и гражданства в государстве. Что касается Национального совета по телерадиовещанию, этот орган, как конституционный и плюралистический институт, защищает свободу слова, право на информацию и общественные интересы.

4 .Независимость, самостоятельность, обособлен­ность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону . Независимость судебной власти одновременно означает за­прет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государст­венных органов, не входящую в какую-либо другую государственную струк­туру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно ре­гулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, ре­гулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социаль­ную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедли­вость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной сте­пени затрагивает судебную власть.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти . Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных зако­ном оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последо­вательности, установленной процессуальным законом и протекает в процес­суальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция су­дов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но соз­данные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону . Особой юридической силой обладает толкование Конституции Россий­ской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно явля­ется официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений .

Глава 3.

Система органов, осуществляющих судебную власть.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу­ционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» су­дебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществле­нию правосудия присяжных» народных и арбитражных заседате­лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конститу­ционным Законом о судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от за­конодательной и исполнительной властей, осуществляется посред­ством конституционного, гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства.

Судебная система - совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства .

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

Установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ;

Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;

Применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;

Признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

Законодательного закрепления единства статуса судей;

Финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации, составляющие судебную систему Российской Фе­дерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъ­ектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики .

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя .

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным де­лением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Вер­ховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных окру­гов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделен­ные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

· основное звено - районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

· среднее звено - Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

· высшее звено - Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды:

· основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарни­зонов;

· среднее, звено - суды военных округов, флотов, видов Воору­женных Сил и групп войск;

· высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

Так же подразделяются и арбитражные суды:

· основное звено - арбитражные суды субъектов Российской фе­дерации

· среднее звено - федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

· высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

Суды первой инстанции;

Суды второй (кассационной) инстанции;

Суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Суд первой инстанции - это разбирательство дела по суще­ству с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголов­ному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по граждан­скому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации .

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - реше­ния, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции - для мировых судей и районных су­дов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд Российской Федерации) на основании жа­лоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой ин­станции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

Признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

Установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в опре­деленных пределах приговор или решение; вынести новое ре­шение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в за­коне (председатели областных и соответствующих судов, председа­тели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснован­ность вступивших в законную силу решений суда первой инстан­ции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижесто­ящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиу­мах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Высший Ар­битражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в по­рядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «ни­жестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы - суд.


Заключение.

В данной работе раскрыты такие вопросы, как: понятие судебной власти, как одной из ветвей государственной власти, содержание ее основных признаков, так же раскрыта система органов, осуществляющих данную власть в России. Помимо этого мы охарактеризовали понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

В конце работы хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема этой курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время

. Список литературы.

1. Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар-1998.

2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М-1999.

3. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000.

4. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права» М-1996.

5. В.П.Божьев Правоохранительные органы РФ. М-1997

6. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)

7. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской Федерации (от 31.12.96)

8. Всеобщая Декларация Прав человека (от 10.12.48)

9. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации (от 21.07.94)

10. Уголовно Процессуальный Кодекс Российской Федерации (от 07.08.00)


Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар 1998 г. стр.125

Конституция РФ ст.10

Конституция РФ ст.126

Г.А.Воробьёв «Основы государства и права» Учебное пособие, Краснодар 1998 г. стр. 152

Уголовно Процессуальный Кодекс РФ. Ст. 38

Правосудие - особый вид юридической деятельности, возлагаемый обществом и государством на судебную власть. Правосудие осуществляется именем и властью государства в установленных законом процессуальных формах путем рассмотрения исковых требований, заявлений, ходатайств, других материалов в условиях, обеспечивающих равенство прав сторон.

В демократических обществах именно на правосудие возложена миссия защиты конституционных прав и свобод граждан.

1. Общая характеристика организации и функций судебной власти

Конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной и независимой государственной власти впервые было осуществлено в Конституции РСФСР 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1989-1992 гг.) Глава IХ этой Конституции называлась “Правосудие и прокурорский надзор”. В новой Конституции Российской Федерации 1993 г. в полном соответствии с принципом разделения властей идея обособления функций правосудия от функций законодательной и исполнительной властей нашла отражение в отдельной главе 7 “Судебная власть”

Термин "судебная власть" и "правосудие" выражают одно и тоже понятие. Но они не синонимы, и для предмета конституционного регулирования более приемлем термин "судебная власть" 1 . В нем акцент делается на систему органов, эту власть осуществляющих.

Термин "правосудие" подчеркивает само содержание, функцию судебной власти. Поэтому правосудие - это вид государственной деятельности, направленный на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющей судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи.

Специфические признаки судебной деятельности состоят в том, что правосудие осуществляется:

Специальными государственными органами - судами, которые наделены властными полномочиями;

Путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел;

В установленной законом процессуальной форме.

Кроме перечисленных специфических признаков, судебной власти присущи характерные свойства: самостоятельность; исключительность; подзаконность; полнота.

Самостоятельность судебной власти заключается в том, что органы судебной власти осуществляют государственную власть самостоятельно и независимо от других ветвей власти (ст.10 Конституции).

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Признание за судом исключительного права на осуществление правосудия означает, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговоры, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства. Передача функций правосудия другим органам считается антиконституционной и недопустима с точки зрения закона.

Подзаконность судебной власти проявляется не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основании закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона.

Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебной властью, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат безусловному исполнению на всей территории РФ.

Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия, посягательство на жизнь, угрозы лицам, работающим в этой сфере, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата суда (судебных приставов), проявление неуважения к суду или судьям, клевета, неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта влекут установленную законом ответственность (ст. ст. 294 - 298, 315 гл. 31 УК РФ).

Правосудием является всякая деятельность коллегиального суда или единоличного судьи, отвечающая указанным признакам и свойствам. Кроме того, правосудием следует считать не только разбирательство дела судом первой инстанции, но также кассационную 2 и надзорную проверку вышестоящим судом вынесенных приговоров, решений, и производство в суде по вновь открывшимся обстоятельствам.

Осуществление правосудия основывается на конституционных принципах , которые взаимосвязаны. К ним относятся:

1) осуществление правосудия только судом - единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти (ч. 1 ст. 118 Конституции).

Как специфическое направление реализации государственной власти правосудие является основной формой осуществления судебной власти. При этом правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства;

2) законность - базовый принцип деятельности судов (как и всех государственных органов) состоит в неукоснительном соблюдении Конституции РФ и законов, которыми регламентируются организация и порядок их деятельности, т. е. осуществление правосудия в точном соответствии с законом (ч. 2 ст. 15 Конституции);

3) независимость судей и присяжных заседателей, подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1, ст. 120 Конституции).

Независимость судей обеспечивается:

Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, в частности, тайной совещания;

Запретом (под угрозой ответственности) вмешательства в осуществление правосудия;

Неприкосновенностью (иммунитетом) судей;

Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

Финансированием судов только из федерального бюджета;

Несменяемостью судей (гарантия независимости судей);

4) коллегиальное рассмотрение гражданских и уголовных дел в суде как реальные условия для их всестороннего, полного и объективного разбирательства. В суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей, либо коллегией из трех профессиональных судей, или, в определенных случаях, установленных законом, единолично судьей.

Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном и арбитражном процессуальном кодексах. При этом согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом;

5) состязательность и равноправие сторон (ч. 3, ст. 123 Конституции РФ) означающее, что все равны перед законом и судом независимо от функций, выполняемых в судебном заседании, пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме того, ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд);

6) открытое разбирательство дел во всех судах (ст. 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом;

7) национальный язык судопроизводства (язык уголовного судопроизводства ст. 18 УПК РФ) основывается на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком;

8) презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ) - основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина;

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу;

9) недопустимость повторного осуждения лица за одно и тоже преступление (ст. 50 Конституции РФ);

10) право лица на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) - каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения;

11) образование судов на началах назначения (ст. 128 Конституции РФ);

12) участие в отправлении правосудия граждан (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ).

Таким образом, названные принципы организации и деятельности суда как компетентного органа, осуществляющего судебную власть, процессуальный порядок судебного разбирательства являются важными гарантиями правильного разрешения дел, защиты прав и интересов граждан, законности, обоснованности, объективности и справедливости судебных решений.

Как уже отмечалось, основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, организованных и действующих с учетом федеративного устройства России. Система судов осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен именно в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены обычным законом. Согласно п. "о", ст. 71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе определение в полном объеме структуры судебной системы, находится в ведении РФ.

Формирование судебной системы продолжается, идет проработка структуры, отдельных ее звеньев и отношений между ними. Согласно ч. 2, ст. 5 Конституции РФ субъекты Федерации вправе иметь свое законодательство и на своём уровне образуют суды субъектов Федерации, К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входящими в единую судебную систему Российской Федерации.

В соответствии с судебно-правовой реформой предполагается выделение в системе судов общей юрисдикции (судов по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений) и специальной юрисдикции (например, суды по делам несовершеннолетних, третейские суды, административные суды).

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Федеральным конституционным законом ”О судебной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г. 3 в Российской Федерации установлена единая судебная система, предусматривающая:

Федеральные суды Российской Федерации;

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

Мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входящие в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировые судья рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, ФЗ от 17.12. 98 г. «О мировых судьях», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные суды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию.

Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Возможность полного и независимого осуществления правосудия непосредственно связана с порядком финансирования судов. Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", ч. 5 ст. 33 которого устанавливает, что размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

Высокий статус судов подчеркивается также установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.